Программа элективного курса для 10 класса Составитель: Павлова О. А., учитель биологии мбоу «сош №22»





Скачать 119.13 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса для 10 класса Составитель: Павлова О. А., учитель биологии мбоу «сош №22»
Дата публикации24.09.2014
Размер119.13 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22»

ОБСУЖДЕНО

на заседании

МО учителей естественно-математи-ческого цикла

28 августа 2013 года

(протокол № 1)

СОГЛАСОВАНО

на заседании

методического совета

28 августа 2013 года

(протокол № 1)



УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 22»

______________ /С.Н.Кудряшова/




"Решение цитологических и
генетических задач ”

Программа элективного курса
для 10 класса

Составитель:

Павлова О.А.,

учитель биологии

МБОУ «СОШ № 22»
г. Череповец

2013 год

Пояснительная записка
Курс разработан для предпрофильного обучения на ступени основной средней общеобразовательной школы, рассчитан на 17 часов (1 час в неделю) для учащихся 10 классов, которые ориентируются на выбор естественнонаучного профиля обучения.

Элективный курс включает материал по разделу биологии «Основы генетики.

Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Изучение элективного курса предполагает решение задач, содержание которых соответствует рассматриваемым темам. Программой предусмотрено также выполнение лабораторных и практических работ, самостоятельная реферативная работа учащихся по некоторым темам.

Как известно, количества часов (1 час в неделю), отводимых на изучение курса биологии в старших классах, недостаточно. Это приводит к тому, что некоторые темы курса биологии учащиеся осваивают фрагментарно, остаются пробелы в знаниях. И как показывает практика, одной из таких тем является «Решение генетических задач».

Решение генетических задач» и расширяет рамки учебной программы. Важная роль отводится практической направленности данного курса как возможности качественной подготовки к заданиям ЕГЭ из части С.

Для успешного решения генетических задач обучающиеся должны свободно ориентироваться в основных генетических понятиях и законах, знать специальную терминологию и буквенную символику. Умение решать генетические задачи является важным показателем овладения учащимися теоретических знаний по генетике. Генетические задачи не только конкретизируют и углубляют теоретические знания обучающихся, но и показывают практическую значимость представлений о механизмах наследования генов и хромосом, изменчивости и формирования признаков.

Для успешного решения задач по генетике следует уметь выполнять некоторые несложные операции и использовать методические приемы.

  1. Прежде всего необходимо внимательно изучить условие задачи. Даже те учащиеся, которые хорошо знают закономерности наследования и успешно решают генетические задачи, часто допускают грубые ошибки, причинами которых является невнимательное или неправильное прочтение условия.

  2. Следующим этапом является определение типа задачи. Для этого необходимо выяснить, сколько пар признаков рассматривается в задаче, сколько пар генов кодирует эти признаки, а также число классов фенотипов, присутствующих в потомстве от скрещивания гетерозигот или при анализирующем скрещивании, и количественное соотношение этих классов. Кроме того, необходимо учитывать, связано ли наследование признака с половыми хромосомами, а также сцеплено или независимо наследуется пара признаков. Относительно последнего могут быть прямые указания в условии. Также, свидетельством о сцепленном наследовании может являться соотношение классов с разными фенотипами в потомстве.

  3. Выяснение генотипов особей, неизвестных по условию, является основной методической операцией, необходимой для решения генетических задач. При этом решение всегда надо начинать с особей, несущих рецессивный признак, поскольку они гомозиготны и их генотип по этому признаку однозначен – аа. Выяснение генотипа организма, несущего доминантный признак, является более сложной проблемой, потому что он может быть гомозиготным (АА) или гетерозиготным (Аа).

  4. Конечным этапом решения является запись схемы скрещивания (брака) в соответствии с требованиями по оформлению, а также максимально подробное изложение всего хода рассуждений по решению задачи с обязательным логическим обоснованием каждого вывода. Отсутствие объяснения даже очевидных, на первый взгляд, моментов может быть основанием для снижения оценки на экзамене.

Цели элективного курса: сформировать знания о генетике как науке, углубить знания обучающихся по решению генетических задач, которые необходимы для успешной сдачи экзамена (часть С ЕГЭ).

Задачи курса:

  1. углубить знания о генетике как науке;

  2. формировать представление о методах и способах решения генетических задач для правильного их применения при решении задания части С ЕГЭ;

  3. развивать общеучебные умения (умения работать со справочной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы), развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач;

  4. воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности (активности, увлеченности, наблюдательности, сообразительности), успешность существования и деятельности в ученическом коллективе.

Важное место в курсе занимает практическая направленность изучаемого материала, реализация которой формирует у обучающихся практические навыки работы с исследуемым материалом, выступает в роли источника знаний и способствует формированию научной картины мира.

Требования к усвоению учебного материала.

В результате изучения элективного курса учащиеся должны приобрести новые знания и умения. Овладеть основными терминами и понятиями, используемыми в генетике.
Приобрести знания:

  • О цитологических основах размножения

  • О материальных основах наследственности

  • Об особенностях человека, как объекта генетических исследований и об основных методах изучения генетики человека

Приобрести и отработать умения

  • Давать аргументированное объяснение распространению тех или иных признаков

  • Решать генетические задачи.

  • Изготавливать микропрепараты и работать с микроскопами.

  • Осуществляя реферативную работу, использовать ресурсы сети Интернет, работать с учебной и научно-популярной литературой, с периодическими изданиями

  • Работать над содержанием курса, составлять планы, схемы, конспекты.


Формы контроля: В течение прохождения элективного курса предусмотрены различные виды контроля знаний учащихся.

Вводный контроль – осуществляется на первом занятии, проводится в виде беседы, его цель выяснить знания учащихся в данной области знаний.

Текущий контроль – осуществляется в течение всего курса, на протяжении всего учебного года. Данный вид контроля осуществляется в виде защиты рефератов, выполнения практических и лабораторных работ, решения задач по различным темам.

Итоговый контроль – проводится в конце прохождения курса в виде защиты творческих проектов, над которыми учащиеся работают в течение всего курса.
Формы организации учебной деятельности: лекции с элементами беседы, семинары, практические работы, познавательные игры, дискуссии, дифференцированная групповая работа, проектная деятельность обучающихся.

Учебно-тематическое планирование элективного курса «Решение генетических и цитологических задач»


Раздел

Кол-во

часов



Тема занятия

Основное содержание

Практические работы

I. Цитологические основы размножения, материальные основы наследственности.

7



















1

Цитологические основы размножения.

Жизненный цикл клетки; митотический цикл; апоптоз; интерфаза; пресинтетический период, синтетический период, постсинтетический период; репликация.

Лекция, работа в группах, тестирование.







2

Митоз. Кариотипы.

Кариогенез; цитокинез; веретено деления; амитоз.

Подготовка сообщений на тему: «Митоз. Кариотипы».







3

Знакомство с кариотипами различных организмов и делением клетки митозом.

Кариотип; митоз.

Лабораторная работа «Знакомство с кариотипом различных организмов и делением клетки митозом».








4

Тонкое строение хромосом.

Хромосомы; ген; локус; хроматин.

Изготовление брошюр «Строение хромосом».







5

Изучение структуры хромосом.

Хромосомы; ген; локус; типы хромосом; центромера.

Лабораторная работа «Изучение структуры хромосом».







6

Цитологические основы полового размножения. Мейоз.

Мейоз; конъюгация; кроссинговер.

Лекция, работа в группах, тестирование.







7

Гаметогенез у животных, спорогенез и гаметогенез у растений, и процесс оплодотворения.

Гаметогенез; спорогенез; оплодотворение; зигота; двойное оплодотворение; микроспоры; пыльцевое зерно; мегаспоры; зародышевый мешок.

Подготовка сообщений на тему: «Гаметогенез у животных», «Спорогенез и гаметогенез у растений», «Процесс оплодотворения».

II. Генетический анализ закономерностей наследования

10



















1

Гибридологический метод анализа.

Гибридологический метод; чистые линии.

Подготовка сообщений на тему: «Гибридологический метод анализа».







2

Моногибридное скрещивание.

Аллельные гены; гомозиготы; гетерозиготы; доминантные и рецессивные гены; правило единообразия; правило расщепления; закон частоты гамет.

Практическая работа «Решение задач на моногибридное скрещивание».







3

Дигибридное скрещивание.

Решетка Пеннета; закон независимого наследования признаков.

Практическая работа «Решение задач на дигибридное скрещивание».







4

Анализ наследования окраски и формы семян.

Решетка Пеннета; закон независимого наследования признаков.

Практическая работа «Решение задач на дигибридное скрещивание».







5

Составление схем скрещивания.

Анализирующее скрещивание; генофонд.

Практическая работа «Решение задач на анализирующее скрещивание».







6

Взаимодействие генов.

Множественный аллелизм; кодоминирование; неполное доминирование; сверхдоминирование; фенотип; генотип.

Подготовка сообщений на тему: «Взаимодействие генов».







7

Составление схем дигибридного скрещивания.

Решетка Пеннета; закон независимого наследования признаков.

Практическая работа «Составление схем дигибридного скрещивания».







8

Признаки, сцепленные с полом.

Признаки, сцепленные с полом; аутосомы; половые хромосомы; гомогаметный пол; гетерогаметный пол.

Практическая работа «Решение задач на сцепление признаков с полом».







9

Кроссинговер, его роль в обогащении наследственного аппарата клетки.

Хромосомная теория наследственности; закон Моргана; кроссинговер; генетические карты.

Пресс конференция «Кроссинговер, его роль в обогащении наследственного аппарата клетки».







10

Заключительный урок.

-

Защита творческих проектов.


Список литературы для учителя и учеников
Для учащихся:

  1. Барабанщиков Б.И., Сапаев Е.А. Сборник задач по генетике – Казань, издательство КГУ, 1988

  2. Гладков Л. А., Курейчик В. В., Курейчик В. М. Генетические алгоритмы: Учебное пособие — 2-е изд.. — М: Физматлит, 2006. — С. 320. — ISBN 5-9221-0510-8.

  3. Захаров В.Б. Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2002. – 624с.

  4. Киреева Н.М. Биология для поступающих в ВУЗы. Способы решения задач по генетике. – Волгоград: Учитель, 2003. – 50с.

  5. Петросова Р.А. Основы генетики. Темы школьного курса. – М.: Дрофа, 2004. – 96с.

  6. Фросин В.Н.Учебные задачи по генетике – Казань, издательство «Магариф», 1995



Для учителя:

  1. Беркинблит М.Б., Глаголев С.М., Иванова Н.П., Фридман М.В., Фуралев В.А., Чуб В.В. Методическое пособие к учебнику “Общая биология” - М.: МИРОС, 2000. – 93с.

  2. Гофман-Кадошников П.Б. Задачник по общей и медицинской генетике – М., 1969, 155 с.

  3. Гуляев Г.В. Задачник по генетике – М., Колос, 1980, 78 с.

  4. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.

  5. Орлова Н.Н. Сборник задач по общей генетике – М., издательство МГУ, 1982, 128 с.

  6. Петунин О.В. Элективные курсы. Их место и роль в биологическом образовании.// “Биология в школе”. – 2004. - №7.

  7. Рувинский А.О., Высоцкая Л.В., Глаголев С.М. Общая биология: Учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением биологии. – М.: Просвещение, 1993. – 544с.

  8. Ватти К.В., Тихомирова М.М. Руководство к практическим занятиям по генетике. – М. Просвещение, 2000г.

  9. Дубинин Л.Б. Горизонты генетики. - М.Просвещение, 1995 г.

  10. Константинова А.В. Биология индивидуального развития. – Минск, БГУ, 1990

  11. Орехова В.А. и др. Медицинская генетика. – Минск, Высшая школа, 1997 г.

  12. Фридрих В. Близнецы. – М. прогресс, 1985

  13. Шевченко В.П. Введение в медицинскую генетику. – М. Гос. Изд-во медицинской литературы, 1964 г.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса для 10 класса Составитель: Павлова О. А., учитель биологии мбоу «сош №22» iconПрограмма элективного курса по истории для 11 класса Составитель:...
Программа элективного курса «Современная Россия на рубеже XX – начала XXI века» предназначена для учащихся 11-х классов, стремящихся...
Программа элективного курса для 10 класса Составитель: Павлова О. А., учитель биологии мбоу «сош №22» iconАвторская программа элективного курса для 10 класса по биологии
Ученицы 7 класса Черногоровой Виолетты Дмитриевны Лисицына Татьяна Петровна учитель математики высшей категории мбоу сош №22, п....
Программа элективного курса для 10 класса Составитель: Павлова О. А., учитель биологии мбоу «сош №22» iconПояснительная записка Программа элективного курса по биологии предназначена...
Программа элективного курса по биологии для10(11)класса в рамках профильной подготовки
Программа элективного курса для 10 класса Составитель: Павлова О. А., учитель биологии мбоу «сош №22» iconПрограмма элективного курса для учащихся 10-11 классов медицинского...
Шабуниа О. П., учитель высшей категории, учитель биологии моу сош с углублённым изучением отдельных предметов №25 г о. Самара
Программа элективного курса для 10 класса Составитель: Павлова О. А., учитель биологии мбоу «сош №22» iconРабочая программа по биологии 10 класса (базовый уровень) 2 ступень...
Программы основного общего образования по биологии для 10 11 класса «Общая биология» авторов И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов
Программа элективного курса для 10 класса Составитель: Павлова О. А., учитель биологии мбоу «сош №22» iconПрограмма элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» для 10-11 класса
Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной...
Программа элективного курса для 10 класса Составитель: Павлова О. А., учитель биологии мбоу «сош №22» iconРабочая программа по биологии для 7 класса учитель 1 квалификационной категории
Г. А. Кабирова/ мбоу «Шугуроская сош им. В. П. Чкалова» «Шугуровская сош им. В. П. Чкалова
Программа элективного курса для 10 класса Составитель: Павлова О. А., учитель биологии мбоу «сош №22» iconПрограмма «Фабрика здоровья»
Программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Л. Н. Бородачёвой, учителя биологии моу сош...
Программа элективного курса для 10 класса Составитель: Павлова О. А., учитель биологии мбоу «сош №22» iconРабочая программа основного общего образования по биологии для 7...
Программа курса «Биология. Животные.» предназначена для работы с учащимися 7-х классов
Программа элективного курса для 10 класса Составитель: Павлова О. А., учитель биологии мбоу «сош №22» iconПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки «История Ржевского края в лицах»
Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки «История Ржевского края в лицах». Автор – составитель: Сорокина...
Программа элективного курса для 10 класса Составитель: Павлова О. А., учитель биологии мбоу «сош №22» iconПрограмма элективного курса «Как живёшь, дальневосточник?»
На программу элективного курса «Как живёшь, дальневосточник?» для учащихся 8-9 классов, разработанную учителем биологии и химии высшей...
Программа элективного курса для 10 класса Составитель: Павлова О. А., учитель биологии мбоу «сош №22» iconРабочая программа по биологии для 9 класса на 2013-2014 учебный год...
Программа предназначена для учителей биологии, преподающих биологию в 9 классе
Программа элективного курса для 10 класса Составитель: Павлова О. А., учитель биологии мбоу «сош №22» iconЛитература по микробиологии. Ход урока Организация класса
Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка
Программа элективного курса для 10 класса Составитель: Павлова О. А., учитель биологии мбоу «сош №22» iconРабочая программа по биологии для 7 класса Волковой Елены Петровны...
Планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования по биологии, программы курса биологии для 6-9...
Программа элективного курса для 10 класса Составитель: Павлова О. А., учитель биологии мбоу «сош №22» iconРабочая программа по литературе в 6 классе Составитель: Шутова Елена...
Данная рабочая программа по литературе для 6 класса разработана на основе федерального компонента государственногостандарта образования...
Программа элективного курса для 10 класса Составитель: Павлова О. А., учитель биологии мбоу «сош №22» iconПрограмма элективного курса профильного обучения с использованием информационных технологий
Автор программы: Курышева Ирина Владимировна, учитель биологии высшей категории моу сош №226, г. Заречный, Пензенской области


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск