Скачать 57.32 Kb.
|
Обобщение опыта работы по методике В. Ф. Базарного Учитель начальных классов первой квалификационной категории Манакова Татьяна Александровна Актуальность изучения проблемы здоровья в нашем обществе не вызывает сомнений. Содержание понятия "здоровье" выходит далеко за рамки медицинской ответственности. Здоровье выступает как мера качества жизни и счастья человека. На протяжении многих лет, работая в начальных классах, я заметила, что дети поступают в школу с большим отклонением в состоянии здоровья: нарушенные зрение и осанка, гастриты, общая усталость, переутомление. Поэтому, познакомившись теоретически со здоровьесберегающей технологией В. Ф. Базарного, я не раздумывая, решила попробовать внедрить новые подходы к организации образовательного процесса. Цель: "Создание охранительного педагогического режима общения, направленного на поддержание оптимальной работоспособности и предупреждение негативных сдвигов в состоянии здоровья детей". Для реализации этой цели мне потребовалось решить следующие задачи: 1. Сохранить и укрепить здоровье учащихся. 2. Разрешить проблему перегрузки и переутомления детей на уроках. 3. Укреплять и развивать у младших школьников внимание, память, волю, творческое воображение. 4. Формировать умения детей к овладению самостоятельности мышления, свободой суждений.. Буквально несколько слов об авторе этой замечательной программы. Базарный В.Ф. – русский ученый, врач и педагог-новатор. Более 30 лет посвятил решению судьбоносной для России проблемы – предотвращению демографической катастрофы страны путем сохранения и укрепления здоровья подрастающих поколений. В своих исследованиях показал, что существующая система воспитания и обучения детей в школе сориентирована против природы ребенка. Являясь руководителем Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем Московской области, совместно с сотрудниками создал теорию «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения». На ее базе разработана и широко апробирована целостная система здоровьеразвивающих педагогических технологий. Его разработки признаны научным открытием, защищены патентами, одобрены Минздравом, утверждены Правительством, дают гарантированный результат улучшения и повышения уровня успеваемости и эффективности учебного процесса. Первая технология – режим «динамических поз», или вертикализация позы – самая простая. В.Ф.Базарный предлагает два варианта. Первый – использование настольной конторки, второй – там, где это возможно менять позу детей. За столами – сидя, а потом стоя. Идеально, и в первом и во втором случае, дети стоят на массажных ковриках, в носочках. Я использую второй вариант. Казалось бы, чего проще, стоя послушать загадки, рассказ, сказку, провести устный счет, решить логическую задачку. Дети были «засиженными», т.е. телесно расслабленными и пришлось не просто по приказу переводить детей в вертикальное положение, а терпеливо разрабатывать методику постепенной перестройки. А для этого потребовалось немало сил и времени, чтобы каждый ребенок почувствовал потребность в этом режиме. И лишь тогда, когда эта поза стала для них привычной, они легко могли переключаться от одной деятельности к другой. При этом необходимо учитывать расположение столов, чтобы у каждого было свободное пространство стоять на массажном коврике. И не в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка вставать, пока он не почувствует в этом потребность. Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт смены поз. Для введения данной технологии необходим предварительный осмотр детей у врача – ортопеда позвоночника и стопы или осмотр у педиатра. Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы: - поддержание физической, психической активности умственной сферы; - имеет высокие показатели физического развития здоровья; - повышается иммунная система; - улучшаются ростовые процессы; - развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной); - снижается степень низкой склоняемости головы. А массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов. Улучшается общее состояние, стимулирует активные точки и зоны, повышает иммунную систему, мобилизует внутренние силы организма, является прекрасным средством от плоскостопия. Детям очень нравиться ходить в носочках по своим массажным коврикам, по дорожке здоровья. Им все это приносит огромную пользу и удовольствие. На ковриках они не просто стоят, а выполняют упражнения перекатывания с пяточки на носочек. Это так легко, просто, доступно, результативно. Проведение уроков в режиме движения наглядного материала, постоянного зрительного поиска и выполнения активизирующих детей заданий. Для этого используются подвижные "сенсорные кресты", карточки с заданиями, которые раскладываются в любой точке класса, специальные держалки, чтобы формировать у детей произвольный шаговый алгоритм при чтении текста, способствующий развитию их речемоторной функции. Методика сенсорно-координаторных тренажей с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов, и её особенности: все упражнения выполняются в позе свободного стояния, каждое базируется на зрительно-поисковых стимулах: дети совершают сочетанные движения головой, глазами и туловищем; продолжительность 1,5-2 минуты. Эта методика выполняется так: в 4-х верхних углах учебной комнаты фиксируются яркие, привлекающие внимание образно-сюжетные изображения. Ими могут быть напряжённо-эмоциональные сцены - иллюстрации из народных сказок, былин; сюжеты - пейзажи из природы, из жизни животных, сюжеты - иллюстрации на известные поэмы, сказания, сюжеты из космической тематики, дорожные знаки и др. Каждый сюжетный комплекс рекомендуется менять не реже одного раза в две недели. Обязательным моментов является то, что под каждой картинкой помещается одна из цифр 1 - 2 - 3 - 4 в соответствующей последовательности. В изложенной методике представлены важные эмоционально-мотивационные факторы, повышающие не только физическую, но и психическую активность детей на уроках. Особым моментом методики является то, что она в определённой степени вносит сенсорное разнообразие. Методика зрительнокоординаторных тренажей с помощью схемы универсальных символов (СУС). Схема - тренажёр находится на потолке. Продольный размер его рассчитывается путём умножения поперечного размера на 1,41. -ярко-голубым цветом. -коричнево - золотистым, -наружный овал - красным, -внутренний овал - зелёным. Дети становятся в центре под схемой - тренажёром и, следя глазами за ориентирующими стрелками, выполняют упражнение. Систематические занятия по схеме "СУС" способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии. Для успешного хода эксперимента были созданы следующие условия: - наполняемость класса - 21 человек; - обучение детей в первую смену; - сокращение продолжительности уроков в 1-м классе первое полугодие до 35 минут, со 2 полугодия до 40 минут - введение динамической паузы на свежем воздухе в 1-м классе до 40 минут после 3-го урока в сочетании с 2-мя уроками физкультуры. Дополнительно проводится час ритмики в помещении, урок музыки и 1 час хорового пения по методике Струве. - особое внимание уделяется грамотному составлению расписания уроков с учётом их трудности, а также закономерности дневной и недельной динамики умственной работоспособности детей (по шкале Г. Сивкова); - соблюдение норм СанПиНа; - использование схемы зрительно-двигательных траекторий, методики офтальмототренажей; выполнение упражнений в позе свободного стояния; - обеспечение двухразового питания; Также 1 раз в неделю провожу Уроки здоровья, ориентированные на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Отличительной особенностью уроков здоровья является направленность на изменение поведения ребенка, а не только сообщение ему новых знаний о здоровье. Вывод: исследования подтверждают, что использование здоровьесберегающей технологии Базарного, в основе которой лежит комплексное воздействие на учащихся через снятие утомления, повышение двигательной активности, раскрепощённость суждений, использование хорового пения позволило сохранить и укрепить здоровье учащихся. |
Основные направления работы, их актуальность и результаты: обобщение педагогического опыта В первые годы начинающему педагогу подчас бывает трудно определиться с темой своей работы с учениками. Из своего 12-летнего опыта... | 265-151-902 «Профи»: обобщение опыта работы по обучению дополнительной... Целью данного проекта является обобщение опыта работы по обучению дополнительной профессии «Секретарь-референт» | ||
Опыта: «Воспитание и развитие коммуникативно ориентированной личности... Обобщение и распространение опыта работы учителя немецкого языка Гамаюновой Л. В | Методические разработки разделов и тем курса математики «Новое в методике математике», в котором помещать статьи по методике преподавания математики, обобщению передового опыта, о новой... | ||
Библиотека и молодежь: поиск идеальной модели. Обобщение опыта работы... Тюрми Е. С. Библиотека и молодежь: поиск идеальной модели. Обобщение опыта работы с молодежью в библиотеке А. Аалто | Особенности здоровьесберегающей технологии по методике В. Ф. Базарного Производство необходимого учебного оборудования ведется в соответствии с патентом под авторским контролем. Методика обеспечивается... | ||
Обобщение опыта работы учителя химии моу сош №4 г. Собинка Бурдиной Н. Ю. Собинка, 2013 г А. В., работа на кафедре теории и методики воспитания випкро под руководством Поповой И. Н., прохождение курсов повышения квалификации... | Методические разработки разделов и тем курса немецкого языка «Новое в методике немецкого языка», в котором помещать статьи по методике преподавания немецкого языка, обобщению передового опыта,... | ||
Объединенне учителей математики и Обобщение опыта работы по проблеме: Активизация познавательной деятельности учащихся | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... С целью возрождения традиций публикации статей по методике преподавания учебных дисциплин кафедры, нами разработан специальный проект,... | ||
Программа проведения областного семинара «Электронная школа» Цель: Обобщение опыта работы маоу лицея №14 в рамках работы федеральной и областной экспериментальных площадок по использованию цифровых... | Анализ по итогам работы Горбатко О. В. 2009-2010 учебный год Показатель результата (разработка материалов, выступление, обобщение опыта и т д.) | ||
Обобщение опыта работы по использованию на уроках истории современных образовательных технологий Дробно – рациональных функций и построение их графиков с использованием прикладных и инструментальных программных средств | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... С первых дней преподавательской работы я преподаю математику. Вовремя работы я уделяю особое внимание методике. Это не значит, что... | ||
Обобщение педагогического опыта работы Осуществление содержательной и деятельностной интеграции биологии с другими предметными дисциплинами посредством системного использования... | Программа организации летней занятости детей и подростков в период... Целью создания данной брошюры работы является обобщение опыта работы нашего клуба по заявленной проблеме с учетом задач образования... |