Жизнь и борьба за колючей проволокой





Скачать 61.49 Kb.
НазваниеЖизнь и борьба за колючей проволокой
Дата публикации23.09.2013
Размер61.49 Kb.
ТипРассказ
100-bal.ru > История > Рассказ
Жизнь и борьба за колючей проволокой
Цели урока:

- продолжить знакомство обучающихся с политическим режимом большевиков;

-рассказать о нечеловеческих условиях, в которых жили узники ГУЛАГа;

-привести конкретные примеры нарушения законности и правопорядка в стране со стороны власти;

-способствовать воспитанию у обучающихся чувства непримиримости к фактам, свидетельствующим об унижении человеческого достоинства;

-расширить историческую память;

-воспитывать чувства уважения к тем, кто и в трудных жизненных ситуациях оставался человеком.

Оборудование урока:

1.Выставка книг:

- А.Н.Солженицын: «Архипелаг ГУЛАГ», «Один день Ивана Денисовича»;

- В.Шаламов «Колымские рассказы»»

- С.Волкова «Погружение во тьму»,

- книги из серии «Антология выстраивания и преображения»,

- Театр ГУЛАГа, «История политических репрессий и сопротивления несвободы в СССР» и др.

2.Компьютер и проектор.

3.Магнитофон

4.Карта РФ.

5.Запись: Моцарт «Реквием» ( часть «Лакреоза»)

6.А.Ахматова «Реквием»

7.Работа ученицы Сердюк Е. «О политических репрессиях».

8.Литература общества «Мемориал».

9.Воспоминания репрессированных, детей репрессированных.

10.Бетховен «Сюита №3»

11.Стихотворения.

План урока:

1. Из истории политических репрессий в России:

а) Лагеря ГУЛАГа,

б) Узники ГУЛАГа.

2. Жизнь в лагере (на примере письма одного из заключенных).

3. В.Т.Шаламов - краткая биографическая справка.

4. Анализ рассказа «Прокуратор Иудеи».

5. Смысл жизни в лагере.

Рассказ «Сгущенное молоко».

6. Борьба за колючей проволокой в рассказе «Последний бой майора Пугачёва».

7. Из воспоминаний узников ГУЛАГа и их защитников.

8. Заключение.
Ход урока:
Звучит музыка, и на её фоне ученик читает отрывок из поэмы А.Ахматовой «Реквием».

Затем на экране появляется кадр с названием темы урока и эпиграфом.

Учитель, озвучивший тему и эпиграф, обращается к классу с вопросом о смысле названия темы урока и эпиграф.

Определите, о чём пойдет речь?

- О репрессиях.

На экране высвечивается кадр с определением термина репрессии.

Учащиеся записывают тему урока, эпиграф и значение термина.

В классе звучит музыка (Бетховен «Сюита №3», Моцарт «Лакреоза» или что-то иное).

Класс получает задание на урок: вести записи (название произведений, выводы). Урок продолжает учитель истории.

В любой стране, в любом обществе существуют альтернативные точки зрения на процесс его развития. Не всегда и не везде это приветствуется. В бывшем СССР господствовала коммунистическая идеология; все, что противоречило ее положениям, объявлялось вредным, враждебным. Носители этих взглядов подвергались преследованиям, сажались в тюрьмы, лагеря, уничтожались физически. Для этого была создана целая система лагерей, известная под аббревиатурой ГУЛАГ. О жизни в сталинских лагерях и пойдет наш разговор. Он будет основан на личных воспоминаниях людей, которые прошли этот ад.

А все тяготы лагерной жизни испытали на месте миллионы советских граждан в период с 1918 года, когда возникли первые лагеря, до сегодняшнего дня. Как сказал президент России В.Путин на заседании общественной палаты в январе 2007 г., в России сегодня отбывают наказания 850 тыс. человек, а ведь в начале прошлого века их было всего 60 человек на 100 тыс. населения, и средний срок наказания был 2 месяца. Среди них люди разного социального положения, разного возраста и пола. В 2007 г. в январе праздновали юбилей С.П.Королева – был в лагере, поэта О.Мандельштама – умер в лагере. В лагере были военные, артисты, ученые, литераторы и автор письма, которое у вас на столе. Найдите текст №4. Это письмо взято из книги «Рабы свободы». Наша задача сейчас найти ответ на вопросы, поставленные к письму (3-5 мин.).С абзаца №6 со слов «Привезли нас на Колыму» - без 3 последних абзацев.

I. Слово передается учителю литературы. Вы рассмотрели историческую обстановку периода сталинских репрессий, познакомились с этим временем, обсудили письмо конкретного человека, написанное о лагерной жизни.

Литература, вы знаете, всегда откликается на все исторические события, происходящие в стране. Не осталась без внимания и тема сталинских репрессий.

Этой темы мы касались, когда изучали творчество Анны Ахматовой.

А сегодня мы поговорим о рассказах Варлаама Тихоновича Шаламова, который сам провел несколько лет в лагерях на Колыме. Первый раз он был репрессирован за распространение якобы фальшивого политического завещания В.И.Ленина XII съезду партии. Тогда он был осужден на три года. В 1937 г. его вновь арестовали и отправили на Колыму. Там он и начал писать свои рассказы.

Мы говорим, что литература – это всегда вымысел, Шаламов же говорит о том, что в его рассказах нет никакого вымысла, это литературно обработанная правда, вся как есть. Он ничего не забыл, не приукрасил о лагерной жизни на Колыме. Шаламов говорит, что

« Колыма – это ад на земле, построенный руками не одного какого-нибудь злодея или хорошо организованной шайки государственных преступников, а, по сути, коллективной волей, железной логикой исторического безумия».
II. Ничего хорошего не могли дать лагеря человеку.

Рассмотрим первый взгляд на лагерную жизнь В.Т.Шаламова.

«Лагерь – отрицательная школа жизни целиком полностью. Ничего полезного, нужного никто оттуда не вынесет, ни сам заключенный, ни его начальник, ни его охрана, ни невольные свидетели – инженеры, геологи, врачи, - ни начальники, ни подчиненные».

Там много такого, что человек не должен знать, не должен видеть, а если видел – лучше ему умереть».

Подтверждением этого взгляда является рассказ Варлаама Шаламова «Прокуратор Иудеи».

Анализ рассказа.

- О каких событиях говорится в рассказе?

- Кто становится свидетелем жесточайших событий в рассказе?

- Хирург из заключенных Браудэ и фронтовой врач, хирург Кубанцев.

- Как ведут себя эти люди?

- Кубанцев растерялся, не знал, что предпринять; вспомил слова:«Фронтовой опыт солдата не может подготовить человека к зрелищу смерти в лагерях».

- Значит, можно сделать вывод, что даже на войне, на фронте было меньше жестокости, чем в лагерях.

- Как к этим же событиям относится бывший заключенный хирург Браудэ?

- Хладнокровно дает распоряжения и приступает к операциям. Он к этому привык.

- Чем заканчивается рассказ?

Через семнадцать лет Кубанцев мог вспомнить разные мелочи, но бесчеловечного обращения со ссыльными, жестокостей лагеря не вспоминал, как и Понтий Пилат – прокуратор Иудеи не может вспомнить Христа.

Кубанцев заставил себя забыть события первого дня его колымской службы. Иначе, как пишет Шаламов, «лучше умереть».

2. Обратимся еще к одному высказыванию писателя:

«Заключенный обучается в лагере лести, лганью, мелким и большим подлостям, становится эгоистом.

Оказывается, можно делать подлости и все же жить…

Оказывается, человек, совершивший подлость, не умирает…

К чужому горю он разучился относиться сочувственно – он просто его не понимает, не хочет понимать…»

Эти мысли раскрываются в рассказе «Сгущенное молоко».

1) Краткое содержание.

2) Анализ рассказа.

- Каких героев рисует в этом рассказе автор?

- Почему повествователь не предупредил других заключенных о предательстве Шестакова?

- Что же Шаламов называет жизнью в лагере и даже подвигом?

- Жить – это значит никого не предать, не обмануть, что крайне сложно сделать в лагере. Но даже в таких условиях можно оставаться человеком, не опускаясь, как Шестаков, ради тепленького местечка, до предательства.

III. Вторая часть темы нашего урока борьба за колючей проволокой.

Какая же может быть борьба в таких условиях?

Шаламов пишет: «И все же были, были те, что оставались людьми. Иначе не было бы этой книги, не было бы и других примеров сохранения духовной свободы и морали в самых бесчеловечных условиях».

Обратимся к рассказу «Последний бой майора Пугачева».

- О каких людях говорится в этом рассказе?

- О бывших военных, которые тоже попали в один из колымских лагерей.

- Почему Пугачев с товарищами решили бежать?

- Даже лагерь не смог сломить их волю и они решили, что если уж все равно умирать, то хотя бы на свободе. Как люди военные они составили четкий план побега.

Как закончилась жизнь бежавших?

Все они были расстреляны. Они предпочли умереть в бою, чем жить в этом аду.

Какие же выводы можно сделать на основе услышанного сегодня и прочитанного?

Вывод: Даже в бесчеловечных условиях сталинских лагерей человек находил силы оставаться человеком и бороться.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Жизнь и борьба за колючей проволокой iconВ лагере за колючей проволокой

Жизнь и борьба за колючей проволокой iconПримерный план политический кризис конца II в до н э. и консульства...
Политическая борьба и гражданские войны 80-х гг. I в до н э. Борьба между марианцами и Суллой
Жизнь и борьба за колючей проволокой iconНазвание статьи: Анализ стихотворение Рильке «Ангелы» Ключевые слова
Ключевые слова: ангельская жизнь, счастье земное, счастье небесное, борьба 2-х концепций существования
Жизнь и борьба за колючей проволокой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: А. П. Платонов. Жизненный и творческий путь. Рассказ «Никита». Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе....
Жизнь и борьба за колючей проволокой iconКонспект урока (Тема урока: Борьба Руси с западными завоевателями) фио (полностью)
Борьба Руси с западными завоевателями. Пятый урок в теме «Русь во второй половине XII – XIII в»
Жизнь и борьба за колючей проволокой iconАлекса Андрей Свободный Капитан Роман : Фантастика
Инквизиции на Земле. Основная идея книги это борьба не просто со злом, это борьба за своё место под солнцами галактики. За право...
Жизнь и борьба за колючей проволокой iconДругая жизнь (So Much for That)
Нак узнал, что Глинис тяжело больна, и все стало предельно просто в его жизни: ему не нужен счастливый остров без жены. Началась...
Жизнь и борьба за колючей проволокой iconПрограмма профессионального модуля технология сварки самозащитной...
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса
Жизнь и борьба за колючей проволокой iconРефератов и презентаций Жизнь и творчество русских писателей
А. С. Пушкин «Повести Белкина» Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова Жизнь и творчество И. А. Крылова Басни И. А. Крылова Басни Жана...
Жизнь и борьба за колючей проволокой iconПрограмма 2-й международной научно-практической конференции «борьба...
«борьба с коррупцией в системе государственного и муниципального управления: уроки реформ»
Жизнь и борьба за колючей проволокой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: Домашние животные и птицы (изделие «Лошадка»). Практическая работа «Домашние животные». Т. Б. при работе с иглой, ножницами,...
Жизнь и борьба за колючей проволокой iconСеминар «Технология В. Ф. Базарного»
Облегчая” себе жизнь, папы и мамы, дедушки и бабушки осложняют тем самым жизнь своим детям и внукам, “секвестируя” их генофонд, сея...
Жизнь и борьба за колючей проволокой iconПлан Участие России в первой мировой войне Февральская революция...
Февральская революция 1917 г и политическая борьба в стране в марте сентябре 1917 г
Жизнь и борьба за колючей проволокой iconПрограмма по трудовому обучению ставит перед учителем следующие задачи:...
Мастер – класс по теме: «Развитие творческого потенциала младших школьников через введение в курс предметов «математика и конструирование»...
Жизнь и борьба за колючей проволокой iconБорьба с наркотизмом в Российской Федерации

Жизнь и борьба за колючей проволокой iconСуры и Асуры в Традиции
И бог даст вам жизнь долгую на Земле, чтоб вы могли иметь жизнь вечную в Царстве Небесном


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск