Гоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Институт истории и международных отношений





Скачать 351.45 Kb.
НазваниеГоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Институт истории и международных отношений
страница1/3
Дата публикации14.08.2015
Размер351.45 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
Институт истории и международных отношений

УТВЕРЖДАЮ
_______________
"_____"__________________2010 г.

Рабочая программа дисциплины
Мировые религии

Направление подготовки

030600 – История

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

Очная

Саратов

2010

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения учебной дисциплины является рассмотрение феноменов религиозности в историческом опыте человечества – как в исторической ретроспективе, так и, отчасти, в сравнительном плане, получение обучаемыми устойчивых знаний из области развития религий древнего мира и средневековья, формирование у слушателей объективных представлений о специфике эволюции мировых религий.

Изучение истории мировых религий способствует более глубокому постижению закономерностей прогресса человечества в целом и его отдельных цивилизаций, лучше раскрывает понимание динамики развития идеологий, науки и культуры. Оно поучительно также и потому, что история религий является сокровищницей духовного опыта людей, без чего невозможно оценить процессы общественного развития. Освоение дисциплины, кроме того, подразумевает постоянную работу по изучению и анализу мировоззренческих, социальных и личностно значимых проблем, развитие способности публично представлять собственные и уже известные научные результаты. Это, в свою очередь, развивает навыки межличностного общения и межличностных отношений, восприятия личности другого человека, способности противостоять идеологическому манипулированию, что получит дальнейшее развитие на любых занятиях профессионального цикла и во время учебных и производственных практик.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина относится к разделу «Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая часть» в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030600 – «История» (бакалавр).

Курс логически и содержательно-методически связан с такими дисциплинами как «История Древнего мира», «История Средних веков», «Мифология», «Философия», «История мировой культуры», «История отдельных регионов мира».
3. Итоговые компетенции обучаемого

В результате освоения дисциплины обучаемый должен:

Знать:

- феномен и основные формы религии, их роль в обществе;

- общие черты и особенные характеристики мировых религий;

- традиционные и современные подходы в религиоведении;

- дефиниции основных понятий, категорий и структуры курса.

Уметь: 

- применять полученные знания в области педагогической, научно-исследовательской и в других видах профессиональной деятельности;

осуществлять эффективный поиск информации и работу с разноплановыми источниками;

- критически анализировать источники информации;

- реферировать и аннотировать тексты;

- логически верно, ясно и аргументировано строить речь;

- представлять гуманитарные знания, публично отстаивать свою точку зрения в социально приемлемых формах;

- осмысливать процессы и явления духовной и общественной жизни ;

- определять последствия и уроки исторических событий, принимать с их учетом осознанные решения.

    Владеть:

    - основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области исторического анализа.

- представлениями о духовной системе ценностей в различные эпохи;

- навыками поиска и работы с исторической литературой и источниками;

- приемами ведения дискуссии и публичных выступлений;

- пониманием многообразия религиозных течений и правомерностью их сосуществования;

    Компетенции, формируемые по итогам обучения:

    а) общекультурные (ОК)

    - владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК–1);

    - стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способность к социальной адаптации (ОК-6);

    - осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);

    - использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

    - способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

    - готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);

    - способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);

    - осознание сущности и значения информации в развитии современного общества; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-14);

    - наличие навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-15);

    б) профессиональные (ПК):

  • в научно-исследовательской деятельности:

    - способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), этнологии (ПК-2), источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3), теории и методологии исторической науки (ПК-4);

    - способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);

    - способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

    - способность к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);

    - способность к работе в архивах и музеях, библиотеках, владеет навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9);

    - способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10).

  • в педагогической деятельности:

- умение применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательной школе (ПК-11).

  • в организационно-управленческой деятельности:

    - способность к работе с базами данных и информационными системами (ПК-13).

в экспертно-аналитической деятельности:

    - способность к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, СМИ (ПК-15).


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц или144 часа.

4.1. Структура дисциплины:



п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Лек-ции

Практич.

Сам.раб

Всего.

1.

Понятие религии и историческая типология религий

3

1

2




2







2.

Ранний буддизм и буддизм ханаяна Буддизм махаяна Буддизм ваджраяна

3

2-3

4

4

4




Контрольная

работа /

Реферат

3.

Буддизм в Китае. Дзен-буддизм Тибето-монгольский буддизм

3

4-5

4

4

4




Контрольная

работа /

Реферат

4.

Античное христианство Организация Догматика Священные тексты. Культовая практика

3

6-7

4

4

4




Контрольная

работа / Реферат

5.

Разделение церквей. Особенности догматики и культа восточного и западного христианства

3

8-10

4

6

4




Зачет

6

Буддизм в эпоху Средневековья


3

10-12

6

6

6




Тест – 3

Коллоквиум - 2


7

Христианство и церковь в средние века


3

13-15

6

6

6



Тест – 6

Собеседование - 4

Коллоквиум – 5

8

Ислам в средние века

3

16-18

6

6

6



Тест – 8

Собеседование - 7

Коллоквиум – 9

Всего часов







36

36

36

144

Экзамен (36 ч.)

4.2. Содержание дисциплины:

Тема 1. Понятие религии и историческая типология религий. Предмет и структура курса. Понятие «Религия». Функции религии. Причины появления и смены религиозных систем. Религия и культурная традиция, их взаимодействие на различных этапах развития религиозной системы. Понятие «мировая религия», его признаки. Буддизм, христианство, ислам как мировые религии. Специфика источников. Светская и конфессиональная литература по истории мировых религий.

Тема 2. Ранний буддизм и буддизм ханаяна. Буддизм махаяна. Буддизм ваджраяна. Религиозная картина Восточной Индии в середине VI в. до н.э. Брахманизм, его основные черты. Священные тексты и основные теоретические понятия: Атман-Брахман, сансара, дхарма, карма, артха, кама, мокша. Картина мира. Обряд и роль жрецества в брахманизме. Религиозные искания и формирование оппозиционных систем. Бхагавад-Гита. Джайны.

Сиддхартха Гаутама и его роль в оформлении новой религии. Легендарная биография. Четыре благородные истины и восьмеричный благородный путь как ядро раннего буддизма. Понятия дхармы, сансары, кармы, нирваны в "раннем буддизме: элементы преемственности и оппозиции к брахманизму. Сангха. Формирование понятия «Триратна», его составляющие. Отношение раннего буддизма к культовым действиям. Картина мира в раннем буддизме.

Оформление священных текстов. Трипитака и ее состав. Разделение буддизма на северный (хинаяна) и южный (махаяна), его причины. Трансформация понятия дхарма в буддизме хинаяна. Отношение к традиции ранней сангхи. Архат как идеал буддизма хинаяна. Понятие «дэватидэва» в хинаяна-буддизме и отношение к традиции почитания богов. Судьба буддизма хинаяна в Индии и за ее пределами в Ш-П вв. до н.э. Возрождение традиций хинаяна-буддизма в XIX-XX вв. и его причины.

Развитие теории дхармы в махаяна-буддизме. Теория Трикайя. Отношение понятий дхармакайя, самбхогикайя и нирманакайя. Бодхисаттва как центральная фигура буддизма махаяна. Теория 10 ступеней и восьмеричный благородный путь. Теория прерывности сансары и представления о множественности миров в буддизме махаяна. Формирование пантеона и причины лояльности махаяна-буддизма к местным культам. Формы почитания Будды. Оформление изобразительного канона. Типы храмов. Распространение буддизма махаяна за пределами Индии и причины его слияния с материнской религией на территории Индии.

Буддизм ваджраяна как результат синтеза традиции махаяна и учения секты йогачарья. Асанга как основатель и теоретик ваджраяна. Изменение картины мира: теория биджа. Виды манифестации вселенной и культовая практика буддизма ваджраяна. Значение медитативной практики. Мандала, ее виды и способы применения в практике ваджраяна. Изменение отношения к священным текстам. Мантры в теории и практике ваджраяна. Мудры и их значения. Теория достижения нирваны в одном воплощении и методы ее воплощения. Теория бардо и понятия гандхарвы в буддизме ваджраяна. Основные персонажи, почитаемые в буддизме ваджраяна: Адибудда, Вайрочана, Амогасиддхи> Амитаба, Акшобья, Ратнасанбаба, Вадждрасаттва. Отношение к традиции почитания триратна. Внутренние разделения буддизма ваджраяна и ареал его распространения. Иконография буддизма ваджраяна.

Тема 3. Буддизм в Китае. Дзен-буддизм. Тибето-монгольский буддизм. Распространение буддизма в Китае. Ань Ши-гао и условия появления буддизма махаяна в Китае (II вв. н.э.) Причины поддержки буддизма государственной властью. Буддизм и месные религиозные традиции. Критика буддизма в Китае, ее специфика. Моу-цзы. Буддийские монастыри в Китае. Дхармаракса и традиция перевела буддистских текстов.

Сунь-го и формирование традиции сюань-сюэ буддизма.

Юань-хун. Сближение буддизма и конфуцианства через утверждение единства этических ценностей.

Дао-ань и Хуэй-юань. Укоренение в Китае культов Майтрейи, Амитабы, Гуаньинь (Авал окитешвары).

Кумараджива. Новая традиция перевода текстов. Оформление специфики буддистского монашества в Китае. Расцвет буддизма в Китае в V-VI вв. Начало формирования буддистских сект: Тяньтай, Хуаянь, Цзинту, Чань.

Теория секты Чань как основа формирования дзен-буддизма. Легенда о цветочной проповеди и традиция чтить патриархов в дзен-буддизме. Бодхидхарма. Хуэй-нэн. Развитие теории самореализации и просветления.

Отношение дзен-буддизма к махаятистской традиции. Теория шуньята как основа воззрения на единство природы Будды и человека. Специфика теории бодхи. Сатори как мгновенное осознание собственной природы. Техники достижения сатори. Коан. Патриарх (наставник) и его роль в практике дзен. Специфика этики дзен-буддизма. Отношение дзен-буддизма к культовой практике и священным текстам. Специфика дзен буддистского монашества. Распространение доктрины дзен в Японии и Корее. Буддизм и традиция синто. Догэн и специфика его учения. Бусй-до и традиция дзен. Влияние буддизма на культурную традицию Японии. Секты Сока-гаккай.

Тибето-монгольский буддизм (ламаизм) как синтез махаяна-, ханаяна- и ваджраяна-буддизма. Первые упоминания о буддизме в Тибете. Сронцзангамбо - первый покровитель буддизма. Буддизм в Тибете VIII в. Шантаракшита. Падмасабхава и традиция варджаяна. Атиша. Возрождение традиций классического буддизма в XI в. Начало противостояния красно- и желтошапочников. Причины ослабления буддизма в XIII в. Цзонкапа и его реформы. Соотношения норм классического и тантрического буддизма после реформ Цзонкапы. Установление иерархической организации. Теория воплощений как основа иерархии духовенства тибето-монгольского буддизма. Далай-лама; панчен-лама; гэлуны; гэцулы; послушники; «ненастоящие» ламы. Роль монастырей в практике ламаизма. Лама - «четвертая жемчужина» тибето-монгольского буддизма.

Картина мира в тибето-монгольском буддизме. Виды рождений. Нирвана и пути ее достижения. Карма и возможности ее улучшения. Грехи и добродетели. Учение о методах мудрости и путях преградах. Сансариин-хурде как наглядный пример этики тибето-монгольского буддизма. Священные тексты Ганджур и Данджур, их специфика. Развитие теории бардо в тибето-монгольском буддизме. Пантеон тибето-монгольского буддизма, его структура и специфика. Малый и великий хуралы: специфика обряда, поводы проведения, роль лам и мирян. Правила строительства храмов и монастырей. Иконография тибето-монгольского буддизма.

Магические практики в тибето-монгольском буддизме. Символика цифр, цветов, звуков. Амулеты и обереги. Заклинания, магия и достижение нирваны.

Ареал распространения тибето-монгольского буддизма. Тибето-монгольский буддизм на территории России.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Институт истории и международных отношений iconРоссийской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет...
Целью освоения дисциплины «Синтез и свойства водорастворимых полимеров» является формирование у обучающихся компетенций, связанных...
Гоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Институт истории и международных отношений iconРоссийской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет...
К настоящему времени исследования, связанные с применением полимеров в медицине и фармакологии, сложились в новое самостоятельное...
Гоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Институт истории и международных отношений iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...

Гоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Институт истории и международных отношений iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...

Гоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Институт истории и международных отношений iconРоссийской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет...
«Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность», а также формирования рационального мышления, направленного...
Гоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Институт истории и международных отношений iconРоссийской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет...
Дисциплина «Природные полисахариды и их производные» ( дв2) является вариативной профильной дисциплиной профессионального (специального)...
Гоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Институт истории и международных отношений iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к базовой части профессионального цикла Б3+. Б. 3
Гоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Институт истории и международных отношений iconРоссийской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет...
Они даже дали названия целым этапам развития человечества: каменный век, бронзовый век, железный век. С некоторой долей пристрастности...
Гоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Институт истории и международных отношений iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 7
Гоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Институт истории и международных отношений iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 11
Гоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Институт истории и международных отношений iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 10
Гоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Институт истории и международных отношений iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 8
Гоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Институт истории и международных отношений iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 10
Гоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Институт истории и международных отношений iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Дисциплина «Концепции современного естествознания» относится к вариативной части цикла общих математических и естественнонаучных...
Гоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Институт истории и международных отношений iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 8
Гоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Институт истории и международных отношений iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, заведующая кафедрой теории, истории и педагогики искусства, доктор...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск