Пояснительная записка Цели дисциплины: Программа курса «Архивоведение XXI века»





НазваниеПояснительная записка Цели дисциплины: Программа курса «Архивоведение XXI века»
страница1/9
Дата публикации07.03.2016
Размер1.02 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный гуманитарный университет»

(РГГУ)

Историко-архивный институт


ФАКУЛЬТЕТ АРХИВНОГО ДЕЛА

ФАКУЛЬТЕТ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ТЕХНОТРОННЫХ АРХИВОВ И ДОКУМЕНТОВ


УТВЕРЖДЕНА

Приказом ректора

от 28.11.2011 № 01-244/а
АРХИВОВЕДЕНИЕ XXI ВЕКА

Рабочая программа дисциплины для подготовки аспирантов

по специальности

05.25.02 Документалистика, документоведение, архивоведение

Москва 2011



АРХИВОВЕДЕНИЕ XXI ВЕКА


Рабочая программа дисциплины для подготовки аспирантов

по специальности

05.25.02 Документалистика, документоведение, архивоведение



Составители:

докт. ист. наук, проф. Г.Н.Ланской

докт. ист. наук, проф. В.М. Магидов

докт.ист. наук, проф. Т.И. Хорхордина

канд. ист. наук, проф. Е.М. Бурова

канд. ист. наук, доц. Л.П. Афанасьева

канд. ист. наук, доц. О.А.Шашкова


Программа утверждена

на заседании кафедры

архивоведения

24.10.2011, протокол № 7
Программа одобрена и рекомендована для

опубликования на заседании Совета Историко-архивного института

09.11.2011, протокол № 2

Программа одобрена и рекомендована для

опубликования на заседании Научно-методического совета

по аспирантуре и докторантуре

23.11.2011, протокол № 1

ãРоссийский гуманитарный университет, 2011


Пояснительная записка

Цели дисциплины:
Программа курса «Архивоведение XXI века» предназначена для аспирантов РГГУ, обучающихся по специальности 05.25.02 – Документалистика, документоведение и архивоведение и относится к специальным дисциплинам отрасли науки и научной специальности.

Профессиональные знания, навыки и умения, которыми должен обладать исследователь на стадии послевузовского образования, предполагают углубленное знание научных проблем и пути их решения. Предлагаемый курс ориентирован на проблемные подходы и применение в исследовательской работе всей совокупности методических и методологических навыков и теоретических концепций. Плодотворность и жизнеспособность новой модели обучения, главным принципом которой является компетентностный подход, заключается в том, чтобы аспиранты усваивали методологию науки. Идея компетентностного подхода к образованию, основанная на проблематизации базового знания, позволяет обеспечить высокое качество профессиональной подготовки аспиранта.

Обучение в аспирантуре РГГУ по специальности 05.25.02 - Документалистика, документоведение и архивоведение включает цикл установочных лекций по проблемам современного архивоведения, семинары-коллоквиумы для обсуждения узловых историко-архивоведческих проблем, консультации ведущих преподавателей, а также предусматривает значительную самостоятельную работу аспиранта.

Только собственные научные исследования смогут побудить к изучению той или иной области науки, привить вкус к научной работе, к творчеству, что возможно не столько на лекциях, сколько на практических и семинарских занятиях.

Промежуточную аттестацию по каждому циклу работы аспирант защищает в разнообразных формам: публикации, рефераты, выступления на конференциях и спецсеминарах и т.д. Работа по подготовке к сдаче основного экзамена - кандидатского минимума по специальности - поддержана предлагаемым базовым курсом «Архивоведение XXI века», а также дополнительными поддерживающими курсами, необходимыми для овладения методикой написания кандидатской диссертации.

Основная цель программы курса – ориентировать аспирантов на рассмотрение ключевых этапов развития, современного состояния и долгосрочных тенденций историко-архивоведческой и археографической мысли и архивоведения в контексте гуманитарных дисциплин новейшего времени. Кроме того, необходимо обучить аспирантов навыкам применения общих гуманитарных знаний в сфере архивоведения, истории архивоведческой и археографической мысли, умению различать общее и особенное при изучении теорий и методик на основе современной парадигмы междисциплинарного подхода к анализу предлагаемого для изучения исходного документального материала - опубликованных и неопубликованных источников, а также научной литературы.

Предметом изучения при этом является сравнительно-исторический анализ опыта работы крупных ученых-архивоведов и историков-архивистов, а также их научных школ, составивший теоретические, методические и организационные основы архивоведения и архивного дела, в том числе технотронного, в России и за рубежом. Наука об архивах рассматривается при этом не как деперсонифицированный набор сведений о безличностной цепи законодательных актов, правил, положений и т.д., а как процесс интеллектуального творчества ученых, объектом исследования которых стал самоценный архивный документ, отражающий целостную историю развития системы «личность – общество – государство».

Поэтому особое внимание уделяется анализу изменений отношения общества и государства к архивам и рассмотрению архивного документа как “самоценного” явления, присущего человеческой жизни и мыследеятельности.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура):
Дисциплина относится к специальным дисциплинам отрасли науки и научной специальности.

Общая трудоемкость дисциплины – 2 зачетные единицы. Из них: аудиторная работа –36 часов (лекционные занятия), самостоятельная работа аспирантов – 36 часов.
Задачи дисциплины:
Для реализации поставленных задач курс «Архивоведение XXI века» представлен в проблемном освещении, что предполагает изучение дискуссионных сюжетов архивоведения и требует от аспирантов умения формулировать научные проблемы и предлагать пути их решения. Это предполагает не школярский поиск готовых ответов на поставленные вопросы, а приобретение навыков самостоятельной работы по решению фундаментальных и частных проблем архивоведения, многие из которых являются предметом дискуссий или выдвигаются впервые как предмет изучения.

Особое внимание уделяется анализу значения принципа преемственности архивоведческих концепций на этапе становления информационного общества и внедрения, новых архивно-информационных технологий.

Список литературы носит рекомендательный характер и предполагает включение аспирантом новейших опубликованных исследований по проблематике историко-архивоведческого характера.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

В итоге изучения курса аспирант должен проявить творческую заинтересованность в самостоятельном поиске ответа на непростые вопросы о перспективах развития архивоведения, которое сегодня ищет научно обоснованный ответ на проблему оптимального соотношения “управленческой” и “гуманитарной” функций архивов в условиях формирования глобальной информационной сети на основе принципа свободы доступа к национальным архивным фондам каждой из стран.

В результате изучения курса аспиранты должны понимать законы формирования и правила функционирования архивов как целостной, динамично развивающейся системы, которая меняет формы и масштабы проявления своей гуманитарной сущности в зависимости от изменения «среды бытования» - конкретных социально-политических условий.

Аспиранты также должны знать процессы становления и эволюции архивоведения как научной дисциплины, архивоведческой и археографической мысли, основные направления деятельности архивов в настоящем и в исторической ретроспективе, уметь выделять общее и особенное при историко-компаративном анализе и применять усвоенные знания в научно-исследовательской работе.

Аспиранты получают навыки источниковедческого и историографического анализа при оценке процессов и явлений в истории развития архивов, архивоведения, архивоведческой и археографической мысли в России и за рубежом.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ АРХИВОВ
Тема 1. Методология истории архивов
Архивы в системе исторической памяти. Историография и источниковедение архивного дела в России и за рубежом. Методологические аспекты архивоведческого знания. Методология истории архивов: сравнительное изучение концепций Р.А.Ботье, Б.Дельмаса, Е.В.Старостина. Функциональный подход и его применение в периодизации истории архивов. Связь методологии истории архивов с развитием философии. Место отечественных и зарубежных архивов в системе государственного управления и историко-культурного наследия. Теоретические, методологические и организационные основы историко-архивоведческой науки. Расширение границ историко-архивоведческой науки. Оформление архивоведения в научную дисциплину.

Основные тенденции и направления в развитии отечественных архивов в X -XXI вв. Эволюция архивов от Царской казны к архивам приказов. Особенности организации центральных (правительственных) и альтернативных (частновладельческих, монастырских и др.) архивов. Усиление внимания к частновладельческим («родовым») архивам и коллекциям исторических документов в деятельности кружка Н.П.Румянцева. Д.С.Лихачев о культурологических аспектах процесса собирания документальных памятников прошлого.

Основные этапы развития принципа происхождения в классификации документов в России и за рубежом. Соотношение провениенц и пертиненцпринципов в XIX- XX вв. Основные направления теории и методологии западного архивоведения. Историография зарубежного архивоведения (Е.В.Старостин).

Архивы как целостная, динамично развивающаяся многоуровневая система. Американский опыт решения проблемы частных архивов. Замена доктрины «двух возрастов» документов (административный и исторический) на «трех» (административный, промежуточный и исторический) в западно-европейском архивоведении. Изменение форм комплектования архивов в западно-европейском архивоведении. Теоретические основы перестройки комплектования отечественных государственных архивов в конце 1950-х-начале 1960-х годов. Современное понимание общего и особенного в профессии историка-архивиста. Основные программы ЮНЕСКО, МСА и других международных неправительственных организаций по сбережению и использованию историко-документального наследия. Понятие исторической типологии архивов в отечественной и зарубежной школах архивоведения.

Преемственность практики комплектования, хранения и использования документов. Особенности процессов комплектования, описания, систематизации и использования в работе отечественных и зарубежных архивов. Канадская и французская методики работы с текущими и промежуточными архивами. Проблемы истории, теории, методологии архивов стран Западной Европы, испытавших влияние французской архивной доктрины. Создание и организация государственной архивной службы в России и за рубежом. Формы управления архивным делом (европейский и американский опыт).

Проблема оптимального соотношения управленческой и гуманитарной функций архивов в условиях формирования глобальной информационной сети. Принципы свободы доступа к национальным архивным фондам.
Тема 2. Развитие историко-архивоведческой мысли
Генезис, становление и эволюция архивоведческой мысли в России и за рубежом. Зарождение и становление архивоведческой мысли нового времени в Западной Европе (XVI- конец XVIII в.). Развитие архивоведческой мысли после Великой Французской революции до конца XIX в. Складывание национальных школ в архивоведении. Основные этапы развития, современное состояние и долгосрочные тенденции архивоведческой мысли в контексте гуманитарных дисциплин. Сравнительно-исторический анализ теорий и концепций историков и архивоведов и их научных школ. Общее и особенное при историко-компаративном анализе трудов отечественных и зарубежных архивоведов.

Концепция рационализма в организации архивов как отражение парадигмы XVIII века. Г.Ф.Миллер и зарождение идеи о необходимости централизации архивов. Содержание архивных реформ в России и за рубежом и история их разработки. Проекты демократической реформы архивного дела в России: проекты централизации архивов барона Г.А.Розенкампфа, Н.В.Калачова, И.Е.Андреевского, Д.Я.Самоквасова: сравнительно-исторический анализ. Разделение исторической, теоретической и методико-практической частей архивоведения в XIX веке. Разделение понятий «архивоведение» (Archivwissenschaft) и “архивоведение” (Аrchivкunde). С.О. Шмидт о российском архивоведении начала XX в. как одной из вершин исторической мысли. Феноменологическая парадигма А.С.Лаппо-Данилевского и ее значение для нового понимания сущности архивного документа. Развитие концепции о фонде и принципе происхождения как теоретическом ядре науки об архивах.

Концепция расширяющегося понятия «архивы». Разграничение понятий «архив, библиотека, музей». Эволюция понятия «экспертиза ценности документов». Разделение понятий «ценность» и «полезность» документа.

Современная концепция роли ученых в формировании исторического пространства. Концепция отбора документов по принципу оптимального минимума документации в конце 1950-х-начале 1960-х гг. Функционально-информационный подход к экспертизе ценности документов (А.В.Елпатьевский, В.В.Цаплин, Т.Г.Коленкина). Источниковедческий и информационный подходы в разработке теории экспертизы ценности. В.Н.Автократов и А.В. Елпатьевский о проблеме вовлечения категорий информатики в архивоведение. Идеи В.И.Вернадского в архивном деле. Понятие о «ноосферной»сущности архивного документа.

Современное состояние теории архивного дела и науки об архивах в России. Интеллектуальное творчество ученых, объектом которого является самоценный архивный документ.
Тема 3. Взаимосвязь и взаимодействие архивоведения с исторической наукой и источниковедением.
Архивы и историческая наука. Эволюция взглядов на архивный документ как исторический источник. «Спекулятивный подход» в исторической науке и архивные документы. «Потребительский подход» к архивным документам. Концептуальный подход и сравнительно-исторический метод исследования в исторической науке и архивные документы. Историко-юридическая школа в российской исторической науке. Позитивизм и его представители в России. Санкт-Петербургская школа. Концепция А.С.Лаппо-Данилевского и гуманитарная сущность архивного документа –исторического источника. Гуманитаризация историко-архивоведческой науки в теоретических работах Союза российских архивных деятелей. Зарождение доктрины «нового русского архивоведения»: петроградская и московская школы архивоведения. Связь с теоретическим источниковедением. Концепция гармонии в работе архивиста, археографа и историка-исследователя.

В.Н.Автократов и теория информационного пространства. Б.С.Илизаров: архивы-социальная память человечества. В.В.Кабанов и трактовка “архивного источниковедения”. Архивное источниковедение в трудах Е.В.Старостина. Архивоведение и теоретическое источниковедение: общее и особенное (О.М. Медушевская). В.П. Козлов об эволюции взаимоотношений историков и архивистов. Развитие идей фундаментального архивоведения в работах С.О.Шмидта, В.М.Магидова, О.М.Медушевской, Е.В.Старостина, В.П. Козлова, Т.И. Хорхординой. Всероссийские конференции по проблемам взаимосвязи архивоведения и источниковедения (ВНИИДАД). С.О.Шмидт и концепция взаимодействия архивистов и краеведов. Отечественные и зарубежные историографические школы, применяющие междисциплинарный подходы.

Учение о сущности архивного документа. Самоценный архивный документ - исторический источник - как отражение целостной истории развития системы «личность-общество-государство».
Тема 4. Катаклизмы в истории общества и архивы.
Социальная борьба и архивы. Характеристика революционного законодательства (на примере Великой французской революции конца XVIII в. и русской революции 1905-1917 гг.) Архивы и Великая Французская революция. Архивы и Отечественная война 1812 г. Архивы и русская революция 1917 г. Объединение представителей архивной общественности для охраны архивов «от случайностей переживаемого времени». Организация спасения архивов. Архивы и безвластие: научная общественность и создание общественных организаций в периоды политической нестабильности в целях спасения архивов от уничтожения. Концентрация документов.

Централизация управления. Политизация архивов. Политизация управления архивным делом в середине 1920-х годов в России. Борьба просветительского и партийно-ведомственного подходов. Подмена понятия «ценности» документа его «полезностью». Смена социально-политических режимов и уничтожение документов старого режима. Криминальные мотивы уничтожения государственных и частных бумаг. Ограничения в доступе. Использование документов в интересах социальных групп и партийных элит, пришедших к власти.

Проблемы, связанные с собиранием и освоением наследия прошлого, в конкретной исторической обстановке Уничтожение документов в ходе боевых действий, местным населением, отступающими войсками. Документы как военные трофеи. Создание специальных подразделений для собирания архивов на захваченных территориях. Архивные документы в работе спецслужб. Продажа архивных материалов. Вторая мировая война и судьбы архивов воевавших стран. Послевоенные мирные договоры и проблема реституции архивов. Взаимообусловленность архивного строительства с историей духовной (гуманитарной) культуры Человека.

Тема 5. Архивная Россика. Архивная реституция.
Проблемы, связанные с собиранием и освоением архивного наследия в России и за рубежом. Проблемы реституции культурных ценностей. Типология межгосударственных отношений повлиявших на перемещения архивов. Принципы при принятии решений о возврате архивов (принцип уважения к фонду, принцип происхождения, принцип территориальности архивов, административной правовой преемственности). Исключения: компенсационные обязательства.

Проблема перемещенных архивов в период Второй мировой войны. Судьбы трофейных архивов.

Архивная россика за рубежом: выявление и использование. Теоретические проблемы зарубежной архивной Россики. Сбор сведений о всех утратах Россией архивных материалов и о местах хранения и возможного нахождения архивных документов и фондов российского происхождения. Возвращение в Россию архивных документов. Программа Федерального архивного агентства по выявлению и возвращению зарубежной архивной Россики. Возврат Россией архивных документов странам их происхождения. Архивное наследие российской эмиграции как составная часть зарубежной архивной Россики. Характеристика основных хранилищ, история и состав фондов.

Труды М.К. Любавского, Е.В. Старостина, П.Г. Кеннеди, Ш. Кечкемети, Э. Бастьена, В.В.Цаплина, В.П. Козлова и др. по вопросам архивной реституции.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Цели дисциплины: Программа курса «Архивоведение XXI века» iconПояснительная записка 1 Цели и задачи дисциплины Курс «Организация...
Предмет курса – технологии секретарского обеспечения управления в организациях, учреждениях, органах государственной власти
Пояснительная записка Цели дисциплины: Программа курса «Архивоведение XXI века» iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины
Основные цели и задачи курса «Техника и технология сми» состоят в следующем. Цель курса познакомить студентов с современной техникой...
Пояснительная записка Цели дисциплины: Программа курса «Архивоведение XXI века» iconРабочая программа учебного курса История России XX начало XXI века...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Ворсма
Пояснительная записка Цели дисциплины: Программа курса «Архивоведение XXI века» iconПрограмма по русскому языку. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова (Сборник программ к комплекту учебников...
Пояснительная записка Цели дисциплины: Программа курса «Архивоведение XXI века» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федеральных...
Н. Ф. Виноградовой. Учебно – методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных...
Пояснительная записка Цели дисциплины: Программа курса «Архивоведение XXI века» iconРабочая программа по окружающему миру. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту...
Пояснительная записка Цели дисциплины: Программа курса «Архивоведение XXI века» iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа составлена...
Н. Ф. Виноградовой. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных...
Пояснительная записка Цели дисциплины: Программа курса «Архивоведение XXI века» iconПояснительная записка рабочая программа курса всеобщей истории для...
Н. В. Загладина. Программа курса и тематическое планирование к учебнику Н. В. Загладина Всеобщая история Конец XIX начало XXI века....
Пояснительная записка Цели дисциплины: Программа курса «Архивоведение XXI века» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федеральных...
Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс. «Начальная школа 21 века» Литературное чтение и слушание
Пояснительная записка Цели дисциплины: Программа курса «Архивоведение XXI века» iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка Цели дисциплины: Программа курса «Архивоведение XXI века» iconРабочая программа учебного курса «Новейшая история XX -начала XXI века»
Рабочая программа составлена на основе программы «Новейшая история зарубежных стран XX- начало XXI века» О. С. Сороко-Цюпа. – М.:...
Пояснительная записка Цели дисциплины: Программа курса «Архивоведение XXI века» iconПояснительная записка. I. К рабочей программе по Истории России в...
Умк для 5-9 классов авторов Д. Д. Данилова, А. В. Кузнецова, Д. В. Лисейцева, В. А. Клокова, В. А. Рогожкина, Н. С. Павловой, Е....
Пояснительная записка Цели дисциплины: Программа курса «Архивоведение XXI века» iconПояснительная записка воспитание экологической культуры актуальнейшая...
Охватывает собой весь период существования человеческого общества от первобытной эпохи до современности
Пояснительная записка Цели дисциплины: Программа курса «Архивоведение XXI века» iconПрограмма курса для студентов заочного отделения исторического факультета...
Учебный курс «Всеобщая история: Новейшая история» является частью университетского курса «Всеобщая история». Цель курса «Всеобщая...
Пояснительная записка Цели дисциплины: Программа курса «Архивоведение XXI века» iconПояснительная записка цели освоения дисциплины
...
Пояснительная записка Цели дисциплины: Программа курса «Архивоведение XXI века» iconПояснительная записка: Молекулярная биология занимает особое место...
Целью данной дисциплины является ознакомление студентов с наукой, которая рассматривает сущность жизни на молекулярном уровне


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск