Скачать 119.4 Kb.
|
Что такое образовательный веб-квест? «Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Веб – квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет)» (Быховский Я.С. «Образовательные веб-квесты»). Разработчиками веб-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Им определены следующие виды заданий для веб-квестов:
Каждый урок состоит из трех этапов. Ниже представалены рекомендации по деятельности учителя по квест-технологии.
Сценарий урока «Водные объекты Выборгского района. Суздальские озера». Тема урока: «Водные объекты Выборгского района. Суздальские озера». Класс: 2. Тип урока – интегрированный урок по квест-технологии. Используемые методы, формы и приемы учебной деятельности:
Учебные предметы – «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Литературное чтение» и «ИКТ». Цель урока: Использование возможностей квест-технологии на примере интеграции знаний из учебных предметов «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Литературное чтение» и «ИКТ» для формирования информационной культуры и целостной картины мира у учащихся начальной школы. Задачи:
Планируемые результаты Учащиеся после проведения урока должны:
Формы работы: индивидуальная и в малых группах. Новизна в использование технологии веб-квестов
Технология проведения урока Открытый урок представляет собой презентацию возможностей квест – технологий. Будут представлены фрагменты различных этапов уроков, с помощью групповой формы работы учащихся. Эти этапы будут представлены последовательно, что даст возможность составить целостное представление о данной системе занятий.
Оборудование урока
Работа с первой группой учащихся (первые 15 минут). Первая группа учащихся (8 человек) находится в классе. Учащиеся сидят за партами в центре класса. На интерактивной доске – титульный слайд презентации с темой урока. Учитель начальных классов делает вступление: «Наш урок посвящен удивительной жидкости – воде. Все мы с вами знаем, что без воды не было бы жизни. Знаем также и то, что вода, будучи достаточно изученной жидкостью, все же остается одной из главных научных тайн. Вода - загадочное вещество. Она имеет в природе три состояния. На прошлом уроке Окружающего мира мы об этом говорили». Учитель начальных классов задает вопрос учащимся: «Какие вы знаете состояния воды?» Учащиеся отвечают на вопрос. Учитель начальных классов продолжает: «Слово состояние можно заменить научным понятием «свойство». На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение темы «Вода». Для этого будем использовать информационно-коммуникационные технологии. В этом нам поможет учитель ИКТ Эмма Викторовна. А знаете ли вы, что 2010-й год объявлен Годом чистых озер в рамках международного проекта?». Учитель ИКТ объявляет тему урока и задает вопрос классу: «Скажите, как называются озера Выборгского района?» и показывает на интерактивный тест, в котором перечислены четыре названия озер. «Кто может правильно выполнить это тестовое задание?» Учащийся выходит к интерактивной доске и с помощью стивуса выбирает одно название из предложенных (правильный ответ – «Суздальские»). Учитель ИКТ задает вопросы классу: - С каким основным понятием мы познакомились в курсе информатики? - С помощью каких органов чувств мы получаем информацию? - Назовите источники информации - Информация сама по себе не существует. С информацией совершают определенные действия. Назовите основные действия, которые можно производить с информацией, то есть опишите информационные процессы. Учащиеся отвечают. Учитель ИКТ продолжает: «Наша задача сегодня, разбившись на группы, найти нужную информацию в сети Интернет. Сегодня на уроке мы работаем по ролям: художники, фотокорреспонденты, журналисты, учёные. Каждый работает с Информацией согласно вашей роли». Учитель ИКТ распределяет роли – в группе по 2 учащихся, которым выдаются задания, оформленные на карточках:
Учитель ИКТ уточняет, понятно ли задание учащимся, и предлагает занять детям места за компьютерами. Учащиеся входят в Интернет и в избранных ссылках находят необходимую для каждой группы информацию. После выполнения работы на компьютере один представитель от каждой группы рассказывает о достигнутом результате. После выступлений дети возвращаются за парты. Учитель ИКТ подводит итоги работы первой группы учащихся: «Итак, мы закончили первый этап нашей работы. Каждая группа нашла нужную для неё информацию, вы продолжите свою работу дома, выполнив домашнее задание: «Найти дополнительную информацию о воде на следующих сайтах «Солнышко», «Теремок». Художники, журналисты и учёные представят полученную информацию в виде рисунков и подготовят описание своих рисунков для последующей работы с презентациями. Фотокорреспонденты должны сделать фотографии озёр Выборгского района и приготовить описание фотографий для последующей работы с презентациями. Оценки вы получите на следующем уроке, когда мы обобщим работу, проделанную всем классом». Задание представлено в том числе и на презентации на интерактивной доске. Первая группа учащихся уходит, приходит вторая группа. Работа со второй группой учащихся (вторые 15 минут). Вторая группа учащихся (8 человек) находится в классе. Учащиеся сидят за партами в центре класса. На интерактивной доске – титульный слайд презентации с указанием на второй этап работы. Учитель начальных классов делает вступление: «На предыдущих уроках и экскурсиях по предмету Окружающий мир мы ходили на Суздальские озера, любовались красотой природы, рисовали и фотографировали озера. Вы также делали поделки из природного материала. Но не все увиденное нас порадовало. Кучи мусора, битые бутылки свидетельствуют о том, что природой любовались в том числе и некультурные люди. Нам захотелось исправить положение и убрать хотя бы часть мусора. Мы считаем, что в этом заключается и наше участие в международном проекте «Год чистых озер». Учитель ИКТ: «Итак, мы приступаем ко второму этапу нашей работы. Цель данного этапа урока - обработать полученную информацию и подготовить ее для создания презентаций в каждой группе». - Давайте вспомним, чем же мы занимались на прошлом уроке? - Каждой группе было дано задание, напомните его. - На прошлом уроке мы учились искать информацию в сети Интернет, а сегодня, обрабатывая информацию, вы должны рассказать, какая информация представлена на сайтах у каждой группы. Учащиеся отвечают на вопросы и переходят к ПК. Выступают представители от каждой группы, рассказывают и показывают, какие сайты они нашли в прошлый раз. Учащиеся возвращаются за парты. Учитель ИКТ: «Сейчас мы все вместе обобщим свойства воды с помощью интерактивных слайдов». Демонстрируется интерактивная схема о состояниях воды. Учитель ИКТ: «Выделите свойства воды при обычных условиях». Учащиеся решают флеш - задание у доски (нужно отметить цвет, запах и состояние воды при обычных условиях). Учитель ИКТ: «Итак, подведём итог. Мы закончили второй этап нашей работы, обработали найденную вами информацию, приготовили рисунки, фотографии. На следующем уроке мы воспользуемся вашими работами для создания презентаций, которые сможем потом показывать как на уроках по окружающему миру, так и на внеклассных мероприятиях с участием детей из других классов. Оценки вы получите на следующем уроке, когда мы обобщим всю нашу работу». Вторая группа учащихся уходит, приходят учащиеся из третьей группы. Работа с третьей группой учащихся (последние 15 минут урока). Третья группа учащихся (8 человек) находится в классе. Учащиеся сидят за партами в центре класса. На интерактивной доске – титульный слайд презентации с указанием на третий этап работы. Учитель ИКТ: «Мы проводим с вами заключительный самый важный этап в работе. На первом этапе мы искали информацию, на втором – работали с полученной информацией. На третьем уроке мы создавали презентации. Цели данного этапа урока: представить полученную и обработанную вами информацию в виде презентаций, прокомментировать ваши рисунки, фотографии и сделать вывод о том, как нужно относиться к окружающей нас природе. А сейчас каждая группа представит и прокомментирует те слайды, которые они создали с помощью собранной и обработанной информации». Учащиеся по одному от каждой группы выходят к интерактивной доске и комментируют сделанные слайды презентации (они для удобства включены учителем в общую презентацию урока). После рассказа фотокорреспондентов учитель ИКТ демонстрирует подготовленный фильм, созданный на основе фотоматериалов, собранных учащимися во время экскурсии к Суздальским озерам. Учитель ИКТ подводит итоги: «Итак, мы выполнили все этапы нашей творческой работы. В заключение посмотрим небольшой фрагмент и сделаем вывод о проделанной работе». Демонстрируется фрагмент «Кино – роль воды в жизни живых организмов». Учитель ИКТ: «Мы проделали огромную работу. Всем большое спасибо. Мы осуществили поиск, обработку и передачу информации по теме урока и представили это в виде презентаций, которые войдут в общешкольный проект «Экологические проблемы Санкт-Петербурга», к которому присоединятся и другие классы. Какие главные выводы мы сделали?» Учащиеся делают выводы. Учитель начальной школы: «На сегодняшнем уроке мы поняли, что вода - уникальное вещество, без которого нет жизни. Надо беречь и охранять воду и всю природу. Но на этом изучение воды не закончится. Зимой мы опять пойдем на озера, будем наблюдать за изменениями в природе. Всем большое спасибо! Детям, учителям, родителям!» Рефлексия. Весь класс собирается вместе. Учащиеся рассаживаются в соответствии со своими ролями. Под руководством учителей подводятся итоги проделанной работы по заранее разработанным критериям. На интерактивной доске демонстрируется слайд с таблицей критериев оценки деятельности учащихся. Каждый критерий обсуждается на понимание детьми. Устанавливается, соответствует ли выполненная работа каждой группы заявленным критериям. Учащиеся высказывают свое мнение, оценивают меру участия каждого в процессе работы над проектом. Учителя выставляют оценки на основании полученных учащимися баллов. По материалам ГОУ средняя общеобразовательная школа №457 с углубленным изучением английского языка Выборгского района Санкт-Петербурга |