Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Славянская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании МС: Согласовано: Утверждено: Протокол №1 от 26.08.2014г. Зам. директора по УВР: Директор школы: Председатель МС: Баник Л.В. Сушкова А.В. Баник Л.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ для обучающихся 6 класса Программа разработана учителем истории и обществознания Басовой Валентиной Владимировной
п. Славянское 2014 – 15 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории для 6 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования и федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования по истории (приказ МО № 1089 от 05.03.04) , авторских программ А.А.Данилов»История России 6-9 классы» ,Агибалова Е.В.»История средних веков 6 класс» (сб. «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание.5-9/М. «Просвещение 2008»).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственного стандарта, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.
Целью обучения истории является: образование, развитие школьника и воспитание личности, способной к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом. На основании требований ФГОС в содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
1. Приобретение знаний об историческом пути России с древности до наших дней в единстве общего, особенного и единичного, конкретных фактов и целостной картины исторического процесса; знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности. 2. Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации. 3. Овладение способами деятельностей: учебно – познавательной, информационно – коммуникативной, рефлексивной. 4. Воспитание в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества. Освоение: 1. Информационной компетенции: умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа, рисунка, исторических карт, схем, умение работать с историческими справочниками и словарями в поиске необходимых знаний; 2. Познавательной компетенции: сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; 3. Коммуникативной компетенции: владение монологической и диалоговой речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; 4. Рефлексивной компетенции: владение умениями совместной деятельности, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Программа реализуется на гимназических и общеобразовательных классах это определило использование элементов следующих технологий: гимназические классы – технология развивающего обучения (лабораторные, практические и самостоятельные работы), элементы исследовательской деятельности, групповые технологии, метод учебных проектов; общеобразовательные – личностно – ориентированный подход, индивидуализация обучения, здоровьесберегающей (чередование видов деятельности).
Результаты обучения и освоения содержания курса истории
Личностные результаты: 1. Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; 2. Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; 3. Осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; 4. Понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты: 1. Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и другую; 2. Владение умениями работать с учебной и внешкольной информации (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый планы, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информацию, в том числе материалы на электронных носителях; 3. Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщения, эссе, презентация, реферат); 4. Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия и социальном окружении.
Предметные результаты: 1. Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны всего человечества как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; 2. Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; 3. Умение изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; 4. Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории; 5. Готовность применять исторический знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников.
Предпочтительные формы организации учебного процесса: комбинированный урок; лабораторная работа по документальным источникам, учебнику; групповая и парная работа; самостоятельное изучение отдельных с последующим сообщением результатов изучения классу (проблемно – поисковые задания); учебные проекты; исследования.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков – фронтальный и индивидуальный опрос; индивидуальные карточки – задания; тесты; проблемные вопросы; практическая работа в контурной карте и с настенной учебной картой, практические работы и лабораторные работы с различными видами источников, зачеты. Рубежными формами контроля являются тематические контрольные работы (в том числе и диагностические). Итоговой формой контроля выступают входящие, полугодовые и годовые диагностические контрольные работы.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Особенности программы - объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «История Средних веков» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV в. - от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом ,так как на всеобщую историю выделяется небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понимать и объяснять современное мироустройство. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые, так или иначе ,вошли в историю современной цивилизации.
Преподавание курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» предполагает детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Изучение зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества, увидеть особенности ее развития и черты сходства с другими странами.
Место предмета «История Средних веков»; «История России» в учебном плане
Данная рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов при 2 часах в неделю в 6 классе («История Средних веков» - 30часов; « История России» - 40 часов).
Основные содержательные линии примерной программы в 6 классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и в соответствии с учебным планом школы в 6 классе программа устанавливает примерное распределение учебного времени: 40 часов- «История России» и 30 часов- «История Средних веков».
Требования к уровню подготовки учащихся
В ходе освоения обязательного минимума содержания курса «История» в 6 классе учащиеся должны научиться следующим видам деятельности и умениям: 1. хронологические знания и умения: называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов; соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий. 2. знание фактов: называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий. 3. работа с источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках; сравнивать данные различных источников, выявлять их сходство и различия. 4. описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи; на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников. 5. анализ, объяснение: соотносить единичные исторические факты и общие явления; называть характерные, существенные черты исторических событий и явлений; группировать (классифицировать) исторические события и явления по указному признаку; объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинно – следственных связях исторических событий; объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории. 6. версии, оценки: приводить оценки исторических событий (в том числе противоположные), изложенные в учебной литературе; определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.
Исходя из приведенного общего перечня, определены следующие требования к подготовке учащихся по освоению курса «История России с древности до конца XVI века». 1. Указывать: а) хронологические рамки существования Древнерусского государства; б) даты крещения Руси, сражений русских воинов против завоевателей, становления Русского государства. 2. Называть: а) место, обстоятельства, участников вышеуказанных событий; б) князей, политических, общественных и военных деятелей; в) наиболее значительных представителей и достижения культуры древней и средневековой Руси. 3. Называть, показывать на исторической карте: а) территории расселения восточнославянских племен; б) основные древнерусские города; в) крупнейшие русские земли периода политической раздробленности; г) основные центры собирания русских земель; д) территорию Русского государства в XV-XVI веках. 4. Описывать занятия, образ жизни населения древней и средневековой Руси. 5. Составлять описание памятников древнерусской культуры: а) жилых построек, храмов; б) предметов труда и быта; в) произведений художественной культуры. 6. Соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков; становления и развития Русского государства; закрепощения крестьян. 7. Называть характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений в древней и средневековой Руси, положение разных групп населения; б) развития русских земель под властью Орды; в) политического устройства Древнерусского и Московского государств, внутренней и внешней политики русских самодержцев. 8. Объяснять значение понятий: Древнерусское государство, монголо – татарское иго, политическое объединение русских земель, централизованное государство, сословно – представительная монархия, самодержавие, поместная система, закрепощение крестьян, опричнина. 9. Сравнивать: а) развитие отдельных русских земель в период политической раздробленности; б) деятельность Избранной рады и опричнину. 10. Излагать суждения о причинах и последствиях: а) политической раздробленности русских земель; б) зависимости Руси от Орды; в) объединения русских земель вокруг Москвы; г) социальных движений. 11. Приводить оценки: значения Куликовской битвы; деятельности Ивана IV. Исходя из приведенного общего перечня, определены следующие требования к подготовке учащихся по освоению курса «История Средних веков». 1. Называть хронологические рамки средневековья. 2. Называть: а) имена наиболее известных правителей; б) общественных и религиозных деятелей; в) первооткрывателей, ученых, представителей духовной, художественной культуры средневековья; г) участников и результаты наиболее значимых социальных, религиозных движений в средние века. 3. Показывать на исторической карте местоположение государств средневековья. 4. Описывать занятия и образ жизни людей в средние века. 5. Составлять описание средневековых памятников: а) жилых и общественных зданий, храмов, предметов быта, произведений искусств. 6. Называть характерные, существенные черты: а) политического устройства средневековых обществ в Европе и на Востоке; б) социального положения людей; в) представлений средневекового человека о мире. 7. Объяснять значение понятий: аграрное общество, натуральное хозяйство, община, феодальные отношения, сословия, иерархия (феодальная. Церковная), монархия, политическая раздробленность, централизованное государство, Возрождение, гуманизм.
Методика определения результатов обучения:
Оценивание по истории проводит учитель – предметник, который в начале учебного года знакомит учащихся с основными положениями и порядком оценивания по предмету.
Родители вправе получить информацию о порядке оценивания по предмету от учителя – предметника, классного руководителя.
При оценивании учитываются:
сложность материала;
самостоятельность и творческий характер применения знаний;
уровень приобретённых знаний, умений и навыков учащихся по отношению к компетенциям, требуемым государственной и школьной программами обучения;
полнота и правильность ответа, степень понимания исторических фактов и явлений, корректность речевого оформления высказывания;
аккуратность выполнения письменных работ;
наличие и характер ошибок, допущенных учащимися;
особенности развития учащегося.
4. Оценивание итогов обучения делится на:
текущее оценивание в течение учебного года;
итоговое оценивание (четвертное, полугодовое, годовое)
4.1. Текущее оценивание есть оценивание единичных результатов учёбы, а также оценивание знаний, умений и навыков по какой–либо целостной части учебного материала. Текущие оценки могут быть поставлены:
за контрольную работу;
за самостоятельную работу;
за практическую работу;
за тестовую работу;
за презентацию
за устные ответы
II. Оценивание учащихся (6класс)
При оценивании устного ответа учащихся 6 класса оценка ставится:
за устный ответ на обобщающем уроке; за устные индивидуальные ответы учащегося на уроке
за участие во внеурочных мероприятиях по предмету
за исправление ответов учащихся
за умение использовать в ответе различные источники знаний (текст учебника, рассказ учителя, наглядные материалы)
за работу с историческими источниками и их анализ
за выполнение домашней работы;
за работу в группах по какой-либо теме;
за самостоятельную, практическую, творческую, фронтальную работы;
за ролевую игру или викторину
за выполнение учебной презентации, доклада или сообщения по теме;
При оценивании письменных ответов оценка ставится:
за выполнение заданий в рабочей тетради самостоятельно
за составление плана - простого, развернутого, тезисного, плана-конспекта
за исторический диктант
за сочинение по определённой теме (1-2 страницы)
за тестовую работу
за письменное сообщение
Итоговое оценивание
Итоговыми оценками в основной школе являются четвертные отметки, полугодовые и годовые.
Четвертные и годовая оценки выставляются на основании не менее трёх текущих оценок.
III. Критерии оценивания знаний учащихся
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Оценивание устных ответов:
1.Оценка «5» ставится за полный, развёрнутый ответ, умение применять знания и излагать их логично.
2.Оценка «4» ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но при наличии некоторой неполноты знаний или мелких ошибок.
3.Оценка «3» ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки.
4.Оценка «2» ставится за существенные недостатки и ошибки, а результат ответа соответствует частично требованиям программы
.
Оценивание письменных ответов:
Оценка «5» - 100-90 %
Оценка «4» - 89-70 %
Оценка «3» - 69-45 %
Оценка «2» - 44-20 %
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
-
№ п/п
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| Количество часов
| теоретические
| практические
| 1
| Введение
| 1
| 1
|
| 2
| Становление средневековой Европы ( VI – XI века)
| 5
| 5
|
| 3
| Византийская империя и славяне в VI – XI веках
| 3
| 3
|
| 4
| Арабы в VI – XI веках
| 2
| 2
|
| 5
| Феодалы и крестьяне
| 2
| 2
|
| 6
| Средневековый город в Западной и Центральной Европе
| 3
| 2
| 1
| 7
| Католическая церковь в XI – XIII веках. Крестовые походы
| 2
| 2
|
| 8
| Образование централизованных государств в Западной Европе ( XI – XIII века)
| 6
| 6
|
| 9
| Германия и Италия в XII – XV веках
| 2
| 2
|
| 10
| Славянские государства и Византия в XIV – XV веках
| 2
| 2
|
| 11
| Культура Западной Европы в XI – XV веках
| 4
| 3
| 1
| 12
| Народы Азии, Америки и Африки в Средние века
| 5
| 4
| 1
| 13
| Русь Древняя
| 9
| 7
| 2
| 14
| Политическая раздробленность на Руси
| 8
| 7
| 1
| 15
| Русь Московская
| 12
| 11
| 1
| 16
| Повторение
| 2
|
| 2
| 17
| Контрольная работа
| 2
|
| 2
| ИТОГО:
| 70
| 59
| 11
| |