Доклад "Характер обучения в Свято-Сергиевском епархиальном училище православной катехизации и церковной педагогики. Как он сложился за восемнадцать лет его существования" прот. Анатолий Гармаев





Скачать 78.05 Kb.
НазваниеДоклад "Характер обучения в Свято-Сергиевском епархиальном училище православной катехизации и церковной педагогики. Как он сложился за восемнадцать лет его существования" прот. Анатолий Гармаев
Дата публикации30.08.2013
Размер78.05 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > История > Доклад
Доклад "Характер обучения в Свято-Сергиевском епархиальном училище православной катехизации и церковной педагогики. Как он сложился за восемнадцать лет его существования"

прот. Анатолий Гармаев
Свято-Сергиевское епархиальное училище православной катехизации и церковной педагогики в церковном образовании является учебным заведением среднего звена. Оно готовит церковных педагогов и практических катехизаторов для работы с семьями, детьми и подростками в приходах РПЦ. За восемнадцать лет существования училища сложился определенный характер обучения и образ его выпускника.

Выпускник училища должен поддерживать и развивать основные призвания человека – сына, семьянина, гражданина и во всём христианина. Условия, в которых он это делает – это церковный уклад жизни, в котором учащийся учится сопровождению главных событий жизненного пути человека: рождения, крещения, возрастания в семье, в Церкви, в сыновстве, супружестве, родительстве, гражданстве, во всём церковном – юности, зрелости, старости, смерти и после смертных нуждах в молитвах живых.

Церковный уклад жизни – это три области благочестия – веры, добрых дел и событий, и третье – ладных отношений.

Первая – область веры. Здесь учащимся нужно обрести опыт поста, предпразнства, как подготовки к церковному празднику, праздника и попразнства, как удержания и закрепления в своей жизни того, что праздник дал. Всё это осваивать в следовании за церковными праздниками в течение года. Тем самым учащийся живет в училище, приобретая опыт богослужебного годового круга в собственно церковной жизни – с ее постами, содержанием и молитвой.
Вторая область благочестия – это опыт сообща исполненных дел и событий года. Дела – это, прежде всего, труды по хозяйству – огород, сад, коровник, птичник, территория, ремонт и строительство. К делам же относится богослужебная практика – служение алтарников, ризничих, чтецов, певчих. События года – это служения церковно-социального характера. Сюда относится вся педагогическая практика учащихся – нравственные уроки в общеобразовательной школе, рождественские и пасхальные праздники, летние православные поселения (детские и семейные), военно-патриотическое учение «Горлица» для подростков и молодежи.

Кроме практики служений есть события личного характера, которые тоже надо учиться правильно устраивать – это именины, венчания, свадьбы, юбилеи, дни рождения, крестины, обязанности крестных, похороны, поминальные дни и трапезы. В них тоже надо учиться благочестию. То есть учиться церковным смыслам, традициям, обычаям, при этом осваивать церковно-нравственное содержание, настроение и поведение.

Наконец, третий род событий в укладе училища – учебные занятия по предметам богослужебного и педагогического циклов. Здесь учащиеся изучают содержательные предметы: катехизис, Евангелие, Апостол, литургику, учения о Церкви и о благодати, учение о Святой Троице, библейскую историю, историю Церкви, историю Русской Церкви, церковно-славянский язык, церковное пение, чтение, церковные педагогики (общую, возрастную, практическую), антропологию, антропологическую педагогику, учение о семье, о жизненных призваниях и праведности.
Третья область благочестия – опыт ладных, т.е. благочестивых отношений друг с другом и с людьми, складывающихся благодаря исполнению заповедей Божиих. Здесь нужно организовать и дать учащимся опыт соревнительства. Не соревнования. Речь идет о ревности к духовной и нравственной жизни. Пробуждение, удержание этой ревности, нахождение соревнителей, установление крепких связей с ними, ревностное и сообща пребывание во всех трех областях церковного уклада жизни. Чтобы тем самым входить в благословение Божие «быть в Них – во Святой Троице – едино». Об этом молил Господь Отца Небесного перед тем, как выйти на крестные страдания: «Отче, которых Ты дал Мне, да будут в Нас едино» (Ин. 17, 21-24).
В итоге по выходе из училища у себя на приходе выпускник должен выполнять две задачи: первая – собою, характером и жизнью свидетельствовать, что Господь благ, с кем бы он, выпускник, ни встречался. Для этого жить среди людей, особенно в своей семье, по Евангелию, жить просто. При том, создавать такие отношения и атмосферу, в которой может действовать Бог. Тогда отношения становятся ладными или благочестивыми. Одновременно выпускнику нужно всегда помнить, что Бог будет с их близкими и с людьми и тогда, когда сами они с ними по тем или иным причинам не будут.

Вторая задача относится уже к служению. Когда на приходе открываются или создаются возможности активной и организованной проповеди, когда есть люди, которые хотят устроенно осваивать церковный уклад (в церковной экономии), тогда делать это грамотно. Давать людям, прежде всего опыт, обращать к их опыту, а уже к нему давать знания. В этом мы видим отличие умений, которые обретает выпускник среднего учебного звена, как наше училище от звена высшего. В высшем образовании знания даются с большим, а порой очень большим опережением опыта. При этом не ставится задача соотносить знания с жизнью и опытом. В большинстве своем это и невозможно. Слишком большой задается в высшем образовании разрыв между знанием и опытом.

Выпускник училища к двум названным задачам должен в своем служении опираться на одно правило. Будучи активными в устроении церковного уклада на приходе, в воскресной школе, гимназии, в семейных объединениях, в группах реабилитации от алкоголя, наркотиков, компьютерных игр, интернетной зависимости, не перегружать остальных прихожан, которые к такой активности и ревности не имеют сил и побуждений. Это же правило предлагать тем людям, которые на приходе вслед за выпускниками откликнутся устраивать церковный уклад жизни. Ревностные люди должны сами решать, как быть в обстоятельствах жизни, чтобы не терять благодати, т.е. участия в них Святого Духа. Их подвижническая жизнь будет более интенсивной в церковных действиях и событиях, но она не должна перегружать приход тем, что другие прихожане не могут делать.

Каким должен быть характер выпускника училища? Нравственно и духовно деятельным. Организационно и содержательно грамотным. Еще три характеристики зависят от природных дарований самого человека. Это дисциплина, прикладные таланты (певческие, ораторские, ремесленные, технические способности, изобразительные, литературные, поэтические и прочие) и, наконец, душевность человека. Есть люди душевные, есть мало душевные, скупые душою. (Не путайте с малодушием). Таким образом, духовная, нравственная, деятельно-трудовая, организационная и содержательная стороны характера находятся в сугубом попечении училища. Прикладные таланты, дисциплина и душевные свойства остаются на попечении самих учащихся.

В церковном укладе жизни духовный характер учащихся и соответственно выпускников пестуется, воспитывается в первой области уклада, в области веры. Здесь за время обучения учащимся нужно узнать и пережить в своей церковной жизни значение для них псалтири, богослужебного содержания, Евангелия, трех таинств – соборования, покаяния и причастия и трех общений веры – с Богородицею, ангелами и святыми. Три содержания, три таинства веры и три вида молитвенных обращений вместе раскрывают нам путь Господень. За годы учебы нужно открыть его для себя, вступить на этот путь и начально следовать по нему.

Вместе с тем, учащимся преподается знание о трех жизненных путях человека, в которые вступают все люди на земле независимо от веры и неверия – путь возрастной от рождения до смерти с прохождением периодов детства, юности, зрелости, старости; путь личности: сыновства, супружества, родительства, гражданства, праведности, святости; и путь подвижничества – уподобление старшим, стремление к совершенству по примеру лучших, поиск истины, религиозный поиск и духовные стремления. Эти три пути человеческого естества обычно отсутствуют в сознании современных людей как путь. Люди, в том числе учащиеся училища в первый год обучения пребывают в жизненных переменах, которые с ними случаются, как в некотором потоке, где не они идут, но жизнь их несет. Спустя годы, часто после потрясения, болезни человек оглядывается назад, видит, что ему открывался путь, т.е. возможен был путь, но он не шел по нему. Жизнь прошла около или далеко от пути. Иногда он какими-то судьбами выходил на него, но не узнавал его и скоро уходил в сторону, порой даже не прилагая усилий остаться на пути.

В училище, как минимум, даются знания о жизненных путях, предлагается труд разумения своего пути в прожитой жизни – что относилось к пути, а что нет – затем труд разумения себя на пути в настоящее время и далее нахождения Господнего пути в путях своего естества. Если учащийся искренен в этой работе над собой, он в итоге выходит в своей жизни к десяти заповедям Господним, которые выводят человека на путь Господень. Увы, это получается в нашем опыте пока у единиц. Заповеди блаженств получается осваивать только в виде знаний, у некоторых более или менее углубленных.

Путь Господень и три пути естества были бы легки, если бы не было пятого пути, который в основном и забирает человека. Это путь грешника. Трудно уразуметь в жизни естества три пути и тем более трудно найти путь Господень и встать на него, потому что есть путь грешника. Сила, с которой путь грешника забирает людей в наше время очень велика, средства, которыми грех увлекает человека, очень разнообразны и эффективны. Противостоять им можно, если пробуждается и развивается в учащихся подвижническая ревность и путь подвижника.

Выпускнику училища нужно знать эти пути, опытно различать их, иметь ревность к преодолению пути грешника и при этом уметь вывести к ним тех, с кем он будет работать на приходе по окончании училища.

Таким образом, первая область благочестия или церковного уклада, которая осваивается в училище – это, с одной стороны, жизнь и радость в церковных событиях, а с другой – это труд нахождения пути Господнего в жизненных путях и выхода на него.

Вторая область церковного уклада или благочестия – это возстановление деятельно-трудовой и нравственной способности в делах по хозяйству: отклик на нужду, легкость воли, надежность в соработничестве, а в богослужебной практике певчих, чтецов, алтарников, ризничих: ревность служения, молитвенность, способность быть сообща.

В этой же второй области уклада воспитывается в учащихся готовность и способность к церковно-социальному служению в качестве организатора, церковного педагога и практического катехизатора, умеющего помогать церковной жизни семьи. Для такого служения нужно развитие трех качеств – безкорыстия, жертвенности и приношения своего служения Христу. Все три качества могут воспитываться в человеке вследствие его набожности. Кратко раскроем эту связь.

Как воспитывается безкорыстие? Если человек живет Царством Небесным, он будет мимо земной жизни стремиться к жизни небесной. Это стремление реализуется или отразится в нем как его безкорыстие.

Как образуется жертвенность? Если человек любит Бога, т.е. имеет боголюбие, он вместе с этим имеет близость к Богу и живое упование на Него. Тогда у него есть откуда отдавать, делиться и быть жертвенным, потому что Господь возместит ему всё утраченное, в том числе даже его собственную жизнь. Мера близости с Богом открывается и реализуется в таком случае в его жертвенности.

Откуда появится в учащемся приношение своего служения Христу? Оно появляется в том, кто чтит Бога и имеет страх Божий. Не для личного успеха служит такой человек и не ради выгод земной жизни. Но чтобы быть слугой Господа, и это делает его богоподобным. Чтобы служить таинственной воле Бога, нужно узнавать волю Господа в каждый данный момент жизни. А для этого нужно иметь молитвенную кротость.

Понятно, что к такой высоте служения мы не можем приготовить наших учащихся за время их обучения. Но мы можем дать знания о нем и указать на образ такого служения.

Наконец, третья область церковного уклада – ладные отношения между собою и людьми прихода и общины осваивается учащимися в меру пробуждения в них свойств сыновства.

Таких свойств мы выделяем пять. Почитание старших, потребность быть едино с ними, преемственность во всём добром, что есть в старших – духовном, нравственном, физическом – следование в жизни их наставлениям и заветам, забота о них, внимание и чуткость к их нуждам, настроению. Пять сыновних свойств делают учащихся между собою братьями и сестрами. Ибо откуда взяться братству, если нет сыновей. При этом речь идет о сыновьях – ревнителях православия.

Таковы основы обучения церковному укладу и характер выпускника Свято-Сергиевского училища, какими они сложились за восемнадцать лет нашего существования.

Богу нашему слава! Аминь.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад \"Характер обучения в Свято-Сергиевском епархиальном училище православной катехизации и церковной педагогики. Как он сложился за восемнадцать лет его существования\" прот. Анатолий Гармаев iconПрот. Анатолий Гармаев
Рабочая программа составлена на основании гос впо направления 030600. 62 – «журналистика» (квалификация бакалавр)
Доклад \"Характер обучения в Свято-Сергиевском епархиальном училище православной катехизации и церковной педагогики. Как он сложился за восемнадцать лет его существования\" прот. Анатолий Гармаев iconПрот. Анатолий Гармаев
Резервный день для прохождения гиа в новой форме в 9 классе по математике, истории России, биологии, физике
Доклад \"Характер обучения в Свято-Сергиевском епархиальном училище православной катехизации и церковной педагогики. Как он сложился за восемнадцать лет его существования\" прот. Анатолий Гармаев iconЭссе Моё педагогическое мастерство
Наша семья в трёх поколениях учительская: бабушка сорок лет проработала учителем начальных классов, дедушка тридцать шесть лет мастером...
Доклад \"Характер обучения в Свято-Сергиевском епархиальном училище православной катехизации и церковной педагогики. Как он сложился за восемнадцать лет его существования\" прот. Анатолий Гармаев iconРусская православная Церковь Отдел религиозного образования и катехизации...
Преподавание православной культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации: сборник материалов и документов — М.:...
Доклад \"Характер обучения в Свято-Сергиевском епархиальном училище православной катехизации и церковной педагогики. Как он сложился за восемнадцать лет его существования\" прот. Анатолий Гармаев iconДоклад епископа Шуйского и Тейковского Никона на Епархиальном собрании...
Господь благословил нас собраться на епархиальном ежегодном собрании теперь уже в новообразованной Шуйской епархии. Образование Шуйской...
Доклад \"Характер обучения в Свято-Сергиевском епархиальном училище православной катехизации и церковной педагогики. Как он сложился за восемнадцать лет его существования\" прот. Анатолий Гармаев iconСвященного Синода Русской Православной Церкви «25» декабря 2012 г. Журнал №125 Стандарт
В настоящее время многие воскресные школы стали центрами духовно-нравственного просвещения, приобщения детей и молодежи к православной...
Доклад \"Характер обучения в Свято-Сергиевском епархиальном училище православной катехизации и церковной педагогики. Как он сложился за восемнадцать лет его существования\" прот. Анатолий Гармаев iconДоклад по мировой художественной культуре на тему: «Научная и художественная...
Родился 5 октября 1713 г в городе Лангре, в семье зажиточного ремесленника. После нескольких лет обучения в местном и иезуитском...
Доклад \"Характер обучения в Свято-Сергиевском епархиальном училище православной катехизации и церковной педагогики. Как он сложился за восемнадцать лет его существования\" прот. Анатолий Гармаев iconФтд. 5 «История Русской Православной Церкви»
Обучение в рамках дисциплины «История Русской Православной Церкви» предполагает изучение основных аспектов церковной истории, приобретение...
Доклад \"Характер обучения в Свято-Сергиевском епархиальном училище православной катехизации и церковной педагогики. Как он сложился за восемнадцать лет его существования\" прот. Анатолий Гармаев iconПрограмма религиоведческой школы 18-20 марта
Лектор – священник Георгий Ореханов, доктор церковной истории, доктор исторических наук, профессор, проректор по международной работе...
Доклад \"Характер обучения в Свято-Сергиевском епархиальном училище православной катехизации и церковной педагогики. Как он сложился за восемнадцать лет его существования\" прот. Анатолий Гармаев iconКураев А. В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие...
Основы православной культуры (опк), подготовлен протодиаконом Андреем Кураевым. Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом...
Доклад \"Характер обучения в Свято-Сергиевском епархиальном училище православной катехизации и церковной педагогики. Как он сложился за восемнадцать лет его существования\" прот. Анатолий Гармаев iconПрограмма курса «Основы православной культуры»
При этом учет положительной роли Православной церкви в отечественной истории вообще и истории педагогики в частности, а также возможностей...
Доклад \"Характер обучения в Свято-Сергиевском епархиальном училище православной катехизации и церковной педагогики. Как он сложился за восемнадцать лет его существования\" прот. Анатолий Гармаев iconИсторический очерк столетия их существования
В текущем 1911 году исполняется сто лет существования войсковых певческого и музыкантского хоров Кубанского казачьего войска
Доклад \"Характер обучения в Свято-Сергиевском епархиальном училище православной катехизации и церковной педагогики. Как он сложился за восемнадцать лет его существования\" прот. Анатолий Гармаев iconПодробно описывать героя этого рассказа я не буду, ибо это не так...
Было обидно. Поначалу, Лёша во всём обвинял себя и всё усерднее и усерднее занимался. Но это не помогало, и его сознание на автомате...
Доклад \"Характер обучения в Свято-Сергиевском епархиальном училище православной катехизации и церковной педагогики. Как он сложился за восемнадцать лет его существования\" прот. Анатолий Гармаев iconЛеонид Изотович Рувинский С. И. Хохлов Как воспитать волю и характер
Охватывает собой весь период существования человеческого общества от первобытной эпохи до современности
Доклад \"Характер обучения в Свято-Сергиевском епархиальном училище православной катехизации и церковной педагогики. Как он сложился за восемнадцать лет его существования\" прот. Анатолий Гармаев icon«Подготовка и проведение диктантов в профессиональном училище»
В профессиональное училище приходят обучающиеся, которые уже в течение 9 лет изучали, постигали теорию и практику владения русским...
Доклад \"Характер обучения в Свято-Сергиевском епархиальном училище православной катехизации и церковной педагогики. Как он сложился за восемнадцать лет его существования\" прот. Анатолий Гармаев iconПрограмма рассчитана на воспитанников 10-16 лет
Каждый родитель желает счастья своему ребенку, хочет видеть его достойным человеком, сильной личностью, уверенно и целеустремленно...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск