Программа по истории для 8-11 классов





НазваниеПрограмма по истории для 8-11 классов
страница1/14
Дата публикации14.10.2013
Размер2.29 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Рабочая программа

по истории

для 8-11 классов

Учитель истории МОУ «Адав-Тулумбаевская СОШ Буинского района РТ» Гиззатуллина Эльвира Илгизаровна.


Принятые обозначения в календарно – тематическом планировании




Домашняя работа

Сокращения

1

Страница

стр

2

Словарная работа

с/р

3

Работа с документами

р/д

4

Работа с источниками

р/и

5

Работа над рисунком

р/р

6

Работа с контурной картой

к/к

7

Работа с дополнительной литературой

д/л

8

Творческая работа

т/р

9

Индивидуальная работа

и/р

10

Работа по группам

р/г

11

Ответить на вопросы

о/в

12

Заполнить таблицу

з/т

13

Выполнить задание

в/з

14

Подготовить сообщение

п/с

15

Составить развернутый план

сос. р/п

16

Задания

з-я

17

Дифференцированные задания

д/з

18

Исторический портрет

и/п

19

Практикум

практ.


Статус документа
Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образова­ния на базовом уровне и примерной программы по истории.

Выбор примерной программы мотивирован тем, что она

  • соответствует стандарту основного общего образования по истории

  • построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

  • способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

  • обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;

  • сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации.


Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы:

  • пояснительную записку, в которой определяются цели и задачи обучения по данному предмету в основной школе, требования к результатам обучения и освоении курса, раскрываются особенности содержания курса по истории на этой ступени образования, описываются структура курса по истории и последовательность изложения материала, место предмета в базисном учебном (образовательном) плане, оснащенность учебной деятельности;

  • содержание курса по истории, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием примерного числа часов на их изучение;

  • календарно – тематическое планирование.


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования от 5.03.2004 №189;

  • Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (основное общее образование;

  • Базисного учебного плана для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Республики Татарстан;

  • Примерной программы основного общего образования по истории;

  • Инструктивного-методического письма «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2009-2010 учебном году» от  16.10.2009  № 7131/9;

  • Учебного плана МОУ «Адав – Тулумбаевская средняя общеобразовательная школа Буинского района РТ» на 2010-2011 учебный год;

  • Приказа Министра образования и науки А.А. Фурсенко «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2010/11 учебный год».             

В рабочей программе по ис­тории на ступени основного общего образования сохранена традиционная для российской школы ориентация на фунда­ментальный характер образования.

Место и роль исторического знания в образовании мо­лодого поколения обусловлены его познавательными и миро­воззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исто­рического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.

История, основанная на достоверных фактах и объектив­ных оценках, представляет собирательную картину социаль­ного, нравственного, созидательного, коммуникативного опы­та людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.

Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде сово­купности приоритетных для общества ценностных ориента­ции и качеств личности, проявляющихся как в учебном про­цессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных прио­ритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески приме­няющего исторические знания в учебной и социальной дея­тельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи изучения истории в основной школе:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной са­моидентификации в окружающем мире;

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах раз­вития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нрав­ственной сферах при особом внимании к месту и роли Рос­сии во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толе­рантности и мира между людьми и народами, в духе демо­кратических ценностей современного общества;

  • развитие способности учащихся анализировать содержа­щуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловлен­ности;

  • формирование у школьников умений применять истори­ческие знания для осмысления сущности современных обще­ственных явлений, в общении с другими людьми в современ­ном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональ­ном обществе.


Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории
Результатом изучения истории в ос­новной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданствен­ной), когнитивной (познавательной), информационно-тех­нологической, коммуникативной.

К важнейшим личностным результатам изучения исто­рии в основной школе относятся следующие убеждения и ка­чества:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей совре­менного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшест­вующих поколений, способность к определению своей пози­ции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в ос­новной школе выражаются в следующих качествах:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулиро­вать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современ­ные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять ре­зультаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллектив­ной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:

  • овладение целостными представлениями об историчес­ком пути народов своей страны и человечества как необхо­димой основой для миропонимания и познания современно­го общества;

  • способность применять понятийный аппарат историчес­кого знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и совре­менности;

  • умения изучать и систематизировать информацию из раз­личных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявле­ния и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Соотнесение элементов учебной деятельности школьни­ков и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 89 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

  1. Знание хронологии, работа с хронологией:

- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

- соотносить год с веком, устанавливать последователь­ность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, ре­зультаты важнейших исторических событий;

- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду;
- проводить поиск необходимой информации в одном или

- нескольких источниках (материальных, текстовых, изобрази­тельных и др.);

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

- рассказывать (устно или письменно) об исторических
событиях, их участниках;

- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнитель­ной литературы, макетов и т. п. составлять описание истори­ческих объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

- различать факт (событие) и его описание (факт источ­ника, факт историка);

- соотносить единичные исторические факты и общие явления;

- называть характерные, существенные признаки истори­ческих событий и явлений;

- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

- излагать суждения о причинах и следствиях историчес­ких событий.

6. Работа с версиями, оценками:

- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

- определять и объяснять (аргументировать) свое отноше­ние к наиболее значительным событиям и личностям в исто­рии и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

-использовать знания об истории и культуре своего и дру­гих народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

- способствовать сохранению памятников истории и куль­туры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Характеристика содержания основного общего образования по истории
Отбор учебного материала для содержания рабочей программы по истории для основной школы осуществлялась с учетом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 8—9 классов, особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Структура курса и последовательность предъявления материала. Примерная программа учебного педмета «Исто­рия» на ступени основного общего образования предусматри­вает изучение в 5—9 классах истории России и всеобщей истории с древности до наших дней. Во взаимосвязи с об­щим курсом отечественной истории рассматривается также региональная и локальная история.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

  1. Историческое время — хронология и периодизация со­бытий и процессов.

  2. Историческое пространство — историческая карта Рос­сии и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, гео­политических характеристик развития человечества.

  3. Историческое движение:

  • эволюция трудовой и хозяйственной деятельности лю­дей, развитие материального производства, техники; измене­ние характера экономических отношений;

  • формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динами­ка социальных движений в истории (мотивы, движущие си­лы, формы);

  • образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаи­моотношения власти и общества; тенденции и пути преобра­зования общества; основные вехи политической истории;

  • история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и миро­воззренческих систем; развитие научного знания и образова­ния; развитие духовной и художественной культуры; много­образие и динамика этических и эстетических систем и цен­ностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;

  • развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.

Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все на­званное выше, — человек в истории. Она предполагает ха­рактеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.
Календарно - тематическое планирование

В календарно – тематическом планировании определены как содержание и последователь­ность изучения исторического материала, цели уроков, основные понятия и термины, которые должны усвоить учащиеся, так и основные ви­ды деятельности учащихся (в соответствии с предполагаемы­ми результатами изучения истории). Тем самым реализуются деятельностный и компетентностный подходы к обучению.

В качестве основной единицы планирования выступает учебная тема (группа уроков). Это помогает системно пред­ставить главные вопросы содержания курсов, преодолеть дробность в отборе учебного материала.
Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане. Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качест­ве обязательного предмета в 8 классе в общем объеме 70 часов, по 2 часа в неделю.

Курсы «История России», «Всеобщая история» и «История Татарстана» изложе­ны в рабочей программе «История» раздельно, на практике тоже изучаются раздельно.

Согласно инструктивно-методического письма «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2009-2010 учебном году» от  16.10.2009  № 7131/9; распределение материала по часам следующее:

Всеобщая история – 24 часа;

История России – 35 часа;

История Татарстана – 11 часов.
Оснащенность учебной деятельности

Учебники:

  1. Загладина Н.В. Всеобщая история. История нового времени. XIX в. – начало XX века.VIII кл. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006;

  2. Боханова А.Н. История России. XIX век. VIII кл. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2004;

  3. Пискарева В.И. История Татарстана. XIX век. - Казань: Татарское Республиканское издательство «Хэтер», 2004.

Пособия для учителя:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта – 2004 г.

  2. Федеральный базисный учебный план.

  3. Соловьев К.А. Поурочные разработки по Новой истории 1800-1900. VIII кл. - М.: ВАКО, 2006;

  4. Колганова Е.В. Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории Отечества. VIII кл. / Под науч. ред. Б.Н.Серова. – М.: ВАКО, 2005;

  5. Фокеева И.М. Национально-региональный компонент исторического образования: Методичекое пособие для учителя / И.М. Фокеева. – Казань: Татарское Республиканское издательство «Хэтер», 2003;

  6. Современный словарь по общественным наукам. / под общ. Редакцией О.Г. Данильяна, Н.И.Панова. – М.: изд. Эксмо, 2005.

  7. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

Дополнительная литература:

  1. Карамзин Н.М. Об истории государства Российского. - М.: Просвещение, 1990.

  2. Мифтахов Б.М. История и культура родного края. – Казань: Магариф, 1994.

  3. Харисова Л.А. Культура народов Татарстана. – Казань: Магариф, 2005.

Атласы:

  1. Атлас Татарика / Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, МинистерстваОбразования и Науки – 2006.

Энциклопедии, словари:

  1. Татарский энциклопедический словарь. / Гл. Редактор М.Х. Хасанов. – Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 1999.

  2. Татар энциклопедия сүзлеге. / Баш мөхәрир М.Х.Хәсәнев. – Казан: Татар энциклопедия институты, 2002.

  3. Школьная энциклопедия. Новое время. XIX век. – М.: “Осма – Пресс Образование”, 2003.

Настенные карты:

  1. Отечественная война 1812 г.

  2. Россия после реформы (развитие капитализма с 1861 – 1900).

  3. Территориально – политический раздел мира с 1876 – 1914 г.

  4. Европа с 1870 – 1914 гг.

  5. Европа с 1799 – 1815 гг.

  6. Европа с 1815 – 1849 гг.

  7. Гражданская война в США (1861 – 1865 гг.).

Электронные пособия:

  1. Всеобщая история. История нового времени. 7-8 классы. Учебное электронне пособие.

  2. История татарского народа и Татарстана (XVI –XVIII век) 2 часть. 7-8 классы. Учебное электронне пособие.

  3. Энциклопедия истории России. 862-1917.

  4. Казань 1005-2005.

  5. Габдулла Тукай (1886-1913). Шигырьләр.


Основное содержание

Блок 1. Всеобщая история

(24 ч)

Раздел. Новое время

Страны Европы и Северной Америки в первой поло­вине XIX в.

Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венс­кий конгресс; Ш. М. Талейран. Священный союз.

Развитие индустриального общества. Промышленный пе­реворот, его особенности в странах Европы и США. Измене­ния в социальной структуре общества. Распространение со­циалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих. Политическое развитие европейских стран в 1815— 1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, ради­кальных политических течений и партий; возникновение марксизма.

Страны Европы и Северной Америки во второй поло­вине XIX в.

Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Франция — от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя поли­тика, франко-германская война, колониальные войны. Обра­зование единого государства в Италии; К. Кавур, Дж. Гари­бальди. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм.

Соединенные Штаты Америки во второй половине XIX в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Се­вер и Юг. Гражданская война (1861 — 1865). А. Линкольн.

Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце XIX в.

Завершение промышленного переворота. Индустриализа­ция. Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспор­та и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. По­ложение основных социальных групп. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководи­тели социалистического движения.

Страны Азии в XIX в.

Османская империя: традиционные устои и попытки про­ведения реформ. Индия: распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства, освобо­дительные восстания. Китай: империя Цин, «закрытие» стра­ны, опиумные войны, движение тайпинов. Япония: внутрен­няя и внешняя политика сегуната Токугава, преобразования эпохи Мэйдзи.

Война за независимость в Латинской Америке

Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. П. Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств.

Народы Африки в Новое время

Колониальные империи. Колониальные порядки и тради­ционные общественные отношения. Выступления против ко­лонизаторов.

Развитие культуры в XIX в.

Научные открытия и технические изобретения. Распрост­ранение образования. Секуляризация и демократизация куль­туры. Изменения в условиях жизни людей. Стили художест­венной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрес­сионизм. Театр. Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество.

Международные отношения в XIX в.

Внешнеполитические интересы великих держав и полити­ка союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные за­хваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры ин­дустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование военно-политических блоков великих держав.

Историческое и культурное наследие Нового времени.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по истории для 8-11 классов iconРабочая программа по истории Древнего мира для 5-х классов (фгос) Пояснительная записка
России, планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с Примерной...
Программа по истории для 8-11 классов iconПояснительная записка по введению содержания олимпийского образования...
Разработка модуля уроков истории по олимпийской и паралимпийской тематике для учащихся 5-9 классов
Программа по истории для 8-11 классов iconДополнительная образовательная программа «Роль личности в истории»...
Программа предназначена для учащихся 9-11 классов, испытывающих интерес к истории Отечества
Программа по истории для 8-11 классов iconРабочая программа основного общего образования по истории и культуре...
Планирование составлено на основе программы по истории и культуре Башкортостана для обучающихся I – IX классов. Составители : Под...
Программа по истории для 8-11 классов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
России, планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с Примерной...
Программа по истории для 8-11 классов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
России, планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с Примерной...
Программа по истории для 8-11 классов iconПояснительная записка рабочая программа по истории для 10 11 классов составлена на основе
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории на базовом уровне («Преподавание...
Программа по истории для 8-11 классов iconРабочая программа по истории для 10-11 классов (базовый уровень) Срок реализации 2 года
Рабочая программа по истории для 10 – 11 классов разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования...
Программа по истории для 8-11 классов iconРабочая программа элективного курса по истории 9 класса «Личность в истории»
«Личность в истории», разработанного Сиденко Е. В., учителем истории моу «сош №15» с. Казинка Шпаковского района Ставропольского...
Программа по истории для 8-11 классов iconРабочая программа по истории для 7А, 7Б, 7В классов учителя истории
Рассмотрена на заседании предметной кафедры учителей и рекомендована к рассмотрению на педагогическом совете
Программа по истории для 8-11 классов iconРабочая программа по «всеобщей истории и истории россии» (8 класс)
Примерной программы основ­ного общего образования по истории и авторской программы А. А. Данилова, В. А. Клоковой «История государства...
Программа по истории для 8-11 классов iconПрограмма мероприятий предметной недели истории и обществознания
Конкурс знатоков истории для учащихся 6 классов (6 урок) отв. Вегеле С. А. каб. 227
Программа по истории для 8-11 классов iconТесты по истории России. ХIХ век / Под ред. А. А. Данилова. М.: Владос, 1996. 208 с
Литература, рекомендуемая для подготовки к Межрегиональной олимпиаде по истории для учащихся 8- 9 классов
Программа по истории для 8-11 классов iconРабочая программа по истории для 6 11 классов Учитель: Круглова Любовь Алексеевна
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Программа по истории для 8-11 классов iconРабочая программа по истории России 5-9 классы пояснительная записка
Рабочая программа по истории России предназначена для 6—9 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе Федерального...
Программа по истории для 8-11 классов iconРабочая программа по истории России для 11-х классов (базовый уровень)
Настоящая рабочая программа по истории для учащихся 11 класса составлена на основе следующих документов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск