Скачать 170.85 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22» ОБСУЖДЕНО на заседании МО учителей русского языка и истории августа 2013 года (протокол № 1) УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22» ______________ /С.Н.Кудряшова/ СОГЛАСОВАНО на заседании методического совета сентября 2013 года (протокол № 1) Современная Россия на рубеже XX – начала XXI века Программа элективного курса по истории для 11 класса Составитель: Почекина Е.В. – учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 22» г. Череповец 2013 год Программа элективного курса по истории «Современная Россия на рубеже XX- начала XXI века». Пояснительная записка Программа элективного курса «Современная Россия на рубеже XX – начала XXI века» предназначена для учащихся 11-х классов, стремящихся изучить, осмыслить , понять новейшую историю России на углублённом уровне. Данный курс является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент, обеспечивает интеграцию необходимой информации не только исторического, но и политологического, экономического, культурологического и географического характера. Содержание учебного материала программы соответствует положениям государственного образовательного стандарта среднего (полного) образования по истории, в соответствии с которым необходимо обеспечить методические условия для формирования у школьников предметных (собственно научно – исторических), метапредметных ( комплексных) и личностных образовательных результатов ( в первую очередь, гражданской позиции выпускников школы). Актуальность программы заключается в следующем:
Реалистичность программы состоит в том, что она может быть изучена за 17 часов во втором полугодии учебного года. Это позволяет углубить полученные на уроках знания за счёт поиска новой, малоизвестной информации; работы с историческими источниками разных типов; ознакомления с историческими портретами политических деятелей, принимавших судьбоносные для нашей страны и мира решения; а также обсуждения дискуссионных вопросов истории данного периода. Значимость, роль и место данного курса определяется необходимостью подготовки к выбору профессиональной деятельности. Курс позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения старшеклассников, следовательно, сделать обучение более интересным для учащихся и, соответственно, получить более высокие результаты. Цели, задачи, образовательные результаты курса. Роль предлагаемого курса в образовательном процессе определяется тем, что историческое образование формирует, конституирует гражданское самосознание молодых граждан России. Иначе говоря, цель курса - обеспечить педагогические условия для формирования социальной идентичности молодых граждан России, их гражданской позиции. В нём получают отражение как обобщающие выводы об основных тенденциях и общественно - историческом опыте предшествующего развития, так и возможные оценки перспектив развития России в будущем. При освещении новейшей российской истории учитываются реалии всемирной истории конца XX века, включая такие проблемы , как роль России в современном мире, конкуренция между ведущими державами на мировых рынках, соперничество в борьбе за глобальное лидерство, противостояние военно – политических и экономических союзов. Предлагаемый курс по новейшей отечественной истории конца XX- начала XXI века должен обеспечить реализацию следующих задач исторического образования учащихся средней школы: - обеспечить учащихся достоверной информацией (совокупностью исторических знаний) об основных событиях и тенденциях общественно- политического, социально- экономического и культурного развития России в конце XX- начале XXI века; - формировать целостное представление о месте истории России конца XX- начала XXI века в контексте всемирно - исторического процесса; - подвести учащихся к осознанию многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений новейшей отечественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой; - содействовать формированию у школьников исторического мышления; умений самостоятельно работать с историческими источниками; сравнивать факты, версии и оценки, применять их для ориентации в социально- политической и других сферах жизни общества, включая анализ информации, поступающей из СМИ, вырабатывать ответственную и взвешенную позицию по ключевым вопросам современности, вести обсуждение проблем, аргументировано отстаивая свою позицию; - создать историческую основу для становления гражданского самосознания личности, осознание причин перемен в мире и собственной стране, форм и механизмом их осуществления; - способствовать формированию у школьников системы ценностей, базирующейся на гражданственности, чувстве сопричастности к судьбе своей Родины и ответственности за нее, влияя тем самым на стабилизацию социальных отношений в России. Таким образом, курс предназначен для формирования предметной, коммуникативной и социальной компетентностей, облегчающей процесс социализации личности. Предполагаемые результаты изучения курса. Предлагаемый учебный курс для подготовки учащихся по новейшей отечественной истории должен помочь учащимся освоить основные исторические факты, события, явления, ключевые понятия, расширяющие базовые для основной школе знания. На основании изучения данного курса учащиеся могут и должны усвоить приоритеты внутренней и внешней политики российского государства на современном этапе его существования, ведущие тенденции общественно- политической, социально- экономической культурной и духовной жизни россиян, их повседневного быта, особенностей межнациональных и конфессиональных отношений в российском обществе. Курс позволяет школьникам познакомиться с биографиями ведущих политических, общественных и государственных деятелей России на рубеже веков, наиболее известных представителей научной и творческой интеллигенции, чьи имена составляют славу и гордость нашего Отечества-России. Данный курс должен помочь школьникам овладеть способам исследовательской деятельности, стать фактором формирования творческого мышления. Формы учебных занятий. Обсуждение лекции; практическая работа с учебным материалом ( авторский текст, историческими документами, мемуарами участников событий, государственной статистикой); семинар «История в лицах»; проведение дискуссии «Россия вчера – сегодня – завтра»; конкурс эссе на темы «Я – гражданин России», «Моя страна – моё будущее». Формы контроля за уровнем достижений учащихся. Тестирование (А, В, С): различные виды тестовых заданий и задания поискового, творческого характера; подготовка сообщений, докладов, презентаций и эссе. Содержание программы. Введение. Масштабы и историческое значение перемен, происшедших в СССР во второй половине XX в. Необходимость преобразований во всех сферах советского общества. Общество на пороге реформ. (1 час) Тема 1. Советский Союз в 1985-1991гг. Последняя попытка внутрисистемной реформации. Преобразования и их результаты. Распад СССР. (4 часа) Личность и эпоха: М.С.Горбачев. Политические портреты М.С.Горбачёва и его единомышленников . «Дети XX съезда» - сообщение. Проекты и реальности улучшения социализма и ускорения социально – экономического развития СССР ( 1985 – 1987г.г.). «Кадровая революция» и реорганизация системы управления промышленностью и сельским хозяйством. Обновление советской экономики на основе законов «Об ИТД», «О гос. предприятии», «О кооперации в СССР». Введение элементов рыночной экономики и реформы управления хозяйством. Реформа политической системы. Противоречивый процесс демократизации общества. Политика гласности. Необратимые изменения общественного сознания. Решения XIX партконференции: курс на создание правового государства, демократизацию общественной и политической жизни страны. Съезды народных депутатов. Первые « герои» и лидеры общественных организаций ( Ю.Н.Афанасьев, Б.Н.Ельцин, А.Д.Сахаров и др.)Новые явления на втором этапе гласности: нарастание борьбы между « демократами» и «партократами». Возрождение национальных и национально – патриотических движений. «Новое политическое мышление» в международных отношениях. Задачи советской внешней политики в контексте перестройки. Геополитическая карта России, Европы и мира после падения «железного занавеса». «Уход из Европы». Победы и поражения советской дипломатии в 1986 – 1991г.г. Конец и начало: СССР на пути к новой государственности. Обострение межнациональных отношений. Попытки остановить распад СССР. Референдум и его итоги. Советский Союз на пути к новой федерации. Ново - Огаревский процесс и его итоги. Становление Российской государственности; референдум, выборы Президента РСФСР. 12 июня 1991г. М,С. Горбачёв и Б.Н.Ельцин. Версии и оценки событий августа 1991 г. и их последствий. Тема 2. Россия в 1991- 1993 гг. Путь к суверенитету. Судьба Советов. Первые шаги в капитализм.(4 часа) Личность и эпоха: Б.Н. Ельцин и его «команда». Россия в составе СССР. Обретение суверенитета. Становление рыночной модели экономического развития. Законодательная база преобразований. «Шоковая терапия» и начало передела собственности. Идеологи либерального экономического курса: Е.Т. Гайдар, А.Б.Чубайс. Социально – экономические последствия либеральных реформ. Итоги первого этапа экономических преобразований. Становление новой политической системы. Причины конституционного кризиса 1992 – 1993 г.г.: «ползучий переворот»: борьба за власть между Президентом РФ и Верховным Советом. Борьба новой власти с Советами. Политический кризис осенью 1993г. Завершение демонтажа советской политической системы. Версии и оценки событий сентября- октября 1993 г и их последствий. Эволюция российского общества: нестабильность, социальная идентификация, девальвация ценностей, Общество на распутье: между социализмом и капитализмом. Конфликт ценностей. Рост криминогенной обстановки. Новая Россия на международной арене. Три направления внешней политики РФ в начале 1990 – х г.г.: 1) страны «ближнего зарубежья»,2) страны бывшего социалистического лагеря, 3) страны западной демократии, Востока и АТР. Цели создания и политический статус СНГ. Россия и внешний мир. Первые шаги российской дипломатии: ошибки и просчёты российской политической элиты во внешней политике в начале 1990 –х г.г. Тема 3. Российская Федерация в 1993- 2005 гг. Продолжение либеральных реформ. Становление российской государственности. Формирование нового общества. (2 часа) Второй этап экономических реформ (1993 – 1998) . Экономическая политика правительства: углубление приватизации, переход к акционированию предприятий и свободной продаже акций. Итоги приватизации. Кризис производства. Экономическая катастрофа 1998г. В поисках новой экономической стратегии( Антикризисные предложения фракции «Яблоко»). Политическая жизнь. Конституция РФ 1993 - характеристика российского государства. Формирование российской многопартийности. «Чеченский кризис». Российское общество в 1990- е г.г. В поисках новой внешней политики. Отставка первого Президента РФ Б.Н. Ельцина. Б.Н.Ельцин как политик в глазах своих современников. Тема 4: Российская Федерация XXI веке. В.В.Путин. Итоги первого десятилетия и перспективы российской государственности на рубеже веков. Вызовы, с которыми столкнулась РФ. Личность и эпоха: В.В. Путин - второй президент России. Приоритетные задачи политики В.В.Путина. Развитие экономики: от стабилизации к развитию. Роль государства в экономике. Россия в мировой экономике. Национальные проекты. Внутренняя политика: что сделано? Что предстоит сделать? Стабильность и правопорядок, устойчивость государства. Политика в области федеративных отношений. Общественно – политическая жизнь России в 2000 – 2006 г.г. Социальная структура общества. Социальная сфера и межкультурный диалог. Российское образование. Культура РФ в контексте мировых культурных процессов XXI века. Россия и мир, мир и Россия. Предпосылки становления новой системы международных отношений. Концепция «избирательной вовлечённости» как основа внешнеполитической стратегии России. Внешнеполитические проблемы. Итоговое обобщение . Россия – вчера – сегодня – завтра. Обсуждение итогов и перспектив развития страны. Молодежь в современной России. Твое место в современном мире. Защита рефератов. Тематическое планирование элективного курса 17 часов
Литература
|
Рабочая программа по всеобщей истории для 5 класса составлена на... Составила Дирзизова Гульшаян Масхудовна, учитель истории и обществознания мбоу «Озёрная сош» | «Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания» Ивановна, учитель истории и обществознания высшей категории мбоу сош№3 городского округа Стрежевой Томской области. Проект реализуется... | ||
Шишко Юлия Владимировна учитель истории и обществознания первой квалификационной... Обмен опытом по теме: «Проектно – исследовательская деятельность в преподавании истории и обществознания» | Программа элективного курса «Решение проблемных заданий по истории Отечества» Пивоварова Елена Владимировна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории мкоу «Туринская средняя общеобразовательная... | ||
Михайловский Ф. А. «История Средних веков»: Для 6 класса общеобразовательных учреждений. 3-е изд Макаревская В. И. учитель истории и обществознания мбоу сош №10 (первая квалификационная категория) | Рабочая программа по истории в 6 классе, количество часов: 70 (2 часа в неделю) Составила Дирзизова Гульшаян Масхудовна, учитель истории и обществознания мбоу «Озёрная сош» | ||
Проблемные задачи и тестовые задания по истории россии. Учебно-методические... Открыть пункты проведения экзаменов (далее – ппэ) в форме единого государственного экзамена (далее – егэ) по информатике и икт, биологии,... | Из опыта работы учителя истории, обществознания и права моу сош №8... Учитель истории, обществознания и права, Заслуженный учитель чр, Почетный работник общего образования рф, заместитель руководителя... | ||
Рабочая программа элективного курса по истории 9 класса «Личность в истории» «Личность в истории», разработанного Сиденко Е. В., учителем истории моу «сош №15» с. Казинка Шпаковского района Ставропольского... | Реферат Тема: Н. И. Евдокимов. «От рядового до генерала» Овчаренко Вероника, ученица 8а класса мбоу сош №5 с. Прикумское Деревенец Наталия Сергеевна, учитель истории и обществознания | ||
Программа элективного курса для 10 класса Составитель: Павлова О.... Курс разработан для предпрофильного обучения на ступени основной средней общеобразовательной школы, рассчитан на 17 часов (1 час... | Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Русская Православная... Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Русская Православная Церковь в истории России». Автор-составитель... | ||
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «История Ржевского края в лицах» Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки «История Ржевского края в лицах». Автор – составитель: Сорокина... | Урок в 11 классе. Тема: «Модные веяния перестройки» Учитель: Бондаренко Марина Владимировна, учитель истории и обществознания мбоу сош с. Талдан Амурской области | ||
Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках истории Автор:... Автор: Осипова Анна Игоревна, учитель истории и обществознания мбоу «Десятовская оош» | Учебника истории», «Клуб любителей истории и обществознания (клио)», предметные недели Борщева Наталья Александровна, учитель истории и обществознания моу «Средняя общеобразовательная школа №67» г. Кургана |