Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 443.08 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации21.05.2014
Размер443.08 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
  1   2   3   4   5

Рассмотрена на М/О

Протокол №____ от___________ 2011 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ СОШ № 1

__________ Л.Д.Штурмина



Программа дополнительного образования детей

«Уроки для души»

Направление:духовно-нравственное.

Возраст детей:7-11 лет

Срок реализации: 4 года

Составитель: Коллектив учителей начальных классов.

Программа реализуется в МБОУ СОШ № 1

Пояснительная записка

В настоящий момент общество нуждается в подготовке не только образованной, но и высоконравственной, духовно богатой личности. Духовно-нравственное воспитание школьников на сегодняшнем этапе развития общества становится проблемой общегосударственной. Нормативно-правовой базой духовно-нравственного воспитания младших школьников, основой построения программы внеурочной деятельности «Уроки для души» (1-4 классы) являются следующие документы:

  • закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

К. Д. Ушинский называл нравственность золотой оправой образования. В педагогических трудах В. А. Сухомлинского, Б. Т. Лихачева, Ш. А. Амонашвили прослеживается линия очеловечивания процесса воспитания. В.А.Сухомлинский ставил перед собой задачу: способствовать нравственному становлению ребенка. Б. Т. Лихачев видел корни нравственности человека в сознательном следовании принципам и нормам поведения. Ш. А. Амонашвили считает, что духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности.

Понятие нравственности в кратком словаре по философии приравнено к понятию «мораль» .«Мораль (лат. mores — нравы) — нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» .

Духовность — высшие стороны внутреннего мира человека, которые проявляются в человечности, сердечности, доброте, искренности, теплоте, открытости для других людей. Духовность основывается на широте взглядов, эрудиции, культуре, общем развитии личности. Духовность определяется как устремленность человека к высшим целям, ценностная характеристика сознания личности. Настоящая духовность проявляется в самосовершенствовании, саморазвитии личности.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России духовно-нравственное развитие личности определяется как «осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом».

Под духовно-нравственным воспитанием понимается педагогический процесс, способствующий становлению, в первую очередь высоконравственного гражданина Отечества: формированию нравственных представлений и понятий, усвоению базовых национальных ценностей, развитию нравственных чувств. Принятию и освоению норм морали, формированию навыков нравственного поведения.

Поводом для разработки программы внеурочной деятельности «Уроки для души» стали существующие противоречия между: объективной потребностью государства в духовно-нравственном развитии и воспитании личности гражданина России и отсутствием разработанных и готовых к использованию в практике целостных систем духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста; потребностью педагогов-практиков в реализации духовно- нравственного воспитания и недостаточным уровнем педагогической компетенции родителей по данной проблеме; готовностью детей к принятию духовно-нравственных ценностей и недостаточным воспитательным потенциалом учебных предметов.

В основе программы внеурочной деятельности «Уроки для души» для учащихся 1-4 классов лежат идеи трактата о начальной ступени образования «Школа Жизни» Ш. А. Амонашвили и авторской программы психологического сопровождения «Мне учиться интересно» для учащихся 1-4 классов (автор Е. Н. Тимошина, сертификат экспертного совета НИРО, 2007 г.). В названии курса внеурочной деятельности «Уроки для души» слово «урок» употреблено не в значении формы организации занятий с детьми, а как «нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего» (из словаря С. И. Ожегова).

Курс «Уроки для души» способствует созданию условий для духовно-нравственного развития личности ребенка, самовоспитания и развития его творческих способностей. Он ориентирует ребенка на освоение моральных норм в процессе активного творческого познания как окружающего мира, так и своего внутреннего, духовного мира. «Ребенок познает внешний мир через себя. Проявление, развитие и восхождение внутреннего мира ребенка происходит через осознание и облагораживание источника его духовной жизни (Души и Сердца ребенка)» (Ш. А. Амонашвили). Отношение к внешнему миру (людям, природе, вещам) зависит от степени осознания и принятия духовных ценностей.

Данный курс органично включается в систему духовно- нравственного воспитания в начальной школе, предполагает тесную взаимосвязь с учебными предметами (литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство и др.), с внеурочной деятельностью детей и семейным воспитанием. Кypc рассчитан на четырехгодичный срок обучения. 3анятия проводятся по одному часу в неделю в форме кружка, с группой детей до 10-12 человек.

Цель курса: создание образовательного пространства, способствующего обогащению внутреннего, духовного мира и нравственному саморазвитию личности младшего школьника.

3адачи курса:

  • создание условий для развития ценностно-смысловой сферы личности, осознания и принятия ребенком общечеловеческих и базовых национальных ценностей;

  • обеспечение готовности и способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию на основе самопознания и осознания смысла человеческой жизни;

  • развитие эмоционально-чувственной и волевой сферы личности как основы духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, гуманных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, целеустремленности и настойчивости в достижении результатов;

  • получение ребенком позитивного опыта вэаимоотношений с одноклассниками в совместной деятельности и коллективных играх, с родителями и другими членами семьи;

  • формирование коммуникативных навыков, умения вести диалог, воспринимать различные точки зрения партнеров, формулировать и доказывать собственную мысль;

  • усвоение первоначального опыта нравственного ответственного поведения, соответствующего внутренней установке личности поступатъ согласно своей совести;

  • обучение видеть и понимать прекрасное в окружающем мире, природе родного края через художественные образы, развитие желания творить прекрасное;

  • создание условий для пробуждения интереса к самовыражению в доступных видах и формах художественного творчества.

Основные принципы, подходы и идеи, реализуемые в курсе:

  • Личностно ориентированный - принцип адаптивности, развития, психологической комфортности.

  • Культурно ориентированный - принцип образа мира, целостности содержания образования, систематичности, смыслового отношения к миру, ориентировочной функции знаний, овладения культурой.

  • Деятельностно ориентированный - принцип обучения деятельности, управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной творческой деятельности ребенка.

  • Гуманно-личностный подход к ребенку в образовательном процессе.

  • Принцип следования нравственному примеру значимых взрослых.

  • Идея сотрудничества - взаимодействие ребенка с педагогом, с одноклассниками при обсуждении вопроса или поведения героя сказки, рассказа, мультфильма, в процессе игры, в разыгрывании ситуации, театрализации.

Особенности построения программы

Программа состоит из пяти разделов:

«Кто Я?». 3накомство с социальными ролями человека - школьник, одноклассник, член своей семьи, часть своей страны (гражданин России), житель планеты 3емля. Осознание первоклассником выполнения разных социальных ролей. Переживание ребенком чувства принадлежности к своему классу, школе, семье, Родине, осознание себя частью единого целого на планете 3емля. Осознание и принятие ребенком права каждого человека быть уникальным, быть личностью.

«Какой Я?». Раскрытие личностных, душевных качеств ребенка через развитие способностей самопознания и самовыражения. Любить, уважать и принимать себя таким, какой есть, - важнейший этап на пути становления личности. Развитие положительной «Я-концепции», уверенности в себе, в своих силах и возможностях поможет ребенку в преодолении жизненных трудностей, в общении и поведении. 3адача взрослых (педагогов, родителей, значимых взрослых) - помочь ребенку развить стремление к познанию своего внутреннего мира, его духовному обогащению, самосовершенствованию.

«Я в мире эмоций и чувств». Разнообразие мира эмоций и чувств (этические чувства стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения, эстетические чувства радости и восхищения при восприятии красоты окружающего мира, произведений литературы и искусства). Ребенок учится узнавать эмоциональное состояние другого человека по мимике, жестам. Приходит к осознанию, что чувства - самое важное при установлении взаимоотношений с другими людьми, с окружающим миром, с самим собой. Умение различать эмоции, чувства, настроение свои собственные и другого человека, способность управлять ими помогут ребенку в общении со сверстниками и взрослыми.

«Я живу среди людей». Ориентация на общечеловеческие ценности, нравственные нормы поведения, принципы гуманного отношения к окружающим. Ребенок, понимая и принимая то, что окружающие его люди так же, как и он сам, мыслят, чувствуют, имеют положительные и отрицательные черты характера, учится жить в мире и согласии с другими людьми и с самим собой. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (родителями, близкими, педагогами, соседями) выстраиваются на основе уважения, доброжелательности, заботы, сострадания, готовности прийти на помощь к тем, кто в этом нуждается. Опыт эмоционально-ценностного общения, сотрудничества, совместной деятельности со сверстниками и взрослыми облагораживает душу и сердце ребенка, обогащает его духовный мир, приводит к осознанию своего предназначения, миссии, его ответственности за благосостояние общества.

«Я живу на 3емле». Человек и природа едины. 3емля, воздух, вода, огонь, растения, животные, человек - важнейшие начала жизни на Земле. У ребенка появляется чувство сопричастности к природе, человечеству. Он осознает негативные и позитивные стороны стихий природы, их влияние на жизнь человека. С другой стороны, ребенок приходит к пониманию, что человечество также оказывает отрицательное воздействие на природу, планету в целом, и не только действиями, но и мыслями. Мыслить правильно - суть духовной жизни. Добрые, светлые, радостные мысли, забота людей об улучшении условий жизни на 3емле. Ребенок осознает свое место на 3емле и ответственность за сохранение красоты и богатства нашей планеты.

В 1 классе занятия проводятся по трем разделам: 1 четверть – «Кто Я?»; 2-3 четверти – «Какой Я?»; 4 четверть - «Я живу среди людей».

Программа 2-4 классов состоит из четырех разделов: 1 четверть – «Я в мире эмоций и чувств»; 2 четверть – «Какой Я?»; 3 четверть – «Я живу среди людей»; 4 четверть – «Я живу на 3емле».

Особенности реализации программы

Для успешной реализации программы весьма важны следующие условия:

  • Создание атмосферы уважения, доверия и взаимопонимания между педагогом и детьми. Ребенок должен чувствовать интерес педагога к его духовному развитию, готовность взрослого оказать ему поддержку, помощь.

  • Личность значимого взрослого (педагога, родителя), наполненная любовью, оптимизмом, верой в возможности и неповторимость каждого ребенка.

  • Гуманное взаимодействие педагога, психолога и родителей по духовно-нравственному воспитанию детей. Готовность родителей к сотрудничеству со школой в духовно- нравственном развитии личности ребенка, управлению этим процессом в условиях семьи.

  • Активное включение ребенка в различные виды совместной деятельности, направленной на развитие самооценки, самоутверждения личности, на формирование навыков нравственного поведения.

  • Использование методов и приемов, соответствующих психолого-возрастным особенностям детей младшего школьного возраста. Интеграция методов и приемов словесных («разговор по душам», «секрет на ушко», «философствование», запись в личном дневнике) и игровых, нетрадиционных техник рисования, приемов арттерапии, просмотр детских мультфильмов фонда «Союзмультфильм» и фрагментов детской передачи «Доброе слово»

Главная задача педагога, работающего по данной программе, - создание психологической атмоcфepы личностной безопасности и эмоциональной поддержки ребенка. Личность педагога, его умение установить контакт и доверительные отношения с ребенком и его родителями особенно важны для реализации данной программы. Педагог находится в тесном взаимодействии со школьным психологом, который может оказывать ему консультативную помощь при подготовке к занятиям, проводить индивидуальную коррекционно-развивающую работу с отдельными детьми, давать рекомендации их родителям.

В конце изучения каждого раздела программы педагог проводит родительские собрания, а в конце года — итоговое занятие с родителями. Темы родительских собраний педагог определяет вместе с родителями, например, в 1 классе «Мой ребенок — личность», «Какой мой ребенок?». Родительское собрание может проходить по схеме:

  1. Итоги изучения раздела: результаты наблюдений учи- теля, диагностических исследований, анализ участия родителей в выполнении рекомендаций педагога к следующему занятию.

  2. Знакомство родителей с тематикой и задачами занятий следующего раздела.

  1. Рекомендации родителям по социализации и воспитанию ребенка в семье.

Примерные темы итоговых занятий с родителями в конце каждого года даются в тематическом планировании.

Тематическое планирование

1 класс



Тема занятия

Кол-во часов

Раздел «Кто Я?»



Я - человек

1



Я - школьник

2



Я - одноклассник, друг и товарищ

2



Я - член своей семьи

2



Я - часть своей страны

1



Я - житель планеты Земля

1




Итого:

9

Раздел «Какой Я?»



Могу ли я назвать себя добрым?

1



Я — добрый!

1



Как мне стать вежливым?

1



Я — вежливый!

1



Умею ли я трудиться?

1



Я умею трудиться!

1



Как мне не стать зазнайкой?

1



Как мне стать щедрым?

1



Я— упрямый или настойчивый?

1



Всегда ли я поступаю честно?

1



Я — честный!

1



Бывает ли мне стыдно?

2



Умею ли я сочувствовать другому?

2



3а что я себя уважаю?

1




Итого:

16

Раздел «Я живу среди людей»



Вместе - лучше!

1



Дар слова

1



Поделись улыбкою своей

1



Не стесняйся доброты своей

1



Дари родным любовь и заботу

1



Мой класс - мои друзья

1



Дружба верностью сильна

1



Итоговое занятие с родителями «Дети и взрослые -волшебники, или Мы мечтаем о будущем!»

1




Итого:

8
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск