Программа элективного курса «Как живёшь, дальневосточник?»





Скачать 126.08 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса «Как живёшь, дальневосточник?»
Дата публикации27.01.2015
Размер126.08 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №17 им.В.С.Лагадыря

Программа элективного курса

«Как живёшь, дальневосточник?»

для 8-9 классов

(34 часа, 1 час в неделю, 1 год обучения)

Автор: Азарова Наталья Ивановна,

учитель биологии и химии

высшей квалификационной категории

Г.Белогорск, 2011 г.

Рецензия

На программу элективного курса «Как живёшь, дальневосточник?» для учащихся 8-9 классов, разработанную учителем биологии и химии высшей квалификационной категории МОУ СОШ №17 Азаровой Н.И.

Программа представляет собой курс, состоящий из 34 часов, рассчитанный для учащихся 8-9 классов общеобразовательной (предпрофильной) школы. В заявленной программе предполагается создание условий для систематической учебно-познавательной деятельности учащихся, для углубленного изучения краеведения( истории своего края, обычаев, быта и искусства коренных народов, особенностей природы Дальнего Востока). Достижение данной цели возможно в связи с использованием в обучении практических работ учащихся (работа с картой, фотоальбомами, коллекциями и гербарными материалами).Тематика данной работы, её краеведческая направленность актуальна для данной категории учащихся, хорошо сочетается с курсами географии и истории в этих классах, т.к. они содержат краеведческую составляющую. Изучение особенностей народных промыслов коренных народов Дальнего Востока позволяет развивать у учащихся творческий потенциал. Программа предполагает систему контроля усвоения изученных вопросов через тестирование учащихся по разделам темы, выполнение творческих работ презентаций, фотовыставок и т.д.), графических работ, заданий с использованием географической карты, анализа статистических о состоянии здоровья дальневосточников и т.д.

Программа даёт возможность установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов и выявить сбой в прохождении программы в любой момент процесса обучения.

В структурном отношении в программе представлены:

- пояснительная записка

- определены цели и задачи курса

- содержание

- требования к выработке умений и навыков учащихся

- список используемой и рекомендованной для учащихся литературы.

В связи с вышеизложенным есть основания считать, что экспертируемый материал представляет интерес как программа элективного курса учащихся 8-9 классов, т.к. она соответствует современным требованиям к образовательному процессу.

Настоящая программа рекомендована к использованию в учебном процессе.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №17 им. В. С. Лагадыря

Рассмотрено на заседании МС УТВЕРЖДАЮ:

Протокол № Директор МОУ

От « » 20 г. Л. Н. Гречкина / /

Председатель МС « » 20 г.

Сыч О.А. / /

Программа элективного курса

«Как живёшь, дальневосточник?»

для 8-9 классов

(34 часа, 1 час в неделю, 1 год обучения)

Автор: Азарова Наталья Ивановна,

учитель биологии и химии

высшей квалификационной категории

Г.Белогорск, 2011 г.

Пояснительная записка

Дальний Восток – наша родина. А много ли мы знаем о ней? Знаем ли мы, чем можем гордиться, будучи дальневосточниками? Дальний Восток – это более 6,2 млн.км2 территории, что составляет 36,4% российской земли, на которой проживает всего 5% населения России. Дальний Восток распростёрся от заснеженных тундр Чукотки до рисовых плантаций Приморья. Дальний Восток выделяется производством, основанном на использовании местных природных богатств, которых здесь великое множество. Природные ресурсы Дальнего Востока отличаются резкой контрастностью, что обусловлено огромной протяжённостью территории с севера на юг. Туристов привлекает Дальний Восток вулканами и Долиной гейзеров на Камчатке, озёрами с цветущим лотосом, таёжными дебрями, мечтой охотников и рыболовов, побережьем Японского моря с тёплыми пляжами и многим другим. Обо всём этом можно говорить долго и с любовью. Но для этого обо всём этом нужно знать. Территория Дальнего Востока слишком велика, чтобы можно было посетить все её уголки. Но различные источники информации могут восполнить этот пробел.

Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся, интересующихся историей, природой, достопримечательностями своей родины, Амурской области и Дальнего Востока, и рассчитан на 1 год обучения.

Курс включает в себя некоторые вопросы программы общеобразовательной школы по биологии и географии (видовое разнообразие дальневосточной флоры и фауны, особенности геоположения Дальнего Востока) и является межпредметным элективным курсом(биология, география, история, технология).

В процессе подготовки и проведения занятий возможна тесная связь и кооперация учителей-предметников.

Цель курса: знакомство учащихся с особенностями дальневосточного региона, повышение интереса к вопросам краеведения.

Задачи курса:

  • -рассмотреть особенности географического положения Дальневосточного региона.

  • -показать влияние геоположения на возможности осуществления торговых, туристических, внешнеполитических и других связей.

  • -изучить особенности освоения почвенных, минеральных, биологических ресурсов ДВ.

  • -выявить причины ухудшения состояния окружающей среды в ДВ регионе.

  • -рассмотреть особенности демографической ситуации в ДВ регионе.

  • - дать характеристику особенностей быта, обычаев, национальных промыслов коренных народов Дальнего Востока.

Курс включает «Введение» и 7 разделов:

Особенности географического положения ДВ региона. Раздел знакомит учащихся с картой Дальневосточного региона, её границами субъектами федерации, входящими в его состав.

Коренное население ДВ, история освоения территории после присоединения к Российской империи. Раздел содержит информацию о коренных народах севера Дальнего Востока(чукчах, коряках, алеутах и т.д.) и коренных народах Приамурья(удэгэ, нанай и т.д) , их самобытной культурой.

Чем богат и славен наш Дальний Восток? Учащиеся рассматривают темы, посвящённые достопримечательностям Дальнего Востока, совершенствуют навыки самостоятельного поиска и отбора информации.

Промышленность ДВ и её влияние на состояние окружающей среды. В разделе рассматриваются вопросы промышленного производства, его сырьевого обеспечения и обеспечения трудовыми ресурсами.

Составляющие здоровья дальневосточника. Раздел предусматривает выявление связи климатических факторов с профессиональными и аллергическими заболеваниями жителей региона.

Демографическая ситуация на ДВ, причины её ухудшения в последние десятилетия. Раздел предусматривает анализ данных последней переписи населения РФ и других статистических данных, связанных с составом и количеством населения в дальневосточном регионе.

Перспективы: какие они? Раздел-обобщение, предусматривающий проектную деятельность учащихся, связанную с выдвижением гипотез, составлением проектов, связанных с перспективами развития региона.

Программой предусмотрены как теоретические, так и практические занятия, а также выполнение зачётных работ и экскурсий в музеи и библиотеки.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся,

приобретённым в ходе обучения.

Учащиеся должны знать:

-границы Дальневосточного региона и субъектов федерации, входящих в его состав.

-основные достопримечательности Дальневосточного региона.

-характеристику природных богатств и полезных ископаемых региона.

-особенности обычаев и культуры коренных народов региона.

Учащиеся должны уметь:

- владеть основами умений чтения физической, климатической и политической карты.

- вести поиск информации в печатных изданиях, использовать интернер-ресурсы.

-представлять результаты поиска в виде публичных устных выступлений, мультиме-

дийных презентаций, рефератов, сообщений и исследовательских работ.

-проводить анализ статистических данных, делать выводы на основе проведённого

анализа.

Материально-техническое и дидактическое обеспечение курса

Карты Дальневосточного региона и Амурской области, подборка литературных источников. Список интернет-ресурсов, видео-диск «Чудеса Земли Амурской», гербарные материалы дальневосточной растительности, наборы открыток растений и животных Дальнего востока.

Учебный план:

час

Тема занятия

теория

практика

1.

Введение.

+




Раздел 1.Особенности географического положения ДВ региона.(3 часа)

2.

Границы ДВ(морские и наземные).







3.

Административно-территориальное деление Дальневосточного региона.

+




4.

Характеристика физической карты ДВ(рельеф, крупнейшие водоёмы и т. д.)




+

Раздел 2. Коренное население ДВ, история освоения территории после присоединения к Российской империи. (5 часов)

5-6.

Краткая характеристика народов Севера (чукчей,коряков, эвенков и т. д.), и народов Приамурья(удэгэ, нанайцев, ульчей и т.д.)

+




7-8.

Адаптивные внешние черты, особенности национального питания, национальной одежды и быта.

+




9.

Основные этапы освоения ДВ, адаптация русских переселенцев к новым условиям.

+




Раздел 3. Чем богат и славен наш Дальний Восток? (5 часов)

10-13.

Разнообразие биоресурсов ДВ: таёжные богатства(лес, боровая дичь, ягоды, грибы, лекарственные растения, разнообразные морепродукты и т.д.)


+




14-15.

Разнообразие биоресурсов ДВ: таёжные богатства(лес, боровая дичь, ягоды, грибы, лекарственные растения, разнообразные морепродукты и т.д.)


+




16.

Рекреационные ресурсы ДВ.


+




Раздел 4.Промышленность ДВ и её влияние на состояние окружающей среды.

(3 часа)

17-18.

Характеристика основных отраслей промышленности ДВ(деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, рыбоперерабатывающей, угольной, алмазодобычи и т. д.)


+




19.

Отрасль промышленности – как источник загрязнения окружающей среды. Способы уменьшения масштабов загрязнения.

+




Раздел 5. Составляющие здоровья дальневосточника.(5 часов)

20-21.

Особенности дальневосточного климата, климатические зоны и особенности труда и отдыха в них.





+

22-23.

Природно-очаговые и эндемичные болезни ДВ региона: клещевой энцефалит, ГЛПС, гельминтозы, йодная недостаточность и т.д.


+




24

Проблемы акклиматизации переселенцев.

+




Раздел 6. Демографическая ситуация на ДВ, причины её ухудшения в последние десятилетия. (3 часа)

25-26.

Анализ последней всероссийской переписи населения: определение плотности населения в различных территориях ДВ, определение исторических, экономических, политических причин неравномерности распределения населения по территории ДВ.




+

27.

Перспективы изменения численности населения ДВ.


+




Раздел 7. Перспективы: какие они? (7 часов)

28-29.

Перспективы развития экономики региона как предпосылка изменения негативной демографической ситуации.


+




30-31.

Использование пограничного положения ДВ для развития торговых, туристических связей, привлечение российского и иностранных капиталов для развития региона.


+




32-33.

Человек и природа: как не нарушить зыбкое равновесие?




+

34.

Закон на защите природы.




+

Cодержание курса:

Введение.

Общий обзор целей и задач курса. Ознакомление учащихся с формами работы.

Раздел 1. Особенности географического положения Дальневосточного региона.

Границы ДВ(морские и наземные).

На картах мира, России и Дальневосточного региона сухопутные и морские

границы Дальневосточного региона.

Административно-территориальное деление Дальневосточного региона.

Перечень субъектов федерации на территории ДВ региона, их границы и

ближайшие соседи на карте.

Характеристика физической карты ДВ (рельеф, крупнейшие водоёмы и т. д.)

Физическая карта ДВ: рельеф, водные объекты (моря, реки, озёра).

Практическая работа:

Анализ физической карты ДВ.

Раздел 2. Коренное население ДВ, история освоения территории после присоединения к Российской империи.

Краткая характеристика народов Севера (чукчей ,коряков, эвенков и т. д.), и народов Приамурья(удэгэ, нанайцев, ульчей и т.д.)

Народы Севера(эвенки, эвены, алеуты, чукчи, коряки и т.д.) Народы Приамурья(нанайцы, удэгэ, айны, ульчи и т.д) Территория распространения. Численность населения. Колебания численности и их причины.

Адаптивные внешние черты, особенности национального питания, национальной

одежды и быта.

Образ жизни, расовые признаки, особенности национальной одежды, питания. Национальные промыслы: резьба по кости, вышивка бисером, оленьим волосом, оленьими жилами, пошив одежды и обуви из шкур животных и рыбьей кожи.

Основные этапы освоения ДВ, адаптация русских переселенцев к новым условиям.

Казачество на Амуре. Трудности переселенцев: климат, новые неосвоенные земли, новый рацион питания, отсутствие мед.помощи, эндемичные болезни.

Раздел 3. Чем богат и славен наш Дальний Восток?

Разнообразие биоресурсов ДВ.

Биоресурсы дальневосточной тайги: таёжные богатства(лес, боровая дичь, ягоды, грибы, лекарственные растения, и т.д.) Морепродукты(водоросли, рыба, моллюски)
Рекреационные ресурсы ДВ.

Места для отдыха дальневосточников: побережье Японского моря, Камчатка-страна вулканов, заповедные уголки и памятники природы, экстремальный туризм.
Раздел 4.Промышленность ДВ и её влияние на состояние окружающей среды.

Характеристика основных отраслей промышленности ДВ.

Деревообрабатывающая целлюлозно-бумажная, рыбоперерабатывающая, угольная промышленность, алмазо- и золото -добыча, промысел дичи, пушного зверя и лекарственного сырья и т. д.)

Отрасль промышленности – как источник загрязнения окружающей среды. Способы уменьшения масштабов загрязнения.

Промышленное загрязнение почв, открытых водоёмов и подземных вод, атмос-

ферного бассейна. Контроль загрязнений, штрафные санкции.

Раздел 5. Составляющие здоровья дальневосточника.

Особенности дальневосточного климата.

Климатические зоны(особой, повышенной и обычной трудности) и особенности труда и отдыха в них.

Практическая работа:

Определение границ климатических зон, работа со справочной литературой по выявлению особенностей труда и отдыха в них.

Природно-очаговые и эндемичные болезни ДВ региона.

Вирусные заболевания: ГЛПС, клещевой энцефалит, орнитоз. Паразитарные заболевания (гельминтозы): описторхоз, клонорхоз, эхинококкоз. Йодная недостаточность(эндемичный зоб), болезнь Кашин-Бека.

Проблемы акклиматизации переселенцев.

Большие среднегодовые перепады температур, суровые зимы, муссонный климат – их влияние на здоровье переселенцев.

Раздел 6. Демографическая ситуация на ДВ, причины её ухудшения в последние десятилетия.

Анализ последней всероссийской переписи населения.

Определение плотности населения в различных территориях ДВ, определение исторических, экономических, политических причин неравномерности распределения населения по территории ДВ.

Практическая работа:

Анализ статистических данных.

Перспективы изменения численности населения ДВ.

Государственная политика поддержки регионов. Программы переселения для освоения дальневосточного региона, развитие промышленности и транспорта.
Раздел 7. Перспективы: какие они?

Перспективы развития экономики региона как предпосылка изменения негативной демографической ситуации.

Нефтепровод, металлургический кластер, развитие сельского хозяйства (растениеводства и животноводства), развитие транспортной сети, создание новых рабочих мест.

Использование пограничного положения ДВ.

Развитие торговых, туристических связей, привлечение российского и иностранных капиталов для развития региона.
Человек и природа: как не нарушить зыбкое равновесие?

Безотходное производство, рециклинг. Утилизация отходов.

Практическая работа:

Поиск, обработка и анализ данных из литературных и интернет –источников о рациональном природопользовании.

Закон на защите природы.

Федеральный закон о защите окружающей среды, природоохранные законы местного значения.

Практическая работа:

Изучение законов о защите окружающей среды. Анализ степени их выполнения по материалам СМИ.

Список литературы:

  1. «Краски земли Дерсу» (фоторассказ об искусстве малых народов Приамурья). Хабаровское книжное издательство, 1982.

  2. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьёва А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии.

-АО МДС, 1996.

  1. Региономика - М.: Железнодорожный транспорт, 2002.

  2. Экология в таблицах и схемах. - М.: Дрофа. 2001.

  3. Практические работы по экологии. 9-11 класс. Методические рекомендации: - Благовещенск, 2004. 32с. Автор-составитель: Азарова Н.И.

  4. Петровский Б.В. Популярная медицинская энциклопедия.: М,1988.

  5. Бакка С.В. Программа экологической школы.: Н.Новгород, 1991.

  6. Материалы всероссийской переписи населения.

Интернет-ресурсы:

  1. кu.wikipedia/org/wiki/Дальний_Восток_России.

  2. vkontakte/ru/albums – 21664170 - Дальний Восток из космоcа.

  3. edv/clubdv/ru/…/Население_Дальнего_Востока(энциклопедия Дальнего Востока).

  4. www. ethnomuseum/ru/…/2270/htm. Культура народов Сибири и Дальнего Востока.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса «Как живёшь, дальневосточник?» iconПрограмма элективного курса «Энергия будущего»
Программа элективного курса универсальна. Она предназначена для обучащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений, изучающих...
Программа элективного курса «Как живёшь, дальневосточник?» iconПаспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса
Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной...
Программа элективного курса «Как живёшь, дальневосточник?» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника»....
Программа элективного курса «Как живёшь, дальневосточник?» iconПояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса...
Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ
Программа элективного курса «Как живёшь, дальневосточник?» iconЭлективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного...
Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника»....
Программа элективного курса «Как живёшь, дальневосточник?» iconПрограмма элективного курса «Химия и окружающая среда»
Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие...
Программа элективного курса «Как живёшь, дальневосточник?» iconРабочая программа элективного курса в 9 классе «Графический дизайн. Adobe Photoshop»
Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 6
Программа элективного курса «Как живёшь, дальневосточник?» iconПрограмма элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира»
Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры
Программа элективного курса «Как живёшь, дальневосточник?» iconПрограмма элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда"
Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий....
Программа элективного курса «Как живёшь, дальневосточник?» iconПрограмма «Фабрика здоровья»
Программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Л. Н. Бородачёвой, учителя биологии моу сош...
Программа элективного курса «Как живёшь, дальневосточник?» iconПрограмма элективного курса по химии
Одним из вариантов решения этой проблемы является включение в учебный план элективного курса «Строение и свойства кислородсодержащих...
Программа элективного курса «Как живёшь, дальневосточник?» iconРабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания»
Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов
Программа элективного курса «Как живёшь, дальневосточник?» iconПрограмма элективного курса «Избранные вопросы физики» (2ч в неделю, всего 68часов)
...
Программа элективного курса «Как живёшь, дальневосточник?» iconРабочая программа элективного курса по географии «Роль географии в познании мира»
Рабочая программа элективного курса «Роль географии в познании мира» предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательных...
Программа элективного курса «Как живёшь, дальневосточник?» iconРабочая программа элективного курса составлена на основе программы...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 С. Тахта ипатовского района ставропольского...
Программа элективного курса «Как живёшь, дальневосточник?» iconПрограмма элективного курса «Питание и здоровье» (10-11 кл.)
Поэтому формирование у учащихся правильного представления о природе питания человека одна из главных задач биологии. Наиболее систематично...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск