Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования





Скачать 332.84 Kb.
НазваниеПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
страница1/3
Дата публикации24.08.2014
Размер332.84 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.



За основу формирования духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младших классов взята «Концепция духовно-нравственного развития личности гражданина России»

Концептуальные основы программы

В современный период российской истории произошла смена ценностных ориентиров, как важные позитивные перемены, так и негативные явления. Эти явления оказали отрицательное влияние на нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. Смена ценностных ориентиров меняет жизненные приоритеты, происходит деформация традиционных моральных норм и нравственных установок. Одной из важнейших проблем образования является воспитание подрастающего поколения, формирование гражданина своего Отечества. Осуществление

программы с младшими школьниками - это коллективное творчество учителей, психологов, родителей, всей общественности и, конечно же – самих учащихся.

Как же сделать процесс воспитания увлекательным, эффективным и творческим? Как же воспитать достойного гражданина своего Отечества? Как способствовать улучшению качества жизни учащихся?
Проблемные моменты современной школы заключены в следующем:

- в недостаточной активности и инициативности самих учащихся, в слабых навыках организаторской деятельности;

- в слабости общественно-полезной направленности работы детских коллективов;

- в использовании устаревших, примитивных форм работы, неадекватных природе современных школьников.
Эти проблемы возможно решить через:

- углубление программно-целевого подхода к деятельности детских организаций и органов ученического самоуправления как части образовательно-воспитательного процесса;

- создание организационно-педагогических условий для функционирования органов самоуправления учащихся;

- введение в процесс воспитания традиций русского народа в контексте с его духовной культурой.

Представленная программа является, по своему характеру, развивающе-обучающей и направлена на формирование творчески-развитой личности, на пробуждение творческой активности и творческого мышления, на выработку умений воспринимать традиции русского народа в контексте с его духовной культурой, а также выявление способностей ребёнка к самовыражению, через различные формы коллективно-творческой деятельности, начиная с первого класса.

Теоретической и методической основой программы является рассмотрение общей стратегии развития творческого детского коллектива, его функционирование.

Необходимо сразу оговориться, что из всех аспектов методики воспитания внимание в программе сосредоточено наиболее полно на одном, но ключевом – НА МЕТОДИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА, которая включает в себя: методику коллективной творческой деятельности (КТД) и методику педагогического руководства ею.

Цель программы:

Становление и развитие высоконравственного ответственного, творческого, инициативного, компетентного будущего гражданина России, через раскрытие и развитие личностных и творческих сил каждого ученика в конкретных делах и поступках на общую радость и пользу людям в соответствии с традициями и духовной культурой русского народа.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:


1. Создание условий для эмоционально-насыщенной деятельности, адекватной возрастным особенностям младшего школьника, носящей творческий характер и социальную направленность, с использованием эффективных средств воспитания в конкретных условиях с конкретными учениками.

2. Формирование готовности и способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни и ответственности за своё поведение.

3. Укрепление воли и духовных отечественных традиций, внутренних установок личности, поступать согласно своей совести.

4. Развитие активности и инициативности, организаторских навыков самих учащихся по формированию ученического самоуправления в детском коллективе.

6. Воспитание гражданина своего Отечества и края на традициях русского народа в контексте с его духовной культурой.

7. Понимание и поддержание нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека. Обеспечить координацию совместных усилий семьи и школы по воспитанию школьников, создать единую воспитательную среду.

8. Обеспечение духовной, культурной и социальной преемственности поколений.

9. Формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни.
Реализация программного материала рассчитана на четыре года:

• Первый класс – «Мой дом – моя семья»

С чего начинается Родина. Тепло семейного очага.

Родина: малая и большая.

• Второй класс – «Я в мире и мир во мне»

Лишь семья может воспитать в детях внутреннюю потребность

в знаниях об истории своего народа.

• Третий класс – «Окружающий меня мир»

Мы в истории и современной жизни страны. Фольклор, традиции, обычаи.

Экологические проблемы местного значения. Исследовательское творчество учащихся.

• Четвёртый класс – «Моя Родина - моё Отечество».

Утверждение в сознании учащихся исторических корней родной культуры, этнического самосознания. Знание истории Родины, её людей. Гордость за своё Отечество.
Основа программы

В основе программы лежит КТД, единой целью которого становится раскрытие и развитие индивидуальных творческих сил человека в конкретных делах и поступках на общую радость и пользу.

Что значит КТД? Это

ДЕЛО, так как оно несет в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге;

КОЛЛЕКТИВНОЕ ДЕЛО, так как осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива – воспитанников, родителей и воспитателей, то есть является общей заботой;

ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО, так как предполагает непрерывный поиск лучших решений жизненно важной задачи, задумывается, планируется, реализуется, оценивается сообща.

Какие бывают КТД?

_ Организаторские (газета-молния, день рождения коллектива, чередования традиционных поручений, открытое мероприятие для параллельных классов).

_ Познавательные (защита фантастических проектов, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков, устный журнал, интеллектуальный марафон и т. п.).

_ Трудовые (трудовой десант, фабрика Деда Мороза, строительство городка «Снежная сказка»).
Условия реализации программы

Хорошая работа зависит от:

��знания людей

��знания коллектива

��знания основ организаторской работы

��знания дела, которое организуешь

��умения организовать
Принципы построения воспитательной работы

Принцип открытости.

Классный руководитель планирует жизнь в классе совместно с ученическим коллективом.

Принцип привлекательности.

Классный руководитель должен увлекать учащихсяконечным результатом выполняемого дела.

Принцип деятельности.

Желание учащихся участвовать во всех мероприятиях, проводимых в классе и в школе.

Принцип свободы участия.

Представление возможности выбора заданий с учётом своих интересов, личных качеств и возможностей.

Принцип обратной связи.

Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса.

Принцип сотворчества.

В этом принципе объединяются два понятия: сотрудничество и творчество.

Принцип успешности

И взрослому, и ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет его отношение к окружающим людям, окружающему миру.

Содержание (основные направления) программы

Я-гражданин России
Цель: воспитывать любовь к родителям, друзьям, Родине, Отечеству, родному краю, традициям, обычаям своего народа.

Задачи:

1. Формировать в детях вечные нравственные нормы, такие как: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, осознание самосовершенствования.

2. Воспитывать нравственные ценности: гуманность, сознательную дисциплину и культурное поведение.

3. Утверждать в душах детей уважения к человеку как высшей ценности бытия.

4. Воспитывать доброжелательное отношение к людям, дисциплинированность и культурное поведение.

5. Вырабатывать у учащихся активную жизненную позицию, сознательное отношение к общественному долгу, единство слова и дела.

6. Ориентировать в системе нравственных ценностей на положительные примеры.

Формы работы:

- тематические классные часы;

- встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;

- конкурсы, викторины «Я – гражданин России»;

- читательские конференции;

- сбор материала для школьного музея, поисковая работа.

1 класс – «Мой дом – моя семья»

Программа духовно-нравственного воспитания


Рассказы взрослых, чтение книг, просмотр видеофильмов о месте, где родился человек и узнал, с чего начинается Родина; о родном языке.

Знакомство с содержанием понятий: люди, язык, история, события, традиции, привычки. Край родной, село, улица, дом, школа. Родина: малая и большая. Мой дом – моя крепость. Тепло родного дома. Дом и школа. Наше село.

Усвоение понятий: семья, члены семьи, близкие и дальние родственники, семейные традиции, предки, потомки. Взаимопомощь в семье.

2 класс – «Я в мире и мир во мне».

Семейные истории и традиции. Дом, в котором я живу. Счастлив тот, кто счастлив дома. Любовь и уважение к матери и отцу – основа нравственного воспитания, залог его духовной культуры. Игры и детские забавы. Милосердие.

3 класс – «Окружающий меня мир».

В чём заключается красота семьи. Кто ты? Кто я? Разрешите познакомиться? Моя родословная. История моей семьи, моего рода. Данилов от деда Данила. Наше прошлое – нить к будущему. Семья сильна корнями своими. Традиции семьи. Культура родного края. За что люблю родной язык? Народная мудрость гласит… Социально-бытовые сказки. Мои земляки – моя гордость. Ты, я, он, она – вместе целая страна. Славься Отечество наше свободное. Знаменательные даты России.

4 класс – «Моя Родина, моё Отечество».

Утверждение в сознании учащихся исторических корней родной культуры, этнического национального самосознания. Значение Родины, её людей. Гордость за своё Отечество.

Наши новостройки. Наш краеведческий музей. Наш музей боевой и трудовой славы. Труд на благо Родины. Защита Родины – священная обязанность каждого гражданина России. Миру – мир.

Ожидаемые результаты

Ученик должен знать:

• традиции и обычаи своего народа, своей семьи;

• роль и значение каждого члена семьи для её благополучия и счастливой жизни;

• сведения о малой и большой Родине;

• историю своего села, происхождение его названия.

• понятие о культуре, обычаях, традициях родного края;

• предания, легенды о людях своего края;

• генеалогическое древо своего рода;

• связь истории своего края с историей России.
уметь:

• уважительно относиться к родителям, их взглядам и чувствам, традициям и обычаям;


• самостоятельно решать элементарные бытовые, семейные проблемы;

• преумножать достижения и честь рода.


Я-успешный ученик

Цель: оказание своевременной помощи ученикам и развитие способностей мыслить рационально, развитие культуры умственного труда.

Задачи:

1. Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.

2. Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.

3. Формировать культуру мыслительной деятельности учащихся, познавательную активность на основе технологий развивающего, личносто-ориентированного обучения и воспитания в системе проблемно-диалогической деятельности, потребность к самосовершенствованию.

Формы работы:

- классные предметные олимпиады;

- предметные недели;

- дистанционные олимпиады;

- интеллектуальные игры, марафоны, бои;

- школы интеллектуального развития: «Знатоки русского языка», «Юный математик», «Друзья природы»;

- работа в малых группах;

- занятия в кружках, в секциях;

- научно-практическая конференция;

- дни творческих проектов;

- школьные предметные олимпиады;

- творческие конкурсы всех уровней.

1 класс. НОТ - научная организация труда

Правила учебного труда. Нормы учебно-познавательной деятельности. Режимные моменты школьника. Береги книгу! Твои учебные принадлежности. Путешествия-игры: Книжкина страна, Мир профессий, Город мастеров, Учение и труд всё перетрут.

2 класс. Школа для учащихся – школа радости и успеха

Школа – дом знаний. Помогай по каждому предмету. Динамика навыков чтения, счёта, скорости письма. Твои учебные принадлежности. Мой дневник – моя гордость. Мои успехи в школе. Мой наставник. О самостоятельности.

3 класс. Активизация процесса познания

Исследовательское творчество учащихся. Путь совершенствования способностей детей. Самоконтроль - что это? Кто не обходится без контроля? Самостоятельность. Самостоятельное чтение. Умею самостоятельно добывать знания из разных источников. Индивидуальные задания по выбору. Освобождать от домашних заданий? Дифференцированные задания способным ученикам.

4 класс. Логика, мышление, способности, интерес к познанию


Логика мышления. Что это?

Инициатива. Как с ней быть?

Суждения, умозаключения. Важно ли это?

Воля и привычка. Чувства и эмоции. Благоприятные условия для самоуправляемого учения. Гигиена умственного труда. Оценка своих возможностей. Знакомство со словарями, с научно-познавательной литературой, справочным материалом. Монолог. Диалог – средство развития мыслительной деятельности.

Ожидаемые результаты

Ученик должен знать:

• правила учебного труда, нормы учебно-познавательной деятельности;

• благоприятные условия для самоуправляемого учения, гигиену умственного труда;

• что такое самоконтроль, самостоятельность, самодисциплина;

уметь:

• соблюдать режим дня школьника;

• самостоятельно пользоваться справочной литературой, различными источниками информации;

• определять область своего знания и незнания для того, чтобы правильно выбирать пути дальнейшего саморазвития.
Я – культурный человек
Цель: воспитание эстетических чувств ребёнка;приобщение его к национальной культуре, обычаям и традициям родного и других народов, к его духовным и нравственно-эстетическим ценностям.

Задачи:

1. Привлечь детей к работе по сохранению и приумножению, возрождению исторических, культурных, нравственных ценностей родного края.

2. Формировать общую культуру личности.

3. Ознакомить с различными видами искусства.

4. Привить интерес к произведениям искусства, к осознанному творческому процессу, к стремлению видеть прекрасное во всех жизненных проявлениях.

Формы работы:

- Участие в творческих проектах.

- Шефская работа. Выступление в подшефном детском саду.

- Читательские конференции.

- Уроки нравственности.

- Праздники, конкурсы.

- Театральные представления.

- Литературно-музыкальные композиции.

- Экскурсии, поездки, походы.

- Нравственное наследие. Брейн-ринг

- Устные журналы «Люди, оставившие след в нравственной истории края, страны и мира».

1 класс.

Мир живописи, поэзии, музыки. Обсуждение просмотренных фильмов, спектаклей, концертов. Прекрасное рядом с нами! Мастерская игрушек «Творчество, фантазия, задор».

Работа художника. Кто они? Как оценить работу художника?

Сценическое искусство «Я – актёр». Фото-галерея «Нет листвы осенней краше». Выставка детского творчества «Дары осени».

Народные праздники, игры, обряды от родителей.

Оформление ученических тетрадей, обложек учебников и книг.

Красивые и некрасивые поступки.

2 класс.

Устное народное творчество, быт, одежда, национальное ремесло, русские народные игры.

Культурно-просветительные учреждения посёлка, района, краевой столицы.

Героические образы в искусстве. Музыкальное творчество русского народа.

Национальная культура и художественное ремесло родного края. Тайны народного творчества. Народные календарные праздники в культурной жизни школы.

3 класс.

Обычаи, традиции, культура своего народа. Народное прикладное искусство в России, его виды.

Родной край в легендах и преданиях, художественном и музыкальном творчестве.

4 класс.

Культура, разнообразие и красота народного творчества (резьба, роспись, вышивка, лепка).

Прошлое моего народа.

Русские писатели, учёные, путешественники об Алтае и культуре его народов в прошлом и настоящем.

Ожидаемые результаты

Ученик должен знать:

• иметь первоначальное представление об эстетике, искусстве, знать различные виды искусств;

• знать жанровые разновидности русского фольклора, многообразие народных промыслов, приобщаться к народному творчеству;

• знать имена, особенности творчества известных композиторов и художников своего края, России и других стран.
уметь:

• любить и хранить национальную культуру;

• стремиться всё делать красиво;



• приводить примеры и уметь отличать различные виды изобразительного искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПояснительная записка 3 Программа духовно-нравственного развития...
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 7
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
«Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования гоу сош №566 разработана...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников образовательного учреждения №785
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconРабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Она определяет содержание и организацию образовательного...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconУтверждено утверждено
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconРабочая программа по русскому языку 2
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования стр. 5


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск