Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине в. 3 «Речевая коммуникация»





Скачать 267.27 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине в. 3 «Речевая коммуникация»
Дата публикации14.11.2014
Размер267.27 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Экономика > Методические рекомендации
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Институт экономики и управления» (г. Пятигорск)
НОУ ВПО «ИнЭУ»

__________________________________________________________________________


«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

___________________ /Данильченко И.В./

(Протокол № 2 от 29.10.2013 г.)


инэу


Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине
Б3.В.3 «Речевая коммуникация»

Направление подготовки

100100.62 Сервис







Квалификация (степень) выпускника

бакалавр



Профиль подготовки бакалавра

«Социально-культурный сервис"




Форма обучения

очная, заочная



Факультет

экономический



Кафедра-разработчик

рабочей программы

гуманитарных и социально-экономических дисциплин




г. Пятигорск, 2013 г.

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине Б3.В.3 «Речевая коммуникация» составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и с учетом рекомендаций ООП ВПО по направлению подготовки

100100.62 Сервис

Методические указания составили:
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Панина Ирина Геннадьевна, к.фил.н., доцент

Рецензент (ы):

  1. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Рекомендовано кафедрой (Протокол № 2 от 5 сентября 2013 г.)
Зав. кафедрой: __________________ Манкиева А.В., к.п.н., доцент

Согласовано с УМО ИнЭУ «20» сентября 2013 г.


Одобрено УМС ИнЭУ (Протокол № 2 от «29» октября 2013 г.)

СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка…………………………………………………………………….

4

2. Виды самостоятельных работ……………………………………………………………..

5

3. Перечень заданий для самостоятельной работы ………………………………….…..

6

4. Работа с учебной литературой…………………………………………………………....

7

5. Работа с научно-популярной и научной литературой…………………………………

8

6. Использование Интернета………………………………………………………………

8

7. Подготовка и презентация доклада………………………………………………………

9

8. Методические указания по написанию и оформлению рефератов…………………...

10

9. Вопросы для самоподготовки…………………………………………………………….

12

10. Контроль над самостоятельной работой студентов ……………………………………

13

11. Список рекомендуемой литературы…………………………………………………..…

14

Приложение. Образец титульного листа……………………………..…………………..

16



1. Пояснительная записка

Дисциплина Б3.В.3 «Речевая коммуникация» входит в вариативную часть профессионального цикла дисциплин ФГОС ВПО по направлению 100100.62 «Сервис».

Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина: Культура речи и деловое общение, Психология, Этика делового общения.

В связи с введением в образовательный процесс  нового Федерального государственного образовательного стандарта по направлению 100100.62 «Сервис» все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем.
Цель проведения самостоятельной работы со студентами – освоение теоретического материала по изучаемой дисциплине, углубление и расширение теоретических знаний; систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков студентов; формирование умений по поиску и использованию справочной и специальной литературы, а также других источников информации; развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, ответственности и организованности; формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самообразованию, самосовершенствованию и самореализации; развитие научно-исследовательских навыков; формирование умения применять полученные знания на практике (профессиональной деятельности).

Самостоятельная работа может проходить в лекционном кабинете, компьютерном зале, дома.

Изучение вузовских курсов непосредственно в аудиториях обусловливает такие содержательные элементы самостоятельной работы, как умение слушать и записывать лекции; критически оценивать лекции, выступления однокурсников на практических занятиях, групповых занятиях, конференциях; продуманно и творчески строить свое выступление, доклад, рецензию; продуктивно готовиться к зачетам и экзаменам.

К самостоятельной работе вне аудитории относится: работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление лекционного материала; подготовка к практическим занятиям, конференциям, круглым столам; работа в научных кружках и обществах.

Большую роль в изучении дисциплины играет самостоятельная работа студентов, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса. Объем лекционных занятий не позволяет осветить все разделы и темы, предусмотренные программой (содержание курса) дисциплины. Это требует обязательной самостоятельной работы студентов во внеаудиторное время по проработке и изучению таких тем, а также тем, освещенных на лекциях и семинарских (практических занятиях) недостаточно полно и глубоко.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов ограничивается краткими рекомендациями по тем видам самостоятельной работы, которые студент может использовать при изучении курса.

Самостоятельная работа студентов в соответствии с ФГОС ВПО и учебными планами должна способствовать более глубокому освоению этого курса, целью которого является овладение нормами литературного языка (ортологический аспект); умение строить речь с применением различных способов в зависимости от условий общения: выбирать языковые средства, фигуры речи и т. п. (риторический аспект); совершенствование навыков всех видов речевой деятельности (деятельностный аспект); знание психологических механизмов взаимодействия людей (психологический аспект).

В результате изучения дисциплины «Речевая коммуникация» обучающийся должен

знать:

- основные понятия теории речевой коммуникации;

- нормы современного русского литературного языка;

- этапы подготовки публичного выступления;

- структуру публичного выступления;

- классификацию типов речей;

- вербальные и невербальные средства коммуникации;

- основные правила и приемы организации общения;

уметь:

- составлять и публично произносить речь;

- создавать устные и письменные тексты учебной и профессиональной тематики в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

- планировать и осуществлять речевую деятельность в учебной и профессиональной сферах адекватно поставленным целям;

владеть:

- навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;

- навыками логического мышления, критического восприятия информации;

- современными нормами и правилами русского языка;

- разнообразными языковыми средствами в различных коммуникативно-речевых условиях;

- умением манипулировать вербальными и невербальными средствами общения в

соответствии с коммуникативными задачами;

- навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;

- механизмами речевого общения в устной и письменной форме в различных сферах.
Перечисленные результаты образования являются основой для формирования следующих общекультурных компетенций:
ОК-7 – владеть письменной и устной речью на русском языке, способен использовать профессионально ориентированную риторику, методами создания текстов;
ОК-17 – обладать культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, систематизации, постановке целей и выбору путей их достижения, умеет логически верно, аргументированно и ясно строить свою речь.

 

Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:

- готовность студентов к самостоятельному труду;

- наличие и доступность необходимого учебно-методического и справочного материала; 

- консультационная помощь.

    Формы самостоятельной работы студентов определяются  при разработке рабочих программ учебных дисциплин содержанием учебной дисциплины, учитывая степень подготовленности студентов. 
2. Виды самостоятельных работ

В учебном процессе выделяют два вида  самостоятельной работы:

- аудиторная;

- внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по   заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Содержание внеаудиторной самостоятельной определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно рабочей программе учебной дисциплины.

На основании компетентностного подхода к реализации профессиональных образовательных программ, видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы являются:

для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника,  дополнительной литературы), составление плана текста, конспектирование материала, выписки из текста, работа со справочниками, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

-  для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции,  обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной  литературы, аудио- и видеозаписей, составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответ на контрольные вопросы, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и  др.), подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению  на семинаре (конференции), материалов-презентаций, подготовка реферата, тестирование и др.

-   для формирования умений:   решение ситуационных (профессиональных) задач, подготовка к деловым играм, проектирование и моделирование  разных  видов и  компонентов  профессиональной  деятельности др.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.
Виды внеаудиторной  самостоятельной работы студентов:

  1. работа над лекционным материалом;

  2. работа над учебными пособиями, монографиями, научной периодикой;

  3. изучение и конспектирование нормативного материала;

  4. подготовка к семинарскому занятию и подготовка презентаций;

  5. написание рефератов;

  6. подготовка к тестированию;

  7. участие в проведении конференций, круглых столов;

  8. подготовка к зачету, экзамену.

Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной самостоятельной работе, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели. 
3. Перечень заданий для самостоятельной работы


Наименование тем

Содержание СР

Форма

отчетности (контроля)

1. Речевая коммуникация.

Модель речевой коммуникации. Язык и речь.


Проверка конспекта, устный опрос

2. Средства передачи информации.

Вербальные и невербальные средства передачи информации.


Проверка конспекта, устный опрос, участие в дискуссии

3. Функции языка.

Формы и типы речевой коммуникации.

Специфика устной и письменной речи.

Проверка конспекта, устный опрос

4. Виды речевой деятельности

Говорение, слушание, письмо, чтение.


Проверка конспекта, выполнение творческого задания.

5. Формы современного русского языка.


Территориальные диалекты, просторечие, жаргоны, литературный язык.


Проверка конспекта, устный опрос, выполнение творческого задания.

6. Функциональные стили речи.

Разговорный стиль. Книжные стили: научный, официально-деловой, публицистический, художественный. Функциональные типы речи: описание, повествование, рассуждение.


Проверка конспекта, устный опрос, участие в дискуссии.

7. Фразеология.

Книжные, стилистически нейтральные, разговорные фразеологизмы.

Проверка конспекта, устный опрос, защита реферата.

8. Типы (виды) речевых норм.


Синтаксические, стилистические, орфографические, пунктуационные типы речевых норм.

Проверка конспекта, участие в деловой игре.



4. Работа с учебной литературой

Основная часть самостоятельной работы должна включать самоподготовку студентов с использованием учебной литературы согласно списку литературы, приведенному в Рабочей программе по указанной дисциплине.

Студент должен самостоятельно освоить разделы, указанные в Рабочей программе для самостоятельной работы. Как правило, эти разделы включают в себя темы дисциплины, на которые в курсе читаемых лекций уделялось недостаточное внимание, либо эти разделы не включены в курс лекций, а должны осваиваться студентом самостоятельно. В разделы самостоятельной работы студентов также включаются наиболее сложные для понимания части дисциплины, требующие более детального и углубленного изучения и осмысления.

Студент должен найти в учебной литературе соответствующую тему, прочитать ее и попытаться изложить устно или письменно основные положения или идеи прочитанного раздела.

Далее студент должен составить сам письменно вопросы, отражающие основные положения разбираемой темы, и устно (или письменно) ответить на них.

Во многих рекомендуемых учебных пособиях в конце каждого раздела имеются тесты или уже сформулированные вопросы, на которые студент должен самостоятельно ответить.

5. Работа с научно-популярной и научной литературой

Приветствуется работа студентов с научно-популярной литературой (брошюры, статьи в журналах, газетах, книги) по изучаемому разделу предмета, т. к. именно в ней обычно отражается наиболее современное понимание вопроса, перспективные тенденции развития и актуальные аспекты понимания темы, изложенные в доступной форме.

Желательно научиться самостоятельно использовать научную литературу, уметь воспользоваться реферативными журналами для поиска интересуемой темы, обращаться к научным монографиям и журналам.

6. Использование Интернета

Одним из эффективных путей совершенствования самостоятельной работы является использование студентом Интернет-ресурсов, основными достоинствами которых являются: возможность реализации принципа индивидуальной работы; наличие быстрой обратной связи; большие возможности наглядного предъявления материала; вариативный характер и проблемность ситуаций; активность обучающихся; креативность.

Использование Интернет - ресурсов в учебно-познавательной деятельности студента в процессе самостоятельной работы является ориентированность на развитие интеллектуальных умений (владение приемами мыследеятельности, сформированность различных видов мышления: системность, проблемность, критичность, рефлексивность, гибкость, диалогичность и др.) и исследовательских умений (анализировать, сравнивать, выдвигать гипотезу, осуществлять индукцию, дедукцию) студентов. В результате организации самостоятельной работы можно выделить уровни самореализации студентов в самостоятельной работе с использованием Интернет-ресурсов:


Уровни

Характеристика

Адаптивно-

репродуктивный

Самостоятельная работа является репродуктивной; отсутствует личностная ориентация на использование и развитие информационного, исследовательского, коммуникативного потенциала для решения учебно-познавательных задач и заданий; частое обращение за внешней детализирующей помощью к преподавателю или студентам; результат самостоятельной работы является более значимым, чем процесс; отсутствие устойчивой потребности в самоорганизации, самоуправлении, самореализации; обращение к Интернет-ресурсам эпизодическое.



Проектировочно-

поисковый

Доминирует ситуативная активность; проектируются индивидуальные варианты организации и осуществления самостоятельной работы в зависимости от индивидуального уровня учебных и личностных достижений; обращение к Интернет-ресурсам для обеспечения субъект - субъектного диалога с преподавателем, самостоятельного нахождения научной информации, необходимой для решения задач, заданий, разрешения учебно-познавательных проблем; осуществляется поиск способов презентаций учебных и личностных достижений в образовательном процессе.

Исследовательско-

креативный

Устойчивое развитие способности к перспективному целеполаганию в самостоятельной исследовательской учебно-познавательной деятельности; проявление надситуативной интеллектуальной инициативы и активности; способность вступать в конструктивный субъект - субъектный диалог с преподавателем, обеспечивающий расширение и углубление представлений о возможностях самостоятельной работы для личностного саморазвития; способность самостоятельно анализировать положительную динамику учебных и личностных достижений на основе рефлексивно-критического мышления; продуктивное использование Интернет-ресурсов.


При самостоятельной работе студент может обратиться к Интернету для поиска необходимой литературы. Желательно вести поиск в разделах: электронные библиотеки, учебная литература, научная литература, рефераты и др. Необходимо иметь в виду, что, работая с Интернет-источниками, студент должен осваивать изучаемый раздел так же, как при использовании обычной учебной литературы.
7. Подготовка и презентация доклада
Назначение доклада

Доклад - это  сообщение по заданной теме с целью вынести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развить навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.

Последовательность работы

Деятельность преподавателя:

- выдает темы докладов;

- определяет сроки подготовки доклада;

- оказывает консультативную помощь студенту;

- определяет объем доклада: 5-6 листов формата А4, включая титульный лист и содержание;

- указывает основную литературу;

- оценивает доклад и презентацию в контексте занятия.

Деятельность студента:

- собирает и изучает литературу по теме;

- выделяет основные понятия;

- вводит в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;

- оформляет доклад письменно и иллюстрирует компьютерной презентацией;

- сдает на контроль преподавателю и озвучивает в установленный срок.

 Инструкция докладчикам и содокладчикам

Докладчики и содокладчики - основные  действующие лица. Они во многом определяют содержание, стиль, активность данного занятия. Сложность  в том, что докладчики и содокладчики должны  знать и уметь:

- сообщать новую информацию;

- использовать технические средства;

- знать и хорошо ориентироваться в теме всей презентации;

- уметь дискутировать и быстро отвечать на вопросы;

- четко выполнять установленный регламент: докладчик - 10 мин.;  содокладчик - 5 мин.

Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть  и заключение.

Вступление   помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:

- название презентации (доклада); 

- сообщение основной идеи;

- современную оценку предмета  изложения;

- краткое перечисление рассматриваемых вопросов;  

- живую интересную форму изложения;

- акцентирование оригинальности  подхода. 

 Основная часть,  в которой выступающий должен  глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока должны сопровождаться иллюстрациями разработанной компьютерной презентации.

Заключение - это ясное четкое обобщение и краткие выводы.
8. Методические указания по написанию и оформлению рефератов
Назначение реферата

Реферат - письменная работа по определенной научной проблеме, краткое изложение содержания научного труда или научной проблемы. Он является действенной формой самостоятельного исследования научных проблем на основе изучения текстов, специальной литературы, а также на основе личных наблюдений, исследований и практического опыта. Реферат помогает выработать навыки и приемы самостоятельного научного поиска, грамотного и логического изложения избранной проблемы и способствует приобщению студентов к научной деятельности.

Последовательность работы

  1. Выбор темы исследования

Тема реферата выбирается студентом на основе его научного интереса. Также помощь в выборе темы может оказать преподаватель.

  1. Планирование исследования включает следующие элементы:

    • выбор и формулирование проблемы, разработка плана реферата;

    • сбор и изучение исходного материала, поиск литературы;

    • анализ собранного материала, теоретическая разработка проблемы;

    • литературное оформление исследовательской проблемы;

    • обсуждение работы (на семинаре, в студенческом научном обществе, на конференции и т. п.).


План реферата характеризует его содержание и структуру. Он должен включать в себя:

    • введение, где обосновывается актуальность проблемы, ставятся цель и задачи исследования;

    • основная часть, в которой раскрывается содержание проблемы;

    • заключение, где обобщаются выводы по теме и даются практические рекомендации.

3. Поиск и изучение литературы

Для выявления необходимой литературы следует обратиться в библиотеку или к преподавателю. Подобранную литературу следует зафиксировать согласно ГОСТ по библиографическому описанию произведений печати.

Подобранная литература изучается в следующем порядке:

    • знакомство с литературой, просмотр ее и выборочное чтение с целью общего представления проблемы и структуры будущей научной работы;

    • исследование необходимых источников, сплошное чтение отдельных работ, их изучение, конспектирование необходимого материала (при конспектировании необходимо указывать автора, название работы, место издания, издательство, год издания, страницу);

    • обращение к литературе для дополнений и уточнений на этапе написания реферата. 

Для разработки реферата достаточно изучение 4-5 важнейших статей по избранной проблеме.
При изучении литературы необходимо выбирать материал, не только подтверждающий позицию автора реферата, но и материал для полемики.

4. Обработка материала

При обработке полученного материала автор должен:

    • систематизировать его по разделам;

    • выдвинуть и обосновать свои гипотезы;

    • определить свою позицию, точку зрения по рассматриваемой проблеме;

    • уточнить объем и содержание понятий, которыми приходится оперировать при разработке темы;

    • сформулировать определения и основные выводы, характеризующие результаты исследования;

    • окончательно уточнить структуру реферата.

5. Оформление реферата

При оформлении реферата рекомендуется придерживаться следующих правил:

    • Следует писать лишь то, чем автор хочет выразить сущность проблемы, ее логику.

    • Писать строго последовательно, логично, доказательно (по схеме: тезис – обоснование – вывод).

    • Писать ярко, образно, живо, не только вскрывая истину, но и отражая свою позицию, пропагандируя полученные результаты.

    • Писать осмысленно, соблюдая правила грамматики, не злоупотребляя наукообразными выражениями.

Реферат выполняется в соответствии с требованиями стандартов, разработанных для данного вида документов. Работа выполняется на листах формата А4 (210*297мм) с указанием порядка листов (снизу, справа) и с соблюдением трафаретов (полей):

    • слева - 30 мм;

    • справа - 10 мм;

    • сверху - 20 мм;

    • снизу - 20 мм.

Текст реферата может быть выполнен как в рукописном виде, так и с применением средств оргтехники. При выполнении работы в рукописном виде почерк должен быть легко читаем, не содержать неустановленных сокращений и не создавать затруднений при проверке. (В приложении дается образец титульного листа).
Примерная тематика рефератов

  1. Законы теории коммуникации.

  2. Письменноречевая коммуникация.

  3. Устноречевая коммуникация.

  4. Тактики речевого общения.

  5. Интерактивная сторона общения.

  6. Коммуникабельность. Типы коммуникабельных людей.

  7. Коммуникативные барьеры.

  8. Коммуникативный кодекс.

  9. Комплимент: принципы его создания.

  10. Психологические механизмы влияния в коммуникации.

  11. Светское общение, его специфика.

  12. Речь как демонстрация социального статуса.

  13. Спор. Основные стратегии, тактики и приемы спора.

  14. Стратегии речевого общения.

  15. Структура аргументации. Расположение аргументов.


9. Вопросы для самоподготовки

  1. Основные понятия теории речевой коммуникации. Модель речевой коммуникации.

  2. Средства передачи информации. Соотношение понятий язык и речь.

  3. Речевая коммуникация. Модель речевой коммуникации.

  4. Язык и речь. Функции языка.

  5. Вербальные и невербальные средства передачи информации.

  6. Формы и типы речевой коммуникации.

  7. Специфика устной и письменной речи.

  8. Монолог. Диалог. Полилог.

  9. Виды речевой деятельности: говорение, слушание.

  10. Виды речевой деятельности: письмо, чтение.

  11. Базовые нормативные принципы, регулирующие поведение собеседников.

  12. Этапы подготовки публичного выступления.

  13. Структура публичного выступления.

  14. Классификация типов речей.

  15. Основные понятия теории аргументации. Способы аргументации. Речевые тактики и стратегии.

  16. Правила эффективного слушания.

  17. Виды чтения: ознакомительное, изучающее.

  18. Виды чтения: просмотровое, поисковое.

  19. Средства информативности и связности, реализуемые в тексте.

  20. Формы современного русского языка: территориальные диалекты, просторечие, жаргоны, литературный язык.

  21. Элементы языковой системы (фонема, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст).

  22. Функциональные стили речи. Разговорный стиль.

  23. Особенности научного стиля.

  24. Особенности официально-делового стиля.

  25. Особенности публицистического стиля.

  26. Особенности художественного стиля.

  27. Жанровые особенности научного текста (учебный реферат, научная статья).

  28. Жанровые особенности делового текста (деловые письма, рекламный текст).

  29. Лексические, морфологические, синтаксические особенности функциональных стилей русского языка.

  30. Функциональные типы речи: цель, объект, отличительные особенности.

  31. Описание, повествование, рассуждение: композиционные модели функциональных типов речи.

  32. Лексика и фразеология русского языка.

  33. Лексика русского языка. Историзмы. Архаизмы.

  34. Неологизмы. Иноязычные слова.

  35. Интернационализмы. Стилистические синонимы.

  36. Фразеология русского языка.

  37. Книжные, стилистически нейтральные, разговорные фразеологизмы.

  38. Литературные нормы русского языка: орфоэпические, акцентологические, лексические.

  39. Литературные нормы русского языка: морфологические, словообразовательные, синтаксические.

  40. Литературные нормы русского языка: стилистические, орфографические, пунктуационные.


10. Контроль над самостоятельной работой студентов

Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Существуют следующие виды контроля:

- входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины;

- текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях и практических (семинарских) занятиях;

- промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса;

- самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;

- итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;

- контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.

Наряду с традиционной формой контроля (зачет, экзамен) организация самостоятельной работы студентов производится на основе современных образовательных технологий. В качестве такой технологии в НОУ ВПО «ИнЭУ» (г. Пятигорск) рассматривается балльно - рейтинговая система комплексной оценки знаний студентов1, позволяющая обучающемуся и преподавателю выступать в виде субъектов образовательной деятельности, т.е. являться партнерами.

Рейтинговая система – это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе, выполнения планового объема самостоятельной работы. Введение многобалльной системы оценки позволяет, с одной стороны, отразить в балльном диапазоне индивидуальные особенности студентов, а с другой – объективно оценить в баллах усилия студентов, затраченные на выполнение отдельных видов работ.
Таблица 1. Рейтинговая система оценки освоения дисциплины (модуля) (выходной рейтинг – зачет)



Вид работы

Макс. кол-во баллов

Текущий контроль + итоговый контроль успеваемости (зачет)

100 баллов

Виды работ

Кол-во баллов по видам работ

1

Посещаемость студентов

10

2

Аудиторные работы

20

3

Самостоятельная работа (реферат/эссе/письменные домашние работы и др.)

20

4

Научный рейтинг

10

5

Итоговый контроль: зачет (2 вопроса)

40 (20+20)


Допуск к зачету - при наборе студентом не менее 40 баллов
Таблица 2. Шкала соотнесения баллов и оценок

Оценка

Кол-во баллов

зачтено

50-100

не зачтено

менее 50

Использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы студента в течение семестра, а также активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности. Введение рейтинга может вызвать увеличение нагрузки преподавателей за счет дополнительной работы по структурированию содержания дисциплин, разработке заданий разного уровня сложности и т.д. Но такая работа позволяет преподавателю раскрыть свои педагогические возможности и воплотить свои идеи совершенствования учебного процесса.

Весьма полезным является тестовый контроль знаний и умений студентов, который отличается объективностью, экономит время преподавателя, в значительной мере освобождает его от рутинной работы и позволяет в большей степени сосредоточиться на творческой части преподавания, обладает высокой степенью дифференциации испытуемых по уровню знаний и умений и очень эффективен при реализации рейтинговых систем, дает возможность в значительной мере индивидуализировать процесс обучения путем подбора индивидуальных заданий для практических занятий, индивидуальной и самостоятельной работы, позволяет прогнозировать темпы и результативность обучения каждого студента.

Тестирование помогает преподавателю выявить структуру знаний студентов и на этой основе переоценить методические подходы к обучению по дисциплине, индивидуализировать процесс обучения. Весьма эффективно использование тестов непосредственно в процессе обучения, при самостоятельной работе студентов. В этом случае студент сам проверяет свои знания. Не ответив сразу на тестовое задание, студент получает подсказку, разъясняющую логику задания и выполняет его второй раз.
11. Список рекомендуемой литературы
11.1. Основная литература:

1. Русский язык и культура речи: учебник / О.И. Глазунова. – М.: КНОРУС, 2012. – 248 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. проф. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: изд-во Юрайт; Юрайт-Издат, 2011. – 358 с.

3. Абелева И.Ю. Механизмы коммуникативной речи: учебное пособие. – М.: Издательство ПАРАДИГМА, 2012. – 288 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10915.html
11.2. Дополнительная литература:

1. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация: Учебник / Под ред проф. О. Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 272 с.

2. Роготнева Е.Н. Речевая коммуникация: учебное пособие. – Томск: изд-во Томского политехнического университета, 2011. – 60 с.

3. Валентей Т.В., Данилина В.В., Корнеева Ю.А. Речевая коммуникация в бизнесе. М.: Издательство: МГУ имени М.В. Ломоносова. – 2011, 152 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10915.html
11.3. Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы

Интернет-ресурсы:

1. Поиск по словарям - http://www.slovari.ru

2. Справочная служба русского языка - http://spravka.gramota.ru

3. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех http://www.gramota.ru/slovari/dic
Библиотечные системы:

1. Бесплатная электронная библиотека – Куб – http//www.koob.ru

2. Полнотекстовая библиотека по гуманитарным дисциплинам - http://www.gumer.info/

3. Электронная библиотека – RoyalLib.ru

4. Электронно-библиотечная система IPRbooks - http://www.iprbookshop.ru/10915.html

5. Электронно-библиотечная система «КнигаФонд» - http://www.knigafund.ru

Приложение. Образец титульного листа

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Институт экономики и управления» (г. Пятигорск)
НОУ ВПО «ИнЭУ»

____________________________________________________________________


Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин


инэу
РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
НА ТЕМУ: _________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

Выполнил (-а): студент (-ка) группы __________

Направление ______________________________

(указывается индекс и наименование направления)

___________________________________________

(Ф.И.О.)

Проверил (-а): _____________________________

___________________________________________

(Ф.И.О., уч. степень, уч. звание/должность)

г. Пятигорск, 201_ г.

1 Положение об организации учебного процесса с использованием балльно – рейтинговой системы комплексной оценки знаний студентов, рассмотренное и одобренное решением Ученого совета НОУ ВПО «ИнЭУ» (Протокол № 1 от 31.08.2012 г.)


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине в. 3 «Речевая коммуникация» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации предназначены для организации самостоятельной работы студентов всех отделений колледжа и направлены на...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине в. 3 «Речевая коммуникация» iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине в. 3 «Речевая коммуникация» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов: учебно-метод пособие/В. С. Ширманов, В. Н. Волков, Е....
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине в. 3 «Речевая коммуникация» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине «Процессы формообразования...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине в. 3 «Речевая коммуникация» iconМетодические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов учебной дисциплины
Методические рекомендации предназначены для студентов специальности (050709) «Преподавание в начальных классах» инаправлены на оказание...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине в. 3 «Речевая коммуникация» iconМетодические рекомендации по организации и методическому сопровождению...
Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине в. 3 «Речевая коммуникация» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов учебной дисциплины
В методических рекомендациях представлены методические принципы организации основных форм внеаудиторной самостоятельной деятельности...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине в. 3 «Речевая коммуникация» iconМетодические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов 2012 г
Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов / составитель методист ук омгпу осипенко...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине в. 3 «Речевая коммуникация» iconМетодические рекомендации «Организация самостоятельной работы по дисциплине «Математика»
Предлагаемое издание предназначено для преподавателей математики московских колледжей. Его цель – систематизировать материалы по...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине в. 3 «Речевая коммуникация» iconМетодические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работы...
Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы студентов во внеурочное время и разработаны в соответствии с требованиями...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине в. 3 «Речевая коммуникация» iconМетодические указания для организации самостоятельной работы по дисциплине...
Заполнить таблицу, отражающей различия по содержанию и форме реализации следующих практических моделей pr-коммуникаций: пресс-посредническая,...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине в. 3 «Речевая коммуникация» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Ностранный язык является подготовка к практическим занятиям и экзамену по дисциплине, а также, совершенствование навыков чтения текстов...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине в. 3 «Речевая коммуникация» iconМетодическая разработка на тему: Рекомендации по организации внеаудиторной...
Рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине Химия
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине в. 3 «Речевая коммуникация» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине в. 3 «Речевая коммуникация» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине в. 3 «Речевая коммуникация» iconМетодические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе...
Методические рекомендации предназначены для проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентами в соответствии с рабочей программой...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск