Скачать 62.47 Kb.
|
ВЕБ-КВЕСТ КАК НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Образовательный веб-квест как средство формирования компетенций обучающихся и учителя Г.В.Мотузова Личность школьника находится в процессе активного формирования. Семья, круг общения, массовая культура не могут не оказывать своего, часто негативного влияния. Современные школьники плохо владеют навыками работы с информацией, практически не способны к самостоятельному речевому творчеству. Основная причина этого – снижения интереса к учению. А значит, нам, учителям, надо овладеть новыми подходами к организации учебного процесса, опирающимися на инновационные технологии. Роль Интернета в развитии этих технологий велика. Однако отношение к нему в обществе до сих пор неоднозначное. Одни проводят в глобальной сети часы, в основном, общаясь в социальных сетях, другие просто категорически не приемлют. Но, как и любая другая технология, Интернет сам по себе ни полезен, ни вреден – выбор совершают люди. Например, учащиеся используют информационные интернет-ресурсы в «корыстных целях», бездумно копируя готовые рефераты или сочинения. А ведь пассивное восприятие информации может привести к потребительскому отношению к медиаресурсам, плагиату текстов, работ, идей, в конечном итоге - к стереотипному мышлению и искаженному мировоззрению. Такая деятельность, естественно, не становится реальной базой для формирования и развития личности. С другой стороны, совсем игнорировать Интернет в наше время нельзя. Сегодня выросло поколение школьников, для которых более привычным является восприятие аудиовизуальной информации, нежели печатной. И приходится признать, что эту ситуацию нельзя повернуть вспять: телевидение, компьютер, Интернет неумолимо изменяют аудиторию, постепенно превращая «читателей» в «зрителей». Но, глядя на экран, языком не овладеешь, исследовательские навыки не приобретешь. И значит, надо научить школьников использовать ресурсы глобальной сети не для развлечения, а для развития. А для этого учитель должен знать и понимать язык своих учеников - язык Web 2.0. Мне кажется, будущее – за новыми эффективными способами интеграции Интернета в обучение, который называется веб-квест. С технологией образовательного веб-квеста я познакомилась на портале «Сеть творческих учителей», принимая участие в дистанционном курсе «Веб-квест. И это все о нем». Она сразу захватила меня огромными возможностями, которые помогают развивать различные компетенции не только учащимся, но и самому учителю и приобретать метапредметные знания. Веб-квест (webquest) – это сайт в Интернете, который создается учителем для выполнения тех или иных учебных задач, это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Различают два типа веб-квестов: для кратковременной и длительной работы. Есть четыре условия, которым должна соответствовать тема Веб-квеста: 1) соответствовать требованиям государственных стандартов к содержанию учебных программ; 2) содержать задание, которое будет способствовать развитию более высокого уровня мышления учащихся; 3) содержательно заменять или дополнять имеющиеся материалы по теме урока, освоением которых со стороны учащихся вы не полностью удовлетворены; 4) эффективно использовать Интернет. Создавая веб-квест, мы, по сути, создаем микромир, в котором учащиеся могут передвигаться с помощью гиперссылок, моделируя физическое пространство. Ведь вся информация или часть ее, представленная на сайте для самостоятельной или групповой работы учащихся, находится на самом деле на различных веб-сайтах. Благодаря же действующим гиперссылкам, учащиеся этого не ощущают, а работают в едином информационном пространстве. Ученику дается задание собрать материалы в Интернете по той или иной теме, решить какую-либо проблему, используя эти материалы. По завершении квеста ученики представляют творческие работы в электронной, печатной или устной форме. Я для себя определила 5 важных шагов, которые должен пройти учитель при разработке квеста. Шаг 1: определиться с темой. Для себя решить, почему данный материал целесообразно изучать с помощью веб-квеста. Отобрать материал, продумать формы заданий, которые можно предложить учащимся. Это могут быть: 1. Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа. 2. Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий. 3. Самопознание – любые аспекты исследования личности. 4. Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры. 5. Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика. 6. Аналитическая задача – поиск и систематизация информации. 7. Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов. 8. Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме. 9. Оценка – обоснование определенной точки зрения. 10. Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов). 11. Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц. 12. Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников. Шаг 2: продумать систему оценивания. Определить количество баллов, начисляемых за ответ на тот или иной вопрос. Продумать критерии оценки презентации или другой творческой работы Шаг 3: выбрать сайт, на котором есть матрица (шаблон) для создания веб-квеста. Шаг 4: найти источники информации, которыми будут пользоваться ученики для поиска ответов. Для учителя поиск ресурсов – самое сложное дело. Нужно найти такие сайты, на которых информация была бы достаточно полной, возможно, столкнуть разные точки зрения, разные подходы к решению одних и тех же проблем. Можно использовать в работе веб-редакторы, с помощью которых убирается реклама, ненужные ссылки, следовательно, учащиеся «не забредут», куда не надо, в поисках ответа. Все время на уроке они осваивают и создают информационные ресурсы в соответствии с выбранной ролью. Шаг 5: имея на листе приблизительный план и основную информацию, приступить к созданию Web-Quest Вначале выбираем самый простой сайт. Он должен иметь следующие составляющие: • Вступление (формулировка темы, обзор всего квеста); • Центральное задание Предлагается центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной или групповой работы учащегося (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации). Определяется итоговый результат самостоятельной работы учащихся, даются общие руководства к дальнейшим действиям. • Порядок. Роли. Учащимся должен быть представлен список ролей (от 2 и более), от лица которых они могут выполнить задания. Для каждой роли необходимо прописать план работы и задания. Все роли можно прописать на текущей странице, а можно вывести список ролей, на каждую из которых выставить ссылку на отдельную страничку сайта. • Список Интернет-ресурсов На этой странице предлагаем учащимся ресурсы: • ссылки на интернет-ресурсы • энциклопедии • периодические издания • библиотеки • Критерии оценки Расскажите учащимся, как их работа будет оцениваться. В таблице оценок вы можете указать отдельные рубрики для индивидуальной и групповой работы. • Работы учащихся Если вы хотите разместить результаты работы учащихся над веб-квестом (допустим, их презентации по теме квеста, тексты, видео и т.п.), необходимо подготовить на сайте для этого отдельную страничку. Если учащиеся должны на сайт добавлять работы сами, то им необходимо будет дать доступ к редактированию вашего сайта. (они должны быть соавторами) • Заключение Краткое описание того, чему смогут научиться учащиеся, выполнив данный веб- квест. Можно включить в раздел и риторические вопросы или дополнительные ссылки, чтобы побудить учащихся расширить свои знания за пределы темы веб-квеста. Веб-квест является достаточно сложной формой работы как для учащихся, так и для преподавателя. У обучаемых он направлен на развитие навыков аналитического и творческого мышления; преподаватель, создающий веб-квест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции. Но все трудности окупаются необыкновенно интересной работой. В этом направлении я и пытаюсь двигаться. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательный веб-квест (webquest) проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные... | Веб-квест как одна из форм организации самостоятельной работы студентов Самостоятельная учебная работа студентов – это род деятельности, который включает себя поиск источников познания, средства осуществления... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Веб-квест представляет собой ролевую игру. Учащиеся анализируют информацию, преобразовывают ее, а затем демонстрируют знания материала... | Образовательный квест-проект Кульман Е. Г., учителя химии и биологии высшей квалификационной категории маоу сош «Диалог» | ||
Презентация «Разработка веб-приложений» В ходе работы, в течении данного семестра мы изучали технологии веб-программирования и верстки позволяющие делать стабильные, удобные... | Реферат 3 3 Содержание 4 4 Определения 5 5 Введение 6 6 Основная... В ходе работы, в течении данного семестра мы изучали технологии веб-программирования и верстки позволяющие делать стабильные, удобные... | ||
№4 “взаимодействие приложний на основе веб-сервисов. Технология wcf microsoft” Цель работы Стандарты веб-сервисов определяют формат сообщений, интерфейс, которому передается сообщение, правила привязки содержания сообщения... | Веб-портфолио учителя как импульс к его саморазвитию Моу тамбовская средняя общеобразовательная школа Терновского района Воронежской области | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Открытие веб-лаборатории по разработке веб-ориентированных систем автоматизации бизнес-процессов | Использование технологии веб-портфолио в образовательном процессе С 2012 года – научный руководитель ит-проекта создания и развития социальной сети для ведения веб-портфолио 4portfolio ru | ||
С. А. Кондаков Интерактивные лабораторные работы как средство формирования... В результате освоения образовательного модуля «Физика» у бакалавров направления 230100 – «Информатика и вычислительная техника» должны... | Этих проблем. Другими словами, он заставляет вас иметь дело с реальностью.... Хотите создать успешное веб приложение? Тогда пришло время для подхода «Getting Real», легковесного, быстрого и в целом лучшего пути... | ||
Внеаудиторная работа по литературе как средство формирования ключевых... Работая со студентами колледжа, которые выбрали себе профессию педагога, невольно задумываешься о том, как сохранить идеалы и любовь... | Аналитический отчет учителя истории и обществознания мкоу «Глубоковская... Музей, который не только может, но и должен стать эффективным средством реализации требований фгос | ||
Русский язык и культура речи Как средство формирования общекультурных и профессиональных компетенций при подготовке бакалавров различных специальностей | Форсайт проект «Использование образовательных веб-квестов в работе педагога» Одной из технологий, помогающих в реализации этой цели, является использование образовательных веб-квестов |