Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
За основу формирования духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младших классов взята «Концепция духовно-нравственного развития личности гражданина России»
Концептуальные основы программы
В современный период российской истории произошла смена ценностных ориентиров, как важные позитивные перемены, так и негативные явления. Эти явления оказали отрицательное влияние на нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. Смена ценностных ориентиров меняет жизненные приоритеты, происходит деформация традиционных моральных норм и нравственных установок. Одной из важнейших проблем образования является воспитание подрастающего поколения, формирование гражданина своего Отечества. Осуществление
программы с младшими школьниками - это коллективное творчество учителей, психологов, родителей, всей общественности и, конечно же – самих учащихся.
Как же сделать процесс воспитания увлекательным, эффективным и творческим? Как же воспитать достойного гражданина своего Отечества? Как способствовать улучшению качества жизни учащихся? Проблемные моменты современной школы заключены в следующем:
- в недостаточной активности и инициативности самих учащихся, в слабых навыках организаторской деятельности;
- в слабости общественно-полезной направленности работы детских коллективов;
- в использовании устаревших, примитивных форм работы, неадекватных природе современных школьников. Эти проблемы возможно решить через:
- углубление программно-целевого подхода к деятельности детских организаций и органов ученического самоуправления как части образовательно-воспитательного процесса;
- создание организационно-педагогических условий для функционирования органов самоуправления учащихся;
- введение в процесс воспитания традиций русского народа в контексте с его духовной культурой.
Представленная программа является, по своему характеру, развивающе-обучающей и направлена на формирование творчески-развитой личности, на пробуждение творческой активности и творческого мышления, на выработку умений воспринимать традиции русского народа в контексте с его духовной культурой, а также выявление способностей ребёнка к самовыражению, через различные формы коллективно-творческой деятельности, начиная с первого класса.
Теоретической и методической основой программы является рассмотрение общей стратегии развития творческого детского коллектива, его функционирование.
Необходимо сразу оговориться, что из всех аспектов методики воспитания внимание в программе сосредоточено наиболее полно на одном, но ключевом – НА МЕТОДИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА, которая включает в себя: методику коллективной творческой деятельности (КТД) и методику педагогического руководства ею.
Цель программы:
Становление и развитие высоконравственного ответственного, творческого, инициативного, компетентного будущего гражданина России, через раскрытие и развитие личностных и творческих сил каждого ученика в конкретных делах и поступках на общую радость и пользу людям в соответствии с традициями и духовной культурой русского народа. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Создание условий для эмоционально-насыщенной деятельности, адекватной возрастным особенностям младшего школьника, носящей творческий характер и социальную направленность, с использованием эффективных средств воспитания в конкретных условиях с конкретными учениками.
2. Формирование готовности и способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни и ответственности за своё поведение.
3. Укрепление воли и духовных отечественных традиций, внутренних установок личности, поступать согласно своей совести.
4. Развитие активности и инициативности, организаторских навыков самих учащихся по формированию ученического самоуправления в детском коллективе.
6. Воспитание гражданина своего Отечества и края на традициях русского народа в контексте с его духовной культурой.
7. Понимание и поддержание нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека. Обеспечить координацию совместных усилий семьи и школы по воспитанию школьников, создать единую воспитательную среду.
8. Обеспечение духовной, культурной и социальной преемственности поколений.
9. Формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни. Реализация программного материала рассчитана на четыре года:
• Первый класс – «Мой дом – моя семья»
С чего начинается Родина. Тепло семейного очага.
Родина: малая и большая.
• Второй класс – «Я в мире и мир во мне»
Лишь семья может воспитать в детях внутреннюю потребность
в знаниях об истории своего народа.
• Третий класс – «Окружающий меня мир»
Мы в истории и современной жизни страны. Фольклор, традиции, обычаи.
Экологические проблемы местного значения. Исследовательское творчество учащихся.
• Четвёртый класс – «Моя Родина - моё Отечество».
Утверждение в сознании учащихся исторических корней родной культуры, этнического самосознания. Знание истории Родины, её людей. Гордость за своё Отечество. Основа программы
В основе программы лежит КТД, единой целью которого становится раскрытие и развитие индивидуальных творческих сил человека в конкретных делах и поступках на общую радость и пользу.
Что значит КТД? Это
ДЕЛО, так как оно несет в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге;
КОЛЛЕКТИВНОЕ ДЕЛО, так как осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива – воспитанников, родителей и воспитателей, то есть является общей заботой;
ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО, так как предполагает непрерывный поиск лучших решений жизненно важной задачи, задумывается, планируется, реализуется, оценивается сообща.
Какие бывают КТД?
_ Организаторские (газета-молния, день рождения коллектива, чередования традиционных поручений, открытое мероприятие для параллельных классов).
_ Познавательные (защита фантастических проектов, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков, устный журнал, интеллектуальный марафон и т. п.).
_ Трудовые (трудовой десант, фабрика Деда Мороза, строительство городка «Снежная сказка»). Условия реализации программы
Хорошая работа зависит от:
знания людей
знания коллектива
знания основ организаторской работы
знания дела, которое организуешь
умения организовать Принципы построения воспитательной работы
Принцип открытости.
Классный руководитель планирует жизнь в классе совместно с ученическим коллективом.
Принцип привлекательности.
Классный руководитель должен увлекать учащихсяконечным результатом выполняемого дела.
Принцип деятельности.
Желание учащихся участвовать во всех мероприятиях, проводимых в классе и в школе.
Принцип свободы участия.
Представление возможности выбора заданий с учётом своих интересов, личных качеств и возможностей.
Принцип обратной связи.
Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса.
Принцип сотворчества.
В этом принципе объединяются два понятия: сотрудничество и творчество.
Принцип успешности
И взрослому, и ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет его отношение к окружающим людям, окружающему миру.
Содержание (основные направления) программы
Я-гражданин России Цель: воспитывать любовь к родителям, друзьям, Родине, Отечеству, родному краю, традициям, обычаям своего народа.
Задачи:
1. Формировать в детях вечные нравственные нормы, такие как: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, осознание самосовершенствования.
2. Воспитывать нравственные ценности: гуманность, сознательную дисциплину и культурное поведение.
3. Утверждать в душах детей уважения к человеку как высшей ценности бытия.
4. Воспитывать доброжелательное отношение к людям, дисциплинированность и культурное поведение.
5. Вырабатывать у учащихся активную жизненную позицию, сознательное отношение к общественному долгу, единство слова и дела.
6. Ориентировать в системе нравственных ценностей на положительные примеры.
Формы работы:
- тематические классные часы;
- встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
- конкурсы, викторины «Я – гражданин России»;
- читательские конференции;
- сбор материала для школьного музея, поисковая работа.
1 класс – «Мой дом – моя семья»
Программа духовно-нравственного воспитания
Рассказы взрослых, чтение книг, просмотр видеофильмов о месте, где родился человек и узнал, с чего начинается Родина; о родном языке.
Знакомство с содержанием понятий: люди, язык, история, события, традиции, привычки. Край родной, село, улица, дом, школа. Родина: малая и большая. Мой дом – моя крепость. Тепло родного дома. Дом и школа. Наше село.
Усвоение понятий: семья, члены семьи, близкие и дальние родственники, семейные традиции, предки, потомки. Взаимопомощь в семье.
2 класс – «Я в мире и мир во мне».
Семейные истории и традиции. Дом, в котором я живу. Счастлив тот, кто счастлив дома. Любовь и уважение к матери и отцу – основа нравственного воспитания, залог его духовной культуры. Игры и детские забавы. Милосердие.
3 класс – «Окружающий меня мир».
В чём заключается красота семьи. Кто ты? Кто я? Разрешите познакомиться? Моя родословная. История моей семьи, моего рода. Данилов от деда Данила. Наше прошлое – нить к будущему. Семья сильна корнями своими. Традиции семьи. Культура родного края. За что люблю родной язык? Народная мудрость гласит… Социально-бытовые сказки. Мои земляки – моя гордость. Ты, я, он, она – вместе целая страна. Славься Отечество наше свободное. Знаменательные даты России.
4 класс – «Моя Родина, моё Отечество».
Утверждение в сознании учащихся исторических корней родной культуры, этнического национального самосознания. Значение Родины, её людей. Гордость за своё Отечество.
Наши новостройки. Наш краеведческий музей. Наш музей боевой и трудовой славы. Труд на благо Родины. Защита Родины – священная обязанность каждого гражданина России. Миру – мир.
Ожидаемые результаты
Ученик должен знать:
• традиции и обычаи своего народа, своей семьи;
• роль и значение каждого члена семьи для её благополучия и счастливой жизни;
• сведения о малой и большой Родине;
• историю своего села, происхождение его названия.
• понятие о культуре, обычаях, традициях родного края;
• предания, легенды о людях своего края;
• генеалогическое древо своего рода;
• связь истории своего края с историей России. уметь:
• уважительно относиться к родителям, их взглядам и чувствам, традициям и обычаям;
• самостоятельно решать элементарные бытовые, семейные проблемы;
• преумножать достижения и честь рода.
Я-успешный ученик
Цель: оказание своевременной помощи ученикам и развитие способностей мыслить рационально, развитие культуры умственного труда.
Задачи:
1. Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.
2. Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
3. Формировать культуру мыслительной деятельности учащихся, познавательную активность на основе технологий развивающего, личносто-ориентированного обучения и воспитания в системе проблемно-диалогической деятельности, потребность к самосовершенствованию.
Формы работы:
- классные предметные олимпиады;
- предметные недели;
- дистанционные олимпиады;
- интеллектуальные игры, марафоны, бои;
- школы интеллектуального развития: «Знатоки русского языка», «Юный математик», «Друзья природы»;
- работа в малых группах;
- занятия в кружках, в секциях;
- научно-практическая конференция;
- дни творческих проектов;
- школьные предметные олимпиады;
- творческие конкурсы всех уровней.
1 класс. НОТ - научная организация труда
Правила учебного труда. Нормы учебно-познавательной деятельности. Режимные моменты школьника. Береги книгу! Твои учебные принадлежности. Путешествия-игры: Книжкина страна, Мир профессий, Город мастеров, Учение и труд всё перетрут.
2 класс. Школа для учащихся – школа радости и успеха
Школа – дом знаний. Помогай по каждому предмету. Динамика навыков чтения, счёта, скорости письма. Твои учебные принадлежности. Мой дневник – моя гордость. Мои успехи в школе. Мой наставник. О самостоятельности.
3 класс. Активизация процесса познания
Исследовательское творчество учащихся. Путь совершенствования способностей детей. Самоконтроль - что это? Кто не обходится без контроля? Самостоятельность. Самостоятельное чтение. Умею самостоятельно добывать знания из разных источников. Индивидуальные задания по выбору. Освобождать от домашних заданий? Дифференцированные задания способным ученикам.
4 класс. Логика, мышление, способности, интерес к познанию
Логика мышления. Что это?
Инициатива. Как с ней быть?
Суждения, умозаключения. Важно ли это?
Воля и привычка. Чувства и эмоции. Благоприятные условия для самоуправляемого учения. Гигиена умственного труда. Оценка своих возможностей. Знакомство со словарями, с научно-познавательной литературой, справочным материалом. Монолог. Диалог – средство развития мыслительной деятельности.
Ожидаемые результаты
Ученик должен знать:
• правила учебного труда, нормы учебно-познавательной деятельности;
• благоприятные условия для самоуправляемого учения, гигиену умственного труда;
• что такое самоконтроль, самостоятельность, самодисциплина;
уметь:
• соблюдать режим дня школьника;
• самостоятельно пользоваться справочной литературой, различными источниками информации;
• определять область своего знания и незнания для того, чтобы правильно выбирать пути дальнейшего саморазвития. Я – культурный человек Цель: воспитание эстетических чувств ребёнка;приобщение его к национальной культуре, обычаям и традициям родного и других народов, к его духовным и нравственно-эстетическим ценностям.
Задачи:
1. Привлечь детей к работе по сохранению и приумножению, возрождению исторических, культурных, нравственных ценностей родного края.
2. Формировать общую культуру личности.
3. Ознакомить с различными видами искусства.
4. Привить интерес к произведениям искусства, к осознанному творческому процессу, к стремлению видеть прекрасное во всех жизненных проявлениях.
Формы работы:
- Участие в творческих проектах.
- Шефская работа. Выступление в подшефном детском саду.
- Читательские конференции.
- Уроки нравственности.
- Праздники, конкурсы.
- Театральные представления.
- Литературно-музыкальные композиции.
- Экскурсии, поездки, походы.
- Нравственное наследие. Брейн-ринг
- Устные журналы «Люди, оставившие след в нравственной истории края, страны и мира».
1 класс.
Мир живописи, поэзии, музыки. Обсуждение просмотренных фильмов, спектаклей, концертов. Прекрасное рядом с нами! Мастерская игрушек «Творчество, фантазия, задор».
Работа художника. Кто они? Как оценить работу художника?
Сценическое искусство «Я – актёр». Фото-галерея «Нет листвы осенней краше». Выставка детского творчества «Дары осени».
Народные праздники, игры, обряды от родителей.
Оформление ученических тетрадей, обложек учебников и книг.
Красивые и некрасивые поступки.
2 класс.
Устное народное творчество, быт, одежда, национальное ремесло, русские народные игры.
Культурно-просветительные учреждения посёлка, района, краевой столицы.
Героические образы в искусстве. Музыкальное творчество русского народа.
Национальная культура и художественное ремесло родного края. Тайны народного творчества. Народные календарные праздники в культурной жизни школы.
3 класс.
Обычаи, традиции, культура своего народа. Народное прикладное искусство в России, его виды.
Родной край в легендах и преданиях, художественном и музыкальном творчестве.
4 класс.
Культура, разнообразие и красота народного творчества (резьба, роспись, вышивка, лепка).
Прошлое моего народа.
Русские писатели, учёные, путешественники об Алтае и культуре его народов в прошлом и настоящем.
Ожидаемые результаты
Ученик должен знать:
• иметь первоначальное представление об эстетике, искусстве, знать различные виды искусств;
• знать жанровые разновидности русского фольклора, многообразие народных промыслов, приобщаться к народному творчеству;
• знать имена, особенности творчества известных композиторов и художников своего края, России и других стран. уметь:
• любить и хранить национальную культуру;
• стремиться всё делать красиво;
• приводить примеры и уметь отличать различные виды изобразительного искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство. |