Рабочая программа По основам православной культуры





НазваниеРабочая программа По основам православной культуры
страница1/8
Дата публикации09.08.2014
Размер0.88 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8



Муниципальное образование Ейский район Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 6 ст.Камышеватская

МО Ейский район
Утверждено

решение педсовета протокол № 1

от « » августа 2013 года

Председатель педсовета

____________ Кильченко Г.В.

Рабочая программа
По основам православной культуры

Ступень обучения (класс) среднее общее образование 6-8 класс

Количество часов (6-8 класс) 34 ч.

Уровень базовый

Учитель Зубач Наталья Николаевна



Программа разработана на основе авторской программы преподавателя

ОПК МОУ СОШ № 5 ст.Должанская Чуклиной Елены Александровны

Пояснительная записка.

Идея создания данной программы по предмету «Основы православной культуры» (далее ОПК) возникла в результате обобщения и анализа восьмилетнего опыта преподавания этого предмета в форме кружка, факультатива, групповых занятий, а также учебных часов.

При всём интересе современной педагогики к религиозно-познавательному содержанию учебного процесса, стремление обогатить этот процесс основами православной культуры, опираясь на тематический план традиционного Закона Божия, сталкивается с множеством проблем.

  1. До настоящего времени всё ещё актуальной остаётся проблема методического обеспечения курса, а в среднем звене и создания учебно-методических комплектов.

  2. Перегруженность школьных программ по основным предметам приводит, как следствие, к нежеланию детей посещать дополнительные занятия, обильно насыщенные новым информационным материалом, какими только и могут быть уроки по ОПК.

  3. Секуляризованность российского общества остаётся достаточно высокой. И большинство семей, участвующих в церковных Таинствах, оказываются не способными гармонично сочетать повседневную жизнь и христианское мировоззрение, что, безусловно, отражается и на детях. В 11-12 лет они начинают воспринимать Священное Писание христиан, в лучшем случае, как сборник поучительных сказок. Подростков совершенно не устраивает объяснение необходимости быть высоконравственными людьми, основанное на существовании 10 заповедей Закона Божьего.

Таким образом, мы сталкиваемся с проблемой, масштаб которой не ограничивается преподаванием курса ОПК в школе, но объемлет и всё человечество – вопрос о бытии Бога.

  1. Всё ещё открытым и в настоящее время остаётся вопрос о цели преподавания ОПК, что связано с особым положением в котором оказывается учитель ОПК по отношению к ученику. С одной стороны, учитель средней общеобразовательной школы не имеет права навязывать ребёнку ни свои религиозные, ни свои атеистические убеждения, не имеет права проповедовать. С другой стороны, в преподавании любого предмета важны неподдельная заинтересованность учителя, убеждённость его в своей правоте и, как следствие, побуждение ученика согласиться с мнением учителя.

  2. В современной школе давлеющей остаётся необъективная оценка фактов и явлений в русской культуре. Знания и убеждения многих педагогов, особенно гуманитарных наук, до сих пор, к сожалению, остаются непозволительно оторванными от реального положения вещей в истории, литературе, искусстве и т.д.

  3. Кроме того, воспитательные принципы курса ОПК явно противоречат воспитательным программам многих и многих общеобразовательных школ. В них есть место и Рождественской ёлке, и Дню святого Валентина, и Пасхальным представлениям, и мероприятиям о подростковой контрацепции и т.д. А это приводит к воспитанию в ребёнке двойных стандартов.

Данная программа описывает курс, составленный с целью разрешить или частично сгладить означенные проблемы, что во многом зависит и от условий, создаваемых для проведения уроков ОПК в конкретной школе.

Основным принципом создания программы стал подбор тематического материала с учётом программ по русскому языку, литературе, истории, биологии, естествознанию, музыке и изобразительному искусству для 5, 6, 7, 8 классов. Это ни в коем случае не предполагает дублирования уроков. Такой подбор даёт возможность на уже знакомом материале (или на материале, с которым предстоит познакомиться на указанных уроках) говорить об основах православной культуры. Преподавание той же темы, но в другом ракурсе, с расширением её в духовное пространство православия, должно принести положительные плоды в деле воспитания духовно-нравственного стержня в личности школьника. Во всяком случае, проведение по такому принципу отдельных уроков всегда давало положительные результаты. Кроме того, открывается прекрасная возможность проводить интегрированные уроки, роль которых в формировании целостной картины мира нельзя недооценивать.

Преподавание в 5 классе ОПК на основе начальных сведений по церковнославянскому языку даёт возможность развития у ребёнка чувства родного языка, обогащение лексики, воспитания культуры речи и общения, внимательного отношения к слову.

Цель курса состоит не столько в расширении интеллектуального кругозора учащихся и в повышении их общекультурного уровня, сколько в формировании духовно-нравственного стержня в мировоззрении детей на основе христианских ценностей, отражённых в русской национальной культуре и духовной культуре мира. Достижение этой цели, на наш взгляд, невозможно без восполнения пробелов в школьных программах, возникших ещё в советскую эпоху, в результате искусственного изъятия из них православной «закваски» нашей культуры, русского духа, если хотите, и не преодолённых до сих пор.

Таким образом, данный учебный курс по ОПК позволяет решать следующие задачи:

- формировать многостороннее (не только светское, но и духовное) восприятие событий и явлений истории и культуры, целостное восприятие мира;

- изучать историю родного языка;

- изучать историю христианства, православную религиозную традицию;

- изучать православную этику;

- знакомить с агиографией;

- знакомить с особенностями церковного искусства;

- воспитывать волевые качества, культуру мышления и культуру чувств, уважение к внутреннему миру каждого человека;

- формировать культуру общения;

- вырабатывать этические принципы, определяющие качество межличностных отношений на основе традиций культуры отечества;

- предупреждать конфликты на национальной и религиозной почве;

- воспитывать патриотизм;

- формировать представление о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;

- воспитывать духовно-нравственную личность через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры и христианской культуры мира;

- приобщать к художественно-эстетическим христианским традициям;

- расширять и активизировать словарь школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;

- возрождать православные основы семьи;

- пробуждать интерес и формировать мотивацию к изучению отечественной культуры и истории;

- развивать творческие способности ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;

- формировать потребность школьника в творческом участии в жизни России, потребность в сохранении природы и созидании культуры Отечества.

Данный курс построен по концентрической системе с расширением круга знаний учащихся с опорой на имеющиеся знания.

Предлагаемый курс разбит на несколько разделов:

1. Православие и русская словесность (5 кл.)

2.Православие и история России. (6кл. – до XV в., 7кл. – с XV в. - по XVIIIв, 8кл. – XIX в. - нач. XX в.)

3.Православие и литература.

4.Православие и биология. (только в 8кл.)

5.Православие и естествознание. (только в 7кл.)

6.Православие и музыка.

7.Православие и изобразительное искусство.

Курс предназначен для преподавания в 5,6,7,8 классах общеобразовательных школ, рассчитан на обучение по 1 часу в неделю на каждый год курса (по 34 часа в году).

Программа может быть использована в составе программы А.В.Бородиной вместо разделов 5, 6, 7, 8.
Основные методические рекомендации.

В преподавании курса основ православной культуры крайне важна живая заинтересованная позиция самого учителя, внимание его к личным впечатлениям ученика на уроке.

Каждый урок должен не только иметь чётко определённую цель, но и содержать яркий положительный эмоциональный образ (словесный, художественный, музыкальный).

Для успешного использования данной программы по ОПК необходимо не только хорошее знание учителем предлагаемых тем, но и умение использовать индивидуальный подход к учащимся, дифференциацию обучения.

Индивидуальный подход особенно необходим в преподавании основ православной культуры потому, что начальные знания по этому предмету у детей в одном классе, как правило, оказываются весьма разными, а иногда и диаметрально противоположными. Кроме того, предмет ОПК затрагивает мировоззренческие вопросы, побуждает на глубокие душевные переживания, что требует от учителя особой осторожности и внимания как в методике преподавания, так и в подборе материала для урока.

К участию в изложении нового материала на уроке необходимо привлекать не только детей, уже получивших знания по основам православия в семье или воскресной школе, но и детей способных сделать доклад или сообщение в классе, но не знакомых или мало знакомых с православием. Распределение материала урока должно строиться по принципу «внутреннего убеждения»: одни ученики делают сообщение по основам веры, другие – по истории, литературе и т.д., учитель, объединяя и дополняя все сообщения, делает необходимый вывод или подводит к нему учащихся. Дети, испытывающие затруднения при устных ответах по причине дефекта речи, психологической закомплексованности, должны поначалу привлекаться к однозначным устным ответам, письменным работам, художественному творчеству и т.д.

Кроме того, у каждого учащегося на уроке должна быть возможность совершенствовать свой личный талант. Урок ОПК должен способствовать активизации творческого потенциала личности. Для этого учителю необходимо знать индивидуальные особенности каждого ученика, психологическую атмосферу его семьи и её социальное положение.

Важным приёмом, способствующим мотивации обучения учащихся, стимулирующим их интерес к предмету, является побуждение детей к сопереживанию историческим личностям, с которыми они знакомятся в процессе изучения курса, побуждение к анализу фактов и явлений с целью почерпнуть поучение и совет лично каждому ребёнку необходимый. Дети должны научиться осознавать, что каждый исторический деятель, писатель, композитор, художник, святой – живой, реальный человек. Поэтому их мысли, чувства, переживания, поступки могут быть нам понятны и поучительны.

Особое внимание учитель должен обращать на язык ведения урока. Использование языка, отягощённого церковной лексикой, преобладающими поучительными интонациями приводит к потере интереса учащимися и ставит под сомнение плодотворность проведения уроков ОПК. Избежать этой проблемы и найти оптимальный язык ведения урока в конкретном классе поможет использование сократического (эвристического) метода.

Предлагаемый интегрированный подход в подготовке уроков по ОПК таит в себе некоторые подводные камни. Во-первых, опасность информационной перегрузки, которую легко может устранить та же сократическая беседа, не только стимулирующая поиск на уроке, но и выявляющая уровень знаний учащихся и их познавательные способности. Во-вторых, опасность ухода от общей цели курса, сползание к проведению урока по предмету (литературе, музыке и т.д.).

Избежать этого можно, привлекая к работе на каждом уроке библейский текст. Он может быть использован как эпиграф; как мудрость, подтверждающая какую-то ситуацию или событие; может проходить лейтмотивом урока; звучать как вывод; быть предметом обсуждения на уроке и т.д.

Обучающий и воспитательный успех могут принести интегрированные уроки ОПК с участием двух учителей-предметников, если есть возможность выдержать их единогласие в методике преподавания, личностных психолого-педагогических качествах и т.д.

По основной образовательной цели уроки данного курса являются, как правило, комбинированными (за исключением итоговых уроков проверки и коррекции знаний, умений и навыков), поэтому теоретическая и практическая части занятия варьируются по необходимости самим учителем.

Программа курса ОПК предполагает выполнение учениками домашних заданий: изготовление поделок и выполнение рисунков; составление и решение кроссвордов; создание презентаций; подготовка докладов и сообщений. Интерес к домашнему заданию ученик должен получить уже на уроке. Задания могут быть как общие, групповые, так и индивидуальные.

Плодотворное проведение уроков ОПК в настоящее время невозможно без использования слайдов, презентаций, просмотра видеофильмов и прослушивания музыкальных произведений или их фрагментов, так как перед учителем ОПК стоит важная задача формирования у учащихся полного, целостного и гармоничного представления о русской культуре. Поэтому кабинет основ православной культуры должен быть оборудован в соответствии со всеми требованиями современного технического обеспечения урока.

Формы и методы контроля:

  1. Сократическая беседа.

  2. Наблюдение.

  3. Изготовление поделок и выполнение рисунков.

  4. Составление и решение кроссвордов.

  5. Проведение выставок и организация мероприятий.

  6. Экскурсии.

  7. Проведение тематических игр.

  8. Проведение тестирования.

  9. Создание презентаций.

  10. Подготовка докладов, рефератов, сообщений.


Требования к знаниям и умениям учащихся:
В соответствии с содержанием программы по ОПК учащиеся в результате изучения курса должны

знать:

-азбуку церковнославянского языка;

-библейские фразеологизмы;

-некоторые факты влияния церковнославянского языка на современный русский;

-исторические имена и события;

-имена святых русской истории и основные факты их жизни;

-имена и основы творчества некоторых представителей русской и мировой культуры;

-названия памятников русской культуры и связанные с ними исторические факты;

-названия памятников русской литературы и искусства, их авторов и основное содержание;

-названия и историю особо почитаемых в России икон;

-суть проповеди Христа и смысл Его воплощения;

-смысл главных христианских праздников;

-содержание некоторых библейских сюжетов

уметь:

-оценивать и фактически подтверждать важную роль церковнославянского языка в формировании современного русского языка;

-раскрывать религиозную суть исторических событий, произведений литературы и искусства;

-самостоятельно оценивать факты истории и анализировать художественные произведения;

-самостоятельно формулировать православную точку зрения на события жизни и поступки человека.

6 класс

Учебно-тематический план




п\п


Тема

Общее кол-во часов

1

Православие и история России с древнейших времен

до конца XVI века.

17

2

Православие и литература.

9

3

Православие и музыка.

4

4

Православие и изобразительное искусство.

4




Итого

34
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа По основам православной культуры iconРабочая программа по основам православной культуры Разработана
Изд. 6-е, исп. М.: Основы православной культуры, 2007. Для элективного курса взят 6 раздел программы Бородиной А. В. В связи с тем,...
Рабочая программа По основам православной культуры iconРабочая программа по Основам православной культуры для 4 класса учителя истории
Рассмотрена на заседании предметной кафедры учителей и рекомендована к рассмотрению на педагогическом совете
Рабочая программа По основам православной культуры iconРешение педсовета протокол №1 от 30 августа 2011 года
«основы православной культуры» А. В. Бородина. «Основы православной культуры: организация курса» М. Основы православной культуры,...
Рабочая программа По основам православной культуры iconРабочая программа по «Основам религиозных культур и светской этики»...
Приказов Минобрнауки России от 03. 06. 2008 n 164, от 31. 08. 2009 n 320, от 19. 10. 2009 n 427, от 10. 11. 2011 n 2643, от 24. 01....
Рабочая программа По основам православной культуры iconКонспект урока по основам православной культуры
Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт
Рабочая программа По основам православной культуры iconУрок по основам православной культуры на тему: «Пасха»
Усвоить значение Великого поста, как приготовления христиан к празднованию Пасхи
Рабочая программа По основам православной культуры iconРабочая учебная программа курса орксэ модуль «Основы православной культуры»
«Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»)
Рабочая программа По основам православной культуры iconРабочая программа по Основам православной культуры для 5класс составлена...
Отдела религиозного образования и катихизации (ныне руководитель Издательского отдела Воронежской и Борисоглебской епархии Русской...
Рабочая программа По основам православной культуры iconУчебник: Кураев А. В. «Основы духовно- нравственной культуры народов...

Рабочая программа По основам православной культуры iconРабочая программа курса «орксэ. Основы православной культуры»
А. В. Кураева «Основы православной культуры». Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 –...
Рабочая программа По основам православной культуры iconРабочая программа по предмету основы религиозных культур и светской...
М.: Просвещение, 2010. 95 с и Электронным приложением к учебнику Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы православной...
Рабочая программа По основам православной культуры iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интегрированный урок по основам православной культуры и литературы В. Короленко «Дети подземелья», 5 класс
Рабочая программа По основам православной культуры iconРабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана...
Формирование мотивации к изучению истории христианства, мировых религий и сект; миссионерской деятельности Русской Православной Церкви;...
Рабочая программа По основам православной культуры iconРабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана...
Формирование мотивации к изучению истории христианства, мировых религий и сект; миссионерской деятельности Русской Православной Церкви;...
Рабочая программа По основам православной культуры iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В 4 «А» классе прошел открытый урок по основам православной культуры, который провела учитель Фетисова Надежда Владимировна
Рабочая программа По основам православной культуры iconРабочая программа по основам религиозных культур и светской этики...
А. В. Кураева «Основы православной культуры». Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 –...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск