Скачать 74.3 Kb.
|
Зыбина Н.В., г.Тобольск, ТГСПА Веб-квест как одна из форм организации самостоятельной работы студентов Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования и система высшего профессионального образования ориентирована на самостоятельную работу студентов. Одной из норм европейских университетов является установка на то, что основное образование студент получает не в аудитории, не на лекциях и семинарах, а в ходе самостоятельной работы, при изучении рекомендованной литературы и написании эссе, рефератов, курсовых работ и т.п. В последние годы тенденция к усилению роли самостоятельной работы замечена и в российской системе высшего профессионального образования. Это прослеживается по увеличению часов, отводимых для самостоятельной внеаудиторной работы в Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования ГОС ВПО первого и второго поколения. Готовящееся сейчас третье поколение ГОС ВПО сохранит тенденцию к перераспределению учебной нагрузки: уменьшение часов аудиторных занятий и соответственно увеличение доли самостоятельной работы студентов, где соотношение лекционного материала (непосредственного контакта с преподавателем) к объему самостоятельной работы (10% и соответственно 90%). Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения. Веб-квесты, как одна из форм дистанционно-образовательных технологий применяется для организации самостоятельной работы студентов. Самостоятельная учебная работа студентов – это род деятельности, который включает себя поиск источников познания, средства осуществления и результаты познавательной деятельности, проводимой без прямой помощи преподавателя. Веб-квесты – поиск информации в Internet на заданную тему. «Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают студенты, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные дисциплины на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы студентов с ним находится на различных веб-сайтах. Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Internet. Он представляет собой мини-проект, основанный на поиске информации в Интернете. Веб-квест может быть составлен преподавателем или студентом в зависимости от целей, поставленной перед обучающимся. Причин использования веб-квестов в учебном процессе достаточно много, перечислим некоторые из них. Это легкий способ включения Интернета в учебный процесс, при этом не требуется особых технических знаний. Квест может выполняться индивидуально, но групповая работа при решении квеста является более предпочтительной. При этом достигаются две цели обучения – коммуникация и обмен информацией. Квесты развивают критическое мышление, а также умения сравнивать, анализировать, классифицировать, мыслить абстрактно. У студентов повышается мотивация, что ведет к повышению эффективности обучения. Разработчиком веб-квеста как учебного задания является Берни Додж (1995), профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Им определены следующие виды заданий для веб-квестов:
Веб-квест имеет следующую структуру [2]:
Данная структура является основой, которую при необходимости можно изменить, но 4 элемента должны обязательно присутствовать в каждом образовательном квесте: введение, задание, выполнение, оценивание. Критериями оценки результатов выполнения веб-квестов могут такие показатели как:
Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности. В зависимости от трудоемкости задания могут иметь одну из следующих форм:
Задание на веб-квест должно содержать тему, рекомендуемые поисковые системы, адреса некоторых отправных сайтов, форму предъявления работы. Задание могут выполняться студентами как в аудиторных, так и в домашних условиях, и выдаются индивидуально или одно на микрогруппу. В последнем случае преподаватель определяет каждому участнику роли в выполнении проекта, деля задание на равные части. После сбора своей части материалов каждым участником группы, студенты должны проанализировать их и объединить в одно целое. Микрогруппа готовит доклад, иллюстрирует его мультимедийной презентацией и другими наглядными средствами, подготовленными в ходе работы над проектом. Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т.п. Защита подготовленных докладов проводится на зачетном занятии типа семинара или «Круглого стола». При дистанционной форме обучения письменные задания (рефераты, коллекции, рецензии) могут высылаться преподавателю по электронной почте, выкладываться на форуме для обсуждения и оценивания другими студентами. Подготовленные самостоятельно веб-страницы можно разместить в Internet на бесплатных хостингах. Защиты и презентации подготовленных докладов можно проводить в режиме интерактивных видеоконференций или вебинаре. В своей педагогической деятельности я использую веб-квесты для организации самостоятельной работы при изучении студентами следующих учебных дисциплин: Теоретические основы информатики, Теория алгоритмов, Математическое моделирование, Программирование и Алгоритмы и структуры данных. Как показывает опыт, использование веб-квестов обладает следующими достоинствами:
В процессе работы над веб-квестом развивается ряд компетенций: 1) использование информационных технологий для решения профессиональных задач; 2) самообучение и самоорганизация; 3) работа в команде; 4) умение находить несколько способов решений проблемной ситуации. Применение информационно-коммуникационных технологий играет немалую роль в формировании коммуникативной компетенции, так как они не только реализуют личностно-ориентированный подход в образовании 21 века, но и образование 21 века невозможно без компьютерных средств в эпоху информационного развития общества, широкого применения компьютеров и с учетом создания общемировой компьютерной информационной сети Internet. Литература:
|
Веб-квест как новая образовательная технология образовательный веб-квест... Основная причина этого – снижения интереса к учению. А значит, нам, учителям, надо овладеть новыми подходами к организации учебного... | Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов учебной дисциплины В методических рекомендациях представлены методические принципы организации основных форм внеаудиторной самостоятельной деятельности... | ||
Положение об организации внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов... Спо, определяет формы учета и накопления материалов внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов, критерии оценки результатов,... | Методические указания для студентов по организации самостоятельной работы Поэтому стимулирование самостоятельной, индивидуальной работы студентов, как учебной, так и научной, представляется одним из основных... | ||
Руководство по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения Методическое руководство по организации самостоятельной работы студентов соответствует внутреннему стандарту нгуэу | Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов: учебно-метод пособие/В. С. Ширманов, В. Н. Волков, Е.... | ||
Этюд на тему: «Книга о творчестве в любом виде человеческой деятельности,... Подготовка и написание реферата – важная составная часть учебного процесса и одна из форм самостоятельной работы курсантов | Общие методические указания Контрольная работа одна из важных форм... Контрольная работа – одна из важных форм самостоятельной подготовки студентов в межсессионный период. Она предполагает углубленное... | ||
Программа профессионального модуля Подготовка и написание реферата – важная составная часть учебного процесса и одна из форм самостоятельной работы курсантов | Методические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов учебной дисциплины Методические рекомендации предназначены для студентов специальности (050709) «Преподавание в начальных классах» инаправлены на оказание... | ||
Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению... Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов | Михаил Веллер Приключения майора Звягина Подготовка и написание реферата – важная составная часть учебного процесса и одна из форм самостоятельной работы курсантов | ||
Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов 2012 г Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов / составитель методист ук омгпу осипенко... | Методические указания для студентов рекомендации по организации самостоятельной... При изучении дисциплины предуматривается 6 часов для самостоятельной работы студентов. Студентами выполняется реферат, освещающий... | ||
Работа в малых группах как одна из форм организации познавательной... | Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... Методические рекомендации предназначены для организации самостоятельной работы студентов всех отделений колледжа и направлены на... |