Рабочая программа элективного курса по истории 9 класса «Личность в истории»





Скачать 148.55 Kb.
НазваниеРабочая программа элективного курса по истории 9 класса «Личность в истории»
Дата публикации25.12.2014
Размер148.55 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа




Бюджетное образовательное учреждение

Кичменгско- Городецкого муниципального района

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»


Рабочая программа

элективного курса по истории 9 класса

«Личность в истории».
Составитель:

Непогодьева Н.Е.

учитель истории,

высшая квалификационная категория


с. Кичменгский Городок, 2013 год

Пояснительная записка

Рабочая программа Элективного курса по истории для 9 класса

«Личность в истории» (далее- рабочая программа) разработана на основе программы элективного курса «Личность в истории», разработанного Сиденко Е.В., учителем истории МОУ «СОШ № 15» с. Казинка Шпаковского района Ставропольского края и на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования . Рабочая программа предназначена для 9 классов .

Основными целями курса являются:

  • развитие исторического мышления школьников на базе мате­риала курса;

  • формирование у учеников понимания исторического прошло­го в связи с тенденциями современного развития России и мира;

  • воспитание современного исторического сознания и развитие самостоятельного, персонифицированного мышления;

  • восприятие отечественных и мировых культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим;

  • знакомство с основными теориями и концепциями, описы­вающими и объясняющими развитие общества;

  • формирование исторической грамотности на современном международном уровне;

  • развитие умения разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей.

Задачами курса являются:

  1. повышение интереса к историческим закономерностям;

  2. формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений для более глубокого осмысления историче­ской действительности;

  3. умение самостоятельно приобретать и применять на практи­ке знания, полученные в ходе занятий, для определения собственной позиции в общественно-политической жизни, для решения познавательных и практических задач;

  4. воспитание патриотизма и гражданственности, социальной ответственности;

Технология учебно-познавательной деятельности при изучении курса направлена на формирование позитивной мотивации с уче­том возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится внутрипредметным и межпредметным связям, нацеленным на побуждение учащихся размышлению, высказыванию личностных оценок, практическому применению полученных знаний.

Рабочая программа рассчитана на 17 часов, охватывает весь курс истории России.

Рассмотрение вопросов курса важно в контексте с событиями мировой истории, так как многие процессы взаимосвязаны.

Необходимость и актуальность курса очевидна, так как в программе основной общеобразовательной школы невозможно подробно и объективно оценить ту или иную личность, её роль в истории; познакомиться с малоизвестными фактами биографии; всесторонне рассмотреть историческое событие и роль личности в этом событии в связи с большим объемом программного материала и ограниченным количеством часов.

Между тем именно углубленное изучение истории даёт полную и объективную оценку исторических событий и явлений; позволяет учащимся сформулировать собственную точку зрения на происходившие события, выявить причинно-следственные связи.

Цели курса.


  1. Через разгадывание тайн российской истории способствовать повышению интереса, мотивации к изучению предмета.

  2. Актуализировать имеющийся у учащихся уровень знаний по предмету история.

  3. Способствовать расширению актуальной зоны развития каждого учащегося через различные виды организации учебной деятельности развивающего характера.

  4. Помочь учащимся в определении дальнейших профильных интересов в учебной деятельности в рамках III ступени обучения.

Виды занятий.

1) Проблемные семинары.

2) Подготовка и презентация творческих проектов.

3)Занятия в режиме компьютерных технологий.
Задача курса.

Через индивидуальную, групповую и коллективную деятельность создать банк методических пособий, который будет использоваться как дополнительный, расширяющий область знаний материал на уроках и во внеурочной деятельности.

Содержание курса.

Тема 1. Мальчик из Мишанинской. 1 час.

Происхождение Ломоносова. Детство Ломоносова. Версии о месте рождения. Родители Ломоносова. Учёба в университете. Версия об отцовстве Петра I.

Тема 2. Чужая сказка. Драма студента Ершова. 1 час.

Учёба П. Ершова в Славяно - греко – латинской академии. Работа у А.С. Пушкина. История создания сказки «Конёк – горбунок». Жизнь П. Ершова в Тобольске. Попытка переписать сказку. Авторство А.С.Пушкина.
Тема 3. Дело царевича Алексея. 1 час.

Царевич Алексей – сын Петра I. Заговор Алексея против отца. Побег за границу. Возвращение в Петербург. Следствия по делу Алексея и его сообщников. Судьба заговорщиков. Заключение в Петропавловскую крепость. 2 версии смерти.
Тема 4. Отказано в смерти. Старец Фёдор Кузьмич. 1 час.

Заговор против Павла I. Восшествие на престол Александра I. Болезнь жены. Поездка в Таганрог. Смерть Александра I. Самозванец Фёдор Кузьмич. Версия о старце – императоре.
Тема 5. Неизбежное убийство. Смерть императора Иоанна. 1 час.

Эпоха дворцовых переворотов. Младенец на троне. Заговор Елизаветы Петровны. Жизнь в Шлиссельбургской тюрьме. Иоанн и Екатерина II. Заговор Мировича. Убийство Иоанна. Суд над Мировичем.
Тема 6. Распутин – величайший авантюрист XX века. 1 час.

Происхождение Распутина. История его фамилии. Жизнь до царского двора. Сближение с царской семьёй. Распутин и царица Александра Фёдоровна. Распутин и наследник Алексей. Влияние Распутина на царскую семью. Заговор против Распутина. Убийство. Похороны.
Тема 7. В обмен на великанов. Янтарная комната. 2 часа.

История изготовления Янтарной комнаты. Поездка Петра I в Берлин. Покупка комнаты. Подарок 5 великанов. Забвение после смерти Петра I. Размещение комнаты в зимнем дворце. Изъятие комнаты во время Великой Отечественной войны. Исчезновение. Версия о нахождении, восстановлении комнаты.
Тема 8. Как метеор на вечернем небе… Княжна Тараканова. 1 час.

Личная жизнь Елизаветы Петровны. Тайная дочь царицы. Принцесса Володимерская – появление самозванки. Светская жизнь самозванки. Жизнь в Польше, Париже, Венеции. Поручение графу Орлову. Приезд в Россию. Заключение в Шлиссельбурскую крепость. Отношение с Екатериной II . История картины Флавицкого.
Тема 9. Жёны Ивана IV Грозного. 1 час.

Восшествие на престол. Характер Ивана IV. Личная жизнь царя. 1 жена Анастасия Захарова. Смерть жены. Судьба Марии Темрюковны. Отравление Марфы Сабуровой. Погребение Анны Колтовской. Смерть в полынье Марии Долгорукой. Убийство Анны Васильчиковой. Погребение живьём Василисы Мелентьевой. Исчезновение Натальи Коростовой. Мария Нагая – последняя жена царя.
Тема 10. Загадки русских наград. 1 час.

Награды Российской империи. 1 орден Андрея Первозванного. Знаки отличия времён Ивана IV, царевны Софьи. 1 кавалер ордена. История ордена Святой Екатерины. Орден Святой Анны. Георгиевский крест – солдатский орден. Орден Святого Владимира.
Тема 11. История покушений на императора Александра II. 1 час.

Преобразования Александра II. Народническая идеология. Заговорщеческое направление в народничестве. Покушение на жизнь Александра II. 1 покушение – Дмитрий Каракозов. Покушение на дворцовой площади Александра Соловьёва. Покушение Степана Халтурина в царской столовой. Покушение в поезде. Трагедия 1 марта 1881 год. «Народная воля» - террористическая организация. Судьба заговорщиков.
Тема 12. Опасный свидетель старец Федос. Тайна завещания Петра I.

1 час.

Семья Петра I. Претенденты на трон. Последние дни Петра I. История факта надписи «всё отдать…» Дочь Петра I Анна. Роль архиепископа Феодосия. История после смерти. Отношение Феодосия с Екатериной I. Следствие по делу Феодосия, ссылка в Сибирь. Смерть в каменном мешке. 3 версии завещания Петра I.
Тема 13. История открытия Америки. 1 час.

Мореходы Петра I. Идея Петра об экспедиции в Америку. Витус Беринг. Средневековые карты. 1 экспедиция. Мореход Чириков. Отношения Беринга с Чириковым. 2 экспедиция. Смерть Беринга на Камчатке. Возвращение Чирикова в Петербург. Смерть в Москве.
Тема 14. Павел I – кавалер Мальтийского ордена. 1 час.

Возникновение Мальтийского Ордена. Знаки отличия. Награды – Мальтийский орден. Отношение России и Мальтийского ордена при Павле I. Заговор Павла I против Екатерины II. Поездка за границу. Отношение Павла I с Мальтийским орденом. Павел I – магистр ордена. Захват Мальты Англией. Убийство Павла I.
Тема15. Тайны смерти Ивана IV Грозного и его сыновей. 1 час.

Генеологическое древо Ивана IV. Предсказание волхвов. Смерть Ивана IV. История убийства старшего сына Ивана. Царствование Фёдора Ивановича. Дмитрий – 3 наследник. «Угличская трагедия». Роль Бориса Годунова в трагедии. Время самозванцев начала XVII.
Требования к подготовке учащихся
В процессе изучения курса учащиеся долж­ны овладеть умениями:

  • видеть проблему;

  • сформулировать проблему;

  • выдвинуть гипотезу;

  • составить план решения проблемы, задачи;

  • делать обобщения и выводы;

  • систематизировать материал;

  • составить план по теме;

  • делать прогноз;

  • анализировать свою деятельность (вычленять успешные и неудачные способы, приемы, затруднения, сравнивать результаты с целями);

  • оценивать свою и чужую познавательную и коммуникатив­ную деятельность;

  • использовать метафоры, аналогии, новые ассоциации и связи, развивать восприимчивость и воображение.

Учащиеся должны знать:

1) Характерные черты исторических личностей , как положительные так и отрицательные.

2) Роль и значение деятельности исторической личности.

3) Оценка персоналии современниками и историками.

Так как в этом курсе используются альтернативные подходы к оценке проблем прошлого и неоднозначные этические оценки лич­ностей и хода событий, обсуждение этих вопросов на уроках не­возможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой деятельности, способности к моделированию ситуации.

Календарно - тематическое планирование элективного курса.



Тема задания

Вид занятия

Оборудование

Формы работы

Домашнее задание

1


Цели задачи, содержание элективного курса.

Мальчик из Мишанинской. Происхождение Ломоносова.




Семинар

Кир Булычев «Тайны Российской империи» стр. 26-34




Мини-реферат «Происхождение Ломоносова»

2

Чужая сказка. Драма студента Ершова.

Семинар

Кир Булычев «Тайны Российской империи» стр. 167-176

Защита реферата

«Драма П.Ершова», исторический портрет.

Творческий проект «Дело царевича Алексея».

3

Дело царевича Алексея.

Защита творческого проекта.

Н.И.Павленко «Пётр I и его время».

Представление творческого проекта.

Мини- реферат «Смерть Александра I».

4

Отказано в смерти. Старец Фёдор Кузьмич.

Семинар

Кир Булычев «Тайны Российской империи» стр. 153-160

Н.Н. Непомнящий «Сто великих тайн» стр. 408 - 415

Защита реферата

«Судьба Ивана Антоновича», исторический портрет.

5

Неизбежное убийство. Смерть императора Иоанна.

Семинар

Кир Булычев «Тайны Российской империи» стр. 76-86

Защита реферата

Творческий проект «Дело Г. Распутина».

6

Г. Распутин – величайший авантюрист XX века.

Защита творческого проекта.

М. Полиолог «Ра спутин», В. Пикуль «Нечистая сила»

Представление творческого проекта.

Презентация «История янтарной комнаты».

7,8

В обмен на великанов. Янтарная комната.

Семинар

Кир Булычев «Тайны Российской империи» стр. 34-44.

Н.Н. Непомнящий «Сто великих тайн» - стр. 504 - 508

Презенетация

Мини-реферат «Княжна Тараканова».

9

Как метеор на вечернем небе. Княжна Тараканова.

Семинар

Кир Булычев «Тайны Российской империи» стр. 86-99.

Защита реферата

Творческий проект «Дело: жены Ивана IV».

10

Жены Ивана IV Грозного.

Защита творческого проекта.

С. Горский «Жёны Ивана Грозного».

Представление творческого проекта.




11

Загадки русских наград.

Компьютерное занятие.

Кир Булычев «Тайны Российской империи» стр. 8-17.

Компьютерный диск «Символы России».

Изучение мультиме

дийного пособия.

Мультимедийное пособие «Покушения на

Александра II».

12

История покушений на императора Александра II

Компьютерное занятие.




Представление мультиме

дийного пособия.

«Тайна завещания Петра I», исторический портрет.

13

Опасный свидетель старец Федос – тайна завещания Петра I.

Семинар

Кир Булычев «Тайны Российской империи» страница 53-63.чс

Защита портрета

Реферат «Открытие Америки», исторический портрет.

14

История открытия Америки.

Семинар

Кир Булычев «Тайны Российской империи» стр. 64-75

Защита реферата

Реферат «Павел I - кавалер Мальтийского ордена».

15

Павел I – кавалер Мальтийского ордена.

Семинар

Кир Булычев «Тайны Российской империи» стр. 139-152

Защита реферата

Творческий проект «Дело царя Ивана IV, царевичей Ивана, Дмитрия»

16

Тайна смерти Ивана Грозного и его сыновей.

Защита творческого проекта

В.Князева «Иллюстрированная история России».

Представление творческого проекта.

Исторические портреты Ивана IV, царевичей Дмитрия, Фёдора.

17

Итоговое занятие «Личности в истории".







Анализ созданного банка творческих работ.






Виды творческих работ, созданных учащимися в режиме работы элективного курса.

1. Мини- рефераты.

а) «Происхождение Ломоносова».

б) «Драма П. Ершова».

в) « Смерть Александра I».

г) « Судьба русского царя Ивана Антоновича».

д) «История янтарной комнаты».

е) «Княжна Тараканова».

ж) «Тайна завещания Петра I».

з) « Открытие Америки».

и) «Павел I – кавалер Мальтийского ордена».

2. Творческие проекты.

а) «Дело царевича Алексея».

б) «Дело Григория Распутина».

в) «Дело жены Ивана IV Грозного».

г) Дело: «Смерть Ивана IV и его сыновей».

3. Банк исторических портретов.

а) М.В. Ломоносов.

б) Александр I.

в) Г. Распутин.

г) Иван IV Грозный.

д) Александр II.

е) Пётр I .

з) Павел I.

Информационно-методическое обеспечение


  1. Учебно – методический комплекс курса.

  1. Кир Булычев «Тайны Российской империи».

2) Н.И.Павленко «Пётр I и его время».

3) В. Князева «Иллюстрированная история России» - «Ленинградская галерея» - 1999 г.

4) В. Валькова «Правители России» - Айрос Пресс Рольф Москва – 1999г.

5) С.Г.Горяйнов «Задачник по истории России» - «Феникс» Москва –

1997 г.

6) Г. А. Кулагина «Сто игр по истории» - «Просвещение» - 1983г.

7) Н.Н. Непомнящий, А. Ю. Низовский «Сто великих тайн» - Москва «Вече» 2005 год.


  1. Список рекомендуемой учебно-методической литературы




  1. Бутромеев, В. Чтения и рассказы по истории России // Ро­ман-газета. - 1994.

  2. Валишевский, К. Вокруг трона. Волгоград, 1990.

  3. Вандалъ, А. Наполеон и Александр I. - Ростов н/Д, 1995. - Т. 1-3.

  4. История Отечества с древнейшего времени до наших дней: энциклопедический словарь / сост. Б. Ю. Иванов, В. М. Карев, Е. И. Куксина, А. С. Орешников, О. В. Сухарева.

  5. История Отечества: справочник школьника. М.: Филоло­гическое общество «Слово», 1994.

  6. Ключевский, В. О. Курс русской истории: сочинение: в 9 т. М.: Мысль, 1987.

  7. Мироненко, С. В. Самодержавие и реформы: политическая борьба в России в начале XIX в. М., 1989.

8. Пашков, Б. Г. Русь. Россия. Российская империя: хроника правлений и событий (862-1917 гг.). М., 1977.

9. Предтеченский, А. В. Очерки общественно-политической истории России в первой четверти XIX в. - М.; Л., 1957.

10. Пресняков, А. Е. Российские самодержцы. М., 1990.

11. Пчелов, Е. В. Рюриковичи: история династии. М., 2004.

12. Сафонов, М. М. Проблема реформ в правительственной по­литике России на рубеже XVIII и XIX вв. Л., 1988.

13. Триста лет царствования дома Романовых. М.: Информ-Эко, 1990.

14. Сахаров, А. Н. Александр I // Российские самодержцы (1801-1917). М., 1993.

  1. Троицкий, Н, А. Александр I и Наполеон. М., 1994.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа элективного курса по истории 9 класса «Личность в истории» iconПрограмма элективного курса по истории для 11 класса Составитель:...
Программа элективного курса «Современная Россия на рубеже XX – начала XXI века» предназначена для учащихся 11-х классов, стремящихся...
Рабочая программа элективного курса по истории 9 класса «Личность в истории» iconЭлективный курс «Историческая личность» пояснительная записка программа...
Ловечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется...
Рабочая программа элективного курса по истории 9 класса «Личность в истории» iconПрограмма «химия в зеркале истории»
Программа элективного курса «Химия в зеркале истории» рассчитана на учащихся 9 класса. Реализация программы осуществляется на основе...
Рабочая программа элективного курса по истории 9 класса «Личность в истории» iconРабочая программа по Истории рассчитана на обучающихся 11-го класса...
М., Дрофа 2008г в соответствии с буп 2004г. Данная программа обеспечивает изучение курса истории России 20-начало 21в век и истории...
Рабочая программа элективного курса по истории 9 класса «Личность в истории» iconРабочая программа по истории средних для 9 класса на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основефедерального компонента Государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа элективного курса по истории 9 класса «Личность в истории» iconПрограмма элективного курса «Ключи к тайнам Клио». Разработана учителем...
Цель курса: повысить интерес учащихся к истории как науке, добиться более углубленного ее изучения
Рабочая программа элективного курса по истории 9 класса «Личность в истории» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа элективного курса «Награды России» «Ключи к тайнам Клио» по истории для 11 класса разработана на основе
Рабочая программа элективного курса по истории 9 класса «Личность в истории» iconРабочая программа по истории для 5 класса (уровень: базовый) Учитель...
Цель изучения курса «Истрия Древнего мира»: освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России...
Рабочая программа элективного курса по истории 9 класса «Личность в истории» iconРабочая программа элективного курса «биология в истории культуры и цивилизаций»
Рабочая программа составлена в соответствии с программой элективных курсов по биологии «биология в истории культуры и цивилизаций»,...
Рабочая программа элективного курса по истории 9 класса «Личность в истории» iconПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки «Русская Православная...
Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Русская Православная Церковь в истории России». Автор-составитель...
Рабочая программа элективного курса по истории 9 класса «Личность в истории» iconПояснительная записка по истории 7класс рабочая программа по истории...
История России является составной частью истории развития мировой истории. В 7-ом
Рабочая программа элективного курса по истории 9 класса «Личность в истории» iconПрограмма элективного курса «Решение проблемных заданий по истории Отечества»
Пивоварова Елена Владимировна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории мкоу «Туринская средняя общеобразовательная...
Рабочая программа элективного курса по истории 9 класса «Личность в истории» iconРабочая программа по истории 9 класс. (102 ч.) История России. XX начало XXI века -68 часов
Рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа элективного курса по истории 9 класса «Личность в истории» iconПояснительная записка к рабочей программе учебного курса основного...
Рабочая программа создана на основе примерной программы по истории России Министерства образования РФ
Рабочая программа элективного курса по истории 9 класса «Личность в истории» iconРабочая программа по Истории рассчитана на обучающихся 10-го класса...
Примерной программы основного общего образования по истории морф сборник нормативных документов, Примерные программы по истории,...
Рабочая программа элективного курса по истории 9 класса «Личность в истории» iconРабочая программа элективного курса по истории «Культура России 20 века»
Программа курса разработана для учащихся 9 класса. Она рассчитана на 17 часов и имеет целью, заинтересовать учащихся особенностями...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск