Скачать 133.39 Kb.
|
Обобщение и распространение опыта работы учителя немецкого языка Гамаюновой Л. В. Гамаюнова Л. В. – учитель высшей квалификационной категории; МБОУ СОШ №8 п. Крутобережный Стаж работы: 40 лет Слайд №1 Тема опыта: «Воспитание и развитие коммуникативно – ориентированной личности средствами иностранного языка». Слайд №2 Научно-методическая тема школы: «Доступность и качество учебно-воспитательного процесса в условиях реализации национальной инициативы «Наша новая школа». Изменился статус школы: из государственного учреждения школа стала общественно-государственной, отражающей интересы как государства, так и общества и отдельной личности. Официально признанной становится личностно-ориентированная парадигма образования, согласно которой ученик становится в центр учебно-воспитательного процесса (Lernerzentriertes Herangehen), рассматривается не как объект воздействия учителя, а как субъект своей деятельности, потребности, возможности и способности которого должны постоянно учитываться. Изменился и статус иностранного языка как школьного предмета. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным. Государство и общество стали испытывать действительную потребность в людях, практически владеющих иностранным языком. Практическое владение языком стало восприниматься и как личностно значимое. Школьники и их родители начали связывать с практическим владением иностранным языком планы на будущее: возможности для лучшего трудоустройства, дальнейшей учебы, отдыха, туризма. Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала. Цель обучения иностранным языкам: «Формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка. А также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета». Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции.(Примерная программа по иностранным языкам). Стараясь соответствовать требованиям времени и программе обучения языкам, я работаю над темой «Воспитание и развитие коммуникативно-ориентированной личности средствами иностранного языка» на протяжении пяти лет. Научно – теоретические основы моей проблемы:
Ведущая педагогическая идея моего опыта. «Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности, независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность; мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т.е. активно занимаемся коммуникативной деятельностью». (В.А. Кухаренко). За пять лет работы над темой определилась соответствующая система работы, направления по реализации темы. Проблема (идея) заключается в развитии коммуникативной компетенции обучающихся. Коммуникативная цель обучения: Слайд №3
Направления деятельности: - Коммуникативные умения
Воспитание школьников
Образование
- Развитие
Главные акценты по созданию системы коммуникативного обучения: Слайд №4 Этапы системы коммуникативного обучения: Начальные классы (2-4) – развиваем, воспитываем; Средние классы (5-9) – формируем, развиваем, автоматизируем; Старшие классы (10-11) – совершенствуем полученные знания и умения. Совершенствование лексических и грамматических навыков обучающихся практикуется через текстовый материал. Развитие монологической и диалогической речи – через ситуации учебно-трудовой, бытовой, культурной сфер общения. Рабочая программа, составленная мною на основе примерной программы основного общего образования по немецкому языку 2005 года (5-9кл), ориентированная на использование УМКИ. Л, Бим «Немецкий язык. Шаги» и УМК Г, И, Ворониной и И. В. Карелиной «Контакты» направлена на достижение цели развития иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной). При планировании и проведении уроков делаю акцент на парную и групповую виды работ, которые наиболее эффективны для развития навыков и умений устной речи, использую разные виды деятельности:
Теоретическая база опыта. Вопросам теории коммуникации на иностранном языке посвящают свои работы многие известные педагоги страны. Сафонова В. В. Развитие культуры восприятия устной речи при обучении иностранному языку: современные методические проблемы и пути их решения. (Журнал «Иностранные языки в школе» №5 2011г). Александров К. В. Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранным языкам: от новой формы к новому содержанию. (Журнал «Ин. яз в школе» №5 2011г Колесников А. А. Функциональная роль обратной связи в структуре речевой деятельности. (Журнал «Ин. яз в школе №1 20011г). Бим И. Л. Рассматривает коммуникативную компетентность, - как готовность и способность осуществлять иноязычное общение в определенных программой пределах, а также воспитание, образование и развитие личности школьника средствами немецкого языка. Идею Бим И. Л. поддерживают и развивают ее последователи и единомышленники: Ананьев Б. Т. Бодалев А.А. Леонтьев А. Н. Андреева Г. М. и другие. Технология опыта.
Открытый урок по теме: «По городам Германии, Австрии и Швейцарии» в 7 классе. Цель моя на уроке: активизировать обучающихся на монологическое высказывание по данной теме на основе системы упражнений, на основе плана высказывания, отрабатываю образец. Материалом текста повторяется и отбирается необходимая лексика, фразы. Конечная цель урока достигнута: обучающиеся строили высказывания о разных городах на основе презентации. Урок в 9 классе на тему: «Средства массовой информации. Это действительно четвертая власть?» Форма проведения: урок-дискуссия. Цель урока: развитие коммуникативных умений по теме высказывания, умения высказывать свое мнение, аргументируя его; умение вступать в диалог, поддерживать беседу. Выйти на диалог помогает полилог по теме. Члены семьи высказывают свое мнение о средствах массовой информации, их положительных и отрицательных сторонах с позиции участника спора. Обучающиеся видят пример дискуссии и сами активно высказывают свое мнение. Лексика отработана предварительно предшествующими уроками не вызывает трудностей. Диалогическая речь является основным видом коммуникации и особенно на старшем этапе обучения. Последовательность действий для развития диалогической речи обучающихся:
Старший этап обучения иностранному языку предполагает большой выбор разнообразных форм организации работы, способствующих спонтанности (осознанной) коммуникации. Дискуссии, дебаты, круглые столы, конференции, презентации, проектная деятельность. Результативность, условия и возможность применения данного опыта. В результате работы наблюдаю:
Сравнительный анализ качества обученности по немецкому языку
Участие обучающихся в олимпиадах по немецкому языку слайд №6
Достижения обучающихся во Всероссийских конкурсах
Итоговые и переводные экзамены по немецкому языку
В целях распространения своего опыта работы я участвую в деятельности школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла, в деятельности районного методического объединения учителей иностранных языков; показываю открытые уроки и внеклассные мероприятия. Мои выступления:
С целью обмена опытом работы использую интернет, где опубликовываю свои методические материалы. Участие учителя Гамаюновой Л.В в конкурсах разных уровней
Публикации
Регистрация на сайтах.
|
Проектная деятельность на уроках иностранного языка Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике... | Формирование толерантной личности студента средствами иностранного... Работа выполнена на кафедре педагогики гоу впо «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет» | ||
«Творчество и самостоятельная работа учащихся на уроках иностранного... Из опыта работы Костиной Галины Александровны, учителя иностранного языка моу «Прохоровская гимназия» | Объем в страницах Использование речевых ситуаций для развития коммуникативно-речевой деятельности учащихся на уроках иностранного языка | ||
Анализ работы мо учителей иностранного языка мобу сош №1 с. Бураево за 2012-2013 учебный год Тема деятельности методического объединения учителей иностранного языка на 2012-2013 учебный год: «Профессиональное развитие учителя... | «Развитие гражданских качеств у школьников в процессе усвоения исторических... Всегда считал, что важнейшей целью исторического образования является воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной... | ||
Начального профессионального образования В 2012-2013 учебном году воспитательная работа в гбоу нпо пу-30 мо строилась в соответствии разработанным перспективным планом и... | Дебаты, круглый стол; судебное заседание; конференция. Методы, используемые... Кондратьева С. И. Дискуссия на уроке иностранного языка. Учитель – учителю. Из опыта работы учителей иностранного языка Белгородской... | ||
Образовательная программа кружкового объединения «Мастерок» Данное направление ориентировано на обучение, воспитание и развитие детей средствами различных видов декоративно-прикладного творчества... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель моей педагогической деятельности создание условий для достижения высокого уровня коммуникативной компетенции при изучении иностранного... | ||
Воспитательный потенциал урока иностранного языка Гуманистическая позиция, принятая в современной школе, позволяет переосмыслить процесс преподавания, ориентированный сегодня на личность.... | Урок немецкого языка в 5 классе. Тема : "Meine Familie" Развивающие: развитие способностей к логическому построению высказываний,развитие интереса к изучению иностранного языка | ||
Создание коммуникативной атмосферы на уроках иностранного языка на... Обходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развитие положительной мотивации учения, воспитание чувства уважения к традициям и культуре других народов, обучение познавательной... | ||
Методические рекомендации для учителей иностранного языка Разработка Южаниной А. Н Обеспечь коммуникативно-психологическую адаптацию школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического... | Рабочая программа по истории для 6 класса мкуо «сош с. Холоднородниковское» Целью обучения истории является: образование, развитие школьника и воспитание личности, способной к самоидентификации и определению... |