Реферат «Моя малая Родина»





Скачать 156.61 Kb.
НазваниеРеферат «Моя малая Родина»
Дата публикации03.04.2015
Размер156.61 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > История > Реферат
МОУ СОШ №9

Реферат

«Моя малая Родина»
Работу выполнила Бондаренко Е.

Ученица 10 класса

2008 год

Историческая справка
Удивителен и неповторим наш край. Для всех нас – это целая планета, которая подарила нам жизнь, во всем ее многообразии. Да, наше Ставрополье не похоже ни на один регион страны. Собственно, земля эта всего лишь два века с небольшим как принадлежит России, а потому и официально наша история начиналась только в XVIII веке, с возникновением первых крепостей и населенных пунктов вдоль Азово-Моздокской оборонительной линии.

Конечно же, эти просторные степи и предгорья, расположенные как бы на «переносице» между ярко-синими глазами двух морей – Черного и Каспийского, с незапамятных времен были обитаемы. Первый человек здесь появился в эпоху неолита, более ста тысяч лет назад.

В VII веке до н.э. здесь обосновались легендарные скифы. Отсюда они совершили путь в Переднюю Азию, покорили Ассирию, Мидию и дошли до Египта. Яркие страницы в истории края оставили сарматы и аланы. Степи Предкавказья активно заселяли северо-кавказские племена, так называемой кобанской культуры. Ставрополье испытало нашествия многочисленных кочевых племен: гуннов, хазар, половцев, монголов. Здесь формировались болгарские племена, часть которых, переселившись на Дунай, вместе со славянами создали Болгарское государство.

В XVIII веке Предкавказье завоевали монголо-татары. На месте нынешнего Буденновска они построили город Маджар – столицу Золотой Орды на Северном Кавказе. После распада Орды опустевшие степные просторы перешли в полное владение кочевников – ногайцев, калмыков, туркмен. Наш край можно назвать великим перекрестком, где сходились пути многих племен и народов.

И на этом обдуваемом ветрами истории перекрестке, где Европа отторгается от Азии, стремясь покрепче прижаться к теплому раздолью целинных степей, упершись взором в ледниковые цепи сияющих гор – зарождались, обретали силу и могущество, а то и таинственно растворялись сотни племен и народов, чьи потомки и поныне населяют наш край и соседние республики Северного Кавказа.

Люди 90 национальностей живут здесь. Удивительно пестрый калейдоскоп наречий, обычаев, традиций, вероисповеданий. И все эти многоцветные сокровища различных культур веками смешивались в волшебном коктейле, оставив потомкам в наследство чудесный сплав духовных богатств.

В нашем крае 747 населенных пунктов, одним из которых является наш поселок Новокавказский.

18 августа 1964 года был издан приказ о переселении отдельных специалистов, служащих, рабочих в новый поселок. И имя ему дали поселок Новокавказский.

Первыми переселенцами поселка были русские. Они занимались земледелием, скотоводством, разводили и выращивали породистых скакунов.

В поселке полностью доминируют представители славян, удельный вес которых практически не изменился – 93%. Второй по численности является диаспора даргинцев. Всего представителей народов Дагестана (даргинцы, аварцы, кумыки, лезгины, табасаранцы) в поселке насчитывается – 2,9%. Первые переселенцы из Дагестана прибыли в поселок в 1971 году. В 1969 году в поселок прибывают первые жители Карачаево-Черкессии, Чеченской республики. Сейчас их численный состав составляет 1,9%.

У каждого народа своя история, свои обряды, праздники, народные традиции. Сегодня мы познакомим вас с некоторыми произведениями той части устного народного творчества, которая создавалась для того, чтобы воспитывать в подрастающих поколениях любовь к семье, родной земле, чувство национальной гордости, умение дружить и жить в гармонии с окружающим миром. А заодно познакомимся с бытом и обычаями, традициями и обрядами некоторых народов, населяющих наш родной уголок. Поселок Новокавказский славен национальными традициями, задушевными песнями, гостеприимством, искрометными танцами, хлебными нивами, породистыми скакунами.

Всех нас объединяет щедрость, искренняя любовь к Родине, почтение старости.
Обычаи, обряды и традиции русского народа

Первое свое путешествие мы совершаем в русскую семью Челомбицких, которая проживает в поселке с самого его основания.

На пороге дома нас встречала вся большая семья Челомбицких. Бабушка, Валентина Семеновна, по такому случаю нарядилась в настоящий русский сарафан, в ярко расписной кофте, на плечах был накинут большой русский платок. Встречали нас хлебом, солью. Со словами: «Добро пожаловать!» мы прошли в избу.
Будет всем вам здесь приятно

Побывать в гостях у нас,

Песни русские попеть,

В русский пляс с душой пуститься,

Пирогов отведать вкусных,

и чайку напиться всласть,

Все мы рады видеть вас!
В центре комнаты стоит большой стол, накрытый скатертью, на столе возвышается русский самовар, стоят блины, пирожки. Хлеб поставили на самое почетное место. Недаром существует пословица: «Хлеб на столе, так и стол престол, а хлеба ни куска, так и стол доска».

Ходить в гости, пить чай с бубликами, ватрушками, пирогами – это старинный русский обычай. Не забыт этот обычай чаепития и в нашем поселке. Зайди в любой дом, к молодым ли старым, везде тебя приветливо встретят, пригласят к столу.
На Руси обычай древний-

Дорог гость – так привечай

Наливай ему целебный

Ароматный, крепкий чай.

Так под шумок самовара велся согревающий душу и сердце разговор с хозяевами.

А ведь поговорить нам есть о чем. Каждый из нас стремится познать окружающий мир, узнать много нового и интересного. Но шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, а именно, от многовекового опыта людей, которые жили до нас и живут сейчас рядом с нами. Как необходимо нам знание культуры и народного быта предков!

Валентина Семеновна поведала нам, о том, что в их доме помнят и чтут обычаи, традиции и обряды русского народа.

Их семья очень любит, когда к ним приходят гости.

«А как же иначе?» - говорит Валентина Семеновна - в дом, куда не приходят гости, не приходит и изобилие!»

Долог зимний вечер. В такие вечера загадки служили подспорьем хорошему настроению. Любят в этом доме и загадки:

- «Что на сковороду наливают, да в четверо сгибают?»

- «Конечно же это блин!» - отвечаем мы.

А маленькая Соня загадала нам такую загадку: «В небе – дыра, в землю – дыра, а в середине огонь, да вода». Ну эта отгадка стоит у нас на столе. Это русский самовар.

Вдруг заиграл баян. Это хозяин взял гармонь в свои умелые руки. Следом зазвучали песни. Наперебой с гармонистом Валентина Семеновна запела частушки. Какие же посиделки без задорной частушки!

Хорошо пропели песни

Милые подружки.

Только что за посиделки

Без нашей частушки?
Баяниста Петю я

Давно заприметила,

Играет он старательно,

Моргает завлекательно.
Дай, бог, снежку,

Гладеньку дорожку,

Ко мне миленький приедет

К самому окошечку.
Я приду с гармошечкой

Под твое окошечко.

Поглядим, гармошечка,

Откроется ль окошечко!
В нашем поселке еще не нашлось такого человека, который бы перепел Валентину Семеновну. Ведь она поет и танцует на всех свадьбах, проводах, днях рождениях. Победила даже в конкурсе частушечников, которых проходил в сельском Доме Культуры. И сегодня ей не было равных. Немного отдохнули, попили горячего чая, вспомнили о русской, задушевной песне. Потекла, зазвенела, заволнавала душу песня «Степь, да степь кругом». Путь далек лежит… И предстали пред нашими глазами Новокавказские степи, с ароматным запахом полевых цветов, с хлебными нивами, с закатом яркого солнца над прудом, где после трудового дня рыбачат рыбаки.

Узнали мы и чем раньше угощали хозяева дорогих гостей.

На обеденный стол ставилась большая чаша – одна на всю семью. Хозяин дома сидел за столом на почетном месте. Он первым начинал трапезу, и только после него все остальные могли начать есть. Ели деревянными ложками. Традиционной пищей были колобки – небольшие круглые хлебцы. Древним блюдом, приготавливаемым из молотого зерна, были блины. Сначала их ели во время поминок, позже под блины петь да плясать, масленицу провожать. Деревенской пищей является толокно-толченая и молотая овсяная мука, в которую доливали воду или квас, солили. Из напитков пили квас.

Валентина Семеновна рассказала нам, что в семье ценили и ценят опрятность. Женщины по субботам до блеска выскабливали полы в избе, столы. Не было случаев, чтобы раз в неделю, перед баней не сменялось постельное и нательное белье. Русские любят баню и очень часто топят ее.
Через несколько дней мы попадаем в другую русскую семью – Проценко. Здесь хозяева нам поведали о веселых и долгожданных зимних праздниках. Начинались он с Рождества. 6 января ничего нельзя было есть «до звезды». Самая главная еда в этот вечер, который носил название «Сочельник», - кутья – ритуальная пшеничная каша с медом и ягодами.

Наступили Святки или Святочные вечера. Святки сопровождались богатым выбором обычаев, обрядов, игр. По сей день сохранились эти традиции в нашем поселке. Взрослые, молодежь, дети заходят в каждый дом со словами: «С праздником хозяина поздравляем, здравия всем желаем». Все это происходит в шутливом тоне, сопровождается песнями, плясками, игрой на баяне.

Не менее интересно встречают в нашем поселке и старый Новый год с 13 на 14 января. В каждый дом заходят ряженные и колядками желают хозяевам изобилия, здоровья, счастья. За это хозяева одаривают их подарками.

Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой,

Открывайте сундучок,

Доставайте пятачок,

Либо гривенничек.

У доброго мужичка

Родись рожь хороша:

Колоском густа,

Соломкой пуста!

Уж я сяду на порог –

Дай лепешку и пирог,

Чтобы курочки водились,

Чтобы свиньи поросились,

Чтоб коровушка телилась,

Чтоб кобылки жеребились, чтобы счастье и веселье

Было в доме круглый год,

Чтоб гостей невпроворот!

С новым годом!

Со всем родом!

Чтоб здоровы были,

Много лет жили!

Широко в п. Новокавказском празднуется русская масленица. Масленица всегда превращалась в народное гулянье. Это катание с гор на салазках, на лошадях. На Масленицу обязательным угощением являются блины. В последний день Масленицы мастерили из соломы куклу – чучело. Одевали куклу во все старое, негодное. Лицо ее расписывали красками. А затем куклу сжигали. Это были символические похороны зимы. Пепел разбрасывали по полю, чтобы был хороший урожай.

Дорогие друзья – земляки,

Честь и слава, и гордость России!

Вы в делах, вы в труде велики.

Имена ваши очень простые.

Дорогие друзья – земляки,

Ни межи нас, ни села не разнят.

И поэтому с легкой руки

Открываю заслуженный праздник.

Он корнями уходит в века,

Силу, удаль людей умножая,

Праздник памятный издалека,

Открывающий путь к урожаю,

Праздник мира и поля, и трав,

Праздник душ человечьих свободных,

Праздник масленичных забав,

Детских игр, да игрищ народных.

Эта речь моя – не напрасленница,

Будет зиму провожать Масленица!
Заглянули мы в далекое прошлое нашего народа, увидели, как поистине талантливы русские люди. Каких только песен, загадок, сказок мы не услышали. Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье – все отражается в творчестве русского народа. Но главное в народной жизни – лад. Это стремление к совершенству, простате, красоте в жизненном укладе, согласие и мир во взаимоотношениях. Жизненный опыт наших односельчан помогает нам создавать будущее, делает нас богаче и красивее.

Обычаи, обряды и традиции дагестанского народа
Мы с интересом продолжаем свое путешествие в дагестанские семьи Абдуллаевых и Эмюрбековых. Хочется сразу отметить, что дагестанский народ очень гостеприимный. Пословицы Дагестана гласят: «Гость – посланец бога», «Кто не оказал почета гостю, у того поле не заколосится».

Хозяева нас приглашают войти в дом. Войдя, мы попадаем совершенно в другую обстановку. Дом их обставлен особой мебелью, на стенах висят украшения, кинжалы, сабля, фотографии предков. Отведен специальный угол для утренней и вечерней молитвы, на полу лежит небольшой молитвенный коврик.

Хозяйка дома Фатима рассказала нам, что их священной книгой является Коран. Эта книга, которой руководствуются в своем поведении все мусульмане.

Встретили нас женщины в национальной одежде. Они рассказали, как женщине подобает одеваться. С девяти лет девочка прикрывать все тело, кроме кистей рук и лица. Мужчинам ношение головного убора обязательно. Для мусульманина отсутствие шапки является признаком социальной неполноценности, он не снимает ее даже в мечети.

Подходим к уголку, где происходит омовение. Это одна из традиций, объединяющая все мусульманские народы.

Омовение – предписанный Кораном очистительный акт, предшествующий молитве. Состоит из обмывания чистой водой различных частей тела.

Далее нас ждал богатейший стол с дагестанскими блюдами. Чего здесь только не было. Хинкал с варенным мясом, брынзой, чесночной приправой, каша из риса, блины, суп из бобов, плов из баранины, пироги, сыр и основной напиток – айран.

Так, сидя за столом, вели разговор об обычаях и традициях дагестанского народа.

Сестра Фатимы Гулейбет рассказала нам о куначестве. В Дагестане сильно распространено наследственное куначество, когда тесные дружеские отношения поддерживались семьями на протяжении многих лет. Познакомились мы с обычаем аталычество. Это слово нам не было знакомо и Фатима объяснила, что аталычество – обычай обязательного воспитания детей вне родительской семьи, приводивший к установлению искусственного родства. Жена аталыка считалась приемной матерью воспитанника, дети аталыка – братьями и сестрами. В настоящее время имеет место куначество и особенно побратимство.

Не могли поинтересоваться и дагестанскими праздниками. Нам интересно было узнать какие праздники считаются главными.

Хозяин с удовольствием рассказал о празднике Ураза. Во время Уразы необходимо воздержаться от пищи и любых чувствительных удовольствий в течение всего дня, от рассвета до наступления темноты. Есть и пить разрешается только ночью. Завершается Ураза праздником Ураза – Байрам. Ритуал праздника – коллективная молитва, затем обильная молитва и раздача милостыни бедным. Праздник длится 3 дня. Перед праздником необходимо все чисто убрать, дома и улицы приводят в порядок, красят и украшают. Покупают или шьют новую одежду и обувь для всех членов семьи, все спешат запастись подарками. Во всех домах пекут сладкое печенье, пироги и пирожные. Люди семьями ходят в гости и принимают гостей у себя дома, при этом одаривают друг друга подарками.

По сей день всенародно отмечается праздник Сабантуй. Он проводится перед посевом поочередно в разных деревнях: устраиваются спортивные состязания, различные детские и юношеские забавы, коллективное угощение кашей из собранных продуктов, которую готовят в казане на пригорке. Обязательным элементом Сабантуя был сбор детьми крашенных яиц, которые готовятся в каждом доме. После сбора яиц дети устраивают на улицах различные игры.

На этом можно было закончить наш разговор. Но тут бабушка, мама Фатимы и ее сестра Гулейбет запела дагестанскую песню. В ее песне чувствовалась тоска по родной стороне. Ее поддержали Фатима, Айшат, даже запели дети. И лилась дагестанская мелодия по поселку, напоминая, что в нем живут такие люди, которые любят и помнят свою далекую родину.
У дагестанцев есть стихи о родном крае, животных, птицах.

Выйду из дома – и степь за порогом,

Промчусь по степи на коне быстроногом.

Крылья мои – скакун удалой.

Птица на крыльях над степью взовьется,

Конь по степи, словно птица, несется,

Крылья мои – скакун удалой.

Если тебя я догнать захочу,

Птицы быстрей по степи полечу.

Крылья мио – скакун удалой.


Обычаи, обряды и традиции карачаевского народа
Наше путешествие продолжается. Идем в гости в карачаевскую семью Джанибековых. Это большая дружная семья, в поселке проживают уже 25 лет. Нас встречает хозяин дома, его жена Валентина, отец и мать Валентины, добрые старики, им уже за восемьдесят, дети – старший сын Асхат, две дочери Ирина и Зульфия со своими мужьями и детьми.

Пройдя в дом, мы чувствуем атмосферу добра, тепла. Комнаты убраны по карачаевски, особенно комната стариков. Здесь и шашка висит, и кинжал, на столе стоит национальный кувшин, в углу молитвенный коврик. Приглашают нас в столовую. По случаю прибытия гостей хозяева зарезали барана (таков обычай). Угощали лепешками, пирогами с сыром, затем кашей с варенным мясом, халвой.

Завязался непринужденный разговор. Старейшин Базыр рассказал нам, что у народов Карачаево – Черкессии характерно особое отношение к дружбе, особенно дружбе мужской. Не зря гласят пословицы: «Оставшийся без друзей споткнется тысячу раз», «Если у тебя есть друг, следи, чтобы тропа к его дому не заросла травой».

Из разговора с хозяевами мы поняли, что карачаевцы очень скромный, терпеливый народ. Они могут стойко переносить холод, голод, трудности. Честность, порядочность, верность своему слову, доброта, готовность помочь были и есть обязательными требованиями этикета этих людей.

Карачаевские женщины обязательно должны носить платок. Но если женщина бросает в гущу сражающихся платок на землю, то схватка должна прекратиться.

Члены семьи наперебой рассказывали нам о праздниках, обычаях, обрядах, традициях своего народа, которые основаны на народных мудростях, добре. Они несут в себе любовь и правду, терпимость и уважение.

Один из таких праздников Курбан – Байрам (праздник жертвоприношения). Мифология этого праздника восходит к известному библейскому сюжету о попытке принесения патриархом Авраамом (Ибрагимом) своего сына Исаака в жертву Богу. На место библейского Исаака мусульманская традиция ставит Исмаила, считая его старшим сыном. В состоянии освящения (ихрама) необходимо отбросить все мирские желания и заботы о собственной внешности. В состоянии освящения запрещено также срывать плоды, охотиться и проливать кровь. Приведя себя в состояние ихрама, верующий читает молитву и метит животное, которое принесет в жертву. Часть мяса раздают бедным. После жертвоприношения устраиваются народные гуляния, соревнования, скачки на лошадях.

Младшая дочь Зульфия вспомнила, как мама ей в детстве рассказывала сказки, которые она с большим удовольствием слушала. Одну из сказок она рассказала нам:

«Стрелок и его друзья»

Жил-был охотник. Никогда он не приходил с охоты с пустыми руками. Однажды возвращаясь с охоты, с богатой добычей он встретил крестьянина и предложил ему купить свою дичь. Крестьянин ответил, что его совсем разорили налоги, в доме осталась горсть муки, да стакан воды, пожалел охотник крестьянина и отдал ему всю дичь. Поблагодарил его крестьянин за его доброту и сказал : «Заходи всегда в мой дом, будешь желанным гостем». Через несколько дней стрелок опять возвращался с охоты с добычей. Проходя мимо дома он увидел у забора дряхлого старика. Старик был очень болен, и умирал от голода. Стрелок предложил ему свою добычу.

- «Нет сынок, не возьму… как можно. Ведь это дорого стоит» - сказал старик.

- «Бери, бери, подкрепляйся и будь здоров» - ответил стрелок.

Старик, пораженный добротой стрелка, заплакал и сказал:

- «Пока я жив, считай меня своим другом».

Через несколько дней стрелок опять пошел на охоту и опять настрелял много дичи. Возвращаясь домой на одной из улиц города он увидел у ворот на улице в очерченном круге сидел какой-то бедняк.

- «Что сидишь?» - спросил стрелок бедняка.

- «Задолжал я баю, а долг отдавать нечем. Если долг не верну, завтра стану рабом бая».

- «Не бывать этому» - воскликнул стрелок. – «Вот возьми мою добычу, отдай баю, он тебя отпустит».

Бедняк так и сделал.

- «Ну, спасибо, друг. С этого дня я твой должник»

Как – то на охоте стрелок увидел, как бай не мог убить убегающего зверя. А стрелок прицелился и застрелил зверя.

Падишах рассердился на стрелка, что он подстрелил добычу бая и велел его казнить.

- «О, господин – крикнул стрелок – дай 2 дня сроку, разреши сходить попрощаться с другом».

Падишах удивился, но казнь решил отложить. Стрелок ушел, а падишах переодевшись, пошел за ним.

Зашел стрелок к первому другу и рассказал ему о своем несчастье.

- «Не печалься, друг! Сейчас я отведу падишаху своего коня и попрошу его освободить тебя».

Падишах, услышав удивился:

- «Неужели ему не жаль отдать последнего коня!»

Пошел стрелок дальше, еще к своим двум друзьям. Они пообещали стрелку распороть живот падишаху своими кинжалами.

Все пришли во дворец, но падишах приказал начинать казнь. Палач накинул петлю на шею стрелку. Тут вышел первый друг и сказал:

- «О, господин, возьми моего коня и пощади моего друга. Падишах молчал.

- «О, господин – прокричал второй друг – пощади этого доброго человека. Вели лучше казнить меня вместо него».

Тогда третий друг, не говоря ни слова, схватился за кинжал и бросился к падишаху. Падишах испугался, замахал руками и убежал.

Стрелка освободили. Весь народ радовался и говорил: «Верная дружба сильнее падишахского гнева».

А падишах, сидя во дворце, горевал, что у него нет таких друзей, как у стрелка.

Прослушали мы эту сказку, затаив дыхание. Она всем очень понравилась.

Ну, конечно не обошлось без песен. Слушая песню, мы не понимали слов, но по выражению лица, по интонации, с которой исполнялась она можно было догадаться, что песня о Родине, о природе Карачаево – Черкессии.

Поблагодарив хозяев за гостеприимство мы покидаем этот дом со знаниями о карачаевском народе.
Вот и завершилось наше путешествие.

Закрываем последнюю страницу своего альманаха.

Впечатления от посещения семей Челомбицких, Проценко, Эмюрбековых, Аблуллаевых и Джанибековых осталось незабываемым. Сколько умного, доброго и поучительного узнали мы.

Наш поселок Новокавказский – это наш дом, наша малая Родина. Это наша многонациональная семья, уютное гнездо Кавказских гор и равнин, степей Новокавказских.

Мы живем в мире и согласии и не хотим, чтобы враждавали между собой народы Северного Кавказа.
Давайте скажем «нет войне»

И добротою мир наполним,

Тогда и счастье будет полным

На нашей матушке Земле!

Литература:


  1. Альманах. Памятники Отечества. «Земля Ставропольская». № 48

  2. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. – М., 1973.

  3. Гуров В.Н. Формирование личности ребенка в поликультурной среде. – Ставрополь. 2005.

  4. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций. – Москва. 2002.

  5. Мартынова М.Ю. Нормы и правила межличностного общения в культуре народов России. – Москва. 2003.

  6. Миловский А.С. Песнь жар-птицы. – Москва.1987.

  7. Соловьева Л.Т. Традиции толерантности в культуре народов Кавказа. – Москва.2002.

  8. Под ред. Невской В.П. История Ставропольского края от древнейших времен до 1917 года. – 1996 год

  9. По фольклорным островам. – Минск, 2005.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат «Моя малая Родина» icon«Моя малая Родина»
Омске продолжает действовать коалиционная добровольческая акция «Весенняя неделя добра»
Реферат «Моя малая Родина» iconНазвание конкурса
Фестиваль народного творчества «Моя малая Родина» презентация русского костюма и русской кухни
Реферат «Моя малая Родина» iconМой хутор, моя малая Родина
Знать: названия дней недели, образование числительных до 100; конструкцию вопросительного предложения в Present Simple
Реферат «Моя малая Родина» iconКонкурс учебно-исследовательских работ «Моя малая родина»
Победители и призеры различных акций, праздников, конкурсов за 2011 2012 учебный год
Реферат «Моя малая Родина» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Городской конкурс социально-образовательных проектов «Гражданин» «Моя малая Родина»
Реферат «Моя малая Родина» iconПроект «Моя малая родина»
Примечание: Перед данным уроком я организовала экскурсию по поселку, вместе с детьми сделали фотографии достопримечательностей. На...
Реферат «Моя малая Родина» iconПроект «Моя малая Родина» Окружающий мир
Мероприятия в ходе работы над проектом: экскурсия по селу, экскурсия в школьный музей
Реферат «Моя малая Родина» iconУрок мхк «Моя малая Родина на художественной карте мира»
Сегодня на уроке я хочу вас пригласить на прогулку … по родному городу и посмотреть на наш город как бы со стороны…
Реферат «Моя малая Родина» iconРайонная конференция по краеведению «Моя малая Родина» при одстюн номинация: история
В 2010 году страна будет отмечать 65-летие со дня победы советского народа в Великой Отечественной войне
Реферат «Моя малая Родина» iconИнформационный бюллетень №36 (38), сентябрь, 2012 год
Конкурс на лучшую статью о своем районе, городе, поселке или реализованном проекте и на лучший фоторепортаж о своем крае «Моя малая...
Реферат «Моя малая Родина» iconТема урока: Проект «Моя малая родина»
Познакомить с новым видом работы — проектом; расширять знания о своем родном селе; Способствовать развитию связной речи, оперативной...
Реферат «Моя малая Родина» iconКонкурс «Моя малая родина: природа, культура и этнос» Научно-исследовательская...
Лабораторный практикум по технохимическому контролю чайного сырья и готовой продукции чайного производства
Реферат «Моя малая Родина» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конкурс на лучшую статью о своем районе, городе, поселке или реализованном проекте и на лучший фоторепортаж о своем крае «Моя малая...
Реферат «Моя малая Родина» iconПрограмма военно-патриотической направленности «моя малая родина»
России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность...
Реферат «Моя малая Родина» iconПрограмма кружка «Моя малая Родина»
Программа составлена на основе авторской программы Гречухина Г. Б. Историческое краеведение. Учебная программа для общеобразовательных...
Реферат «Моя малая Родина» iconПрограмма недели географии «родина любимая моя!»
Реферат должен быть хорошо оформлен, по возможности снабжен картами, картосхемами, рисунками, фотографиями и т д


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск