Опыта: «Воспитание и развитие коммуникативно ориентированной личности средствами иностранного языка»





Скачать 133.39 Kb.
НазваниеОпыта: «Воспитание и развитие коммуникативно ориентированной личности средствами иностранного языка»
Дата публикации04.09.2014
Размер133.39 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Право > Анализ
Обобщение и распространение опыта работы учителя немецкого языка Гамаюновой Л. В.

Гамаюнова Л. В. – учитель высшей квалификационной категории;

МБОУ СОШ №8 п. Крутобережный

Стаж работы: 40 лет Слайд №1

Тема опыта: «Воспитание и развитие коммуникативно – ориентированной личности средствами иностранного языка».

Слайд №2

Научно-методическая тема школы: «Доступность и качество учебно-воспитательного процесса в условиях реализации национальной инициативы «Наша новая школа». Изменился статус школы: из государственного учреждения школа стала общественно-государственной, отражающей интересы как государства, так и общества и отдельной личности. Официально признанной становится личностно-ориентированная парадигма образования, согласно которой ученик становится в центр учебно-воспитательного процесса (Lernerzentriertes Herangehen), рассматривается не как объект воздействия учителя, а как субъект своей деятельности, потребности, возможности и способности которого должны постоянно учитываться. Изменился и статус иностранного языка как школьного предмета. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным. Государство и общество стали испытывать действительную потребность в людях, практически владеющих иностранным языком. Практическое владение языком стало восприниматься и как личностно значимое. Школьники и их родители начали связывать с практическим владением иностранным языком планы на будущее: возможности для лучшего трудоустройства, дальнейшей учебы, отдыха, туризма. Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала. Цель обучения иностранным языкам: «Формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка. А также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета». Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции.(Примерная программа по иностранным языкам). Стараясь соответствовать требованиям времени и программе обучения языкам, я работаю над темой «Воспитание и развитие коммуникативно-ориентированной личности средствами иностранного языка» на протяжении пяти лет.

Научно – теоретические основы моей проблемы:

  • Формирование речевой, дискуссионной и рефлексивной культуры;

  • Анализ, критическая оценка и отбор информации;

  • Построение умозаключений, интеграция имеющихся знаний;

  • Выработка оценочных заключений, отстаивание своей точки зрения;

  • Обмен знаниями с партнерами по обучению;

  • Умения сделать знания не просто более осознанными, но и личностными.

Ведущая педагогическая идея моего опыта.

«Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности, независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность; мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т.е. активно занимаемся коммуникативной деятельностью». (В.А. Кухаренко).

За пять лет работы над темой определилась соответствующая система работы, направления по реализации темы. Проблема (идея) заключается в развитии коммуникативной компетенции обучающихся.

Коммуникативная цель обучения: Слайд №3



Коммуникативные умения




Воспитание школьников




Образование школьников




Развитие учащихся

Направления деятельности:

- Коммуникативные умения


Говорение




Аудирование






Чтение






Письмо

Воспитание школьников

Система моральных ценностей




Мотивация к изучению языка




Оценочно-эмоциональное отношение к миру

Образование

Сопоставление родного языка с изучаемым




Знание культуры истории и реалий страны изучаемого языка




Включение школьников в диалог культур

- Развитие

Потребность в самообразовании




Проблемно-поисковая деятельность




Применение знаний в разных ситуациях общения




Аудирование

На связном тексте

На уровне диалога

Говорение

На уровне монолога

На уровне диалога

Чтение

Поисковое

Ознакомительное

изучающее

Письмо

Личное (письмо-рассуждение)

Эссе (сочинение)

Главные акценты по созданию системы коммуникативного обучения:

Слайд №4

Этапы системы коммуникативного обучения:

Начальные классы (2-4) – развиваем, воспитываем;

Средние классы (5-9) – формируем, развиваем, автоматизируем;

Старшие классы (10-11) – совершенствуем полученные знания и умения.

Совершенствование лексических и грамматических навыков обучающихся практикуется через текстовый материал. Развитие монологической и диалогической речи – через ситуации учебно-трудовой, бытовой, культурной сфер общения. Рабочая программа, составленная мною на основе примерной программы основного общего образования по немецкому языку 2005 года (5-9кл), ориентированная на использование УМКИ. Л, Бим «Немецкий язык. Шаги» и УМК Г, И, Ворониной и И. В. Карелиной «Контакты» направлена на достижение цели развития иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной). При планировании и проведении уроков делаю акцент на парную и групповую виды работ, которые наиболее эффективны для развития навыков и умений устной речи, использую разные виды деятельности:

  • Поисково-исследовательскую работу;

  • Взаимосвязь и сочетание информационных технологий с гуманитарным содержанием предмета;

  • Нетрадиционные формы уроков и внеклассных мероприятий;

  • Работу с сильными учащимися

  • Участие детей в дистанционных формах образовании;

  • Использование современных образовательных технологий по предмету и во внеклассное время (технологии разноуровневого обучения, дифференциация и индивидуализация учебного процесса);

  • Индивидуальную систему по оценке качества образования.

Теоретическая база опыта.

Вопросам теории коммуникации на иностранном языке посвящают свои работы многие известные педагоги страны.

Сафонова В. В. Развитие культуры восприятия устной речи при обучении иностранному языку: современные методические проблемы и пути их решения. (Журнал «Иностранные языки в школе» №5 2011г).

Александров К. В. Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранным языкам: от новой формы к новому содержанию. (Журнал «Ин. яз в школе» №5 2011г

Колесников А. А. Функциональная роль обратной связи в структуре речевой деятельности. (Журнал «Ин. яз в школе №1 20011г).

Бим И. Л. Рассматривает коммуникативную компетентность, - как готовность и способность осуществлять иноязычное общение в определенных программой пределах, а также воспитание, образование и развитие личности школьника средствами немецкого языка. Идею Бим И. Л. поддерживают и развивают ее последователи и единомышленники: Ананьев Б. Т. Бодалев А.А. Леонтьев А. Н. Андреева Г. М. и другие.

Технология опыта.

  1. Решение вопроса в отношении обучения видам речевой деятельности начинаю с определения, к какому уровню владения конкретной иноязычной деятельностью планирую подготовить обучающихся. (базовый уровень).

  2. В зависимости от уровня, ставлю предметные задачи в обучении аудировании, устной (монолог, диалог) и письменной речи.

  3. Осуществляю отбор материала для рецептивной деятельности обучающихся.

  4. Определяю эффективные комплексы упражнений и заданий.

  5. Определяю форму оценивания сформированности умений и навыков на конкретном уровне владения иноязычной коммуникативной компетенцией.

Открытый урок по теме: «По городам Германии, Австрии и Швейцарии» в 7 классе.

Цель моя на уроке: активизировать обучающихся на монологическое высказывание по данной теме на основе системы упражнений, на основе плана высказывания, отрабатываю образец. Материалом текста повторяется и отбирается необходимая лексика, фразы. Конечная цель урока достигнута: обучающиеся строили высказывания о разных городах на основе презентации.

Урок в 9 классе на тему: «Средства массовой информации. Это действительно четвертая власть?»

Форма проведения: урок-дискуссия.

Цель урока: развитие коммуникативных умений по теме высказывания, умения высказывать свое мнение, аргументируя его; умение вступать в диалог, поддерживать беседу.

Выйти на диалог помогает полилог по теме. Члены семьи высказывают свое мнение о средствах массовой информации, их положительных и отрицательных сторонах с позиции участника спора. Обучающиеся видят пример дискуссии и сами активно высказывают свое мнение. Лексика отработана предварительно предшествующими уроками не вызывает трудностей.

Диалогическая речь является основным видом коммуникации и особенно на старшем этапе обучения.

Последовательность действий для развития диалогической речи обучающихся:

  • Изучение фраз-клише в соответствии с функцией коммуникации (утверждение, отрицание, ответ, возражение, обещание, благодарность, извинение, поздравление и.т.д.).

  • Формирование умения анализа ответной реакции (отреагировать удивлением, непониманием, возражением). Ответная реакция парой предложений.

  • Установка зависимости вида и способа обратной реакции от социально-культурного контекста коммуникации (выбор лексико-грамматических средств). Деловая коммуникация; межличностная коммуникация.

Старший этап обучения иностранному языку предполагает большой выбор разнообразных форм организации работы, способствующих спонтанности (осознанной) коммуникации. Дискуссии, дебаты, круглые столы, конференции, презентации, проектная деятельность.

Результативность, условия и возможность применения данного опыта.

В результате работы наблюдаю:

  • Повысилась активность и работоспособность обучающихся;

  • Интерес к предмету;

  • Сформировались знания по предмету и умение ими пользоваться;

  • Развивается память, речь, способность восприятия и переработки информации;

  • Уровень организованности в работе обучающихся;

  • Отсутствует страх получить плохую отметку;

  • Желание обучающихся осознанно получать знания и умения; Слайд №5

Сравнительный анализ качества обученности

по немецкому языку

Кл

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012




%усп %кач

%усп % кач

% усп % кач

% усп % кач

%усп %кач

5

100 69

100 61

- -

- -

100 44

6

100 64

100 55

100 0

- -

100 47

7

100 29

98,8 53

- -

100 8,3

- -

8

100 0

100 53

100 64

100 70

100 45

9

100 0

100 77

100 45

100 69

100 67

10

100 70

- -

100 72

100 30

100 77

11

100 36

100 68

- -

100 68

100 50

итого

100 40

98,8 62

100 48

100 53

100 53

Участие обучающихся в олимпиадах по немецкому языку слайд №6




Школьный уровень

Муниципальный уровень

Региональный уровень

Российский уровень

2010 –11

19 7(приз)










2011 -12

27 12










2012 -13

36 7

9







2013 -14













Достижения обучающихся во Всероссийских конкурсах




Всероссийские конкурсы

2011 -12

«Наша страна-наше наследие» Старикова Ю;

«Альбус» 14 чел; Призер- Водолазкина М;

2012 -13

«Мультитест» 20 чел;

«Мой урок немецкого языка» фото-конкурс 7 человек

2013 -14

«Олимпус» 10 чел;

Итоговые и переводные экзамены по немецкому языку

класс

2011 -2012

2012 - 2013

2013 -2014

5










6










7







15 чел

8

10 чел







9




1 чел




10










11

ЕГЭ Иминова А







Проект




14 чел -5кл

4 чел -8кл

4 чел -9кл

В целях распространения своего опыта работы я участвую в деятельности школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла, в деятельности районного методического объединения учителей иностранных языков; показываю открытые уроки и внеклассные мероприятия.

Мои выступления:

  • «Образовательные технологии в преподавании иностранного языка как средство реализации компетентностного подхода» 2010г

  • «Психологический комфорт на уроке - как условие развития личности школьников» 2011г

  • «Воспитательная функция контроля знаний» 2012г

  • Мотивация школьников в изучении немецкого языка» 2014г

С целью обмена опытом работы использую интернет, где опубликовываю свои методические материалы.

Участие учителя Гамаюновой Л.В в конкурсах разных уровней

  • Конкурс «Самый, самый классный руководитель! 2007г (школа) I место

  • III Международный конкурс «Уроки благотворительности» Сертификат. (Интернет) 2009г

  • Всероссийский конкурс «Организация социально-педагогической работы в школе и микрорайоне». Номинация «Система работы социального педагога в школе» 2008г Диплом IIстепени.

  • Всероссийский конкурс «Современный классный руководитель – 2009». Номинация «Формула решения школьных конфликтов»

  • Международный конкурс «Придумай сказку» 2009г

  • Международный Институт Развития «ЭкоПро». Конкурс «Мультимедиа урок в современной школе» Сертификат. 2009г

  • VВсероссийский конкурс для классных руководителей. Номинация «Воспитательная работа»

  • Всероссийский конкурс «Современный классный руководитель -2010». «Проблемный ребенок в классе»

  • Всероссийский конкурс «Литературное творчество читателей». ЗАО издательский дом «Учительская газета» . «Поэма о моей сельской школе». «Рекламный проект «Моя школа» 2009-2010г

  • Всероссийский Интернет-Педсовет. Конкурс докладов. «Как оценить ученика?» 2008г

  • ХI Всероссийский Интернет-Педсовет. Конкурс докладов. Доклады по темам: «Учитель как личность», «Учитель как гражданин» 2010г ;

  • XII Всероссийский Интернет-Педсовет. Доклад: «Образование и общество. Психологический комфорт учителя в современном обществе как главный фактор эффективности образовательного процесса» 2011-2012г

  • XIII Всероссийский Интернет- педсовет. Номинация: «Образование и общество» Тема: «Диалог культур как социально-педагогический механизм обеспечения консолидации общества и межнационального согласия» 2012-2013г

  • Всероссийский конкурс «Литературное творчество читателей». Рассказ – быль «Ленивые вареники» 2012г. Опубликован на сайте «Учительской газеты» в медиатеке.

  • Международный интернет-конкурс «Здравствуйте, дети!». Конкурс методических разработок. Результат: Дипломант.

  • Конкурс «Моя Цветаева» к 120-летию. Результат: Диплом III степени. Опубликован на сайте Учительской газеты.

  • Всероссийский конкурс на лучшую статью о своем поселке. Сайт Российской муниципальной академии.

  • Международный Институт Развития «ЭкоПро». Пятый открытый профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе». Сертификат . 2012г.

  • Институт Развития Школьного Образования. Конкурс «Альбус» по немецкому языку. Диплом. Май 2012г

  • Всероссийский конкурс «Мой урок иностранного языка» декабрь 2012г

  • Всероссийская интернет – конференция «Директор школы. Выбираем. Назначаем. Выращиваем» 16.11 2012г

Публикации

  • Доклад: «Как оценить ученика?» Журнал» Вопросы международного сотрудничества в образовании южного региона» №2(9) 2009г

  • Доклад «Образование и общество. Комфорт учителя в современной школе» Сборник Интернет – педсовета. 2012г

  • Доклад: «Диалог культур как социально-педагогический механизм обеспечения консолидации общества и межнационального согласия» 2012-2013г Сборник Интернет-педсовета, 2013г

  • Сайт «Учительской газеты» WWW.UG.RU 2012г Рассказ - быль. Медиатека.

  • Сайт «Учительской газеты». Эссе «Моя Цветаева» к 120-летию.

  • «Мультимедиа урок в современной школе». Тема: «Поездка в Дортмунд» Интернеn www.edu-reforma.ru 2009г .Международный Институт Развития «ЭкоПро».

  • «Мультимедиа урок в современной школе». Тема: «По городам Германии, Австрии,Швейцарии» Интернет www.moi-mummi.ru 2013г Международный Институт развития «ЭкоПро».

Регистрация на сайтах.

  • Openclass. www.openclass.ru

  • http:/nsportal.ru Социальная сеть работников образования.

  • Сайт «Про школу»

  • Soch8roomart.narod.ru Школьный сайт.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Опыта: «Воспитание и развитие коммуникативно ориентированной личности средствами иностранного языка» iconПроектная деятельность на уроках иностранного языка
Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике...
Опыта: «Воспитание и развитие коммуникативно ориентированной личности средствами иностранного языка» iconФормирование толерантной личности студента средствами иностранного...
Работа выполнена на кафедре педагогики гоу впо «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Опыта: «Воспитание и развитие коммуникативно ориентированной личности средствами иностранного языка» icon«Творчество и самостоятельная работа учащихся на уроках иностранного...
Из опыта работы Костиной Галины Александровны, учителя иностранного языка моу «Прохоровская гимназия»
Опыта: «Воспитание и развитие коммуникативно ориентированной личности средствами иностранного языка» iconОбъем в страницах
Использование речевых ситуаций для развития коммуникативно-речевой деятельности учащихся на уроках иностранного языка
Опыта: «Воспитание и развитие коммуникативно ориентированной личности средствами иностранного языка» iconАнализ работы мо учителей иностранного языка мобу сош №1 с. Бураево за 2012-2013 учебный год
Тема деятельности методического объединения учителей иностранного языка на 2012-2013 учебный год: «Профессиональное развитие учителя...
Опыта: «Воспитание и развитие коммуникативно ориентированной личности средствами иностранного языка» icon«Развитие гражданских качеств у школьников в процессе усвоения исторических...
Всегда считал, что важнейшей целью исторического образования является воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной...
Опыта: «Воспитание и развитие коммуникативно ориентированной личности средствами иностранного языка» iconНачального профессионального образования
В 2012-2013 учебном году воспитательная работа в гбоу нпо пу-30 мо строилась в соответствии разработанным перспективным планом и...
Опыта: «Воспитание и развитие коммуникативно ориентированной личности средствами иностранного языка» iconДебаты, круглый стол; судебное заседание; конференция. Методы, используемые...
Кондратьева С. И. Дискуссия на уроке иностранного языка. Учитель – учителю. Из опыта работы учителей иностранного языка Белгородской...
Опыта: «Воспитание и развитие коммуникативно ориентированной личности средствами иностранного языка» iconОбразовательная программа кружкового объединения «Мастерок»
Данное направление ориентировано на обучение, воспитание и развитие детей средствами различных видов декоративно-прикладного творчества...
Опыта: «Воспитание и развитие коммуникативно ориентированной личности средствами иностранного языка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель моей педагогической деятельности создание условий для достижения высокого уровня коммуникативной компетенции при изучении иностранного...
Опыта: «Воспитание и развитие коммуникативно ориентированной личности средствами иностранного языка» iconВоспитательный потенциал урока иностранного языка
Гуманистическая позиция, принятая в современной школе, позволяет переосмыслить процесс преподавания, ориентированный сегодня на личность....
Опыта: «Воспитание и развитие коммуникативно ориентированной личности средствами иностранного языка» iconУрок немецкого языка в 5 классе. Тема : "Meine Familie"
Развивающие: развитие способностей к логическому построению высказываний,развитие интереса к изучению иностранного языка
Опыта: «Воспитание и развитие коммуникативно ориентированной личности средствами иностранного языка» iconСоздание коммуникативной атмосферы на уроках иностранного языка на...
Обходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе....
Опыта: «Воспитание и развитие коммуникативно ориентированной личности средствами иностранного языка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие положительной мотивации учения, воспитание чувства уважения к традициям и культуре других народов, обучение познавательной...
Опыта: «Воспитание и развитие коммуникативно ориентированной личности средствами иностранного языка» iconМетодические рекомендации для учителей иностранного языка Разработка Южаниной А. Н
Обеспечь коммуникативно-психологическую адаптацию школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического...
Опыта: «Воспитание и развитие коммуникативно ориентированной личности средствами иностранного языка» iconРабочая программа по истории для 6 класса мкуо «сош с. Холоднородниковское»
Целью обучения истории является: образование, развитие школьника и воспитание личности, способной к самоидентификации и определению...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск