«Развитие гражданских качеств у школьников в процессе усвоения исторических и обществоведческих знаний»





Скачать 225.48 Kb.
Название«Развитие гражданских качеств у школьников в процессе усвоения исторических и обществоведческих знаний»
Дата публикации14.02.2015
Размер225.48 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

«Развитие гражданских качеств у школьников в процессе усвоения исторических и обществоведческих знаний»
Галятдинов Рифкат Хасанович,

учитель истории и обществознания

МОУ «Гимназия им. М. М. Вахитова г. Буинска РТ»
В процессе реформирования школы перед российским образованием начала XXI века стоит задача: войти в мировую, глобальную образовательную систему, не растеряв при этом лучшие черты российского, национального просвещения. При этом делается упор на гуманизацию образования, инновационность обучения и создание условий для развития ребенка как свободной, ответственной личности. Государство перестало насаждать мелочный контроль над образовательным процессом. Однако уйдя из образовательного поля, оно, к сожалению, упустило из внимания тот факт, что школа, помимо просветительской функции, выполняет и воспитательную функцию, создавая активного, полезного для общества человека. Гражданское воспитание тем и ценно, что для будущего страны важны не только знающие специалисты, но и их мировоззрение, гражданская, нравственная позиция. Проблема, над которой сегодня работаю, – «Развитие гражданских качеств у школьников в процессе усвоения исторических и обществоведческих знаний» - полностью отвечает современным требованиям к школе.

Свою педагогическую деятельность в качестве учителя истории я начал в 1981 году в Большебюргановской средней школе Буинского района РТ. Всегда считал, что важнейшей целью исторического образования является воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации. Отсюда и выдвинутые задачи:

  • обеспечение учащихся историческими знаниями об опыте человечества;

  • создание условий для овладения ими определенной суммой исторических знаний, необходимых для понимания общественных процессов, умения ориентироваться в исторических сведениях, понимания и объективной оценки историческим событиям в их взаимосвязи;

  • на основе развития эмоциональной сферы личности воспитание уважения и пробуждение интереса учащихся к истории и культуре своего и других народов;

  • формирование творческого и вместе с тем ответственного отношения к миру, подготовка школьников к восприятию духовно-нравственных ценностей;

  • развитие личности учащихся на основе овладения историческими знаниями, способности ориентироваться в важнейших достижениях мировой и национальной культуры.



За 29 лет педагогической деятельности сложилась определенная система работы по формированию гражданского самосознания учащихся, любви к большой и малой Родине, готовности служить ей.

Решая данные задачи, я осуществляю свою работу по нескольким направлениям:

  • уроки истории и обществознания,

  • элективные курсы и курсы дополнительного образования,

  • НОУ учащихся «Мысль»,

  • школьный краеведческий музей,

  • внеклассная работа,

  • подготовка учащихся к ЕГЭ;

  • подготовка учащихся к предметным олимпиадам.

В современной школе невозможно работать, если ты не владеешь передовыми педагогическими технологиями. Поэтому я стараюсь использовать модульное и проблемное обучение, информационно-коммуникационные и проектно-исследовательские, игровые технологии. Личностно-ориентированная и здоровьесберегающая направленность уроков истории, их различные виды, таких как «Дебаты», « Пресс-конференция» позволяют детям раскрыть полнее свой потенциал и с детства формировать стойкую позицию патриота.

Первые уроки истории в 6 классах я начинаю с истории семьи учащегося. Дети (кто самостоятельно, кто с помощью родителей) составляют генеалогическое древо своей семьи. Зачастую древо семьи получается очень разветвленным – ученики иногда вместе с родителями впервые открывали для себя продолжительную историю рода и семьи. Но очень часто древа семьи оказываются не очень большими, останавливаясь на бабушках, дедушках, а иногда и родителях. Любовь к Родине начинается с той семьи, где уважаются традиции предков, знают историю своего народа. Уроки истории заставляют детей и взрослых задуматься о преемственности поколений в своей семье. И это очень важно, поскольку человек приходит в этот мир с генной памятью предшествующих поколений. В патриотизме воплощены любовь, уважение, долг к родительскому началу в широком смысле этого слова.

