Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования





Скачать 435.34 Kb.
НазваниеПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
страница1/4
Дата публикации16.08.2014
Размер435.34 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
  1   2   3   4
3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания

обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом реализации образовательной программы и программы воспитательной работы ГОУ ЦО №1499.

Цель программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Центра образования №1499: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи программы:

- формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

- воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

- воспитывать нравственные качества личности ребёнка,

-способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

- приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы:

  • Детский Камерный Театр Кукол,

  • Центр социального обслуживания района «Ростокино»,

  • Государственный выставочный зал «Ростокино»,

  • УВД «Ростокино»


Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит:


  1. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени образования.

  2. Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

  3. Реализация целевых установок средствами учебный предметов

  4. Условия реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

  5. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся.

  6. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся


3.1.Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени образования.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития Центра образования №1499 опирается на вечные ценности, такие как любовь к Родине, матери, духовно-нравственное и физическое здоровье, уважение к труду, земле, миру, дружбе, человечности, справедливости и др. Особый смысл придается таким базовым понятиям, как Отечество, Человек, Здоровье, Семья, Труд и др.

Ценностный базис программы духовно-нравственного воспитания и развития Центра образования №1499 включает в себя ценности нравственного порядка, такие как правдивость, ответственность, внимательное отношение к людям, самодисциплина, ценностное отношение к своему и общественному здоровью. Это отражено в “Правилах для обучающихся”, других базовых документах разработанных совместно с учениками и их родителями.

В Центре образования царит доброжелательная, нравственная атмосфера, формируются школьные традиции, нормы и правила жизни на основе здоровьесберегающей доминанты. Создана сеть объединений и кружков, способствующих творческой самореализации личности и укреплению здоровья обучающихся, вовлечению родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность.

Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности.

Основные ценности содержания образования, формируемые на ступени начального общего образования, – это:

Ценность мира

1) как общего дома для всех жителей Земли;

2) как мирового сообщества, представленного разными национальностями;

3) как принципа жизни на Земле.

Ценность человеческой жизни – как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.

Ценность любви к Родине, народу – как проявления духовной зрелости человека, выражающемся в осознанном желании служить Отечеству.

Дар слова – как возможность получать знания, общаться.

Ценность природы - осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.

Ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.

Ценность добра – как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия.

Ценность познания мира – ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.

Ценность красоты как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».

Ценность труда и творчества — как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.

Ценность свободы выбора – как возможность совершать суждения и поступки в рамках норм, правил, законов общества.

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания определяются требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы.

Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности являются:

- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

- традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных  школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

- человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

3.2.Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся реализуется в трех сферах: в процессе обучения; во внеклассной образовательной деятельности; в межличностных отношениях на всех уровнях. Реализация Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся осуществляется в трех направлениях:

  • социально-нравственном (усвоение основных понятий о социальных нормах отношений; сформированность основных элементов гражданско-патриотического сознания; усвоение основных обобщенных закономерностей жизни и развития общества и человека в нем; усвоение основных понятий культуры социальных отношений);

  • общекультурном (усвоение основных общеэстетических понятий; усвоение основных экологических понятий; усвоение основных понятий, определяющих управление собой);

  • общеинтеллектуальном направлении (усвоение основных понятий об эффективных способах мыслительных действий применительно к решению задач и к другим видам практического применения аналитико-синтетической деятельности; усвоение основных элементов общенаучных методов познания).

Вышеперечисленные направления предполагают использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную деятельность, направленную на формирование у школьников гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека, представлений о нравственности, на приобщение к системе культурных ценностей, на трудолюбие и готовность к осознанному выбору будущей профессии, на развитие эстетического отношения к окружающему миру, на формирование ценностного отношения к своему и общественному здоровью, на становление активной жизненной позиции.

В этой связи осуществлялся поиск новых средств, методов и форм работы, обеспечивающих рациональное функционирование всех звеньев духовно-нравственного развития и воспитания в школьном коллективе (на уровне деятельности учителей, родителей, учеников, администрации, общественности, внешкольных объединений и пр.):

  • Создание оптимальных, здоровьесберегающих условий для раскрытия личности воспитанника и всех участников воспитательного процесса, их саморазвития и самореализации в воспитательном пространстве школы.

  • Приобщение к ценностям культуры.

  • Формирование целостной картины мира личности.

  • Развитие творческой активности и формирование социальной ответственности позиции личности.

  • Поддержание и укрепление связи с местными органами муниципальной и государственной власти и управления педагогическими коллективами школы.

  • Активное использование в воспитательной работе возможностей органов школьного самоуправления.

  • Воспитание гражданско-патриотического отношения к Родине, службе в армии, соблюдению преемственности традиций и усвоению нравственных ценностей России.



3.2.1. Направления духовно-нравственного развития и воспитания

обучающихся ГБОУ ЦО № 1499

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.

Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
3.2.2. Портрет ученика Центра образования № 1499
Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:

  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

  • владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;

  • обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • любящий свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Практическая цель деятельности Центра образования - это выпускник, наделенный такими качествами личности как: нравственность, духовность, патриотизм, гражданственность, креативность, творчество, здоровье, саморазвитие, интеллектуальное развитие, эстетическое, этическое и культурное развитие (схема 1). Организационное обеспечение системы управления воспитанием представлено на схеме 2.

Схема 1.

Модель личности выпускника школы

УЧЕНИК


Цель: личность, способная строить жизнь, достойную человека



Качества и направления





Задачи духовно-нравственного развития и воспитания
Патриотизм

Гражданственность

Воспитание любви к родной школе, к отчему краю, формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины
Интеллектуальное развитие

Формирование целостной и научно обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей; готовности и способности к продолжению образования; стремление реализовать познавательные интересы
Нравственность, духовность как основа личности

Формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей
Здоровье

Формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей
Саморазвитие

Формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребности к самосовершенствованию, саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире
Эстетическое и культурное
развитие

Стремление формировать свою среду, свои действия по эстетическим и этическим, культурным критериям, воспитывать видение прекрасного
Креативность, творчество

Развитие творческих способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявление и поддержание стандартности и индивидуальности
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
За основу формирования духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младших классов взята «Концепция духовно-нравственного...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПояснительная записка 3 Программа духовно-нравственного развития...
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 7
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования гоу сош №566 разработана...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников образовательного учреждения №785
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconРабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Она определяет содержание и организацию образовательного...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconУтверждено утверждено
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconРабочая программа по русскому языку 2
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования стр. 5


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск