Скачать 315.4 Kb.
|
Управление образования администрации Прохоровского района Районный методический кабинет «Творчество и самостоятельная работа учащихся на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности как одна из форм самовыражения и формирования мотивированного интереса к предмету «Иностранный язык» (из опыта работы Костиной Галины Александровны, учителя иностранного языка МОУ «Прохоровская гимназия») п. Прохоровка 2006г. Творчество и самостоятельная работа учащихся на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности как одна из форм самовыражения и формирования мотивированного интереса к предмету «Иностранный язык». Костина Галина Александровна учитель иностранного языка МОУ «Прохоровская гимназия» Информация об опыте Условия возникновения, становления опыта. Педагогический опыт «Творчество и самостоятельная работа учащихся на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности как одна из форм самовыражения и формирования мотивированного интереса к предмету «Иностранный язык» реализуется в муниципальном общеобразовательном учреждении «Прохоровская гимназия», где автор ведёт уроки в 2 - 11 классах по программе базового курса. Практика показала, что изучение иностранного языка при традиционном подходе обычно ассоциируется с нудным, кропотливым трудом. Книжки, тетради, кассеты, написать-перевести, опять переписать. Но ведь это скучно! А главное - малополезно. Кроме того, такой подход не помогает преодолеть языковой барьер, не позволяет почувствовать вкус к изучению языка. Приобретённые огромным трудом знания остаются невостребованными. Следствием чего является низкий уровень мотивации к изучению предмета. Язык – не математика, поэтому и учить его нужно по совсем другим правилам. Поэтому была поставлена задача поиска педагогических форм, методов и приемов работы, которые помогли бы учащимся всё более и более погружаться в язык, сделали бы процесс изучения предмета интересным и весёлым и, следовательно, способствовали бы самовыражению учащихся; формированию и развитию у гимназистов мотивированного интереса к предмету «Иностранный язык». Актуальность опыта. Актуальность выбранной автором проблемы обусловлена необходимостью кардинальных перемен не только в содержании образования, но и в технологии образовательного процесса, понимаемого сейчас как своеобразное сочетание обучения и индивидуально-значимой деятельности субъекта. Существенные изменения, произошедшие в целевых установках общеобразовательной школы, ориентировали её на создание оптимальных условий для развития учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Творческая личность наиболее адаптирована к новым социально - экономическим условиям. Реформируются все сферы жизни, что требует полной отдачи всего творческого потенциала каждого человека. Поэтому педагогический процесс должен строиться таким образом, чтобы создать условия для проявления и развития творческих способностей, представлять широкие возможности для самовыражения, возникновения внутренней мотивации и устойчивого интереса учащихся к учению. Иностранный язык как учебная дисциплина вносит свою лепту в воспитание социально-активной, творческой личности. Новый подход к обучению иностранному языку предполагает также решение дополнительной задачи – выработке навыков самостоятельной работы. Недостаточно только индивидуализировать процесс обучения, гораздо важнее сформировать сами навыки самостоятельной работы. К сожалению, этому уделяется очень мало внимания. Анализ, проведённый автором, позволил выявить, что именно в процессе самостоятельной работы у учащегося активизируются его творческие возможности, развиваются мышление, логика, умение контроля, самоанализ и самооценка. Все эти качества формируют личность ребёнка, способствуют его самовыражению, самореализации, что имеет большое значение для формирования мотивированного интереса к иностранному языку. Было также установлено, что действующие УМК по иностранному языку испытывают недостаток упражнений, направленных на развитие коммуникативных умений учащихся. Это побуждает учителя к творчеству и моделированию на своих уроках ситуаций, когда учащиеся постоянно общаются как с преподавателем, так и друг с другом, принимают участие в ролевых играх, развивают мышление на языке. Именно такие уроки проходят интересно и весело. Поэтому оптимальным средством содействия самовыражению и формированию мотивированного интереса к иностранному языку автор считает использование педагогических приёмов, в основе которых лежит творчество и самостоятельная работа учащихся на уроке и во внеурочной деятельности. Новизна опыта заключается в том, что:
Уровень опыта по степени новизны можно определить как репродуктивно-творческий, поисковый. В избранной теме обозначено широкое поле деятельности для творчества учителя на основе содержания, поиска новых стратегий использования творчества, самостоятельной работы учащихся и варьирования системой упражнений, как на уроке иностранного языка, так и во внеурочной работе в процессе равноправного и ролевого общения с детьми. Ведущая педагогическая идея опыта. Сущность опыта заключается в создании максимально благоприятных условий для естественного учебного общения на английском языке и обеспечения эффективного развития всех видов речевой деятельности через формирование мотивированного интереса к предмету путём использования творческих заданий и самостоятельной работы учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. Длительность работы над опытом. Работа учителя по подбору материалов и разработке упражнений продолжается с 2002 года, более 6 лет. Диапазон опыта. Диапазон опыта охватывает систему «урок – элективные курсы – внеклассная работа», что позволяет охватить весь учебно-воспитательный процесс по предмету. Теоретическая база опыта. В основе опыта лежит коммуникативно–ориентированный метод обучения иностранным языкам, авторами которого являются И.Л.Бим, Е.И.Пассов, и личностно-ориентированный подход (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская, Е.С. Полат, И.Л. Бим). Анализ различных методических концепций показывает, что именно эти методы готовят учащихся к практическому общению на иностранном языке. Одним из принципов метода коммуникативной направленности является принцип личностно – ориентированной самостоятельной работы. |
Творческая работа на первую квалификационную категорию по проблеме:... I. Теоретические основы формирования и развития читательского интереса учащихся на уроках литературы | Рабочая программа по дисциплине «Иностранный язык» Целью освоения дисциплины «Иностранный язык» является приобретение студентами коммуникативной компетенции, обеспечивающей практическое... | ||
Из опыта работы: «Самостоятельная работа на уроке – как одна из форм... Место работы моу «Чойская сош» полный адрес Республика Алтай Чойский район с. Чоя ул. Советская,14 индекс 649180 тел. Код (8 388... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Использование языкового ученического портфеля на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности с целью повышения качества... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины теоретический курс второго... Специальность : 050303. 65 «Иностранный язык с дополнительной специальностью иностранный язык» | Анализ работы мо учителей иностранного языка мобу сош №1 с. Бураево за 2012-2013 учебный год Тема деятельности методического объединения учителей иностранного языка на 2012-2013 учебный год: «Профессиональное развитие учителя... | ||
Веб-квест как одна из форм организации самостоятельной работы студентов Самостоятельная учебная работа студентов – это род деятельности, который включает себя поиск источников познания, средства осуществления... | Работа в малых группах как одна из форм организации познавательной... | ||
Программа дисциплины гсэ. Ф. 2 Иностранный язык (английский язык)... Подготовка студентов к использованию иностранного языка в будущей профессиональной деятельности, т е обучение как письменной так... | Программа дисциплины гсэ. Ф. 03 Иностранный язык (английский язык)... Подготовка студентов к использованию иностранного языка в будущей профессиональной деятельности, т е обучение как письменной, так... | ||
Программа дисциплины гсэ. Ф. 2 Иностранный язык (английский язык)... Подготовка студентов к использованию иностранного языка в будущей профессиональной деятельности, т е обучение как письменной, так... | Учебно-методический комплекс по дисциплине "Практический курс немецкого... Виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо, перевод с иностранного языка на родной, с родного на иностранный).... | ||
Учебно-методический комплекс теория и методика обучения иностранному... Приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка на уроках и во внеурочное время. Теоретические основы методики обучения иностранному... | И. Ю. Усатова Электронная почта Игра как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка | ||
Образовательная программа «Ручное творчество работа с бумагой» (для детей 12-13 лет) Программа занятий внеурочной деятельности «Ручное творчество. Работа с бумагой» составлена на основе авторской программы Т. Н. Просняковой... | Самостоятельная работа на уроках биологии как средство развития познавательной... Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учеников. Как бы не старался учитель, если школьники не работают... |