Методическое сопровождение духовно-нравственного воспитания и просвещения на ступенях дошкольного и начального школьного образования Материалы работы секции секторов Основ Православной Культуры и дошкольного образования





НазваниеМетодическое сопровождение духовно-нравственного воспитания и просвещения на ступенях дошкольного и начального школьного образования Материалы работы секции секторов Основ Православной Культуры и дошкольного образования
страница1/12
Дата публикации01.05.2015
Размер1.53 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ

Отдел религиозного образования и катехизации

Методическое сопровождение духовно–нравственного воспитания и просвещения на ступенях дошкольного

и начального школьного образования

Материалы работы секции секторов Основ Православной Культуры

и дошкольного образования,

Екатеринбург 26 августа 2014 г.

Екатеринбург 2014

Под общей редакцией:

Е.Н. Бородина, магистр педагогики

Е.В. Глушкова, магистр психологии

М.А. Швыдко, магистрант ИП и ПД УрГПУ

Методическое сопровождение духовно–нравственного воспитания и просвещения на ступенях дошкольного и начального школьного образования: Материалы работы секций секторов Основ Православной Культуры и дошкольного образования, Екатеринбург 26 августа 2014 г. / Екатеринбург, 2014. – 139 с.
В материалах сборника сохранена орфография, синтаксис и стилистика авторов статей.

©Отдел религиозного образования и катехизации

Екатеринбургской Епархии Русской Православной Церкви,2014

©Авторы статей, 2014

Оглавление
Безбородова Нина Владимировна, учитель «Урал. Человек. Истоки» МКОУ «СОШ №2» ГО Ревда

Система работы по духовно–нравственному воспитанию учащихся в объединении «Истоки» МКОУ «СОШ №2» г. Ревды……………….............6
Васильева Елена Викторовна, педагог-психолог высшей квалификационной категории, классный руководитель 10А класса МАОУ гимназии № 18Г. Нижний Тагил Свердловской области

Тетрадь личностного роста учащихся по формированию смысложизненных ориентаций в контексте базовых национальных ценностей «Мы родились, чтобы оставить след»……………………….......9
Демина Ангелина Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №77 г.Екатеринбург

Программа духовно-нравственного воспитания «ВМЕСТЕ»……………13
Долгушина Анна Ивановна, методист МАОУ ДОД «Центр детского творчества» МО г. Ирбит

Методическое сопровождение духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности…………………..….18
Дубовик Светлана Владимировна, завуч детской воскресной школы Свято-Георгиевского храма г. Екатеринбурга

Заболотнова Татьяна Ивановна, преподаватель школы для взрослых Храма-на-Крови, г. Екатеринбург

Познавательно-игровые программы для организации воспитательной работы в общеобразовательной и воскресной школе…………………..26
Иерей Алексий Занозин, помощник благочинного по религиозному образованию и катехизации Западного (Качканарского) округа Нижнетагильской епархии

Практика осуществления социального партнерства Церкви и образовательных учреждений……………………………………………...29

Казанецких Светлана Владимировна, учитель муниципальной автономной общеобразовательной школы-интерната №53 среднего (полного) общего образования г. Новоуральска Свердловской области

Формирование семейных ценностей у младших школьников в условиях внеклассной работы школы–интерната………………35
Калгашкина Ирина Викторовна, Суровкина Юлия Сергеевна, воспитатели МБДОУ «Детский сад № 18» МО г. Алапаевск, Свердловская область

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным традициям славянского народа в процессе проектной деятельности………………………………………………………………......45
Кочанова Галина Александровна, методист Духовно-просветительского центра храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» села Воскресенское Челябинской области

Молодежная бригада «Пчелка» (проект летней занятости подростков)….48
Краснова Наталья Викторовна, зам. директора по УВР, учитель ОРКСЭ МАОУ-НОШ №5 г. Среднеуральск, Свердловской области, магистр педагогики духовно-нравственного воспитания

Воспитательное пространство школы как условие развития духовно-нравственной культуры учащихся………………………………………...54
Лебедева Галина Леонидовна, заместитель начальника управления образования БГО

Деятельность Координационного совета при управлении образования Березовского городского округа по духовно–нравственному воспитанию молодежи как механизм реализации Концепции духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России………………….59
Моисеев Виктор Степанович, директор; Бульченко Людмила Ивановна, заместитель директора по УВР; Ушакова Ольга Александровна, заведующая отделением; Дорошенко Татьяна Ильинична, воспитатель; ГО Ревда, ГАОУ СПО СО «Ревдинский многопрофильный техникум

Развитие волонтерского движения в Ревдинском многопрофильном техникуме: реализация программы гражданско-патриотического

и духовно-нравственного воспитания молодежи «По зову сердца»….70
Поздеева Эмма Борисовна, Зубова Лариса Юрьевна, Северный педагогический колледж, г. Серов

О подготовке будущих педагогов к решению задач духовно-нравственного воспитания в образовательных организациях……….80
Поспелова Лия Владимировна, учитель начальных классов МАОУ «Гимназия»

Урок изобразительного искусства как средство формирования духовно–нравственных качеств младших школьников………………………….87
Сипко Татьяна Петровна, МАОУ гимназия №176, г.Екатеринбург

Методическая и дидактическая поддержка курса ОРКСЭ………….91
Смолёва Надежда Альбиновна, учитель МХК, ОРКСЭ, "Урал. Человек. Истоки", педагог дополнительного образования МАОУ Приданниковская СОШ, Красноуфимского р-на Свердловской области

Духовно-нравственное воспитание в сельской школе средствами традиционной народной культуры……………………………………..96
Сопочкина Наталья Сергеевна, социальный педагог ГБОУ СО ЦППРиК «Ладо» ГО Полевской

Социализация детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через мероприятия духовного содержания на примере программы «Солнечный круг»…………………………………………101
Сыропятова Светлана Владимировна, учитель начальных классов МАОУ АГО АСОШ №1

Использование игровых и информационно-коммуникационных технологий на уроках ОРКСЭ…………………………………………..109
Филинкова Анжелика Николаевна, педагог дополнительного образования

Методические материалы по теме: «Учимся жить у преподобного Сергия»……………………………………………………………………..114
Швыдко Мария Анатольевна, магистрант ИПиПД УрГПУ, методист Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии

Инфографика как способ визуализации ценностно-значимых образцов на уроках ОПК……………………………………………………………124
Швыдко Мария Анатольевна, магистрант ИПиПД УрГПУ, методист Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии

Духовно-нравственное воспитание в процессе создания мультимедийного продукта……………………………………………..130
Яцутко Татьяна Александровна, заместитель директора по учебно–воспитательной работе, учитель начальных классов, учитель модуля ОПК, МАОУ СОШ №3 п. Двуреченск Сысертского городского округа

Опыт реализации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в МАОУ СОШ №3 п. Двуреченск Сысертского городского округа………………………………………………………..133
Система работы по духовно–нравственному воспитанию учащихся в объединении «Истоки» МКОУ «СОШ №2» г. Ревды
Безбородова Нина Владимировна,

учитель «Урал. Человек. Истоки»

МКОУ «СОШ №2»

ГО Ревда
Объединение «Истоки» существует в школе 10 лет, им руковожу я, преподаватель программ «Урал. Человек. Истоки», ОРК и СЭ и вместе с тем — заместитель директора школы по воспитательной работе.

Программа «Истоки» сама по себе ценна и уникальна. Ценна своим содержанием, своими технологиями. Направлена на формирование ценностного подхода у учащихся, ознакомлением школьников с ценностями окружающего мира и ценностями православной культуры, с традициями отечественной культуры. А значит и на развитие внутреннего, духовного мира ученика.

Программа пришла к нам в область 14 лет тому назад. В моей школе она прочно заняла свое место, хотя вначале православная тематика у отдельных коллег вызывала некоторую озабоченность и тревогу… Однако программа дала свои результаты.

Хочется отметить, что с внедрением основ религиозной культуры и светской этики не стали больше выпускать для области учебники по этой программе. А зря… Программа прекрасно вписывается в учебный план образовательного учреждения, практически отвечает на запрос Концепции духовно–нравственного воспитания, дополняет учебный план, ведь речь идет о ценностях православной культуры, отечественной культуры. На мой взгляд, программу надо вести и надо выпускать учебники. Но одного часа в неделю недостаточно.

10 лет назад с целью организации внеурочной деятельности по программе «Истоки». Я решила создать объединение школьников, педагогов и родителей по интересам. Ко мне пришли дети, не всегда хорошо успевающие на уроках, но это были дети духовно–развитые; те, которые тянулись к святости, к Богу. Не всегда это были дети из семей с православными традициями.

Объединение по моей инициативе получило название «Истоки». Был собран актив, продуманы и приняты на общем сборе детей символика — эмблема объединения, положение об объединении — это определяло рамки деятельности его участников. Ребята и их родители могли предлагать. Но главным инициатором оставалась я как педагог, более всего заинтересованный в духовно–нравственных результатах деятельности.

Главным направлением в работе объединения «Истоки» я всегда считала приобщение к святыням Отечества и нашего уральского региона посредством организации различных образовательных экскурсий в православные храмы и монастыри, а также мусульманскую мечеть, ведь некоторые учащиеся проживают в семьях с мусульманскими традициями. Ездили к святыням Верхотурья, Ганиной Ямы, в храмы Екатеринбурга — Храм–на–Крови, Большой Златоуст, посетили храмы Ново–Тихвинского монастыря. Побывали с экскурсиями в храмах Невьянска, Верхней Пышмы, Алапаевска, Ревды.

Несколько раз посещали мы музеи области.

Важной формой духовно–нравственного воспитания я всегда считала проектно–исследовательскую деятельность. Три групповых проекта посвящены царской семье, а именно добродетелям детей последнего русского царя, добродетелям Елизаветы Феодоровны Романовой. Девочкам из нашего объединения актуальной и полезной показалась тема «Чему мы учимся у святой новомученицы российской Александры, матери детей последнего русского царя».

Работа над каждым проектом продолжалась в течение всего 2012–2013 учебного года, поиски материалов занимали достаточно много свободного времени, но были интересными и полезными для моих воспитанников. Работа над проектом «О добродетелях Святой мученицы Российской Великой княгини Елизаветы Феодоровне Романовой» была просто захватывающе–интересной. Первую часть, сбор теоретического, документального, фото–материала участники группового проекта выполнили к марту 2013 года, представили на областной конференции в Верхотурье. В июне того же года съездили в Алапаевск, на место гибели святой мученицы Елизаветы. Выпустили фотогазету о летней поездке в Алапаевск.

В 2013–2014 учебном году реализована вторая часть проекта, посвященного мученице российской великой княгине Елизавете Феодоровне Романовой. Дети решили и другим ученикам в школе рассказать о том, какой необыкновенной женщиной была Елизавета Феодоровна, какой убежденной православной стала она, каковы ее добродетели, какой духовный подвиг она совершила. Организовали просветительскую деятельность. За учебный год проведено 11 классных часов в 3–11 классах. Выступили участники проекта на родительском собрании перед своими родителями, а также перед гостями — учащимися школ №1, 4, 13.

За последние четыре года были и призовые места по результатам проектной деятельности: на областном уровне за четыре года мои воспитанники дважды занимали первые места, дважды — вторые, было и третье место.

Важным направлением в деятельности объединения я считаю ознакомление с традициями православных и мусульманских праздников. Участниками объединения «Истоки» выпущены также газеты об истории и традициях православного праздника «Покров», а также об истории, традициях мусульманского праздника «Курбан байрам».

Традиционной формой работы объединения «Истоки» в школе стали «Рождественские встречи», в рамках которых не один раз были организованы творческие представления, рассказывающие об истории и традициях Рождественских событий.

В школе не раз были организованы конкурсы чтецов «Звезды рождественской сиянье», «Русь православная».

Таким образом, система мероприятий в объединении «Истоки» способствовала духовнонравственному росту школьников, приобщению к святости.
Тетрадь личностного роста учащихся по формированию смысложизненных ориентаций в контексте базовых национальных ценностей «Мы родились, чтобы оставить след»
Васильева Елена Викторовна,

Педагог-психолог высшей квалификационной категории

классный руководитель 10А класса МАОУ гимназии № 18,

г. Нижний Тагил Свердловской области
Смысложизненные ориентации — это целостная система сознательных и избирательных связей, отражающая направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность брать за нее ответственность, влияя на ее ход. Согласно мнению В.Э. Чудновского, смысложизненные ориентации должны быть «продуктивными», т.е. адекватными и способствовать позитивному развитию личности, в период реформирования системы образования России и период личностного становления россиян.

Старший подростковый возраст является особенно чувствительным к формированию смысложизненных ориентаций. Основным лейтмотивом поведения старшеклассников становится стремление к самовыражению и самореализации, и главная задача педагога поддержать это стремление подростков через формирование адекватной самооценки личностного роста.

Открытие своего внутреннего мира — главное приобретение ранней юности. Юноши и девушки обнаруживают в себе противоречивые устремления: мечтательность и практицизм, резкость и застенчивость, откровенность и скрытность, высокие нравственные стремления и неспособность сделать нравственный выбор в сложной жизненной ситуации. Это выводит нас на главную проблему: подростки испытывают затруднения в определении ценностных смыслов в цели и образе жизни.

Поэтому целью социально–педагогического проекта «Мы родились, чтобы оставить след…» является создание условий для формирования жизненной позиции старшеклассников, т.е. общего отношения к жизни как к таковой и к своему «Я» как строителю этой жизни. Социально-педагогический проект и тетрадь личностного роста «Мы родились, чтобы оставить след…» разработаны на основе программы А.И. Шемшуриной «Этические диалоги о главном» для учащихся 10–11 классов, который является основным компонентом, цементирующим воспитательную палитру приёмов и методов нравственного воспитания старшеклассников и содержит три раздела: «Человек и мир», «Я и другие», «Творчество жизни». В каждом разделе и проекта и тетради выделен социокультурный ряд, который и обуславливает тематику занятий. Например, ценностный ряд: патриотизм, гражданственность, любовь к Родине, ответственность определил первую тему диалогов о главном — «Быть гражданином Отечества».

Приобщение старшеклассников к общечеловеческим ценностям происходит в процессе этического диалога, который выступает своеобразным интегративным механизмом, приоткрывающим внутренний мир подростка для формирования ценностных представлений и смысложизненных ориентаций.

Важно подчеркнуть, что доминантой в «поле внимания» педагога-психолога или классного руководителя становится педагогическая тактика, а именно активизация духовных сил учащихся для создания идеального представления: что есть жизнь, опосредованная помощь в конструировании жизненного пути.

Старший школьный возраст — это время внутреннего созревания личности молодого человека, требующего особого такта во взаимоотношениях с ним. Общение в ранней юности отличается особенной доверительностью, исповедальностью, что накладывает отпечаток интимности на отношения.

Поэтому появилась необходимость разработать и адресовать каждому отдельно взятому старшекласснику личностное портфолио — тетрадь личностного роста старшеклассников «Мы родились, чтобы оставить след…». Она представляет собой персональный дневник, цель которого дать гимназистам возможность проводить рефлексивный анализ происходящих с ними изменений, анализировать и оценивать причины своих успехов и неудач, правильность своих действий, роль тех или иных людей в своей жизни.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое сопровождение духовно-нравственного воспитания и просвещения на ступенях дошкольного и начального школьного образования Материалы работы секции секторов Основ Православной Культуры и дошкольного образования iconПрограммно – методическое обеспечение к Основной общеобразовательной...
Смотр-конкурс учебно-методической продукции в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи
Методическое сопровождение духовно-нравственного воспитания и просвещения на ступенях дошкольного и начального школьного образования Материалы работы секции секторов Основ Православной Культуры и дошкольного образования iconПрограмма разработана на основе Федерального государственного образовательного...
Русский язык играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности...
Методическое сопровождение духовно-нравственного воспитания и просвещения на ступенях дошкольного и начального школьного образования Материалы работы секции секторов Основ Православной Культуры и дошкольного образования iconПрограмма разработана на основе Федерального государственного образовательного...
Русский язык играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности...
Методическое сопровождение духовно-нравственного воспитания и просвещения на ступенях дошкольного и начального школьного образования Материалы работы секции секторов Основ Православной Культуры и дошкольного образования iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
«Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции...
Методическое сопровождение духовно-нравственного воспитания и просвещения на ступенях дошкольного и начального школьного образования Материалы работы секции секторов Основ Православной Культуры и дошкольного образования iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
За основу формирования духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младших классов взята «Концепция духовно-нравственного...
Методическое сопровождение духовно-нравственного воспитания и просвещения на ступенях дошкольного и начального школьного образования Материалы работы секции секторов Основ Православной Культуры и дошкольного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сборник научных материалов межвузовской научно-практической конференции «Профессиональная деятельность педагога в условиях модернизации...
Методическое сопровождение духовно-нравственного воспитания и просвещения на ступенях дошкольного и начального школьного образования Материалы работы секции секторов Основ Православной Культуры и дошкольного образования iconРабочая программа по Основам православной культуры для 5класс составлена...
Отдела религиозного образования и катихизации (ныне руководитель Издательского отдела Воронежской и Борисоглебской епархии Русской...
Методическое сопровождение духовно-нравственного воспитания и просвещения на ступенях дошкольного и начального школьного образования Материалы работы секции секторов Основ Православной Культуры и дошкольного образования iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Методическое сопровождение духовно-нравственного воспитания и просвещения на ступенях дошкольного и начального школьного образования Материалы работы секции секторов Основ Православной Культуры и дошкольного образования iconТомский областной институт повышения квалификации и переподготовки...
О проведении регионального конкурса методических разработок «Организация проектной деятельности в образовательном процессе детей...
Методическое сопровождение духовно-нравственного воспитания и просвещения на ступенях дошкольного и начального школьного образования Материалы работы секции секторов Основ Православной Культуры и дошкольного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Разработка и апробация программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступенях начального общего, основного...
Методическое сопровождение духовно-нравственного воспитания и просвещения на ступенях дошкольного и начального школьного образования Материалы работы секции секторов Основ Православной Культуры и дошкольного образования iconПояснительная записка 3 Программа духовно-нравственного развития...
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 7
Методическое сопровождение духовно-нравственного воспитания и просвещения на ступенях дошкольного и начального школьного образования Материалы работы секции секторов Основ Православной Культуры и дошкольного образования iconПояснительная записка к рабочей программе по основам православной культуры
России и свидетельствует о тенденции восстановления культуросообразности российского образования, духовно-нравственных основ обучения...
Методическое сопровождение духовно-нравственного воспитания и просвещения на ступенях дошкольного и начального школьного образования Материалы работы секции секторов Основ Православной Культуры и дошкольного образования iconПрограмма по окружающему миру разработана на основе Федерального...
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, рабочей программы «Окружающий мир» 1 – 4 классы...
Методическое сопровождение духовно-нравственного воспитания и просвещения на ступенях дошкольного и начального школьного образования Материалы работы секции секторов Основ Православной Культуры и дошкольного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Методическое сопровождение духовно-нравственного воспитания и просвещения на ступенях дошкольного и начального школьного образования Материалы работы секции секторов Основ Православной Культуры и дошкольного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования по направлению "Экологическое развитие детей старшего...
Методическое сопровождение духовно-нравственного воспитания и просвещения на ступенях дошкольного и начального школьного образования Материалы работы секции секторов Основ Православной Культуры и дошкольного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: получения работы по специальности дошкольного образования, квалификации воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск