Семинар «Технология В. Ф. Базарного»





Скачать 232.97 Kb.
НазваниеСеминар «Технология В. Ф. Базарного»
Дата публикации09.07.2014
Размер232.97 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Семинар «Технология В.Ф. Базарного»

Использованы материалы сайта http://www.bazarnyj.narod.ru/

Облегчая” себе жизнь, папы и мамы, дедушки и бабушки осложняют тем самым жизнь своим детям и внукам, “секвестируя” их генофонд, сея в них семена немощи и болезней на всю оставшуюся жизнь, - и взрастают целые поколения “расслабленных”.

А как это преодолеть? Только одним единственным способом, которым ешё Иисус Христос лечил расслабленных: “Встань и ходи!” - т.е. двигайся. Другого пути просто нет. А что говорят родители и учителя детям? “Сядь и сиди! Сиди смирно! Не бегай, не прыгай - упадёшь! Сиди и слушай! Пиши и не вертись!” - вот их главные воспитательные установки. А что нам, взрослым, предлагали и предлагают для паралича нашей воли и разума на массовых сеансах и с экранов телевизоров разного рода кашпировские? “Сядь и расслабься!” И мы все до того расслабились и телесно, и духовно, что не смогли оказать сопротивления тёмным силам, позволили им разрушить и разграбить страну. Но телесная и волевая наша расслабленность с самого раннего детства - это хотя и важнейший, но не единственный фактор нездоровья возрастающих поколений России.

4 слайд - В течение всего урока дети практически обездвижены, за столами при письме они находятся в напряжённо-неестественном положении - старчески согнувшись и вцепившись в шариковую ручку, которой они пытаются выводить каракули, с низко склонённой к тетради головой. При таком психомоторном и нейровегетативном закрепощении в начальной школе ребёнок во время контрольных работ уже через 10- 15 минут испытывает нервно-психические нагрузки и стрессы, сравнимые с теми, что переживают космонавты при взлёте. Результат - так называемый “школьный шок”, неврастения и ранняя стенокардия, не говоря уже о близорукости и нарушении осанки (сколиозе). Кроме того, многолетнее систематическое сидение угнетает и парализует общий тонус организма, его энергетику, генетические биоритмы и психомоторные функции.

5 слайд - это продолжительное воздействие на детей традиционной учебной среды - закрытых помещений, ограниченных пространств, заполненных однообразными искусственно созданными элементами и лишающих детей живых чувственных впечатлений. В этих условиях происходит угасание животворного мироощущения, образно-чувственного восприятия мира, сужение зрительных горизонтов, угнетение эмоциональной сферы детей. В итоге - быстрое истощение нервно-психической энергии, иммунно-защитных сил организма, подавление реактивных процессов и закрепощение реализации генетических программ.

6 слайд - Третий фактор - вербальный (словесно-информационный) принцип построения учебного процесса, “книжное” изучение жизни, основанное на некритическом восприятии готовой информации, - приводит к тому, что ученик превращается в принимающее программируемое устройство, а учитель - в передающее программирующее. И здесь живого учителя с “успехом” может заменить обучающая машина. Например, компьютер. Люди, взращённые на таких методиках, лишённые живого творчества, не могут свободно развиваться и реализовывать заложенные в них природой творческие потенциалы, не могут быть внутренне свободными, т.е. обладать самостоятельностью мышления и свободой суждения. И, что особенно страшно, они приобретают зависимость от разного рода программирующих воздействий. Поэтому феномен Кашпировского не в нём самом, а в психозависимости миллионов. Школа взрастила их по законам программирования, и они жаждут, чтобы их программировали и дальше.

7 слайд - Четвёртый фактор - это лежащие в основе учебного процесса методики, предполагающие дробное, строго поэлементное овладение знаниями, умениями и навыками, а значит - разрушающие целостность мировосприятия, миропонимания и мироотношения детей.

8 слайд - Пятый фактор, восходящий к “классической” гимназии, - это чрезмерное увлечение методиками “интеллектуального” развития в ущерб чувственному, эмоционально-образному. Раннее, начиная уже с детского сада, обучение детей чтению, счёту, компьютеру приводит к “шизоидной интоксикации” (когда подавляется образное мышление) сознания. Реальный образно-чувственный мир заменяется искусственно созданным (виртуальным) миром букв, цифр, символов, слов, что ведёт к расщеплению в человеке чувственного и интеллектуального, к распаду важнейшей психической функции - воображения. И, как следствие, - к раннему формированию шизоидной психической конституции. На западе эта психоэпидемия началась уже в 50-х годах, а в 70- 80-х она захватила и нас. Сегодня симптомы скрытой шизофрении наблюдается у 70- 80% детей уже в 4-м классе. А воздействие электронных СМИ и рок-музыки на детей с надорванной психикой и разрушенным воображением делает из них биороботов, уставших от жизни и легко поддающихся внушению и манипуляции.

9 слайд - Сегодняшная российская школа. В добавок ко всем вышеназванным причинам целый ряд разрушающих факторов и условий (как показали исследования доктора В.Ф.Базарного и его учеников) был привнесён в нашу школу в последние десятилетия, которые можно назвать временем её “перманентного реформирования”. К ним относятся следующие “инновации”:
1) Замена ростомерных парт с наклонной поверхностью на стандартные столы с горизонтальной, что ещё больше усилило статичную напряжённость детей во время учебного процесса и изменило нормальный угол восприятия ими печатных и собственноручных текстов. А это в свою очередь вызвало избыточное напряжение вегетативных процессов, в том числе глаз, и усугубило действие факторов, приводящих к ранней потере зрения и ухудшению осанки.
2) Замена в начале обучения природосообразного, совершенствовавшегося веками каллиграфического импульсно-нажимного письма перьевой ручкой, основанного на ритме произвольных пластических усилий и расслаблений, - на безотрывное с постоянным напряжением письмо шариковой. Это негативно сказалось не только на качестве почерка, который является отражением глубинных стереотипов психомоторной конституции человека, но и на учебно-познавательных способностях детей. У них возросла невнимательность, утомляемость, неуравновешенность и даже агрессия, что было отмечено в ряде исследований и зафиксировано в официальном документе Министерства Просвещения от 19 января 1983 года.
3) Замена физиологически оправданного электролампового освещения на вредное, мигающее - люменисцентное, резко увеличившее падающий на детей поток жёсткого излучения, которое сбивает и заглушает их внутренние ритмы: биоритмы внутри- и межклеточного взаимодействия, электрические ритмы головного мозга и т.д. Кроме того жёсткое излучение глубоко вмешивается в информационно-генетическую структуру жизни, меняя её фундаментальные видовые признаки. (После введения в школе курса “Информатики” к этому потоку прибавилось и излучение от дисплеев компьютеров).
4) Резкое ограничение деятельностно-трудовых и конструктивно-рукотворческих принципов обучения - вплоть до полного изгнания из школ трудового обучения и воспитания. В результате школа стала выпускать безруких, безволевых людей, не умеющих продуктивно трудиться и ценить свой и чужой труд, а потому - нравственно ущербных.
5) Отмена раздельного школьного обучения мальчиков и девочек в середине 50-х годов и введение их совместного обучения и воспитания, что является нарушением принципа природосообразности в педагогике. Во-первых, потому, что календарный и реальный возраст мальчиков и девочек не совпадает: девочки опережают мальчиков в физическом, психическом и даже интеллектуальном развитии на 1,5-2 года, в результате девочки навязывают стереотипы поведения более младшим по зрелости мальчикам. Это приводит к закрепощению в реализации видовых генетических программ и создаёт реальную опасность развития мальчиков по женскому типу. Во-вторых, мальчики и девочки по-разному воспринимают окружающий мир, по-разному перерабатывают информацию. У них всё разное - интересы, эмоциональные доминанты, реакции на одни и те же ситуации, образный строй мышления - у них попросту разный мозг. Поэтому их нельзя воспитывать и обучать одинаково, по одним и тем же программам, методикам и учебникам. Бесполая школа - это запущенный вирус злокачественной мутации духовных процессов, который спустя ряд поколений приводит к деградации культуры целых народов, а в конечном счёте - и всей цивилизации.
6) Замена шестидневной учебной недели на пятидневную, приведшая к возрастанию учебной напряжённости детей.
7) Наконец, это возникшие в эпоху НТР, и автоматически внедрённые в школу скоростные технико-информационные установки, которые не способна выдержать психика изначально ослабленных и незрелых во многих отношениях детей, приходящих в начальную школу. Именно благодаря этим установкам и произошло ускорение и тем самым наглядное проявление той эволюционной трагедии, которая готовилась школой в течение нескольких веков. Поэтому во второй половине ХХ века эта трагедия приняла “обвальный” характер.

Чем же отличаются воспитание и обучение в школах Базарного от занятий в обычных школах? Прежде всего необычностью мебели и оформления класса, а также “инвентарём”, который применяет учитель в процессе урока.

Учебные занятия в них проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью - парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка - основа энергетики человеческого организма. Учителя рассказывали мне, что когда они впервые ставят за конторки учеников первого класса, то ослабленные предыдущим “воспитанием” дети поначалу могут выстоять за ними не более пяти минут за урок. Затем постепенно это время увеличиваетя до половины урока. А к концу учебного года уже нет желающих сидеть.

Важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного визуального поиска и выполнения активизирующих детей заданий. Для этого учителем используются подвижные “сенсорные кресты”, карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точки класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе. А также специальные держалки, позволяющие переключать зрение детей с ближнего на дальнее и формировать у них произвольный самоуправляемый шаговый логоритм при чтении текста, способствующий развитию их речемоторной функции.

С целью “смягчения” воздействия закрытых помещений и ограниченных пространств в процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции используются специальные офтальмотренажеры “Бегущие огоньки”. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются под ритмичную музыку в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.). Занимают эти упражнения не более 1,5- 2 минуты урока и проводятся на материале учебного предмета.

Для разминок и упражнений глаз используются и специальные геометрические зрительные траектории, расположенные на потолке: глаза детей отдыхают пробегая несколько раз по разноцветным линиям.

Познание мира детьми осуществляется на основе зрительно-образного моделирования, в режиме одухотворённой перспективы. С целью развития творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяется специально разработанный “Экологический букварь” - широкоформатная картина-панно, расположенная на одной из стен класса и изображающая уходящий в бесконечность пейзаж, насыщенный природными и рукотворными зрительными стимулами, образами и символами национальной культуры. На ней с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Это даёт возможность практически “бескнижного” обучения в детском саду и в начальной школе, что исключает формирование у детей шизоидной психической конституции.

Разумеется, компьютеры в дошкольном и младшем школьном возрасте абсолютно исключены.

В процессе овладения детьми письмом применяются специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие особо утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную систему “глаз-рука”. Только освоив предварительно эти прописи, дети переходят к освоению собственно буквенного письма.

В школах Базарного дети совместно с педагогами и родителями сами созидают по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую их жизненную среду. Именно такой труд создаёт и возвышает человека, делает его Личностью в полном смысле этого слова.

Обязательным и важнейшим учебно-воспитательным предметом в системе Базарного является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке. По мнению Базарного, народное хоровое пение несёт в себе не только художественно-эстетические начала, но и является фундаментальным биогенетическим механизмом, формирующим в человеке его человеческую сущность. Человек стал человеком не только благодаря коллективному труду, но и благодаря коллективному пению, благодаря возникновению в недрах разобщённого хаоса индивидуальных чувственных аффектов, страха и агрессии особого единящего и возвышающего коллективного чувственно-значимого сигнального гармонично звучащего пространства. Народ, воспитанный на одухотворённой песне, благороден и велик. Русский народ пел всегда: это было естественным содержанием его природы, его внутренней потребностью и фундаментом особого феномена русской жизни - соборности, о которой так много сказано русскими философами. Сегодня же мы утратили это своё извечное качество, став носителями диссонанса и какофонии. И это одна из основных причин нашего вырождения. С этих позиций раннее детское коллективное пение - это природосообразная технология формирования в детях гармоничной, единящей их коллективной чувствительности, сонастроенности, сопричастности и сопереживания гармоничной целостности жизни. А коллективная сопричастность и сопереживание - это краеугольный камень строительства человеческой сути в человеке - его коллективного нравственного сознания.

Наконец, во многих школах по предложению Базарного введено раздельно-параллельное обучение мальчиков и девочек. Это означает, что учась в классах раздельно, они, как и обычно, общаются друг с другом на переменах, в творческих кружках, на совместных вечерах и праздниках, не считая двора и улицы. Положительные результаты такого разделения налицо: дети стали более дисциплинированными и собранными, более серьёзными и ответственными на учебных занятиях и более уважительными по отношению друг к другу, к педагогам и родителям. На мои вопросы детям и родителям, хотят ли они, чтобы в их школах снова ввели совместное обучение, почти все 100% отвечали отрицательно. Хотя первоначально именно раздельно-параллельному обучению сильнее всего сопротивлялись и родители, и педагоги.

Для чего нужна конторка?
Веками известна фундаментальная роль осанки (телесная вертикаль: прямохождение и прямостояние) в формировании здорового человека, особенно ребенка. Но, к сожалению, мы игнорируем законы психобиологического развития нашего организма.

Все сетуют на малоподвижный образ жизни современного человека. Но этот «образ жизни» сами и создаем. Так, например, ребенок по своей природе весь в движении. Сидеть для него противоестественно. Еще с древних времен люди знали, что движение — это жизнь. А как организовано рабочее место у большинства современных людей и у всех детей? Только в положении сидя за столом. И так из года в год… всю жизнь. Нет выбора! Вот и болезни копятся и нас одолевают.

Между тем, практически во всех серьезных исследованиях, посвященных анализу причин возникновения болезней цивилизации (зрения, сердца, психики, опорно-двигательной и иммунной систем, урологических заболеваний у мужчин, в т.ч. все растущей и молодеющей импотенции, и гинекологических заболеваний у женщин, в т.ч. связанных с родоразрешением, и т.д.), фактор сидения отнесен к базовым факторам риска в возникновении самой тяжелой соматической патологии в XX столетии.

Вот почему как первое средство профилактики и оздоровления мы рекомендуем укоренение в детстве телесной вертикали, т.е. формирования привычного и устойчивого телесно-вертикального моторно-активного динамического стереотипа (проще говоря — привычки) с раннего детства за счет использования в учебном процессе специальной мебели — конторок. Наш опыт убеждает: в сотни раз легче предупредить согбенность и нарушения осанки, за которой кроется патология позвоночника и внутренних органов, чем все попытки потом вылечить хотя бы один недуг. Вот почему идеальным вариантом для внедрения режима динамических поз в образовательные учреждения является воспитание детей в режиме телесной вертикали в семье и в детских дошкольных учреждениях с раннего детства!

Именно так мы и рекомендуем поступать. К сожалению, часто дети в школу приходят уже «засиженные», т.е. телесно «расслабленные», неактивные, с пониженными координаторными способностями тела. Такие дети требуют значительного времени для укоренения сообразного его природе прямостояния и прямохождения. Поэтому нами предложена методика постепенной перестройки «засиженного» динамического стереотипа (привычки), постепенного вхождения ребенка в привычную удобную и потребную для него телесную вертикаль, как доминантную позу в организации учебного процесса (смена привычки). Для этого, как показала практика, нередко требуется значительный период времени (иногда весь учебный год).

Учитывая, что разные школы имеют различные материальные возможности, нами разработаны как простейшие модели конторок, которые ставятся на имеющиеся столы, так и оригинальная современная модель, заменяющая собой школьные столы.

При этом самым важным здесь является воспитать у ребенка способность слышать потребности своего тела. Он и только он должен и может решать сам, сколько минут ему следует постоять за конторкой, а сколько посидеть за столом. Задача родителя и учителя — изначально предоставить ребенку свободу такого выбора. Это принципиально! При этом главным моментом в режиме «динамических поз» является сам факт периодических смен поз! И чем чаще на этапе адаптации к данному режиму ребенок меняет позы — тем полезнее. Как показывает практика, потребность стоять за конторкой нарастает у ребенка постепенно и уже через год быть на ножках становится для него потребной доминирующей позой. С этого времени подавляющее большинство детей просто отказываются от стульчиков.

Практика показала, что на начальных этапах адаптации детей к динамическим позам наиболее оптимальным режимом оказался тот, при котором дети меняют позы «стояния за конторкой — сидения за партой» через каждые 15 минут. В процессе такой адаптации продолжительность разового стояния за конторкой не должна превышать 25 минут.

При работе за конторкой нужно обратить особое внимание на соблюдение следующих общегигиенических и эргономических требований:

1. Высота конторки должна быть подогнана безукоризненно в соответствии с ростом ребенка.

2. Специально выполненными исследованиями установлено, что оптимальным углом наклона столешницы (рабочей поверхности) является 15-17°.

3. Гигиенически оптимальным следует считать, если обувь снята и ребенок находится в носочках из естественной ткани (идеальный вариант — босиком).

4. Под ноги рекомендуется поместить массажный коврик из естественных тканей (соломы, хлопка, шерсти и т.п.) с пришитыми в несколько рядов пуговицами или сплетенный из деревянных шариков («бусинок»). Стояние на резиновых ковриках, линолеуме недопустимо!

5. При работе в режиме «динамических поз» ребенок может на 3-5 минут прилечь на ковер! Это очень эффективный прием, восстанавливающий его активность. При этом писать и рисовать лежа недопустимо!

Тот ряд столов, который отстоит дальше от окна, убирается из класса. Вместо них становится ряд конторок с меняющейся высотой рабочей поверхности. Первый же ряд столов остается для занятий в режиме сидя. Периодически по команде учителя (примерно через каждые 10-15 минут, т.е. дважды-трижды за урок) те дети, которые работали стоя, садятся за столы, а те, кто работал сидя — становятся за конторки.

Тем детям, у которых появилась потребность в более продолжительном пребывании на ножках, мы рекомендуем уже постоянную рабочую конторку, сбоку от которой находится стульчик. Школьник сам по своему самочувствию периодически приседает на стульчик и слушает учителя. Когда два школьника занимаются за одной конторкой, они должны быть примерно одного роста (разница в высоте не более 1 см). Безусловно, здесь возникает масса еще и других вопросов. Их мы решаем на специальных семинарах, которые проводим для родителей, педагогов и школьных медиков.
Здоровьеохранительные и здоровьеразвивающие принципы конструирования уче6но-познавательной деятельности
1.Повышение эффективности развития детей и уче6но-познавательной деятельности за счет построения занятий в режиме подвижных объектов и «зрительных горизонтов».
Известно, что основной объем информации дети получают через зрительный анализатор. При этом установлено, что эффективность зрительного восприятия повышается в условиях широкого пространственного обзора, а также подвижности объектов относительно друг друга и относительно наблюдателя. Согласно же общепринятым программам воспитания и обучения в детском саду занятия, как правило. проводятся в режиме ближнего зрения при обездвиженности как детей, так и дидактического материала. Например, обратимся к одной из типовых программ обучении и воспитании в детских садах, утвержденной Министерством просвещения СССР (М. Просвещение, 1983). Согласно данной программе, в подготовительной группе предусмотрено 19 занятий в неделю, из которых одно занятие по развитию речи, одно - по ознакомлению с художественной литературой, 2 - по обучению чтению. 3 – по письму. 2 - по математике, 1 - по ознакомлению с явлениями общественной жизни и природы. 3 -- по физкультуре. Остальные 6 занятий - это рисование, аппликации, конструирование и лепка. Следовательно, из 19 занятий примерно 16 проводится в режиме ближнего зрения. Более того, даже занятия направленные на изучение времен года, дети изучают не только в режиме ближнего зрения, но и по засушенным страницам книжной жизни. В то же время наш опыт показал, что такие занятия, как обучение чтению, математике, ознакомление с явлениями общественной жизни и природой целесообразно проводить в режиме максимального удаления от детей дидактического материала. т. е. в системе «зрительных горизонтов», а по возможности в условиях естественной экологической среды. Ниже, на примере обучения детей чтению, приведем некоторые опорные принципы организации таких занятий, разработанные с учетом естественных потребностей развивающихся органов чувств.
Отличительной особенностью методики обучения детей в режиме «зри тельных горизонтов» является то. что дидактический материал размещается на максимально возможном от детей удалении. При таком режиме занятий сохраняется пространственно-метрический обзор, в т. ч. глубина и стереоскопичность восприятия - как основа для гармонического формирования не только функций зрения, но и высших его психических отражательных способностей. Методика Принципиально не затрагивает само содержание педагогического обучения. Она направлена на повышение эффективности зрительного восприятия, а следовательно и обучения.
Процесс обучения условно подразделен на следующие этапы. Первый этап базируется на непроизвольном зрительном, запечатлении букв. т. е. на так называемом импритинге, а так же на принципе формирования полисенсорного первичного чувственного знака. Отличительной особенностью данного этапа обучения является то, что мы не используем существующих ни «Букварей», ни книг. Вместо них предлагается так называемый натуральный дидактический материал, в т. ч. «экологический букварь». С этой целью в теплое время года занятия проводим вне помещения (лучше в пределах зеленого садика). При этом в качестве дидактического материала рекомендуем использовать естественные «дары» природы (шишки, фрукты, овощи, звери и т. д.). Такие занятия способствуют формированию у детей не только знаний, а что главное - естественного экологического чувства - основы будущей духовности и нравственности. Знакомые детям зверята в виде картинок с соответствующими буквами можно развешивать на кустах или деревьях. В пределах же учебной комнаты «экологический букварь» изготавливается сле дующим образом.
На полотне холста (размером по ширине не менее 2-х метров) рисуется яркий сюжет природы. Например, «У речки», «У озера». «На поляне» и т. д. При этом в различных участках пейзажа размещаются различные звери, герои известных детских сказок, которые тащат, держат или несут те или иные буквы. Например, мишка тащит букву «М» к одиноко лежащей под кустом букве «А» и т. д. Размеры букв - 5x10 см. Основой для изучения букв, слогов, слов является возникшая вдруг потребность детей к познавательной деятельности. Например, как показал опыт, в группе даже 4-летних детей обязательно найдутся несколько лидеров, которые проявляют интерес к буквам. Именно они начинают осаждать воспитателя постоянными вопросами: «А это какая буква?» В этих условиях задачей воспитателей является не назидательно, а точнее. мудро ,поддерживать интерес к познанию тех или иных букв у остальных детей. Важным здесь является то, что дети сами по своему усмотрению подходят к стене фиксируя указательным пальцем и отгадывая ту или иную букву.
Главное требование:: детей нельзя ничего вообще заставлять делать, в т. ч. и заучивать буквы. Они их запоминают непроизвольно. Как только дети таким путем составят первичное представление о буквах целесообразно, чтобы они осознали их с помощью тактильного и мышечного чувства, а также через действие. В первом случае используются готовые объемные буквы, сделанные из дерева, пластмассы, во-втором - палочки. Такой алфавит и палочки должны быть у каждого ребенка,. Воспитатель показывает на стене одну из букв, а дети должны не только отыскать ее из набора и показать воспитателю. но и собрать из палочек. Этап конструирования букв является особо важным, т. к. в восприятии и осознании букв участвуют зрительное, мышечное и осязательное чувства, а при их произношении - и слуховой анализатор.
Следовательно, такие занятия как бы совмещаются с уроками конструирования. Лучше всего, если дети в процессе занятий свободно передвигаются, подходят к настенной букве, обводят ее пальчиком, возвращаются на место, продолжая «строить» ту или иную букву Воспитатель в это время обходит ребят, общается с ними и вносит необходимые коррективы. В целом, такие занятия способствуют формированию полисенсорного чувственного восприятия, а поэтому и более стабильного представления.

Как показали наши исследования интерес к познанию букв уже выражен у некоторых детей в возрасте 3—4-х лет. Вот почему «экологические буквари» мы рекомендуем рисовать уже в младших группах детских садов. Главное требование: не нужно стремиться учить всех детей одновременно. Главное — создать творческую ситуацию, ситуацию коллективного общения, состязательности и сотрудничества между детьми.

Второй этап — овладение навыками слогообразования. Практика показала, что некоторые дети легко овладевают навыками слогообразования уже с 4—4,5 лет. Вот почему здесь так важен индивидуальный подход. С этой целью на одной из боковых стен комнаты развешиваются слоги, простейшие слова, а также детские коротенькие стишки. Размер таких букв в пределах 1—3 см. Установлено, что одним из наиболее эффективных способов, осуществляющих межанализаторное взаимодействие является шаговый ритм. Его мы и рекомендуем использовать в процессе овладения навыками слогообразования. С этой целью дети берутся за руки и под счет медленно ходят по кругу вокруг стен, читая тот или иной слог (слово), стишок. Известно, что одним из приемов «прослушивания» самого себя, в т. ч. качество слого (слово) образования является пение слогов (слов). Не случайно, многие опытные педагоги используют этот прием. Поэтому мы его так же настоятельно рекомендуем широко использовать в процессе овладения навыками чтения.

Как только дети овладеют навыками слогообразования, можно приступать к третьему, основному этапу — этапу овладения техникой быстрочтения. Практика убеждает, что если дети ознакомились с буквами и слогообразованием по вышеописанным принципам, то к возрасту 4,5—5 лет они практически готовы к овладению техникой быстрочтения.

Данные остроты зрения фиксируются в картах индивидуального развития. Повторные проверки лучше проводить один раз в полгода После этого для каждого ребенка определяется его индивидуальная зрительная рабочая дистанция. С этой целью воспитатель берет в руки стандартную букву, на пример из «Кассы слогов и слов», и просит отходить ребенка до тех пор, пока ее контуры не начнут терять четкость. С помощью любой метки это место обозначается на полу. Каждый ребенок в последующем занимает строго свое место. Следовательно, при таком подходе одновременно решается столь важная проолема, как массовая диспансеризация по зрению детей силами (коллектива работников детских дошкольных учреждений.

Занятия начинаются только после того, как все дети будут рассажены на предельные для зрения дистанции. Затем педагог берет в руки держалки с наоранными словами (предложениями) и начинается их коллективное, разучивание известными педагогическими приемами. Еще раз подчеркиваем, что основой таких занятий является творческое сотрудничество детей, а также игровой характер методики. Например, слова легче воспринимаются на фоне визуализации содержания предложений, т. е. на фоне зрительно-игровых сюжетов, ярких цветных рисунков и т. д. Последнее важно для профилактики перегруженности вербальной системы у детей, а также предупреждения дидакто-напряжения и, как следствие, дидакто-неврозов. Кроме того важным моментом такого обучения является то, что либо воспитатель движется относительно детей, либо дети — относительно воспитателя. Это достигается следующим образом. В одном случае воспитатель держит разучиваемые слова (предложения). Дети в это время встают и делают легкие движения вперед и назад В другом случае дети сидят, а воспитатель то приближает к ним разучиваемые слова (предложения), то удаляет от них. Как показали исследования такой динамический режим способствует, с одной стороны, лучшей фиксации движущихся в пространстве слов и предложений, повышению эффективности их восприятия и запоминанию, с другой — тренировке устойчивого чувства зрительной фиксации и локализации в пространстве. В целом такой режим повышает сосредоточенность и внимание детей.

Особо важным моментом такого обучения является обостренное чувство общения педагогов с детьми. Только такое общение позволяет воспитателю чувствовать предельную зрительную дистанцию для каждого ребенка и качество восприятия, и понимания детьми слов (по напряжению и сосредоточенности лица, положению корпуса и т. д.). Вот почему аспект постоянного общения педагога с каждым ребенком при обучении чтению в режиме «зрительных горизонтов» является особо важным. Об этом будет не лишним напомнить, т к. в условиях НТР резко возросла и продолжает возрастать роль технических средств в обучении (использование проекторов, дисплеев компьютеров и т д.). Как показали многолетние исследования, систематическое проведение занятий в режиме «зрительных горизонтов» способствует повышению эффективности не только зрительного восприятия и гармоничного развития Это означает, что при таком режиме занятий педагог (воспитатель) становится центральной фигурой не только обучения, но и направленного формирования функциональных возможностей детей.

Четвертый этап предназначен для постепенного перехода к занятиям в режим ближнего зрения. Главная цель его — сохранение и закрепление чувства пространства, в т. ч. гармоничного зрительно-координаторского стереотипа — необходимой зрительной рабочей дистанции в процессе самостоятельного чтения Занятия проводятся по детским книжкам, которые устанавливаются на подставке для книг у края противоположного конца стола (примерно на расстоянии в 1 —1,5 м). Воспитатель следит за тем, чтобы дети сидели прямо. В процессе таких. занятии зрительная рабочая дистанция постепенно сокращается (примерно до 40—50 см от глаз).

Для повышения активности детей в процессе таких занятий, в т ч. чувства зрительной локализации в пространстве, рекомендуем через каждые 15—20 минут менять положение детей («сидя» — «стоя» — см. ниже)

Выработка у детей автоматизма зрительного восприятия, в т. ч чтения в условиях сохранения необходимой рабочей дистанции между столом и органом зрения — важнейшая задача дошкольного обучения.
Импульсно-нажимное письмо перьевой ручкой — универсальный метод формирования тонких рабочих движений рук у детей и подростков

Проведенными исследованиями сотрудников отдела сенсорных систем установлено, что на процесс физического и функционального развития школьников принципиальное влияние оказывает степень напряженности организма в процессе учебно-познавательной деятельности при выполнении такого наиболее тонкого координаторного процесса как письма. С этих позиций акт письма заслуживает особого медико педагогического анализа в плане оптимизации технологий овладения его навыками, т. е. на этапе формирования зрительно-двигательного «письменного» стереотипа.

Таким образом, процесс овладения навыками письма посредством перьевой ручки совершенствует состояние зрительно-ручной координации, а также способствует тем самым экономизации энергетических затрат в процессе письма, что является важным моментом в профилактике напряженности и утомления учащихся.

Письмо перьевой ручкой, включающее постоянное чередование усилий и расслаблений, как раз наиболее полно отвечает его природе, способствуя более эффективному формированию произвольных юнко координированных движений

Не случайно, на определенном этапе развития культуры письма народ ис-пользовал гусиное перо как инструмент, наиболее чувствительный к слабым волевым усилиям. Затем, попадая под влияние научно-технического прогресса', гусиное перо было заменено на металлическое, которое однако, обладало еще достаточной чувствительностью к волевым усилиям. Дальнейшее техническое совершенствование пишущего инструмента продолжало вступать во все большее противоречие с природой человека. И, наконец, «венец» прогресса — шариковая ручка -требующая постоянного мышечного и психического усилия, т е. напряжения. Не случайно при изучении вопросов нормирования продолжительности безотрывного письма с учетом механизма утомления школьников, Н. П Куинджи (1973) пришел к выводу, что «..длительность непрерывного письма в начале урока должна составлять примерно 3 минуты, в середине — 2 минуты, и в конце урока — 1 минуту». В реальной же жизни школьники, как известно, пишут часами.

Каков же выход из создавшейся ситуации? Ведь нереально сегодня ставить вопрос об отмене шариковой ручки так, как в свое время административным решением была отменена перьевая. А выход может быть следующим. Перьевую ручку мы начали широко использовать в детских комбинатах для овладения начальными навыками письма, т е. на этапе формирования зрительно-ручного двигательного стереотипа. Установлено, что сформированный с по" мощью перьевой ручки импульсный характер графических движений является основой для всей графической деятельности школьников, в т. ч при переходе их на письмо шариковой ручкой.

Ответственным моментом здесь является индивидуальный подход к оптимизации возраста- с которого наиболее целесообразно начать обучение детей письму. Мы считаем недопустимым для всех детей устанавливать какой-то один средний возраст. Одни дети свободно могут писать уже в 4,5—5 лет, другие в 6 лет, для третьих же этот процесс весьма затруднен и в 7 лет В то же время мы глубоко убеждены- что к периоду поступления в школу большинство детей могут и должны свободно писать Практика показала, что это в значительной степени зависит не только от детей, но и от воспитателя В целом опыт показывает, что примерно одна треть, половина детей могут приступить к овладению техникой письма с 4—5 лет.

Важным моментом в процессе формирования графических движений является выбор тех или иных прописей К сожалению как показали исследования отдела сенсорных систем существующие прописи во многом находятся в антагонистических отношениях с эндогенной ритмикой функциональной системы глаз—рука. Более того, они не отвечают ни индивидуальным, ни этническим особенностям восприятия и развития детей. Подходы к конструированию индивидуальных прописей с учетом типа конституции ребенка, возраста и пола, а также этнических особенностей восприятия будут изложены нами в отдельной работе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методы прошли широкую апробацию в Красноярском крае Для их внедрения организуются социально-педагогические комплексы. Идет активная переподготовка педагогов и воспитателей. О положительном опыте апробации разработанных подходов сообщают из Минска. Гродно, Фрунзе, Иваново и других регионов нашей страны. Безусловно, предложенные методы далеко не исчерпывают всех мероприятий медико-гигиенического и медико-педагогического плана, которые необходимо внедрить в школьную реформу. Здесь и совершенствование организационных форм вовлечения детей и физическую культуру, и производственный труд, принципиальное улучшение качества учебников, наглядных пособий, новые пространственно-архитектурные решения учебных комнат и т д. Качественного улучшения требуют решения цветовых и световых колоритов среды обитания детей Неотложного решения требуют вопросы сбалансированного питания учащихся и состояния экологической среды и т д.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Семинар «Технология В. Ф. Базарного» iconОбобщение опыта работы по методике В. Ф. Базарного
Поэтому, познакомившись теоретически со здоровьесберегающей технологией В. Ф. Базарного, я не раздумывая, решила попробовать внедрить...
Семинар «Технология В. Ф. Базарного» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Семинар (семинар-беседа, заслушивание и обсуждение докладов, рефератов, семинар-диспут)
Семинар «Технология В. Ф. Базарного» iconДостижение
Краевой семинар «Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» (12. 10. 2012)
Семинар «Технология В. Ф. Базарного» iconТерехова Лариса Николаевна Год рождения: 05. 1963
Всероссийский учебный семинар «Технология коммуникативного иноязычного образования в средней школе»
Семинар «Технология В. Ф. Базарного» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Практический семинар «Технология проведения урока общеметодологической направленности»
Семинар «Технология В. Ф. Базарного» iconЧто побудило нас к этому?
В течение пяти лет школа использует в своей работе здоровьесберегающие технологии доктора В. Ф. Базарного
Семинар «Технология В. Ф. Базарного» iconСеминар для заместителей директоров по нмр, учителей русского языка и литературы, библиотекарей
Меньшикова Светлана Геннадьевна, учитель начальных классов. Технология продуктивного чтения
Семинар «Технология В. Ф. Базарного» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Семинар Проблемно-диалогическая технология как средство получения нового образовательного результата
Семинар «Технология В. Ф. Базарного» iconСеминар «Технология клонального микроразмножения декоративных и плодово-ягодных культур»
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам управления федеральным...
Семинар «Технология В. Ф. Базарного» iconНовые знания через Кристалл Познания Семинар, посвященный Памяти Светланы Левашовой
В санкт-Петербурге с 9-го по 12-е января 2014 года прошел Третий семинар по «Знаниям от na-чала». Семинар был приурочен ко Дню Памяти...
Семинар «Технология В. Ф. Базарного» iconУрок по русскому языку в 1 классе по теме: «Сравнение при описании внешности»
Оборудование: карточки по предупреждению оптической дисграфии, компьютерная презентация, электронный вариант гимнастики для глаз...
Семинар «Технология В. Ф. Базарного» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Специфика использования приемов здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарного на уроках русского языка, реализуемых в рамках фгос...
Семинар «Технология В. Ф. Базарного» iconПрактический семинар для победителей окружного этапа педагогических...
Семинар зам директоров по воспитательной работе, социальных педагогов, классных руководителей
Семинар «Технология В. Ф. Базарного» iconКалендарно тематическое планирование Содержание Раздел: Технология...
Знать: сущность понятия технология, задачи и программные требования по предмету «Технология», правила поведения в мастерской
Семинар «Технология В. Ф. Базарного» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие навыка выразительного осмысленного чтения; формирование внимания к поэтическому слову; сохранение и укрепление здоровья...
Семинар «Технология В. Ф. Базарного» iconМетодические рекомендации по подготовке к семинару
Семинар является важнейшим элементом системы образования. Семинар – это не столько опрос студентов, сколько совместное с преподавателем...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск