Пояснительная записка программа составлена на основе Программы курса в 5-11 классах образовательных учреждений Воронежской области «Краеведение»





Скачать 394.53 Kb.
НазваниеПояснительная записка программа составлена на основе Программы курса в 5-11 классах образовательных учреждений Воронежской области «Краеведение»
страница1/3
Дата публикации10.01.2015
Размер394.53 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе Программы курса в 5–11 классах образовательных учреждений Воронежской области «Краеведение»/ сост. авторский коллектив: Корниенко Н.Г., Ершова А.В., Чурляев Ю.А., Лившиц Б.Р., Веденеева Г.И., Канина Т.И., Васильева Е.В., Мамедова Л.Б., Корчагина Э.В., ВОИПКРО, 2008. А так же в соответствии с приказом №760 Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27 июля 2012 г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, а так же с учетом учебного плана МБОУ «СОШ» №17 г. Воронежа на 2013-2014г.

Содержание программы курса обеспечивается книгой для учителя «Историко-культурное краеведение» И.П. Красиковой, Ю.П. Пыльнева (под общ. ред. Б.Я. Табачникова; Воронеж, 2012), учебно-методического пособия : Панова В.И. «История Воронежского края»

В данной программе предусмотрено право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем. При этом должны учитываться особенности конкретного района, сложившиеся традиции.

Курс «историческое краеведение»в 11 классе рассчитан на 34 часа (по 1 часу в неделю), согласно региональному базовому учебному плану образовательных учреждений Воронежской области. Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению, усложняющиеся формы работы. Широко используются местные ресурсы: школьные музеи, краеведческий музеи области, района, города, городские библиотеки, другие культурные учреждения и памятники истории. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в урочной и вне урочной деятельности. Учебная работа дополняется широкой внеклассной деятельностью, экскурсиями: сбор интересной информации для подготовки докладов, уроков, конференций Изучение курса предусматривается в региональном компоненте базисного учебного плана.

Привитие любви к своему народу начинается с изучения своей малой родины – города или села, в котором живешь, с развития того чувства, которое человек испытывает при виде родных мест, улиц, тропинок и, конечно, людей, оставшихся в памяти с детства. Все это включает в себя наука о  краеведении, которую академик Д.С. Лихачев назвал объединяющим началом всех наук.

 Краеведение  в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности и патриотизма. Оно раскрывает учащимся связи родного края, города, села с «большой» Родиной, помогает уяснить единство истории каждого города, села с историей и жизнью нашей страны.

Изучению родного края: его истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта – всех сторон деятельности человека в конкретном регионе – придавали большое значение многие передовые мыслители России. Крупицы знаний, собранные в родном крае, складываются, обобщаясь в науку о природе и обществе.

 Краеведение  важное средство в системе профилактической работы против ксенофобии и экстремизма, а также в воспитании толерантного и уважительного отношения к людям других национальностей.

В  краеведении  почетное место отводится человековедению. Это помогает воспитывать у учащихся чувство уважения к деятельности предшествующих поколений и современников, своих земляков.

Цели краеведческого образования

Изучение родного края необходимо, чтобы учащийся:

- понимал свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовал с ним;

- осознавал значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;

- интересовался жизнью края;

- умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства;

- участвовал в решении проблем окружающего его социума.

Предметом регионального компонента в  краеведении  является прошлое народов края, совокупность природно-географических, этносоциальных и социокультурных особенностей развития региона.

Методологической основой содержания предмета является философская категория единства общего и особенного: своеобразие историко-культурного развития региона составляет категорию особенного в общеисторическом содержании. Это предполагает рассмотрение истории края в контексте общецивилизационных процессов в мире и во взаимосвязи с историей Родины.

Задачи, межпредметные связи и ожидаемые результаты

изучения курса « Краеведение » по ступеням обучения

Со всеми учебными дисциплинами и, прежде всего, с историей, искусством, литературой, экологией, экономикой

Основная школа

8 класс

9 класс

Формировать знания:

- об этапах развития наследия на примере конкретных объектов;

- о жизнедеятельности жителей края на конкретных примерах;

- об уникальности наследия края и его связи с отечественным и мировым наследием на примере конкретных объектов;

- о проблемах края;

- о значимости объектов культурного наследия края для его жителей, для России

Осознание учащимися связи с наследием края; значимости этого наследия для предыдущих поколений, для современных жителей, для России и для него лично: «Я – мой край – мое Отечество – мир»

Со всеми учебными дисциплинами

Полная

(средняя)

школа

10 класс

11 класс

Продолжить формирование знаний:

- о своем крае как современной среде обитания и о перспективах его развития;

- о возможных перспективах собственного существования в этом крае

Осознание учащимися своей взаимосвязи с окружающим микромиром: «Я – житель края, хранитель и создатель его наследия

Логика построения курса позволяет осуществить постепенное и целенаправленное введение учащихся в его изучение, где действует принцип накопления и интеграции знаний с учетом решения воспитательных, обучающих и развивающих задач. Знание о родном крае находятся в тесном единстве, их усвоение происходит в процессе учебной и внеучебной деятельности. В старших классах учащиеся могут включаться в последующую деятельность, что предполагает работу с архивами, музейными материалами, участие в экспедициях, подготовку докладов и сообщений на конференциях, защиту рефератов.

Основные дидактические принципы

Принцип интеграции

 Краеведение  рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла.  Программа  определяет взаимосвязь разных  областей  знаний, объединенных краеведческим подходом.

Принцип вариативности

В программе предусмотрено право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем. При этом должны учитываться особенности конкретного района, сложившиеся традиции. Вместе с тем, любой выбор и методическое решение учителя должны соотноситься с предполагаемым образовательным эффектом, не разрушать общей логики  программы .

Принцип дифференциации и индивидуализации

Процесс знакомства с краеведческим материалом в разных  областях  знаний глубоко личностный и индивидуальный. Это позволяет развивать творческий потенциал ученика в соответствии с общим уровнем его подготовки.  Программа  ориентирована на деятельностный подход в обучении. Акцент делается на поисковых методах (эмпирических, социологических, теоретических) во взаимосвязи с вещественными и словесными источниками  краеведения .

Кроме того, в  программе  при отборе содержания реализуются принципы преемственности, научности, целостности.

Познавательное и воспитательное значение  краеведения 

 Историческое   краеведение  представляет собой стройную систему различных видов историко-краеведческой деятельности (познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и др.).

Школьники в процессе урочной или внеурочной деятельности приобретают знания об отдельном  историческом  факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность может иметь различные уровни по степени сложности: от простого усвоения  исторических  знаний на уроках или внеклассных занятиях (например, в историко-краеведческом кружке) до поиска новых знаний (поисково-исследовательская деятельность в подростковых военно-патриотических клубах, в походах по родному краю, экспедициях и пр.).

Участие детей в историко-краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность, формируют систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного  исторического  мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции.

Воспитательное значение уроков  краеведения  определяется двумя обстоятельствами.

Первое. Уроки  краеведения  позволяют уйти от фрагментарности, спонтанности в изучении краеведческого материала и, напротив, будут способствовать последовательному, содержательному и системному познанию обучающимися родного края. Приобретаемые знания, формирующие отношение к происходящему, посильное участие школьников в преобразовании родного края являются важными условиями воспитания неравнодушных к окружающей жизни людей, формирования их гражданской позиции.

Второе. Важный педагогический аспект  краеведения  заключается в возможности быть механизмом организации воспитательной системы в школе.

В издании «Концепция воспитательной деятельности образовательных учреждений  Воронежской   области  на 2006–2011 годы» подчеркивается, что повышение эффективности воспитательной работы в образовательных учреждениях во многом связано с созданием и организацией ее системы.

