Рабочая программа по Основам православной культуры для 5класс составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённой приказом Главного управления образования №375 от 27.





Скачать 209.9 Kb.
НазваниеРабочая программа по Основам православной культуры для 5класс составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённой приказом Главного управления образования №375 от 27.
Дата публикации08.07.2014
Размер209.9 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
Пояснительная записка

Рабочая программа по Основам православной культуры для 5класс составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённой приказом Главного управления образования №375 от 27.12.2001года. Документы разработаны Татьяной Васильевной Дорофеевой, кандидатом исторических наук, доцентом Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования; руководителем Отдела религиозного образования и катихизации (ныне руководитель Издательского отдела Воронежской и Борисоглебской епархии Русской Православной Церкви) протоиереем Андреем Изакаром; главным специалистом Главного управления образования Администрации Воронежской области А.С. Шушарьяном

Программа разработана на 35 часов в год, по 1 часу в неделю. В гимназии в 5 классе на Основы православной культуры выделено 0,5 часа в неделю программа сокращена, некоторые темы объединены.

Законодательная база духовно-нравственного просвещения.

    • Конституция РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации);

    • Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4);

    • Национальная доктрина образования;

    • Международная конвенция о правах ребенка 1989 г.;

    • Решение расширенного заседания правления ассоциации«Образование Черноземья» от 11.05.2000 г.;

    • Договор о сотрудничестве Областного комитета образования и Воронежского епархиального управления (апрель 2000 г.);

    • Договор о сотрудничестве ВОИПКиПРО и Воронежского епархиального управления (март 1998 г.).

Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными. Для русского человека эти традиции коренятся в Православии – государствообразующей и культурообразующей духовной среде России. Школа является государственным учреждением для передачи детям традиций того общества, в котором они родились и формируются как личности. Как писал великий русский педагог К.Д. Ушинский, «прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ». Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина и патриота своей страны.

Цель программы: обеспечить  системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина России, оказать содействие семье, обществу и государству в подготовке детей к жизни в современном мире. 

Задачи программы:

формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

воспитывать трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

воспитывать нравственные качества личности ребёнка;

способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

Требования к уровню подготовки обучающихся

1.Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

2. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

3. Основы духовно-нравственной культуры народов России:

1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

7) осознание ценности человеческой жизни.

4. Искусство

Изобразительное искусство:

1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека.

Методы и формы решения поставленных задач.

Рабочая программа по ОПК в 5 классе подразумевает использование таких организационных форм проведения уроков, как:

  • урок «открытия» нового знания;

  • урок отработки умений и рефлексии;

  • урок общеметодологической направленности;

  • урок развивающего контроля;

  • урок – исследование _урок творчества);

творческая работа;

  • урок – презентация.

Регулятивные УУД:

  • принятие учебной цели;

  • выбор способов деятельности;

  • планирование организации контроля труда;

  • организация рабочего места;

  • выполнение правил гигиены

учебного труда.

Познавательные УУД:

  • сравнение;

  • анализ;

  • систематизация;

  • мыслительный эксперимент;

  • практическая работа;

  • усвоение информации с помощью компьютера;

  • работа со справочной литературой;

  • работа с дополнительной литературой

Коммуникативные УУД:

  • умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.

  • умение выделять главное из прочитанного;

  • слушать и слышать собеседника, учителя;

  • задавать вопросы на понимание, обобщение

Личностные УУД:

  • самопознание;

  • самооценка;

  • личная ответственность;

  • адекватное реагирование на трудности

Формы контроля

Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, проверка рабочих тетрадей.



№ п/п







1

Библия и культура. Как возникла Библия

1

2

Главный герой Библии Уроки Ветхого Завета. Потерянный рай

1

3

Каин и Авель Ноев ковчег

1

4

Хам и хамство. Строительство Вавилонской башни.

1

5

Библейские патриархи. Авраам, Иаков и Иосиф

1

6

Моисей

1

7

Десять заповедей – основа нравственности. Заповеди блаженства




8

Мужество Самсона и Давида

1

9

Мудрость Соломона

1

10

Пророки.

1

11

Уроки Нового Завета. Рождество Христа

1

12

Евангелие и православные праздники. Иоанн Креститель. Крещение Господне

1

13

Ученики Христа

1

14

Евангельские притчи. Притча о мытаре и фарисее .Притча о блудном сыне

1

15

Преображение Господне Вход Господень в Иерусалим.

1

16

Страдания Христа Смерть Христа.

1

17

Воскресение Христа Вознесение Христово.

1

18

. Библия в отечественной культуре. Библия и современность

1




Итого:

18

Календарно – тематическое планирование





п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Оборудование

Ключевые понятия

Повторение

Литература

Дата проведения урока




план

фактически




1

Библия и культура. Как возникла Библия.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: роль Библии в культуре различных народов.

Уметь: рассказать о роли Библии в культуре народов.




1,2,3,4










2

Главный герой Библии. Уроки Ветхого Завета. Потерянный рай.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: человек-главный герой Библии. : кто были первые люди, за что Бог наказал первых людей.

Уметь: делать выводы из изученной темы.

Уметь: работать с тетрадью.

У№2

1,2,3,4










3

Каин и Авель . Ноев ковчег

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: историю Каина и Авеля и вытекающие уроки из этой темы. историю потопа и Ноя

Уметь: делать выводы из изученной тем

У№4

1,2,3,4










4

Хам и хамство. Строительство Вавилонской башни.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: историю детей Ноя и строительства Вавилонской башни.

Уметь: делать выводы.

У№6

1,2,3,4










5

Библейские патриархи. Авраам, Иаков и Иосиф.

2

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать кто такие: Авраам, Иаков, Иосиф, их историю.

Уметь работать с тетрадью.

У№7-8

1,2,3,4










6

Моисей.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.




У№9

1,2,3,4










7

Десять заповедей – основа нравственности.

2

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: 10 заповедей.

Уметь: делать выводы.

У№10-11

1,2,3,4










8

Мужество Самсона и Давида.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: историю Самсона и Давида.

Уметь: работать с тетрадью.

У№12

1,2,3,4










9

Мудрость Соломона

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: кто такой царь Соломон, какой след он оставил в Библии.

Уметь: работать с тетрадью.

У№13

1,2,3,4










10

Пророки.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: кто такие пророки, чем они отличаются от других святых.

Уметь: работать с тетрадью.

У№14

1,2,3,4







11

Уроки Нового Завета. Рождество Христа.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: историю Рождества Христова.

Уметь: использовать разнообразную литературу для расширения кругозора.

У№15

1,2,3,4







12


Евангелие и православные праздники.

Иоанн Креститель. Крещение Господне.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

.

Знать: что представляет собой Евангелие, из каких книг состоит. Основные православные праздники.

Уметь: работать с тетрадью.

Знать: кто такой Иоанн Креститель, как происходило Крещение Господне.

Уметь: использовать разнообразную литературу по новой теме.

У№16


1,2,3,4









1,2,3,4







13

Ученики Христа.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: кто такие ученики Христа.

Уметь: работать с тетрадью.

У№19

1,2,3,4







14

Евангельские притчи. Притча о мытаре и Притча о блудном сыне фарисее.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: Евангельские притчи.

Уметь: рассказать в чём суть притчи.

У№20

1,2,3,4







15

Преображение Господне. Вход Господень в Иерусалим

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: как произошло Преображение Господне.Знать о празднике

Уметь: рассказать.

У№24

1,2,3,4







16

Страдания Христа .Смерть Христа



1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: историю о страданиях и смертиХриста.

Уметь: пользоваться разнообразной литературой по новой теме.

У№26

1,2,3,4







17

Воскресение Христа.Вознесение.

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: историю о Воскресении Христа и о празднике.

Уметь: пользоваться разнообразной литературой по новой теме.

У№28

1,2,3,4







18

Библия в отечественной культуре. Библия и современность

1

Комбинированный

1.Презентация по теме урока.

2.Детская Библия.

3.Рабочая тетрадь для учащихся.

4.Разнообразная литература по теме урока.

Знать: о роли Библии в отечественной культуре.

Уметь: приводить примеры из жизни.

У№32

1,2,3,4







Итого-18

Перечень учебно-методического обеспечения

Список литературы (основной)

1. Дорофеева Т.В. Библия в зеркале культуры (Основы православной культуры): Методическое пособие для 5 класса / Т.В. Дорофеева, Л.И. Романова. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2009.

2. Романова, Л.И. Основы православной культуры: Рабочая тетрадь для 5-го класса (Электронный вариант в распечатке)/ Л.И. Романова, Т.В. Дорофеева. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2009.

3. Хрестоматия по курсу «Библия как источник культуры». Для учителей 5 классов общеобразовательных учреждений. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2009.

Список литературы (дополнительный)

4. Твердовская Анна /Библейские рассказы//Российское Библейское общество 1995

5. Дорофеева Т.В., Романова Л.И./Основы православной культуры//Методическое пособие 2 класс (1 год обучения)///Воронеж 2009

6. Дорофеева Т.В., Романова Л.И./Основы православной культуры//Методическое пособие 3 класс (2год обучения)///Воронеж 2009

7. Дорофеева Т.В.,Сысоева М.М. Романова Л.И./Основы православной культуры//Хрестоматия по курсу «Основы православной культуры» часть I///Воронеж 2009

8. Дорофеева Т.В.,Сысоева М.М. Романова Л.И./Основы православной культуры//Хрестоматия по курсу «Основы православной культуры» часть II///Воронеж 2009

9. Веретенникова С.В. Духовно-нравственный потенциал биологического образования /Книга для учителя//Воронеж 2009

10. Луценко И.А./Наследие земли Воронежской//Воронеж ВОИПКиПРО///2010

11. Неопознанный мир веры /Издательский совет Русской православной церкви//Стретенский монастырь///2010

12. Архимандрит Иннокентий (Третьяков), Иеромонах Венедикт (Лимонов)/Как защититься от зла//Санкт-Петербург///2008
Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами

п/п

Предмет

Класс

Автор

Название ЭОР

Год

Кол-во

1

ОПК

5-7

ВОИПКиПРО

«Шишкин лес»

Детские передачи в мультфильмах для самых маленьких православного телеканала Союз (диск 5-6 дневные передачи)

2010-2011

2

2

ОПК

5-7

ВОИПКиПРО

«Шишкин лес»

Детские передачи в мультфильмах для самых маленьких православного телеканала Союз (диск 4 утренние передачи)

2010-2011

1

3

ОПК

5-11

ВОИПКиПРО

«Духовные основы русской культуры»

Методическое пособие для практической работы по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи с использованием современных компьютерных технологий

2010-2011

2

4

ОПК

5-7

ВОИПКиПРО

«Радость моя»

Детские православные фильмы телевизионного канала «Союз»

2010-2011

1

5

ОПК

Пособие для учителя

ВОИПКиПРО

  1. Нормативно-правовое обеспечение государственной политики в области Духовно-нравственного воспитания (комментарии к федеральным и региональным документам)

  2. Издательская деятельность методического отдела Духовно-нравственного просвещения ВОИПКиПРО

  3. Книги, статьи, аудиозаписи выступлений православных педагогов

2010-2011

1

6

ОПК

5-11

ВОИПКиПРО

«Святые и святыни земли Воронежской» (документальные фильмы)


2010-2011

1

7

ОПК

5-11

ВОИПКиПРО

Работы участников областного конкурса методических проектов на тему: Духовно-нравственная составляющая победы в Великой отечественной войне.

2010-2011

1


Банк разработок ОПК:

Фотографии

Картины

Презентации 5 класс

Фильмы

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по Основам православной культуры для 5класс составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённой приказом Главного управления образования №375 от 27. iconМетодическое сопровождение духовно-нравственного воспитания и просвещения...
Методическое сопровождение духовно–нравственного воспитания и просвещения на ступенях дошкольного
Рабочая программа по Основам православной культуры для 5класс составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённой приказом Главного управления образования №375 от 27. iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа составлена на основе...
А также на основе Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы...
Рабочая программа по Основам православной культуры для 5класс составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённой приказом Главного управления образования №375 от 27. iconРабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана...
Формирование мотивации к изучению истории христианства, мировых религий и сект; миссионерской деятельности Русской Православной Церкви;...
Рабочая программа по Основам православной культуры для 5класс составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённой приказом Главного управления образования №375 от 27. iconРабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана...
Формирование мотивации к изучению истории христианства, мировых религий и сект; миссионерской деятельности Русской Православной Церкви;...
Рабочая программа по Основам православной культуры для 5класс составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённой приказом Главного управления образования №375 от 27. iconРабочая программа по православной культуре для 10 класса составлена...
Ульяновск: инфофонд, 2006., Инструктивно-методического письма департамента Белгородской области Белиро «О преподавании предмета «Православная...
Рабочая программа по Основам православной культуры для 5класс составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённой приказом Главного управления образования №375 от 27. iconРабочая программа по православной культуре для 11 класса составлена...
«Православная культура» — это новый предмет для современной светс­кой школы, объектом его изучения является процесс развития культурного...
Рабочая программа по Основам православной культуры для 5класс составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённой приказом Главного управления образования №375 от 27. iconРусская православная Церковь Отдел религиозного образования и катехизации...
Преподавание православной культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации: сборник материалов и документов — М.:...
Рабочая программа по Основам православной культуры для 5класс составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённой приказом Главного управления образования №375 от 27. iconПояснительная записка рабочая программа по православной культуре...
Рабочая программа по православной культуре для11 класса составлена на основе авторской программы по православной культуре для средних...
Рабочая программа по Основам православной культуры для 5класс составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённой приказом Главного управления образования №375 от 27. iconСвященного Синода Русской Православной Церкви «25» декабря 2012 г. Журнал №125 Стандарт
В настоящее время многие воскресные школы стали центрами духовно-нравственного просвещения, приобщения детей и молодежи к православной...
Рабочая программа по Основам православной культуры для 5класс составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённой приказом Главного управления образования №375 от 27. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерством Просвещения 1981г., подготовленной отделом внеклассной и внешкольной работы Главного управления школ Министерства Просвещения...
Рабочая программа по Основам православной культуры для 5класс составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённой приказом Главного управления образования №375 от 27. iconРабочая программа по православной культуре в 7 классе (базовый уровень)
«О преподавании православной культуры в общеобразовательных учреждениях в 2013-2014 г г.» и Программой общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по Основам православной культуры для 5класс составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённой приказом Главного управления образования №375 от 27. iconКонспект урока православной культуры в 9 классе
Российской Федерации и регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Воронежской области
Рабочая программа по Основам православной культуры для 5класс составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённой приказом Главного управления образования №375 от 27. iconРабочая программа (Для учащихся 4-5 классов) Предметная область Духовно-нравственная культура
Рабочая программа курса орксэ по модулю «Основы православной культуры» для 4-5 класса разработана на основе Программы общеобразовательных...
Рабочая программа по Основам православной культуры для 5класс составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённой приказом Главного управления образования №375 от 27. iconРабочая программа по православной культуре для 7 класса разработана...
Приказа департамента образования, культуры и молодежной политики от 23 марта 2010 г., №819. Инструктивно-методического письма «О...
Рабочая программа по Основам православной культуры для 5класс составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённой приказом Главного управления образования №375 от 27. iconРабочая программа по православной культуре для 5 класса разработана...
Приказа департамента образования, культуры и молодежной политики от 23 марта 2010 г., №819. Инструктивно-методического письма «О...
Рабочая программа по Основам православной культуры для 5класс составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённой приказом Главного управления образования №375 от 27. iconПояснительная записка программа составлена на основе Программы курса...
Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27 июля 2012 г. «Об утверждении регионального базисного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск