Скачать 125.72 Kb.
|
Средняя общеобразовательная школа №3 Реферат на тему: «Пётр Великий в творчестве А.С.Пушкина» Выполнила: Тимирбулатова Е., ученицы 9б класса Учитель: Авдеева Н.В. Краснокамск, 2006 Содержание Введение…………………………………………………………………….…3 Глава I. «Пушкинский Пётр»…………………………………………….......4 I. 1. «Стансы»……………………………………………………….….4 I.2. «Арап Петра Великого»................................................................. 5 I.3. «Полтава»………………………………………………………….6 I. 4. «Медный всадник»………………………………………….……7 Глава II. «Самодержец в оценке А. С. Пушкина»…………………….….…8 Заключение.......................................................................................................10 Список литературы..........................................................................................11 Введение А. С. Пушкин-олицетворение и символ нашего национально-исторического бытия. В его творческой мощи и многогранности облика со всей полнотой выразилась одаренность и могучая сила породившего его народа. «В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер ...» - писал Гоголь. Исключительно велика роль Пушкина как замечательного художника – живописца нашей природы. Поэт любил сам и научил нас любить утреннюю свежесть вёсен, пышное очарование осени, великолепные снежные панорамы зимы. Так же горячо, преданно, как родную землю, любил Пушкин и родную культуру, исторические центры, вокруг которых складывалась национальная жизнь, росло и крепло государственное единство. Восторгаясь героическим прошлым России, Пушкин вместе с тем любил родную страну в её живом движении вперёд, в историческом развитии. Любя и славя родную, овеянную «дымом столетий» «красную Москву», поэт не менее любил и славил новый, «юный» город над морем, созданный «манием» мощного преобразователя, который вывел страну на широкий путь мирового развития, «прорубил окно» в Европу. Интерес к истории, в особенности к истории родной страны, сказывается у Пушкина с самых ранних лет и проходит, все усиливаясь, через всю его творческую жизнь. В творчестве А. С. Пушкина заключена целая галерея замечательных художественных образов героических деятелей нашей истории – от древнерусских князей до военачальников Московской Руси, от «птенцов гнезда Петрова» и стаи «славной Екатерининских орлов» до «начальников народных наших сил, покрытых славою чудесного похода и вечной памятью двенадцатого года». Но среди всех этих величавых образов больше всего привлекла и вызвала поэтическое воображение Пушкина колоссальная фигура Петра I. Поэтому в своей работе мне бы хотелось рассмотреть произведения, связанные с темой Петра I, и постараться выяснить следующее: - как выразительно развёртывает А. С. Пушкин образ Петра; - какую оценку даёт самодержцу; Глава I «Пушкинский Пётр» Многие критики считали, что «эпоха Петра I привлекала внимание Пушкина потому, что он сам, задыхаясь во все сжимавшихся железных обручах николаевского режима, чувствовал необходимость выхода, поворота в истории России, ждал его и в глубине души упорно надеялся на него». Для А. С. Пушкина, по словам В. Г. Белинского, «имя Петра Великого должно быть нравственною точкой, в которую должны сосредоточиться все чувства, все убеждения, все надежды, гордость, благоговение и обожание всех русских». Какой же Пётр I у Пушкина? Рассмотрим произведения Александра Сергеевича, связанные с темой Петра I. I. 1. «Стансы» В качестве исторического примера прогрессивной политики правительства Пушкин в «Стансах», написанных в декабре 1826 года, рисует образ Петра I, который «самодержавной рукою» «смело сеял просвещенье». Создавая образ Петра I, Пушкин развил основные мотивы «Стансов»: То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. Образ Петра I Пушкин рисует примерно в духе идеала просвещенного, соблюдающего свой народ правителя. Самодержавною рукой Он смело сеял просвещенье, Не презирал страны родной: Он знал её предназначенье. Европеизм Петра, его вражда к реакционной старине не мешает ему быть вполне русским человеком. Как изображает Александр Сергеевич, Пётр любил те русские нравы и обычаи, которые не казались ему проявлением патриархальной дикости. Подчёркивая демократичность Петра, его простоту и человечность, Пушкин полемизировал с тем казенно-официальным помпезным изображением Петра, возвышающегося над своими подданными. По Пушкину, черта, которая должна быть присуща истинному герою - это высокая гуманность. «Оставь герою сердце! Что же он будет без него? Тиран ...» - говорит поэт в конце стихотворения «герой», написанного осенью 1830 года. Чертами нежного великодушия, большим человеческим сердцем обладает пушкинский Пётр в произведении «Стансы». I. 2. «Арап Петра Великого» Летом 1827 года в Михайловском Пушкин начал писать исторический роман из эпохи Петра – «Арап Петра Великого». Этот роман остался незавершенным. Действие развивается в последний период царствования Петра. Это произведение, как и предыдущее, развёртывает образ Петра I сжато и выразительно. В «Арапе Петра Великого» Пётр – мирный строитель новой России. «Ибрагим с любопытством смотрел на новорожденную столицу, которая подымалась из болота по манию самодержавия». В «Арапе Петра Великого» политическая тема звучит наравне с романтической. Один из намеченных к роману эпиграфов – «Железной волею Петра преображённая Россия» - показывает, что одной из его господствующих тем должна стать ломка и строительство государства. Специфической проблемой Пушкина было соотношение в масштабе образа Петра с окружающим человеческим миром «Хозяин бросился навстречу Петру; слуги разбегались как одурелые, гости перетрусились, иные даже думали, как бы убраться поскорее домой. Вдруг в передней раздался громкий звучный голос Петра, всё утихло, и царь вошёл в сопровождении хозяина, оторопелого от радости. «Здорово, господа», - сказал Пётр с весёлым лицом. Все низко поклонились». Пётр был на особом положении в творчестве Пушкина. Поэт показывает его как будто «домашним образом». «Пошли в столовую. В ожидании государя стол был накрыт. Пётр со всем семейством сел обедать, пригласив и Ибрагима. Во время обеда государь с ним разговаривал о разных предметах, расспрашивал его об Испанской войне». «Никто в ласковом и гостеприимном хозяине не мог бы подозревать героя полтавского, могучего и грозного преобразователя России», - говорил поэт о Петре. Пётр несоизмерим со всем прочим и требует для своего воплощения дополнительного и отчуждающего измерения. К тому же можно заметить, что и на стороне Петра и Ибрагима тоже не определилась мера соотношения общего и частного, исторического и человеческого. Так до конца и неясно, «близко» стоит Ибрагим к Петру как к «человеку» или же «далеко», как к «герою». А. С. Пушкин словами Ибрагима подчеркивает в Петре быстрый и твёрдый разум, силу и гибкость мысли и разнообразие интересов и деятельности. «Пётр заперся в токарне занялся государственными делами. Он по очереди работал с Брюсом, с князем Долгоруким, с генерал – полицмейстером Девнером и продемонстрировал Ибрагиму несколько указов и решений. Ибрагим не мог надивиться быстрому и твёрдому его разуму, силе и гибкости внимания и разнообразия деятельности. По окончании трудов Пётр вынул карманную книжку, дабы справиться, всё ли им предполагаемое на сей день исполнено. Потом, выходя из токарни, сказал Ибрагиму: «Уж поздно, ты, я чай, устал: ночуй здесь, как бывало в старину. Завтра я тебя разбужу» ». Воспроизводя эпоху Петра, Пушкин усматривает национальный характер, жизнь народную. I. 3. «Полтава» В 1828 году Пушкин снова обращается к эпохе Петра, пишет «Полтаву». В центре её – изображение Полтавского боя как великого исторического события, поставившего Россию на одно из первых мест в Европе. Явление Петра в этой картине, изображённое огненными красками, поражает читателя, производит на него такое впечатление, как будто он видит перед глазами совершение какого – либо таинства, как будто некий бог в лучах нестерпимой для взоров смертной славы проходит перед ним, окруженный громами и молниями: Тогда – то свыше вдохновенный, Раздался звучный глас Петра: «За дело, с богом!». Из шатра, Толпой любимцев окружённый, Выходит Пётр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движения быстры. Он прекрасен Он весь, как божия гроза. Идет. Ему коня подводят ... В «Полтаве» Пётр раскрыт совершенно по- новому: это военный гений, преобразователь русской армии, руководитель генерального сражения и организатор величайшей победы. Впервые поэт изображает своего героя в гигантской борьбе с тёмными силами, пытающимися растоптать воздвигаемое им государство. Образ Петра героичен, но в обрисовке Пушкин не прибегает ни к искусственной героизации, обычной для классицистической эпопеи, ни к романтическим эффектам. Петра окружает реальная обстановка: Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звёзды блещут. Своей дремоты превозмочь Не хочет воздух. Чуть трепещут Серебристых тополей листы. Впечатление героического производит вся поэтическая картина Полтавского боя, но в ней нет ничего условного, официального, помпезного, риторического. I. 4. «Медный всадник» Образ Петра продолжал увлекать Пушкина. В 1833 году им был написан «Медный всадник». Поэт долго и мучительно разрешал для себя проблему сложного и противоречивого характера Петра, поражавшего его своей новаторской мощью. Двойственность героя отмечена в записи Пушкина в 1835 года: «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые – нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом». Пётр для Александра Сергеевича – «воплощенная революция». Не во всём сочувствуя этой революции Петра, Пушкин преклоняется перед её силой и действием. «Пётр Великий один – целая всемирная история», - пишет он в 1836 году Чаадаеву. Никогда ещё Пушкин не выражал с такой неотразимой энергией своё преклонение перед Петром – преобразователем. Эту основную идею «Медного всадника» верно отметил его первый критик Белинский: «Эта поэма – апофеоза Петра Великого, самая смелая, какая могла только прийти в голову поэту, вполне достойному быть певцом великого преобразователя»: И обращен к нему спиной В неколебимой вышине, Над возмущенною Невою, Стоит с простёртою рукою Кумир на бронзовом коне. В «Медном всаднике» свою мысль о Петре Пушкин как Фальконет, высекает резцом и отливает в бронзе. При взгляде на великана, гордо и неколебимо возносящегося среди всеобщей гибели и разрушения и как бы символически осуществляющего собою несокрушимость его творения, мы хотя и не без содрогания сердца, но сознаёмся, что этот бронзовый гигант не мог уберечь участи индивидуальностей, обеспечивая участь народа и государства. Да, это поэма – апофеоза Петра Великого, самая смелая, самая грандиозная, какая могла только прийти в голову поэту, вполне достойному быть певцом великого преобразователя России. Пушкинские произведения: «Стансы», «Арап Петра Великого», «Полтава», «Медный всадник» образуют собою самую дивную, самую великую «Петриаду», какую только в состоянии создать гений великого национального поэта. Глава II «Самодержец в оценке А. С. Пушкина» А. С. Пушкин смело описывает фигуры исторических деятелей таких как Карл XII, Мазепа, Кочубей и многих других. Но над всеми господствует монументальная фигура Петра. Какую же оценку даёт А. С. Пушкин самодержцу? Николай Тургенев писал: «Мы прославляем патриотизм Брута, но молчим о патриотизме Петра, также принёсшего своего сына в жертву отечеству». Такая оценка вполне соответствовала представлению Пушкина. Он обратился к поэме «Полтава» для прославления героя. Изменнику России, «мятежному гетману» Пушкин противопоставляет подлинного строителя новой государственности – Петра. Не случайно Александр Сергеевич описывает Петра последовательно – в утро сражения, в полдень перед боем и вечером в шатре. Три сжатые зарисовки незабываемыми чертами фиксируют во весь рост историческую фигуру. Изображение намеренно выдержано в стиле придворного портрета XVIII века, с его торжественностью, героичностью, хвалебностью и апофеозом («как будто некий бог, в лучах нестерпимой для взоров смертной славы, проходит перед нами, окруженный громами и молниями», - писал Белинский). Но замечательный мастер исторической живописи сквозь все атрибуты парадного стиля дает ощущение живой фигуры. Теперь переидём к «Медному всаднику». Какую оценку даёт А. С. Пушкин Петру I в этом произведении? Попытаемся ответить на этот вопрос. «Медный всадник» многим кажется каким-то «странным произведением», потому что тема его выражена не вполне, по крайней мере страх, с каким побежал помешанный Евгений от конной статуи Петра, нельзя объяснить ничем другим, кроме того, что пропущены слова его к монументу. Иначе почему же вообразил он, что грозное лицо царя, возгорев гневом, тихо оборотилось к нему, и почему, когда стремглав побежал он, ему всё слышалось: Как будто грома грохотанье, Тяжёло – звонкое скаканье По потрясенной мостовой?.. Мы думаем, что не случайно Пушкин начинает повествование с грандиозной картины Петра. Описание Петра помогает выделить главного героя произведения, которым является Петербург. В этом Медном всаднике олицетворена воля. Пётр в неколебимой вышине, с распростёртою рукою, как бы любуется городом ... Александр Сергеевич подчёркивает значимость образа, и мы представляем, что из медных уст исходит творящее: «Да, будет!». Простёртая рука Петра I гордо повелевает утихнуть разъяренным стихиям, и смирённым сердцем признаем мы торжество общего над частным, не отказываясь от нашего сочувствия к страданию этого частного. Обращаясь к произведению «Арап Петра Великого», мы замечаем следующую особенность: любимые мысли А. С. Пушкина вложены в уста персонажей. Авторская речь на границе с речью героя становится ей однородна: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». Так герой произведения «Арап Петра Великого» Ибрагим «видит» Петра, как спустя целый век сам Пушкин. Александр Сергеевич, по воспоминанию Даля, говорил: «Я ещё не мог доселе постичь и обнять вдруг умом этого исполина: он слишком огромен для нас близоруких, и мы стоим еще к нему близко ... чем более его изучаю, тем более изумление и подобострастие лишают меня средств мыслить и судить свободно». Другая запись Даля тех же пушкинских слов: «Я стою вплоть перед изваянием исполинским, которого не могу обнять глазом – могу ли описывать его? Что я вижу? Оно только застит мне исполинским ростом своим, и я вижу ясно только те две – три пядени, которые у меня под глазами ». Эти изречения А. С. Пушкина ещё раз подтверждают, что Петр на особом положении в творчестве поэта. Заключение Итак, мне думается, я достигла своей цели. Во-первых, при рассмотрении произведений, связанных с образом Петра I, я выяснила, что для А. С. Пушкина образ царя является неоднозначным. Он предстаёт перед ним: - в духе идеала просвещенного, подчёркивая при этом простоту и человечность; - мирным строителем новой России, показывая его в соотношении с окружающим человеческим миром; - военным гением, преобразователем русской армии с твёрдым разумом, силой, гибкостью мысли; - ласковым и гостеприимным хозяином, указывая на его разнообразные интересы к деятельности; - двойственной натурой, с одной стороны, доброжелательной и умной, с другой, жестокой и своенравной, которая не перестаёт удивлять; Как мы видим, А. С. Пушкин создаёт уникальный, дивный, великий образ Петра I. Во-вторых, писатель даёт достойную оценку самодержцу, противопоставляя Петра государству и изменнику России, «мятежному гетману». Описывает самодержца последовательно, торжественно, с хвалебностью и апофеозом, называет его исполином. Да, А. С. Пушкин, пожалуй, был первым резким обличителем тирании Петра, но в тоже время «воспел», романтизировал и возвеличил образ Петра I, так как был страстным начинателем императора и преклонялся перед ним. Список литературы
|
Петра Великого, его образы, вызывают интерес в любой период времени,... Петр и Петровская эпоха в творчестве А. С. Пушкина 20 –х годов 19 века | Реферат по литературе на тему: «Женские образы в творчестве А. С. Пушкина» Пушкина. Так и я, прочитав роман «Евгений Онегин», комментарии к нему и статьи В. Г. Белинского, задумался над фразой: «Татьяна –... | ||
Урок чтения во втором классе (обобщающий) «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки Александра Пушкина. Цели: 1 Обобщить знания детей о творчестве А. С пушкина-сказочника | Окружающий мир — вводный курс истории и обществознания "Мое Отечество"... | ||
Список литературы о жизни и творчестве А. С. Пушкина Аникин, А. В.... Ведущий. Мы собрались, чтобы посостязаться в смекалке, внимании, сообразительности, умении логически мыслить. Каждый класс выдвинул... | Петр Ильич Чайковский великий русский композитор. Гудзь Л. Н. учитель музыки Икт: cd п. И. Чайковский – Квартет №1 для струнных Ре мажор, соч. 11, 2 часть. Andante cantabile в исполнении Государственного квартета... | ||
Образ великого Пушкина в творчестве поэтов Х1х-хх веков Онегине", для кого-то – тема долга и чести, как в "Выстреле", ревности, как в "Цыганах", исторической правды, как в "Борисе Годунове",... | Конкурсные испытания Открытый урок по литературе «Богатство выразительных средств в творчестве А. С. Пушкина» | ||
Урок по теме «Пётр Великий. Значение его реформ» является девятым,... ... | 0 общий отдел Издания А. С. Пушкина, книги о его жизни и творчестве, зарегистрированные в ркп с 2000 г по июнь 2014 г | ||
Каменского муниципального района воронежской области Отечественная война 1812 года в жизненной судьбе и творчестве И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина | Тема реферата «Тема «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского» | ||
Урок-игра “Умники и умницы” по теме «Петр Великий и его время» Побеждает тот, кто первым прошел дорожку. Теоретики отвечают на вопросы с места и за правильный ответ получают орден “Шелкового умника.... | Викторина по жизни и творчеству И. А. Бунина Какая тема является... Какой великий русский писатель оказал значительное влияние на формирование личности Бунина | ||
Любви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема... «Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы.»: Питер; Санкт-Петербург; 2011 | Отдел общего обслуживания читателей Гуманитарный центр чтения Книги о жизни и творчестве А. С. Пушкина приобретенные Смоленской областной универсальной библиотекой им. А. Т. Твардовского в 2007-2008... |