Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка





Скачать 107.36 Kb.
НазваниеПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка
Дата публикации10.08.2014
Размер107.36 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Пояснительная записка

Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников образовательного учреждения № 785.

Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Данная программа создана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей города Москвы и в частности Нижегородского района Юго-восточного округа.

ГОУ СОШ № 785 создаёт условия для реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно-нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:

  • патриотические чувства гражданина России;

  • гражданскую идентификацию;

  • общечеловеческие ценности;

  • поликультурный мир;

  • личное нравственное самосовершенствование.

В процессе деятельности школы по воспитанию духовно-нравственных основ личности младшего школьника решаются следующие общие цели:

    • формирование доступных младшему школьнику знаний о духовных ценностях, представленных в культуре народов России (языке, общественных явлениях, особенностях труда, народных традициях, фольклоре, искусстве);

    • осознание принадлежности к родному народу, стране, государству, интерес и чувство сопричастности современным событиям и истории России;

    • развитие толерантных чувств, уважительного отношения к другой национальности, вере, религии;

    • воспитание психологических феноменов идентификации и децентрации (умения встать на место другого человека, объективно оценить чужое и своё поведение, признать право другого на мнение, поведение, оценки);

    • развитие готовности к нравственному поведению, культуре и этике взаимоотношений с окружающим миром (природой, другими людьми, обществом);

    • развитие положительных качеств личности, определяющих выполнение социальных ролей «ученика», «члена коллектива» (семейного, школьного и др.);

    • воспитание способности к духовному самообогащению, рефлексивным проявлениям, самооценке и самоконтролю поведения.

Образовательное учреждение реализует поставленные задачи с учётом следующих принципов:

1. Личностно-ориентированная система влияний на младшего школьника: учёт особенностей развития личности каждого учащегося, уровня сформированности его интересов, этических норм и ценностных ориентаций.

2. Принцип соответствия требованиям современного общества и общественно значимым ценностям. Применительно к первой ступени школы реализация этого принципа обеспечивает отказ от идеологического отбора содержания образования; признание демократического стиля общения обучающихся и учителя; раскрытие перед учащимися роли культуры в развитии общества.

3. Нравственная ценность отбора содержания обучения является также важнейшим принципом воспитательной работы образовательного учреждения. Так, тематика уроков литературного чтения и внеурочной деятельности касается проблем культуры поведения, нравственного выбора, оценки положительных и отрицательных поступков героев художественных произведений. Работа с фольклорными формами призвана зарождать чувство гордости перед историей и культурой народов России, осознание вклада национальных культур в создание и развитие общей культуры российского общества как поликультурного явления. Уроки по предметам «Окружающий мир» и «ОРКСЭ» призваны раскрыть многообразие культурных ценностей (традиций, верований, обрядов, трудовой деятельности и пр.) разных народов, проживающих в нашей стране; воспитывать толерантность, уважительное отношение к другой культуре и религии.

4. Принцип разнообразия и альтруистичности реализуется посредством организации разнообразной деятельности детей: младшие школьники принимают участие в подготовке и организации труда, игр, общения, которые направлены на помощь, содействие, сопереживание объектам окружающего мира и проявление альтруистических чувств и бескорыстных поступков.

Школьники участвуют в следующих общешкольных мероприятиях:

  • «Помоги ближнему своему» — участие в помощи пожилым и больным людям, проживающим в микрорайоне (покупка и доставка продуктов; несложный бытовой труд; чтение прессы и т.п.);

  • «Братья наши меньшие» — забота о животных уголка природы школы;

  • «Мы — шефы детского сада» — участие в организации праздников, досугов, игр детского сада микрорайона; поделки игрушек, костюмов, атрибутов игр для малышей.

  • «Вырастим цветы для мам и бабушек» — труд по выгонке тюльпанов и нарциссов к празднику 8 Марта.

5. Принцип учёта потребности обучающихся данной социальной группы, их социальные роли. Процесс воспитания должен быть организован таким образом, чтобы дети осваивали социальные роли, с которыми они впервые сталкиваются в школьной жизни: «ученик», «член классного (школьного) коллектива», «одноклассник», «участник деятельности». Программа работы образовательного учреждения опирается на особенности контингента учащихся, их этнический состав, уровень познавательных интересов.

Особенность программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования – это интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Содержание урочной деятельности представлено следующими предметными областями: филология (уроки русского языка, литературного чтения), обществознание и естествознание (уроки окружающего мира), искусство (уроки музыки и изобразительного искусства), технология (уроки технологии).

Содержание внеурочной деятельности дополняет, расширяет, конкретизирует представления учащихся и создаёт условия для применения полученных знаний в разнообразной деятельности созидательного характера. Представлено системой факультативных курсов и кружков, включённых в духовно-нравственное и социальное направления развития личности (см. раздел ООП НОО «Учебный план и внеурочная деятельность общеобразовательного учреждения»). Духовно-нравственное воспитание продолжается в процессе внешкольной деятельности — системе дополнительного образования.
Планируемые результаты

воспитания и развития младших школьников
Планируемые результаты воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.

  1. Изменения в модели поведения школьника:

    • проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

    • соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;

    • активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;

    • создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.

  2. Критерии изменения объёма знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:

  • использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;

  • краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;

  • объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.

  1. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

  • способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,

  • сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

Учитель, проводя наблюдения за поведением своих воспитанников, оценивает проявление ими правил поведения и отражает это в характеристиках учащихся на конец каждого года обучения. Учебные успехи школьников, перечень добрых дел, результаты их внешкольной и внеурочной деятельности (труд, участие в олимпиадах, конкурсах, выставках и пр.), характеристики ученика составляют содержание его портфолио.
Содержание воспитательной работы

начальной школы образовательного учреждения1


  1. Проектная деятельность

1.1. Сообщения-презентации:

  • «Чему учит книга „Домострой“ XIV века»;

  • «Литературно-педагогический памятник XVIII века «Юности честное зерцало»;

  • «Правила поведения, отражённые в народных сказках»;

  • «Чему учат пословицы и поговорки».

1.2. Презентации:

  • «Чести человек не кинет, хоть головушка сгинет»;

  • «История религиозного праздника» (по выбору);

  • «Герои отечественных войн России».

  1. Праздники и вечера развлечений

  • «Россия — Родина моя»;

  • «Праздник Победы — праздник со слезами на глазах»;

  • «Масленица»;

  • «Что такое хорошо и что такое плохо?»;

  • «Народные ремёсла родного края».

  1. Выставки, конкурсы, презентации

3.1. Выставки:

  • «Москва — столица»;

  • «Герои ВОВ — жители нашего города»;

  • «Герои труда рядом с нами».

3.2. Конкурсы:

  • «Угощаем национальными блюдами» (коллективная работа школьников и родителей);

  • «Что мы умеем: делаем новогодние игрушки».

3.3. Презентации:

  • «Наша школьная жизнь»;

  • «Мы любим свой город».

  1. Круглые столы и диспуты

  • «Как избежать конфликта с одноклассником»;

  • «Моя семья: традиции и праздники».

Примерные темы к размышлению для этических бесед

# Почему плохой поступок доставляет человеку страдание,

а хороший – радость и удовольствие, даже если никто, кроме

него самого, и не знает об этом поступке?

# Кто создал правила человеческого поведения?

# Что такое хорошо и что такое плохо?

# Зачем быть вежливым?

# Неразлучные друзья – взрослые и дети

# Дружба – это…

# Как выбирать друзей?

# Отзывчивость и доброта

# Спешите делать добро

# Что значит быть откровенным

# Как мы выглядим

# О лени и лентяях

# Причины обид

# Кто такие эгоисты?

# Правда и ложь – какие они?

# Что такое характер?

# Душевность и бездушность

# Что значит быть счастливым?

# Мир без улыбки. Какой он?

# Кем и каким я хочу быть?

# Достоинства и недостатки

# Маленький, да удаленький

# Человек в природе и его здоровье

# Дом, в котором ты живёшь

# Прогулки в лес

# У природы нет плохой погоды
5. Сюжетно-ролевых игр для младших школьников

1 класс:

«Как правильно поздороваться?»; «Мимика ижесты»; «Подбери к словам «хорошо» и «плохо» подходящуюкартинку»; «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок для дома и школы» (коллективная работа в группеили паре); «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот

день. Нарисуй, расскажи о них»; «Помоги ребятам в классе составить «Словарь вежливых слов»; «К тебе пришли гости».

Игра «Гость – хозяин»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону»;

«Нарисуй подарок другу (маме…)»; «На дне рождения»; «Если другу плохо?»; «Учимся общаться» (закончи фразу).

2 класс:

«Я и другие люди»: конкурс и защита рисунков

«Чему тебя научили сказки?»; деловая игра «Ситуации о пра-

вилах поведения в отношениях со старшими, учителем»; «Вежливые слова»; деловая игра «Как тебя зовут друзья?» (дети в группах обсуждают и высказывают мнения о том, как они относятся к кличкам, прозвищам, обращению по фамилии, дают советы).

3 класс:

«Опиши своего одноклассника» (назови качества, которыми должен обладать человек, чтобы: а) считатьсятвоим другом; б) заслужить твоё доверие; в) вызвать симпатию); деловая игра «Верность слову»; деловая игра «Умение

общаться»; решение этических задач; коллективно-групповое обсуждение ситуаций: «В музее», «После спектакля», «В театре», «В кино»; деловая игра «Культура поведения человека».

4 класс:

«Подумай, как поступить»: если я понимаю настроение другого, то я: а) смогу ему помочь, б) не обижу его;в) поддержу его; г) улучшу его настроение; д) буду доволен;е) свой вариант; написать сочинение «Мой характер и мои поступки»; расскажи, как ты помогаешь маме, папе…

Приложение
План работы образовательного учреждения с семьей

по духовно-нравственному воспитанию и развитию младших школьников

  1. Повышение педагогической культуры родителей

    1. Родительские общешкольные собрания:

  • «Нравственное воспитание младшего школьника»;

  • «Психология семейных отношений и их влияние на становление личности ребёнка»;

  • «Семья и религия: воспитание толерантности».

    1. Конференции, обмен опытом, круглые столы:

  • конференция «Воспитание доброты: опыт семьи»;

  • круглый стол «Воспитательный опыт пап»;

  • круглый стол «Почему дети бывают эгоистами».

  1. Наглядная агитация для семьи и родителей (выставки, классные уголки для родителей, доска объявлений):

  • фотовыставка «Труд младшего школьника в семье»;

  • выставка «Как мы растём»;

  • выставка «Советуем прочитать. Педагогическое образование родителя»;

  • классные уголки: выставки детских рисунков, сочинений, творческих работ, информация для родителей.

  1. Консультации для родителей

Консультации школьного психолога, логопеда, врача, директора школы и учителей по актуальным вопросам семейного воспитания.


1 Раздел составляется с учётом особенности функционирования образовательного учреждения, пожеланий учащихся и их родителей.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка iconПояснительная записка 3 Программа духовно-нравственного развития...
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 7
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
За основу формирования духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младших классов взята «Концепция духовно-нравственного...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
«Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования гоу сош №566 разработана...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка iconПояснительная записка Нормативно-правовой и методологической основой...
Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (фгос...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка iconРабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Она определяет содержание и организацию образовательного...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка iconУтверждено утверждено
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка iconРабочая программа по русскому языку 2
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск