Скачать 107.36 Kb.
|
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Пояснительная записка Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников образовательного учреждения № 785. Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная программа создана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей города Москвы и в частности Нижегородского района Юго-восточного округа. ГОУ СОШ № 785 создаёт условия для реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно-нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:
В процессе деятельности школы по воспитанию духовно-нравственных основ личности младшего школьника решаются следующие общие цели:
Образовательное учреждение реализует поставленные задачи с учётом следующих принципов: 1. Личностно-ориентированная система влияний на младшего школьника: учёт особенностей развития личности каждого учащегося, уровня сформированности его интересов, этических норм и ценностных ориентаций. 2. Принцип соответствия требованиям современного общества и общественно значимым ценностям. Применительно к первой ступени школы реализация этого принципа обеспечивает отказ от идеологического отбора содержания образования; признание демократического стиля общения обучающихся и учителя; раскрытие перед учащимися роли культуры в развитии общества. 3. Нравственная ценность отбора содержания обучения является также важнейшим принципом воспитательной работы образовательного учреждения. Так, тематика уроков литературного чтения и внеурочной деятельности касается проблем культуры поведения, нравственного выбора, оценки положительных и отрицательных поступков героев художественных произведений. Работа с фольклорными формами призвана зарождать чувство гордости перед историей и культурой народов России, осознание вклада национальных культур в создание и развитие общей культуры российского общества как поликультурного явления. Уроки по предметам «Окружающий мир» и «ОРКСЭ» призваны раскрыть многообразие культурных ценностей (традиций, верований, обрядов, трудовой деятельности и пр.) разных народов, проживающих в нашей стране; воспитывать толерантность, уважительное отношение к другой культуре и религии. 4. Принцип разнообразия и альтруистичности реализуется посредством организации разнообразной деятельности детей: младшие школьники принимают участие в подготовке и организации труда, игр, общения, которые направлены на помощь, содействие, сопереживание объектам окружающего мира и проявление альтруистических чувств и бескорыстных поступков. Школьники участвуют в следующих общешкольных мероприятиях:
5. Принцип учёта потребности обучающихся данной социальной группы, их социальные роли. Процесс воспитания должен быть организован таким образом, чтобы дети осваивали социальные роли, с которыми они впервые сталкиваются в школьной жизни: «ученик», «член классного (школьного) коллектива», «одноклассник», «участник деятельности». Программа работы образовательного учреждения опирается на особенности контингента учащихся, их этнический состав, уровень познавательных интересов. Особенность программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования – это интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. Содержание урочной деятельности представлено следующими предметными областями: филология (уроки русского языка, литературного чтения), обществознание и естествознание (уроки окружающего мира), искусство (уроки музыки и изобразительного искусства), технология (уроки технологии). Содержание внеурочной деятельности дополняет, расширяет, конкретизирует представления учащихся и создаёт условия для применения полученных знаний в разнообразной деятельности созидательного характера. Представлено системой факультативных курсов и кружков, включённых в духовно-нравственное и социальное направления развития личности (см. раздел ООП НОО «Учебный план и внеурочная деятельность общеобразовательного учреждения»). Духовно-нравственное воспитание продолжается в процессе внешкольной деятельности — системе дополнительного образования. Планируемые результаты воспитания и развития младших школьников Планируемые результаты воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.
Учитель, проводя наблюдения за поведением своих воспитанников, оценивает проявление ими правил поведения и отражает это в характеристиках учащихся на конец каждого года обучения. Учебные успехи школьников, перечень добрых дел, результаты их внешкольной и внеурочной деятельности (труд, участие в олимпиадах, конкурсах, выставках и пр.), характеристики ученика составляют содержание его портфолио. Содержание воспитательной работы начальной школы образовательного учреждения1
1.1. Сообщения-презентации:
1.2. Презентации:
3.1. Выставки:
3.2. Конкурсы:
3.3. Презентации:
Примерные темы к размышлению для этических бесед # Почему плохой поступок доставляет человеку страдание, а хороший – радость и удовольствие, даже если никто, кроме него самого, и не знает об этом поступке? # Кто создал правила человеческого поведения? # Что такое хорошо и что такое плохо? # Зачем быть вежливым? # Неразлучные друзья – взрослые и дети # Дружба – это… # Как выбирать друзей? # Отзывчивость и доброта # Спешите делать добро # Что значит быть откровенным # Как мы выглядим # О лени и лентяях # Причины обид # Кто такие эгоисты? # Правда и ложь – какие они? # Что такое характер? # Душевность и бездушность # Что значит быть счастливым? # Мир без улыбки. Какой он? # Кем и каким я хочу быть? # Достоинства и недостатки # Маленький, да удаленький # Человек в природе и его здоровье # Дом, в котором ты живёшь # Прогулки в лес # У природы нет плохой погоды 5. Сюжетно-ролевых игр для младших школьников 1 класс: «Как правильно поздороваться?»; «Мимика ижесты»; «Подбери к словам «хорошо» и «плохо» подходящуюкартинку»; «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок для дома и школы» (коллективная работа в группеили паре); «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день. Нарисуй, расскажи о них»; «Помоги ребятам в классе составить «Словарь вежливых слов»; «К тебе пришли гости». Игра «Гость – хозяин»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону»; «Нарисуй подарок другу (маме…)»; «На дне рождения»; «Если другу плохо?»; «Учимся общаться» (закончи фразу). 2 класс: «Я и другие люди»: конкурс и защита рисунков «Чему тебя научили сказки?»; деловая игра «Ситуации о пра- вилах поведения в отношениях со старшими, учителем»; «Вежливые слова»; деловая игра «Как тебя зовут друзья?» (дети в группах обсуждают и высказывают мнения о том, как они относятся к кличкам, прозвищам, обращению по фамилии, дают советы). 3 класс: «Опиши своего одноклассника» (назови качества, которыми должен обладать человек, чтобы: а) считатьсятвоим другом; б) заслужить твоё доверие; в) вызвать симпатию); деловая игра «Верность слову»; деловая игра «Умение общаться»; решение этических задач; коллективно-групповое обсуждение ситуаций: «В музее», «После спектакля», «В театре», «В кино»; деловая игра «Культура поведения человека». 4 класс: «Подумай, как поступить»: если я понимаю настроение другого, то я: а) смогу ему помочь, б) не обижу его;в) поддержу его; г) улучшу его настроение; д) буду доволен;е) свой вариант; написать сочинение «Мой характер и мои поступки»; расскажи, как ты помогаешь маме, папе… Приложение План работы образовательного учреждения с семьей по духовно-нравственному воспитанию и развитию младших школьников
Консультации школьного психолога, логопеда, врача, директора школы и учителей по актуальным вопросам семейного воспитания. 1 Раздел составляется с учётом особенности функционирования образовательного учреждения, пожеланий учащихся и их родителей. |
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся... Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального... | Пояснительная записка 3 Программа духовно-нравственного развития... Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 7 | ||
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся... За основу формирования духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младших классов взята «Концепция духовно-нравственного... | Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся... Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования | ||
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся... Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования | Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся... «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции... | ||
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального... Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования | Пояснительная записка Основная образовательная программа начального... Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования | ||
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся... Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования гоу сош №566 разработана... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального... | ||
Пояснительная записка Нормативно-правовой и методологической основой... Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (фгос... | Рабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся... Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Она определяет содержание и организацию образовательного... | ||
Утверждено утверждено Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования | Рабочая программа по русскому языку 2 Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования | ||
Основная образовательная программа начального общего образования... Программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования | Основная образовательная программа начального общего образования... Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования |