Скачать 175.38 Kb.
|
Департамент образования г. Москвы Восточное окружное управление образования ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 433 Имени ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И.И.ЯКУШКИНА
Москва, 5-ул. Соколиной Горы, д.5 Тел.: 365-18-55, 365-17-66 ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Пояснительная записка Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и социализации учащихся на начальной ступени общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников, Программой развития школы. Программа духовно-нравственного развития и социализации учащихся начальной школы ГОУ СОШ №433 направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включает воспитательную, учебную, внеурочную, социально значимую деятельность обучающихся, основанную на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемую в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся начальной школы направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в социуме. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы. Раздел 1 Цель и задачи программы духовно-нравственного развития и социализации учащихся начальной школы В соответствии с Концепцией духовно - нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанный в новой российской школе, - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Поэтому целью духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы является личностный рост ребенка, проявляющийся в приобретении им социально значимых знаний, в развитии его социально значимых отношений и накоплении им опыта социально значимого действия. Приобретение ребенком социально значимых знаний поможет ему лучше ориентироваться в основных нормах и традициях окружающего его общества, понимать, на каких правилах строится жизнь нашего общества, что в нем считается нужным, верным и правильным, что в нем осуждается и табуируется, каковы социально одобряемые и неодобряемые нормы поведения. Однако знание ребенком общественных норм и традиций вовсе не гарантирует его соответствующего поведения. Важно формировать в ребенке определенные социально значимые отношения и, прежде всего, - позитивные отношения к таким базовым ценностям как Человек, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура. Ребенку важно приобрести в школе и опыт социально-значимого действия, где он смог бы использовать на практике собственные знания и отношения. В единстве социально значимых знаний, отношений, опыта действий, приобретаемых ребенком в школе, и проявляется феномен его личностного роста. Приоритетным для младших школьников является приобретение социально-значимых знаний, знаний о социально-значимых нормах и традициях. Выделение именно этого приоритета связано с преобладанием в младшем школьном возрасте потребности ребенка самоутвердиться в новом социальном статусе – статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявленным к носителям данного статуса нормам и традициям поведения. Эти нормы и традиции предъявляются ребенку именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание этих норм будет являться основой для формирования социально-значимых отношений ребенка, для приобретения им опыта социально-значимого действия. Они станут базой личностного роста ребенка в дальнейшем, на других возрастных этапах его развития — в подростковом и юношеском возрасте. Это следующие нормы и традиции:
Достижению поставленной цели духовно-нравственного развития и воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:
Раздел 2 Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы Каждое из направлений, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России и основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их учащимися. Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы осуществляется по следующим направлениям:
Все направления духовно-нравственного развития и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Раздел 3 Принципы и особенности организации духовно-нравственного развития и воспитания школьников на ступени начального образования Принцип определяющего значения детско-взрослой общности Духовно-нравственное развитие и воспитание школьника возможно только в общностях, которые он образует со значимым для него взрослым. Детско-взрослая общность — это источник всякого личностного развития ребенка, и это развитие будет тем эффективнее, чем сильнее школьники будут переживать чувство своей общности с взрослыми (педагогами, родителями, старшими школьниками), чувство причастности к тому, что они вместе с ним делают и о чем говорят. Чем больше количество таких общностей будет объединять взрослого и ребенка, тем лучше будет результат процесса духовно-нравственного развития и воспитания ребенка. Принцип совместной деятельности педагогов и школьников Духовно-нравственное воспитание должно осуществляться только в процессе совместной деятельности детей и взрослых: познания, проблемно-ценностного общения, труда, игры, спорта, туризма, художественного творчества, социального творчества и т.п.- при условии реализации педагогом воспитательного потенциала этой деятельности и превращения ребенка в субъекта этой деятельности. Только в совместной деятельности могут образовываться воспитывающие детско-взрослые общности, и только в ней педагог может создать благоприятные условия для приобретения детьми социально значимых знаний, развития их социально значимых отношений и накопления ими опыта социально значимых действий. Принцип системной организации воспитания Этот принцип предполагает преодоление фрагментарности воспитательной работы, состоящей подобно лоскутному одеялу из разноцветных, малосвязанных, а иногда и разнонаправленных мероприятий. Принцип системности требует рассмотрения всех компонентов воспитания не изолированно, а в их взаимосвязи: четкой ориентации воспитательных мероприятий на цель и задачи воспитания, адекватного подбора содержания и форм воспитания, логичного перехода одних воспитывающих дел в другие. Принцип гуманистической направленности воспитания Гуманизм полагает человека наивысшей общественной ценностью. Более того, он постулирует принцип самоценности человека, подчеркивающий отсутствие в необходимости в каком бы то ни было обосновании или оправдании этой ценности. В современной школе воспитание должно быть гуманистическим: гуманистически ориентирующим, то есть ориентирующим ребенка на ценности гуманизма, и гуманистически ориентированным, то есть ориентированным на ребенка как главную для воспитателя ценность. Принцип опоры на педагогический авторитет Педагог начальной школы является для своих учеников в силу их возраста непререкаемым авторитетом. Поэтому он обязан быть особо осторожен во всех словах и действиях. Установки педагога воспринимаются младшим школьником некритически и зачастую как истина в последней инстанции. В этом таится и огромный воспитательный потенциал, и огромная опасность. Принцип учета возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей школьников Организуемое в школе воспитание должно согласовываться с общими законами человеческого развития и строится сообразно полу, возрасту и иным индивидуальным особенностям ребенка. Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придает ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания последних. Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребенку первый пример нравственности. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе – внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребенком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой – бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми. Раздел 4 формы воспитывающей деятельности духовно-нравственного развития и социализации учащихся начальной школы Воспитательная работа в школе строится по следующим направлениям:
Эти направления целиком соответствуют основным направлениям Программы духовно-нравственного развития и социализации учащихся начальной школы ГОУ СОШ №433, поэтому формы воспитывающей деятельности соответствуют направлениям развития и воспитания младших школьников. Нравственное, этическое и этическое воспитание.
Художественно – эстетическое воспитание.
Трудовая деятельность
Спортивно – оздоровительная деятельность
Познавательная деятельность
Школа 433 вступила в строй в 1936 году. За это время в школе сложились свои традиции. Поэтому укрепление традиций школы – одно из приоритетных направлений воспитательной работы. Знакомство младших школьников с традициями школы и привлечение их к поддержанию этих традиций одна из задач воспитательной работы. Раздел 5 Социальное партнерство образовательного учреждения с семьями младших школьников Для установления партнерских взаимоотношений с семьями учащихся в нашем образовательном учреждении используются следующие формы работы :
Раздел 6 научно-методическое обеспечение воспитательной системы Методическая работа, направлена на повышение профессиональной квалификации педагогов в сфере воспитания. В основе методической работы лежит мониторинг воспитательной системы. Повышение компетентности классных руководителей осуществляется через организацию и проведение педагогических советов, обучающих семинаров, мастер-классов, круглых столов, дискуссий, по следующим различным проблемам воспитания. Регулярные собеседования заместителя директора по воспитательной работе с классными руководителями, педагогами дополнительного образования, воспитателями ГПД по вопросам планирования их работы (сентябрь-октябрь каждого года) и реализации ими этих планов (май-июнь каждого года). Повышение компетентности классных руководителей – одна из задач работы методического объединения классных руководителей. Работа методического объединения классных руководителей направлена на:
Одна из форм методической работы – работа творческих микрогрупп. Творческие микрогруппы учителей начальной школы возникают как результат творческих поисков учителями новых эффективных форм методической работы. Основой образования микрогруппы в 3-4 чел. является, прежде всего, взаимная симпатия, личная дружба, психологическая совместимость. Такие микрогруппы создаются в коллективе нашей школы на добровольной основе. Специфика работы микрогруппы:
Раздел 7 Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания школьников Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания школьников по трем уровням. Результаты первого уровня – приобретение младшими школьниками социально значимых знаний:
Результаты второго уровня – развитие социально значимых отношений младших школьников:
Результаты третьего уровня – накопление младшими школьниками опыта социально значимого действия:
Раздел 8 Контроль и оценка качества воспитания младших школьников. Оценка качества воспитания в нашем образовательном учреждении осуществляется в целях поиска и решения проблем воспитания младших школьников, а также совершенствования воспитательной деятельности педагогов. Данная оценка является не оценкой конкретного ребенка, а самооценкой воспитательной деятельности школы; она производиться на основе неперсонифицированных методик и используется для выявления проблемного поля школьного воспитания. Качество воспитания в школе можно оценить по трем основным направлениям.
Оценка качества результатов воспитания младших школьников производится путем сопоставления поставленных в каждом классе целей воспитания и реально полученных результатов, фиксируемых педагогическим наблюдением и при помощи специально разработанного опросника «Личностный рост» (для учащихся 4-х классов) и других методик. Критерием качества результатов воспитания является динамика личностного роста школьников, а его показателями: приобретение школьниками социально-значимых знаний (знаний о социально-значимых нормах и традициях); развитие социально значимых отношений школьников (позитивных отношений к базовым общественным ценностям); накопление школьниками опыта социально-значимого действия. Осуществляют оценку качества результатов воспитания классные руководители совместно с заместителем директора по воспитательной работе.
Критерием качества является здесь грамотность организации педагогами своей воспитательной деятельности, а его показателями:
Осуществляет оценку качества заместитель директора по воспитательной работе совместно с директором школы, заместителем директора по учебно-воспитательной работе, школьным педагогом-психологом, социальным педагогом и т.п. Основной используемый здесь метод – экспертиза, а источником необходимой для экспертной оценки информации являются результаты анкетирования школьных педагогов. Сама оценка осуществляется на основе сопоставления результатов анкетирования и других знаний эксперта о профессиональной деятельности педагога.
Для оценки качества управления воспитательным процессом используется критерий реализации в сфере воспитания основных управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля. Сама же оценка производится по следующим показателям:
Осуществляет оценку директор образовательного учреждения совместно с представителями органа управления образованием или методического центра. Основной используемый метод – экспертиза, а источником необходимой для экспертной оценки информации являются результаты анкетирования школьных педагогов. Результаты оценки качества воспитания не могут быть использованы для ранжирования, составления рейтингов или иных способов сравнения детей или педагогов, а также для кого бы то ни было давления на детей, родителей или педагогов школы. Раздел 9 направления развития воспитательной системы младших школьников
СОДЕРЖАНИЕ |
Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся Нормативно-правовой... Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10. 07. 1992 г. №3266-1 (с последующими изменениями) | Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся... Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального... | ||
Закон Российской Федерации «Об образовании» Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на... | Закон Российской Федерации «Об образовании» Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на... | ||
Закон Российской Федерации «Об образовании» Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального... | ||
Программа развития универсальных учебных действий Основной образовательной программы основного общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный... | Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся... Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования гоу сош №566 разработана... | ||
Программа формирования универсальных учебных действий Основной образовательной программы основного общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный... | Пояснительная записка Данная рабочая программа по технологии для... ... | ||
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся... Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников образовательного учреждения №785 | Пояснительная записка 3 Программа духовно-нравственного развития... Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 7 | ||
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся... «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции... | Основная образовательная программа начального общего образования на период 2012-2017 годы Ооп ноо) гбоу сош №492 являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт... | ||
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного... Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Нормативно-правовой базой духовно-нравственного воспитания младших школьников, основой построения программы внеурочной деятельности... |