Работа в малых группах как одна из форм организации познавательной деятельности учащихся при обучении русскому языку





НазваниеРабота в малых группах как одна из форм организации познавательной деятельности учащихся при обучении русскому языку
Дата публикации07.07.2014
Размер44.3 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Работа в малых группах как одна из форм организации познавательной деятельности учащихся при обучении русскому языку.
Автор: Отёкина Наталья Михайловна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Асерховской СОШ Собинского района

Владимирской области

Профессионализм учителя выражается

в количестве и качестве заданий,

которые он выдает и в том отношении

к этим заданиям, которые демонстрируют дети.

В.М. Лизинский.
Сегодня школа должна создать условия для формирования личности с помощью соответствующих методов и форм организации обучения. Каждый этап урока требует своей формы учебной работы, поэтому только умелое сочетание этих форм, разумное использование их при решении различных задач обучения приведут к решению тех проблем, которые стоят перед школой. Организация процесса обучения в виде групповой формы способствует становлению личности, удовлетворяющей современным запросам общества.

Групповая форма познавательной деятельности учащихся на уроке – это такой способ организации работы учеников, при которой:

  • перед всеми группами или перед отдельными группами одновременно поставлена некоторая учебная цель как общая цель для учащихся группы;

  • задания могут быть как одинаковыми для всех групп, так и дифференцированными для каждой группы;

  • отдельным группам оказывается дополнительная помощь со стороны учителя; руководство группой осуществляет лидер;

  • группа отчитывается на уроке не только перед учителем, но и перед классом.

Успех осуществления групповой формы познавательной деятельности зависит от тщательной подготовки учителя и его умения уделить внимание каждой группе. При групповой форме деятельности отдельные ученики могут занимать позицию учителя, появляется возможность реальной помощи друг другу. Групповая форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища. Главная идея обучения в группе – учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе. Сотрудничество, а не соревнование – вот основа обучения в группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей группы зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь друг другу. Обучение происходит при общении.

Владея методикой проведения групповой работы, нужно так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся чувствовали себя полноправными субъектами этого процесса, свободными в творческом достижении принятых ими целей обучения и воспитания. В зависимости от целей урока учитель может применять различные варианты работы в малых группах. Их с успехом можно использовать при решении почти всех дидактических задач. Приведу примеры использования вариантов работы в малых группах на уроках.

Изучение нового материала занимает в системе уроков особое место. Это первоначальное звено в усвоении новых знаний. В старших классах по такому материалу проводятся уроки-лекции, включая в себя элементы беседы, уроки-семинары. Приведу пример проведения семинарского занятия по изучению нового материала по теме: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».

В начале урока определяем тему, путем анализа предложенных предложений, и ставим цели изучения темы, определяем её дальнейший выход на государственную итоговую аттестацию. Затем класс разбиваем на разнородные по уровню обученности группы по четыре человека. Каждая группа получает задание изучить теорию вопроса по учебнику. Лидер группы распределяет «каждый знак препинания» (запятая, двоеточие, точка с запятой, тире) среди ее членов.

На первом этапе урока каждый ученик самостоятельно рассматривает по учебнику данный вопрос. После выполнения этой задачи ученики, состоящие в разных группах, но изучающие один и тот же вопрос, встречаются и обмениваются результатами исследований как эксперты по данному вопросу. По окончании данного этапа они возвращаются в группу и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Во время выступления своего товарища учащиеся делают записи в своих тетрадях. На заключительном этапе можно предложить индивидуальное тестирование с последующей проверкой внутри группы, тем самым, проверяя качество усвоения темы.

На уроках изучения нового материала удобно применять групповую форму работы в случаях, когда материал доступен для самостоятельного восприятия и изучения учащимися, и опирается на полученные ранее знания.

Основная цель работы в группах на уроках закрепления заключается в закреплении и осмыслении изученного. Достижение цели происходит благодаря тренировке, которая должна предполагать необходимую вариативность работ, требующую от учащихся переноса знаний и умений, их использование в нестандартных ситуациях. Активизировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на таких уроках можно с помощью проведения уроков-практикумов. Группам даются одинаковые задания, которые необходимо выполнять по порядку. Способ решения всех упражнений должен знать каждый ученик в группе. Учитель может попросить рассказать решение любого задания любого ученика группы, может предложить ему дополнительные вопросы по этому упражнению. Следовательно, учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы разобрались в решении каждого задания, потому что от этого будет зависеть выставление оценки за работу в группе.

Таким образом, применение групповых форм работы на уроках по изучению нового материала позволяет учащимся получить целостное представление о важных и сложных темах курса, способствует формированию у них познавательных и исследовательских умений. Работа в группах на уроках закрепления дает возможность повысить качество знаний, полученных учащимися: растет заинтересованность учащихся в решении задач различными методами, увеличивается ответственность за выполнение и понимание не только своего задания, но и остальных задач, а также по понимание решения другими членами группы.
Список литературы:

  1. Об организации групповой работы и выборе заданий для нее-1972:сборник научных трудов Советская педагогика и школа/под ред. А. Бенко -СПб; Тарту, 1972.

  2. Бодалев, А.А. О взаимосвязи общения и отношения /А.А. Бодалев // Вопросы психологии.- 1996.- № 3.

  3. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении.- М.: Педагогика,1991.

  4. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке . - М.: Знание, 1975 .

  5. Лийметс Х.Й. Место групповой работы среди других форм обучения.-М.: Просвещение,1987.

  6. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? -М.: Просвещение, 1985.

  7. Цукерман Г. А. Обучение учебному сотрудничеству / Г.А.Цукерман// Вопросы психологии. - 1993.-№3.

  8. Шуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии.- М.: Просвещение, 1998.

  9. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах.- М.: Просвещение, 1995.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Работа в малых группах как одна из форм организации познавательной деятельности учащихся при обучении русскому языку iconШуликовой Дианы Львовны Тема: «Развитие у учащихся устойчивого интереса...
...
Работа в малых группах как одна из форм организации познавательной деятельности учащихся при обучении русскому языку iconВеб-квест как одна из форм организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная учебная работа студентов – это род деятельности, который включает себя поиск источников познания, средства осуществления...
Работа в малых группах как одна из форм организации познавательной деятельности учащихся при обучении русскому языку iconАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
I. Методы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения русскому языку 7
Работа в малых группах как одна из форм организации познавательной деятельности учащихся при обучении русскому языку iconИз опыта работы: «Самостоятельная работа на уроке – как одна из форм...
Место работы моу «Чойская сош» полный адрес Республика Алтай Чойский район с. Чоя ул. Советская,14 индекс 649180 тел. Код (8 388...
Работа в малых группах как одна из форм организации познавательной деятельности учащихся при обучении русскому языку iconКонтрольный тест по русскому языку в первом классе ( 20 – 20 уч год)
Тест,как одна из наиболее эффективных средств контроля в обучении иностранному языку
Работа в малых группах как одна из форм организации познавательной деятельности учащихся при обучении русскому языку iconФормирование образно-эмоциональной стороны речи учащихся первого...
Цель: научить различать стили литературного языка, развивать устную и письменную речь учащихся, воспитать любовь и уважение к русскому...
Работа в малых группах как одна из форм организации познавательной деятельности учащихся при обучении русскому языку icon«Проектная методика одна из активных форм обучения английскому языку»
Современные подходы к использованию метода проектов в обучении 8 школьников иностранному языку
Работа в малых группах как одна из форм организации познавательной деятельности учащихся при обучении русскому языку iconЗанятие 3 Формы организации познавательной деятельности учащихся
Цель занятия: познакомиться с продуктивными формами организации познавательной деятельности учащихся, приёмами работы с текстом
Работа в малых группах как одна из форм организации познавательной деятельности учащихся при обучении русскому языку iconЗанятие 3 Формы организации познавательной деятельности учащихся
Цель занятия: познакомиться с продуктивными формами организации познавательной деятельности учащихся, приёмами работы с текстом
Работа в малых группах как одна из форм организации познавательной деятельности учащихся при обучении русскому языку iconМетодическое обеспечение дисциплины архивоведение направление подготовки...
Формы интерактивного обучения студентов используются при проведении практических занятий (работа в малых группах, работа с ресурсами...
Работа в малых группах как одна из форм организации познавательной деятельности учащихся при обучении русскому языку iconСмысловое чтение и работа с текстом при обучении биологии
Организация познавательной деятельности на основе смыслового чтения на уроках биологии
Работа в малых группах как одна из форм организации познавательной деятельности учащихся при обучении русскому языку iconРабочая программа дисциплины «Конфликты в малых социальных группах»
Целью освоения дисциплины «Конфликты в малых социальных группах» является формирование у студентов теоретических знаний об особенностях...
Работа в малых группах как одна из форм организации познавательной деятельности учащихся при обучении русскому языку iconУчитель истории моу «сош№13 с уиоп» Потехина И. П. Использование...
Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные...
Работа в малых группах как одна из форм организации познавательной деятельности учащихся при обучении русскому языку iconФормы обучения русскому языку
С точки зрения компетентностного подхода к обучению языку необходимо рассмотреть способы организации обучения, предполагающие разнообразие...
Работа в малых группах как одна из форм организации познавательной деятельности учащихся при обучении русскому языку iconПрограмма вступительных испытаний по французскому языку для абитуриентов,...
Тест,как одна из наиболее эффективных средств контроля в обучении иностранному языку
Работа в малых группах как одна из форм организации познавательной деятельности учащихся при обучении русскому языку icon«Формирование профессиональной личности будущего педагога на основе...
Как же пробудить у детей желание «напиться» из источника знаний? Педагоги придумывают различные способы на уроках. Но порой это —...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск