Развитие практических умений учащихся через использование умк издательства «Просвещение» линии «Сфера»





Скачать 67.51 Kb.
НазваниеРазвитие практических умений учащихся через использование умк издательства «Просвещение» линии «Сфера»
Дата публикации11.09.2014
Размер67.51 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Развитие практических умений учащихся через использование УМК издательства «Просвещение» линии «Сфера»
Автор Шацких Н.В.


Специфика географии как школьного предмета заключается в том, что необходимым условием его усвоения является наличие у школьников умений пользоваться различными источниками географической информации для получения знаний: текстовыми, картографическими, статистическими и др. Овладеть этими умениями можно только в ходе выполнения практических работ.
Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими как чтение, анализ, сопоставление физических карт, статистических материалов и т.п. Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, развитию самостоятельности.
Программные практические работы ориентированы на формирование следующих умений: называть и показывать различные географические объекты; описывать и характеризовать объекты, явления, территории, взаимосвязи между компонентами, определять направления, географические координаты; измерять расстояния, азимуты; наблюдать за различными компонентами природы, различные географические, экологические и другие ситуации; прогнозировать изменения, взаимоотношения различных явлений и процессов.
И для начинающего и для опытного учителя сложно проектировать и проводить уроки географии практической направленности. Сложность заключается в том, что организация уроков-практикумов требует большой предварительной подготовки учителя и учащихся, глубоко продуманной организации по выполнению практической работы, ее оформлении и оценивании. Кроме того, учитель должен предусмотреть в таком уроке и современные подходы к обучению: дифференциацию, индивидуализацию, развитие личностных качеств, формирование коммуникативных способностей и т.д., что опять-таки затрудняет процесс проектирования урока. На первом этапе формирования умений у учащихся по проектированию навыков практической деятельности, необходим четкий алгоритм выполнения этих работ. Авторы издательства «Просвещение» учли эти проблемы при создании УМК линии «Сферы».
УМК очень интересный, содержательный, хорошо интегрируется с другими предметами, облегчает подготовку к уроку учителю, прививает интерес к географии у детей. В едином информационном «ядре» представлено изучение предмета через взаимосвязь всех компонентов комплекта. УМК обладает высокой информационностью, взаимосвязью компонентов, в нем учитываются возрастные особенности при выполнении практических работ, есть подача материала с использованием новых современных технологий.

Большой вклад в развитие практических навыков на уроках географии вносит учебник нового поколения УМК «Сфера». Параграф (урок) учебника занимает один разворот и включает фиксированный набор структурных элементов. К основному тексту параграфа относятся и такой элемент, как "Мои географические исследования": практические задания с "помощником" - обучающим инструментом для выполнения практических работ, определяющим алгоритм выполнения работы. Выполнение практических заданий этой рубрики не вызывает затруднения у учащихся, т.к. задания сформулированы четким и доступным для понимания языком. Облегчает работу и указание страниц в атласе, с которыми нужно работать при выполнении данной практической работы.

Главное преимущество в использовании учебника с электронным приложением - это создание познавательного и развивающего поля, позволяющего достичь высокой степени индивидуализации обучения на основе повышения уровня самостоятельной учебной деятельности учащихся.
Главным «помощником» при подготовке и проведении уроков географии практической направленности является тетрадь-практикум УМК «Сфера».
Тетрадь-практикум - это составная часть учебно-методического комплекта «География. Планета Земля» для 6 класса линии «Сферы». В ней содержится материал для организации практических работ по всем темам курса с заданным алгоритмом их выполнения и формами для фиксирования результатов. Главная особенность содержания тетради-практикума заключается в предоставлении возможности ознакомления учащихся с разнообразными методами географических исследований при выполнении заданий в классе и работе на местности. Последовательность практических работ отвечает структуре учебника. Использование тетради-практикума ориентировано на применение теоретических знаний в практической деятельности, формирование умений наблюдать за географическими объектами и явлениями в природе, объяснять их особенности, выполнять измерения, оформлять результаты своей работы.
Более подробно взаимосвязь между теоретической и практической частями можно проследить на примере темы «Атмосфера - воздушная оболочка Земли». Теоретические знания по этой теме формируются при работе с учебником, а практические умения и навыки отрабатываются при выполнении практических работ. При изучении темы «Атмосфера - воздушная оболочка Земли» учителю необходимо сформировать следующие умения и навыки:

  • Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;

  • представлять результаты измерений в разной форме;

  • выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных;

  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха воздействий;

  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Учащиеся выполняют практическую работу: строят графики хода температур, диаграмму облачности, атмосферного давления и розу ветров.
На столах у каждого имеются инструкции по выполнению этой работы. В работе может присутствовать элемент творчества учащихся: они заранее готовят титульный лист своей работы, отмечая на нем название и народные приметы, описываемого месяца и используют свои цифровые фотографии.
Работа с компьютером, в том числе и составление презентаций, применима при выполнении практических работ из тетради - практикума. Например, работа с компьютером в программе Paint возможна при выполнении практической работы «Составление маршрута воображаемой экспедиции»; предусмотрено составление презентации по теме: «Великие русские путешественники» в главе «Развитие географических знаний о Земле»; возможна работа с компьютером при выполнении практической работы «Построение профиля рельефа» глава «Литосфера - каменная оболочка Земли».
Тетрадь-тренажер является составной частью учебно-методического комплекта "География. Планета Земля". В ней содержатся задания для самостоятельной работы учащихся. Главная особенность тетради заключается в ее фиксированном по темам курса формате, при котором задания в рамках каждой темы сгруппированы по видам работ, соответствующим формируемым в курсе географии умениям и навыкам. Это обеспечивает возможность их отработки на разных по содержанию заданиях. Использование тетради-тренажера ориентировано на активизацию процесса обучения и работы на результат. Этому способствует введение системы набора баллов за каждый вид работы, при этом выставление оценки в ней не является обязательным. Каждый блок заданий по теме обозначен шариком определенного цвета и включает задания разного уровня ("Решаем тесты", "Работаем с текстом", "Работаем с картой", "Смотрим и думаем", "Считаем и сравниваем"). По итогам выполнения заданий, подсчитывается сумма шариков, результат сравнивается с максимально возможным и записывается в специальных ячейках рубрики "Подведем итоги».

Большое внимание в тренажере отводится формированию навыков работы с картографическими материалами и иллюстрациями, что отражает специфику предмета, а также умения работать с текстом и статистическими материалами. Так, например, для отработки практических умений и навыков по теме «Атмосфера - воздушная оболочка Земли», можно использовать следующие задания в тетради - тренажере:

  1. «Выполняем тесты»: стр.20, задания 1,4,6,8;

  2. «Работаем с текстом»: стр.22 - 23, задания 1,4;

  3. «Работаем с картой»: стр.26-27, задания 5,7;

  4. «Смотрим и думаем»: стр.28-32, задания 1,2,4,5,7,8,11,12;

  5. «Читаем и сравниваем»: стр.33-37, задания 1,3,11,12.

Прекрасным дополнением УМК и помощником, при формировании практических умений и навыков, является обучающее пособие - атлас, выполненное с помощью современного дизайнерского оформления. Его картографическое и текстовое содержание дополняют, расширяют географическое содержание УМК, помогают организовать деятельность учащихся. Содержание атласа представлено следующими темами:

"Земля - планета солнечной системы", "Путешествия и исследования Земли", "Модели Земли", "Литосфера", "Гидросфера", "Атмосфера", "Биосфера", "Почвы", "Человек на Земле", "Природное наследие".
Завершают УМК линии «СФЕРА» контурные карты. Контурные карты с заданиями выполнены в технике объемного изображения рельефа. К каждой карте прилагается система разноуровневых заданий, ориентированных на закрепление основных географических знаний и картографических навыков, а также на развитие аналитических способностей школьников.

Непосредственное наблюдение и анализ деятельности учащихся во время практической работы позволяет определить тех, кто нуждается в дополнительном времени на обучение необходимым умениям, вычленить наиболее трудно усваиваемые ими умения, выявить глубину непонимания изучаемых теоретических понятий. Также важно помнить, что учитель – это не только организатор и управленец, это, прежде всего помощник и консультант.

Таким образом, практическая направленность школьной географии – это многофункциональная и многоаспектная методическая категория. Она проявляется не только в формировании географических знаний и умений, опыта деятельности, но и в развитии познавательной и интеллектуальной сферы учащихся. Практические работы являются важнейшим средством воспитания и образования, усиления практической значимости школьной географии. Они способствуют реализации новой структуры ценностей современного общества, основу которой составляет позиция – компетенция.

Литература

1.А.А.Лобжанидзе. География.Планета Земля. Учебное пособие для учащихся 5 -6 классов.- М.: Просвещение, 2012

2.Ю.К. Бабанский. Избранные педагогические труды.- М.: Педагогика, 1999.

3.Методика обучения географии в средней школе/ Под ред.А.Е. Бибик- М.: Просвещение,2000

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитие практических умений учащихся через использование умк издательства «Просвещение» линии «Сфера» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для обучения учащихся 7 класса немецкому языку на основе линии умк «Немецкий язык. 7 класс» авторов И. Л....
Развитие практических умений учащихся через использование умк издательства «Просвещение» линии «Сфера» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для обучения учащихся 6 класса немецкому языку на основе линии умк «Немецкий язык. 6 класс» авторов И. Л....
Развитие практических умений учащихся через использование умк издательства «Просвещение» линии «Сфера» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа предназначена для обучения младших школьников английскому языку на основе линии умк «Английский язык» (2-4 классы)...
Развитие практических умений учащихся через использование умк издательства «Просвещение» линии «Сфера» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Новые линии учебников по всеобщей и отечественной истории издательства «Просвещение»
Развитие практических умений учащихся через использование умк издательства «Просвещение» линии «Сфера» iconТема обобщенного опыта
Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» как средство формирования коммуникативной компетенции...
Развитие практических умений учащихся через использование умк издательства «Просвещение» линии «Сфера» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие экономического мышления и формирование практических и целевых умений на уроках экономики и географии через организационно-познавательную...
Развитие практических умений учащихся через использование умк издательства «Просвещение» линии «Сфера» iconМетодическая разработка по теме: «Использование технологии «Развитие...
«Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы»
Развитие практических умений учащихся через использование умк издательства «Просвещение» линии «Сфера» iconИндивидуальное развитие организма
Активизация познавательной деятельности учащихся через использование схем, таблиц на уроках биологии
Развитие практических умений учащихся через использование умк издательства «Просвещение» линии «Сфера» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
М. Просвещение, 2011. — 144 с. Рабочая программа по биологии для 5—9 классов разработана к учебно-методическим комплексам линии «Сферы»...
Развитие практических умений учащихся через использование умк издательства «Просвещение» линии «Сфера» iconАзы аналитической химии
Программа предусматривает углубление знаний учащихся по химии, развитие их познавательных интересов, развитие умений и навыков выполнения...
Развитие практических умений учащихся через использование умк издательства «Просвещение» линии «Сфера» iconРазвитие личности младшего школьника через умк «Гармония»
«Письмо с «окошками» как способ развития орфографической зоркости учащихся начальных классов»
Развитие практических умений учащихся через использование умк издательства «Просвещение» линии «Сфера» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для обучения младших школьников английскому языку в специальном образовательном учреждении начального общего...
Развитие практических умений учащихся через использование умк издательства «Просвещение» линии «Сфера» iconРабочая программа по предмету «Окружающий мир»
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по окружающему миру (М.: Просвещение,...
Развитие практических умений учащихся через использование умк издательства «Просвещение» линии «Сфера» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развивающие: развитие и поддержка внимания учащихся через смену учебной деятельности; развитие речи учащихся через организацию диалогического...
Развитие практических умений учащихся через использование умк издательства «Просвещение» линии «Сфера» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи: развитие умений прогнозирования содержания текста по иллюстрациям и невербальным опорам, развитие умений ознакомительного...
Развитие практических умений учащихся через использование умк издательства «Просвещение» линии «Сфера» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Преподавание биологии с использованием умк «„Сферы“ – урок XXI века» издательства «Просвещение»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск