Скачать 397.25 Kb.
|
На правах рукописи Васильева Аида Алеговна ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Казань – 2009 Работа выполнена на кафедре педагогики ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет»
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет». Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ТГГПУ «11» августа 2009 г. Режим доступа: http: // tggpu.ru Автореферат разослан «11» августа 2009 г. Учёный секретарь диссертационного совета, доктор педагогических наук, профессор Валеева Р.А. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Интеграция в мировое сообщество ставит перед российской системой образования цель – воспитание личности, обладающей планетарным мышлением, способной рассматривать себя не только как представителя родной культуры, проживающей в конкретной стране, но и гражданином мира, воспринимающим себя носителем своей и иноязычных культур. Это диктует необходимость формирования толерантной личности студента как важнейшей составляющей в системе высшего профессионального образования. В Законе РФ «Об образовании» подчеркивается необходимость содействия взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечается, что при переходе к постиндустриальному, информационному обществу, при расширении масштабов межкультурного взаимодействия особую важность приобретают факторы, влияющие на формирование толерантности молодежи. Иностранный язык является важнейшим средством формирования у студентов социокультурной компетенции, включающей в себя уважение к языкам, традициям и культуре других народов. В этой связи формирование толерантной личности студента в процессе изучения иностранного языка может подготовить его к активному и полноценному сотрудничеству в современном поликультурном мире. Общетеоретические положения проблемы формирования толерантности рассмотрены в научных трудах Р.Г. Абдулатипова, Р.Р. Валитовой, З.Т. Гасанова, Р.Г. Гильманова, М.С. Джунусова, Д.В. Зиновьева, В.П. Комарова, В.А. Лекторского, И.В. Миротворской, В.Г. Мараловой, И.В. Павлова, Р.Г. Подольского, И.И. Серовой, В.А. Ситарова, В.А. Ташковой, Т.С. Таюрской, А.К. Шмаковой и др. Развитие теоретико-методологических основ исследования культуры и некоторые аспекты межкультурного взаимодействия получили свое освещение в работах А.Н. Арнольдова, Л.А. Аухадеевой, М.М. Бахтина, А.С. Гаязова, Л.М. Гумилева, А.В. Кирьяковой, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, А. Тойнби, а также их изучение средствами иностранного языка в трудах О.А. Бондаренко, И.А. Зимняя, М.Г. Корочкиной, Е.И. Пассова, О.С. Пустоваловой, А.Г. Садыковой, В.В. Сафоновой, П.В. Сысоева и др. Все большее развитие получают исследования, посвященные вопросам межнационального общения (М.И. Богомолова, Г.Х. Гасанов, А.Ф. Дашдамиров, В.П. Комаров, В.Г. Крысько, З.Ф. Мубинова). Этнопсихологические, этнопедагогические и этносоциальные аспекты исследуемой проблемы раскрыты в трудах А.Г. Асмолова, А.Ю. Арупоняна, Г.Н. Волкова, А.П. Грушевицкого, В.Г. Закировой, А.Г. Здравосмыслова, В.В. Кочетковой, Л.В. Кузнецовой, Н.М. Лебедева, Р.Ш. Маликова, В.Ш. Масленниковой, Г.В. Мухаметзяновой, З.Г. Нигматова, Т.Н. Петровой, Ю.И. Риморенко, В.М. Садохина, А.М. Стефаненко, А.А. Сусоколова, Р.А. Фахрутдиновой, Я.И. Ханбикова, А.Н. Хузиахметова и др. Значительный вклад в развитие идей поликультурного образования внесли Ю.В. Арутюнян, И.В. Алексашенкова, Г.Д. Даутова, В.А. Ершов, Н.М. Лебедева, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.М. Мосолова, С.У. Наушабаева, М.Н. Кузьмин, Л.Л. Супрунова. В зарубежных научных школах проведены отдельные исследования в области поликультурного образования и пространства (Д. Бэнкс, С. Бэнкс, Д. Голлник, Р. Гарсия, К. Ирвин, В. Миттер, Т. Рюлькер, Д. Хоуп). Философские аспекты проблемы формирования толерантности отражены в работах О. Шпенглера, Н.А. Бердяева, К. Ясперса, Э. Ренана, А. Швейцера, Н.С. Розова. Психологические концепции межкультурного взаимодействия раскрыты в трудах Г. Лебона, Р. Бенедикт, М. Мид, Э. Сэпира, Б. Уорфа. Несмотря на имеющиеся многочисленные исследования по проблеме толерантности и межнационального общения, недостаточно работ, посвященных использованию иностранного языка как средства формирования толерантной личности студента в условиях поликультурного пространства вуза. Таким образом, сложились противоречия между:
С учетом этих противоречий нами была сформулирована тема исследования: «Формирование толерантной личности студента средствами иностранного языка в условиях поликультурного пространства вуза». Цель исследования состоит в выявлении, теоретическом обосновании и опытно-экспериментальной проверке эффективности педагогических условий формирования толерантной личности студента средствами иностранного языка в условиях поликультурного пространства вуза. Объект исследования: формирование личности будущего специалиста в системе высшего профессионального образования. Предмет исследования: педагогические условия формирования толерантной личности студента средствами иностранного языка в условиях поликультурного пространства вуза. Гипотеза исследования состоит в том, что процесс формирования толерантной личности студента средствами иностранного языка в условиях поликультурного пространства вуза будет более эффективным при условии, если:
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
Теоретико-методологическую базу исследования составили диалектические положения о всеобщей связи и целостности явлений реального мира, теория познания личности, концепция социализации личности в системе коллективных отношений (А.Г. Кирпичник, Р.С. Немов), теория социальной установки (В.Н. Мясищев, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов), позволяющие рассматривать закономерности развития человека в контексте взаимосвязи языка и культуры, социума и личности, профессиональной деятельности и социальной среды. Важное значение в исследовании имели основные положения этнопедагогической концепции образования (Г.Н. Волков, Л.В. Кузнецова, З.Г. Нигматов, Т.Н. Петрова, М.Г. Харитонов и др.); научные труды по проблеме формирования толерантности у студентов (Б.С. Гершунский, А.В. Дмитриев, Л.М. Дробижева, М.С. Каган, Г.И. Козырев, Н.Ю. Кудзиева, В.А. Лекторский, И.Л. Плужник и др.); теория диалога культур (В.С. Библер, С.Ю. Курганов, Р.Ф. Мухаметшина и др.); теория межкультурной коммуникативной компетенции и профессиональной коммуникации (Э.А. Баграмов, М.Н. Вятютнев, И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, Ю.В. Риморенко, Е.Н. Соловова, С.Г. Тер-Минасова, В.Д. Шадриков и др.); научные работы по методологии педагогических исследований (Б.С. Гершунский, В.Н. Загвязинский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер и др.); теория активности субъекта деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); основные положения в области теории и методики обучения в высшей школе (В.Н. Беспалько, А.А. Вербицкий, Д.В. Вилькеев, Г.И. Ибрагимов, М.В. Кларин, М.М. Левина, Г.К. Селевко и др.); теория билингвального обучения (Е.М. Верещагин, В.Ф. Габдулхаков, М.Н. Певзнер, Ф.Ф. Харисов, А.Г. Ширин и др.); теория моделирования процесса формирования личности и профессиональной деятельности (Н.В. Кузьмина, Ю.А. Лавриков, В.А. Сластенин, Е.Э. Смирнова, И.Э. Ярмакеев и др.) и т. д. В ходе исследования для решения поставленных задач и проверки исходных положений исследования нами была использована следующая совокупность методов: теоретические (изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования, системный анализ исследуемых явлений); диагностические (наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, интервьюирование, тестирование, самооценка монографический метод исследования цельного опыта, анализ нормативно-правовых документов, анализ результатов учебной и внеаудиторной деятельности студентов, ранжирование, экспертный опрос); экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента); педагогическое моделирование; методы математической статистики и др. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе экономического и юридического факультетов Московского гуманитарно-экономического института и его Нижнекамского филиала. В опытно-экспериментальной работе участвовало 300 студентов. Исследование осуществлялось в три этапа: На первом этапе (2004-2005 гг.) определялось проблемное поле исследования, осуществлялся теоретический анализ философской, культурологической, психолого-педагогической литературы; изучалась степень разработанности проблемы в отечественной и зарубежной педагогике; уточнялся понятийный аппарат; определялись цель, задачи; формулировалась рабочая гипотеза; разрабатывалась программа и методика опытно-экспериментальной работы; проводился констатирующий этап эксперимента. На втором этапе (2005-2007 гг.) определялись особенности формирования толерантной личности студента в процессе изучения иностранного языка в условиях поликультурного пространства вуза; выявлялись педагогические условия и разрабатывалась модель формирования толерантной личности студента средствами иностранного языка в условиях поликультурного пространства вуза; в ходе проведения формирующего этапа эксперимента проверялась достоверность выдвинутой гипотезы; был реализован авторский спецкурс, включающий четыре учебно-методические разработки и пособие по формированию толерантной личности студента в процессе изучения иностранного языка. На третьем этапе (2007-2009 гг.) осуществлялась систематизация и анализ промежуточного и контрольного срезов экспериментальной работы; проверка достоверности полученных результатов и их обобщение. Научная новизна исследования:
- обеспечение мотивационной включенности студентов в учебную и внеаудиторную виды деятельности как субъектов межкультурного взаимодействия в условиях поликультурного пространства вуза; - выявление воспитательного потенциала поликультурного пространства вуза и определение форм и методов его реализации; - проектирование модели формирования толерантной личности студента средствами иностранного языка в условиях поликультурного пространства вуза; - структурирование и реализация содержания по предмету «Иностранный язык» осуществляется на основе культурной вариативности взаимодействия ценностно-целевого, информационно-знаниевого, коммуникативно-организационного, программно-стратегического блоков, направленных на интеграцию личности в поликультурную профессиональную среду;
|
Опыта: «Воспитание и развитие коммуникативно ориентированной личности... Обобщение и распространение опыта работы учителя немецкого языка Гамаюновой Л. В | Анализ воспитательной работы за 2013 2014 учебный год Программы поликультурного образования оу ОАО «ржд», Программы «Одаренные дети», Программы «Формирование культуры личности и культурного... | ||
Формирование логической культуры студентов средствами иностранного языка Ведущая организация гоу впо «Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского» | Проектная деятельность на уроках иностранного языка Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике... | ||
Афанасьева О. В., Михеева И. В. Английский язык Методическая тема мо: «Совершенствование профессиональной компетентности педагога в организации комплексной работы по здоровьесбережению... | Программа межрегионального семинара «Школьная медиатека как информационный... Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта» | ||
Формирование мотивации младших школьников к изучению иностранного... Методологические предпосылки исследования мотивации обучения младших школьников в условиях сотрудничества | Воспитательный потенциал урока иностранного языка Гуманистическая позиция, принятая в современной школе, позволяет переосмыслить процесс преподавания, ориентированный сегодня на личность.... | ||
Итоги работы лингвистической лаборатории маоу сош №10 г. Златоуста... Проведение мастер – классов по теме: «Методика и дидактика преподавания иностранного языка. Инновационные подходы к преподаванию... | Формирование методической компетентности преподавателя в современых... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Охватывает сферы взаимодействия языка и общества, рассматривает варианты позиций государства в отношении полиэтничности, поликультурного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Создание коммуникативной атмосферы на уроках иностранного языка на... Обходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе.... | Формирование способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)... Целью освоения дисциплины является формирование у магистрантов набора компетенций, позволяющих полноценно осуществлять свою профессиональную... | Естественнонаучных и математических дисциплин Данная программа по учебной дисциплине «Иностранный язык» (английский) предназначена для студентов гуманитарного вуза, прошедших... |