Скачать 351.45 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» Институт истории и международных отношений УТВЕРЖДАЮ _______________ "_____"__________________2010 г. Рабочая программа дисциплины Мировые религии Направление подготовки 030600 – История Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Саратов 2010 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения учебной дисциплины является рассмотрение феноменов религиозности в историческом опыте человечества – как в исторической ретроспективе, так и, отчасти, в сравнительном плане, получение обучаемыми устойчивых знаний из области развития религий древнего мира и средневековья, формирование у слушателей объективных представлений о специфике эволюции мировых религий. Изучение истории мировых религий способствует более глубокому постижению закономерностей прогресса человечества в целом и его отдельных цивилизаций, лучше раскрывает понимание динамики развития идеологий, науки и культуры. Оно поучительно также и потому, что история религий является сокровищницей духовного опыта людей, без чего невозможно оценить процессы общественного развития. Освоение дисциплины, кроме того, подразумевает постоянную работу по изучению и анализу мировоззренческих, социальных и личностно значимых проблем, развитие способности публично представлять собственные и уже известные научные результаты. Это, в свою очередь, развивает навыки межличностного общения и межличностных отношений, восприятия личности другого человека, способности противостоять идеологическому манипулированию, что получит дальнейшее развитие на любых занятиях профессионального цикла и во время учебных и производственных практик. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина относится к разделу «Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая часть» в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030600 – «История» (бакалавр). Курс логически и содержательно-методически связан с такими дисциплинами как «История Древнего мира», «История Средних веков», «Мифология», «Философия», «История мировой культуры», «История отдельных регионов мира». 3. Итоговые компетенции обучаемого В результате освоения дисциплины обучаемый должен: Знать: - феномен и основные формы религии, их роль в обществе; - общие черты и особенные характеристики мировых религий; - традиционные и современные подходы в религиоведении; - дефиниции основных понятий, категорий и структуры курса. Уметь: - применять полученные знания в области педагогической, научно-исследовательской и в других видах профессиональной деятельности; осуществлять эффективный поиск информации и работу с разноплановыми источниками; - критически анализировать источники информации; - реферировать и аннотировать тексты; - логически верно, ясно и аргументировано строить речь; - представлять гуманитарные знания, публично отстаивать свою точку зрения в социально приемлемых формах; - осмысливать процессы и явления духовной и общественной жизни ; - определять последствия и уроки исторических событий, принимать с их учетом осознанные решения. Владеть: - основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области исторического анализа. - представлениями о духовной системе ценностей в различные эпохи; - навыками поиска и работы с исторической литературой и источниками; - приемами ведения дискуссии и публичных выступлений; - пониманием многообразия религиозных течений и правомерностью их сосуществования;
Компетенции, формируемые по итогам обучения: а) общекультурные (ОК) - владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК–1); - стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способность к социальной адаптации (ОК-6); - осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8); - использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9); - способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10); - готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11); - способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12); - осознание сущности и значения информации в развитии современного общества; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-14); - наличие навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-15); б) профессиональные (ПК): - умение применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательной школе (ПК-11).
в экспертно-аналитической деятельности: - способность к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, СМИ (ПК-15). 4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц или144 часа. 4.1. Структура дисциплины:
4.2. Содержание дисциплины: Тема 1. Понятие религии и историческая типология религий. Предмет и структура курса. Понятие «Религия». Функции религии. Причины появления и смены религиозных систем. Религия и культурная традиция, их взаимодействие на различных этапах развития религиозной системы. Понятие «мировая религия», его признаки. Буддизм, христианство, ислам как мировые религии. Специфика источников. Светская и конфессиональная литература по истории мировых религий. Тема 2. Ранний буддизм и буддизм ханаяна. Буддизм махаяна. Буддизм ваджраяна. Религиозная картина Восточной Индии в середине VI в. до н.э. Брахманизм, его основные черты. Священные тексты и основные теоретические понятия: Атман-Брахман, сансара, дхарма, карма, артха, кама, мокша. Картина мира. Обряд и роль жрецества в брахманизме. Религиозные искания и формирование оппозиционных систем. Бхагавад-Гита. Джайны. Сиддхартха Гаутама и его роль в оформлении новой религии. Легендарная биография. Четыре благородные истины и восьмеричный благородный путь как ядро раннего буддизма. Понятия дхармы, сансары, кармы, нирваны в "раннем буддизме: элементы преемственности и оппозиции к брахманизму. Сангха. Формирование понятия «Триратна», его составляющие. Отношение раннего буддизма к культовым действиям. Картина мира в раннем буддизме. Оформление священных текстов. Трипитака и ее состав. Разделение буддизма на северный (хинаяна) и южный (махаяна), его причины. Трансформация понятия дхарма в буддизме хинаяна. Отношение к традиции ранней сангхи. Архат как идеал буддизма хинаяна. Понятие «дэватидэва» в хинаяна-буддизме и отношение к традиции почитания богов. Судьба буддизма хинаяна в Индии и за ее пределами в Ш-П вв. до н.э. Возрождение традиций хинаяна-буддизма в XIX-XX вв. и его причины. Развитие теории дхармы в махаяна-буддизме. Теория Трикайя. Отношение понятий дхармакайя, самбхогикайя и нирманакайя. Бодхисаттва как центральная фигура буддизма махаяна. Теория 10 ступеней и восьмеричный благородный путь. Теория прерывности сансары и представления о множественности миров в буддизме махаяна. Формирование пантеона и причины лояльности махаяна-буддизма к местным культам. Формы почитания Будды. Оформление изобразительного канона. Типы храмов. Распространение буддизма махаяна за пределами Индии и причины его слияния с материнской религией на территории Индии. Буддизм ваджраяна как результат синтеза традиции махаяна и учения секты йогачарья. Асанга как основатель и теоретик ваджраяна. Изменение картины мира: теория биджа. Виды манифестации вселенной и культовая практика буддизма ваджраяна. Значение медитативной практики. Мандала, ее виды и способы применения в практике ваджраяна. Изменение отношения к священным текстам. Мантры в теории и практике ваджраяна. Мудры и их значения. Теория достижения нирваны в одном воплощении и методы ее воплощения. Теория бардо и понятия гандхарвы в буддизме ваджраяна. Основные персонажи, почитаемые в буддизме ваджраяна: Адибудда, Вайрочана, Амогасиддхи> Амитаба, Акшобья, Ратнасанбаба, Вадждрасаттва. Отношение к традиции почитания триратна. Внутренние разделения буддизма ваджраяна и ареал его распространения. Иконография буддизма ваджраяна. Тема 3. Буддизм в Китае. Дзен-буддизм. Тибето-монгольский буддизм. Распространение буддизма в Китае. Ань Ши-гао и условия появления буддизма махаяна в Китае (II вв. н.э.) Причины поддержки буддизма государственной властью. Буддизм и месные религиозные традиции. Критика буддизма в Китае, ее специфика. Моу-цзы. Буддийские монастыри в Китае. Дхармаракса и традиция перевела буддистских текстов. Сунь-го и формирование традиции сюань-сюэ буддизма. Юань-хун. Сближение буддизма и конфуцианства через утверждение единства этических ценностей. Дао-ань и Хуэй-юань. Укоренение в Китае культов Майтрейи, Амитабы, Гуаньинь (Авал окитешвары). Кумараджива. Новая традиция перевода текстов. Оформление специфики буддистского монашества в Китае. Расцвет буддизма в Китае в V-VI вв. Начало формирования буддистских сект: Тяньтай, Хуаянь, Цзинту, Чань. Теория секты Чань как основа формирования дзен-буддизма. Легенда о цветочной проповеди и традиция чтить патриархов в дзен-буддизме. Бодхидхарма. Хуэй-нэн. Развитие теории самореализации и просветления. Отношение дзен-буддизма к махаятистской традиции. Теория шуньята как основа воззрения на единство природы Будды и человека. Специфика теории бодхи. Сатори как мгновенное осознание собственной природы. Техники достижения сатори. Коан. Патриарх (наставник) и его роль в практике дзен. Специфика этики дзен-буддизма. Отношение дзен-буддизма к культовой практике и священным текстам. Специфика дзен буддистского монашества. Распространение доктрины дзен в Японии и Корее. Буддизм и традиция синто. Догэн и специфика его учения. Бусй-до и традиция дзен. Влияние буддизма на культурную традицию Японии. Секты Сока-гаккай. Тибето-монгольский буддизм (ламаизм) как синтез махаяна-, ханаяна- и ваджраяна-буддизма. Первые упоминания о буддизме в Тибете. Сронцзангамбо - первый покровитель буддизма. Буддизм в Тибете VIII в. Шантаракшита. Падмасабхава и традиция варджаяна. Атиша. Возрождение традиций классического буддизма в XI в. Начало противостояния красно- и желтошапочников. Причины ослабления буддизма в XIII в. Цзонкапа и его реформы. Соотношения норм классического и тантрического буддизма после реформ Цзонкапы. Установление иерархической организации. Теория воплощений как основа иерархии духовенства тибето-монгольского буддизма. Далай-лама; панчен-лама; гэлуны; гэцулы; послушники; «ненастоящие» ламы. Роль монастырей в практике ламаизма. Лама - «четвертая жемчужина» тибето-монгольского буддизма. Картина мира в тибето-монгольском буддизме. Виды рождений. Нирвана и пути ее достижения. Карма и возможности ее улучшения. Грехи и добродетели. Учение о методах мудрости и путях преградах. Сансариин-хурде как наглядный пример этики тибето-монгольского буддизма. Священные тексты Ганджур и Данджур, их специфика. Развитие теории бардо в тибето-монгольском буддизме. Пантеон тибето-монгольского буддизма, его структура и специфика. Малый и великий хуралы: специфика обряда, поводы проведения, роль лам и мирян. Правила строительства храмов и монастырей. Иконография тибето-монгольского буддизма. Магические практики в тибето-монгольском буддизме. Символика цифр, цветов, звуков. Амулеты и обереги. Заклинания, магия и достижение нирваны. Ареал распространения тибето-монгольского буддизма. Тибето-монгольский буддизм на территории России. |
Российской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет... Целью освоения дисциплины «Синтез и свойства водорастворимых полимеров» является формирование у обучающихся компетенций, связанных... | Российской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет... К настоящему времени исследования, связанные с применением полимеров в медицине и фармакологии, сложились в новое самостоятельное... | ||
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... | ||
Российской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет... «Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность», а также формирования рационального мышления, направленного... | Российской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет... Дисциплина «Природные полисахариды и их производные» ( дв2) является вариативной профильной дисциплиной профессионального (специального)... | ||
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к базовой части профессионального цикла Б3+. Б. 3 | Российской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет... Они даже дали названия целым этапам развития человечества: каменный век, бронзовый век, железный век. С некоторой долей пристрастности... | ||
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 7 | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 11 | ||
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 10 | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 8 | ||
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 10 | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Дисциплина «Концепции современного естествознания» относится к вариативной части цикла общих математических и естественнонаучных... | ||
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 8 | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, заведующая кафедрой теории, истории и педагогики искусства, доктор... |