Скачать 435.34 Kb.
|
3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом реализации образовательной программы и программы воспитательной работы ГОУ ЦО №1499. Цель программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Центра образования №1499: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Задачи программы: - формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа; - воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье; - воспитывать нравственные качества личности ребёнка, -способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм; - приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства. Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы:
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит:
3.1.Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени образования. Программа духовно-нравственного воспитания и развития Центра образования №1499 опирается на вечные ценности, такие как любовь к Родине, матери, духовно-нравственное и физическое здоровье, уважение к труду, земле, миру, дружбе, человечности, справедливости и др. Особый смысл придается таким базовым понятиям, как Отечество, Человек, Здоровье, Семья, Труд и др. Ценностный базис программы духовно-нравственного воспитания и развития Центра образования №1499 включает в себя ценности нравственного порядка, такие как правдивость, ответственность, внимательное отношение к людям, самодисциплина, ценностное отношение к своему и общественному здоровью. Это отражено в “Правилах для обучающихся”, других базовых документах разработанных совместно с учениками и их родителями. В Центре образования царит доброжелательная, нравственная атмосфера, формируются школьные традиции, нормы и правила жизни на основе здоровьесберегающей доминанты. Создана сеть объединений и кружков, способствующих творческой самореализации личности и укреплению здоровья обучающихся, вовлечению родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность. Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности. Основные ценности содержания образования, формируемые на ступени начального общего образования, – это: Ценность мира 1) как общего дома для всех жителей Земли; 2) как мирового сообщества, представленного разными национальностями; 3) как принципа жизни на Земле. Ценность человеческой жизни – как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности. Ценность любви к Родине, народу – как проявления духовной зрелости человека, выражающемся в осознанном желании служить Отечеству. Дар слова – как возможность получать знания, общаться. Ценность природы - осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства. Ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка. Ценность добра – как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия. Ценность познания мира – ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины. Ценность красоты как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир». Ценность труда и творчества — как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей. Ценность свободы выбора – как возможность совершать суждения и поступки в рамках норм, правил, законов общества. Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике. Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания определяются требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы. Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности являются: - патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству); - социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство); - гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания); - семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); - труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость); - наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); - традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах; - искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие); - природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля); - человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество). 3.2.Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся реализуется в трех сферах: в процессе обучения; во внеклассной образовательной деятельности; в межличностных отношениях на всех уровнях. Реализация Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся осуществляется в трех направлениях:
Вышеперечисленные направления предполагают использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную деятельность, направленную на формирование у школьников гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека, представлений о нравственности, на приобщение к системе культурных ценностей, на трудолюбие и готовность к осознанному выбору будущей профессии, на развитие эстетического отношения к окружающему миру, на формирование ценностного отношения к своему и общественному здоровью, на становление активной жизненной позиции. В этой связи осуществлялся поиск новых средств, методов и форм работы, обеспечивающих рациональное функционирование всех звеньев духовно-нравственного развития и воспитания в школьном коллективе (на уровне деятельности учителей, родителей, учеников, администрации, общественности, внешкольных объединений и пр.):
3.2.1. Направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся ГБОУ ЦО № 1499 Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость. Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое. Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание. Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие. 3.2.2. Портрет ученика Центра образования № 1499 Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:
Практическая цель деятельности Центра образования - это выпускник, наделенный такими качествами личности как: нравственность, духовность, патриотизм, гражданственность, креативность, творчество, здоровье, саморазвитие, интеллектуальное развитие, эстетическое, этическое и культурное развитие (схема 1). Организационное обеспечение системы управления воспитанием представлено на схеме 2. Схема 1. Модель личности выпускника школы
|
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся... Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального... | Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся... За основу формирования духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младших классов взята «Концепция духовно-нравственного... | ||
Пояснительная записка 3 Программа духовно-нравственного развития... Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 7 | Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся... Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования | ||
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся... Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования | Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся... Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования гоу сош №566 разработана... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального... | Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся... Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников образовательного учреждения №785 | ||
Рабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся... Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Она определяет содержание и организацию образовательного... | Утверждено утверждено Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования | ||
Рабочая программа по русскому языку 2 Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования | Основная образовательная программа начального общего образования... Программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования | ||
Основная образовательная программа начального общего образования... Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования стр. 5 |