Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 59имени Героя Советского Союза Д.А. МедведеваРАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо основам православной культурыРазработана
учителем начальных классов
высшей квалификационной категории
Мишустиной Г.В,
Узловая 2013 Пояснительная запискаРабочая программа элективного курса «Основы православной культуры» составлена на основе программы Бородина А. В. История религиозной культуры: программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Изд.6-е, исп.М.: Основы православной культуры, 2007. Для элективного курса взят 6 раздел программы Бородиной А.В. В связи с тем, что на элективный курс рассчитан на 17 часов, возникла необходимость сокращения количества часов, отведенных на изучение каждой темы.
Программа направлена на повышение уровня духовно-нравственного воспитания, включая патриотическое, что способствует творческому развитию школьников и их успешной социализации в отечественной культуре. Распространение знаний о духовных, нравственных и художественно-эстетических традициях и ценностях России позволяет решать проблему сохранения единого культурного. Образовательного и территориального пространства России. А знания о христианской культуре, святынях мира приобщает школьников к мировой культуре. Курс «Основы православной культуры» построен с учетом проблем современной российской действительности, культурно-образовательных потребностей общества и призван способствовать их решению, используя возможности государственных кол.
Всё наиболее значимое в сокровище отечественного и мирового изобразительного и музыкального искусства связано с духовностью, национальным мировоззрением, религиозными представлениями и традициями.
Без знания основ православной культуры невозможно полноценное изучение произведений М.В, Ломоносова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.С, Лескова, И.А. Гончарова. И.А.
Бунина, М.А. Волошина и других авторов, так как их творчество прочно опирается на православную этику, христианские символы, понятия, идеалы.
Кроме того, знания древних верований, античной мифологии, вероучений других мировых религий - важная составная часть общей гуманитарной культуры.
Только стремление к совершенству - духовному, общекультурному, творческому - как главная движущая сила личностного и общественного развития может дать положительные результаты для государственного устроения, ля национальной культуры в целом, производства, науки, экологии.
Курс предназначен для российских школ, поэтому часть учебного материала посвящена православию, традиционной и культурообразующей религии в России.
Универсальность курса предполагает использование разнообразной культуры: как светской, так и религиозной.
Концептуальные (стратегические: образовательные и общекультурные) и психолого-адаптационные задачи курса:
Изучение православной религиозной традиции;
Изучение истории христианства
Изучение содержания Евангелии ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;
Изучение православной этики;
Ознакомление с православным календарем; Знакомство с агиографией;
Ознакомление с особенностями церковного искусства;
Изучение устроения православного храма; Ознакомление с мировыми религиями и сектами;
Ознакомление с древними религиями, включая в общих чертах славянскую мифологию;
Ознакомление с особенностями культовой архитектуры разных религий;
Формирование целостного восприятия мира;
Воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
Формирование культуры общения
Предупреждение возможных тупиков личностного развития; Воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств; Выработка этических принципов, определяющих качество
межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;
Предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;
,— Формирование представления о культурном и историческом единстве России и Российского народа и важности сохранения культурно- национального единства;
Духовно-нравственное воспитание черёз приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;
Приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;
Расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;
Оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественной культуры и истории;
Возрождение православных основ семьи;
Пробуждение интереса и .формирование мотивации к изучению
отечественной культуры и истории;
к \\ дожес!
Формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.
Психолого-педагогические принципы и методы обучения.При обучении детей по программе «Основ православной культуры» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:
Приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;
Единства образовательного и воспитательного процессов;
Рефлексивного обучения;
Принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.
Предпочтительные методы обучения:
1 1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных
4 учениками, на следующем этапе этого же урока; 2) комментированное чтение;3) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; 4) сократических урок; 5) короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материла; 6) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением (на этом же уроке) и творческим заданием; 7) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; 8) работа с текстами, картами, составление кроссвордов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Вводный урок. Предмет истории религиозной культуры. 1 часЧто изучает история религиозной культуры. История религиозной культуры,
как составная часть истории человеческого общества. Для чего нужно
изучать историю религиозной культуры.
Роль православия в жизни российского общества. 1часДуховные и нравственные истоки национальных традиций. Идеалы
православия в русской культуре. Православия в Российском государстве.
Возникновение христианства и Православной церкви. 1 час.Что такое православие, что такое христианство и как соотносятся эти
понятия? Возникновение христианства и Православной Церкви. Вселенские
соборы.
Источники знаний о Боге. Появление первых христиан на Руси. Крещение Руси. 1 час.Суть учения Христа. Символ Веры. Тринитарное учение. Священное писание и Священное Предание. Свидетели о первых христианах на Руси. Славянское язычество. Святая равноапостольная княгиня Ольга. Князь Святослав. Князь Владимир. Крещение Руси.
Священное писание. О Библии. Сюжеты Ветхого Завета: сотворение мира, сотворение человека, грехопадение. 1 час.Что такое Библия. Книги Ветхого Завета. Книги Нового Завета. Сюжеты Ветхого завета: сотворение мира, сотворение человека, грехопадение.
Сюжеты Ветхого завета: первое братоубийство, всемирный потоп. Ветхозаветные пророки. 1 часПоследствия грехопадения первых людей. Первое убийство человека. Всемирный потоп. Праведный Авраам. Пророк Моисей.
Сюжеты нового Завета: рождение, детство и крещение Иисуса Христа. Чудеса и проповедь Иисуса Христа, страдание, смерть и Воскресение. Евангельские события после Воскресения Спасителя. 1 часБлагая весть Деве Марии. Рождество Иисуса Христа. Поклонение пастухом Младенцу. Поклонение волхвов. Крещение Господне. Призвание первых учеников. Чудеса и проповедь Иисуса Христа. Вход Господень в Иерусалим. Тайная вечерня. Распятие. Воскресение Христово. Пребывание Христа на земле после Воскресения. Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа. Библейская археология.
Храм-дом Божий. 1 час.Для чего строят храмы. Откуда взят образ храма? Древнее культовое зодчество на Руси. Внутреннее устроение храма. Святыни - храма православного мира.
Сорок сороков московских храмов. Храмы Московского Кремля. 1 час.Как появилось выражение «сорок сороков». Православная Москва сегодня. Московский Кремль. Патриарший собор Успения Пресвятой Богородицы. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архистратига Михаила. Храм Преподобного Иоанна Лествичника с колокольней «Иван Великий». Храм Двунадесяти апостолов. Храм Положения Ризы Божией Матери.
Церковное искусство. Иконопись. На Руси. 1 час.Чему люди посвящают свою жизнь и творчество. Религиозная тематика в искусстве народов мира. Истоки и своеобразие русской культуры. Назначение и особенности церковного искусства. Православная икона. История Появления иконописи. Русские иконописцы. Феофан Грек. Андрей Рублёв.
Иконография образца Пресвятой Богородицы. 1 час.Иконы Пресвятой Богородицы на Руси. Иконографические типы образца Богоматери. Чудотворные иконы Богородицы.
Монументальная живопись в православном храме. 1 час Истоки церковного искусства. Фреска. Мозаика.
Символы православного искусства. 1 час.Символ. Крест. Крестное знамение. Добрый пастырь. Голубь. Агнец. Рыба. Виноградная лоза. Нимб. Зерцало. Корабль. Якорь. Лира. Петух.
Религиозна тематика в искусстве. 1 часЧему люди посвящают свою жизнь и творчество. Религиозная тематика в искусстве народов мира. Истоки и своеобразие русской культуры.
Агиография. Жития святителя Николая Чудотворца, великомученика Георгия Победоносца и святого благоверного Александра Невского. 1Жития святых. Житие Святителя Николая Чудотворца. Житие великомученика Георгия Победоносца. Святой Благоверный князь Александр Невский.
Жития преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадтского. 1 часПреподобный Сергий Радонежский, Чудотворец. Преподобный Серафим Саровский, святой праведный Иоанн Кронштадтский Чудотворец.
Знания, умения и навыки, которыми должен овладеть школьник по окончании курсаПо окончании изучения курса «Основы православной культуры» предполагает получение школьниками историко-культурологических и наиболее общих богословских знаний в области мировых религий, религиозно-философских течений, сектантства, древних религий, славянской мифологии, православного богослужения, православной этики, архитектуры, устройства и назначения храма, овладение богословской терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией.
Учащиеся должны знать содержание Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета, знать историю, значение и традиции православных праздников, уметь работать с историческими документами, картами, справочной литературой, первоисточниками для составления рефератов, докладов и других работ исследовательского характера, излагать и обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу.
Оценка результатов изучения курсаУровень и степень освоения знаний контролируется, прежде всего, в ходе урока путём устного опроса, обсуждения темы. Итоговыми формами контроля с оценкой знаний, умений и навыков могут быть итоговые уроки в виде семинара, конференции, диспута, выставки творческих работ, экскурсии, тестирования.