Скачать 367.02 Kb.
|
Министерство культуры Российской Федерации ФБГОУ ВПО «Пермский государственный институт искусства и культуры» УТВЕРЖДАЮ Ректор Е.А. Малянов __________________ «__»_________2012 г. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ АРХИВОВЕДЕНИЕ Направление подготовки – 034700 «Документоведение и архивоведение» Профиль подготовки – «Документационное обеспечение управления» Квалификация (степень) выпускника – бакалавр Форма обучения – очная, заочная г. Пермь, 2012 Часть 2. Методическое обеспечение дисциплины 2.1. Методические указания для преподавателя Курс «Архивоведение» рассматривается в качестве комплексной научной дисциплины, изучающей теоретические, методические и организационные вопросы архивного дела и его историю. Курс носит не только теоретический, но и практический характер и предполагает ознакомление студентов с основными концепциями и методами архивного дела, а также опытом работы современных отечественных архивов в области комплектования, хранения, учета, научного описания и использования архивных документов, архивным законодательством Российской Федерации. Освоение дисциплины производится посредством выполнения практических и творческих работ, закрепления знаний на семинарских занятиях, предусматривающих, в том числе, проблемное обсуждение тем, проведения промежуточной и итоговой аттестации. Формы интерактивного обучения студентов используются при проведении практических занятий (работа в малых группах, работа с ресурсами сети Internet) и при проверке результатов СРС. Лекционный материал необходимо постоянно закреплять на последующих семинарских занятиях, уделяя особое внимание проблемам централизации архивного дела, свободы доступа к архивной информации (для раздела по истории архивного дела), анализу архивного законодательства и нормативных документов, изучению положительного опыта работы современных архивов. Рекомендуется также предложить студентам подготовить рефераты по истории и/или по теории и методике архивного дела. При объяснении материала можно опираться на пример государственных и муниципальных архивов Пермского края, в качестве примера ведомственного архива использовать архив ПГИИК. Желательно также организовать для студентов экскурсию в один из государственных архивов для непосредственного ознакомления с работой современных архивных учреждений и технологиями архивного дела. На базе архивов возможно проведение практических занятий. Студенты, работающие над рефератами и курсовыми могут работать со справочно-информационными фондами, фондами печатных изданий местных государственных архивов, а также непосредственно с архивными документами. 2.2. Методические указания для студентов Комплексное изучение студентами учебной дисциплины «Архивоведение» предполагает: овладение материалами лекций, учебной и дополнительной литературы, указанными в программе, творческую работу студентов в ходе проведения практических занятий, а также систематическое выполнение заданий для самостоятельной работы. Знакомство с курсом «Архивоведение» призвано углубить понимание роли документов, в том числе архивных в современном обществе, важности их сохранения как одной из составляющих историко-культурного наследия нашей страны, показать студентам сложности и проблемы, с которыми сталкиваются архивисты на современном этапе развития архивного дела. В ходе изучения данного курса студент посещает лекционные занятия, выполняет ряд практических и творческих работ. В лекциях раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание. Основной целью семинарских занятий является контроль степени усвоения пройденного материала и хода выполнения студентами самостоятельной работы, обсуждение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках заявленной темы. Занятие предполагает всестороннее обсуждение темы при максимальном участии студентов учебной группы. Ряд вопросов дисциплины, требующих авторского подхода к их рассмотрению, заслушиваются на семинарских занятиях в форме подготовленных студентами сообщений (10-15 минут) с последующей их оценкой всеми студентами группы. Тема, форма проведения семинара предполагает дискуссионность, свободный обмен мнениями. Студентам при подготовке к семинару следует сформировать свою точку зрения по каждому из вопросов, выносимых на обсуждение. Основой для подготовки студента к семинарским занятиям являются лекции и издания, рекомендуемые преподавателем. При изучении источников студентам рекомендуется законспектировать основные идеи публикации, предлагаемые определения, зафиксировать существенные факты, суть приводимых примеров. Основной целью практических занятий является приобретение и закрепление навыков работы с профессиональными документами различных видов в целях выявления, анализа и усвоения профессионально и учебно-значимой информации. Курс изучается студентами дневного отделения в течении 4 семестра и предполагает сдачу зачета и экзамена. Допуск к нему осуществляется при условии успешного выполнения всех практических работ. Студенты заочного отделения изучают данный курс в течение 3–5 семестров, выполняют контрольную работу; освоение курса завершается экзаменом в случае получения положительной оценки за выполненную в межсессионный период контрольную работу.
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации 2.3.1. Вопросы для подготовки к экзамену
2.3.2. Планы семинарских занятий: Цель семинарских занятий состоит в том, чтобы помочь студентам усвоить существующие в архивоведении походы, познакомиться с действующими в этой области в РФ нормативными документами, изучить основные методы комплектования, учета, хранения и использования архивных документов и приобрести некоторые практические навыки в области архивного дела. Основная часть семинарских занятий требует предварительного самостоятельного знакомства студентов с научной и методической литературой, а также с нормативными документами. Раздел 2. История архивного дела ТЕМА 1. Предмет и основные понятия архивоведения Основные понятия документоведения и архивоведения: документ, архивный документ, делопроизводство, архив, архивное дело, архивный фонд, Архивный фонд Российской Федерации и др. Источники и литература:
ТЕМА 2. Архивы в Киевской Руси и в период феодальной раздробленности
Источники и литература:
ТЕМА 3. Архивы в Московском государстве XV–XVII вв. Семинар по теме: "Царский архив” в XVI веке 1. Московский великокняжеский архив в период складывания Русского централизованного государства (XIV–XV вв.). 2. Хранение и учет документов Царского архива. 3. Состав архива. Использование его документов. 4. Фондообразователи Царского архива и его комплектование. 5. Царский архив в системе архивов Российского государства XVI — начала XVII вв. Источники и литература
ТЕМА 4. Архивы в Российской империи XVIII – начала XX в. Семинар по теме: Проекты архивных реформ XIX – начала XX в. 1. Проект архивной реформы барона Розенкампфа 2. Проект архивной реформы Н.В. Калачева 3. Проект архивной реформы Д.Я. Самоквасова 4. Союз РАД и проект реформы архивного дела 1917 г. Источники и литература:
Семинар по теме: Архивы XVIII – начала XX в. 1. Московский главный архив министерства иностранных дел 2. Государственный архив министерства иностранных дел 3. Московский архив министерства юстиции 4. Военные исторические архивы дореволюционной России Источники и литература:
ТЕМА 5. Становление советской архивной системы Семинар по теме: Архивы в первое десятилетие советской власти
Источники и литература:
ТЕМА 6. Архивы в период тоталитаризма Семинар по теме: Архивы в 1938-1953 гг.
Источники и литература:
ТЕМА 7. Советские архивы в 1950–1980-е гг. Семинар по теме: Архивы в конце 1950-х – 1980-е гг.
Источники и литература:
ТЕМА 8. Архивное дело в 1990-е гг. Семинар по теме: Архивная революция начала 1990-х гг.
Источники и литература:
Раздел 3. Теория и методика архивного дела Тема 9: Архивы в России на современном этапе Цель: Ознакомление с сетью федеральных архивов РФ Задание: подготовить мини-сообщения (по 5 минут) о каждом федеральном архиве и выступить на семинаре 1) Государственный архив РФ (ГАРФ); 2) Российский государственный архив древних актов (РГАДА); 3) Российский государственный исторический архив (РГИА); 4) Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА); 5) Российский государственный архив экономики (РГАЭ); 6) Российский государственный архив социально-политической истории (РГА СПИ); 7) Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ); 8) Российский государственный военный архив (РГВА); 9) Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГА ВМФ); 10) Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ); 11) Российский государственный архив научно-технической документации (РГА НТД); 12) Российский государственный архив кинофотодокументов (РГА КФД); 13) Российский государственный архив фонодокументов (РГА ФД); 14) Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИА ДВ); 15) Центр хранения страхового фонда (ЦХСФ). Литература: Голиков А.Г. Архивоведение отечественной истории (любое издание) Хорхордина Т.И., Волкова Т.С. Российские архивы (любое издание) Отраслевой портал «Архивы России» http://archives.ru/ Официальные сайты федеральных архивов Тема 10: Современное архивное законодательство Цель: проследить изменение в законодательстве об архивах, выявить акты архивного права Задание 1: Выявить законодательные акты РФ по архивному делу. Сравнить «Основы законодательства РФ об Архивном фонде РФ и архивах» (1993) и ФЗ «Об архивном деле в РФ» (2004) Источники и литература:
Задание 2: Подготовить аргументированный ответ со ссылками на законодательство РФ и нормативные документы (Конституция, кодексы, ФЗ, подзаконные акты и т.д.). Обоснуйте решение. Высший арбитражный суд в 2011–2012 гг. рассмотрел в судебных заседаниях заявления открытого акционерного общества «Горно-металлургическая компания "Норильский никель"» и открытого акционерного общества «Красноярский речной порт» о признании недействующим приказа Министерства культуры Российской Федерации от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении "Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения"» в части, в которой данным нормативным правовым актом на акционерные общества и другие коммерческие организации, которые неподведомственны федеральным органам государственной власти, включая заявителей, возлагаются обязанности по хранению документов, перечисленных в упомянутом перечне, с указанием сроков хранения. Источники и литература:
Тема 11: Фондирование. Виды работ по фондированию. Определение границ архивного фонда Вопросы:
Источники и литература:
Тема 12: Комплектование и ЭЦД Цель: познакомиться с типовыми Перечнями документов с указанием сроков хранения.
Задание 1: Определить структуру, состав, выяснить методику установления сроков хранения по Перечню. Задание 2: Используя «Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» (2010 г.), составить номенклатуру дел для условной организации (40–50 позиций разного срока хранения) Источники и литература:
Тема 13: Учет в архиве организации (6 часа) Цель: На основании номенклатуры дел условной организации составить пакет учетных документов организации. Задание 1: Используя «Основные правила работы архивов организаций (М., 2002) составить пакет учетных документов для архива условной организации по документам номенклатуры дел.
Задание 2: Сформировать и прошить дело «Опись документов постоянного срока хранения» (обложка, историческая справка, опись дел, заверительная надпись) Тема 19: Организационно-методическое руководство и контроль за ведомственными архивами и делопроизводственными службами Приступая к изучению темы, необходимо уяснить, что законодательно принцип контроля за архивами действующих учреждений был закреплен в советское время за органами управления архивным делом декретами СНК РСФСР по архивному делу еще в 1918–1920-е гг. На государственные архивы эта функция была возложена в 1964 г. и ей уделялось очень большое внимание, т.к. перспективы госархивов, их качественное комплектование, а в конечном итоге, формирование Архивного фонда страны, зависит от состояния как делопроизводства, так и ведомственных архивов. Вопросы к теме: 1. раскрыть понятие «Организационно-методическое руководство и контроль...», дать его определение; 2. формы помощи ведомственным архивам и делопроизводственным службам (установление постоянных деловых контактов с источниками комплектования (курирование); оказание помощи в разработке положений о ведомственном архиве, об ЭК, инструкций, номенклатур; проведение совещаний, семинаров, мероприятий по повышению деловой квалификации; проведение проверок состояния делопроизводства и архивного дела в организациях; информирование работников ведомственных архивов и делопроизводственных служб о развитии архивного дела и опыте работы через архивоведческую печать («Отечественные архивы», «Информационный бюллетень ФАА», «Вестник архивиста», региональные научно-методические издания); и др.); 3. научно-техническая обработка документов и дел: стадии, правила выполнения. 4. проблемы (взаимоотношения архивной службы с собственниками документов негосударственных организаций; подготовка документов к передаче на госхранение; сохранности документов по личному составу, и др.) Задание 1. Определить, какую работу проводит ГАПК в области оргметодруководства архивами организаций (по материалам сайта www.archive.perm.ru) Задание 2. Ролевая игра: Привлечение организации к сотрудничеству с государственным архивом. |
Рабочая программа дисциплины документоведение направление подготовки... Дисциплина «Документоведение» входит в состав базовой части профессионального цикла б 3 фгос подготовки бакалавров | Рабочая программа дисциплины архивоведение направление подготовки... Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов. Изучение дисциплины предполагает рассмотрение основных направлений... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 3 курса... О. В., Косивцова А. В. документная лингвистика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 3 курса направления... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Документационное обеспечение управления и архивное дело в органах государственной власти и местного самоуправления | ||
Аннотации и к программам основной образовательной программы высшего... Профиль подготовки: «Документоведение и документационное обеспечение управления» | Рабочая программа дисциплины методика научно-исследоват ельской работы... Бз ооп впо. Логические и содержательно-методические взаимосвязи дисциплины проявляются по отношению к таким дисциплинам профессионального... | ||
Рабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной... Дисциплина базовой части Учебного плана (от 04. 06. 2012 №16) подготовки бакалавра имеет трудоемкость 6 зачетных единиц (включая... | Рабочая программа для студентов направления 034700. 62 «Документоведение и архивоведение» | ||
Рабочая программа дисциплины административное право Направление подготовки... Знать основные понятия и термины, используемые в административном праве, уметь объяснить их содержание и применить на практике. Знать... | Учебно-методический комплекс подготовки бакалавра по направлению... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | ||
Рабочая программа дисциплины организация государственных учреждений... России и системы органов государственной власти в целом, навыками использования накопленного организационного опыта и знания организационно-технологических... | Рабочая программа дисциплины организация государственных учреждений... России и системы органов государственной власти в целом, навыками использования накопленного организационного опыта и знания организационно-технологических... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс для студентов направления 032000. 62... О. П. Еланцева. Архивоведение. Учебно-методический комплекс для студентов направления 032000. 62 «Документоведение и архивоведение»... | ||
Основная образовательная программа по направлению подготовки 034700... Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ооп | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов подготовки бакалавра «Документоведение и архивоведение», профиля подготовки документационное обеспечение управления» |