Формирование способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности





Скачать 432.06 Kb.
НазваниеФормирование способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности
страница1/4
Дата публикации08.07.2013
Размер432.06 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Психология > Автореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи

КАШАВКИНА ОЛЬГА ИВАНОВНА

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА

К КОНСТРУКТИВНОМУ ВЛИЯНИЮ

В КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Специальность 19.00.07 – педагогическая психология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Самара 2011


Работа выполнена на кафедре возрастной и педагогической психологии

ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»

Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор

Валентина Алексеевна Маликова
Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Ярушкин Николай Николаевич
кандидат психологических наук

Айсувакова Татьяна Петровна
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Ярославский

государственный педагогический

университет им. К.Д. Ушинского»

Защита состоится 17 мая 2011 г., в 16. 00 часов, на заседании диссертационного совета Д. 212.216. 01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора/кандидата психологических наук по специальности 19.00.07. - педагогическая психология при ГОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» по адресу: 443099,

г. Самара, ул. Максима Горького, 65/67.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия».
Автореферат разослан _________________2011г.
Объявление о защите было размещено на сайте ПГСГА (www.pgsga.ru)

___________________
Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук,

профессор Л.В. Вершинина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования.

Существенные изменения в современной экономической и социокультурной ситуации России, происходящая модернизация отечественного образования предполагают ориентацию на развитие не только интеллектуальной, культурной, творческой, но и конкурентоспособной личности студента, способной выстраивать бесконфликтное взаимодействие.

Переход к рыночной экономике и изменение условий жизнедеятельности в нашей стране привели к резкому возрастанию конфрантационных тенденции и обострению взаимоотношений в организациях, негативные последствия которых могут быть преодолены в непосредственном конструктивном влиянии людей друг на друга

Анализ психологической литературы показал, что содержание и характер взаимоотношений во многом определяются способами и формами непосредственного влияния людей друг на друга (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А. Добрович, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов А.Н. Лутошкин, П. Мицич, А.В.Петровский, А.А.Реан, К. Роджерс, С.Рубинштейн, Р.Фишер, У. Юри).

В этой связи важной задачей психологической науки становится формирование способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности, которая обеспечит конкурентоспособность будущего специалиста на рынке труда.

На современном этапе в психологии накоплен определенный объем знаний, необходимых для постановки и решения проблемы формирования способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности. В современной отечественной и зарубежной психологии представлены различные подходы к трактовке понятия «влияние»:

- индивидуальный стиль общения и метаиндивидуальность, оказывающая влияние во взаимодействии (Е.А.Климов, Г.Олпорт, В.С.Мерлин и др.);

- руководство, лидерство и его эффективность как способность влиять (Р.Л.Кричевский, А.Г.Ковалев, А.И.Донцов, Д.Марк Грегор, Р.Хоган, Д.Хоган, Г.Керфи и др.);

- тактика влияния и манипулирование (Б.Гурин, Б.Трейси, Л.Пелтон, Д.Страттон, Г.Юкл и др.);

- власть и социальное влияние (С.Московичи, Дж.Тедесеки, Р.Чалдини, М.Шнайдер, М.Неслер, Х.Хекхаузен, Мак Клеланд и др.);

- конструктивное влияние и позиционное «равенство» (Е.В. Сидоренко, Г.В. Акопов).

Влияние строится на основе взаимодействия, оно рассматривается как такая связь (коммуникация), которая включает в себя обмен не только действиями, но и представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами и установками между людьми (С.Л.Рубинштейн; Б.Ф.Ломов; Н.И.Шевандрин; А.А. Бодалев; А.Н. Леонтьев).

Отмечая плодотворность этих исследований, следует признать, что существует ряд задач, возникающих при изучении проблемы формирования способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности. Нерешенными остаются вопросы, связанные с раскрытием содержания понятия «способность студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности», выделением психологических качеств личности, обеспечивающих способность студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности.

Имеется противоречие между потребностью общества в конкурентоспособной бесконфликтной личности и недостаточной представленностью в психологической науке теоретических оснований для формирования способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности. Стремление найти пути разрешения данного противоречия определило проблему нашего исследования.

В теоретическом плане - это проблема обоснования структурно-функциональной модели формирования способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности. В практическом плане – это проблема выявления психологических качеств, обеспечивающих способность студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности.

Объект исследования: способность студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности.

Предмет исследования: психологические условия формирования способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности.

Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать модель формирования способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности.

Гипотеза исследования:

Формирование способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности становится успешным, если:

- выявлены психологические качества, обеспечивающие конструктивное влияние в коммуникативной деятельности,

- разработана и реализована структурно-функциональная модель формирования способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности,

- разработан и реализован спецкурс «Формирование способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности».

Задачи исследования:

1. Конкретизировать научное представление о содержании понятия «способность студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности».

2. Обосновать структуру способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности и раскрыть содержание ее компонентов.

3. Выявить психологические качества, обеспечивающие конструктивное влияние в коммуникативной деятельности.

4. Определить психологические условия, обеспечивающие формирование способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности.

5. Определить результативность опытно-экспериментальной работы по формированию способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности.

6. Разработать методические рекомендации по формированию способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- уточнено научное представление о понятии «способность студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности» - это есть комплекс психологических качеств личности (коммуникативная компетентность, коммуникативная активность, коммуникативная креативность, коммуникативная толерантность, личное влияние, лидерство), проявляющихся в адекватном их применении, с учетом взаимоуважения, удовлетворения интересов обеих сторон, способствующих продуктивным взаимоотношениям и становлению конструктивного взаимного влияния;

- обоснована структура способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности и раскрыто содержание ее компонентов (структурными компонентами способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности являются нижеследующие: аффективный; когнитивный и регулятивный. Содержание аффективного компонента включает самоуважение, самопредъявление, самоконтроль, эмпатию. Содержание когнитивного компонента включает знание психологии общения, критериев, видов и техник конструктивного влияния. Содержание регулятивного компонента включает коммуникативную активность, коммуникативную толерантность, умение излагать мысли, умение слушать, умение организовывать взаимодействие, умение влиять);

- определены психологические условия, обеспечивающие способность студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности (развитие у студента мотивационного отношения к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности; развитие психологических качеств, обеспечивающих конструктивное влияние в коммуникативной деятельности (коммуникативная компетентность, коммуникативная активность, коммуникативная креативность, коммуникативная толерантность, личное влияние, лидерство); формирование коммуникативных знаний, умений и навыков, способствующих конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности);

- разработана и апробирована структурно-функциональная модель формирования способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности [модель содержит цель - формирование способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности; компоненты способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности: аффективный, когнитивный, регулятивный; подход: деятельностный; принципы: 1) принцип активности; 2) принцип интериоризации – экстериоризации; 3) принцип единства строения внешней и внутренней деятельности; 4) принцип системного анализа психики; 5) принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности; психологические условия; средства: лекционные и семинарские занятия, тренинги, развивающие игры, разбор конкретных ситуаций, специальные развивающие упражнения; этапы: диагностический, формирующий, контрольно-оценочный); результат: способность студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности].

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что обоснование структуры формирования способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности и раскрытие содержания ее компонентов составит основу научных представлений о содержательных и процессуальных аспектах деятельности преподавателей вуза по формированию психологических качеств, обеспечивающих конструктивное влияние студента вуза в коммуникативной деятельности. Разработка структурно-функциональной модели составит основу для более широких научных представлений о содержании, методах и средствах формирования способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности. Результаты исследования будут способствовать повышению теоретического уровня преподавания дисциплины «Педагогическая психология» в той ее части, которая относится к формированию способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты способствуют совершенствованию педагогической деятельности преподавателей в аспекте формирования способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности; в разработке и апробации спецкурса «Формирование способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности»; в разработке системы заданий и подбора тренингов, направленных на формирование способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности; в разработке научно-методических рекомендаций по формированию способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности.
Методологические и теоретические основы исследования.

Методологической и теоретической основой исследования являются теоретические положения деятельностного подхода и его принципов, позволяющие рассматривать студента в коммуникативной деятельности как лидера, в процессе которой он приобретает присущие ему лидерские качества, способствующие формированию способности к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности. (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Д.А. Зарайский, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.Р. Лурия, В.А. Маликова, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Стогдил и др.); теоретические положения о понятии влияния в коммуникативной деятельности (А.Ю. Борисов, Е.Л. Доценко, Г.А. Ковалев, Т. Кабаченко, В.А. Лабунская, Е.В. Сидоренко, Л.Д. Столяренко и др.); теоретические положения зарубежных ученых о конкретных психофизиологических условиях, подчеркивающих актуальность и своевременность формирования способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности как фактора адаптации его в новых социальных ролях (П. Блос, Г.Томе, Ж. Пиаже, Р. Лазарус); теоретические положения отечественных ученых о проблеме студенческого возраста как сензитивного периода формирования коммуникативных способностей (А.С. Арсеньев, Л.С. Выготский, Р.М. Грановская, В.В. Давыдов, И.С. Кон, М.Ю. Кондратьев, Е.А. Леванова, А.Н. Личко, В.С. Мухина, В.С. Собкин, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

В основе нашего исследования представлены, выделенные В.С. Мухиной особенности студенческого возраста, проявляющиеся в готовности студента к формированию способности к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности, и теоретическое положение Е.В. Сидоренко об особенностях конструктивного влияния в коммуникативной деятельности.

Методы исследования.

В исследовании использовались следующие методы: опрос, тестирование, анкетирование, интервью, а также применялись методы математической статистики. Данные, полученные в результате исследования, анализировались с применением параметрических и непараметрических методов статистики.

Количественные характеристики были подвергнуты статистической обработке путем подсчета выборочной средней арифметической (mm).

Достоверность и обоснованность полученных различий между средними величинами групп определяли при помощи вычисления средней ошибки разности, степень достоверности – по таблице Стьюдента-Фишера. В случае альтернативных признаков определяли в выборке долю объектов (рi), обладающих этим признаком и стандартную ошибку доли (mр). Доли различных выборок сравнивали друг с другом посредством критерия Стьюдента с предварительным преобразованием долей в радианы, степень достоверности – по таблице Стьюдента-Фишера. Деление испытуемых на группы проводилось методами кластерного и дискриминантного анализа и методом непрерывной процедуры последовательного распознавания образов, реализованных в программе «Statistica for Windos G.O.». В качестве минимально допустимого исследовали уровень значимости р=0,05.

Этапы исследования.

Исследование проводилось в 4 этапа.

1 этап (2004-2006 г.г.) Анализ научной психологической литературы, трудов отечественных и зарубежных авторов по проблеме конструктивного влияния в коммуникативной деятельности послужило основой обоснования проблемы исследования, выделения его объекта, предмета, цели и задач, результатом явилось определение теоретических и методологических подходов к проведению эксперимента.

2 этап (2006-2007 г.г.) Разработка структурно-функциональной модели формирования способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности. Проведение пилотажного исследования с целью уточнения гипотетических предположений и планирования формирующего эксперимента. Гипотетические предположения заключались в том, что психологическими качествами, обеспечивающими способность студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности, являются коммуникативная компетентность, коммуникативная активность, коммуникативная креативность, коммуникативная толерантность, личное влияние, лидерство.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности iconФормирование толерантной личности студента средствами иностранного...
Работа выполнена на кафедре педагогики гоу впо «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Формирование способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью курса является развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих речевой, языковой, социокультурной,...
Формирование способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности icon«Формирование информационно – коммуникативной компетентности через...
Суть данного проекта состоит в создании условий для повышения уровня информационно-коммуникативной деятельности учащихся, в развитии...
Формирование способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности iconРабочая программа дисциплины «Иностранный язык»
Обучение в вузе должно обеспечить для этого прочный фундамент из основных знаний, умений и навыков иноязычной речемыслительной, коммуникативной...
Формирование способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности iconАктивизация деятельности школьников во внеурочное время по биологии
В этом же документе отмечается «направленность содержания на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной,...
Формирование способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью обучения является формирование коммуникативной компетенции студентов, которая включает три компонента: 1 образовательный: формирование...
Формирование способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью является формирование коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как способности учащихся общаться на английском языке...
Формирование способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности iconПримерная программа наименование дисциплины иностранный язык рекомендуется...
Обучение в вузе должно обеспечить для этого прочный фундамент из основных знаний, умений и навыков иноязычной речемыслительной, коммуникативной...
Формирование способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности iconРешение качественных химических задач
Главная цель исследовательского обучения формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности,...
Формирование способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности iconРешение заседания кафедры
Цель: формирование способности к созданию и организации деятельности рабочих команд
Формирование способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности iconКонкурс докладов «Особенности подготовки школьников к разработке...
...
Формирование способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности iconРасписание: понедельник 18. 00 кабинет 302
Целью курса является формирование элементарной коммуникативной и социокультурной компетенции. Дети овладеют основными навыками языковой...
Формирование способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности icon1. Цели и задачи освоения дисциплины Основная цель курса для студента...
Основная цель курса для студента ознакомится с организацией деятельности банка в целом, изучить современные операции банка, подходы...
Формирование способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности iconРечевая избыточность. Речевые ошибки, вызванные речевой избыточностью
Формирование интеллектуальной, информационной и коммуникативной компетенций через умения обрабатывать информацию, ставить цель учебной...
Формирование способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная технология может быть использована учителями при обучении учащихся разных возрастных групп, так как главной целью образования...
Формирование способности студента вуза к конструктивному влиянию в коммуникативной деятельности iconПояснительная записка Обучение французскому языку на завершающем...
Данная программа разработана на основе Примерной программы среднего (полного) образования по иностранному языку, которая составлена...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск