Лекции семинары: ОН ЗС вопросы к зачету
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт права, социального управления и безопасности УТВЕРЖДАЮ
_______________________
«______» ________________20__ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Административное право
Направление подготовки
034700 «Документоведение и архивоведение» Профиль подготовки
все профили
Степень выпускника
БАКАЛАВР Форма обучения
очная, заочная
Ижевск 2012
ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
Требования к уровню освоения содержания курса
От студента требуется успешно освоить требования, выдвигаемые целям и задачами курса административное право. Иметь устойчивые знания в области реализации и защиты прав человека в современном административном праве. Знать основные понятия и термины, используемые в административном праве, уметь объяснить их содержание и применить на практике. Знать основные источники административного права, концепции основные работы отечественных и зарубежных авторов по изучаемым темам.
Принципы построения курса
Курс адресован студентам, обучающиеся на всех формах образования в ИПСУБ. В структуре курса выделяется общая и особенная часть. Они изучаются путем проведения лекционных занятий по темам посвященным изучении прав и законных интересов граждан в области административно-правовых отношений, а также путем проведения семинарских занятий. Оценка знании студента производится в форме экзамена.
Цели курса
- дать представление 1) о месте и роли административного права в системе отраслей российского права; 2) определить правовой статус органов государственного управления в процессе реализации административно-правовых отношений; 3) определить правовой статус граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства в системе административно-правовых отношений; 4) определить понятие административного правонарушения и роль субъектов административной юрисдикции при решении вопроса о привлечении правонарушителя к административной ответственности.
- сформулировать у студентов стремление и привить навыки 1) в применении административно-правовых норм в процессе правового регулирования административно-правовых отношений; 2) в сравнительном анализе раннее действовавших и ныне действующих норм административного права; 3) формулировании навыков при решении конкретных вопросов, касающихся осуществления управленческой деятельности. Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:
знать:
механизм государства, систему права, механизм и средства правового регулирования, реализации права;
оосбенности административно-правового положения граждан;
особенности организации и функционирвоания системы органов исполнительной власти в России;
основные положения отраслевых юридических и специальных наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права: административного права, финансового права, налогового права, земельного права, трудового права.
уметь:
оперировать юридическими понятиями и категориями в административном праве;
анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними административных правовых отношений;
анализировать, толковать и правильно применять административно правовые нормы;
принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
осуществлять правовую экспертизу нормативно-правовых актов государственного управления;
давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
правильно составлять и оформлять юридические документы;
выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения.
владеть:
юридической терминологией;
навыками работы с правовыми актами государственного управления;
навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;
анализом правоприменительной и правоохранительной практики;
разрешать правовые проблемы и коллизии;
реализацией норм материального и процесусального права;
принятием необходимых мер защиты прав человека и гражданина.
Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем
и формируемых компетенций Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Профессиональные компетенции
способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5)
В курсе выделено две части (общая и особенная).
Общая часть включает теоретические вопросы административного права (понятие, сущность, источники, принципы, субъекты. Взаимоотношение административного права с другими отраслями российского права).
Особенная часть включает в себя организацию управления в различных отраслях российской экономики, общественно-политической сферой, управление оборонным комплексом и правоохранительной деятельностью. Очная форма обучения нормативные сроки.
№
п/п
|
Разделы, темы дисциплины
|
Неделя
семестра
| Виды учебной работы
(в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
|
Формируемые
компетенции (код)
| Всего компетенций
| Л.
| Пр.
| Сам.
раб.
|
|
|
| ПК
- 3
| ПК-5
|
|
|
| Семестр I
| 1.
| Понятие административного права. Место административного права в правовой системе РФ.
|
| 2
| 2
|
|
|
|
|
| +
| +
|
|
|
| 2.
| Нормы и отношения административного права.
|
| 2
| 2
|
|
|
|
|
| +
| +
|
|
|
| 3.
| Субъекты административного права. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.
|
| 2
| 2
|
|
|
|
|
| +
| +
|
|
|
| 4.
| Субъекты административного права. Органы государственно-исполнительной власти.
|
| 2
| 2
|
|
|
|
|
| +
| +
|
|
|
| 5.
| Субъекты административного права. Государственные служащие.
|
| 2
| 2
|
|
|
|
|
| +
| +
|
|
|
| 6.
| Регламентация общественно-политической деятельности.
|
| 2
| 2
|
|
|
|
|
| +
| +
|
|
|
| 7.
| Право граждан на защиту от неправомерных и нецелесообразных действий органов власти.
|
| 2
| 4
|
|
|
|
|
| +
| +
|
|
|
| 12.
| Административное принуждение.
|
| 2
| 2
|
|
|
|
|
| +
| +
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации – зачет
|
Содержание курса лекций
Лекция 1. Тема: “Понятие, предмет, метод, система административного права. Место административного права в правовой системе РФ»
Понятие административного права, его значение и особенности. История становления и развития административного права. Административное право в правовой системе РФ. Соотношение административного права с другими отраслями права: конституционным (государственным), гражданским, уголовным, трудовым, гражданско-процессуальным, уголовно-процессуальным и др. Основные понятия, используемые в административном праве. Предмет административно-правового регулирования: понятие, особенности. Метод административно-правового регулирования: понятие, общая характеристика. Цели административно-правового регулирования. Особенности административно-правового регулирования. Система административного права: понятие, сущность. Подходы к определению системы административного права. Традиционный подход к определению системы административного права. Функциональный критерий построения системы административного права. Основные элементы системы административного права. Подотрасли административного права и административно-правовые институты. Принципы административного права: понятие, виды, сущность. Законность как основной принцип государственного управления и административного права. Административное право зарубежных стран. Соотношение административного права России и административного права зарубежных стран. Лекция 2. Тема: “Административно-правовые нормы и отношения”
Административно-правовые нормы: понятие, содержание, особенности. Иерархия административно-правовых норм. Классификация административно-правовых норм. Структура административно-правовых норм. Реализация норм административного права. функции административно-правовых норм. Юридическая сила норм административного права. Действие административно-правовых норм во времени, в пространстве и по кругу лиц. Административно-правовые отношения: понятие и основные черты, виды. Структура административно-правовых отношений. Основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений. Юридические факты: понятие, значение, виды. Источники административного права: понятие, особенности, виды. Иерархия источников административного права и проблемы ее построения. Лекция 3. Тема: “Субъекты административного права. Граждане Российской Федерации,, иностранные граждане, лица без гражданства”
Субъекты административного права: понятие, виды. Специфические признаки субъектов административного права. Правосубъектность. Граждане РФ как субъекты административного права. Административная право- и дееспособность граждан: понятие, содержание, особенности. Основные факторы, влияющие на объем и характер дееспособности граждан. Права и обязанности граждан в сфере административного права. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан. Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права: понятие, особенности административной правосубъектности. Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов административного права. Понятие и виды административных коллективов, статус их членов. Административная опека: понятие, значение, виды. Статус субъекта административной опеки. Статус жителя территории со специальным административно-правовым режимом. Административно-правовой статус субъекта разрешительной системы. Лекция 4. Тема: “Субъекты административного права. Органы государственной исполнительной власти”
Органы государственного управления как субъекты административного права: понятие и особенности административно-правового статуса. Содержание правосубъектности органов государственного управления. Виды органов государственного управления. Система и структура федеральных органов исполнительной власти. Компетенция и подведомственность органов государственного управления: соотношение понятий. Виды компетенции и уровни подведомственности. Лекция 5. Тема: “ Субъекты административного права. Государственные служащие”
Характеристика правового института государственной службы РФ. Понятие, признаки в РФ. Система государственной службы в РФ. Должности государственной службы. Порядок поступления на государственную службу. Порядок прохождения государственной службы. Аттестация государственных служащих. Ограничение и запреты государственных служащих. Ответственность государственных служащих. Особенности государственной службы в субъектах РФ.
Лекция 6. Тема: “Регламентация общественно-политической деятельности”
Административно-правовая организация в социально-культурной и административно-политической сфере: общая характеристика. Право граждан на объединение, его правовая природа. Административно-правовой статус общественных объединений: правовая основа, порядок и принципы создания, деятельности и ликвидации. Понятие и виды общественных объединений. Права и обязанности общественных объединений и их членов, ответственность за нарушение действующего законодательства. Государственная регистрация общественных объединений. Полномочия общественных объединений в сфере государственного управления. Основы правового положения религиозных объединений. Взаимоотношения религиозных объединений с государством. Административно-правовой статус профессиональных союзов. Административно-правовой статус политических партий. Право граждан на собрание. Массовые мероприятия: понятие, правовое регулирование, виды. Порядок организации и проведения массовых мероприятий в РФ. Право граждан на информацию. Понятие средств массовой информации, их виды. Нормативно-правовая основа деятельности средств массовой информации. Требования, предъявляемые к средствам массовой информации, порядок организации и ликвидации. Взаимоотношение средств массовой информации с гражданами, юридическими лицами, государством и его органами.
Лекция 7. Тема: “Право граждан на защиту от неправомерных и нецелесообразных действий органов власти” Основы правового регулирования права граждан на обращение. Обязанности государства по обеспечению права граждан на обращение. Правовая основа работы с обращениями граждан. Виды обращений. Работа с предложениями, заявлениями, жалобами граждан во внесудебном порядке. Порядок, стадии и сроки производства по предложениям, заявлениям, жалобам граждан. Формы и реквизиты обращений. Особенности производства по обращениям военнослужащих. Производство по жалобам граждан на незаконные действия (бездействия) и решения, нарушающие права и свободы граждан, в судебном порядке. Основания и давностные сроки обжалования. Действия (бездействие) и решения, которые могут быть обжалованы в суде. Форма жалобы и ее содержание. Порядок, стадии и сроки производства по жалобе в суде. Решение суда по жалобе. Контроль и надзор за соблюдением законодательства при производстве по обращениям граждан. Возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями (бездействием) и решениями должностных лиц органов государственного управления. Лекция 8. Тема: “Административное принуждение”
Убеждение и принуждение как методы государственного управления. Административное принуждение: понятие, правовая природа, уели и основания применения, сущность. Виды и меры административного принуждения. Способы осуществления административного принуждения. Внесудебный порядок применения мер административного принуждения. Субъекты применения мер административного принуждения и субъекты права, в отношении которых могут быть применены меры административного принуждения. Административно-правовая охрана общественного порядка и общественной безопасности, роль органов внутренних дел в обеспечении охраны прав и свобод граждан. Меры административного принуждения, применяемые органами внутренних дел в целях выполнения возложенных на них задач. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: понятие, цели, сущность. Группы лиц. В отношении которых может быть установлен надзор, порядок его установления и сроки надзора. Ограничения и запреты, применяемые в отношении поднадзорных, их обязанности. Принудительные меры воспитательного характера, применяемые в отношении несовершеннолетних: цели, значение, сущность, основания применения, виды мер. Оказание психиатрической помощи лицам, страдающим психическими расстройствами, в принудительном порядке. Основания и порядок принудительного лечения. Гарантии прав граждан при оказании медицинской психиатрической помощи в принудительном порядке. Контроль и надзор за оказанием принудительной психиатрической медицинской помощи. Административное принуждение в условиях чрезвычайного положения.
5.2. Планы практических занятий
Семинарские занятия проводятся для оказания помощи студентам в усвоении наиболее трудных вопросов учебной дисциплины, выработки навыков работы с нормативными актами, правильного применения действующего законодательства.
Процесс подготовки к семинарским занятиям студент должен начать с изучения рекомендованной литературы и нормативного материала. Затем студенту целесообразно подготовить план своего мотивированного ответа по каждому обсуждаемому на семинаре вопросу.
Кроме рекомендованной литературы, студент может использовать материалы, опубликованные в местной прессе, а также дополнительные законодательные акты и результаты обобщения местной практики. В ходе семинарского занятия студент должен принимать активное участие в обсуждении поставленных вопросов и приводить примеры из практики.
На семинарских занятиях студенты могут выступать с тематическими рефератами по обсуждаемым проблемам. Сообщения или рефераты могут готовиться по инициативе самого студента, а также по заданию преподавателя. Тема выступления должна быть согласована с преподавателем. Продолжительность выступления не должна превышать 10-15 минут. Оно должно носить законченный характер содержать анализ, выводы и примеры. В ходе своего выступления студент может использовать специально подготовленный материал и конспект своего ответа.
Выполнение данных рекомендаций поможет получить твердые знания по курсу «Административное право».
Программа практических (семинарских) занятий для студентов очной формы обучения
|