Уроки истории, пронизанные интересом к истории своей семьи, народу, своим близким дают возможность сделать ученикам первый шаг по пути осознания себя гражданином Отечества, т.к. семья – основное звено общества и государства. При изучении темы «Подвиг Александра Невского в Ледовом побоище», организуем театрализованное представление, где ученики в костюмах русских и немецких рыцарей устраивают бой по исторической схеме. В ходе подготовки и во время самого урока ребята, погружаясь в события данной битвы, изготавливают костюмы той эпохи, многое узнают о славной странице российской истории.

Важным элементом в историческом образовании является воспитание гражданственности на ярких, эмоциональных примерах. В 2008 году отмечалось 1000-летие города Казани. Среди учащихся 8-х классов была проведена викторина знатоков истории Татарстана. Стены актового зала были украшены рисунками о Казани, портретами героев татарского народа, прославившихся в истории нашей страны. В центре сцены развевался татарстанский флаг. Мероприятие, помимо образовательных целей, имело воспитательный аспект. Изучая историю своего народа, ребята гордятся тем, как наши предки самозабвенно защищали свою Родину. Во время викторины команды знатоков отвечали на вопросы по истории родного края, по портретам пытались определить имена татарских героев. Мероприятие надолго осталось в памяти учащихся.

Уроки и внеклассные мероприятия направлены на восприятие школьниками страниц истории Татарстана, России. Героические примеры рождают у детей чувство любви, гордости за свое Отечество, за свой народ. Например, при изучении истории Великой Отечественной войны, чтобы показать поражение Красной Армии в начале войны, предлагаю прочитать книгу К.Симонова «Живые и мертвые», где в художественной форме показана растерянность армии, населения перед победами немецкой армии. Подводя итоги войны, провожу уроки пресс-конференции, где ученики вживаются в роль Сталина, Черчилля, Рузвельта и отвечают на вопросы журналистов, роль которых играют сами ученики (Приложение 3). Часто на уроки приглашаю ветеранов Великой Отечественной войны, участников локальных боевых действий, которые помогают больше осознать и понять, что только преданность и любовь к Родине, высокое чувство гражданственности и патриотизма помогли народу победить врагов.

В профильном социально-экономическом классе на уроках права много внимания уделяю закреплению таких тем как «Судебная система РФ» (Приложение 1) и провожу ролевую игру. Представлен, например, случай правонарушения, где ученик из шалости брызнул из газового баллончика другому человеку в лицо. В результате инцидента одноклассник потерял зрение. Урок проходит в форме судебного процесса, на котором есть «судья», «присяжные заседатели», «прокурор», «адвокат», «пострадавший», «подсудимый». Во время урока - «судебного процесса» заслушиваются все участники, и выносится обвинительный приговор. В ходе подготовки к уроку ученики изучили Уголовный Кодекс РФ, и приговор был вынесен по соответствующей статье.

В 11 классе проводим урок - ролевую игру «Заседание Государственной Думы». Класс «разбивается» на представителей политических партий, участвующих в работе Государственной Думы. Темой заседания нижней палаты российского парламента было обсуждение основных положений аграрной реформы П.А.Столыпина. Ученики оценивают столыпинскую реформу, исходя из программных положений политических партий начала XX века. В ходе урока - ролевой игры удается добиться эффективного усвоения и закрепления пройденного материала.

Таким образом, эмоциональность при изучении обществоведческих дисциплин, вовлечение учащихся в активную исследовательскую деятельность помогают лучше усваивать материал, делают предмет интересным и познавательным.

Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории эффективно, если исторический материал изучается по схеме: история родного края – история региона – история страны. В нашей гимназии ученики должны получать знания по истории Буинского района, Республики Татарстан, России.

Так, в 6 классе ученикам было предложено составить рассказ о своей улице и выяснить, почему она так названа. Не все ученики смогли справиться с заданием, так как не нашли информацию о топонимике улиц Буинска даже при участии родителей. К сожалению, данный факт не исключение. В сентябре 2009 года в преддверии 65- летия Победы нашей страны над фашистской Германией я попросил родителей своих учеников (20 человек) ответить на вопрос «Каких героев Великой Отечественной войны - наших земляков вы знаете?» Правильно ответили на поставленный вопрос всего 8 родителей. Это вызвано тем, что в наших школах уделяется мало времени на изучение истории родного края и из-за перегруженности учебного плана не хватает времени на так нужную для гражданского воспитания историю родного края.

Мне как учителю истории и обществознания приходиться работать в классах разных возрастов, разного темперамента, характера. Фундамент для достижения хорошей успеваемости и воспитанности закладывается в младшем возрасте. В этом возрасте их завораживает всё новое и интересное. Уже 12 лет в школе существует и работает школьный музей - уголок. Хотя накал страстей вокруг музейного дела в районе в последнее время слегка улегся, в нашей гимназии это не ощущается. Сбор экспонатов продолжается, с учащимися младших классов мы занимаемся классификацией и систематизацией материала, устраиваем выставки, приглашаем знаменитых людей нашего района. Большая заинтересованность учащихся краеведческой работой говорит о том, что им не безразлична судьба своего народа, своей истории, а значит, мой труд не напрасен.

В последнее время стала актуальной проблема глобализации, т.е. создание единой, мировой системы, основанной на приоритете общечеловеческих ценностей: демократии, прав человека, гражданского обществе и т.д. В связи с этим историческое образование определяет, в какой мере изучать материал отечественной и мировой истории. В основной школе ученики в равной степени получают знания по всему периоду всемирной и отечественной истории с древнейших времен до наших дней. В старших же классах упор делается на изучение истории России, что в первую очередь объясняется сдачей выпускных экзаменов по данному предмету. Тем самым разрушается связь исторических процессов, повлиявших на ход развития российского общества с тенденциями развития мировой цивилизации. Поэтому ученики не в полной мере могут соотносить место России в мировом сообществе.

В 10 – 11 классах мною проводится элективный курс «История и мир в XX веке», где прослеживаем взаимосвязь и взаимозависимость российской и мировой истории. В частности, в 11 классе изучение темы «Великая Отечественная война» невозможно без освещения событий Второй мировой войны. Поэтому ее изучение начинаю с событий Второй мировой войны в Европе, Азии и анализа их влияния на ход событий Великой Отечественной войны. В ходе анализа рассматриваются две точки зрения о роли ленд-лиза: одна - традиционная, принижающая данный факт, другая - современная, преувеличивающая роль помощи союзников. В результате вариативности подхода к данному историческому факту у учащихся развивается мышление, умение критически подходить к существующим точкам зрения.

С успехом проходят игры «Брейн-ринг», «Дебаты», которые проходят как шоу и носят обучающе - развлекательный характер. Красивое, оригинальное объявление вывешивается за 3 дня до мероприятия и носит романтическое название: «Битва крокодилов исторической науки» или «Битва титанов». Детям это очень нравится, и в зале обычно не бывает пустых мест.

Особое место в моей работе занимает научное общество учащихся «Мысль». Основными задачами НОУ являются выявление детской одаренности, раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к ведению научно-поисковой деятельности и подготовка к самостоятельной исследовательской деятельности, проведение исследований, имеющих практическое значение, разработка и реализация проектов, пропаганда достижений науки, техники, литературы, искусства, воспитание активной гражданской позиции, помощь в профессиональном самоопределении учащихся. Работа НОУ осуществляется в нескольких направлениях:

  • индивидуальная, включающая отдельные задания (подготовка докладов, сообщений, работа с учащимися по отдельной программе);

  • групповая форма, которая включает в себя работу над междисциплинарными исследовательскими проектами;

  • массовые формы, к числу которых можно отнести встречи с интересными людьми.

Используя научную литературу и современные Интернет - источники, учащиеся самостоятельно готовятся к семинарским занятиям, научно-практической конференции, выступают с докладами, пишут рефераты, участвуют в конкурсах различного уровня, занимают призовые места на школьных предметных олимпиадах. Эта работа также помогает мне заинтересовать учащихся своим предметом.

В жизнь современной школы ворвался и прочно закрепился Единый государственный экзамен. И учителя, и дети, и родители осознали всю серьезность этого инструмента, поняли, что, для того чтобы успешно сдать ЕГЭ, нужно знать и любить историю. Работу по подготовке учащихся к ЕГЭ организую по нескольким направлениям. Процесс повторения учебного материала поручается самим учащимся, сам же направляю и контролирую их деятельность. На дополнительных занятиях и элективных курсах делаю упор на систематизацию и углубление знаний, где обучение идет по более узким направлениям.

Работая в профильных классах, уделяю внимание профориентационной работе среди старшеклассников. С 2008 года веду курс «Основы государства и права» в профильных классах. Программа данного курса составлена на основе требований вступительных экзаменов ведущих центральных высших учебных заведений. Таким образом, работа по изучению основ государства и права акцентировалась и акцентируется на подготовке старшеклассников к вступительным экзаменам, так как многие хотят поступать в высшие юридические заведения. В ходе изучения курса старшеклассники изучают теорию права, основы конституционного строя Российской Федерации, права человека и гражданина, систему органов государственной власти РФ. Учащиеся также изучают трудовое, административное, семейное, уголовное законодательство, что создает условия для формирования правосознания, основанного на уважении законов и осознанной реализации своих прав и обязанностей. Непременным условием в правовом образовании учеников является изучение Конституции Республики Татарстан. Тем самым ученики определяют для себя роль нормативно-правовых актов республики, свое отношение к структуре правовой системы Российской Федерации.

Для лучшего закрепления правовых знаний применяю межпредметные связи, развиваю у учащихся умение применять усвоенную информацию в различных сферах. Так, например, ученик 9 класса Валеев Айдар написал доклад «Правовой статус ребенка от Руси до России», в котором проанализировал права несовершеннолетних от времен Киевской Руси до середины XIX века. В основе доклада - анализ нормативно-правовых актов, начиная с Русской Правды XI в. и заканчивая Сводом законов Российской империи 30-х гг. XIX в. Ученик проследил, каким образом происходило становление правового статуса ребенка в феодальном государстве. Он использовал свои знания по истории России для лучшего закрепления материала по предмету «Основы государства и права».

Важную роль в гражданском воспитании играют также внеурочные виды деятельности. В гимназии проводятся внеклассные общешкольные мероприятия, направленные на воспитание чувства гражданственности и патриотизма. Так, 18 февраля 2009 совместно с учителем истории мною было проведено общешкольное мероприятие в виде литературно-музыкальной композиции «Офицер – профессия героическая» (Приложение 2). На вечер были приглашены ветераны Великой Отечественной войны, боевых действий в Афганистане и Чечне, а также учащиеся 9-11 классов. Встреча прошла в эмоциональной обстановке, заставила детей сопереживать участникам героических событий и, несомненно, обогатила идеями патриотизма и гражданственности. Такие мероприятия оставляют след в душах наших воспитанников.

Большое значение у нас в гимназии придают приобретению учащимися навыков политической культуры, воспитанию гражданина. Свое умение разбираться в системе государственной власти РФ, особенностях избирательной системы, политических прав граждан учащиеся показали в проведённых детских выборах президента школы в 2009г.

Таким образом, как учитель истории и обществознания определяю следующие основные направления своей деятельности:

  • развитие гражданских качеств является важной целью исторического и правового образования;

  • уроки должны носить эмоциональную окраску для лучшего восприятия прошлого и настоящего своей родины;

  • уроки должны быть разнообразными по форме

  • должна существовать интеграция гуманитарных предметов: истории, литературы, права, политологии, культурологии, что дает наиболее полное представление об изучаемом явлении, факте;

  • воспитание настоящего патриота основано на знании истории родного края – родного региона – родной страны и их значения в развитии мировой цивилизации;

  • правовое образование должно носить практический характер, позволяя в настоящее время применять свои правовые знания в повседневной жизни.

Каковы же результаты? О степени сформированности у учащихся гражданских качеств, уровне полученных ими исторических и обществоведческих знаний говорят следующие цифры:


Показатели результативности учащихся


учебный год

Предмет (ы)

Класс (ы)

Успеваемость (%)

Качество знаний (%)

2006/2007

история

5-7, 10

100

73,2

2007/2008

история

5-9, 11

100

71,5

2008/2009

история

6-9

100

75,6


Подготовка воспитанников-победителей и призеров предметных олимпиад различного уровня

Год

Класс

Фамилия, имя призера

Уровень

Результаты

2007/

2008

11

Хайрутдинова Гузель

районный

3-место

2009/

2010

2009/

2010

10
10

Гайнуллин Ильназ
Гайнуллин Ильназ

районный
районный

3-место
3-место





Медалисты

Уч. год

золото

серебро

2006-2007

1

3

2007-2008

1

1

2008-2009

2

4


Поступление выпускников в ВУЗы


Учебный год

Классы

Общее поступление

%

По профилю

%

2006-2007

Профильные

Общеобразовательные

90

65


70

30

2007-2008

Профильные

Общеобразовательные

90

57


65

35

2008/2009

Общеобразовательные

95



72




В заключение хочу отметить, что важнейшим компонентом образования, несомненно, является учитель, педагог, чьи знания, мировоззренческие, ментальные убеждения и личностные качества являются наиболее весомым фактором результативности патриотического воспитания. И потому я предъявляю к себе – учителю – особые требования в подготовке к занятиям, отбору содержания образования, который несет в себе патриотический компонент, способам обучения и общения с учащимися.

Невозможно воспитать патриота и гражданина, читая ребенку только лекции или увещевая. Важнейшие человеческие качества: духовность, патриотизм, гражданственность - воспитываются всем содержанием обучения, всеми отношениями, возникающими в школе, потому что нет в учебном плане школы такого предмета, средствами которого нельзя было бы воспитывать в ребенке любовь к Родине.
Приложение 1
Галятдинов Рифкат Хасанович, учитель истории и обществознания

муниципального образовательного учреждения

МОУ «Гимназия имени М. М. Вахитова г. Буинска РТ»
ТЕМА УРОКА: СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС.

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 09.12.09

КЛАСС – 9 В



Цели урока:

  1. Закрепить знания о системе правосудия в РФ.

  2. Усвоить знания об основном положении судебной системы РФ.

  3. Развить правовое сознание учащихся, как важный компонент гражданского воспитания; развить умение учащихся отстаивать свою позицию, вести дискуссию.


План.

  1. Объявление темы, цели урока.

  2. Ролевая игра – «Судебный процесс».

  3. Обсуждение ролевой игры.


Урок проходил в форме ролевой игры с предложенной ситуацией.

Класс был разделен на субъектов судебного процесса:

«Судья» – Кузнецов С.

«Прокурор» – Азизов А.

«Адвокаты» - Шакурова Л., Замалетдинова Э.

«Пострадавший» – Мухаметзянов Р.

«Подсудимый» - Ибрагимов А..

«Соучастники» – Хусаинов И., Абдрахманов И.

«Свидетели» – АбдрахмановаЛ., Заббарова Л.

Остальные ученики – присяжные заседатели.
Вначале «судья» изложил суть дела: «подсудимый», ученик 9 класса (14 лет), принес в школу газовый баллончик и направил струю газа на своего одноклассника. В результате одноклассник потерял зрение.

В ходе допроса «подсудимого» выяснилось, что он признает вину и раскаивается в содеянном. «Подсудимый» также отвечал на вопросы «прокурора», «адвокатов» и «присяжных заседателей».

«Пострадавший» также выступил на процессе и объяснил суть дела. «Соучастники» показали, что они принесли в школу баллончик и не предполагали о последствиях.

В своей речи «прокурор» посчитала действия «подсудимого» как противоправное, уголовное деяние, т.к. оно было совершено дееспособным лицом (14 лет), нанесшим тяжкий вред здоровью другого человека. По мнению «прокурора», рассматриваемое уголовное деяние попадает под действие ч.1. ст. 3. Уголовного Кодекса РФ и потребовала от суда максимального наказания по данной статье в виде лишения свободы до 8 лет.

В своих выступлениях «защитники» просили смягчить наказание в виде лишения свободы до 2-х лет, мотивируя следующими фактами:

  1. «Подсудимый» раскаялся в своем противоправном поступке и считает себя виновным.

  2. Это первый противоправный поступок в жизни «подсудимого», до этого он положительно характеризовался в школе и семье.

  3. Семья «подсудимого» обязуется выплатить все материальные расходы, направленные на лечение «пострадавшего».

Исходя из выступлений участников судебного процесса, «суд присяжных» вынес решение: «Виновен, но заслуживает снисхождения».

Окончательное решение принял «судья»:

  1. Считать подсудимого виновным в совершении противоправного уголовного деяния.

  2. Утвердить меру наказания – 6 лет лишения свободы.


Анализируя урок, можно сказать следующее:

  1. Цель урока достигнута, учащиеся закрепили основные знания о судебном процессе.

  2. Участники ролевой игры, в целом, справились с заданием, хотя были отдельные ошибочные суждения.

  3. Форма урока – ролевая игра - способствовала развитию творческих способностей, развила у учащихся умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.

  4. Закрепленные правовые знания будут способствовать развитию у учащиеся правового сознания, т.е. способности понимать важность роли права для общественной жизни.



Приложение 2
Галятдинов Рифкат Хасанович, учитель истории и обществознания

муниципального образовательного учреждения

МОУ «Гимназия имени М. М. Вахитова г. Буинска РТ»
СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРА «ОФИЦЕР – ПРОФЕССИЯ ГЕРОИЧЕСКАЯ».

Честь- святыня офицера,

она – высшее благо…
Звучат фанфары.

Звучит песня «Люблю тебя, моя Россия!».

Вед.1 Россия, Русь – куда я ни взгляну…

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы.
Вед.2 Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив у мутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя…

Россия, Русь! Храни тебя, храни!
Звуки песни становятся громче. Затем – пауза.

Вед.1 Из крови, пролитой в боях,

Из праха , обращенных в прах,

Из мук казненных поколений,

Вед.2 Из душ, крестившихся в крови,

Из ненавидящей любви,

Из преступлений, исступлений –

Возникнет праведная Русь!

Вед.1 Добрый вечер!

Вед.2 Рады приветствовать Вас на празднике, посвященном Дню защитников Отечества, который будем вести мы :

Вед.1 Тазиева Эндже

Вед.2 И Галятдинов Рифкат Хасанович

Вед.1 « Офицер – профессия героическая!» - так называется наш праздник.

Вед.2 Российский офицер во все времена олицетворял мужество, совесть, достоинство и честь армии. Тому немало примеров. Вспомним…

Вед1. Сорок первый – кровавое знойное лето.

Сорок третий – атаки в снегах и морозы.

Сорок пятый – за Вислой идет сраженье,

За Родину в бой ведут офицеры.

Звучит песня Газманова «Офицеры»

Вед.2 Победой кончилась война,

Те годы позади.

Горят медали, ордена

У многих на груди.

Вед.1.Кто носит орден боевой

За подвиги в бою.

А кто – за подвиг трудовой

В своем родном краю.

Вед.2 Мы приглашаем на сцену ветерана Великой Отечественной войны

__________________________________________

Выступление ветерана.

Вед.2. Для Вас, уважаемый ____________________________ , и всех ветеранов войны звучит песня «Ничто не забыто, никто не забыт», которую исполнит___________________.

Звучит песня. На сцену выходят девушки и юноши со свечами.

Вед.1 Почтим память павших минутой молчания.
Вед.2 Эстафета мужества передается от поколения к поколению, потому что в основе подвигов лежат священные для каждого человека понятия: Родина, дружба, воинский долг.

Вед.1 Афганистан – страшная и странная страница нашей истории. Пусть спорят политики. Мы говорим о героях…

Звучит песня про Афганистан.

Вед.2. Герои афганской войны не какие – то необыкновенные люди, наделенные особыми качествами. Они такие же, как все солдаты, офицеры, недавние школьники, вчерашние курсанты…

Вед.1. Мы приглашаем на сцену ветерана афганской войны___________________________________

Выступление ветерана войны в Афганистане.

Вед.1 Вы, чьи широкие шинели

Напоминали паруса.

Чьи шпоры весело звенели

И голоса,

И чьи глаза, как бриллианты,

На сердце оставляли след.

Вед.2.Одним ожесточеньем воли

Вы брали сердце и скалу,

Цари на каждом бранном поле

И на балу.

Вас охраняла длань господня

И сердце матери, - вчера

Мальчишки – мальчики, сегодня –

Офицера!...

Завершая наш вечер, хотелось бы поздравить с праздником всех защитников Отечества: и бывших, и будущих, и настоящих.

Вед.1 С праздником Армии!

Вед.2 С праздником воинов.

Вед.1 С праздником братьев,

Вед.2 Отцов и мужей,

Вед.1 Их устремленьями,

Славы достойными,

Вед.2 Мир сбережен на планете людей!

Под аплодисменты провожают ветеранов, затем зал покидают все участники и приглашенные.

Прложение 3

Галятдинов Рифкат Хасанович

учитель истории и обществознания

гимназии им. М. М. Вахитова г.Буинска РТ
Приложение к описанию опыта работы.

Тема: «Историческое значение, итоги, уроки Второй Мировой войны »
Тип урока: обобщение, повторение и систематизация материала.

Вид урока: пресс- конференция.

Методы: ролевая игра, обсуждение вопросов по проблеме, анализ исторического материала.

Цели урока:

  • Углубление знаний по истории Второй Мировой войны.

  • Развить умение устанавливать причинно- следственные связи, развить аналитическое мышление учащихся.

  • Воспитать у учащихся гражданственность на примере героев – защитников Отечества

План урока

  • Ролевая игра с широкими обсуждениями ответов «исторических лиц».

  • Систематизация знаний по теме.

Ход урока


    1. Оргмомент.

    2. Актуализация знаний.65- я годовщина Великой Победы. Существование спекуляций во круг вопроса о вкладе народов разных стран в дело победы.

    3. Основная часть.

  • Заранее подготовленные играть роль исторических деятелей учащиеся занимают места. Учитель задает им вопросы, они на них отвечают, их ответы активно обсуждаются журналистами. При обсужден ответа одного «исторического деятеля» другие «исторического деятели» участвуют как журналисты.

Вопросы:

  1. Сталину И.В.- «Почему вы не прислушались к предупреждениям советских разведчиков о возможности нападения Германии?»

  2. Жукову Г.Г.- «Готовил ли СССР наступательную войну против Германии ?»

  3. Черчеллю Г.У.- «Чем объяснить тот факт, что Великобритания и США, не смотря на тесное сотрудничество СССР с Германией в 1939-1940гг. сразу же после начала ВОВ заявили о полной поддержке советского народа и оказании ему военно-технической и экономической помощи?»

  4. Василевскому А.__ – «Как вы объясните широкое распространение на фронте лозунга «За Родину», «За Сталина»?»

  5. Хрущеву Н.С.- « Генерал Власов- борец с режимом или предатель?»

  6. Жукову Г.К.- «Почему вооруженные силы СССР, обладая превосходством в военно-техническом отношении, в первые месяцы войны терпели катастрофы?»

  7. Хрущеву Н.С.- «В годы войны Германия у себя и в оккупированных территориях произвела 36 млн.тонн стали, СССР 18 млн.тонн. Но СССР произвел вооружение в 2 раза больше, как это понимать?»

  8. Рузвельту Ф.Д.- «Почему союзники СССР так долго тянули с открытием «второго фронта»?»

  9. Василевскому А.__ – «Советская система тормоз или залог успеха в войне?»

  10. Хрущеву Н.С.- «Объясните причину и смысл Сталинской депортации целых районов?»

  11. Сталину И.В.- «Германия, ведя войну самыми сильными державами мира, потеряла 13,5 млн.человек, СССР на много больше- 27 млн. человек?»

  12. Эйзенхауэру Д.- « В марте- апреле 1945г. немецкие войска полностью прекратили сопротивление Англо- американским войскам, а советским войскам оказывали ожесточенное сопротивление. Как вы это объясните?»

  13. Шостаковичу Д.- «Есть такая поговорка: «Когда пушки говорят, музы молчат». В годы ВОВ музы молчали?»

  14. Рузвельту Ф.Д.- « В годы войны США и Англия оказали большую экономическую помощь советскому народу. Что мешало оказать помощь в больших масштабах?»

    • На этом этапе урока учащиеся должны сформулировать основные итоги, историческое значение и уроки Великой Победы.

Итоги и историческое значение:

  • Разгром самых реакционных и агрессивных фашистских и милитаристских держав, угрожавших всему миру.

  • Привело к признанию общечеловеческих ценностей, международных правовых норм, созданию ООН.

Уроки войны:

  • Нацистские преступники, преданные суду военного международного трибунала в Нюрнберге, японские руководители приговорены к смертной казни в Токио.

Работаем над проблемой периодизации этапов ВОВ и закрепляем материал.


  • Нужно определить название периодов ВОВ.




Периоды

Время

Название периода



22 июня 1941г. начало 1942г.






Начало 1942г.-1943г.






1944г.- 9мая 1945г.






9 августа 1945- 2 сентября 1945





- Нужно определить, какому этапу относится данное событие:

    • Битва за Берлин;

    • Смоленское сражение;

    • Оборона Севастополя;

    • Блокада Ленинграда;

    • Висло - Одерская операция;

    • Операция «Багратион»;

    • Немецкая операция «Цетадель»

    • Сталинградская битва;

    • Оборона Киева;

    • Тегеранская конференция;

    • Прорыв линии Маннергейма;

    • Преодоление войсками пустыни Гоби и горные цепи Большого Хангана;

    • Ялтинская конференция;

    • Операция «Уран»;

    • Битва за Кавказ;

    • Битва за Атлантиду;

    • Битва за Эль- Аламейн на Северной Африке


Домашнее задание:

Подготовиться к контрольной работе по теме «Вторая мировая война»





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Развитие гражданских качеств у школьников в процессе усвоения исторических и обществоведческих знаний» iconРазвитие толерантности у младших школьников в процессе изучения иностранного языка
Ивают необходимость перехода к компетентностно-деятельностному подходу в обучении, который обеспечивает " достижение планируемых...
«Развитие гражданских качеств у школьников в процессе усвоения исторических и обществоведческих знаний» iconРазвитие памяти учащихся в процессе обучения на уроках русского языка и чтения
Способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но формируются и развиваются в процессе деятельности. Учебная деятельность...
«Развитие гражданских качеств у школьников в процессе усвоения исторических и обществоведческих знаний» iconМетодическая разработка «сенситивные периоды развития двигательных качеств школьников»
Теоретические основы сенситивных периодов развития физических качеств школьников
«Развитие гражданских качеств у школьников в процессе усвоения исторических и обществоведческих знаний» iconРеферат по предмету физическая культура Тема: «влияние лыжного спорта...
Развитие специальных физических качеств, при занятиях лыжным спортом
«Развитие гражданских качеств у школьников в процессе усвоения исторических и обществоведческих знаний» iconВопросы к экзамену за 4 курс (7 семестр) Структура исторических знаний...
Сущность, значение и соотношение между собой событий, явлений, процессов, законов и исторических закономерностей
«Развитие гражданских качеств у школьников в процессе усвоения исторических и обществоведческих знаний» iconРабочая программа по дисциплине с социология
Целью курса является создание системы знаний об обществе у будущего бакалавра, участие в процессе усвоения необходимых знаний и навыков,...
«Развитие гражданских качеств у школьников в процессе усвоения исторических и обществоведческих знаний» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Закрепление знаний и представлений школьников о безопасности дорожного движения. Развитие у школьников способностей обобщать...
«Развитие гражданских качеств у школьников в процессе усвоения исторических и обществоведческих знаний» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Укрепление здоровья учащихся, развитие физических качеств, реализация приобретённых знаний по английскому языку и развитие...
«Развитие гражданских качеств у школьников в процессе усвоения исторических и обществоведческих знаний» iconРазвитие практических умений учащихся через использование умк издательства...
Ючается в том, что необходимым условием его усвоения является наличие у школьников умений пользоваться различными источниками географической...
«Развитие гражданских качеств у школьников в процессе усвоения исторических и обществоведческих знаний» iconРазвитие общей культуры школьников через традиционные мероприятия...
...
«Развитие гражданских качеств у школьников в процессе усвоения исторических и обществоведческих знаний» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одной из главных задач физического воспитания школьников и юных спортсменов является гармоничное физическое развитие, а также развитие...
«Развитие гражданских качеств у школьников в процессе усвоения исторических и обществоведческих знаний» iconИнновационного опыта
Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения и воспитания
«Развитие гражданских качеств у школьников в процессе усвоения исторических и обществоведческих знаний» iconКонспект непосредственно образовательной деятельности
...
«Развитие гражданских качеств у школьников в процессе усвоения исторических и обществоведческих знаний» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью элективных курсов является развитие, дополнение, углубление содержания базового и профильного курсов математики, удовлетворение...
«Развитие гражданских качеств у школьников в процессе усвоения исторических и обществоведческих знаний» iconПутешествие по элладе
Цель урока: систематизация, обобщение и закрепление знаний по истории древней Греции; развитие умений учащихся по работе с исторической...
«Развитие гражданских качеств у школьников в процессе усвоения исторических и обществоведческих знаний» iconОпыта: «Развитие познавательной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний»
Тема опыта: «Развитие познавательной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск