Скачать 61.8 Kb.
|
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СОВРЕМЕНЫХ УСЛОВИЯХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА Барангулова С.М. Кумертауский филиал Оренбургского государственного университета, Кумертау Современное качество высшего профессионального образования зависит от владения преподавательским составом новыми вузовскими технологиями, уровня профессиональной и методической компетентности преподавателей. Статус вуза как научного и учебного центра, его готовность к саморазвитию определяется педагогическим потенциалом профессорско-преподавательского состава. Перспективы нового качества вузовского образования совпадают с критериями качества преподавательской деятельности. Работа преподавателя в вузе оказывается тесно связанной с процессом достижения результатов исследовательской деятельности. Поэтому качество вузовского образования определяется взаимосвязью научно-исследовательской, методической работы с практической деятельностью кафедр по совершенствованию процесса образования и компетентностью педагогических кадров. В аспекте взаимосвязи с методической работой кафедр исследовательская деятельность помогает выработать общие позиции по отношению к совершенствованию вузовского процесса обучения, способствует адекватному анализу и оценке качества любой деятельности человека, в том числе преподавательской деятельности. Исследовательская работа на кафедре повышает статус кафедры преподавателей института, в результате чего повышается значимость каждого учебного предмета. По отношению к административной, организационной и другой управленческой деятельности научно-исследовательская работа способствует глубокому анализу, коррекции и качественному изменению стиля и научной атмосферы вуза. Все это повышает педагогический потенциал последнего и создает благоприятные предпосылки для реформирования высшего образования. В условиях научно-аналитического подхода ко всем сторонам жизни вуза в полной мере проявляется индивидуальность преподавателей и студентов. Данный фактор является системообразующим и одновременно выступает в качестве показателя развития и саморазвития вуза. Методическая компетентность преподавателя вуза включает в себя гармоническое сочетание его преподавательской и научно-исследовательской деятельности; соотношение теории и фактологии, знания и опыта, взаимосвязь знаний, умений и навыков при ведущей роли знаний; качество работы преподавателя, определяемое его умением осваивать современные дидактические технологии и соединять их соответственными авторскими методиками; мастерство преподавателя, напрямую связанное с его способностью мотивировать учебную деятельность студентов и организовывать ее как исследование, творчество и самостоятельное решение проблемы; отношение преподавателя к своему труду, зависящее от его общей культуры, владения универсальными знаниями, а также ориентации на новую парадигму вузовского образования, включающей в себя переход к многовариантной системе образования, реализацию личностно-ориентированного образования, использование рынка образовательных услуг, системного подхода в инновационных процессах и др. Методическая компетентность - базовая качественная характеристика преподавателя вуза. Ее показателями выступают: четкое видение ориентиров обучения; проявление образца профессионализма в своем деле; мотивирование и организация эффективной деятельности студентов; знание и применение новых вузовских технологий обучения, максимально адаптируемых к своему опыту и специфике предмета; ориентация на связь теории и практики в интересах развития активной профессиональной позиции и действенного мышления у будущих специалистов; обеспечение обратной связи в обучении через различные виды контроля и самоконтроля. Методическая компетентность проявляются в таком показателе, как исследовательская направленность учебной деятельности преподавателя, включающая непрерывную педагогическую диагностику, научный анализ результатов обучения и осуществление необходимой педагогической коррекции. Среди показателей методической компетентности лишь 28,6 % преподавателей осознают важность эталона личности специалиста, лишь 29,5 % назвали новые вузовские технологии и только 13,6 % перечислили основные личные качества специалиста. Это свидетельствует о том, что преподаватели вуза, в основном, ориентируются на "знаньевую модель" образования, хорошо представляя ее лишь по своему предмету. Лучше проявляются такие показатели методической компетентности, как связь теории с практикой (76,2 %), обеспечение обратной связи через контроль и самоконтроль (83,5 %), умение мотивировать и организовывать самостоятельную работу студентов (65,7 %). Однако перечень перечисляемых методических приемов оказался незначительным, а целостные учебно-методические комплексы назвали лишь 17,8 % преподавателей. Самые высокие показатели деятельности преподавателей вуза были на тех кафедрах, где осуществлялся исследовательский подход к методической работе, где разрабатывались и применялись научно-методические комплексы. С целью повышения уровня методической компетентности преподавателей в Кумертауском филиале ОГУ была разработана и апробирована программа развития научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава. Задачами программы развития научно-исследовательской деятельности и подготовки кадров высшей квалификации являются:
Чтобы активизировать работу преподавателей филиала в области научно-методической подготовки были разработаны специальные критерии оценивания участия преподавателей в научной и научно-методической деятельности филиала: 1) Научно-исследовательская работа;
2) Научно-методическая работа:
3) Организация, подготовка и участие в научных мероприятиях:
4) Организация научно-исследовательской работы студентов:
5) Подготовка студентов к участию в научных мероприятиях:
В филиале по данным критериям регулярно проводится анализ участия преподавателей в научной и научно-методической работе. Активное сотрудничество преподавателей и студентов в учебной и исследовательской работе является одним из ведущих стимулов профессионального роста преподавателя вуза. Список литературы
|
Тюменский государственный университет Учебно-методический комплекс предназначен для студентов биологического факультета Тюмгу и направлен на формирование базовой гуманитарной... | Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальностей... Учебно-методический комплекс предназначен для инзем тюмгу и направлен на формирование базовой гуманитарной компетентности студентов,... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальности... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов инзем тюмгу и направлен на формирование базовой гуманитарной компетентности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формирование у аспирантов профессиональной компетентности преподавателя культурологических дисциплин в вузе | ||
Формирование информационной компетентности пользователей гуманитарного вуза Как считают исследователи, плохое руководство и низкая производительность возможны и при наличии наилучших и новейших информационных... | Формирование толерантной личности студента средствами иностранного... Работа выполнена на кафедре педагогики гоу впо «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Формирование компетентности учащихся в сфере профессионального самоопределения в условиях средней общеобразовательной школы» | Пермский государственный технический университет «информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя вуза» | ||
План работы Методического объединения учителей трудового обучения «Формирование профессиональной компетентности учащихся в условиях коррекционной школы – интерната для дальнейшей адаптации и социализации... | План методической и научно-исследовательской работы школы “Карьера”... Цель методической работы в школе в условиях внедрения фгос – обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации... | ||
Анализ методической работы школы за 2012-2013 учебный год «Формирование ключевых компетенций у учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формирование психолого-педагогической компетентности педагогов в применении гендерного подхода при организации основных видов детской... | ||
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана... Беспалова Степана Борисовича, преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности первой квалификационной категории | Секция «Непрерывное медицинское образование в современных условиях»... «Воспитательные и образовательные технологии в современном вузе» 22 апреля 2010 г | ||
Рабочая программа Изобразительное искусство мбоу «Камскоустьинская... Приказ мо РФ №1236 от 19. 05. 1998г.); национального регионального компонент (приказ Департамента образования, культуры и молодежной... | Анализ деятельности мо учителей истории и обществознания за последние три год Методическая работа нашей школы строится исходя из методической проблемы Программы развития: «Формирование компетентной личности... |