Как объединяющее начало всех наук  краеведение  интегрирует в себе и познание, и труд, и творчество школьников. В этом смысле оно удачно реализует свою главную функцию – системе образования.

Уроки  краеведения  обеспечат взаимосвязь урочной, внеклассной и внешкольной работы и благодаря этому реально могут стать «ядром» воспитательной системы общеобразовательного учреждения.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» 10-11 КЛАССЫ (70 ч)

Введение (1 ч)

Краеведение - совокупность знаний о крае, изучение его природы, истории, экономики, духовной культуры, быта и т.п.

Направления краеведения: научное и школьное. Научное краеведение осуществляется научными обществами, университетами, академиями, архивными комиссиями. Краеведческую работу в школе ведут учителя, ученики, родители. Цели краеведческого образования.

Объекты краеведения: природа, население, экономика, история, искусство.

Источники краеведения: краеведческая библиография, печатные, статистические, картографические, архивные, устные источники, памятники истории и культуры.

Роль краеведения в формировании гражданственности и патриотизма, в профилактической работе против ксенофобии и экстремизма, в воспитании толерантности, уважительного отношения к деятельности предшествующих поколений и современников, своих земляков. «Краеведение - объединяющее начало всех наук» (Д.С. Лихачев).

Раздел I. Историческое краеведение (14 ч)

Древние культуры на территории Воронежского край.

Роль археологии в изучении древних культур. Типы археологических памятников - поселения и погребения. Природно- климатические условия. Общинный характер социальной организации жизни людей. Орудия труда. Занятия людей в период каменного, железного веков. Археологические памятники позднего палеолита, железного века. Роль археологической экспедиции С.Н. Замятина.

Сарматы, аланы, славяне. Понятие археологической культуры. Борщевская культура УШ-Х вв. в бассейне среднего и верх- него течения реки Дон. Славянские городища: Кузнецовское, Белгородское, Животинное.

Первое упоминание о Воронеже в летописи. Научные подходы к происхождению слова

«Воронеж» (В. П. Загоровский, А. М. Аббасов, Е. А. Пульвер, Ю. Е. Пульвер, А. В

Кожемякин и др.)

Воронежский кран в период раздробленности и развития централизованною

государства. Содержание понятия «раздробленность», причины этого историческог

явления и последствия для Воронежского края. Разорение монголо-татарами Рязанского

княжества, опустошение воронежских земель.

Постановление боярской Думы 1585 г. об образовании го- рода-крепости Воронеж и ее

строительство в 1586 и 1594 гг. Роль Воронежской крепости на южных рубежах страны.

Другие города-крепости Белгородской черты. Заселение края украинцами в XVII в.

(Острогожск).Воронежский кран в XVIII в. Борьба России с Турцией и Крымским

ханством за выход к южным морям. Цели Азовских походов Петра 1 1695, 1696 гг. Роль

Воронежа в Азовских походах. Влияние кораблестроения на развитие города. Воронеж в

составе Азовской губернии. Переименование Азовской губернии в Воронежскую в 1725 г.

Административное устройство губернии по указу 1799 г. Пожары и новая планировка

Города .Города и села Воронежской области. Бобров. Заселение Бобровской слободы в XVI!

в. «Государев двор». Бобров - город с 1799 г. Герб города. Храмы: Покровский и Николая

Чудотворца, Успенский. Благотворительная деятельность купца А.И. Медведева. Активное

строительство в 70-е гг. XIX в. Открытие сельскохозяйственного музея в 1911 г.

Провозглашение Советской власти 17 ноября 1917 г. В центре боевых действий

Гражданской войны. Прифронтовой город в годы Великой Отечественной войны.Богучар.

Основание казаками слободы Богучар в 1704 г. Получение статуса города в 1799 г. В составе

Слободско- Украинской губернии в 1797-1802 гг. Пожары XIX в. и кирпичное строительство в 60-е гг. XIX в. Комплекс уездных земских учреждений. Установление Советской власти 25 февраля 1918 г.

Фронтовой город в годы Гражданской войны. Немецкая оккупация (июль - декабрь 1942 г.)

Борисоглебск. Основание крепости Ново-Павловской указом Петра I в 1698 г. Строительство соборной церкви св. Бориса и Глеба в 1703 г. Переименование в город Борисоглебск. Уездный город Тамбовской губернии с 1799 г. Герб города. Успенская церковь - первое каменное сооружение (на месте церкви Бориса и Глеба). Застройка города но новому плану Александра I. Строительство железной дороги. Церковь Казанской иконы Божией Матери, церковь Сретения Господня. Архитектурные памятники города. Установление Советской власти в январе 1918 г. Боевой город в Гражданской войне. Вхождение в Воронежскую область в 1928 г. Открытие драмтеатра в 1930 г.

Бутурлиновка. Бутурлиновская слобода - центр имений графа А.Б. Бутурлина и его семьи. Второе название - Петровское. Развитие в ХУ1П-Х1Х вв. перерабатывающей промышленности и активной торговли. Каменное строительство (Преображенская церковь, Успенская церковь). Второй по численности населения город. Железнодорожное строительство в конце XIX в. Промышленное производство (винное, кирпичное, клееварное, маслобойное и др.). Город с 1917 г. Установление Советской власти в ноябре 1917 г. Фронтовой город в годы Гражданской войны. Прифронтовой город в годы Великой Отечественной войны.

Калач. Основан украинским поселенцами в начале XVIII в. Острогожский полк войсковых казаков. Первый каменный храм. Успенская церковь (1750), церковь Вознесения Господня (1776), церковь Воскресения Господня (1818). Усадьба Комова - архитектурный памятник. Железнодорожное строительство в конце XIX в. Установление Советской власти в ноябре 1917 г. Город с 1945 г.

Новохоиерск. Хоперская крепость построена в 1716 г. Корабельная верфь в 1768 г. Собор Воздвижения креста (1774). Статус уездного города с 1799 г. Герб города. 1802 г. - возвращение в Воронежскую губернию. Церковь Святой Троицы (1835). Собор Воскресения Христова (1865). Богоявленская ярмарка. Железнодорожное строительство. Установление Советской власти в ноябре 1917 г. Фронтовой город в годы Граждан- ской войны. Памятник В.И. Ленину (1924). Город - музей провинциальной архитектуры.

Острогожск. Закладка крепости в 1652 г. при царе Алексее Михайловиче. Каменное строительство с 1700-х гг. (Богоявленская церковь в Лушниковке и Троицкий собор на городской площади, церковь Преображения Господня, церковь Михаила Архангела в слободе Пески — памятник архитектуры федерального значения). С 1779 г. - центр уезда. Герб города. Специализация слобод. В 1916 г. Острогожск - второй город губернии по численности населения, развитию торговли и промышленности. Советская власть установилась в октябре 1917 г. 11рифронтовой город в Гражданскую войну, был занят белыми. Немецкая оккупация 1942 г.

Павловск. Основание крепости в 1709 г. по распоряжению Петра I. Перенос Адмиралтейства из Таврова в Павловск. Упадок крепости после смерти Петра I. С 1779 г. - уездный город. Герб города. Развитие кустарно-промышленного производства в XIX в. (маслобойное, мыловаренное, салотопленное) и торговли (Московско-Черкасский тракт). Духовное училище. Женская гимназия. Реальное училище - памятник архитектуры. Комплекс земской больницы. Советская власть установилась в феврале 1918 г. Фронтовой город в Гражданской войне, прифронтовой - в Великой Отечественной.

Россошь. Основание слободы по указу в 1702 г. Первое документальное упоминание в 1721 г. Завод породистых лошадей помещика Черткова. Открытие в 1834 г. Кретовоздвиженской церкви. Строительство колокольни Александра Невского. Городской парк культуры и летний театр, фонтан. Железнодорожное строительство. Заводы: чугунолитейный, кирпичный. Храм Ильи Пророка. С 1923 г. - статус города. Немецкая оккупация в 1942 г., концлагерь на территории города.

Земляаск. Челобитная украинских переселенцев во главе с И. Дашкевичем в 1661 г. царю с просьбой о строительстве города. Рубленый городе 8 башнями и подземным ходом возводился под руководством воеводы Г. Островского. Преображенская церковь, Воскресенский собор. Уездный город с 1799 г. Герб города. Кирпичное гражданское строительство с 1825 г. Боль- ничный комплекс. Советская власть с 1918 г. Ликвидация Зем- лянского уезда в 1923 г., Землянск переименован в село.

Село Калитва. Заселение края украинцами. Возведение крепости по указу Петра 1 (1722). С 1799 г. - уездный город. Герб города. Упразднение статуса города в 1865 г., перевод жителей в разряд государственных крест ьян.

Коротонк. Крепость построена в 1647 г. Данила Яковлев - воевода - руководил строительством крепости. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Слободы: Стрелецкая. Казачья, Пушкарская. До конца XVIII в. - база для заготовления провианта для донских казаков. Активизация экономической жизни во второй половине XIX в. Строительство учебных заведений. Советская власть установилась в феврале 1918 г. С 1923 г. Корото- як — село.

Костенкн. Город-крепость возведена в 1642 г. Богдан Ко- нинский - руководитель строительства, городской голова. Церковь Иоанна Предтечи, церковь Василия Великого. Потеря значения после упразднения Белгородской черты. Со второй половины - волост ной центр. Село - государственный археологический музей-заповедник.

Орлово. Рождение крепости в 1646 г. Форпост Белгородской оборонительной черты. Церковь Троицкая, церковь Богоявленская (1702). Потеря статуса города в 1799 г.

Нижнедевнцк. Преобразование села Нижняя Девица в уездный город (1779). Слободы: Гореловка, Гусевка. Чибисов- ская. Земледелие основное занятие. Каменное строительство с 30-х гг. XIX в., кирпичное строительство с последней четверти XIX в. Высшее реальное училище. Установление Советской власти в январе 1918 г. Ожесточенные бои во время Гражданской войны. Фронтовой город в годы Великой Отечественной войны.

'Гаврово. Распоряжение Петра I о строительстве крепости Тавров в связи с кораблестроением. Суконная промышленность. Пожар 1744 г. Неудачная попытка возобновления строительства кораблей при Екатерине II.

Воронеж до м после Великой Отечественной войны. Установление Советской власти в г. Воронеже 30 октября 1917 г

Гражданская война: борьба с Красновым и Деникиным. Освобождение от белых армией С.М. Буденного.

Воронеж - административный центр Центрально- Черноземной области (1928-1934).

Воронеж в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками 1942-1943 гг. 25 января 1943 г. - день освобождения города. Восстановление Воронежа завершилось к концу 50-х гг.

Создание водохранилища (1972). Награждение орденом Отечественной войны 1 степени (1975). Почетное звание «Город воинской славы» (2008).

Воронежская губерния начала XX в. - сельскохозяйственный район. Социалистическая модернизация в крае (индустриализация и коллективизация). Сталинские репрессии в Воронежском крае.

Награждение области орденом Ленина (1935). Быстрое промышленное развитие. Награждение области вторым орденом Ленина (1956).

Нововоронежская АЭС (1964). Создание межхозяйственных сельхозпредприятий в 70-е гг. XX в.

Политические и экономические перемены 90-х гг. XX в.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка программа составлена на основе Программы курса в 5-11 классах образовательных учреждений Воронежской области «Краеведение» iconПояснительная записка Приказом Департамента образования, науки и...
«Географическое краеведение», содержащий сведения о рельефе местности, почве, геологическом строении, водных путях, флоре, фауне,...
Пояснительная записка программа составлена на основе Программы курса в 5-11 классах образовательных учреждений Воронежской области «Краеведение» iconПояснительная записка к курсу «краеведение»
Предлагаемая рабочая программа по «Краеведению» адресована 6-9 классам основной школы. В 6-7 классах, согласно рекомендациям регионального...
Пояснительная записка программа составлена на основе Программы курса в 5-11 классах образовательных учреждений Воронежской области «Краеведение» iconПояснительная записка примерная рабочая программа составлена на основе...
А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой «Русский язык. 10 – 11 класс», закона Белгородской области от 06. 2009 года №82 «О внесении изменений...
Пояснительная записка программа составлена на основе Программы курса в 5-11 классах образовательных учреждений Воронежской области «Краеведение» iconРабочая программа по математике 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса математики 1 класс составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений...
Пояснительная записка программа составлена на основе Программы курса в 5-11 классах образовательных учреждений Воронежской области «Краеведение» iconРабочая программа по историческому краеведению 5 класс
Курганской области», а также краеведческого блока регионального компонента рбуп для образовательных учреждений Курганской области,...
Пояснительная записка программа составлена на основе Программы курса в 5-11 классах образовательных учреждений Воронежской области «Краеведение» iconРабочая программа по изобразительному искусству 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству в 1 классе составлена на основе программы курса изобразительного искусства для учащихся...
Пояснительная записка программа составлена на основе Программы курса в 5-11 классах образовательных учреждений Воронежской области «Краеведение» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе типовой...

Пояснительная записка программа составлена на основе Программы курса в 5-11 классах образовательных учреждений Воронежской области «Краеведение» iconПояснительная записка рабочая программа по литературе составлена...
Рабочая программа по литературе составлена на основе требований образовательных стандартов второго поколения и программы под ред....
Пояснительная записка программа составлена на основе Программы курса в 5-11 классах образовательных учреждений Воронежской области «Краеведение» iconПояснительная записка
Данная образовательная программа по трудовому обучению во 2 классе составлена на основе "Программы 1 4 классов коррекционных образовательных...
Пояснительная записка программа составлена на основе Программы курса в 5-11 классах образовательных учреждений Воронежской области «Краеведение» iconПояснительная записка рабочая программа по чтению и развитию речи...
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных...
Пояснительная записка программа составлена на основе Программы курса в 5-11 классах образовательных учреждений Воронежской области «Краеведение» iconПояснительная записка Программа курса «Биологическое краеведение»
Программа курса «Биологическое краеведение» предназначена для работы с учащимися 6-х классов
Пояснительная записка программа составлена на основе Программы курса в 5-11 классах образовательных учреждений Воронежской области «Краеведение» iconПояснительная записка данная рабочая программа по предмету «физическая...
Данная рабочая программа по предмету «физическая культура» составлена на основе программы для обучения детей специальных (коррекционных)...
Пояснительная записка программа составлена на основе Программы курса в 5-11 классах образовательных учреждений Воронежской области «Краеведение» iconПояснительная записка Программа составлена на основе программы общеобразовательных...
России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. №21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении...
Пояснительная записка программа составлена на основе Программы курса в 5-11 классах образовательных учреждений Воронежской области «Краеведение» iconПояснительная записка рабочая программа по литературе в 10 классе...
Рабочая программа составлена на основе федерального образовательного стандарта и программы для общеобразовательных учреждений по
Пояснительная записка программа составлена на основе Программы курса в 5-11 классах образовательных учреждений Воронежской области «Краеведение» iconПояснительная записка. Программа составлена на основе
Буп-2012, утвержденного приказом моин рт «Об утверждений базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений рт,...
Пояснительная записка программа составлена на основе Программы курса в 5-11 классах образовательных учреждений Воронежской области «Краеведение» iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса английского...
«Программы курса английского языка к умк «Счастливый английский ру/Happy English ru для 5-9 классов общеобразовательных учреждений....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск