Рабочая программа элективного курса «биология в истории культуры и цивилизаций»





Скачать 278.38 Kb.
НазваниеРабочая программа элективного курса «биология в истории культуры и цивилизаций»
страница1/3
Дата публикации06.12.2014
Размер278.38 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«БИОЛОГИЯ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИЙ».

10 класс – 35 час.

Р.А. Петросова, А.В. Теремов

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена в соответствии с программой элективных курсов по биологии «БИОЛОГИЯ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИЙ», Москва, Дрофа, 2006г., авторы: Р.А. Петросова, А.В. Теремов

Каждый учащийся при получении среднего образования должен иметь возможность расширить свои знания, кругозор, поднять свой культурный уровень вне зависимости от специализации, которую он выбирает. Отдельные отрасли знаний – естественные, гуманитарные, технические – не формируют целостного представления об окружающем мире, поликультурной грамотности и экологического сознания учащихся. Это может быть достигнуто только на основе интеграции естественных наук с философией, историей и человеческой культурой. В основе курса лежит исторический обзор основных открытий в области естествознания и биологии, подкрепленный философско-методологическим обоснованием и социально-культурным фоном, на котором они происходили.

Биология находится на стыке естественных и общественных наук. Она является как бы точкой пересечения всех естественнонаучных знаний и философской мысли. Занимая промежуточное положение между естественными и общественными науками, она всегда испытывала давление этических и эстетических норм, запросов человеческого общества. Биологические знания всегда формировали и формируют определенное мировоззрение личности, ее отношение к природе, обществу, культурным ценностям. Это в свою очередь, определяет жизненную позицию человека, его идеалы, отношение к окружающей действительности, глобальным проблемам современности. В настоящее время выживание и дальнейшее развитие человеческого общества основано на понимании уникальности жизни и биосферы в целом.

Исторический и культурологический подход к изучению биологии позволит преодолеть разобщенность школьных предметов, показать взаимное влияние различных наук и их взаимодействие с миром культуры.

Предлагаемый курс рассчитан на учащихся как естественного, так и гуманитарного профиля. Он связан с базовым курсом биологии полной средней школы и является его естественным дополнением в плане ознакомления учащихся с основными этапами истории науки о жизни. Развитие естествознания и становление наук о природе рассматриваются в неразрывной связи с формированием общественных формаций и картины мира. Это даст возможность расширить и интегрировать знания не только по биологии, но и по химии, физике, экологии, истории, философии, литературе и искусству. Восприятие человеком природы и его попытки постичь тайны мироздания прослеживается с первобытного общества до настоящего времени, а также рассматриваются перспективы развития естествознания и биологии в XXI в.


Цель курса.


Формирование знаний об истории биологии в свете социокультурного аспекта человеческого бытия, рассмотрение основных концепций современного естествознания в аспекте их исторической обусловленности, как основы для развития творческого потенциала личности.


Задачи курса.


Ознакомление учащихся с историей становления естествознания и биологии как науки и их неразрывная связь с философией и культурой на каждом этапе развития человеческой цивилизации.

Развитие биологических и поликультурных знаний на основе рассмотрения социальных и культурных условий, философских учений, оказавших влияние на развитие естествознания и биологии как науки.

Установление причин дифференциации естественных наук и биологии на ранних этапах и их интеграции на современном этапе развития человеческого общества, оформление пограничных наук, тесной связи биологии с гуманитарными науками.

Формирование целостного научного мировоззрения и экологического мышления учащихся, понимания истоков экологических проблем современности, их глобальной значимости в настоящее время.

Усиление гуманистического потенциала биологического образования, воспитание нравственного отношения к природе и культурным ценностям человечества.

Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи при изучении истории того или иного биологического открытия, оценивать значимость этих открытий для развития науки и человеческого общества.

Развитие устойчивого интереса к изучению живой природы, способностей к самообразованию, трансформации и переносу знаний с одного предмета на другой в новых условиях.

Расширение кругозора учащихся, повышение научного и культурного уровня, мотивации к обучению, социализация учащихся через самостоятельную деятельность.


Формы организации и методы обучения учащихся.


Преподавание элективного курса предусматривает внедрение педагогических технологий, содействующих эффективному развитию творческого потенциала у учащихся, индивидуализации и персонализации образования. Старшая школа ориентирована в большей степени на поступление в вуз, следовательно, и преобладающими формами занятости должна быть вузовская система. В этой связи при изучении курса предусматривается лекционно-семинарская система занятий, проектная деятельность, дидактические игры и дискуссии, предполагающие творческое погружение учащихся в ту или иную ситуацию, школьные конференции. Смена форм учебной деятельности может стать одним из факторов развития компетентности учащихся.


На школьной лекции предусматривается крупноблочное обобщенное изложение материала, раскрытие основных ключевых позиций. Доля лекционной части по отношению к остальным формам организации учебной деятельности составляет 1 : 3.


Семинар является специфической формой организации учебной деятельности, предполагающей творческое изучение программного материала. На этих занятиях происходит углубление, расширение и детализация материала. Подготовка к ним предусматривает организацию индивидуальной и групповой работы учащихся, творческий поиск информации из дополнительной литературы и электронных источников, развитие умений самостоятельно добывать, анализировать, обобщать, закреплять знания и делать выводы. Семинары могут проводиться в форме выступлений учащихся на основе докладов и рефератов, в виде диспутов, дискуссий, круглых столов, дидактических игр и др.


На базе учебного материала предполагается также проектная деятельность учащихся по наиболее интересным и актуальным биологическим проблемам. Работа над проектом позволяет проявить интеллектуальные способности учащихся, продемонстрировать уровень владения знаниями и умениями, способность к самообразованию и самоорганизации. В этом случае учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут эффективные пути решения задач проекта. Важным фактором является также совместная деятельность и сотрудничество в группах, в результате которых всесторонне проявляются компетентности личности.


При изучении программного материала курса предполагается также использование модульных технологий и соотнесение отдельных тем элективного курса с базовым разделом «Общая биология». В этом случае учебный материал может быть использован для организации самостоятельной работы учащихся при подготовке докладов, рефератов, проектов по соответствующим темам основных разделов биологии.


При проведении занятий предполагается демонстрация диафильмов, слайдов, учебных и художественных видеофильмов, художественных альбомов, что будет способствовать визуализации предоставляемой информации и успешному усвоению учебного материала.


В программе предусматриваются широкие возможности для реализации межпредметных связей. При изучении ряда тем и организации семинарских занятий, конференций, защиты проектов возможно привлечение преподавателей истории, литературы, физики, географии, химии, искусства.


Планируемые общие и специальные компетенции учащихся.


В результате изучения элективного курса учащиеся научатся следующему.


Называть:




  • главные исторические вехи в развитии биологии; имена выдающихся ученых – естественников, биологов и философов, внесших вклад в развитие наук о природе;


  • важнейшие научные факты, законы, теории в биологии, основные отрасли в биологии и пограничные дисциплины естествознания, объекты и методы их изучения;


  • причины, приведшие к дифференциации и интеграции естествознания и биологических дисциплин на современном этапе развития общества.



Характеризовать:




  • естественнонаучные, социально-экономические предпосылки важнейших открытий в естествознании и биологии;


  • основные положения, содержащиеся в научных трудах выдающихся ученых – естественников и философов;


  • систему взглядов человека на природу и место в ней самого человека на разных исторических этапах развития человеческой цивилизации.



Обосновывать: 




  • значение естествознания и биологии в контексте общечеловеческой культуры;


  • неизбежность синтеза естественнонаучного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации.



Сравнивать:




  • взгляды на взаимоотношения человека, природы и общества на разных исторических этапах развития;


  • естественнонаучные и социогуманитарные подходы современной науки к рассмотрению человека, природы и общества; материальные и духовные начала в его сознании и мышлении.



Оценивать:




  • значение и перспективы эпохальных научных открытий для развития естествознания и биологии;


  • роль философских концепций и учений в построении методологии естественных наук и биологии;


  • информацию о современных исследованиях в области биологии, их практическое и нравственно-этическое значение.



Приводить примеры:




  • использования достижений естественных наук для решения экологических, демографических и социально-экономических проблем современности;


  • положительного и отрицательного влияния человека на природу на разных исторических этапах развития человеческих цивилизаций;


  • применения знаний о живой природе для сохранения биоразнообразия жизни на Земле как непременного условия устойчивого существования биосферы.



Делать выводы:




  • о социокультурных, философских и экономических причинах развития естественных наук, в том числе и биологии;


  • о значимости открытий в биологии для развития цивилизации.



Участвовать:




  • в обсуждении научных и исторических проблем, в дискуссиях, формулировать собственную позицию и отстаивать ее в споре, используя различные сведения для аргументации;


  • в групповой работе по поиску и систематизации дополнительной информации при подготовке к семинарским занятиям или выполнении проекта.


Способы оценивания результатов достижений учащихся.


Репродуктивный уровень достижения знаний оценивается по точности воспроизведения основного содержания курса. Конструктивный уровень достижения знаний оценивается по умениям составлять доклады и рефераты, осуществлять анализ, синтез, сравнение и обобщения получаемой информации, по способности к критическому мышлению и рефлексии. При оценке результатов творческого уровня учитываются знания, которые демонстрируют учащиеся в процессе проектной деятельности, выступлений на семинарах, учебных конференциях, круглых столах; умение вести дискуссию, аргументировать и отстаивать свое мнение, вступать в спор; уровень поликультурной грамотности.

Для оценки результатов достижений учащихся используется зачетная система. Зачет выставляется по каждому разделу курса на основании личного участия школьника в семинарских занятиях, дискуссиях, проектной деятельности и т.д. По окончании изучения всего курса выставляется общий зачет на основе зачетов по разделам. В некоторых случаях для оценивания достижений отдельных учащихся, достигших творческого уровня усвоения учебного материала, подготовивших наиболее интересные проекты или сообщения, выставляется зачет с оценкой «отлично».

Информация, которая является необязательной или используется как дополнительная, дается в скобках и выделена курсивом с подчеркиванием.


Содержание курса.

Общее количество часов – 35.


Введение (1 ч.)


Естествознание – неотъемлемая и важная часть культуры человечества. Место биологии в системе естественных наук. Значение процесса познания окружающего мира. Определение понятия «жизнь» в мифологической, религиозной и научной картинах мира. Философские взгляды на проблему жизни. Научные, этические, ценностные, эстетические аспекты понятия «жизнь».


I. Первые представления о живой природе. (5 ч.)


1. Сведения о живой природе в первобытном обществе и древнейших цивилизациях Востока.


Представления о живой природе в первобытном обществе. Наскальные и пещерные рисунки эпохи кроманьонского человека – первые изображения биологических объектов. Первобытный антропоморфизм и религиозный анимизм как отождествление человека с живой природой. Влияние неолитической революции. Доместикация животных и растений как начальный этап взаимоотношений человека и природы. Культы животных. Преобразование природы человеком и начало социально-экологической революции.

Крупнейшие очаги древнейших цивилизаций, время и место возникновения культурных растений и домашних животных. Мир человека древности в зеркале мифов и легенд. Сведения о живой природе в государствах Средиземноморья и Месопотамии. Божественные культы животных. Представления древних египтян о человеке (VI до н.э.). Развитие медицины и использование лекарственных растений.

Магико-религиозные представления о живой природе в Древней Индии. Сочинение «Аюр-веды» (VI до н.э.), индийские эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна» как первые описания образа жизни человека, животных и растений. Искусство врачевания в древней Индии.

Представления о природе в Древнем Китае. Древнекитайская философия. Единство двух начал – Неба (янь) и Земли (инь). Великая триада: Небо – Человек – Земля. Развитие медицины в Древнем Китае.

Накопление людьми знаний об окружающей среде. Воздействие на окружающую среду в эпоху древнейших цивилизаций. Обратимые и необратимые последствия преобразования окружающей среды в эпоху древнейших цивилизаций. Обособление естественнонаучных воззрений от религии и магии. Зарождение эмпирического научного знания.


Межпредметные связи.

История. История древнего мира человек и природа, зарождение искусств, первобытные верования. Древний Восток: Египет, передняя Азия, Индия, Китай. Картина мира в сознании человека древности. Культурное наследие Древнего Востока. Социальная мотивация человека в китайско-конфуцианской и индо-буддийской традициях.

Литература. Философское осмысление мира и человека в литературе Востока. Сборник басен и сатирических новелл «Панчатантра» - памятник литературы древней Индии.

Искусство. Первобытное искусство, его магическая и познавательная функции. Ритуальный характер наскальных изображений. Искусство Древнего Египта (скульптура, настенные росписи).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа элективного курса «биология в истории культуры и цивилизаций» iconРабочая программа составлена на основе элективного курса «Биология животных»
В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова учебник «Биология (Общая биология) базовый уровень» 10 – 11 класс – М.: Дрофа,...
Рабочая программа элективного курса «биология в истории культуры и цивилизаций» iconРабочая программа составлена на основе программы элективного курса...
Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Краеведческий подход при изучении курса «Биология. 6 класс. Живой...
Рабочая программа элективного курса «биология в истории культуры и цивилизаций» iconПрограмма элективного синхронизированного курса по истории «История...
Одним из основных принципов проведения учебных занятий является принцип преемственности и наставничества (в роли консультантов и...
Рабочая программа элективного курса «биология в истории культуры и цивилизаций» iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Истории Древнего Востока с историей первобытности и историей античных цивилизаций, а также исключительной важности диалога культур...
Рабочая программа элективного курса «биология в истории культуры и цивилизаций» iconПрограмма элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира»
Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры
Рабочая программа элективного курса «биология в истории культуры и цивилизаций» iconПаспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса
Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной...
Рабочая программа элективного курса «биология в истории культуры и цивилизаций» iconПрограмма элективного курса по истории для 11 класса Составитель:...
Программа элективного курса «Современная Россия на рубеже XX – начала XXI века» предназначена для учащихся 11-х классов, стремящихся...
Рабочая программа элективного курса «биология в истории культуры и цивилизаций» iconРабочая программа элективного курса по истории 9 класса «Личность в истории»
«Личность в истории», разработанного Сиденко Е. В., учителем истории моу «сош №15» с. Казинка Шпаковского района Ставропольского...
Рабочая программа элективного курса «биология в истории культуры и цивилизаций» iconРабочая программа элективного курса по истории «Культура России 20 века»
Программа курса разработана для учащихся 9 класса. Она рассчитана на 17 часов и имеет целью, заинтересовать учащихся особенностями...
Рабочая программа элективного курса «биология в истории культуры и цивилизаций» iconРабочая программа элективного курса в 9 классе «Графический дизайн. Adobe Photoshop»
Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 6
Рабочая программа элективного курса «биология в истории культуры и цивилизаций» iconРабочая программа Элективного курса «Биология и медицина»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей естественно-научного цикла
Рабочая программа элективного курса «биология в истории культуры и цивилизаций» iconРабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания»
Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов
Рабочая программа элективного курса «биология в истории культуры и цивилизаций» iconПрограмма элективного курса по математике «Симметрия вокруг нас»
«математического» курса было изменить отношение этих учащихся к математике. Для учащихся классов с углубленным изучением ма­тематики...
Рабочая программа элективного курса «биология в истории культуры и цивилизаций» iconРабочая программа элективного курса составлена на основе программы...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 С. Тахта ипатовского района ставропольского...
Рабочая программа элективного курса «биология в истории культуры и цивилизаций» iconПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки «Русская Православная...
Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Русская Православная Церковь в истории России». Автор-составитель...
Рабочая программа элективного курса «биология в истории культуры и цивилизаций» iconПрограмма элективного курса «Ключи к тайнам Клио». Разработана учителем...
Цель курса: повысить интерес учащихся к истории как науке, добиться более углубленного ее изучения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск