Скачать 1.36 Mb.
|
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова Социологический факультет Кафедра истории и теории социологии В. И. Добренькое, А. И. Кравченко, Е. И. Кравченко, Н. Г. Осипова, Н. Л. Полякова, В. А. Кудрявцев, В. П. Трошкина, Г. К. Варданянц История социологии УНИВЕРСИТЕТ книжный дом Москва 2007 Учебно-методический комплекс УДК 316:303.4 ББК 60.56 Д55 Добреньков В.И. Д55 История социологи. Учебно-методический комплекс / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко, Е.И. Кравченко, Н.Г. Осипо-ва, Н.Л. Полякова, В.А. Кудрявцев, В.П. Трошкина, Г.К. Варда-нянц. - М.: КДУ, 2007. - 96 с. Учебно-методический комплекс содержит программу курса «История социологии», методические рекомендации по изучению дисциплины, контрольные вопросы и задания для самостоятельного контроля, а также тестовые задания, экзаменационные вопросы и списки основной и дополнительной литературы. Комплекс написан в помощь студентам, обучающимся по специальности 040201.65 — «Социология». УДК 316:303.4 ББК 60.56 СОДЕРЖАНИЕ
© Социологический факультет МГУ, 2007 © Добреньков В.И., Кравченко А.И., Кравченко Е.И., Осипова Н.Г, Полякова Н.Л., Кудрявцев В.А. Трошкина В.П., Варданянц Г.К., 20®7 © Издательство «КДУ», оформление, 2007 1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «История социологии» Начальный этап развития социологии; О.Конт - основатель позитивизма; британская традиция (Дж.Ст.Милль, Г.Спенсер); Э.Дюркгейм и развитие социологизма; формальная социология Г.Зиммеля и Ф.Тенниса; М.Вебер: его влияние на последующее развитие социологии; зарождение марксистской социологии и ее эволюция в европейской мысли; неомарксизм; особенности развития марксистской социологии в России; начальный этап развития социологии в США; эмпирическая социология: становление, эволюция, успехи, трудности; современная социология Европы и США; структурный функционализм в социологии (Т.Парсонс и Р.Мертон); феноменологическая социология (А.Шюц, Г.Гарфинкель); теория конфликта (Ко-зер, Дарендорф); теория социального обмена (Дж.Хоманс и Г.Блау); З.Фрейд и неофрейдизм в социологии; крупнейшие социологи современной Англии, Франции, Германии (Э.Гидденс, П.Бурдье, Н.Луман, Бергер); творчество П.Сорокина (российский и американский периоды); социология в России; натуралистические теории (Н.И.Ножин, А.И.Стронин, П.Ф.Лилиенфельд, Л.И.Мечников); субъективная школа (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский); неопозитивизм в русской социологии (П.А.Сорокин, К.М.Тахтарев, А.С.Звоницкая); неокантианская школа (П.И.Новгородцев, Б.А.Кистяковский, В.М.Хвостов); социология в России и СССР после событий 1917 г.; институализа-ция социологии; история социологического образования; крупнейшие социологи России (Н.И.Кареев, М.М.Ковалевсий и др.). 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Целью данного курса являются анализ и систематизация учений главных представителей как западной, так и русской социологической мысли для выявления их взаимосвязи, генезиса содержательных параметров и механизмов формирования предмета социологии, ее основных понятий и проблем. Это дает возможность лучшей ориентации специалистов в обширном материале и формулировки перспективных областей и направлений исследования общественных и социокультурных процессов. Достижение этой цели предполагает решение ряда задач, главная из которых связана с изучением творческого наследия ведущих социологов, с сопоставительным анализом существующих в социологической литературе точек зрения на то, что такое социология, каковы должны быть ее предмет и метод; каковы ее место и роль в системе гуманитарного знания; каковы ее отношения и степень взаимодействия с другими, наиболее близкими ей общественными науками. Постановка такого рода проблематики включает ряд более конкретных задач:
-4- -5- толкование различными представителями социологического знания задач и перспектив "науки об обществе";
Место курса в профессиональной подготовке На основе курса по истории социологии читаемого на втором и третьем году обучения, может быть существенно повышена эффективность методики преподавания общей социологии. Кроме конкретных историко-социологических знаний, специалисты в процессе подготовки получают всестороннее видение развития социологических идей. Данный курс можно рассматривать как своеобразное осмысление логики развития социологии, ее возникновения, борьбы идей, динамики, а также ее теоретико-методологической, мировоззренческой роли и функции. Отсюда следует, что курс по истории социологии является базовой дисциплиной, от которой зависят уровень и глубина знаний в конкретных областях социологии и степень подготовки специалиста. Требования к освоению курса Требования, предъявляемые к освоению курса, предполагают:
3. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Раздел I. Начальный, классический этап возникновения и развития социологии. Тема 1. Предмет истории социологии История социологии - часть общей истории науки. Формирование историко-научной проблематики в процессе развития естественных и общественных наук. История социологии и история культуры. История науки и теория познания. Предмет истории социологии — социальная мысль в ее историческом развитии. Условия зарождения, закономерности развития социального познания. История формирования предмета социологии как самостоятельной научной дисциплины. Процесс взаимоопределения и уточнения предметных областей обществоведческих и гуманитарных наук - основа выделения предмета социологии. Объективные критерии выделения отдельных этапов истории социологии. Круг проблем, ведущие тенденции, деятельность отдельных направлений, школ, течений и другие характеристики каждого исторического периода в развитии социологии. Институционализация социологии: общие закономерности и основные формы. Формирование первых социологических институтов в Европе и Америке, начиная со второй половины XIX в. Деятельность социологических обществ. Конгрессы. Специальная периодическая печать. Социологическое образование: учреждение первых кафедр факультетов. Развитие социологии как университетской дисциплины. Специфика социологического образования в отдельных странах. Роль крупных социологов в развитии социологического образования (Э.Дюркгейм, Л.Гумплович, М.Вебер, М.М.Ковалевский, Н.И.Кареев идр.). -7- История систематического изучения истории социологии в университетах и научных учреждениях мира. Обобщающие труды по истории социологии (Л.Гумплович, Н.И.Кареев, М.М.Ковалевский, П.А.Сорокин и др.). Тема 2. Социально-исторические, идейно-теоретические предпосылки возникновения социологии Исторические условия возникновения социологии. Развитие капитализма в XVII-XIX вв. Кризис католической религии и религиозного миросознания в Новое Время. Углубление противоречий и усиление идейной и политической борьбы. Практическая потребность в специальной теории общества. Главные социально-политические теории Нового Времени. Взгляды на общество, человека и историю Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Дж, Локка, Дж. Вико. Философия эпохи Просвещения. Взгляды на общество Ш.Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др. французских материалистов. Основные естественнонаучные открытия эпохи, предшествовавшие появлению социологии и их влияние на мировоззрение и социальную философию эпохи. Процесс дифференциации общественных наук в конце XVIII— начале XIX вв. Развитие экономических, эмпирических, сравнительно-исторических методов исследования. Объективная необходимость возникновения социологии как самостоятельной научной дисциплины. Теория Сен-Симона и ее влияние на основателя социологии О.Конта. ТемаЗ. Социологическое учение О. Конта (1798-1857) — родоначальника позитивистской социологии Теоретические источники и общие (философские, мировоззренческие) положения концепции Конта. Идея "Социальной физики" как позитивной науки об обществе. Позитивизм Конта как критика метафизики и как методологический принцип построения социологической теории. Творческая биография: 3 этапа развития его социологической мысли и основные труды. Учение об обществе ("Человечестве"). Философия истории. Закон трех стадий. "Социальная статика и идея порядка". "Социальная динамика и идея общественного прогресса". Предмет и задачи социологии. Контовская классификация наук. Методы позитивной социологии. Основные принципы по визма Конта. -8- Историческое значение учения О. Конта и его место в истории философии и социологии. Тема 4. Эволюционистская социология: Герберт Спенсер (1820-1903) Краткая биография и основные труды Г. Спенсера. Философские, экономические и политические взгляды. Теоретические источники социологии Г. Спенсера. Дж. С. Милль и английский эмпиризм. Социология, ее предмет и задачи у Г. Спенсера. Эволюционное учение Г. Спенсера. Идея всеобщего закона эволюции (формулировка). Основные принципы эволюции. Социальная интеграция и социальная дифференциация. Учение Г. Спенсера об обществе. Общество как социальный организм. Типы обществ. Социальные институты и их типология. Социальная доктрина Г. Спенсера. Этическое учение (утилитаризм). Проблема соотношения социальной эволюции и морального прогресса человечества. Социальный идеал и естественная необходимость. Сравнительная характеристика контовской и спенсерской классификации наук. Место Г. Спенсера в истории общественной мысли и его влияние на дальнейшее развитие социологии. Спенсер и либерализм. Социальный дарвинизм: Людвига Гумплович (1838-1909), Густава Ратценхофер (1842-1904). Тема 5. Психологическое направление в истории социологии XIX - нач. XX вв. Г. Тард, В. Вундт, Г. Лебон Психологизм как одна из основных ориентации общественных наук в конце XX - начале XX в. Психологизм в социологической теории второй половины XIX в. Переход от спекулятивных построений и поисков "определяющего фактора" к многофактурной модели социального поведения. Попытки создания социальной (коллективной) психологии как самостоятельной дисциплины. Природа и функции общественного сознания. Две линии в трактовке взаимоотношения общественного и индивидуального сознания - реализм и номинализм. Концепция "народной психологии" Штейнталя. Теория "психологии народов" В.Вундта и ее влияние на сравнительную этнологию. Теория подражания Г. Тарда, теория общественного мнения. "Толпа" и "публика". Тард как один из родоначальников современной социальной психологии. -9- Психология народов Г. Лебона. Начало теоретического, а затем эмпирического изучения механизмов группового взаимодействия (внушения и подражания). "Психология толпы" Лебона. Тема 6. Социология Эмиля Дюркгейма (1858-1917) Краткая биография и основные труды Э.Дюркгейма. Идейно-теоретические предпосылки и философские основания социологии Э.Дюркгейма. Объект и предмет социологии. Исходные методологические принципы социологического исследования: реализм, рационализм, детерминизм. Преодоление биологизма и психологизма. Социология как эмпирическая наука. Общество как нормативная система. Понятия социальной функции и социального факта. Роль социальных институтов. "Социологизм" как мировоззрение и теоретико-методологическая концепция. Социально-исторические взгляды Э.Дюркгейма. Теория социального развития и эволюционизма. Понятия: "коллективное сознание", "социальный реализм", "общественное разделение труда", "социальная солидарность", "аномия". Исследование самоубийства как социального феномена. Концепции религии и "научной морали" Э.Дюркгейма. Категории "священного" и "социального ритуала". Историческое значение учения Э.Дюркгейма. Влияние идей Э.Дюркгейма на последующее развитие социологии. Тема 7. Марксистская социология: Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895) - создатели материалистической теории общества Исторический материализм как социологическая теория и методология социального познания. Социально-исторические и философско-теоретические предпосылки возникновения в Европе марксисткой социологии. Краткая биография К. Маркса и Ф. Энгельса. Основные труды. Составные части учения К. Маркса и Ф. Энгельса. Теория Маркса и Ч. Дарвина. Экономическое учение К. Маркса и Ф. Энгельса. Работа К. Маркса "Капитал". Учение К. Маркса и Ф. Энгельса об обществе. Концепция общественно-экономической формации. Законы исторического раз Теория классов как теория социального конфликта. Политические идеи К. Маркса и Ф. Энгельса. Понятие идеологии и ее интерпретация в работе К. Маркса и Ф. Энгельса "Немецкая идеология". К. Маркс и Ф. Энгельс о сущности государства и исторических путях его развития. Проблема отчуждения: "Экономико-философские рукописи 1844 года". Маркс и Гегель. К. Маркс как социолог. Историческое значение учения К.Маркса и Ф.Энгельса. Марксизм в современном мире. Неомарксизм. |
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «маркетинг» Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «ценообразование» Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «литература» Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический... | Учебно-методический комплекс содержит программу курса, темы семинарских... Хажеева И. В. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «инвестиционный анализ» Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «бухгалтерское дело» Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический... | ||
Методические рекомендации к программе учебного курса «Исто рия отечественного... Методические рекомендации к программе учебного курса «История отечественного и зарубежного киноискусства» (гос-2002). — Екатеринбург:... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология продаж» Учебно-методический комплекс предназначен для бакалавров очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Ценообразование» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения; содержит учебно-тематический план, учебную... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Иностранный язык» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Институциональная экономика» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,... | ||
Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой Психология Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология» «Филология. Английский язык». Комплекс содержит рабочую программу курса, методические рекомендации к семинарским занятиям и самостоятельной... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы консультативной психологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Институциональная экономика» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной форм обучения, содержит учебно-тематический план, учебную... |