Скачать 114.29 Kb.
|
Тема урока: Речевая избыточность. Речевые ошибки, вызванные речевой избыточностью. Цель урока: формирование интеллектуальной, информационной и коммуникативной компетенций через умения обрабатывать информацию, ставить цель учебной деятельности, соблюдать нормы изложения связного текста. Результаты обучения: интеллектуальная компетенция (целеполагание): критический уровень: учащиеся с помощью учителя сформулировали задачи, соответствующие цели, предложенной учителем. достаточный уровень: учащиеся сформулировали цель на основании проблемы, сформулированной совместно с учителем. творческий уровень: учащиеся сформулировали самостоятельно цель деятельности, предложили способы ее достижения. информационная компетенция (обработка информации): критический уровень: учащиеся выбрали необходимую для ответа на предложенный вопрос информацию из имеющейся; достаточный уровень: учащиеся выбрали необходимую для ответа на предложенный вопрос информацию из имеющейся и дополнили её недостающей из указанных учителем источников; творческий уровень: учащиеся интерпретировали полученную информацию в контексте содержания деятельности и дополнили её из других источников. коммуникативная компетенция (устная речь): критический уровень: учащиеся выстроили свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к тексту, составленному с помощью учителя, и использовали подготовленные наглядные материалы, предложенные учителем. достаточный уровень: учащиеся самостоятельно подготовили план выступления и использовали подготовленные самостоятельно наглядные материалы. творческий уровень: учащиеся дали развёрнутый ответ на вопрос, использовали подготовленные самостоятельно наглядные материалы. Ход урока I.Мотивация на предстоящую деятельность. 1.«Краткость – сестра таланта», - считал А. П. Чехов. На многословие как на большое зло неоднократно обращали внимание учёные, писатели. А. М. Горький писал, что лаконизм, как и точность изложения, даются писателю нелегко.
Вопрос учителя: Почему многословие неприемлемо в речи? (Оно вызывает смех, непонимание, порой доводит до абсурда). Какая возникает в связи с этим проблема? Проблемный вопрос: Всегда ли речевая избыточность является речевой ошибкой? Чаще всего речевая избыточность проявляется в форме плеоназма и тавтологии. Мы познакомимся с этими явлениями, когда они выступают в роли яркого стилистического приёма и когда являются грубой речевой ошибкой. Итак, цель урока? На материале урока научиться ставить цель учебной деятельности, обрабатывать полученную информацию, соблюдать нормы изложения связного текста. II.Организация деятельности. 1) Информация учителя: на уроке вы будете работать сначала в парах: знакомство с темой по ЭОР, подготовленному учителем, затем в группах: отбирать материал по проблеме, дополнять его из других источников, структурировать в соответствии с заданием. 2) Организация работы в группах учащихся: получают групповые задания, определяют свои роли в группе, обсуждают алгоритм предстоящей работы. Сформулируйте цель своей деятельности на основании означенной проблемы. Как вы думаете, почему мы будем работать в группах? Какой результат должна получить каждая группа и пара? 3) Обеспечение условий: работа ИНТЕРНЕТА, программа Microsoft Office Power Point. 4) Консультация учителя: в группах – по оформлению презентации; в парах - по изучению темы. III.Осуществление деятельности. 1.Самостоятельное изучение темы «Речевая избыточность» по ЭОР, подготовленному учителем - работа в парах: выписать основные понятия и объяснить их. 2.Работа в группах учащихся: подготовить сообщение и презентацию:
Учитель в это время оказывает консультативную поддержку работающим по поиску информации, отражении её в презентации, помогает в оформлении текста выступления. ▲ Недостающую информацию учащиеся находят в ИНТЕРНЕТЕ на уже известных им сайтах грамота.ру, грамма.ру, стилистика русского языка и др. IV.Представление результата. 1.Представители групп по очереди выступают с сообщениями по теме. Учитель задаёт уточняющие вопросы, акцентирует внимание на выводах, обращает внимание на речевые ошибки и недочёты. Учащиеся группы могут дополнить выступление представителя группы, ответить на вопросы, в которых он затрудняется. 2.Сообщение сопровождается подготовленной презентацией. Учитель отмечает достоинства и недостатки иллюстративного материала, структуры презентации. Ученики высказывают оценочное отношение к подготовленной презентации. Вопрос учителя:
3.На основании данных рекомендаций и существующих требований разработали инструкцию по составлению презентации. Инструкция по составлению презентации.
4. При ответе на проблемный вопрос в начале занятия наши мнения разошлись: одни считали, что речевая избыточность в любой ситуации недопустима и является ошибкой, другие высказали мнение, что возможны ситуации, при которых речевая избыточность допустима. К какому выводу можно прийти после изучения темы и прослушанных сообщений? Речевая избыточность - это плохо или хорошо с точки зрения стилистики? Вывод: Плеоназмом называется употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов: ненужных определений, лишних обстоятельств, соединение синонимов. Это речевая ошибка. Но плеоназм может использоваться и как яркий стилистический приём в качестве средства усиления выразительности речи. Часто его используют поэты: Давай с тобой полаем при луне на тихую, бесшумную погоду… (С. Есенин). Тавтология возникает при повторении однокоренных слов: рассказать рассказ, спросить вопрос, обновить вновь, начать сначала); при соединении иноязычного и русского слова, имеющих одинаковое значение: памятные сувениры, впервые дебютировал. Намеренное использование тавтологии усиливает выразительность речи в художественных произведениях, в публицистике подчеркивает важные понятия, выполняет важную смысловую функцию в заголовках газетных статей: «Крайности Крайнего Севера», «Случаен ли случайный случай?» Плеоназм и тавтология употребляются в речи как средство создания комизма, сатирической окраски. Учитель: Речевая избыточность в форме плеоназма и тавтологии имеет право на существование в речи, если используется с определённой целью. V.Рефлексия. 1. «Коэффициент участия» - коммуникативная компетенция. Учащимся предлагается отметить галочкой то действие, которое было выполнено на уроке, посчитать баллы. Учитель тоже производит оценку:
Инструмент оценки (для учителя):
2.«Лестница успеха» – интеллектуальная компетенция. Оцените результаты своей деятельности на занятии, выбрав соответствующее качество из следующих: ученик (критический уровень), мастер ( достаточный уровень), профи (творческий уровень). Предлагается ученикам заполнить лист самооценки: напротив каждого оцениваемого действия в соответствующей графе поставь знак +:
3. «Незавершённое предложение» - информационная компетенция. Продолжите предложение, выбрав один из предложенных вариантов, укажите номер высказывания напротив своей фамилии: Для ответа на вопрос я информацию …
Инструмент оценки (для учителя):
VI.Домашнее задание: Задание. Укажите разные виды речевой избыточности. Отредактируйте предложения, если плеоназм, тавтологию, лексический повтор следует устранить. Вариант №1.
Вариант №2.
|
Рефераты для отсутствующих на лекциях «Точность». употребление слова в несвойственном ему значении; 2 смешение паронимов; многозначность слова (полисемия); омонимия; 5... | Программа дисциплины «Речевая коммуникация» Цель курса – дать студенту системное представление о речевой коммуникации, заложить основы его становления как профессиональной языковой... | ||
Русского языка» помогает учащимся развить навыки правильной речи,... Как употреблять формы глагола правильно? Что такое паронимы? Суть речевой ошибки – Плеоназм? Имя существительное и его место в речи?... | Конкурса методической продукции «Мастерство и творчество» Дидактические материалы к курсу по выбору «Русская грамматика» (речевые и грамматические ошибки) 10-11 классы | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Исправьте речевые ошибки существительных в предложениях, объясните причины их появления | Пояснительная записка Содержание образования включает разделы, соответствующие... Ле «Речевая компетенция» задается предметное содержание речи, описываются коммуникативные умения учащихся в говорении (диалогическая... | ||
Правописание союзов тоже, также, зато, чтобы, оттого Выставьте друг другу оценки: ни одной ошибки – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки- «3», 3 ошибки и более- «2» | «Речевая культура современной молодежи» В научных изданиях, сми и учебных заведениях все чаще обсуждаются проблемы речевой культуры личности, и в частности культурного облика... | ||
Клинико-педагогическая классификация С другой стороны, речевая деятельность носит интегративный характер, а ее нарушения отражают особенности развития других высших психических... | Конспект лекций Раздел Культура речи: аспекты и критерии Тема 1 Основные понятия: культура речи, коммуникативные качества хорошей речи, коммуникативная компетенция, речевая коммуникация, коммуникативный... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Речевой материал: диалогические единства, рассказ о городе в качестве образца монологического высказывания, речевые образцы с использованием... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ууд; для практического применения полученных знаний, для проявления интереса к изучению русского языка, к чтению книг; воспитывать... | ||
1. Деловое общение. Основные виды, типы, формы, особенности. Понятие... Гос впо по специальности 080105. 65 Финансы и кредит. Квалификация – экономист, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта... | Программа элективного курса Тема: «Речевой портрет современника» Речевая неряшливость, приверженность штампам, стремление прикрыть банальность мысли «престижными» словами обнаруживаются в многочисленных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, определять основную мысль сочинения, путём речевой подготовки... | Программа по дисциплине «речевая деятельность общества» Учебная дисциплина «Речевая деятельность общества» предназначена для магистрантов, обучающихся по направлению 035700. 68 «Лингвистика»... |