Программа по дисциплине «речевая деятельность общества»





Скачать 103.96 Kb.
НазваниеПрограмма по дисциплине «речевая деятельность общества»
Дата публикации27.03.2015
Размер103.96 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа

ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА»


Учебная дисциплина «Речевая деятельность общества» предназначена для магистрантов, обучающихся по направлению 035700.68 «Лингвистика» для всех форм обучения.

Цель учебной дисциплины – дать магистранту системное представление о речевой коммуникации и речевой деятельности общества, усилить его знания и укрепить его позиции как профессиональной языковой личности, а также обучить профессиональному владению видами речевой деятельности с учетом этических, социолингвистических и психолингвистических аспектов общения.
Дисциплина «Речевая деятельность общества» входит в вариативную часть общенаучного цикла дисциплин ОП магистратуры. Для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 035700.68 «Лингвистика», магистерской программе «Теория межкультурной коммуникации и международные связи с общественностью (PR)» дисциплина «Речевая деятельность общества» является важным компонентом научной и профессиональной подготовки, нацеленная на познание речевых и коммуникативных тенденций современного общества как в общенаучном ключе, так и в плане практической деятельности.

В связи с этим программа базового курса включает материал, позволяющий магистрантам:

  • углубить представления о механизмах речевой деятельности;

  • совершенствовать навыки по различным видам речевой деятельности: чтению, письму, слушанию и говорению;

  • изучить и освоить рече-поведенческие аспекты коммуникативной компетенции.


По окончании курса обучающиеся должны:

В результате изучения дисциплины магистрант, должен

знать:

- ключевые понятия, связанные с языковой и коммуникативной системой русского языка;

- основные виды речевой деятельности (РД) и приемы их совершенствования;

- этические и эстетические основы общения;

- социолингвистические аспекты речевой коммуникации;

- психолингвистические аспекты речевой коммуникации.

уметь:

- грамотно формулировать и излагать свои мысли как в устной, так и в письменной форме;

- редактировать тексты собственного и чужого авторства, устранять стилистические ошибки;

- составлять профессиональные тексты;

- применять полученные навыки для совершенствования профессиональной деятельности (скоростное чтение, запоминание информации и текстов значительных объемов, работа с письменными документами и текстами разных жанров, устное общение и пр.);

- понимать особенности коммуникативной ситуации и тестировать партнеров по общению с точки зрения типа коммуникабельности и его психоэмоционального состояния в данный момент;

- использовать речевые стратегии и тактики для оптимального достижения поставленных целей делового общения;

-корректировать собственное состояние;

- применять методики позитивного общения и достижения согласия в общении с партнером и клиентом.

владеть:

- навыками использования теоретических положений речевой коммуникации в профессиональной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ)



Тема 1. Основные понятия курса

Речевая коммуникация, язык и речь. Речевая коммуникация как форма взаимодействия людей в процессе познавательно-трудовой деятельности. Вербальная и невербальная коммуникация. Модель речевой коммуникации. Язык как важнейшее средство человеческого общения. Функции языка. Речь как деятельность и продукт деятельности. Речевая деятельность, ее виды. Речь и мышление. Этапы порождения речи. Восприятие речи. Речевой акт как единица нормативного социоречевого поведения.
Литература:

а) основная литература

  1. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2013 (Гриф МО РФ).

  2. Основы теории коммуникации: учебное пособие /под ред.О.Я.Гойхмана. – М.:ИНФРА-М, 2012. (Гриф УМО МГИМО).

б) Дополнительная

  1. Референт руководителя / Гойхман О.Я., Гончарова Л.М., Гордиенко Т.В., Надеина Т.М., Романова Н.Н., Соловьев Э.Я., Филиппов А.В.– М.: Ось-89, 2008.

  2. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, О.Н. Лапшина и др. / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2011 (Гриф МО РФ).

  3. Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика – М.: Икар, 2007.

  4. Журнал «Современная коммуникативистика».

  5. Журнал «Справочник референта и офис-менеджера».


в) Электронная библиотека

  1. Машина О.Ю. Культура речи. Сборник практических заданий. – Великий Новгород: НОВГУ им. Ярослава Мудрого, 2002 (Акт УИОТ МГУС от 17.08.2006 № 246).

Интернет-ресурсы

1.www.gramota.ru

2.www.wikipedia.ru
Тема 2. Совершенствование навыков чтения

Чтение как рецептивный вид речевой деятельности. Структура процесса чтения. Роль навыков чтения в развитии и совершенствовании навыков других видов речевой деятельности.

Виды чтения и их функциональное назначение. Скорость чтения. Недостатки традиционного чтения. Техника чтения. Основные приемы улучшения техники чтения.

Алгоритм чтения, его роль в активизации процесса чтения. Виды алгоритмов чтения. Интегральный алгоритм чтения, его назначение и специфика использования. Дифференциальный алгоритм чтения, его назначение и специфика использования.

Методика конспектирования прочитанного текста.

Методы свертывания содержания прочитанного текста: составление аннотации и реферата-резюме.
Литература:

а) основная литература

  1. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2013 (Гриф МО РФ).

  2. Основы теории коммуникации: учебное пособие /под ред.О.Я.Гойхмана. – М.:ИНФРА-М, 2012. (Гриф УМО МГИМО).

б) Дополнительная

  1. Референт руководителя / Гойхман О.Я., Гончарова Л.М., Гордиенко Т.В., Надеина Т.М., Романова Н.Н., Соловьев Э.Я., Филиппов А.В.– М.: Ось-89, 2008.

  2. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, О.Н. Лапшина и др. / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2011 (Гриф МО РФ).

  3. Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика – М.: Икар, 2007.

  4. Журнал «Современная коммуникативистика».

  5. Журнал «Справочник референта и офис-менеджера».


в) Электронная библиотека

  1. Машина О.Ю. Культура речи. Сборник практических заданий. – Великий Новгород: НОВГУ им. Ярослава Мудрого, 2002 (Акт УИОТ МГУС от 17.08.2006 № 246).

Интернет-ресурсы

1.www.gramota.ru

2.www.wikipedia.ru
Тема 3. Совершенствование навыков письменной речи

Письмо как продуктивный вид речевой деятельности. Этапы процесса письма.

Текст как основа письменной коммуникации. Характерные особенности текста; самостоятельность, целостность, целенаправленность.

Категории текстового продуцирования: автор и адресат, ситуация и материал, цель, тема, предмет, идея, проблема, жанр. Понятие содержания текста. Затекстное и подтекстное содержание. Унификация деловых текстов. Принципы унификации делового письма.

Особенности составления текстов различных форм (разъяснение, описание, повествование, убеждение).

Официально-деловая письменная речь, ее характеристика. Требования к содержанию текстов деловых документов. Нарушение речевых норм в деловых текстах и способы их устранения. Виды деловых документов.
Литература:

а) основная литература

  1. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2013 (Гриф МО РФ).

  2. Основы теории коммуникации: учебное пособие /под ред.О.Я.Гойхмана. – М.:ИНФРА-М, 2012. (Гриф УМО МГИМО).

б) Дополнительная

  1. Референт руководителя / Гойхман О.Я., Гончарова Л.М., Гордиенко Т.В., Надеина Т.М., Романова Н.Н., Соловьев Э.Я., Филиппов А.В.– М.: Ось-89, 2008.

  2. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, О.Н. Лапшина и др. / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2011 (Гриф МО РФ).

  3. Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика – М.: Икар, 2007.

  4. Журнал «Современная коммуникативистика».

  5. Журнал «Справочник референта и офис-менеджера».


в) Электронная библиотека

  1. Машина О.Ю. Культура речи. Сборник практических заданий. – Великий Новгород: НОВГУ им. Ярослава Мудрого, 2002 (Акт УИОТ МГУС от 17.08.2006 № 246).

Интернет-ресурсы

1.www.gramota.ru

2.www.wikipedia.ru
Тема 4. Совершенствование навыков слушания

Слуховое восприятие речи как рецептивный вид речевой деятельности. Слушание и слушание. Слушание как процесс осознанного познавательного действия. Принципы эффективного слушания.

Этапы слухового восприятия речи. Факторы, определяющие эффективность слухового восприятия: объективные и субъективные.

Техника слушания. Принципы рационального конспектирования при слушании. Основные правила сокращения слов и предложений устного выступления.

Умение слушать как важный критерий коммуникабельности. Правила активного слушания. Вербальное и невербальное поведение слушателей.
Литература:

а) основная литература

  1. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2013 (Гриф МО РФ).

  2. Основы теории коммуникации: учебное пособие /под ред.О.Я.Гойхмана. – М.:ИНФРА-М, 2012. (Гриф УМО МГИМО).

б) Дополнительная

  1. Референт руководителя / Гойхман О.Я., Гончарова Л.М., Гордиенко Т.В., Надеина Т.М., Романова Н.Н., Соловьев Э.Я., Филиппов А.В.– М.: Ось-89, 2008.

  2. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, О.Н. Лапшина и др. / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2011 (Гриф МО РФ).

  3. Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика – М.: Икар, 2007.

  4. Журнал «Современная коммуникативистика».

  5. Журнал «Справочник референта и офис-менеджера».


в) Электронная библиотека

  1. Машина О.Ю. Культура речи. Сборник практических заданий. – Великий Новгород: НОВГУ им. Ярослава Мудрого, 2002 (Акт УИОТ МГУС от 17.08.2006 № 246).

Интернет-ресурсы

1.www.gramota.ru

2.www.wikipedia.ru
5. Совершенствование навыков устной речи

Устная речь (говорение) как продуктивный вид речевой деятельности. Формы устной речи: монолог, диалог, полилог.

Монологическая речь, ее характеристика. Виды монологических высказываний. Информационный монолог. Убеждающий монолог. Побуждающий монолог. Особенности содержания монологических речей различных видов.

Структура монологической речи. Вступительная часть, ее цели и варианты реализации. Объем вступления. Основная часть, ее особенности. Построение основной части в зависимости от предполагаемой аудитории слушателей. Индуктивный и дедуктивный методы раскрытия содержания выступления. Заключение, его функция. Речевые приемы, используемые в заключении.

Принципы и этапы подготовки монологической речи. Работа над планом речи. Анализ речевой задачи. Способы организации материала. Написание текста монолога.

Мастерство устного выступления. Трудности, возникающие у молодого оратора перед выступлением: излишнее волнение, недооценка собственных возможностей, недостаток речевого опыта, ошибочная оценка слушателей, воспоминания о прошлых неудачах. Приемы преодоления трудностей, возникающих перед выступлением. Трудности, сковывающие молодого оратора в процессе продуцирования речи. Приемы, позволяющие справиться с подобными трудностями.

Диалогическая речь, ее характеристика. Условия, необходимые для совершения диалога. Виды диалогической коммуникации. Обратная связь в диалогической речи. Типичные случаи взаимодействия партнеров в диалоге.

Беседа как вид устной диалогической речи. Бытовая беседа и деловая беседа. Методика проведения беседы. Переговоры. Разновидности переговоров. Особенности подготовки к переговорам. Речевое поведение партнеров в процессе проведения переговоров.

Стратегии проведения переговорного процесса. Стратегия «достижения победы». Стратегия «достижения согласия». Пути достижения согласия в устной речи в целом и в диалогической речи в частности.

Полилог, его характеристика. Виды устной речевой коммуникации, определяемые как полилоги (диспут, дискуссия, спор), их особенности.
Литература:

а) основная литература

  1. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2013 (Гриф МО РФ).

  2. Основы теории коммуникации: учебное пособие /под ред.О.Я.Гойхмана. – М.:ИНФРА-М, 2012. (Гриф УМО МГИМО).

б) Дополнительная

  1. Референт руководителя / Гойхман О.Я., Гончарова Л.М., Гордиенко Т.В., Надеина Т.М., Романова Н.Н., Соловьев Э.Я., Филиппов А.В.– М.: Ось-89, 2008.

  2. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, О.Н. Лапшина и др. / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2011 (Гриф МО РФ).

  3. Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика – М.: Икар, 2007.

  4. Журнал «Современная коммуникативистика».


в) Электронная библиотека

  1. Машина О.Ю. Культура речи. Сборник практических заданий. – Великий Новгород: НОВГУ им. Ярослава Мудрого, 2002 (Акт УИОТ МГУС от 17.08.2006 № 246).

г) Интернет-ресурсы

1.www.gramota.ru

2.www.wikipedia.ru
Тема 6. Социо- и психолингвистические основы речевой деятельности в социуме

Понятие социолингвистики. Социальное расслоение русского языка. Стратегии ведения речевой коммуникации в зависимости от социальной группы населения. Речевые тактики общения, их виды. Речевые тактики предубеждения. Речевые тактики убеждения. Речевые тактики делового общения. Речевые тактики общения с потребителями услуг.

Понятие психолингвистики. Невербальные средства общения, их характеристика. Распознавание и использование невербальных средств общения для эффективности речевого поведения.

Эго-состояния человека. Общение в ролях «Родитель», «Взрослый», «Ребенок». Умение менять роли в зависимости от ситуации общения. Трансакты, их использование в речевой коммуникации.

Типы людей с коммуникативной точки зрения. Доминантность, ее выражение в речи. Мобильность, особенности проявления в бытовой и деловой речи. Регидность, ее распознавание. Интровертность, приемы ее преодоления. Коррекция речевой коммуникации с учетом типа общения партнера.

Дистанция общения. Виды дистанций общения. Дистанции бытового и делового общения. Влияние дистанции на характер общения. Территория. Учет фактора территории при общении специалиста по сервису и потребителя услуги.
Литература

а) основная литература

  1. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2013 (Гриф МО РФ).

  2. Основы теории коммуникации: учебное пособие /под ред.О.Я.Гойхмана. – М.:ИНФРА-М, 2012. (Гриф УМО МГИМО).


б) Дополнительная

  1. Референт руководителя / Гойхман О.Я., Гончарова Л.М., Гордиенко Т.В., Надеина Т.М., Романова Н.Н., Соловьев Э.Я., Филиппов А.В.– М.: Ось-89, 2008.

  2. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, О.Н. Лапшина и др. / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2011 (Гриф МО РФ).

3.Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика – М.: Икар, 2007.

4.Журнал «Современная коммуникативистика».
в) Электронная библиотека

  1. Рабочая программа по дисциплине «Речевая деятельность общества». – М., МГУС, 2005 (Акт УИОТ МГУС от 28.05.2007 № 2463)

  2. Машина О.Ю. Культура речи. Сборник практических заданий. – Великий Новгород: НОВГУ им. Ярослава Мудрого, 2002 (Акт УИОТ МГУС от 17.08.2006 № 246).


г) Интернет-ресурсы

  1. www.gramota.ru

  2. www.wikipedia.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по дисциплине «речевая деятельность общества» iconПрограмма учебно-тематический план семинарских занятий
Язык, литературный язык, национальный язык, диалекты, естественные и искусственные языки, языковая культура, современная языковая...
Программа по дисциплине «речевая деятельность общества» iconТема 2 общение и речевая деятельность
«Средняя общеобразовательная школа с. Кормежка», Саратовская одл,, Балаковский р- он
Программа по дисциплине «речевая деятельность общества» iconТема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса
«Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная...
Программа по дисциплине «речевая деятельность общества» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Языкознание» Заочное...
Уровни и единицы языка и речи. Речевая деятельность. Особенности вербальной коммуникации. Исторические изменения внутренней структуры...
Программа по дисциплине «речевая деятельность общества» iconРефератов по дисциплине «Информационные технологии в криминалистике»
Информационная деятельность человека и информатизация общества: проблемы и перспективы
Программа по дисциплине «речевая деятельность общества» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Иностранный язык» разработана...
Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность
Программа по дисциплине «речевая деятельность общества» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по дисциплине «речевая деятельность общества» iconН. В. Войтик речевая коммуникация
Программа предназначена для студентов 2 курса эколого-географического факультета, обучающихся на одо и озо по специальности 100103....
Программа по дисциплине «речевая деятельность общества» iconТема Культура речи как образовательная
Значение языка в жизни общества. Понятие лингвистической экологии. Речевая культура как показатель общей культуры личности. Язык...
Программа по дисциплине «речевая деятельность общества» iconТема Культура речи как образовательная
Значение языка в жизни общества. Понятие лингвистической экологии. Речевая культура как показатель общей культуры личности. Язык...
Программа по дисциплине «речевая деятельность общества» iconКлинико-педагогическая классификация
С другой стороны, речевая деятельность носит интегративный характер, а ее нарушения отражают особенности развития других высших психических...
Программа по дисциплине «речевая деятельность общества» iconМетодические указания по организации самостоятельной работы для студентов...
Значение языка в жизни общества. Понятие лингвистической экологии. Речевая культура как показатель общей культуры личности. Язык...
Программа по дисциплине «речевая деятельность общества» iconПрограмма модуля «Лексикология»
Уровни и единицы языка и речи. Речевая деятельность. Особенности вербальной коммуникации. Исторические изменения внутренней структуры...
Программа по дисциплине «речевая деятельность общества» iconПрограмма аттестационных испытаний по дисциплине «Коммерческая деятельность»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Коммерческая деятельность» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Программа по дисциплине «речевая деятельность общества» icon«Языкознание»
Уровни и единицы языка и речи. Речевая деятельность. Особенности вербальной коммуникации. Исторические изменения внутренней структуры...
Программа по дисциплине «речевая деятельность общества» iconРабочая программа по дисциплине
России, осмыслить категории рекреалогии, объектом изучения которой выступает человек, и деятельность человека в свободное время (рекреационная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск