Тема опыта





Скачать 225.28 Kb.
НазваниеТема опыта
Дата публикации27.09.2014
Размер225.28 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Физика > Документы

Страуме Елена Юрьевна

МОУ СОШ №3

Тема опыта: «Блочная система обучения физике как способ оптимального развития потенциальных способностей каждой личности»

Автор опыта: Страуме Елена Юрьевна, учитель физики МОУ СОШ с УИОП №3 г. Алексеевки

I. Информационный раздел

1.1. Актуальность и перспектива опыта.

В настоящее время, в век переизбытка информации, обрушивающейся на школьника из средств массовой информации, Интернета, появилась острая необходимость научить ребенка выделять главное в полученных сложных естественно - научных знаниях и умении применять их в дальнейшем. Учебное время, отводимое на изучение физики, можно условно разделить на две части: затрачиваемое на изучение теории и отводимое на применение этой теории, то есть на решение задач. Но времени на это не хватает. Поэтому я была вынуждена ограничиваться решением одно - двухшаговых задач, а на базе решения таких задач не может быть и речи о развитии творческих способностей у детей. К этому добавляется дефицит времени, при котором не до поиска решения нестандартных задач. Изучив систему крупноблочного выделения теоретических знаний В.Ф. Шаталова, способствующую ускоренному обучению в режиме интенсива, я увидела необходимость применять в своей практической деятельности блочную систему обучения физике, адаптируя известный опыт к собственным условиям. Блочное обучение, являясь дидактической основой множества разнообразных моделей обучения, различающихся применяемыми средствами обучения и приёмами педагогической техники, оставляет за учащимся и преподавателем право на творчество. В традиционном обучении ответственность на себя берёт преподаватель, а при данном обучении ответственность берёт на себя учащийся, т.к. активность учащихся в процессе обучения должна быть выше активности педагога. Педагог-консультант, педагог-методист – вот основные составляющие организации учебного процесса. Преимущества блочно-модульной системы, которая позволяет формировать прочные и систематизированные знания, осуществлять дифференцированный и личностно ориентированный подход к обучению, значительно снижает нагрузку на ученика, готовит его к обучению в ВУЗе.

Я стараюсь не просто преподносить материал блоками, но и обеспечиваю на уроке восприятие, переосмысление и усвоение полученного материала обучающимися, для чего создаю все условия для творческой, свободной, эмоционально – комфортной обстановки на уроке, побуждая детей действовать активно, с полной отдачей сил. Блочно-модульная технология обучения обеспечивает каждому учащемуся достижение поставленных дидактических задач, предоставляет ему самостоятельный выбор индивидуального темпа продвижения по программе и саморегуляции своих учебных достижений. Блочная система изложения материала позволяет доводить до минимума время, необходимое на изложение и усвоение основ теоретического материала и дает возможность уделять гораздо больше времени на практикумы решения задач различного уровня и типа (качественные, количественные, практические, лабораторные, экспериментальные, экспериментально-расчетные). Ведь по статистике известно, что только благодаря практике рождается истина, именно она указывает на уровень обученности и оптимальной развитости личности.

Сегодня общество нацеливает школу на развитие учащихся. Социально-экономическое положение определяет необходимость воспитывать людей творческих и конструктивно мыслящих, готовых к решению нестандартных жизненных задач. Это генеральная цель детализируется в более конкретном виде при преобразовании содержания изучаемого материала, методов и приемов обучения, призванных развить творческое и критическое мышление. «… чтобы вписаться в культуру 21 века, юный гражданин должен приобрести определенные навыки: инициатива, динамизм и творчество, самостоятельность мышления и действий…» (Из проекта ЮНЕСКО «Образовательные требования при новых технологиях и новой организации труда»)

В современной дидактике и практике обучения, проблема блочного обучения физике не теряет своей значимости, а ее решение представляет большую практическую ценность.
1.2. Теоретическая база опыта.
В своем опыте я реализую:

1.Использование укрупненных дидактических единиц в обучении школьников, разработанное П.М.Эрдниевым.

Академик Эрдниев ввел понятие «дидактическая единица», под которым подразумевается совокупность вопросов и групп задач, отрабатываемых преимущественно в пределах одного урока. Учебный материал подаётся блоком, в структурированном виде или в виде таблиц, с обязательным наличием всех внешних и внутренних связей, с логическим выходом из одной структурной единицы в другую, в соответствии с дидактическими целями урока. УДЕ (укрупненная дидактическая единица) – это клеточка учебного процесса, состоящая из логически различных элементов, обладающих в то же время информационной общностью. Она обладает качествами системности и целостности, устойчивостью во времени и быстрым проявлением в памяти. Эрдниев указывает на следующие способы укрупнения дидактических единиц:

  • совместное и одновременное изучение взаимосвязанных вопросов программы;

  • преобразование решенной задачи в обратную или аналогичную, что позволяет вычерпывать все новое содержание с каждым видоизменением исходного упражнения;

  • метод деформированных упражнений, в которых искомыми являются не один, как обычно, а несколько элементов задания; благодаря этому приему в мышлении образуется рациональная система знаний;

  • усиление удельного веса творческих заданий по самостоятельному составлению учащимися задач, примеров, демонстраций.

Почему совокупное применение указанных подходов оказывается более результативным по сравнению с «измельченным без меры» учебным материалом? Понятие УДЕ предполагает несколько заданий, благодаря специально предусмотренным внутренним связям между ними образовывать одно крупное упражнение, четкое последовательное выполнение которого обеспечивает прочность и сознательность усвоения знаний. При обучении, основанном на теории УДЕ, создаются условия для проявления закона единства и борьбы противоположностей; противопоставления контрастных раздражителей; принципа обратных связей, системности и цикличности процессов; обратимости операций.

Необходимо также отметить, что в технологии УДЕ не отбрасывается какая-то часть учебной информации, так как материал просто-напросто

иначе структурируется, образуя более обобщенные, или укрупненные дидактические единицы. При этом происходит не только более глубокое, основательное и осознанное усвоение учебного материала, но и реализуется цель более существенного развития учащихся в процессе усвоения учебной информации. Методическая система УДЕ, над которой работал авторский коллектив под руководством академика П.М. Эрдниева, представляет современную альтернативную технологию обучения.
2.Идеи личностно-ориентированного подхода И.С.Якиманской, Г.К.Селевко.

По мнению И.С. Якиманской: «Каждому ребенку для развития и самореализации нужна образовательная среда, включающая:

-предоставление ученику свободы выбора способов выполнения учебных заданий;

-использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей;

-создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности;

-постоянное внимание педагога к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы, побуждающих ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы;

-особую подготовку учителя к систематическому осуществлению такой работы на уроке, в ходе организации индивидуальных занятий;

-разработка и использование индивидуальных программ обучения, моделирующих исследовательское мышление;

-организация занятий в малых группах на основе диалога, имитационно-ролевых игр, тренингов учебного общения;

-конструирование предметного знания для реализации метода исследовательских проектов по выбору самих учащихся.

3.Реализация принципа системной дифференциации в процессе конструирования содержания предметного образования по методу

В.В. Давыдова и Л.В. Занкова.

Реализация принципа системной дифференциации в процессе конструирования содержания предметного образования выдвигает особое требование, которые учитываются при составлении учебных программ:

  1. Первоочередное усвоение учащимися знаний, имеющих обобщенный и теоретический характер;

  2. Ориентация обучения на выявление и первоочередное раскрытие базовых, генетически исходных, существенных и всеобщих отношений, определяющих содержание и структуру современного содержания данной предметной области знаний;

  3. Ориентация обучения не только на усвоение школьниками основных теоретических положений, но и на умение конкретизировать важнейшие теоретические отношения благодаря частным эмпирическим фактам.

Единицей обучения при таком построении программы становиться не урок, а тема, так как при изучении темы вводно-ориентировочный, операционно-познавательный и оценочно-результативный компоненты учебного процесса проявляются достаточно полно и очевидно.
II. Технология опыта.

2.1. Постановка целей и задач

Целью педагогической деятельности в рамках опыта являются передача накопленного человечеством опыта в познании мира новым поколениям и оптимальное развитие всех потенциальных способностей каждой личности. При всей важности знаний по предмету нужно отчетливо осознавать непреложные истины:

  1. Невозможно овладеть какой – либо суммой знаний, если не развиты для их усвоения умственные способности;

  2. Никакие усовершенствования школьных программ и учебных предметов не помогут вместить в них всю сумму знаний и умений, которые необходимы каждому человеку в современном мире.

Поэтому процесс обучения должен быть ориентирован не столько на передачу суммы знаний, сколько на развитие умений приобретать эти знания.

Приняв за аксиому суждение о приоритетности развития способностей у детей, можно сделать вывод, что на каждом уроке необходима организация активной познавательной деятельности обучающихся с постановкой достаточно трудных проблем.

Таким образом, можно выделить следующие задачи обучения физике: формирование современных представлений об окружающем материальном мире; развитие умений наблюдать природные явления, выдвигать гипотезы для их объяснения, строить теоретические модели, планировать и осуществлять физические опыты для проверки следствий физических теорий, анализировать и практически применять в повседневной жизни знания, полученные на уроках физики. Достижение значительных успехов в изучении физики невозможно без интереса школьников к изучаемому предмету.

Эти задачи признана решить блочная система обучения физике, которая способствует как приобретению новых знаний, так и развитию навыков поисково-исследовательской деятельности, интеллекта и творческих способностей учащихся. Данная система изложения материала позволяет доводить до минимума время, необходимое на изложение и усвоение основ теоретического материала и дает возможность уделять больше внимания практикумам решения задач различного уровня и типа, что содействует формированию познавательной мотивации, развитию стремления к более глубокому познанию изучаемого предмета, дифференциация обучения, т.е. эффективному изучению физики.

    1. Организация учебно – воспитательного процесса


Свою работу с обучающимися я начинаю с нейропсихологической диагностики обучающихся (Сеченов, Павлов, Выготский), которая помогает выделить ведущий сенсорный анализатор личности учащегося, связать знания о функционировании психики школьника с учебным материалом, изучающимся на уроках физики /Приложение 1/.

Тогда работу строю следующим образом: при объяснении материала и контроле знаний индивидуально подхожу к каждому учащемуся, с учетом данной диагностики, поскольку необходима система телесного, сенсорного и психомоторного раскрепощения учащихся в учебном процессе для сохранения психического и физического здоровья, а на обучающих уроках подбираю задания для развития тех психологических навыков, которые недостаточно отработаны у отдельных учащихся.

Блок – группа знаний и навыков, которые учащийся должен продемонстрировать после его изучения. Блок устанавливает границы, в которых учащийся оценивается, и стандарты, в соответствии с которыми приходит обучение и оценка. Уроки по блочной технологии вызывают у учащихся гораздо меньшее напряжение, тревогу, беспокойство, страх, утомляемость. Степень понимания изучаемого материала гораздо выше, чем на традиционных уроках. Все это позволяет сохранять уравновешенное психическое состояние. При планировании урока необходимо учесть, что формула успеха на таких уроках это: 2% таланта + 98%труда. Учащийся будет добывать знания самостоятельно под руководством преподавателя, но при этом должна быть проведена самостоятельная работа дома, на уроке и во внеурочное время.

В целом структура блока включает в себя - урок – лекцию и семинар, лабораторный практикум, практикум решения задач, урок – зачет.

Процесс обучения физике в школе разделяю условно на 3 уровня.

I. Начальный уровень.

Формирование у учащихся второй ступени интереса к изучению

предмета физики. Работаю по программе элективного курса «Эксперименты и занимательные опыты по физике», где наряду с традиционными уроками провожу мероприятия занимательного характера /Приложение 2/.

II. Второй уровень - воспроизводящий творческий.

Этот уровень предусмотрен для учащихся третьей ступени. Основной характеристикой опыта блочной системы обучения является разработка и внедрение в практику методического комплекса, в состав которого входит:

  1. объяснительно-иллюстративный способ изложения;

  2. проблемные вопросы и ситуации;

  3. исследовательские вопросы и задания;

  4. практикум решения количественных и качественных задач;

  5. письменный и лабораторно-практический контроль и самоконтроль.

1.Для объяснительно-иллюстративного способа изложения нового материала использую школьную лекцию. Она предполагает устное изложение учебного материала, отличающегося большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств, обобщений, когда необходимо сформировать целостное представление о предмете [1]. Проведение лекции требует от учителя огромной теоретической и практической подготовки. Для доступности обучения в процессе лекции использую наглядные средства обучения /таблицы, графики, рисунки, схемы/ [2], демонстрационный эксперимент [3] - традиционно способствует развитию интереса учащихся к предмету и повышению уровня их самостоятельной творческой познавательной активности.

При проведении лекционного занятия необходимы приемы и формы, позволяющие сделать учащихся активными участниками учебного процесса.

Школьные лекции, проводимые мною, условно разделяю на учебные и обобщающие. Как правило, первая выполняет информационно-познавательную функцию, вторая мировоззренческую. Считаю целесообразным выносить на лекции рассмотрение фундаментальных законов, теорий, многоплановых практических приложений, исторических обзоров, мировоззренческих проблем, например: «Закон всемирного тяготения», «Кинематика», «Динамика», «Основы молекулярно-кинетической теории», «Законы термодинамики и их техническое использование», «Основные положения электрической теории», «Геометрическая оптика» /Приложение 3/.

Работа на лекции тем эффективнее, чем теснее деловой контакт ученика с преподавателем; последний, видя реакцию школьников, может регулировать темп рассказа: усложнить или упростить изложение, сохранить один раздел и усилить другой, что-то повторить, подчеркнуть, разъяснить. Очень важно объявить цели и задачи, сообщить структуру изложения и, конечно, определить цепь приемов активизации познавательной деятельности учеников и меры обратной связи с аудиторией.

2. В данном случае важны не знания ради знаний при большом объёме информации, а знания ради формирования навыка в решении любых проблемных ситуаций. Проблемное обучение – это система развития учащихся в процессе обучения в основу, которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение учащихся к активному участию в разрешении этих проблем. Проблемное обучение решает ни только задачу развития мышления и творческих способностей учащихся, но и формирует научное мировоззрение, дает возможность наиболее эффективно вести профориентацию учащихся. В своей деятельности выделяю следующие проблемные ситуации:

  • постановка перед учащимися теоретической проблемы, объяснение внешних противоречий, наблюдений в фактах, доказательствах;

  • создание проблемы путем изложения теории возникновения и развития какого-нибудь понятия;

  • постановка проблемы путем анализа и обобщения, освоенных ранее знаний и умений;

  • возникновение проблемы в результате нахождения путей и способов решения задач.

Проблемные вопросы и ситуации, а также исследовательские задания учащиеся раскрывают на уроке-семинаре, который провожу после лекции. Урок-семинар предполагает более высокую степень конкретизации учебного материала. Он отличается тем, что требует от учеников, серьезной самостоятельной работы с дополнительной литературой, информационно- коммуникабельной системой. При подготовке к уроку-семинару особое место имеет руководство учителя учебной деятельностью учащихся: оно сводится к разъяснению цели плана занятия, выдачи заданий, проведению консультаций. При составлении заданий первостепенное значение приобретает дифференциация. На семинарах учащиеся обычно делают мировоззренческие выводы: их ценность в том, что они опираются на большое число фактов – тех, о которых говорили на занятиях ученики, поэтому выводы убедительны и усваиваются сознательно. Семинарские занятия позволяют связать изучаемый материал с последними достижениями науки и техники, и это придает интерес. Урок-семинар – коллективная работа класса, опирающаяся на работу индивидуальную

3.При проведении блочного обучения физике важное место занимает исследовательский метод обучения. Учебные исследования, проводимые учащимися, позволяют осуществить свободный поиск нужной информации;

регулярные наблюдения и измерения формируют умения учащихся самостоятельно работать; дают возможность на практике применить свои

знания, полученные на уроках физики; вырабатывает у школьников самостоятельность, активность, умение работать с литературой, творчески мыслить и действовать. Самостоятельные исследования побуждают учащихся мыслить масштабно, искать причинно-следственные связи в изучаемых явлениях, делать самостоятельно выводы и обобщения /Приложение 4/. Чем больше исследовательских работ проделывают учащиеся, тем богаче багаж знаний они получают, а следовательно, будут иметь более широкие возможности для выбора собственной деятельности и реализации себя (как в личностном, так и в профессиональном плане).

4.Особую роль уделяю практическим методам обучения. Это такой вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствование умений и навыков в ходе выполнения практических заданий. Задания для учащихся подбираю, руководствуясь основным принципом:

  • обязательный базовый компонент образования;

  • углубленное изучение предмета;

  • задание, ориентированное на ВУЗ /Приложение 5/.

Наиболее полно решить данную задачу мне помогают уроки-практикумы, на которые при блочном обучении, отводится значительно больше времени, чем обычно.

Решение задач в процессе обучения физике имеет многогранные функции:

  • средство осознания и усвоения изучаемых понятий, явлений и закономерностей;

  • средство обработки знаний и формирования умений применять их на практике;

  • средство повторения пройденного, способ связи курса физики с жизнью и производством во всех его разновидностях;

  • средство создания проблемных ситуаций, предваряющих рассмотрение нового раздела или вопроса.

Оно имеет, кроме перечисленных обучающих функций, и ряд воспитывающих: учит трудиться, быть целеустремленным и самостоятельным, творчески активным.

Уроки-практикумы решения задач разделяю на 3 типа:

I тип урока – алгоритм решения задач базового уровня. Первый тип урока предусматривает разбор алгоритма решения задач базового уровня. На данном уроке я обращаю внимание учащихся на решение типовых задач по данной теме и стараюсь проводить работу у доски преимущественно со слабоуспевающими учащимися. Для учеников, которые быстрее усваивают алгоритм решения данных задач по теме, даю индивидуальные задачи

по карточкам, уровень сложности которых постепенно усложняю.

II тип урока – решение задач воспроизводящего уровня. На этом уроке решаем с учащимися задачи комбинированные, более сложные.

Задачи подбираю индивидуально для каждого ученика в зависимости от его интеллектуальных способностей /Приложение 6/. Чаще всего на этих уроках учащиеся работают самостоятельно, только в отдельных случаях обращаются к учителю за консультацией. В своей практике использую работу со слабоуспевающими учащимися у доски индивидуально, по два человека одновременно, парами и в малых группах.

III тип урока – решение задач творческого уровня, на данных уроках предлагаю учащимся задачи повышенной трудности - задачи олимпиадного уровня, довузовской подготовки, а так же задания с кратким и развернутым ответом, содержащиеся в КИМах по физике. Задания вступительных экзаменов в БГТУ прошлых лет у нас в школе имеются, т.к. на базе школы проводятся региональные курсы довузовской подготовки.

5.Одно из разновидностей обобщения и систематизации изученного является урок – зачет. Значение таких уроков, прежде всего в том, что на них выявляется ни только степень усвоения учащимися теоретического материала по разделу, но и сформированность умений и навыков при изучении указанного материала. При этом акцент делается на практическое применение знаний и умений не только в известных, но и в новых ситуациях. Успешность завершающей стадии блочного изучения темы во многом зависит от того, как тщательно проведена подготовительная работа к нему, как со стороны учителя, так и учеников.

Зачетные уроки, проведение которых я использую в своей практике, включают теорию и письменный контроль знаний по решению типовых задач, а так же задания разноуровнего характера. Вопросы, которые выносятся на зачет, сообщаю учащимся в самом начале изучения темы /Приложение 7/ и, кроме того, указываю типы и серию задач для домашнего решения.

Контрольную работу составляю трехуровневую, включая в нее задачи базового, воспроизводящего и творческого характера. Контрольную работу составляю из задач, содержащихся в дидактических материалах.

Большое место отвожу экспериментально - расчетным заданиям и лабораторным работам. Домашние экспериментальные задания рекомендую выполнять по следующей схеме: проведение эксперимента, художественная зарисовка, физическая трактовка данного эксперимента, показ и защита. Данная схема способствует глубокому усвоению материала, повышению мотивации к предмету. При выполнении лабораторных работ выделяю три

основных момента: теоретическая часть (вывод формулы), практическая часть (эксперимент и расчет), дополнительное задание повышенной сложности. (Приложение 8).

Считаю, что лабораторные работы формируют у учащихся практические навыки работы с измерительными приборами, разнообразным оборудованием, исследовательские способности, поэтому в своей системе я использую их как средство экспериментальной проверки основных положений теории на этапе закрепления знаний. Однако, в классах с высоким уровнем развития учащихся предлагаю им на основе исследований установить закономерность, которую ещё не изучали, реализовав таким образом роль эксперимента как источника получения новых научных фактов и нового физического знания.

III. Третий уровень – креативный.

На данном уровне нацеливаю наиболее «продвинутых» обучающихся на

участие в разного уровня заочных физических олимпиадах и обучение в заочных физических школах. Так, на данный момент, учащиеся 10 «ф»

класса Короп Наталья и Куликов Денис, Хохлова Ксения (9в) проходят курс обучения в заочной физической школе (ЗФШ) при ВГУ, Сергеев Евгений «10ф» - во всероссийской школе математики и физики «Авангард». /Приложение 9/ Ребята решают задания разного уровня сложности, что является подготовкой для поступления в технические ВУЗы, дисциплинирует, развивает коммуникативные навыки, способствует оптимальному развитию потенциальных способностей личности, позволяет приобрести необходимую уверенность в своих силах и способностях.

Основной целью блочного обучения является активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения. Реализация данной цели позволит:

  • повысить мотивацию изучения физики;

  • развить потенциальные способности обучающихся;

  • повысить качество знаний;

  • повысить уровень образовательного процесса в целом.


III. Результативность

Работа по блочной системе обучения физике дает свои положительные результаты: повышается не только уровень мотивации к предмету физика, но и в тоже время растет качество знаний и уровень обученности школьников.

Психологом школы ежегодно отслеживается уровень мотивации учащихся по предметам. Результаты диагностики по выявлению уровня мотивации по физике были обработаны за три учебных года и представлены на графике.




Из графика видно, что уровень мотивации учащихся по физике растет, на 2006 – 2007 учебный год (I полугодие) составляет 61%.

Наряду с уровнем мотивации учащихся по предмету прослеживается позитивная динамика качества знаний и уровня обученности школьников /Приложение 10/.

Уч. год

2003 - 2004

2004 - 2005

2005 - 2006

2006 – 2007

(I полугодие)

Классы

7 а, б, в, г, д

8 а, б, в, г, д;

7 г, д

9 а, б, в, г, д;

8 в, д, к

10 ф; 9 в, г, к

Количество обучающихся

107

145

166

72

Качество знаний (%)

40

44

50

51

Уровень обученности (%)

49

52

54

55




Анализируя диаграмму, приходим к выводу, что уровень обученности школьников по физике рос с уровнем мотивации учащихся и составил на I полугодие 2006-2007 учебного года 55%.

В классе с углубленным изучением физики (2006- 2007 уч. год) качество знаний значительно возросло по сравнению с прошлым учебным годом:

Уч. год

2005 - 2006

2006 – 2007

(I полугодие)

Классы

9 а, б, в, г, д

10 ф

Качество знаний (%)

57

88



Выпускники подтверждают знания, продолжая обучение в ВУЗах, из 121 выпускника (2003г.) 43% поступили в высшие учебные заведения, из них для 21% профилирующим предметом является физика; Урывский Евгений (2003г.) обучается в Белгородском государственном университете на физико

– математическом факультете (Приложение 11).

Мои воспитанники выступают на олимпиадах, под моим руководством обучаются в заочных физических школах:

Ф.И.О.

Класс

Уч. год

место

Гор.

Обл.

Сидоров Игорь

11

2002 - 2003

1

4

Хохлова Ксения

9

2006 - 2007

1

-

Сергеев Евгений

7

2003 - 2004

Призер межрегиональной заочной олимпиады – 2004 по физике

При этом Сидоров Игорь является лауреатом V районного и городского слета талантливой молодежи в номинации «Образование» (2003 г.). Работа Сергеева Евгения на заочной олимпиаде оценена в 19 баллов (4 % участников набрали максимальное количество 19 – 20 баллов); Евгений с 2005 г. обучается во всероссийской школе математики и физики «Авангард».

С 2006 года в заочной физической школе при ВГУ занимаются Короп Наталья, Куликов Денис (10ф), Хохлова Ксения (9в). (Приложение 12).

В тесном сотрудничестве с психологом школы я отслеживаю динамику развития когнитивных способностей обучающихся (мышление, память, восприятие). Когнитивные способности обучающихся классифицируем по трем уровням: высокий, средний, низкий. В диаграммах предлагается

% обучающихся с высоким уровнем.


Уровень мышления















Следует заметить, что блочная система обучения физике способствует развитию потенциальных способностей обучающихся.

Опыт моей работы показывает, что данные технологии в процессе обучения повышают образовательные результаты, адекватные

индивидуальному психофизиологическому и интеллектуальному потенциалу обучающихся.

По результатам внутришкольного мониторинга 75 % родителей подтверждают высокий уровень удовлетворенности педагогической деятельностью учителя, 83 % учащихся указывают на высокую степень удовлетворенности методикой проведения уроков физики.

Из вышесказанного следует, что данный опыт позволяет

  • повысить мотивацию изучения физики;

  • развить потенциальные способности обучающихся;

  • повысить качество знаний;

  • повысить уровень образовательного процесса в целом.


Библиографический список:
1. Кабардин О.Ф. Углубленное изучение физики в 10 – 11 классах: Книга для учителя. – М: Просвещение, 2002.

2. Гельфгат И.М. Физика в таблицах для 7 – 11 классов. – Москва – Харьков: «Илекса»; «Гимназия», 1998.

3. Дик Ю.И., Кабардин О.Ф. Физический практикум по физике для классов с углубленным изучением физики М.: Просвещение, 2002.

4. Шаталов В.Ф. Физика на всю жизнь

5. Укрепление дидактических единиц в обучении математике : Кн. для учителя / П. М. Эрдниев, Б. П. Эрдниев, 254,[1] с. ил. 22 см, М. Просвещение 1986

6. Учитель от бога: Газета Вестник: Архив:: №46(826) от 17 ноября 2006

7. Якиманская И. С. : Психологические основы новых педагогических технологий...21.12.2005 - 2 Kb - http://www.voppsy.ru/authors/YAKIMAIS.htm

8. Шейман В.М. Технология работы учителя физики

9. Майоров А.Н. Физика для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. – Ярославль: «Академия развития»; «Академия и К», 1999.

10. Малафеев Р.И. Творческие задания по физике: Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1971.

11. Орлов В.А., Ханнонов Н.К. Единый государственный экзамен: КИМы. Физика. -М.: Просвещение, 2003.

12. Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение. М.; Транссервис, 1997.

256 с.

13. Генкин Е. Советы практического психолога. СПб.: Лань, 1997. 156 с. 15 000 экз.

14. Машарова ТВ. Педагогические теории, системы и технологии обучения: Учеб. пособие / Вят. гос. пед. ун-т. Киров. 1997. 120 с. 1 000 экз.

15. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности: Для вузов и школ РФ. M.: Моск. психол.-социальный ин-т. Флинта, 1997. 224 с. (Б-ка шк. психолога и педагога-практика). 10 000 экз.

Приложения


  1. Приложение №1 – Нейропсихологическая диагностика обучающихся




  1. Приложение №2 – Творческие экспериментальные задания




  1. Приложение №3 – Формирование блоков информации




  1. Приложение №4 – Карта – обобщение




  1. Приложение №5 – Задания, ориентированные на ВУЗ




  1. Приложение №6 – Дифференцированные задания




  1. Приложение №7 - Зачет по теме «Кинематика»




  1. Приложение №8 – Лабораторная работа




  1. Приложение №9 – Фотоматериалы




  1. Приложение №10 – Выписка из школьного мониторинга




  1. Приложение №11 – Выписка из распределения выпускников 2003г.




  1. Приложение №12 – Документы, подтверждающие обучение в ЗФШ




  1. Приложение №13 – Награды обучающихся




  1. Приложение №14 - Выступления на МО учителей физики района и города




  1. Приложение №15 – Итоговый тест




  1. Приложение №16 – Разработка урока




  1. Приложение №17 - Творческие работы учащихся




  1. Приложение №18 – Дискета. Слайдовая презентация




  1. Приложение №19 – Документы (7)



Полную версию приложений данного опыта можно найти в методическом кабинете УОиН администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка»







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема опыта iconТема опыта
Автор опыта: Прилуцкая Людмила Александровна, учитель информатики и икт мбоу «сош №1 г. Нарьян-Мара»
Тема опыта iconТема опыта
Автор опыта: Дудкина Людмила Григорьевна, учитель географии моу сош с уиоп №3 г. Алексеевки Белгородской области
Тема опыта iconТема педагогического опыта
История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении
Тема опыта iconИнформация об опыте Условия возникновения, становления опыта
Тема опыта: Повышение мотивации обучающихся II и III ступеней обучения посредством использования интерактивных компьютерных моделей...
Тема опыта iconТема инновационного опыта: «Формы и методы активного обучения мокшанскому языку»
Краткая аннотация инновационного опыта Житаевой Л. Л., учителя мордовского языка и литературы школы №3 г. Ковылкино
Тема опыта iconУрока по геометрии в 10 классе (базовый уровень) Тема урока
Метапредметного направления: создание условий для приобретения опыта исследовательской деятельности в процессе решения динамических...
Тема опыта iconЛатинские пословицы и крылатые выражения для студентов филологических...
«Из последующего»; исходя из опыта, на основании опыта. В логике – умозаключение, делаемое на основании опыта
Тема опыта iconТема опыта: «Историческое краеведение как средство повышения качества...
Автор опыта: Сошенко Светлана Викторовна, учитель истории и обществознания муниципального общеобразовательного учреждения «Подолешенская...
Тема опыта iconТема опыта: «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на...
Автор опыта: Морокко Ирина Николаевна, учитель английского языка муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная...
Тема опыта iconКонкурс «Презентация опыта» в рамках четвертого Всероссийского слета...
Мероприятия по обобщению и распространению опыта педагогов школы в I полугодие 2013-2014 учебного года
Тема опыта iconТема опыта
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №30
Тема опыта iconОпыта
Автор опыта: Артеева Ирина Владимировна, воспитатель мб доу «Детский сад №62г. Нарьян-Мара»
Тема опыта iconОпыта
Автор опыта: Безумова Ольга Борисовна, учитель начальных классов мбоу «сош №3 г. Нарьян-Мара»
Тема опыта iconТема опыта
Правила определяют основные требования технической эксплуатации железной дороги
Тема опыта iconТема опыта
Формирование исследовательских умений младших школьников через проектную деятельность
Тема опыта iconОпыта
Автор опыта: Давыдова Татьяна Юрьевна, учитель родного языка мбоу «средняя общеобразовательная школа п. Индига»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск