Скачать 64.3 Kb.
|
Учитель истории МОУ «СОШ№13 с УИОП» Потехина И.П. Использование групповых технологий при обучении истории. Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутриклассные групповые. Выделяют несколько уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:
При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль. Собственно групповыми технологиями в практике называют групповую работу (на принципах дифференциации) и межгрупповую работу (каждая группа имеет свое задание в общей цели). Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Это форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности. Данная технология:
Групповые технологии как коллективная деятельность предполагает:
Главными особенностями организации групповой формы работы учащихся на уроке являются:
В своей деятельности я стараюсь подбирать группы по принципу объединения учащихся разного уровня обученности, совместимости, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации). б) Инструктаж о последовательности работы. в) Раздача дидактического материала по группам.
г) Знакомство с материалом, планирование работы в группе. д) Распределение заданий внутри группы. е) Индивидуальное выполнение задания. ж) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. з) Обсуждение общего задания в группе. и) Подведение итогов группового задания.
к) сообщение о результатах работы в группах. л) Анализ познавательной задачи, рефлексия. м) общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Эффективность проведения групповых занятий зависит от подбора учителем заданий в зависимости от степени подготовленности учащихся и владения ими умениями и навыками самостоятельной работы. Впоследствии, как показывает практика, учащиеся без труда распределяют между собой задания. Каждый член группы выполняет часть общего задания, После взаимной информации складывается коллективный результат. Практика показала, что наиболее целесообразна групповая работа на уроках обобщения. Вместе с тем, она может быть использована и при изучении нового материала достаточно большого объема. Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом. В условиях групповой работы возникает благоприятная для учения эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность учащихся в собственных силах, снижается утомляемость, удовлетворяется потребность в общении, стимулируется познавательный интерес. Таким образом, рационально организованная групповая деятельность учащихся на уроке не только позволяет решать познавательные задачи, но и способствует становлению личности школьника, сплочению и развитию ученического коллектива. Разработка урока с использованием групповых технологий на примере темы «На фронтах гражданской войны. Экономическая политика красных и белых» в 9 классе. Тема изучается на 2 уроках. Тема: «На фронтах гражданской войны. Экономическая политика красных и белых» Цели:
Тип урока: изучение нового материала (практическое занятие с использованием технологии группового обучения с элементами уровневой дифференциации) Оборудование: 1) Учебное пособие: А.А Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт История России XX –начало XXI вв. –М.: Просвещение, 2004; А.А Данилов, Л.Г. Косулина, А.В. Пыжиков История России XX –начало XXI вв. –М.: Просвещение, 2003; 2) карта «Гражданская война и интервенция в России», 3) фрагменты видеофильма «История Красной Армии» Учащиеся заранее разделены на группы и получают задание подготовить исторические портреты А.В. Колчака, А.И. Деникина, Н.Н. Юденича, П.Н. Врангеля, М.Н. Тухачевского, М.В. Фрунзе. План урока.
Подготовка урока: класс предварительно делится на 6 групп. Ход урока.
Учитель: На прошлом уроке мы с вами выяснили причины и дали характеристику основным этапам гражданской войны. Сегодня наши цели:
II. Изучение нового материала:
По первому и второму вопросам учитель организует групповую работу, в ходе которой каждая группа выполняет свои задания, а затем представляют их всему классу. Далее учитель дает инструкцию по выполнению заданий на карточках. Время работы – 20 минут. Учащиеся выполняют работу на листах ватмана формата А-2 и защищают её. Карточка № 1 «Восточный фронт» 1. Расскажите о А.В. Колчаке. Какова судьба «верховного правителя России»? 2. Составьте хронологию военных действий на Восточном фронте. Карточка № 2. «Южный фронт. Разгром Врангеля». 1. Расскажите о А.И. Деникине, П.Н. Врангеле. 2. Составьте хронологию событий на Южном фронте. Карточка №3. «Поход на Петроград. Война с Польшей ». 1. Расскажите Н.Н. Юдениче. 2. Составьте хронологию событий.
Карточка № 4. «Красные» 1. Расскажите о М.Ф. Фрунзе и М.В. Тухачевском. 2. Расскажите о наиболее крупных победах Красной армии на фронтах гражданской войны. Карточка № 5. «Экономическая политика: красные»
Карточка № 6. «Экономическая политика: белые» 1. Заполнить схему. После представления результатов работы учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:
Ответ на второй вопрос плана: выполнение задания на стр. 128 учебного пособия. III. Закрепление нового материала: в форме тестирования IV. Домашнее задание: §§14-17, написать эссе на тему: «Гражданская война – это героическая страница истории или трагедия народа». |
Применение информационных технологий на уроках истории и обществоведения... Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении истории 17 | Из опыта работы учителя истории, обществознания и права моу сош №8... Учитель истории, обществознания и права, Заслуженный учитель чр, Почетный работник общего образования рф, заместитель руководителя... | ||
Программа по истории для 8-11 классов Учитель истории моу «Адав-Тулумбаевская сош буинского района рт» Гиззатуллина Эльвира Илгизаровна | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Использование икт в обучении истории и обществознанию. Индивидуализация обучения как средство активизации мыслительной и познавательной... | ||
Политическое лидерство и борьба за власть после смерти Урок истории. Автор Савина Людмила Владимировна, учитель истории и обществознания высшей категории моу сош №20 г. Шахты Ростовской... | Описание опыта работы учителя истории и обществознания мбоу – Подывотской... Свою педагогическую деятельность, в качестве учителя истории и обществознания, я начала в 2005 году. Проблема, над которой сегодня... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторы: Зазуляк Оксана Викторовна учитель истории и обществознания высшей категории моу сош №16, Владимирова Светлана Петровна учитель... | «Значение исследовательской деятельности при подготовке к егэ» Жертунова Елена Николаевна, моу «Ивановская сош» Куркинского района Тульской области, учитель истории | ||
Урок на тему: «Петр I новатор в истории России» Приложение Суворова Е. В., учитель истории «моу эммаусская сош» Калининского района. Урок на тему: «Петр I – новатор в истории России»... | Учебника истории», «Клуб любителей истории и обществознания (клио)», предметные недели Борщева Наталья Александровна, учитель истории и обществознания моу «Средняя общеобразовательная школа №67» г. Кургана | ||
Конспект урока по истории для 9 класса (базовый уровень) Фахриева... Образовательные: определить международные отношения в конце XIX – начале вв., выяснить причины войны, охарактеризовать цели воюющих... | Тема опыта Автор опыта: Страуме Елена Юрьевна, учитель физики моу сош с уиоп №3 г. Алексеевки | ||
Рабочая программа элективного курса по истории 9 класса «Личность в истории» «Личность в истории», разработанного Сиденко Е. В., учителем истории моу «сош №15» с. Казинка Шпаковского района Ставропольского... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель: Уварова Елена Владимировна, учитель истории моу «Гремячинская сош» Сямженский р. Вологодская обл | ||
Итоги первого этапа городского конкурса профессионального мастерства педагогов «сош №40», моу «Гимназия №41», моу «сош №45», моу «Гимназия», моу «сош №48», моу «сош №49», моу «сош №54», моу «сош №55», моу «сош... | Тема опыта Автор опыта: Дудкина Людмила Григорьевна, учитель географии моу сош с уиоп №3 г. Алексеевки Белгородской области |