Учебно-методический комплекс содержит программу курса «Исто­рия социологии»





НазваниеУчебно-методический комплекс содержит программу курса «Исто­рия социологии»
страница1/10
Дата публикации06.03.2016
Размер1.36 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Социологический факультет

Кафедра истории и теории социологии

В. И. Добренькое, А. И. Кравченко, Е. И. Кравченко, Н. Г. Осипова, Н. Л. Полякова, В. А. Кудрявцев, В. П. Трошкина, Г. К. Варданянц

История социологии




УНИВЕРСИТЕТ книжный дом

Москва 2007


Учебно-методический комплекс

УДК 316:303.4 ББК 60.56 Д55

Добреньков В.И.

Д55 История социологи. Учебно-методический комплекс / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко, Е.И. Кравченко, Н.Г. Осипо-ва, Н.Л. Полякова, В.А. Кудрявцев, В.П. Трошкина, Г.К. Варда-нянц. - М.: КДУ, 2007. - 96 с.

Учебно-методический комплекс содержит программу курса «Исто­рия социологии», методические рекомендации по изучению дисципли­ны, контрольные вопросы и задания для самостоятельного контроля, а также тестовые задания, экзаменационные вопросы и списки основной и дополнительной литературы.

Комплекс написан в помощь студентам, обучающимся по специаль­ности 040201.65 — «Социология».

УДК 316:303.4 ББК 60.56

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Обязательный минимум содержания 4

  2. Организационно-методический раздел 5

  3. Учебная программа 7

  4. Учебно-тематический план 34

  5. Примерные вопросы для подготовки к экзамену 38

  6. Тематика рефератов и контрольных работ 41

  7. Тематика курсовых работ 45

  8. Планы семинарских занятий 49

  9. Общая литература по курсу «история социологии» 86

© Социологический факультет МГУ, 2007 © Добреньков В.И., Кравченко А.И., Кравченко Е.И., Осипова Н.Г, Полякова Н.Л., Кудрявцев В.А. Трошкина В.П., Варданянц Г.К., 20®7 © Издательство «КДУ», оформление, 2007

1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

Федеральный компонент Государственного образовательного

стандарта высшего профессионального образования

по дисциплине «История социологии»

Начальный этап развития социологии; О.Конт - основатель позитивизма; британская традиция (Дж.Ст.Милль, Г.Спенсер); Э.Дюркгейм и развитие социологизма; формальная социология Г.Зиммеля и Ф.Тенниса; М.Вебер: его влияние на последующее раз­витие социологии; зарождение марксистской социологии и ее эволю­ция в европейской мысли; неомарксизм; особенности развития марк­систской социологии в России; начальный этап развития социологии в США; эмпирическая социология: становление, эволюция, успехи, трудности; современная социология Европы и США; структурный функционализм в социологии (Т.Парсонс и Р.Мертон); феноменоло­гическая социология (А.Шюц, Г.Гарфинкель); теория конфликта (Ко-зер, Дарендорф); теория социального обмена (Дж.Хоманс и Г.Блау); З.Фрейд и неофрейдизм в социологии; крупнейшие социологи совре­менной Англии, Франции, Германии (Э.Гидденс, П.Бурдье, Н.Луман, Бергер); творчество П.Сорокина (российский и американский пери­оды); социология в России; натуралистические теории (Н.И.Ножин, А.И.Стронин, П.Ф.Лилиенфельд, Л.И.Мечников); субъективная школа (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский); неопозитивизм в русской социологии (П.А.Сорокин, К.М.Тахтарев, А.С.Звоницкая); неоканти­анская школа (П.И.Новгородцев, Б.А.Кистяковский, В.М.Хвостов); социология в России и СССР после событий 1917 г.; институализа-ция социологии; история социологического образования; крупней­шие социологи России (Н.И.Кареев, М.М.Ковалевсий и др.).

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Целью данного курса являются анализ и систематизация учений главных представителей как западной, так и русской социологичес­кой мысли для выявления их взаимосвязи, генезиса содержательных параметров и механизмов формирования предмета социологии, ее основных понятий и проблем. Это дает возможность лучшей ориен­тации специалистов в обширном материале и формулировки перс­пективных областей и направлений исследования общественных и социокультурных процессов.

Достижение этой цели предполагает решение ряда задач, главная из которых связана с изучением творческого наследия ведущих соци­ологов, с сопоставительным анализом существующих в социологи­ческой литературе точек зрения на то, что такое социология, каковы должны быть ее предмет и метод; каковы ее место и роль в системе гу­манитарного знания; каковы ее отношения и степень взаимодействия с другими, наиболее близкими ей общественными науками.

Постановка такого рода проблематики включает ряд более конк­ретных задач:

  • содержательный анализ социально-исторических, экономичес­ких, культурных, естественнонаучных предпосылок возникнове­ния социологии;

  • раскрытие базовых теоретических подходов и перспектив виде­ния главных тем и задач социологии ее основателями и основны­ми представителями как на Западе, так и в России;

  • толкование и сравнительный анализ методов изучения общества в различных учениях;

  • систематизация основных понятий и частей учения того или ино­го крупного социолога;

  • демонстрация теоретических и мировоззренческих затруднений, возникавших на разных стадиях развития социологии, а также ис-


-4-

-5-

толкование различными представителями социологического зна­ния задач и перспектив "науки об обществе";

  • обобщение существующих в истории социологии базовых идей достижений и проблем;

  • рассмотрение важнейших факторов, определивших националь­ную специфику социологической мысли в различных странах, и особенно в России.

Место курса в профессиональной подготовке

На основе курса по истории социологии читаемого на втором и третьем году обучения, может быть существенно повышена эффек­тивность методики преподавания общей социологии. Кроме конкрет­ных историко-социологических знаний, специалисты в процессе под­готовки получают всестороннее видение развития социологических идей. Данный курс можно рассматривать как своеобразное осмысле­ние логики развития социологии, ее возникновения, борьбы идей, ди­намики, а также ее теоретико-методологической, мировоззренческой роли и функции. Отсюда следует, что курс по истории социологии является базовой дисциплиной, от которой зависят уровень и глуби­на знаний в конкретных областях социологии и степень подготовки специалиста.

Требования к освоению курса

Требования, предъявляемые к освоению курса, предполагают:

  • основательную проработку текстов первоисточников и дополни­тельной литературы, что предполагает перенос центра тяжести процесса обучения на самостоятельную подготовку студентов;

  • значительное усиление общекультурной составляющей процесса обучения с тем, чтобы студенты лучше ориентировались в смеж­ных социологии отраслях гуманитарного знания;

  • введение в процессе преподавания современных форм и техноло­гий обучения, способствующих включению понятийно-нагляд­ных механизмов сознания;

  • систематический и эффективный контроль преподавателей за ус­воением материала в форме внутрисеместровых проверок, ресре ратов, докладов, контрольных работ, тестов, коллоквиумов.

3. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Раздел I. Начальный, классический этап возникновения и развития социологии.

Тема 1. Предмет истории социологии

История социологии - часть общей истории науки. Формирова­ние историко-научной проблематики в процессе развития естествен­ных и общественных наук. История социологии и история культуры. История науки и теория познания. Предмет истории социологии — социальная мысль в ее историческом развитии. Условия зарождения, закономерности развития социального познания. История формиро­вания предмета социологии как самостоятельной научной дисципли­ны. Процесс взаимоопределения и уточнения предметных областей обществоведческих и гуманитарных наук - основа выделения пред­мета социологии.

Объективные критерии выделения отдельных этапов истории социологии. Круг проблем, ведущие тенденции, деятельность отде­льных направлений, школ, течений и другие характеристики каждого исторического периода в развитии социологии.

Институционализация социологии: общие закономерности и ос­новные формы. Формирование первых социологических институтов в Европе и Америке, начиная со второй половины XIX в. Деятель­ность социологических обществ. Конгрессы. Специальная периоди­ческая печать.

Социологическое образование: учреждение первых кафедр фа­культетов. Развитие социологии как университетской дисциплины. Специфика социологического образования в отдельных странах.

Роль крупных социологов в развитии социологического обра­зования (Э.Дюркгейм, Л.Гумплович, М.Вебер, М.М.Ковалевский, Н.И.Кареев идр.).

-7-

История систематического изучения истории социологии в уни­верситетах и научных учреждениях мира. Обобщающие труды по истории социологии (Л.Гумплович, Н.И.Кареев, М.М.Ковалевский, П.А.Сорокин и др.).

Тема 2. Социально-исторические, идейно-теоретические

предпосылки возникновения социологии

Исторические условия возникновения социологии. Развитие ка­питализма в XVII-XIX вв. Кризис католической религии и рели­гиозного миросознания в Новое Время. Углубление противоречий и усиление идейной и политической борьбы. Практическая потреб­ность в специальной теории общества.

Главные социально-политические теории Нового Времени. Взгля­ды на общество, человека и историю Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Дж, Локка, Дж. Вико.

Философия эпохи Просвещения. Взгляды на общество Ш.Мон­тескье, Ж.-Ж. Руссо и др. французских материалистов.

Основные естественнонаучные открытия эпохи, предшествовав­шие появлению социологии и их влияние на мировоззрение и соци­альную философию эпохи.

Процесс дифференциации общественных наук в конце XVIII— на­чале XIX вв. Развитие экономических, эмпирических, сравнительно-исторических методов исследования. Объективная необходимость возникновения социологии как самостоятельной научной дисцип­лины. Теория Сен-Симона и ее влияние на основателя социологии О.Конта.

ТемаЗ. Социологическое учение О. Конта (1798-1857)

родоначальника позитивистской социологии

Теоретические источники и общие (философские, мировоззрен­ческие) положения концепции Конта. Идея "Социальной физики" как позитивной науки об обществе. Позитивизм Конта как критика метафизики и как методологический принцип построения социоло­гической теории. Творческая биография: 3 этапа развития его социо­логической мысли и основные труды.

Учение об обществе ("Человечестве"). Философия истории. За­кон трех стадий. "Социальная статика и идея порядка". "Социальная динамика и идея общественного прогресса".

Предмет и задачи социологии. Контовская классификация наук.

Методы позитивной социологии. Основные принципы по визма Конта.

-8-

Историческое значение учения О. Конта и его место в истории философии и социологии.

Тема 4. Эволюционистская социология:

Герберт Спенсер (1820-1903)

Краткая биография и основные труды Г. Спенсера. Философские, экономические и политические взгляды. Теоретические источники социологии Г. Спенсера. Дж. С. Милль и английский эмпиризм.

Социология, ее предмет и задачи у Г. Спенсера. Эволюционное учение Г. Спенсера. Идея всеобщего закона эволюции (формулиров­ка). Основные принципы эволюции. Социальная интеграция и соци­альная дифференциация.

Учение Г. Спенсера об обществе. Общество как социальный орга­низм. Типы обществ. Социальные институты и их типология.

Социальная доктрина Г. Спенсера. Этическое учение (утилитаризм). Проблема соотношения социальной эволюции и морального прогресса человечества. Социальный идеал и естественная необходимость.

Сравнительная характеристика контовской и спенсерской клас­сификации наук.

Место Г. Спенсера в истории общественной мысли и его влияние на дальнейшее развитие социологии. Спенсер и либерализм.

Социальный дарвинизм: Людвига Гумплович (1838-1909), Густа­ва Ратценхофер (1842-1904).

Тема 5. Психологическое направление в истории социологии

XIX - нач. XX вв. Г. Тард, В. Вундт, Г. Лебон

Психологизм как одна из основных ориентации общественных наук в конце XX - начале XX в.

Психологизм в социологической теории второй половины XIX в. Переход от спекулятивных построений и поисков "определяющего фактора" к многофактурной модели социального поведения.

Попытки создания социальной (коллективной) психологии как самостоятельной дисциплины.

Природа и функции общественного сознания. Две линии в трак­товке взаимоотношения общественного и индивидуального созна­ния - реализм и номинализм.

Концепция "народной психологии" Штейнталя. Теория "психоло­гии народов" В.Вундта и ее влияние на сравнительную этнологию.

Теория подражания Г. Тарда, теория общественного мнения. "Толпа" и "публика". Тард как один из родоначальников современной социальной психологии.

-9-

Психология народов Г. Лебона. Начало теоретического, а затем эмпирического изучения механизмов группового взаимодействия (внушения и подражания). "Психология толпы" Лебона.

Тема 6. Социология Эмиля Дюркгейма (1858-1917)

Краткая биография и основные труды Э.Дюркгейма. Идейно-те­оретические предпосылки и философские основания социологии Э.Дюркгейма. Объект и предмет социологии.

Исходные методологические принципы социологического иссле­дования: реализм, рационализм, детерминизм. Преодоление биоло­гизма и психологизма.

Социология как эмпирическая наука. Общество как нормативная система. Понятия социальной функции и социального факта. Роль социальных институтов. "Социологизм" как мировоззрение и теоре­тико-методологическая концепция.

Социально-исторические взгляды Э.Дюркгейма. Теория социаль­ного развития и эволюционизма. Понятия: "коллективное сознание", "социальный реализм", "общественное разделение труда", "социаль­ная солидарность", "аномия".

Исследование самоубийства как социального феномена.

Концепции религии и "научной морали" Э.Дюркгейма. Категории "священного" и "социального ритуала".

Историческое значение учения Э.Дюркгейма. Влияние идей Э.Дюркгейма на последующее развитие социологии.

Тема 7. Марксистская социология: Карл Маркс (1818-1883),

Фридрих Энгельс (1820-1895) - создатели материалистической

теории общества

Исторический материализм как социологическая теория и мето­дология социального познания.

Социально-исторические и философско-теоретические предпо­сылки возникновения в Европе марксисткой социологии.

Краткая биография К. Маркса и Ф. Энгельса. Основные труды. Составные части учения К. Маркса и Ф. Энгельса. Теория Маркса и Ч. Дарвина.

Экономическое учение К. Маркса и Ф. Энгельса. Работа К. Марк­са "Капитал".

Учение К. Маркса и Ф. Энгельса об обществе. Концепция обще­ственно-экономической формации. Законы исторического раз Теория классов как теория социального конфликта.

Политические идеи К. Маркса и Ф. Энгельса. Понятие идеоло­гии и ее интерпретация в работе К. Маркса и Ф. Энгельса "Немецкая идеология".

К. Маркс и Ф. Энгельс о сущности государства и исторических путях его развития. Проблема отчуждения: "Экономико-философс­кие рукописи 1844 года". Маркс и Гегель.

К. Маркс как социолог. Историческое значение учения К.Маркса и Ф.Энгельса.

Марксизм в современном мире. Неомарксизм.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс содержит программу курса «Исто­рия социологии» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «маркетинг»
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Учебно-методический комплекс содержит программу курса «Исто­рия социологии» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «ценообразование»
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Учебно-методический комплекс содержит программу курса «Исто­рия социологии» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «литература»
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Учебно-методический комплекс содержит программу курса «Исто­рия социологии» iconУчебно-методический комплекс содержит программу курса, темы семинарских...
Хажеева И. В. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение...
Учебно-методический комплекс содержит программу курса «Исто­рия социологии» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «инвестиционный анализ»
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Учебно-методический комплекс содержит программу курса «Исто­рия социологии» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «бухгалтерское дело»
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Учебно-методический комплекс содержит программу курса «Исто­рия социологии» iconМетодические рекомендации к программе учебного курса «Исто­ рия отечественного...
Методические рекомендации к программе учебного курса «Исто­рия отечественного и зарубежного киноискусства» (гос-2002). — Ека­теринбург:...
Учебно-методический комплекс содержит программу курса «Исто­рия социологии» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология продаж»
Учебно-методический комплекс предназначен для бакалавров очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Учебно-методический комплекс содержит программу курса «Исто­рия социологии» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Учебно-методический комплекс содержит программу курса «Исто­рия социологии» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Ценообразование»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения; содержит учебно-тематический план, учебную...
Учебно-методический комплекс содержит программу курса «Исто­рия социологии» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Иностранный язык»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Учебно-методический комплекс содержит программу курса «Исто­рия социологии» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Институциональная экономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Учебно-методический комплекс содержит программу курса «Исто­рия социологии» iconУчебно-методический комплекс рекомендован кафедрой Психология
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Учебно-методический комплекс содержит программу курса «Исто­рия социологии» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология»
«Филология. Английский язык». Комплекс содержит рабочую программу курса, методические рекомендации к семинарским занятиям и самостоятельной...
Учебно-методический комплекс содержит программу курса «Исто­рия социологии» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы консультативной психологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Учебно-методический комплекс содержит программу курса «Исто­рия социологии» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Институциональная экономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной форм обучения, содержит учебно-тематический план, учебную...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск