Программа курса «Основы православной культуры»





Скачать 168.27 Kb.
НазваниеПрограмма курса «Основы православной культуры»
Дата публикации03.01.2015
Размер168.27 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Культура > Программа курса
Программа курса
«Основы православной культуры»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного курса «Основы православной культуры» может быть использована для факультативных занятий в общеобразовательных учреждениях различного типа, поскольку данная проблематика несет в себе глубокий воспитательный потенциал, предполагает знакомство с национально-религиозным наследием русской культуры, способствует пробуждению национального самосознания личности школьника.

Современная постановка проблемы нравственного воспитания невозможна без обращения к его духовным основам. При этом учет положительной роли Православной церкви в отечественной истории вообще и истории педагогики в частности, а также возможностей ее существенного влияния на человека в процессе формирования нового общества принесет безусловную пользу как педагогической науке, так и школьной практике.

Программа является своевременной и актуальной. Эта программа помогает дать нравственные ориентиры, использовать для этого уроки прошлого, показать реальные духовные и культурные ценности. Процесс осознания себя как представителя конкретной исторической, этнической и культурной общности дает психологическую устойчивость, возможность полноценного развития своей личности, адаптации к бурно меняющейся действительности.

Обращение к Христианству с его высокими этическими нормами, проникнутому светом любви и идеей творения человеком собственной личности дает нам возможность решать проблему нравственного воспитания. О приоритете нравственного воспитания с замечательной ясностью и образностью высказался И.Г. Песталоцци, назвав его «морем бесконечной силы совершенной любви».

«Любить вообще, - так близко сердцу человека, так естественно для его природы. Но как любить, уметь любить – эта задача жизни…»

Помочь в решении этой задачи и призвано духовно-нравственное воспитание, цель которого – научить ребенка любить, явить ему примером, словом и делом всю высоту, глубину и полноту этого поистине Божественного чувства.

Особенно большое значение в нравственном воспитании имеют образы благочестивых людей, поэтому в курсе используется житийная литература, обращение к образам святых в храме.

Безграничный нравственный идеал, в котором в образе совершенной личности соединены все возможные добродетели, предполагает христианство.

Вековая действенность заповедей христианства может стать таким нравственным источником по приобщению подрастающего поколения к вечным истинам, определяющим моральную суть человеческой жизнедеятельности. Эта моральная суть – в стремлении человека познать свое предназначение на земле, понять неприкосновенность человеческой жизни, ее ценность. Она – и в построении отношений с людьми без гнева, ибо «всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду», в попытке «возлюбить ближнего своего»; «дать просящему и не отвращаться от хотящего занять у тебя»; «не судить», чтобы не быть судимым.

В основе заповедей – главная мудрость, ставшая золотым правилом: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Если наши дети постигнут данную мудрость и постараются следовать ей в своем жизненном опыте, их духовно-нравственное воспитание состоялось.

Общечеловеческий смысл христианских заповедей обращен к современному школьнику. Углубление школьников в этические основы человеческого бытия и следует воспринимать сегодня как фактор воспитания, который вбирает все прогрессивное, способствующее развитию жизни и гармонии человека с окружающим миром.

Цель: нравственное воспитание детей путем приобщения их к русской духовной культуре, улучшение детской души, забота о сердце как главном источнике духовной жизни, от расположения которого зависит строй мыслей, чувств и действий человека.

Задачи:

  • действовать в нравственном направлении, взывая к лучшим потребностям человека;

  • определять и пояснять основные начала, без которых люди не могли бы жить обществом;

  • взывать к высшему: любви, мужеству братству, самоуважению, к жизни, согласной с идеалом;

  • не допускать мысли, что возможно жить, не считаясь с потребностями и желаниями других;

  • приобщение детей к гуманистическим ценностям;

  • достижение приоритета духовности в ценностных ориентациях и опыте поведения растущей личности;

  • овладение кругом знаний по христианству, архитектуре, приобщение детей к христианским традициям;

  • воспитывать уважение к Отечественной истории, культурным традициям;

  • сформировать у детей потребность в идеале;

  • указать детям образец, достойный подражания.

Курс рассчитан на1год обучения (76часов)

Учебная программа построена на соразмерном сочетании теоретических и практических занятий. Для развития творческих способностей ребенка целесообразно введение практических занятий в виде написания рефератов, докладов.

Формы работы:

Лекции, слайдо-фильмы, экскурсии, встречи с интересными современниками, заочные путешествия, беседы, опросы, творческие задания, игровые занятия, совместные с семьями выезды в храмы, монастыри, сотрудничество с родителями, анализ трудностей и успехов, сопоставление планируемого результата с реально полученным.

Цель и задачи обучения:

  • нравственное воспитание – воспитание сердца человека, любви;

  • воспитание добродетелей: сострадания, жалости, воздержания, стыда, благоговения, веры, надежды;

  • воспитание чувств, роль искусства;

  • воспитание ума, воли, совести, правдивости;

  • борьба со злом;

  • формирование мировоззрения;

  • работа со словом.

  • доброжелательное и уважительное отношение к другим людям, способность к сочувствию, сопереживанию, состраданию, милосердию;

  • ответственность как способность держать ответ за собственное слово, поступок, дело, старание прогнозировать их последствия;

  • чувство собственного достоинства как осознанное стремление жить в горизонте нравственности.

Ожидаемый результат обучения и воспитания

1. Знание основных достопримечательностей города.

2. Интерес детей к познанию исторических событий и культурных традиций.

3. Умение детей вести себя воспитанно на занятиях по христианской культуре (в группах, музее, храме, обществе, с близкими и незнакомыми людьми).

4. Желание детей общаться с родной культурой.

Учебно-тематический план I года обучения

(по 2 часа 1 раз в неделю)





Содержание

Количество часов

Всего часов

теоретические часы

практические часы



Библия – книга жизни

7

4

3



Духовный мир человека

6

4

2



Голос Божий в душе- совесть

5

4

1



Свобода человека

6

4

2



10- заповедей нравственное руководство для человека

6

4

2



Есть ли смысл нашей жизни

5

4

1



Милосердие – закон жизни. Любовь, побеждающая смерть.

6

4

2



Простая этика поступков

5

3

2



Понять и простить

6

4

2



Сопереживание и сострадание

6

4

2



Преодоление вредных привычек

6

4

2



Родина

8

6

2

22.

Организационные мероприятия

4

2

2




Итого: 36 нед.х 2 часа

76

51

25







Содержание

Кол-во часов

Приемы и методы организации занятий

Краткое описание содержания занятий.

1.

Вводное занятие. Библия – книга жизни

7

Методом активной беседы преподаватель рассказывает краткое содержание всего курса, цели и задачи секции. Игра на знакомство.

Преподаватель рассказывает краткое содержание всего курса, цели и задачи секции. Объясняет правила групповых занятий.

2.

Духовный мир человека

6


Лекция-беседа.

Этот урок посвящен совместному рассуждению о красоте мира. О том, что наполняет мир, делая жизнь прекрасной: музыка, живопись, поэзия и др. Объясняется каким именно бывает духовный мир человека и зачем люди творят добро. Рассказывается, что все творческие направления – это способ отразить красоту мира и природы человеческими возможностями. Бог, как Творец вселенной. Зачем Бог создал вселенную и человека? Если человек создан по образу и подобию Божию, что значит способность творить тоже от Бога. Здесь следует указать на то, что среди всех живых существ лишь один только человек обладает разумом и творческой способностью.

4.

Голос Божий в душе- совесть

5

Беседа-лекция.

Этимология понятия совести. Свойства совести и в чем состоит ее отличие от стыда. За что отвечает это чувство нравственности в жизни каждого человека, и зачем оно вообще ему необходимо. Откуда берется совесть и куда она уходит. Совесть помогает людям быть правильными, т.е. праведными. А значит, она есть голос Бога в их душах.

5.

Свобода человека

6


Беседа, диспут.

Что все время делает человек в своей жизни? Человек все время выбирает. Свобода его выбора заключена в его воле. Всегда ли хорош его выбор? Выбор – Поступок. Выбор – слово. Если свою свободу человек всегда направляет к дурным поступкам, то его свобода становится рабством, так как при выборе между добром и злом он теряет самостоятельность и начинает предпочитать второе первому. Как сделать правильный выбор? Всегда ли человек может исправить свои ошибки? Человек произносит множество слов и делает много дел. Как же связаны наши слова и дела?

7.

10- заповедей нравственное руководство для человека

6

Круглый стол.


10-ть заповедей были даны пророку Моисею на горе Синай. Они помещались на двух скрижалях. Заповеди включают в себя все нравственные требования к человеку. Имеет ли человек право на грех? Не убий, не укради, не прелюбодействуй, не желай зла ближнему, не завидуй – это не подвиги, а нормы нашей жизни. Что происходит с человеком, когда он преступает заповеди? Этимология слова “преступление”. Откуда берутся скорби, несчастья, страдания, депрессии и другие душевные и духовные расстройства?

8.

Есть ли смысл нашей жизни

5


Лекция-беседа.

Творческая групповая работа.

Для раскрытия смысла жизни следует понять самые элементарные смыслы: зачем ходить в школу? Зачем каждый день исполнять какие-либо обязанности? Зачем вообще что-либо делать? Предлагается прочитать переписку митрополита Филарета Дроздова с А.С. Пушкиным, в которой выдающийся церковный иерарх на самые недоуменные вопросы поэта о предназначении своей жизни.

13.

Милосердие – закон жизни. Любовь, побеждающая смерть.

6

Лекция-беседа.

Круглый стол.


В данном разделе делается акцент на отношения с другими людьми. Объясняются понятия милосердие и благотворительность. Преподаватель раскрывает понятие значения любви. Беседа о Пасхе Христовой. Любовь Христа к людям, победившая смерть.

14.

Простая этика поступков

5

Лекция-беседа.


Какими проблемами занимается этика? В чем отличие этики от моральных и нравственных норм? Понятие о культуре поведения. Золотое правило – это Евангельский принцип жизни: «Ибо, как хотите чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». (Мф.7, 12).Где у человека находится совесть? Как быть, если мучает совесть? Сгоревшая совесть. Этимология понятия «совесть». Интуиция. Биоэтика. Роль воспитания в семье. Проступок и грех. Как себя исправить?

15.

Понять и простить

6

Лекция-беседа.

Преподаватель, на основе Евангельских притч, раскрывает подлинное значение слов Христа «понять» и «простить».

16.

Сопереживание и сострадание

6

Круглый стол.

Лекция-беседа.

Сострадание – это не просто сказать несколько формальных фраз, это не просто принести свои соболезнования, но реально участвовать в помощи ближнему, быть со-страждущим ему, разделить его горе как свое собственное. Притчи о милосердном самарянине, о милосердном царе и злом рабе, о блудном сыне и многие другие наглядно указывают на истинное сострадание не только своему ближнему, но и любому другому человеку.


18.


Преодоление вредных привычек


6


Круглый стол.

Диспут.

Часто подростки не могут дать четкого ответа на вопрос о том, почему наркотики – это плохо. Они могут долго перечислять последствия приема наркотиков, но редко задумываются о причинах наркомании. Исследовательский урок: преподаватель задаёт ученикам вопросы: «Почему другим плохо, когда наркоману “хорошо”»? Почему его надо спасать, если он сам этого не всегда желает? В чем вред? и др. Учащиеся будут предлагать свои аргументы. Это поможет им более глубоко задуматься и уяснить, что наркомания – медленное самоубийство души и тела, а не просто желание человека наслаждаться грезами! Зачитываются трагические примеры жизни и смерти наркоманов.

Проводится круглый стол по теме: «Смертоносный вред- наркомания».

21.

Родина

8

Лекция-беседа.

Творческая групповая работа.

Отказ от военной службы по причине возможного убийства противника не имеет основания в Православии. Защита Родины – проявление патриотизма и исполнение слов Христа о том, что «Нет больше той любви, как если кто отдаст душу свою за друзей своих». (Ин. 15, 13). Этимология слов «Родина» и «Отечество». Примеры защитников Родины из истории русской святости: Св. Александр Невский, св. Дмитрий Донской, свв. Пересвет и Ослябя (ученики прп. Сергия Радонежского) и др.




Итого:




2 часа х 36 нед.







Организационные мероприятия

4

2 часа х 2 нед.







Всего:

76








Используемая литература:


  1. Ефремова О.Ф. «О преподавании основ православной культуры в общеобразовательной», Ханты-Мансийск, 2002. - C. 56-59.

  2. Меньшиков В.М. Преподавание православной культуры в школе: опыт Курской области // Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования. - М., 2003.

  3. Метлик И.В. Изучение истории и культуры Православия в современной общеобразовательной школе // Комплексный подход к воспитанию и православная культура: по материалам секции "Реализация системного подхода в сфере духовно-нравственного воспитания" XII Международные Рождественские образовательные чтения : сб. ст. -М. : Планета 2000.

  4. Основы православной культуры: для детей дошкольного. возраста: кн. для учителя / сост. О.К. Харитонова ; под ред. протоиерея В.Дорофеева. - М: Покров, 2002.

  5. Православная культура: концепции, учебные программы, библиография / сост. Д.Е. Самогаев. - М.: Покров, 2003.

  6. Православная культура в школе: [альм.]. - [М.]: Координац. совет по взаимодействию Министерства образования РФ и Московской Патриархии Рус. Православной Церкви –2003.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса «Основы православной культуры» iconРешение педсовета протокол №1 от 30 августа 2011 года
«основы православной культуры» А. В. Бородина. «Основы православной культуры: организация курса» М. Основы православной культуры,...
Программа курса «Основы православной культуры» iconОтчёт о результатах апробации комплексного курса
России. Учебный предмет имеет комплексный характер и включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Программа курса «Основы православной культуры» iconРабочая учебная программа курса орксэ модуль «Основы православной культуры»
«Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»)
Программа курса «Основы православной культуры» iconУчебник: Кураев А. В. «Основы духовно- нравственной культуры народов...

Программа курса «Основы православной культуры» iconРабочая программа курса «орксэ. Основы православной культуры»
А. В. Кураева «Основы православной культуры». Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 –...
Программа курса «Основы православной культуры» iconРабочая программа по предмету основы религиозных культур и светской...
М.: Просвещение, 2010. 95 с и Электронным приложением к учебнику Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы православной...
Программа курса «Основы православной культуры» iconРабочая программа учебного курса: «орксэ»
Рабочая программа курса Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики, модуль...
Программа курса «Основы православной культуры» iconИнструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных...
Сного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной...
Программа курса «Основы православной культуры» iconРабочие программы основы православной культуры 2-6 класс 2013-2014г Оглавление
Учебно –методическое пособие для учителя «основы православной культуры» протоиерей виктор дорофеев, О. Л. Янушкявичене москва 2009...
Программа курса «Основы православной культуры» iconРабочая программа по основам православной культуры Разработана
Изд. 6-е, исп. М.: Основы православной культуры, 2007. Для элективного курса взят 6 раздел программы Бородиной А. В. В связи с тем,...
Программа курса «Основы православной культуры» iconЧто будут изучать ваши дети?
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Программа курса «Основы православной культуры» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской...
Программа курса «Основы православной культуры» iconПрограмма учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий...
Учебно-методическое обеспечение курса «Основы православной культуры» по программе А. В. Бородиной «История религиозной культуры»...
Программа курса «Основы православной культуры» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Программа курса «Основы православной культуры» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Программа курса «Основы православной культуры» iconПояснительная записка Курс «Основы православной культуры»
А. В. Кураева «Основы православной культуры». Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 –...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск