Методическая разработка «сенситивные периоды развития двигательных качеств школьников»





НазваниеМетодическая разработка «сенситивные периоды развития двигательных качеств школьников»
страница1/3
Дата публикации14.07.2014
Размер0.57 Mb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Культура > Методическая разработка
  1   2   3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЯКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ
ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ»

Автор

Сидоров Борис Николаевич,

учитель физической культуры


2006 год

с. Бяково

Содержание

Введение………………………………………………………………….

2

  1. Теоретические основы сенситивных периодов развития физических качеств школьников……………………………………..


4

1.1. Воспитание физических (двигательных) качеств………………

4

1.2. Возрастная периодизация детей охватывающая сроки обучения в школе………………………………………………………..


14

    1. Учёт методов принципов и психологических особенностей школьников при воспитании физических качеств……………..


14

  1. Из опыта работы «Сенситивные периоды воспитания физических качеств школьников»……………………………………


18

  1. Заключение………………………………………………………………

21

  1. Список используемой литературы…………………………………..

22

  1. Приложение…………………………………………………………….

23

Введение

Актуальность выбранной темы.

Мы считаем, что выбранная нами тема актуальна в связи с тем, что в настоящее время большое внимание уделяется проблеме сохранения здоровья подрастающего поколения, которая стала основной задачей нашего общества. Школе отводиться ведущая роль в решении этой проблеме. Вот почему одной из основных задач школы является сохранение и укрепление здоровья учащихся, создание и использование здоровье сберегающих технологий.

Приоритет в решении этой задачи отводиться воспитанию физически здоровой личности. Основная роль при этом отводиться урокам физической культуры, а также организации физкультурно-оздоровительной работы.

В данной работе мы хотели бы поделиться опытом воспитания физических качеств1, с учётом сенситивных периодов2 (физиологических особенностей) школьников разных возрастов.

Цель нашей работы следовать здоровье сберегающим технологиям при воспитании физических качеств, подходить к процессу обучения с учётом индивидуальных, возрастных физиологических особенностей детей.
Основными задачами при этом мы считаем:

  1. Развитие общих физических качеств школьника: силы, быстроты, выносливости, гибкости.

  2. Пропаганда здорового образа жизни, воспитание потребности в сохранении собственного здоровья

  3. Развитие навыков самоорганизации своей деятельности и самоконтроля

В основу нашей работы по воспитанию двигательных качеств мы положили знания возрастной физиологии школьников.

Знание физиологии ребёнка необходимо при физическом воспитании для определения эффективных методов обучения двигательным действиям на уроках физической культуры, для разработки методов формирования двигательных навыков, развития двигательных качеств. Закономерности физического воспитания невозможно выявить без познания физиологических основ двигательной деятельности организма. Глубокое понимание механизмов, лежащих в основе возрастных изменений, поможет избежать ошибок в методике, в подборе и дозировании физических упражнений.

Многолетний процесс физического воспитания может быть успешно осуществлён при условии тщательного учёта возрастных особенностей человека.

В нашей работе, опираясь на научные труды в области теории и методики физического воспитания, возрастной физиологии мы определили сенситивные периоды воспитания физических качеств, что позволяет повысить уровень физической подготовленности школьников.



1. Физическими (или двигательными) качествами принято называть отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека. Обычно выделяют следующие физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.

2. Сенситивный период – наиболее благоприятный период для развития определённых физических качеств.

Особенности нашей концепции позволяют воспитывать двигательные качества исходя из физиологических преобразований происходящих в возрастной периодизации школьников. Происходит двигательная потребность реализовать свои действия и в этот момент мы подбираем определённые методы воспитания и комплекса упражнений для развития двигательных качеств. Происходит плавный переход от воспитания одного двигательного качества к другому, степень нагрузок и дозировок упражнений реализуется с учётом возрастных качеств.

Идея нашей концепции направлена на сохранение и укрепление здоровья и повышение уровня физической подготовленности школьников

Глава I
Теоретические основы сенситивных периодов развития физических качеств школьников


    1. Воспитание физических (двигательных) качеств.

Уже самые школьники в известной мере обладают ловкостью, быстротой, силой, выносливостью и гибкостью. В течение школьных лет физические качества значительно прогрессируют. Однако в определённые годы наблюдается то замедление, то особенно интенсивное развитие отдельных физических качеств (рис. 1). Это обусловлено прежде всего закономерными изменениями в сис­темах и функциях организма ребенка, подростка, юноши и де­вушки. На ход развития физических качеств оказывают влияние условия жизни (жилище, питание, режим и др.), физический труд в процессе политехнического обучения и производственной дея­тельности (связанный с самообслуживанием, помощью старшим), повседневные занятия физическими упражнениями (зарядка, гим­настика до занятий, упражнения в связи с прогулками, экскурсиями, игры и т. д.).


Рис. 1. Показатели прогрессирования физических качеств у школьников—мальчиков и юношей (по И. М. Яблоновскому)

Особое значение имеет педагогически целенаправленное воздействие на развитие физических качеств, иначе говоря — воспи­тание физических качеств. Осуществляемый в неразрывной взаи­мосвязи с обучением двигательным действиям, этот процесс на­правлен на то, чтобы:

во-первых, способствовать полному проявлению тех физиче­ских качеств, прогрессирование которых наиболее ярко высту­пает на разных ступенях возрастного развития и роль которых особенно существенна для успешного овладения двигательными умениями и навыками; расширять функциональные возможности организма;

во-вторых, нивелировать (биологически оправданно) возрастные задержки в развитии отдельных физических качеств;

в-третьих, исправлять отклонения от нормального хода раз­вития тех или других физических качеств (вследствие, например, временного нарушения двигательного режима);

в-четвертых, дополнять (а в некоторых случаях и корректиро­вать) воздействие физического труда на развитие физических ка­честв.

Эффективность влияния процесса специально направленных воздействий на динамику развития физических качеств особенно наглядна, если сравнить данные, характеризующие физическое развитие юных спортсменов и школьников, не занимающихся спортом. Например, по данным ВНИИФКа, в результате 10-ме­сячных занятий в спортивной секции легкой атлетики прирост силы у учеников VII—VIII классов был значительно выше, чем у их сверстников, занимающихся только на уроках физической культуры. Прирост кистевой и становой силы у занимающихся в секциях был соответственно 4—6 и 8—10 кг, между тем как у не занимавшихся в секциях 2—3 и 4—6 кг.

Воспитание ловкости, быстроты, силы, выносливости и гиб­кости представляется необходимым условием для достижения наиболее высоких результатов совершенствования каждого каче­ства в отдельности. Гармоническое совершенствование физиче­ских качеств у детей достигается в процессе обучения их разно­образным, доступным двигательным действиям при соответствую­щих возрасту и подготовленности занимающихся дозировках нагрузки и отдыха. Причем важно, чтобы, выполняя определен­ные упражнения, дети наиболее полно, в доступной каждому ме­ре проявляли соответствующие физические качества. Необходи­мый акцент на воспитание тех или иных физических качеств обес­печивается соответствующим подбором физических упражнений и методикой занятии.

Можно считать, что каждое из физических упражнений, при­меняемых при обучении детей двигательным действиям, влияет в той или иной степени на развитие всех качественных особеннос­тей их двигательной деятельности. Но некоторые физические упражнения могут содействовать особенно полному и активному проявлению определенных физических качеств. Например, акро­батический кувырок — это упражнение на ловкость, бег напере­гонки на 30 м — на быстроту. Это позволяет избирательно оцени­вать отдельные физические упражнения по их преимущественной пригодности для воспитания ловкости, быстроты, силы, вынос­ливости и гибкости.

Однако решающее значение в направленности каждого физи­ческого упражнения приобретает методика. Например, равномер­ные броски малого мяча в землю и ловля его может представлять собой на начальном этапе обучения упражнение на ловкость. Ес­ли же давать установку бросить мяч в пол так, чтобы мяч отско­чил как можно выше, упражнение приобретает определенную силовую окраску. Если то же упражнение выполнять в течение от­носительно длительного времени без перерывов, оно может содействовать воспитанию выносливости. А задание в 15 сек. сде­лать возможно большее число бросков придаст упражнению от­тенок «на скорость». Броски мяча в стену, стоя спиной к ней (броски «через голову»), и ловля его с лёта после отскока от сте­ны — упражнение на гибкость.

Воспитание физических качеств на протяжении всего перио­да детства — одно из существенных условий того, чтобы дети росли здоровыми, приспособленными к жизни, общественно по­лезной деятельности. Необходимый уровень развития физических качеств в их гармонии является необходимой предпосылкой пер­спективного роста юных спортсменов. Определение конкретных задач, подбор средств и установление рациональной методики воспитания физических качеств у детей должно опираться на данные учета их возрастного развития.

Возрастное развитие ловкости у школьников до 10 лет про­текает более интенсивно по сравнению с последующими ближай­шими годами жизни. Во многом это объясняется преобладанием у младших школьников процессов возбуждения над процессами торможения, несовершенством механизма мышечной регуляции. Однако детям доступны довольно точные координированные дви­жения руками с участием мелких групп мышц. Воспитание лов­кости у младших школьников должно создавать важную основу для успешного овладения сложными по координации двигатель­ными действиями в более старших классах. Поэтому в занятиях с учащимися первых четырех классов упражнения, на­правленные на воспитание ловкости, приобретают особое значе­ние. Типичными из них являются: в I—II классах — подвижные игры, требующие от учеников умения быстро переходить от од­них действий к другим (соответственно изменяющейся обстанов­ке), сообразовывая их с действиями других занимающихся (по внезапным заданиям, различным сигналам), упражнения с боль­шими (резиновыми или волейбольными) и малыми мячами, упражнения в равновесии на небольшой высоте, прыжки через длинную скакалку; в III—IV классах — упражнения с более труд­ными задачами на координацию движений, быстрые переходы от одних точных действий к другим, выполнение мелких коорди­нированных движений, согласованных с действиями других за­нимающихся (например, упражнения с малыми мячами в парах), бег с преодолением несложных препятствий, игры, в которых пе­редачи, перебрасывания мячей усложняются различными исход­ными положениями, требованиями быстроты выполнения, увели­чением дистанции и т. д., игры, .требующие рассредоточения внимания при выполнении бега, прыжков и др., упражнения в равновесии, усложняемые исходными положениями рук, способа­ми передвижения.

У подростков ловкость значительно прогрессирует. Этому благоприятствует резкое повышение функциональных возможнос­тей двигательного аппарата. Помогая наиболее полному и ак­тивному проявлению подростками ловкости, целесообразно для совершенствования координации движений обновлять и варьи­ровать упражнения, проводить их в новых, более сложных, ус­ловиях.

Для воспитания ловкости в занятиях с учениками V—VI клас­сов применяются метания по различным целям; прыжки в высоту и длину с разнообразными усложнениями (хлопками, ловлей мя­ча); упражнения в равновесии с дополнительными заданиями (переноска предметов, переступание через предметы); знакомые подвижные игры с новыми вариантами правил. В VII—VIII клас­сах можно давать упражнения, требующие высокой координации движений; движения с заданной амплитудой, в определенном на­правлении и ритме. Кроме того, поставленной задаче отвечают: упражнения в жонглировании, в своевременном расслаблении мышц, в равновесии, выполняемые на уменьшенной наклонной повышенной опоре. Особое значение для воспитания ловкости имеют спортивные игры.

В старшем школьном возрасте способность к ко­ординации движений заметно улучшается (особенно у юношей). Поэтому становится возможным применять в занятиях упражне­ния, требующие высокой координации движений. Для воспита­ния ловкости полезны упражнения, выполняемые в усложненных условиях на местности (преодоление препятствий при помощи прыжков, равновесия, перелезания; преодоление канав, изгоро­дей во время передвижения на лыжах), спортивные игры.

Рост достижений школьников в упражнениях, связанных с проявлением ловкости (например, в прыжках в высоту с разбе­га), показан на рис. 2.




Рис 2. Рост достижений в упражнениях, связанных с проявление ловкости (по Н.А. Лупандиной 1960 г.)
К проявлению быстроты движений и быстроты двигательной реакции младшие школьники мало способны. Средняя скорость бега заметно повышается только к 10 годам. Способ­ность к скоростно-силовым движениям нарастает постепенно и медленно. Например, у мальчиков от 8 до 10 лет годовой прирост «прыгучести» в среднем равняется лишь 2 см (по К. В. Скворцовой). У девочек способность к скоростно-силовым движениям меньше, чем у мальчиков. Воспитывая качество быстроты, следу­ет вначале не столько совершенствовать способность детей пре­одолевать значительное пространство на время, сколько упражнять их в быстроте отдельных движений и двигательных реакций. Эти упражнения приобретают особое значение в развитии моторики у младших школьников, у которых своевременные двигательные реакции на внешние раздражители еще значительно затруднены. Средствами воспитания быстроты у детей 7—8 лет прежде всего являются игры и упражнения, требующие своевременных двигательных ответов на зрительные, тактильные, звуко­вые сигналы (например, вбегание и выбегание в прыжках через скакалку); игры «Салки», «Вызов номеров»; быстрое нахождение своего места в строю, незамедлительное выполнение команд. Своеобразными «подводящими» упражнениями могут служить игры с короткими перебежками («Октябрята», «Два мороза»), упражнения в свободном беге с дополнительными заданиями на внезапные остановки, возобновления и изменения направления передвижения.

В III—IV, классах проводят игры, требующие незамедлитель­ных двигательных ответов на изменяющиеся игровые ситуации, упражнения в преодолении небольших расстояний (до 25—30м) в кратчайший срок, бег на скорость до 40 м.

У детей среднего школьного возраста темпы раз­вития быстроты значительно нарастают. Это особенно ярко вы­ражено у девочек к 12 годам, а у мальчиков — к 13. Интенсивное развитие быстроты у подростков объясняется высокой пластич­ностью организма, большой подвижностью нервных процессов, сравнительной легкостью образования и перестройки условно-рефлекторных связей. К 14 годам развитие скоростных качеств не­сколько замедляется. Способности к проявлению быстроты у де­вочек 11—12 лет выше, а в 13—14 лет ниже, чем у мальчиков-сверстников.

Воспитывая у подростков быстроту, надо упражнять их в ско­ростных двигательных действиях, совершенствовать быстроту двигательных реакций в различных условиях выполнения физи­ческих упражнений. При этом надо добиваться прежде всего ов­ладения подростками координацией движений, совершенствования в технических приемах без форсирования. Чтобы при систе­матическом повторении скоростных упражнений не образовалась стойкая условно-рефлекторная связь на определенный темп, по­лезны упражнения с повышенной скоростью движений против обычной. Не допуская переутомления подростков, скоростные упражнения надо давать часто, но непродолжительно, чередуя их с активным отдыхом. Это обеспечит выполнение последую­щих скоростных упражнений с исходной (или еще большей) быст­ротой. Активный отдых может представлять собой выполнение упражнений, приближающихся по структуре к упражнениям, при­меняемым для воспитания быстроты (например, ходьба после бе­га на скорость). В результате не только восстанавливается рабо­тоспособность, но и создаются условия для поддержания специ­фической координационной настройки и высокой возбудимости центральной нервной системы.

Наряду с упражнениями на быстроту движений полезно при­менять упражнения на быстроту двигательной реакции и упраж­нения скоростно-силового характера. Улучшение двигательных реакций благоприятно сказывается на развитии скоростных ка­честв подростков. Для предупреждения наблюдающейся по воз­растным стандартам стабилизации скорости бега в 13—14 лет рекомендуется проводить упражнения в вариативных условиях. Для совершенствования скоростных способностей в V— VI классах обычно проводят: темповой, но ненапряженный пов­торный или переменный бег с ускорениями до 40 м; бег на скорость до-60 м; эстафетный бег с этапами 40, 50, 60 м; передви­жение на лыжах с многократными ускорениями; физические уп­ражнения и игры, требующие незамедлительных двигательных реакций в усложненных, часто изменяющихся условиях; игры, близкие к спортивным, с усложнением и уточнением правил; спортивные игры.

В VII—VIII классах проводят физические упражнения с ин­тенсивными скоростными и скоростно-силовыми напряжениями: бег с ускорением до 50 м; эстафетный бег с этапами до 50—60 м; бег в измененных внешних условиях (по наклонной дорожке, с заданием); передвижение на лыжах с многократными ускоре­ниями; метания облегченных снарядов и т. д.

Возрастное развитие юношей и девушек 15—17 лет обусловливает более успешное приспособление их организма к физическим упражнениям скоростного характера. Но у девушек возможности и достижения в упражнениях на скорость ниже по сравнению с юношами. Характерными упражнениями, воспиты­вающими быстроту у старшеклассников, являются: бег на 80 и 100 м, эстафетный бег (4x60, 4х100) и др.

Рост достижений школьников в упражнениях, связанных с проявлением быстроты (например, в беге за 10 сек.), показан на рис. 3.



Рис 3. Рост достижений в упражнениях связанных с проявлением быстроты (по Н.А. Лупандиной 1960 г.)
Силовые возможности детей младшего школьного возраста, особенно первых двух лет обучения, невелики. На­пример, предельный груз, который дети 7—8 лет могут поднять правой рукой, равняется в среднем 2,7 кг, а левой — 2,5 кг (С. И. Гальперин). У девочек способность к проявлению силы меньше, чем у мальчиков.

Детей быстро утомляют статические напряжения мышц, одно­образные движения и положения тела. Из занятий не только с самыми младшими школьниками, но и с учениками III—IV клас­сов надо исключать упражнения, связанные со значительными и вместе с тем продолжительными мышечными усилиями, длитель­ным сохранением одинаковых положений тела. Перетягивание в шеренгах, лазание по вертикальному канату без помощи ног, ви­сы на одной руке, поднимание и переноска гимнастических ска­меек менее чем четырьмя учениками, упражнения с набивны­ми мячами весом более 1 кг, выполнение стойки «смирно» доль­ше 5—8 сек.— все эти и подобные им упражнения могут при-неверной дозировке привести к нарушению правильной осанки, повредить нормальному функционированию внутренних органов. Воспитанию силы способствуют упражнения с кратковременны­ми напряжениями динамического характера, умеренные по на­грузке. Вместе с тем необходимо постепенно воспитывать у детей способность к статическим мышечным усилиям, но кратковремен­ным, которые исключают явления длительной задержки дыхания, «натуживания» (особенно нежелательные для девочек). Приме­ром таких упражнений могут быть сохранение правильного положения по команде «смирно», фиксация исходных положений в общеразвивающих упражнениях в течение 3—5 сек. и т. д.,

В I—II классах проводятся общеразвивающие упражнения без предметов, с большими резиновыми и малыми мячами; лаза­ние по наклонной скамейке, по гимнастической стенке; прыжки в длину. В III—IV классах требования к проявлению качества си­лы повышаются. Так, в общеразвивающие упражнения включа­ются отягощения (гимнастические палки), положения в смешан­ных упорах; проводятся упражнения в метании легких предметов на дальность; лазание по вертикальному канату в три приема: смешанные и простые висы (продолжительностью до 10 сек. счи­тая добавочные движения ногами).

Во всех классах (особенно в первых двух) следует отводить значительное место упражнениям, укрепляющим крупные мышеч­ные группы (спины, живота), от развития которых во многом за­висит правильная осанка.

У детей среднего школьного возраста наблюдают­ся заметные сдвиги в нарастании силы, постепенное приспособ­ление мышц к умеренной статической нагрузке, повышается спо­собность производить скоростно-силовые движения. Например годовой прирост «прыгучести» у мальчиков 10—13 лет в среднем равняется 4,3 см. Отношение величины (в кг) силы рук и туло­вища к весу тела прогрессивно увеличивается, способствует овла­дению упражнениями на снарядах.

К 14—15 годам, особенно у мальчиков, мышечная сила ста­новится такой, что они могут выполнять упражнения, связанные со значительным, но недолговременным напряжением мышц (на­пример, с таким, какое требуется при поднятии тяжестей) При постепенном нарастании нагрузки, индивидуализации методики подобные упражнения не вызывают отклонений в росте скелета и дают хороший педагогический результат.

Начиная с периода полового созревания развитие мышечной силы у девочек все более отстает от развития силы у мальчиков Сила воспитывается упражнениями с непродолжительными собственно силовыми и интенсивными скоростно-силовыми на­пряжениями. Например, в V—VI классах проводятся: бросание и ловля набивного мяча (вес 1—2 кг), лазание по вертикальному канату в три приема на высоту до 5 м — мальчики и до 4 м — девочки, толкание набивного мяча (вес до 2 кг) с места. В VII— VIII классах проводятся упражнения с набивными мячами (вес до 3 кг), лазание по канату на скорость (только для мальчиков) упражнения на снарядах (вис прогнувшись, кратковременный угол в упоре), упражнения в переноске двумя учениками одного и т. п. Превышение нагрузок на силу недопустимо, так как может вызвать вначале функциональную деформацию позвоночника, нижних конечностей, а затем и стойкие отрицательные изменения костно-хрящевой системы.

В старшем школьном возрасте отмечается значи­тельное нарастание силы мышц, повышаются показатели силовой выносливости. С развитием мышечной силы растут показатель быстроты движений и двигательной реакции на внешние раздражители. Однако в период окончательного полового созревания организм юноши и девушки значительно хуже приспосабливается к силовым нагрузкам, чем к скоростным, поэтому в воспитании силы требуется осторожность. Возможности и достижения девушек в двигательных действиях, требующих силы, меньше, чем у сверстников-юношей.

В IX—X классах в целях воспитания силы применяются обще развивающие упражнения с элементами сопротивления, переноска груза, поднимание тяжестей, толкание ядра, прыжки в длину, игры с перетягиванием в шеренгах, круге, упражнения с эле­ментами классической и вольной борьбы (для юношей) и т. д..

Рост достижений школьников в упражнениях, связанных с про явлением скоростно-силовых качеств (например, в метании хоккейного мяча на дальность), показан на рис. 4.


Рис 4. Рост достижений в упражнениях, связанных с проявлением скоростно-силовых качеств (по Н.А. Лупандиной 1960 г.)

Выносливость у детей младшего школьного возраста относительно невысока (особенно статическая, в частности мышц-разгибателей позвоночника). Например, мощность работы, которая может быть сохранена в течение 3 мин. детьми 9 лет, составляет только 40% мощности, сохраняемой взрослым на протяжении такого же времени (Н. Н. Яковлев). Однако уж, школьники 10 лет способны без признаков снижения работоспособности до 5—7 раз повторять бег на 40 м с короткими (3—4 мин.) промежутками для отдыха. У девочек выносливость меньше, чем у мальчиков.

У учеников I—II классов выносливость воспитывается в по­движных играх с неоднократными повторениями активных, энер­гично выполняемых двигательных действий («Два мороза», «Волк во рву»), в играх, связанных с непрерывной двигательной дея­тельностью большой интенсивности («Салки», «Попрыгунчики-воробышки»), в непрерывном беге, прыжках и других разнооб­разных движениях. Однако и в играх, и в различных упражне­ниях общее число повторений должно быть ограничено; активные действия должны часто чередоваться с короткими перерывами для отдыха.

В играх, проводимых в III—IV классах, непрерывные двига­тельные действия могут быть более продолжительными («Не да­вай мяча водящему» и др.). Элементарными специальными уп­ражнениями на выносливость являются: чередование 30 шагов спокойного бега и 30 шагов ходьбы на дистанции до 150 м (III класс) и до 200 м (IV класс); передвижение на лыжах по слабопересеченной местности до 1 км (девочки) и до 1,5 км (мальчики).

Незначительная выносливость подростков обусловливает­ся относительно невысоким уровнем функциональных возможнос­тей их организма. Например, мощность работы, которая может быть сохранена в течение 3 мин. детьми 12 лет, составляет 65% мощности, сохраняемой взрослыми на протяжении такого же вре­мени (Н. Н. Яковлев). У мальчиков 13—14 лет наблюдается отно­сительное возрастное замедление роста выносливости. Вынос­ливость у девочек-подростков ниже, чем у мальчиков. Поэтому в VII—VIII классах нагрузки, требующие выносливости учени­ков, должны дозироваться особенно тщательно.

В занятиях с подростками целесообразно применять упраж­нения, направленные на постепенное повышение общей вынос­ливости; с большой последовательностью надо увеличивать про­должительность упражнений местного воздействия; важно обра­щать внимание соответственно характеру выполняемых упражнений на правильную постановку дыхания, применять спе­циальные упражнения для развития силы дыхательных мышц (Н. Г. Озолин).

Воспитанию выносливости в V—VI классах способствует, на­пример, бег в чередовании с ходьбой до 300—400 м, бег в медлен­ном темпе до 2 мин. (для мальчиков) и до 1,5 мин. (для девочек). Такой бег лежит в основе специальной тренировки в беге на вре­мя (в пределах установленных дистанций). Для воспитания вы­носливости применяются также передвижение на лыжах по сла­бопересеченной местности по 3—3,5км (для мальчиков) и 2—З км (для девочек), игры с продолжительными непрерывными двига­тельными действиями большой интенсивности. Воспитанию вы­носливости в VII—VIII классах способствуют, кроме того, уп­ражнения, требующие проявления скоростной выносливости: темповой бег на 400—500 м (для мальчиков) и до 200—300 м (для девочек), передвижение на лыжах на скорость до 2—3 км (для мальчиков) и до 1—2 км (для девочек) и т. д.

В занятиях подвижными и спортивными играми с учениками V—VI и VII—VIII классов становится возможным воспитывать способность более или менее длительно поддерживать высокую активность двигательных действий с начала до конца игры — своеобразный вид «игровой выносливости». «Игровая выносли­вость» отличается от той, которая воспитывается длительной сте­реотипной работой при различных циклических упражнениях (например, при беге, передвижении на лыжах), сложным комплек­сом изменений в организме играющих, и прежде всего чрезвы­чайно переменной интенсивностью физиологических процессов.

У детей старшего школьного возраста отмечается закономерный рост показателей, характеризующих уровень раз­вития выносливости. Девушки уступают юношам в проявлении этого качества. Выносливость воспитывают, в частности, посредст­вом равномерного, переменного и повторного бега на отрезках 100—200 м, чередуя его с отдыхом в виде медленного бега на 100—150 м; кроссов на 800 м (юноши) и на 500 м (девушки); равномерного и переменного бега на лыжах (3—4 км); гимнасти­ческих упражнений, требующих силовой выносливости.

Рост достижений школьников в упражнениях, связанных с проявлением силовой выносливости (например, в лазании по ка­нату с помощью ног), показан на рис. 5.



Рис. 5. Рост достижений в упражнениях, связанных с проявлением силовой выносли­вости (по Н. А. Лупандиной, 1961)
Перед упражнениями на гибкость рекомендуется проводить несколько знакомых простых упражнений, разогревающих мыш­цы. По окончании упражнений на гибкость следует применять упражнения, укрепляющие мышцы и связки, а также упражне­ния на расслабление мышц.
Для развития гибкости наиболее благоприятен младший школьный возраст, и особенно возраст 10—12 лет. Именно в это время наблюдаются оптимальные соотношения между по­движностью в суставах и тоническим сопротивлением мышц. Ес­тественную эластичность мышц и подвижность в суставах, свой­ственную детям младшего школьного возраста, следует поддер­живать с помощью разнообразных подвижных игр и упражнений с движениями большой амплитуды. Однако нельзя допускать, чтобы под влиянием физических упражнений мышцы голени и стопы, а также связки стопы приобретали у детей слишком боль­шую растяжимость или, наоборот, утрачивали свою естественную меру гибкости. И то и другое влечет за собой устойчивые явле­ния плоскостопия, снижает мышечный тонус.

У детей среднего школьного возраста оптималь­ные соотношения между подвижностью в суставах и тоническим сопротивлением мышц могут нарушаться. Поэтому в занятиях с подростками значение специальных упражнений на гибкость по­вышается. Проводятся упражнения без предметов и с легкими предметами, выполняемые с большой амплитудой; упражнения на гибкость в сочетании с упражнениями, укрепляющими суста­вы, связки и мышцы. Темп упражнений на гибкость устанавли­вается в зависимости от их характера и целевого предназначения (для конечностей темп чаще, чем для туловища), а также от под­готовленности занимающихся.

В занятиях с подростками надо следить, чтобы они не выпол­няли упражнения на растягивание излишне активно, так как это может повлечь за собой травмы, вызвать ненужную подвижность в суставах.

В старшем школьном возрасте гибкость в суставах ухудшается. Поэтому становится целесообразным шире приме­нять специальные, достаточно эффективные упражнения на гиб­кость. Например, движения с полной амплитудой могут закан­чиваться двумя-тремя дополнительными легкими пружинящими рывками.


    1. Возрастная периодизация детей, охватывающая период обучения в школе.

Каждый возрастной период имеет свои особенности в строении, функциях отдельных систем и органов, которые изменяются в связи с занятиями физической культурой и спортом.

Все педагоги, тренеры, врачи работу с детьми по физическому воспитанию должны строить с учётом возрастных особенностей.

В настоящее время в практике работы с детьми принята следующая возрастная периодизация, охватывающая сроки обучения в школе:

7 лет – конец периода первого детства;

8-11 лет (девочки) и 8-12 лет (мальчики) – период второго детства;

12-15 лет (девочки) и 13-16 лет (мальчики) – подростковый возраст.
С 16 лет у девочек и с 17 лет у мальчиков начинается юношеский возраст, которым и заканчивается школьный возрастной период. Сохранилось и такое различие школьных возрастных групп: младшая (7-11 лет),средняя (12-15 лет), старшая (16-18 лет).


    1. Учёт методических принципов и психологических особенностей школьников при воспитании физических качеств.

Учет методических принципов и связь с обучением при вос­питании физических качеств. При воспитании физических качеств необходимо учитывать требования общих методических принци­пов и особенности обучения движениям на различных этапах.

Руководствуясь принципом сознательности и активности, сле­дует разъяснять ученикам начиная с младших классов жизненно важное значение ловкости, быстроты в движениях, силы, вынос­ливости и гибкости (на примерах бытовых движений, трудовых действий). Полезно обращать внимание учеников на то, что неод­нократное повторение упражнений может оказывать благоприятное влияние на развитие тех или иных физических качеств. Важно приучать детей к самостоятельному выполнению ре­комендованных им физических упражнений для повышения уров­ня развития определенных физических качеств (в которых уче­ник, может быть, отстает или хочет совершенствоваться). Уже в младших классах важно побуждать детей проделывать уп­ражнения в полную силу, энергично, выполнять задания наибо­лее успешно, точно. Необходимо поощрять инициативу детей, на­стойчивость в игровых действиях, связанных с проявлением раз­нообразных физических качеств.

Большое значение приобретает проведение упражнений в со­ревновательной форме с последующим сопоставлением достигну­тых результатов отдельными учениками, группами, командами.

Активности в занятиях физическими упражнениями (а следо­вательно, и наиболее полному проявлению физических качеств) помогает систематический учет конкретных данных физического развития и физической подготовленности учеников, доведение этих данных до каждого занимающегося.

Подростков чаще приходится предостерегать от переоценки своих способностей в самостоятельных тренировках, разъяснять им роль неоднократного повторения упражнений для совершен­ствования отдельных физических качеств и значение каждого качества для жизни, труда, успешных занятий спортом. Усвоение этих знаний помогает сознательному отношению занимающихся к процессу обучения движениям.

Учащиеся-подростки могут самостоятельно совершенствовать физические качества, выполняя индивидуальные задания на уро­ках физической культуры, а также во время внеурочной работы. Важно предоставлять ученикам возможность убеждаться на яр­ких примерах в значении регулярных тренировок для совершен­ствования координации движений, быстроты, силы. Этому могут служить испытательные упражнения, неоднократное повторение которых уже за сравнительно короткие промежутки времени да­ет заметные сдвиги в достижениях. Например, стоя в 4 м от сте­ны, бросать в стену и ловить мяч (стараясь за 30 сек. произвести большее число бросков); лежа на спине, руки на пояс — подни­мать и опускать туловище (пытаясь проделать упражнение в среднем темпе большее число раз). Подобные упражнения мож­но рекомендовать ученикам для индивидуального выполнения в порядке самоконтроля, можно проводить их в коллективе в виде соревнований, повторяя через 1—3 месяца, с целью сопоставле­ния результатов.

Удовлетворяя стремление старшеклассников к физическому самосовершенствованию, надо помогать им осмысливать важ­ность гармонического развития физических качеств, приучать их критически относиться к своим возможностям, правильно оцени­вать свои силы. (Бывает, что старшеклассники чувствуют себя

возмужалыми, физически крепкими, переоценивают свои способ­ности в самостоятельных тренировках.) Учащиеся должны на­учиться хорошо понимать цели, задачи, результаты и обоснова­ние занятий, направленных на совершенствование физических качеств.

Старшеклассников полезно привлекать к регулярному само­контролю за динамикой показателей своих достижений, уровня общей физической подготовленности (быстрота реакции, прыгу­честь, динамометрия, показатели гибкости и др.).

Согласно принципу доступности и индивидуализации подби­рая физические упражнения и дозируя нагрузку, необходимо учи­тывать динамику возрастного развития, а также уровень разви­тия физических качеств. Это поможет устанавливать требования, наиболее соответствующие возможностям каждого ученика.

В соответствии с принципом систематичности должна быть обеспечена достаточность и регулярность занятий физическими упражнениями, рациональное чередование нагрузок и отдыха.

Особое значение имеет принцип систематичности в занятиях со старшеклассниками. Учащиеся, закрепляя и совершенствуя сложные двигательные навыки, получают возможность уверенности в оптимальной мере повторять соответствующие упражнения при последовательном повышении нагрузок.

Согласно принципу прогрессирования, необходимо, воспиты­вая физические качества у детей разного возраста, увеличивать физические нагрузки постепенно. В первые годы эта тенденция выражена в меньшей степени, затем с каждым годом получает все большее проявление. В старшем школьном возрасте дина­мика нагрузок во многом приобретает черты, характерные для спортивной тренировки, с присущей ей волнообразностью, цик­личностью, уплотненным режимом нагрузок и отдыха.

Для наибольшей продуктивности обучения движениям следу­ет на различных этапах этого процесса по-разному использовать воздействие физических упражнений, связанных с проявлением тех или других физических качеств.

Процессы обучения движениям и воспитания физических ка­честв особенно тесно взаимосвязаны на этапе закрепления и совершенствования двигательных навыков. На этом этапе уже детям младшего школьного возраста Можно давать все более сложные задания на ловкость в сочетании с упражне­ниями на быстроту. Допустимо повышение нагрузок на силу и выносливость в пределах возможностей детей этого возраста. В занятиях с подростками нужно продолжать давать раз­нообразные упражнения на ловкость. Хорошо знакомые, уже ус­военные упражнения теряют свое значение как действия, требую­щие проявления ловкости. Например, передвижение по рейке гимнастической скамейки одним и тем же способом через не­сколько занятий не только может наскучить подросткам, но и будет выполняться ими достаточно легко, привычно и поэтому пере­станет совершенствовать качество ловкости. Однако, упражнения на ловкость, координацию движений следует усложнять посте­пенно, без форсирования, по мере овладения техникой изучаемых двигательных действий. Только в этом случае создаются наибо­лее благоприятные условия для сознательного, волевого «прила­живания» ранее полученных двигательных навыков к новым, из­мененным ситуациям. Слишком сложные задания на ловкость могут вызвать у подростков нерасчетливые действия при выпол­нении упражнений, связанных с известной опасностью ушибов, падений, привести к скованности движений, спаду интереса, не­уверенности в своих силах. Усложнять упражнения в равновесии, например, нужно главным образом не за счет повышения площа­ди опоры, а вводя различные дополнительные задания, выполняе­мые на снаряде, установленном на одной и той же высоте.

В упражнениях, связанных с проявлением быстроты, следует одновременно добиваться координации движений и совершенст­вования технических приемов без форсирования. Предупредить наблюдающуюся по возрастным стандартам к 14 годам стабили­зацию скорости бега помогают соответствующие данному этапу обучения упражнения в беге с преодолением препятствий на местности. Совершенствование многих двигательных действий можно сочетать со скоростно-силовыми нагрузками и с упражнениями на ловкость; при этом скоростные и силовые нагрузки должны быть ниже предельных возможностей подростков. Совершенствуя технику и тактику спортивных игр, важно обращать внимание на повышение уровня игровой выносливости.

Применение физических упражнений в вариативной обстанов­ке и измененных условиях содействует большей эмоциональной насыщенности тренировок, что побуждает подростков к активной, настойчивой и упорной деятельности, наиболее полному проявле­нию физических качеств.

В занятиях с юношами и девушками 15— лет на этапе совершенствования двигательных действий проводятся тре­нировки, связанные с нагрузками все большей интенсивности. Однако они не должны превышать меры приспособительных воз­можностей. Острые перенапряжения в проявлении скорости, вы­носливости и силы могут привести к ухудшению здоровья, исто­щению нервной системы и преждевременному «увяданию» юных спортсменов.

В воспитании физических качеств предусматривается ряд особых требований к занятиям с девочками и девушками. Для де­вочек (начиная с III класса) и девушек следует ограничивать требования к проявлению быстроты, силы и выносливости по сравнению с мальчиками и юношами-сверстниками. Однако та­кое ограничение не должно вести к ослаблению работы по вос­питанию у девочек и девушек этих качеств. Наоборот, в занятиях с ними в этом направлении нужно вести большую и настойчи­вую работу с учетом функциональных возможностей их организма. Упражнения на гибкость девочкам даются легче, чем мальчикам; но в занятиях с девочками не следует пренебрегать упражнениями, направленными на укрепление мышц, связочно-суставного аппарата.

Перспективное значение имеют тренировки девочек 13—14 лет в максимальных по скорости циклических упражнениях продол­жительностью около 10 сек. Это сохраняет и развивает скорость, когда девочки достигают старшего школьного возраста.

Снижая требования для девушек-старшеклассниц (по сравне­нию с юношами) к проявлению быстроты, силы и выносливости, следует тем не менее чаще давать им упражнения, поддержива­ющие уровень развития этих качеств, а также связанные с отно­сительно длительной работой, вызывающей повышение энергозатрат.

Глава II
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка «сенситивные периоды развития двигательных качеств школьников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Для комплексного развития двигательных качеств и повышения функциональных возможностей организма школьников наиболее эффективным...
Методическая разработка «сенситивные периоды развития двигательных качеств школьников» iconРеферат «Лыжная подготовка»
Сдваивать уроки не рекомендуется, так как это существенно снижает результаты обучения и развития двигательных качеств школьников....
Методическая разработка «сенситивные периоды развития двигательных качеств школьников» iconМетодическая разработка
«Мини-проекты как средство развития познавательной деятельности школьников на уроках биологии»
Методическая разработка «сенситивные периоды развития двигательных качеств школьников» iconМетодическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»...

Методическая разработка «сенситивные периоды развития двигательных качеств школьников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Малоподвижный ребенок владеет меньшим объемом двигательных навыков, ему свойственен более низкий уровень двигательных качеств. Дети...
Методическая разработка «сенситивные периоды развития двигательных качеств школьников» iconМетодическая разработка по дисциплине «Управление корпоративными финансами»
Методическая разработка обсуждена на заседании кафедры финансового менеджмента, протокол №1 от 29 августа 2009 года
Методическая разработка «сенситивные периоды развития двигательных качеств школьников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На уроках физкультуры наряду с овладением техникой выполнения упражнений происходит развитие и основных двигательных качеств (быстроты,...
Методическая разработка «сенситивные периоды развития двигательных качеств школьников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одной из главных задач физического воспитания школьников и юных спортсменов является гармоничное физическое развитие, а также развитие...
Методическая разработка «сенситивные периоды развития двигательных качеств школьников» iconМетодическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы
Методическая разработка «сенситивные периоды развития двигательных качеств школьников» iconКонспект урока по физической культуре в 10 классе Использование метода...
Содействовать формированию умения в выполнении нижней прямой подачи мяча с расстояния 3-6 метров от сетки
Методическая разработка «сенситивные периоды развития двигательных качеств школьников» iconПримерные темы рефератов
Спортивные династии. Наследование в них двигательных качеств и выбора видов спорта
Методическая разработка «сенситивные периоды развития двигательных качеств школьников» iconМетодическая разработка по теме
Номинация: Методическая разработка по теме, модулю, разделу преподаваемого предмета
Методическая разработка «сенситивные периоды развития двигательных качеств школьников» iconЧрезвычайные ситуации военного времени Методическая разработка Н. Новгород 2003
Методическая разработка предназначена для студентов вузов, а также может быть полезной для преподавателей и руководителей объектов,...
Методическая разработка «сенситивные периоды развития двигательных качеств школьников» iconМетодическая разработка внеклассная работа как один из главных способов...
Методическая разработка «Внеклассная работа как один из главных способов развития интереса учащихся к изучению немецкого языка» посвящена...
Методическая разработка «сенситивные периоды развития двигательных качеств школьников» iconМетодическая разработка для студентов по дисциплине «экологические основы природопльзования»
Данная методическая разработка призвана помочь вам в освоении дисциплины «Экологические основы природопользования»
Методическая разработка «сенситивные периоды развития двигательных качеств школьников» iconМетодическая разработка изучения темы «История второй мировой и Великой Отечественной войны»
Методическая разработка изучения темы “Вторая Мировая и Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск