Искусственная деформация головы как исторический источник (на примере джетыасарской археологической культуры восточного приаралья конца I тыс. До н. Э. VIII в. Н. Э.)





Скачать 268.17 Kb.
НазваниеИскусственная деформация головы как исторический источник (на примере джетыасарской археологической культуры восточного приаралья конца I тыс. До н. Э. VIII в. Н. Э.)
страница1/3
Дата публикации20.04.2015
Размер268.17 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > История > Автореферат
  1   2   3
УЧРЕЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ РАН

На правах рукописи

ШВЕДЧИКОВА Татьяна Юрьевна


ИСКУССТВЕННАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ГОЛОВЫ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

(НА ПРИМЕРЕ ДЖЕТЫАСАРСКОЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВОСТОЧНОГО ПРИАРАЛЬЯ КОНЦА I ТЫС. ДО Н.Э. – VIII В. Н.Э.)




Специальность 07.00.06 – археология


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Москва – 2010
Работа выполнена в отделе теории и методики

Учреждения Российской академии наук Института археологии РАН
Научный руководитель: доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела теории и методики Учреждения Российской академии наук Института археологии РАН М.Б. Медникова.

Официальные оппоненты:
Коробов Дмитрий Сергеевич

кандидат исторических наук, зав. группой археолого-географических информационных систем отдела охранных раскопок ИА РАН.
Бутовская Марина Львовна

доктор исторических наук, профессор, зав. сектором кросс-культурной психологии и этологии человека Учреждения Российской академии наук Института этнологии и антропологии РАН.

Ведущая организация:

Учреждение Российской академии наук Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН.

Защита состоится «21» мая 2010 года в 14.00 на заседании диссертационного совета Д002.007.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Учреждении Российской академии наук Институте археологии РАН по адресу: 117036, г. Москва, ул. Дмитрия Ульянова, 19, 4 этаж, конференц-зал.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ИА РАН по адресу: 117036, г. Москва, ул. Дмитрия Ульянова, 19.
Автореферат разослан «___» апреля 2010 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор исторических наук, профессор Е.Г. Дэвлет
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Объект и предмет исследования

Объектом исследования данной диссертационной работы стала традиция искусственной деформации черепа человека на примере населения конца раннего железного века – раннего средневековья. Предметом исследования послужили краниологические серии из могильников джетыасарской археологической культуры региона Восточного Приаралья, на черепах из которых распознаются разнообразные последствия преднамеренной деформации головы.

Под искусственной деформацией черепа подразумевается намеренное или непреднамеренное изменение формы черепа человека в период его роста и развития. Внешнее воздействие на голову новорожденного ребенка при помощи массажа руками, наложения тугих повязок, нередко комбинированных с деревянными дощечками, мешочками с песком или при использовании колыбелей особой конфигурации с жестким основанием, позволяет значительно изменить конфигурацию мозгового отдела черепа.

Актуальность темы и научная новизна диссертации. Джетыасарская археологическая культура, открытая С.П.Толстовым, изучалась на основании объектов материальной культуры (конструкция погребений и погребальный инвентарь, раскопки поселений). Последующие раскопки джетыасарских городищ и некрополей, начиная с 1958, 1962-1963, 1966, 1971 гг. были произведены Л.М. Левиной (раскопки 1973, 1976, 1978, 1979-1981, 1983-1984 гг., 1991 г.) и способствовали формированию уникальной по численности и степени сохранности коллекции скелетных останков.

Антропологические исследования скелетных материалов из раскопок джетыасарских могильников в основном носили традиционный характер, пытаясь дать ответ о происхождении и биологических особенностях населения, и, как правило, не были сопряжены с археологическим контекстом скелетных находок.

В данной работе впервые результаты обследования скелетных останков на предмет присутствия следов деформации рассматриваются и анализируются в контексте материальных артефактов погребальной практики джетыасарцев.

Актуальность работы определяется рассмотрением традиции искусственной деформации головы у джетыасарского населения как независимого исторического источника. Научная новизна работы заключалась в оценке степени дифференциации и социальной стратификации джетыасарского общества с учетом распространения разных вариантов деформации головы.

Хронологические рамки работы определяются временем бытования джетыасарской археологической культуры в регионе Восточного Приаралья с середины первого тысячелетия до нашей эры по VIII вв.н.э.

Географические рамки исследования охватывают регион Восточного Приаралья, прежде всего северную, северо-восточную и восточную часть обширной дельтовой области древней Сырдарьи, обширную аллювиальную равнину, примыкающую с востока к Аральскому морю. Физико-географическое положение региона, обилие пресной воды и сухой теплый климат обусловили сосуществование народов, представлявших разные культурно-хозяйственные типы. Являясь северным ответвлением Великого Шелкового пути, Восточное Приаралье стало важным регионом этнических и культурных контактов кочевого населения евразийского степного пояса и оседлых земледельцев среднеазиатских оазисов, являя картину сложных этногенетических процессов.

Цель и задачи исследования. Целью исследования являлось раскрытие возможностей рассмотрения феномена искусственной деформации головы как исторического источника на примере носителей джетыасарской культуры. Для ее достижения были сформулированы конкретные задачи работы:

  1. Оценить распространение различных вариантов искусственной деформации головы у носителей джетыасарской культуры.

  2. Типологизировать краниологические материалы джетыасарской культуры в соответствии со встречаемостью различных вариантов традиции деформации головы.

  3. Проследить хронологические тенденции встречаемости различных вариантов деформации в регионе в контексте общих историко-культурных процессов.

  4. Оценить некоторые последствия распространения традиции деформирования головы для здоровья местного населения.

  5. Сопоставить результаты антропологического исследования с археологическим контекстом погребений.


Методы исследования обусловлены поставленными исследовательскими задачами. Основополагающим является комплексное изучение материала с привлечением целого ряда антропологических методик, анализом письменных и археологических источников, привлечение статистических методов обработки информации.

Источниковая база состоит из остеологических материалов, находящихся в хранении Группы физической антропологии Отдела теории и методики Института археологии РАН (г. Москва). Источником послужили краниологические серии могильников Джетыасарского урочища с территории распространения джетыасарской культуры: Косасар 2 и 3, Томпакасар, некрополя Алтынасар 4. Суммарное число обследованных черепов из джетыасарских захоронений – 460.

Практическая значимость работы.

В настоящей работе использование антропологического материала как независимого исторического источника помогает дифференцировать различные группы древнего населения Восточного Приаралья, проследить хронологическую динамику, миграционные процессы, сделать выводы об уровне социальной стратификации рассматриваемого общества.

Апробация диссертации. Основные положения диссертационной работы отражены в опубликованных научных статьях и тезисах докладов, а также обсуждались на заседаниях Отдела теории и методики Института археологии РАН и были представлены на следующих научных конференциях: Всероссийская научная конференция «Эволюция социально-политических систем в древних и средневековых обществах (по археологическим и этно-историческим источникам)», Москва, 15-16 ноября 2006; XVI Европейская конференция Международной Палеопатологической Ассоциации, Санторин, Греция, 28 августа – 1 сентября 2006 года; Российско-швейцарский семинар по физической антропологии «Реконструкция и моделирование в физической антропологии», Москва, 24-25-26 апреля 2007; IV Летняя школа РГГУ «Поведение человека в прошлом и настоящем», Москва, 18-20 июня 2007 года; XVII Европейская конференция Международной Палеопатологической Ассоциации, Копенгаген, Дания, 25-27 августа 2008 года; Международная конференция «Человек: его биологическая и социальная история» (IV Алексеевские чтения), Москва, 09-12 ноября 2009 года.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 10 печатных работ, из них 6 статей и 4 тезисов докладов и материалов конференций.

Структура работы состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка, и 3 приложений, содержащих таблицы и иллюстрации к диссертационной работе.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Введение

Во введении к диссертации дается общая характеристика работы, обсуждается актуальность исследования, степень изученности материала, определяются цель и задачи, методологические основы исследования, устанавливаются территориальные и хронологические рамки, дается характеристика источниковой базы и обосновывается структура диссертации.
ГЛАВА 1. Историография изучения традиций деформации головы в древности по данным письменных источников, археологии и палеоантропологии.

В Главе 1 обсуждается история изучения деформированных черепов, начиная от упоминания традиции древними и средневековыми авторами, и заканчивая новейшими антропологическими исследованиями различных аспектов ее проявления.

Первые упоминания о народах, практиковавших традицию изменения формы черепа на территории Евразии, мы можем обнаружить у античных авторов. При обращении к греческим источникам мы во многом опираемся на cведения об обычае деформации головы, сообщаемые основоположником медицины Гиппократом, которые относятся к V-IV вв. до н.э. В тексте «О воздухе, водах и местностях» Гиппократ описал преднамеренное изменение формы головы у «народов, живущих направо от летнего восхода солнца до озера Меотиды, составляющего границу Европы и Азии» (Гиппократ, 21, 28).

В V в. до н.э. Геродот (II, 104), рассуждая о предполагаемом родстве колхов и египтян, упоминает народ макронов. Некоторые современные исследователи (напр., Балабанова, 2004, с. 171) соотносят название «макроны» с «макрокефалами», т.е. людьми с кольцевым (высоким) вариантом деформации головы. По-видимому, самое первое письменное упоминание этого племени может принадлежать Гекатею Милетскому. В «Географии» Страбона описывается, предположительно, уже не кольцевая деформация, как у Гиппократа, а, как считает Л.Т. Яблонский, теменная. (Итина, Яблонский, 1997, с. 73-78).

Современник императора Адриана Зенобий-софист в перечне пословиц пишет, что сираки венчают на царство наиболее длинноголового, что также может указывать на распространение обычая деформирования головы, скорее всего, по кольцевому типу.

Средневековые арабские авторы также не оставили без внимания феномен искусственной деформации, его описание можно обнаружить у Якута ибн Абдаллах ар-Руми ал-Хамави (1179-1229 г.), который в географическом словаре “Словарь стран” (“Му'джам ал-булдан”) вслед за аль-Мукаддаси (аль-Макдиси) (946/947(?) гг., описывает население Хорезма (Материалы по истории туркмен и Туркмении, 1939, с. 186), а также Абу Райхона Беруни свидетельствует о том, что жители Хорезма и Ферганы уплощают головы грудных младенцев (Беруни, 1987).

Диего дэ Ланда (1955) свидетельствовал о деформации на американском континенте, достаточно подробно описывая современную ему практику XVI века.

На протяжении ХХ века в результате накопления знаний об искусственной деформации черепа человека, достаточно активного развития разного рода классификаций, появились обобщающие работы, в которых рассматривались не только общетеоретические вопросы, но и приводилось упоминание об археологических находках деформантов на всех континентах. Такими исследованиями стали «Искусственная деформация черепа: вклад в изучение этнических изменений тела» Эрика Дингуолла, изданная в 1931 году, и «Преднамеренные деформации» Адольфо Дэмбо и Хосе Имбеллони. В карте распространения обычая была зафиксирована большая часть известных на тот момент находок, немало внимания уделено евразийским находкам (Dingwall, 1931; Dembo, Imbeloni, 1938). Это были попытки свести воедино все известные на тот момент случаи обнаружения культурной модификации, которые впоследствии нашли продолжение в более детальном исследовании традиции в разных историко-культурных регионах.

В 1978 г. венгерским исследователем И. Кизели (Kiszely, 1978) в международной серии BAR, издающейся в Оксфорде, опубликована обобщающая работа, в которой обсуждалось происхождение и распространение искусственной деформации в Евразии с VI в. до н.э. по VI в. н.э.

Одна из первых сводок, содержащих в себе данные о распределении деформации черепа на территории России была работа, в которой им были рассмотрены деформанты Крыма и Керчи (Анучин, 1881). Достаточно обстоятельной сводкой по циркулярно (кольцевидно) деформированным черепам на территории России стала работа В.В. Гинзбурга и Е.В. Жирова. (Гинзбург, Жиров, 1949). В последнее время вышло несколько обобщающих работ, посвященных феномену искусственной деформации черепа человека. Среди них – коллективная монография под редакцией М.Б. Медниковой, посвященная вопросам распространения обычая на территории евразийского континента в целом, и изучению некоторых специальных аспектов исследования деформированных черепов, как-то: взаимосвязь феномена с патологическими проявлениями, применение отличных исследовательских программ при исследовании материала (Искусственная деформация, 2006). Для понимания возникновения и распространения традиции в среднеазиатском регионе неоценимы работы Т.А. Трофимовой, В.В. Гинзбурга, М.Г. Левина, Т.П. Кияткиной, Л.Т. Яблонского, С.С. Тур, Т.К. Ходжайова, Н.А. Дубовой, содержащие подробный анализ встречаемости и времени возникновения разных видов деформации в регионах Средней Азии и Казахстана.

ГЛАВА 2. Методика и материалы исследования.

В главе приводится подробная характеристика погребальных комплексов, из которых происходит рассматриваемый в работе антропологический материал – могильников Косасар 2, 3, Томпакасар и восемнадцати могильников некрополя Алтын-Аса 4 (от «а» до «т»).

Автор полномасштабных раскопок Л.М. Левина подчеркивала, что для джетыасарской культуры в целом типичен консерватизм, проявляющийся во всех областях материальной культуры: в топографии крепостей и могильников, планировке крепостей, домов, характере погребальных сооружений, погребальном обряде и инвентаре, керамике во всем ее разнообразии, орудиях труда и предметах быта (Елкина, Левина, 1995, с. 32-33).

Предшествующими антропологическими исследованиями показано, что в этногенезе восточно-приаральского населения принимали участие этнические группы с разными антропологическими характеристиками. Были сделаны выводы о метисном населении, в формировании которого приняли участие представители южного европеоидного, другого европеоидного – долихокранного и средневысоколицего, а также монголоидного компонентов (указывающего на приток населения с востока) (Кияткина, 1993; Рыкушина, 1993). Кроме того, сделаны выводы о преобладании носителей «степного» морфотипа в составе палеопопуляции Косасар-2 и представителей традиционного «оазисного» среднеазиатского населения в группе из Томпакасара; изучена палеодемография по материалам из склепов джетыасарской культуры, а также проведена комплексная биоархеологическая реконструкция по материалам из джетыасарских могильников Косасар-2 и Томпакасар (Медникова, 1993; Медникова, Бужилова, 1993; Бужилова, 1995; Бужилова, Медникова, 1995; Медникова, Бужилова, 1996, 1997; Buzhilova, Mednikova, 1999; Бужилова, 2006)

В рамках данной работы подготовлена база данных, созданная на основе программы Microsoft Office Excel 2003 и объединившая материалы по антропологии (краниологические измерения, палеопатологические наблюдения, сведения о присутствии/отсутствии определенных типов деформации) и данные археологии (сведения о типе погребальной конструкции и инвентаре).

В базе данных рассмотрены 27 категорий признаков материальной культуры, включающие конструкцию погребений (яма, яма с нишкой, яма с подбоем, катакомба, склепы 3 типов), ориентировку погребенного, присутствие в захоронениях стрел, луков, мечей, кинжалов, ножей, пряжек, бляшек, поясов, серег, колец, браслетов, бус, зеркал, туалетных наборов, одежды, костей животных и др.

Антропологическая часть корпуса данных включала рассмотрение 41 краниометрического измерительного признака и 18 указателей формы, сведения о присутствии маркеров физиологического стресса, палеопатологий и некоторых дискретно-варьирующих признаков: остеом, травм, прижизненной утраты зубов, кариеса, одонтогенного остеомиелита, парадонтопатии, зубного камня, эмалевой гипоплазии, cribra orbitalia (криброзные изменения на верхней стенке глазниц).

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Искусственная деформация головы как исторический источник (на примере джетыасарской археологической культуры восточного приаралья конца I тыс. До н. Э. VIII в. Н. Э.) iconФакультет сервиса и рекламы
Снг проживает: в Казахстане 327,9 тыс чел., Узбекистане 467,8 тыс чел., Таджикистане 72,2 тыс чел., Киргизии 70,5 тыс чел., Туркмении...
Искусственная деформация головы как исторический источник (на примере джетыасарской археологической культуры восточного приаралья конца I тыс. До н. Э. VIII в. Н. Э.) iconРеферат На тему: История развития Австралии. Большой водораздельный хребет
Большой Водораздельный хребет (Great Dividing Range), горная цепь, тянущаяся почти на 4 тыс км вдоль восточного и юго-восточного...
Искусственная деформация головы как исторический источник (на примере джетыасарской археологической культуры восточного приаралья конца I тыс. До н. Э. VIII в. Н. Э.) icon4. Законы Хаммурапи как исторический источник
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «История Древнего мира» по специальности «История»
Искусственная деформация головы как исторический источник (на примере джетыасарской археологической культуры восточного приаралья конца I тыс. До н. Э. VIII в. Н. Э.) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Исследовать елочную игрушку как исторический источник, который может рассказатьнам об истории и культуре нашей страны
Искусственная деформация головы как исторический источник (на примере джетыасарской археологической культуры восточного приаралья конца I тыс. До н. Э. VIII в. Н. Э.) iconКубань в эпоху каменного века
Стоянок среднекаменного (XII-IX тыс до н э.) века мезолита и новокаменного неолита (VIII-V тыс до н э.) известно немного, но они...
Искусственная деформация головы как исторический источник (на примере джетыасарской археологической культуры восточного приаралья конца I тыс. До н. Э. VIII в. Н. Э.) iconИнтертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского цикла»
Общие сведения о модернизме и постмодернизме как об основных направлениях литературы конца ХIХ – начала ХХ вв
Искусственная деформация головы как исторический источник (на примере джетыасарской археологической культуры восточного приаралья конца I тыс. До н. Э. VIII в. Н. Э.) iconДиплом Интертекст в поэзии Бродского на примере «венецианского»
Общие сведения о модернизме и постмодернизме как об основных направлениях литературы конца ХIХ – начала ХХ вв
Искусственная деформация головы как исторический источник (на примере джетыасарской археологической культуры восточного приаралья конца I тыс. До н. Э. VIII в. Н. Э.) iconОсновы моделирования головы сплайнами (часть 1)
У меня в планах создание персонажа и его анимация, а пока поговорим о моделировании головы при помощи сплайнов. Я с удовольствием...
Искусственная деформация головы как исторический источник (на примере джетыасарской археологической культуры восточного приаралья конца I тыс. До н. Э. VIII в. Н. Э.) iconРеферат Культура древних славян
В советское время господствовали версии автохтонности славянских племён на большей части Восточной Европы или Польши, но археологические...
Искусственная деформация головы как исторический источник (на примере джетыасарской археологической культуры восточного приаралья конца I тыс. До н. Э. VIII в. Н. Э.) iconАнтичные ближневосточные цивилизации Вавилоно-ассирийская цивилизация
Сирии, Ливана), наряду с Египтом, в 4-1-м тыс до н э явились колыбелью сначала древнегреческой, затем арабской (ближневосточной и...
Искусственная деформация головы как исторический источник (на примере джетыасарской археологической культуры восточного приаралья конца I тыс. До н. Э. VIII в. Н. Э.) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В этих перевозках участвуют ≈ 600 млн автомобилей, 80 тыс морских судов, 10 тыс самолетов, 200 тыс локомотивов
Искусственная деформация головы как исторический источник (на примере джетыасарской археологической культуры восточного приаралья конца I тыс. До н. Э. VIII в. Н. Э.) iconМи хунг прямые иностранные инвестиции как источник финансирования...
Работа выполнена на кафедре Экономической теории и инвестирования Московского государственного университета экономики, статистики...
Искусственная деформация головы как исторический источник (на примере джетыасарской археологической культуры восточного приаралья конца I тыс. До н. Э. VIII в. Н. Э.) iconРеферат по философии на тему ё”жймпупжйс дбпуйънб“
Учитель сказал: Письмо не до конца выражает речь, как речь не до конца выражает мысль. Но если это так, то не были ли неизречёнными...
Искусственная деформация головы как исторический источник (на примере джетыасарской археологической культуры восточного приаралья конца I тыс. До н. Э. VIII в. Н. Э.) iconУченица 11 класса а кондратьева Ольга Проверил
В 1929-30 создаются одновальные турбогенераторы мощностью по 100 тыс квт, в 50-х мощность отдельных агрегатов составляет 150-200...
Искусственная деформация головы как исторический источник (на примере джетыасарской археологической культуры восточного приаралья конца I тыс. До н. Э. VIII в. Н. Э.) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине финно-пермские народы...
Перечень документов умкд по дисциплине «Финно-пермские народы на историко-археологической карте средневековой Евразии»
Искусственная деформация головы как исторический источник (на примере джетыасарской археологической культуры восточного приаралья конца I тыс. До н. Э. VIII в. Н. Э.) iconИсторический источник: виды и типы
Его называют историческим источником. Изучение истории начинается с документа. Лишь с помощью свидетельств прошлого возможна его...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск