Скачать 103.96 Kb.
|
ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ«РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА»Учебная дисциплина «Речевая деятельность общества» предназначена для магистрантов, обучающихся по направлению 035700.68 «Лингвистика» для всех форм обучения. Цель учебной дисциплины – дать магистранту системное представление о речевой коммуникации и речевой деятельности общества, усилить его знания и укрепить его позиции как профессиональной языковой личности, а также обучить профессиональному владению видами речевой деятельности с учетом этических, социолингвистических и психолингвистических аспектов общения. Дисциплина «Речевая деятельность общества» входит в вариативную часть общенаучного цикла дисциплин ОП магистратуры. Для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 035700.68 «Лингвистика», магистерской программе «Теория межкультурной коммуникации и международные связи с общественностью (PR)» дисциплина «Речевая деятельность общества» является важным компонентом научной и профессиональной подготовки, нацеленная на познание речевых и коммуникативных тенденций современного общества как в общенаучном ключе, так и в плане практической деятельности. В связи с этим программа базового курса включает материал, позволяющий магистрантам:
По окончании курса обучающиеся должны: В результате изучения дисциплины магистрант, должен знать: - ключевые понятия, связанные с языковой и коммуникативной системой русского языка; - основные виды речевой деятельности (РД) и приемы их совершенствования; - этические и эстетические основы общения; - социолингвистические аспекты речевой коммуникации; - психолингвистические аспекты речевой коммуникации. уметь: - грамотно формулировать и излагать свои мысли как в устной, так и в письменной форме; - редактировать тексты собственного и чужого авторства, устранять стилистические ошибки; - составлять профессиональные тексты; - применять полученные навыки для совершенствования профессиональной деятельности (скоростное чтение, запоминание информации и текстов значительных объемов, работа с письменными документами и текстами разных жанров, устное общение и пр.); - понимать особенности коммуникативной ситуации и тестировать партнеров по общению с точки зрения типа коммуникабельности и его психоэмоционального состояния в данный момент; - использовать речевые стратегии и тактики для оптимального достижения поставленных целей делового общения; -корректировать собственное состояние; - применять методики позитивного общения и достижения согласия в общении с партнером и клиентом. владеть: - навыками использования теоретических положений речевой коммуникации в профессиональной деятельности. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ)Тема 1. Основные понятия курса Речевая коммуникация, язык и речь. Речевая коммуникация как форма взаимодействия людей в процессе познавательно-трудовой деятельности. Вербальная и невербальная коммуникация. Модель речевой коммуникации. Язык как важнейшее средство человеческого общения. Функции языка. Речь как деятельность и продукт деятельности. Речевая деятельность, ее виды. Речь и мышление. Этапы порождения речи. Восприятие речи. Речевой акт как единица нормативного социоречевого поведения. Литература: а) основная литература
б) Дополнительная
в) Электронная библиотека
Интернет-ресурсы 1.www.gramota.ru 2.www.wikipedia.ru Тема 2. Совершенствование навыков чтения Чтение как рецептивный вид речевой деятельности. Структура процесса чтения. Роль навыков чтения в развитии и совершенствовании навыков других видов речевой деятельности. Виды чтения и их функциональное назначение. Скорость чтения. Недостатки традиционного чтения. Техника чтения. Основные приемы улучшения техники чтения. Алгоритм чтения, его роль в активизации процесса чтения. Виды алгоритмов чтения. Интегральный алгоритм чтения, его назначение и специфика использования. Дифференциальный алгоритм чтения, его назначение и специфика использования. Методика конспектирования прочитанного текста. Методы свертывания содержания прочитанного текста: составление аннотации и реферата-резюме. Литература: а) основная литература
б) Дополнительная
в) Электронная библиотека
Интернет-ресурсы 1.www.gramota.ru 2.www.wikipedia.ru Тема 3. Совершенствование навыков письменной речи Письмо как продуктивный вид речевой деятельности. Этапы процесса письма. Текст как основа письменной коммуникации. Характерные особенности текста; самостоятельность, целостность, целенаправленность. Категории текстового продуцирования: автор и адресат, ситуация и материал, цель, тема, предмет, идея, проблема, жанр. Понятие содержания текста. Затекстное и подтекстное содержание. Унификация деловых текстов. Принципы унификации делового письма. Особенности составления текстов различных форм (разъяснение, описание, повествование, убеждение). Официально-деловая письменная речь, ее характеристика. Требования к содержанию текстов деловых документов. Нарушение речевых норм в деловых текстах и способы их устранения. Виды деловых документов. Литература: а) основная литература
б) Дополнительная
в) Электронная библиотека
Интернет-ресурсы 1.www.gramota.ru 2.www.wikipedia.ru Тема 4. Совершенствование навыков слушания Слуховое восприятие речи как рецептивный вид речевой деятельности. Слушание и слушание. Слушание как процесс осознанного познавательного действия. Принципы эффективного слушания. Этапы слухового восприятия речи. Факторы, определяющие эффективность слухового восприятия: объективные и субъективные. Техника слушания. Принципы рационального конспектирования при слушании. Основные правила сокращения слов и предложений устного выступления. Умение слушать как важный критерий коммуникабельности. Правила активного слушания. Вербальное и невербальное поведение слушателей. Литература: а) основная литература
б) Дополнительная
в) Электронная библиотека
Интернет-ресурсы 1.www.gramota.ru 2.www.wikipedia.ru 5. Совершенствование навыков устной речи Устная речь (говорение) как продуктивный вид речевой деятельности. Формы устной речи: монолог, диалог, полилог. Монологическая речь, ее характеристика. Виды монологических высказываний. Информационный монолог. Убеждающий монолог. Побуждающий монолог. Особенности содержания монологических речей различных видов. Структура монологической речи. Вступительная часть, ее цели и варианты реализации. Объем вступления. Основная часть, ее особенности. Построение основной части в зависимости от предполагаемой аудитории слушателей. Индуктивный и дедуктивный методы раскрытия содержания выступления. Заключение, его функция. Речевые приемы, используемые в заключении. Принципы и этапы подготовки монологической речи. Работа над планом речи. Анализ речевой задачи. Способы организации материала. Написание текста монолога. Мастерство устного выступления. Трудности, возникающие у молодого оратора перед выступлением: излишнее волнение, недооценка собственных возможностей, недостаток речевого опыта, ошибочная оценка слушателей, воспоминания о прошлых неудачах. Приемы преодоления трудностей, возникающих перед выступлением. Трудности, сковывающие молодого оратора в процессе продуцирования речи. Приемы, позволяющие справиться с подобными трудностями. Диалогическая речь, ее характеристика. Условия, необходимые для совершения диалога. Виды диалогической коммуникации. Обратная связь в диалогической речи. Типичные случаи взаимодействия партнеров в диалоге. Беседа как вид устной диалогической речи. Бытовая беседа и деловая беседа. Методика проведения беседы. Переговоры. Разновидности переговоров. Особенности подготовки к переговорам. Речевое поведение партнеров в процессе проведения переговоров. Стратегии проведения переговорного процесса. Стратегия «достижения победы». Стратегия «достижения согласия». Пути достижения согласия в устной речи в целом и в диалогической речи в частности. Полилог, его характеристика. Виды устной речевой коммуникации, определяемые как полилоги (диспут, дискуссия, спор), их особенности. Литература: а) основная литература
б) Дополнительная
в) Электронная библиотека
г) Интернет-ресурсы 1.www.gramota.ru 2.www.wikipedia.ru Тема 6. Социо- и психолингвистические основы речевой деятельности в социуме Понятие социолингвистики. Социальное расслоение русского языка. Стратегии ведения речевой коммуникации в зависимости от социальной группы населения. Речевые тактики общения, их виды. Речевые тактики предубеждения. Речевые тактики убеждения. Речевые тактики делового общения. Речевые тактики общения с потребителями услуг. Понятие психолингвистики. Невербальные средства общения, их характеристика. Распознавание и использование невербальных средств общения для эффективности речевого поведения. Эго-состояния человека. Общение в ролях «Родитель», «Взрослый», «Ребенок». Умение менять роли в зависимости от ситуации общения. Трансакты, их использование в речевой коммуникации. Типы людей с коммуникативной точки зрения. Доминантность, ее выражение в речи. Мобильность, особенности проявления в бытовой и деловой речи. Регидность, ее распознавание. Интровертность, приемы ее преодоления. Коррекция речевой коммуникации с учетом типа общения партнера. Дистанция общения. Виды дистанций общения. Дистанции бытового и делового общения. Влияние дистанции на характер общения. Территория. Учет фактора территории при общении специалиста по сервису и потребителя услуги. Литература а) основная литература
б) Дополнительная
3.Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика – М.: Икар, 2007. 4.Журнал «Современная коммуникативистика». в) Электронная библиотека
г) Интернет-ресурсы |
Программа учебно-тематический план семинарских занятий Язык, литературный язык, национальный язык, диалекты, естественные и искусственные языки, языковая культура, современная языковая... | Тема 2 общение и речевая деятельность «Средняя общеобразовательная школа с. Кормежка», Саратовская одл,, Балаковский р- он | ||
Тема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса «Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Языкознание» Заочное... Уровни и единицы языка и речи. Речевая деятельность. Особенности вербальной коммуникации. Исторические изменения внутренней структуры... | ||
Рефератов по дисциплине «Информационные технологии в криминалистике» Информационная деятельность человека и информатизация общества: проблемы и перспективы | Рабочая учебная программа по дисциплине «Иностранный язык» разработана... Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность | ||
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Н. В. Войтик речевая коммуникация Программа предназначена для студентов 2 курса эколого-географического факультета, обучающихся на одо и озо по специальности 100103.... | ||
Тема Культура речи как образовательная Значение языка в жизни общества. Понятие лингвистической экологии. Речевая культура как показатель общей культуры личности. Язык... | Тема Культура речи как образовательная Значение языка в жизни общества. Понятие лингвистической экологии. Речевая культура как показатель общей культуры личности. Язык... | ||
Клинико-педагогическая классификация С другой стороны, речевая деятельность носит интегративный характер, а ее нарушения отражают особенности развития других высших психических... | Методические указания по организации самостоятельной работы для студентов... Значение языка в жизни общества. Понятие лингвистической экологии. Речевая культура как показатель общей культуры личности. Язык... | ||
Программа модуля «Лексикология» Уровни и единицы языка и речи. Речевая деятельность. Особенности вербальной коммуникации. Исторические изменения внутренней структуры... | Программа аттестационных испытаний по дисциплине «Коммерческая деятельность»... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Коммерческая деятельность» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
«Языкознание» Уровни и единицы языка и речи. Речевая деятельность. Особенности вербальной коммуникации. Исторические изменения внутренней структуры... | Рабочая программа по дисциплине России, осмыслить категории рекреалогии, объектом изучения которой выступает человек, и деятельность человека в свободное время (рекреационная... |