Скачать 1.34 Mb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 г. Хабаровска Рабочая программа учебного курса «История» Уровень образования: 5-9 классы Нормативный срок освоения: 5 лет /2012-2016/ Разработчики рабочей программы: Макаревская В.И. учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 10 (первая квалификационная категория)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 г. Хабаровска Рабочая программа по обществознанию классы: 6 – 9 2013-2014 учебный год Уровень образования: 5-9 классы Разработчики рабочей программы: Макаревская В.И. учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 10 (первая квалификационная категория)
Рабочая (учебная) программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории, ФБУПа (2004 г.)»и авторских программ: «История Древнего мира»: Для 5 класса общеобразовательных учреждений.- 3-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС»,2006. Автор – Михайловский Ф.А. «История Средних веков»: Для 6 класса общеобразовательных учреждений.- 3-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС»,2006. Автор – Бойцов М.А., Петрова Н.Г. «История России с древнейших времен до конца 18 века»: Для 6-7 классов основной школы 3-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2006. Автор – Пчелов Е.В. «Всеобщая история. История Нового времени.»: Для 7 класса общеобразовательных учреждений.- 3-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2007. Авторы – Агафонов С.В., Дмитриева О.В. « Новая история. XIX – начало XX века»: Для 8 класса общеобразовательных учреждений.- 3-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2006. Авторы – Загладин Н.В., Загладина Х. Т. «История России. XIX век»: Для 8 класса общеобразовательных учреждений .- 2-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2006. Авторы – Боханов А.Н., Фадеева Д.А. « Новейшая история зарубежных стран. XX век»: Для 9 класса общеобразовательных учреждений.- 4-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2006. Автор – Загладин Н.В. «История России. XX век»: Для 9 класса общеобразовательных учреждений .- 3-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2006. Авторы – Козленко С.И., Загладин Н.В., Загладина Х.Т. Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме соответствуют примерной программе по предмету. Тематическое планирование рассчитано на базовый уровень изучения истории в каждом классе по 68 часов(2 час в неделю), содержание тематического планирования и его структура соответствуют содержанию и структуре УМК . Общая характеристика учебного предмета Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций. Основные содержательные линии программы в V-IX классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции примерная программа устанавливает примерное распределение учебного времени в рамках трех этапов (V-VI, VII-VIII и IX классы) и крупных тематических блоков.
Особенностью исторического образования на ступени основного общего образования является необходимость организации предпрофильной подготовки учащихся. Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство». Цели Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Место предмета в базисном учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования. в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. Примерная программа рассчитана на 350 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 55 учебных часов (или 15,7 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно -смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.). С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. 2. Требования к уровню подготовки обучающихся (воспитанников) Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.). С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. В результате изучения истории ученик должен знать/понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
В рабочую программу внесены авторские замены и дополнения. По темам и разделам составлены презентации, таблицы и приготовлен раздаточный материал: схемы, таблицы, обучающие тексты, тесты. Цели изучения предмета: Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни; • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности; • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации; • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями; • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран. Задачи изучения истории: познакомить обучающихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества; вырабатывать у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем; развивать у обучающихся способности рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приёмами исторического анализа, применять исторические знания при рассмотрении современных событий; развивать гуманитарную культуру школьников, приобщать к ценностям культуры; воспитывать уважение к истории, культуре, традициям своего и других народов Рабочая программа составлена на основе программ: «История Древнего мира»: Для 5 класса общеобразовательных учреждений.- 3-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС»,2006. Автор – Михайловский Ф.А. «История Средних веков»: Для 6 класса общеобразовательных учреждений.- 3-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС»,2006. Автор – Бойцов М.А., Петрова Н.Г. «История России с древнейших времен до конца 18 века»: Для 6-7 классов основной школы 3-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2006. Автор – Пчелов Е.В. «Всеобщая история. История Нового времени.»: Для 7 класса общеобразовательных учреждений.- 3-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2007. Авторы – Агафонов С.В., Дмитриева О.В. « Новая история. XIX – начало XX века»: Для 8 класса общеобразовательных учреждений.- 3-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2006. Авторы – Загладин Н.В., Загладина Х. Т. «История России. XIX век»: Для 8 класса общеобразовательных учреждений .- 2-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2006. Авторы – Боханов А.Н., Фадеева Д.А. « Новейшая история зарубежных стран. XX век»: Для 9 класса общеобразовательных учреждений.- 4-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2006. Автор – Загладин Н.В. «История России. XX век»: Для 9 класса общеобразовательных учреждений .- 3-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2006. Авторы – Козленко С.И., Загладин Н.В., Загладина Х.Т. Преподавание осуществляется с использованием следующего УМК: 5 КЛАСС Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/. Под ред. Г.М. Бонгарда-Левина.- 10-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС» ,2008. Ф.А. Михайловский. «Программа курса «История Древнего мира». 5 класс» Ф.А. Михайловский. «История Древнего мира. Книга для учителя.5 класс» Е.С. Манданова. «История Древнего мира. Поурочное планирование» С.В. Агафонов. «Схемы по истории Древнего мира.5 класс» С.И. Алексеев. «Задачи по счёту лет истории Древнего мира. 5 класс» 6 КЛАСС Пчелов Е.В. История России с древнейших времен до конца 16 века: Учебник для 6 класса основной школы/ Е.В.Пчелов.- 5-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2006. Е.В. Пчелов. «Программа курсов «История России с древнейших времён до конца XVIII века» 6-7 классы» Д.А.Фадеева. «История России с древнейших времён до конца XVI века.6 класс: Учебно-методические материалы» А.Н. Майков. «История России с древнейших времен до конца XVII века. Методические рекомендации. 6 класс» К.А.Кочегаров «История России с древнейших времен до конца XVII века. Рабочая тетрадь. 6 класс» С.В.Агафонов. «Схемы по истории России с древнейших времён до конца XVI века. 6 класс» Бойцов М.А., Шукуров Р.М. Всеобщая история. История Средних веков: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.- 11-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2008. М.А.Бойцов, Н.Г. Петрова. «Программа курса «История Средних веков» 6 класс» Н.Г.Петрова. «История Средних веков. Книга для учителя. 6 класс. Учебно-методические материалы» Н.Г.Петрова. «Рабочая тетрадь по истории Средних веков. 6 класс» С.В.Агафонов. «Схемы по истории Средних веков. 6 класс» 7 КЛАСС Пчелов Е.В. История России 17-18 века: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.- 6-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2007. Е.В. Пчелов. «Программа курсов «История России с древнейших времён до конца XVIII века. 6-7 классы» А.Н.Майков. «История России XVII-XVIII века. Методические рекомендации. 7 класс» К.А.Кочегаров «История России с древнейших времен до конца XVII века. Рабочая тетрадь. 7 класс» С.В.Агафонов. «Схемы по истории России XVII-XVIII века. 7 класс» Дмитриева О.В. Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV-XVIII век: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.- 5-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2007. Т.Д.Стецюра «Всеобщая история. История нового времени. 7 класс. Рабочая тетрадь» И.В.Сафронова, И.М. Фокеева. «Новая история. Конец XV-XVIII век. Тематическое планирование курса для 7 класса общеобразовательных учреждений» С.В.Агафонов «Всеобщая история. Новая история. 7 класс. Программа и тематическое планирование» С.В.Агафонов. «Схемы по Новой истории. Конец XV-XVIII век. 7 класс» 8 КЛАСС Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. XIX век.: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.- 9-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2009. А.Н. Боханов, Д.А. Фадеева. «Программа курса «История России. XIX век. 8 класс» А.Н. Майков. «Методические рекомендации по курсу «История России. XIX век». 8 класс» В.В.Кружалов «История России. 8 класс. Рабочая тетрадь» С.В. Агафонов. «Схемы по истории России. XIX век. 8 класс» Загладин Н.В. Всеобщая история. История Нового времени. XIX – начало XX века: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.- 9-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2009. Н.В. Загладин, Х.Т. Загладина. «Программа курса «Новая история. XIX – начало XX века. 8 класс» Е.Е. Вольнова. «Новая история. XIX – начало XX века. Учебно-методические материалы.8 класс» А.Н.Фукс, О.Г.Пивоварова. «Новая история. XIX – начало XX века. Поурочные методические разработки. 8 класс» С.В.Агафонов. «Схемы по Новой истории. XIX – начало XX века. 8 класс» 9 КЛАСС Загладин Н.В., Минаков С.Т., Козленко С.И., Петрова Ю.А. История Отечества XX век.: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.- 4-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2005. С.И. Козленко, Н.В. Загладин, Х.Т. Загладина. «История Отечества. XX век. Программа курса и тематическое планирование. 9 класс» С.В.Агафонов. «Схемы по истории Отечества. XX век. 9 класс» А. В. Серкин. «Тематическое и поурочное планирование по истории России XX века». С.В. Шевченко. «Тесты по истории России XX века». Загладин Н.В. Всеобщая история. История Нового времени. XIX – начало XX века: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.- 9-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2009. Н.В. Загладин. «Программа курса «Новейшая история зарубежных стран. XX век. 9 класс» Н.В. Загладин, Х.Т. Загладина, И.А. Ермакова. «Новейшая история зарубежных стран. XX век. Пособие для учителя. 9 класс» С.В. Агафонов. «Схемы по Новейшей истории. XX век. 9 класс» Учебно-методическое обеспечение
Изменения календарно-тематического плана , принятые на МО
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 5 КЛАСС (68 часов) ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Всего 68 часов Плановых тестов 10 Введение (1 час) История Древнего мира как часть Всеобщей, или Всемирной, истории. Письменные и вещественные памятники. Археологические раскопки. ЧАСТЬ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ И ИХ ОТКРЫТИЯ (7 часов) |
Михайловский Ф. А. «История Средних веков»: Для 6 класса общеобразовательных учреждений. 4-е изд Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года... | Рабочая программа по истории для 6 класса (с подробным календарно-тематическим планированием) А. А. Данилов «История России 6-9 классы», Вигасин А. А. «История средних веков, 6 класс» (сб. «Программы общеобразовательных учреждений.... | ||
Протокол №11 от ... | Программа курса «История средних веков» А. А. Данилов «История России 6-9 классы», Агибалов Е. В., Донской Г. М. «История средних веков, 6 класс» (сб. «Программы общеобразовательных... | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по Всеобщей истории. История... В. А. Ведюшкин Программы для общеобразовательных учреждений. История 6 кл. М.: Просвещение, 2008г и авторской программы «История... | Рабочая программа по истории для 6 класса на 2013-2014 год А. А. Данилов, Л. Г. Косулина «История России 6-9 классы», В. А. Ведюшкин «История средних веков, 6 класс» (сб. «Программы общеобразовательных... | ||
Рабочая программа по учебному курсу «История средних веков». 6 класс... Агибаловой, Донского «История средних веков» и является частью учебно-методического комплекта по истории средних веков, в который... | Рабочая программа составлена на основе программ: «История Древнего мира» «История Древнего мира»: Для 5 класса общеобразовательных учреждений. 4-е изд. М.: Ооо «тид «Русское слово- рс»,2012. Автор – Михайловский... | ||
Программа дисциплины опд. Ф. 10 История средних веков цели и задачи... Целью дисциплины «История средних веков» является прочное усвоение и ясное понимание истории средних веков, а также выработка студентами-юристами... | Рабочая программа по истории для 6 класса учителя истории и обществознания «История средних веков» Бойцова М. А., Петровой Н. Г. для 6 класса, курса «История России с древнейших времен до конца XVIII в.»Пчелова... | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по истории Средних веков,... Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2001 г. Курс «История средних веков»; Курс... | Рабочая программа по истории для 6-х классов Рабочая программа составлена... Программы «История России. История Средних веков. 6 класс». М.: Изд. «Просвещение»,2008 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник: Бойцов М. А., Шукуров Р. М. Всеобщая история. История Средних веков. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.... | Тематическое планирование по курсу «История Средних веков» Место средних веков во Всемирной истории; по каким источникам ученые изучают историю Средних веков | ||
Тематическое планирование по курсу: «История средних веков» к учебнику... «История средних веков» к учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского «История средних веков» 6 класс М. «Просвещение» 2007г и «История... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ведюшкин В. А. История Средних веков: учеб. Для 6 класса общеобразовательных учреждений/ В. А. Ванюшкин: под ред. А. О. Чубарьяна.... |