Скачать 0.84 Mb.
|
МОУ - Осиновская средняя общеобразовательная школа Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы Осиновской средней школы Чулымского района Новосибирской области Шуликовой Дианы Львовны Тема: «Развитие у учащихся устойчивого интереса к русскому языку через совершенствование организации познавательной деятельности». Преподаваемые предметы: русский язык, литература Педагогический стаж: 16 лет Категория: 1 квалиф. кат., присвоена в 2002 году. Образование: незаконченное высшее - 2005 – Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью. Изучение русского языка создает условие для интеллектуального, эмоционального, духовно- нравственного развития ребенка, его подготовки к деятельному участию в общественной жизни страны и своей собственной. Технология, по которой я работаю – «Развитие у учащихся устойчивого интереса к русскому языку через совершенствование организации познавательной деятельности». Актуальность данной темы для меня обусловлена тем, что анализ проверочных и творческих работ показывает высокий уровень заинтересованности в изучении предмета, и мне важно закрепить и углубить этот интерес (приложение 1). Исходя из этого, я определяю цели: - развитие личности ребенка через формирование способности к активной познавательной деятельности; - воспитание гражданственности, способности к самореализации, самосовершенствованию. Для достижения поставленных целей выделяю следующие задачи: - помочь учащимся овладеть основными знаниями, умениями и навыками по предмету; - привить навыки грамотного письма; - помочь овладеть комплексом мыслительных операций, приемов умственной деятельности; - систематизировать работу по устному оцениванию; - заметить и развить особые способности к предмету, помочь ребенку в становлении личности. Ведущими принципами моей педагогической деятельности являются:
Для реализации данных целей и задач я использую программы и учебники М.М.Разумовской. Данная программа привлекла меня тем, что она настроена на языковое развитие учащихся, помогает овладеть речевой деятельностью: формирует умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, восприятия звучащей речи, учит их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения. Еще важно то, что теория приближена к практике. В программе приведены в систему умения по связной речи. Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: умение говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; учит читать и говорить, соблюдая интонацию; ведется работа над орфоэпически грамотной речью. В учебниках по данной программе мне нравится то, что в них есть материал об ученых-лингвистах, упражнения ЗСП, словарные диктанты, различные виды словарей, много вспомогательного материала. Это предоставляет мне возможность делать выбор в организации познавательной деятельности и формировать интерес к предмету. Своей главной задачей считаю научить детей рассуждать, вести дискуссию, самостоятельно добывать знания. В соответствии с данной программой был подобран комплект учебников под редакцией М.М.Разумовской, а в 11 классе под редакцией Власенкова. Материалы учебников, методические рекомендации к ним, дидактические материалы, дополнительная литература по предмету - все это во многом мне помогает для осуществления поставленных задач. Постоянно совершенствуя учебный процесс, в своей работе ищу новые приемы обучения и использую их в сочетании с традиционными. Стараюсь, чтобы каждый урок был результативным, и достичь этого можно только при условии, если привить учащимся стремление к активной творческой деятельности. По тому, насколько самостоятелен ученик в решении поставленных перед ним задач, сужу о прочности его знаний. На уроках пользуюсь различными формами и методами. В среднем звене использую такие методы: - практический (выполнение упражнений учебника); - репродуктивный (анализ языковых единиц, построение предложений по моделям, подбор синонимов, однокоренных слов); -объяснительно- иллюстративный (сообщение, чтение учебника); - эвристический (устное словесное рисование, творческий пересказ); - исследовательский (анализ языковых единиц разных уровней); - метод устного изложения знаний и активизация познавательной деятельности учащихся (объяснение, рассказ, лекция, иллюстрирование); - методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником, языковой разбор); -метод самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (выполнение аналитически-синтетических упражнений, преобразование языкового материала); - метод проверки и оценки знаний учащихся, навыков учащихся (диктант, лабораторная работа, контрольная работа, тестовая работа). В старшем звене: - метод работы по применению знаний на практике; - метод выработки умений и навыков (трансформация текста, конструирование, моделирование, подбор синонимов, изложения, сочинения, монологическое высказывание); - наглядные (иллюстрирование, демонстрация); -проблемное изложение изучаемого материала (создание проблемной ситуации, решение частной лексической, грамматической задачи). Совокупность этих методов позволяет мне охватить все стороны учебного материала, заинтересовать ребят, использовать полученные знания в новой ситуации. Для организации развития успешной деятельности на уроках русского языка включаю в урок индивидуальные и групповые формы работы: индивидуальные консультации, собеседования, работа в сменных и динамичных парах и группах, работа в малых группах по выполнению творческих заданий, комбинированный урок, урок анализа письменных работ учащихся, урок – соревнование, нетрадиционные формы внеклассной работы (КВНы, викторины и т.д.). Использую элементы методики А.Г.Ривальна «Устное и письменное выполнение упражнений в парах сменного типа». На уроках применяю следующие приемы, усиливающие интерес и способствующие развитию внимания, памяти, мышления, такие как: дополни предложение, найди ключевое слово, «четвертый лишний», составь или разгадай кроссворд, лингвистическая дуэль и др. Для стимулирования мыслительной деятельности учащегося пользуюсь опережающим обучением. Остановлюсь на некоторых приемах, которые представляются мне наиболее эффективными, помогающими активизировать познавательную активность. Организую процесс подготовки и выполнения учащимися творческих заданий в виде мини-исследований, докладов, сообщений. Организую уроки в виде пресс-конференций (приложение № 2), а также в среднем звене провожу различные виды уроков: урок-беседа, урок-соревнование, урок-путешествие, уроки с игровыми элементами. В старшем звене уроки-диспуты, уроки – лекции, уроки-практикумы, уроки-зачеты (приложение № 3), семинары. Нацеливаю ребят на научно-исследовательскую деятельность. Например, при изучении темы «Лексика» даю такие исследовательские задания: откуда к нам пришло слово «хлеб»? что такое батожья? найти в словаре 10 профессиональных слов и т.д. Большое внимание уделяю комплексному анализу художественного текста (приложение № 4), его эмоциональному восприятию. На уроках учу ребят сопереживать, думать, высказывать собственные мысли и проявлять истинные чувства. Все это способствует развитию монологической речи, творческому воображению (приложение № 5). Обращаю большое внимание на развитие монологической речи учащихся, так как устная речь, проговаримаевая в слух, обеспечивает осознанное усвоение и накопление знаний о стилях и типах речи, строение речи, порядок слов в предложениях. С этой целью использую задания: завершить предложение, вставить пропущенное слово, пересказ лингвистического текста, полный ответ на вопрос. На понятийной основе строится работа над изложениями и сочинениями: ребята учатся анализировать тексты и создавать собственные высказывания, полагаясь не только на чувство языка, на речевую интуицию, но и опираясь на знание определенных правил строения текста. Например, в 7 классе учащиеся могут самостоятельно определить стиль текста. Или, отрабатывая порядок стилистического разбора, обращаю их внимание на то, что полный разбор состоит как бы из двух действий: вначале они должны создать речевую ситуацию и на ее основе определить стиль речи (выполнить действие «подведение под понятие»), затем с помощью языковых средств раскрыть особенности данного стиля (выполнить действие «выведение следствия из понятия»). Следствием этого является повышение интереса к предмету. Уроки диагностики и контроля знаний провожу в устной и письменной форме, используя самостоятельную письменную работу с разноуровневыми заданиями, контрольные и проверочные диктанты (словарные, выборочные, цифровые, ввиде схемы, комментированный во время письма, по памяти, графические), тестирование, изложения и сочинения разных видов (приложение № 6). Провожу систематические проверки домашнего задания, работу над ошибками упражнений, диктантов, обязательную работу в тренировочных тетрадях (в классе и дома). На уроках проверки и корректировки знаний даю возможность ребятам найти и исправить свою ошибку. На таких уроках стараюсь максимально выявить картину степени усвоения материала, чтобы оказать индивидуальную помощь, дать консультацию. Все это способствует формированию устойчивого интереса к русскому языку. Использую различные виды таблиц, схем, графиков, которые помогают ребятам запомнить и в дальнейшем использовать схемы анализа письменной работы: сочинения и изложения (приложение № 7). Наряду с уроком использую такие формы занятий, как групповые и индивидуальные консультации, собеседование, зачет. Так на уроках русского языка ребята работают в парах (сильный + слабый ученик). Это дает возможность в спокойной обстановке разобраться слабому ученику в своих пробелах, а сильному – проверить прочность своих знаний. Если кто-то сомневается, то обращаются ко мне за помощью. Очень важно для меня было систематизировать работу по устному оцениванию. Здесь основную роль играет содержание, объем и формы домашнего задания. Например, такие как: дифференцированное, особое задание (подготовить доклад или сообщение), творческое (придумать схему, составить тестовые задания по теме, придумать 15 слов на данное правило, идеальное задание (выполнить дома работу по собственному выбору и пониманию и т.д.). Продумываю формы подведения итогов урока. Это бывает опрос-итог, обсуждение домашнего задания, вопрос, нацеливающий на следующий урок. Например, при изучении темы «Понятие о бессоюзном предложении» задаю вопрос: «Как вы думаете, какими знаками препинания будем выделять сложное бессоюзное предложение?» При планировании урока отмечаю в плане, где и за что можно поставить ученику оценку, на каком этапе урока его можно оценить. Для развития познавательной активности и логического мышления стараюсь создать комфортные условия общения на уроке через опору на положительные качества ребенка, методы поощрения и стимулирования; большое внимание уделяю словесным поощрениям. Организую выставки работ «Наше творчество», публичное выступление, участие в конкурсах. Для стимулирования познавательной и творческой активности учащихся очень важно знать силы каждого ученика, чтобы прийти к твердому убеждению, что все они способны справиться с поставленными перед ними задачами. Поэтому в своей работе использую средства диагностики по выявлению видов памяти, воображения, уровень мотивации, знаний и умений учащихся (индивидуально и в общем). Чтобы удобнее было отслеживать результаты работы, веду в каждом классе аналитический учет ЗУН, по которым хорошо видно: а) какими знаниями обладают учащиеся по отдельным темам, б) какие темы курса даются учащимся легко, а какие - с трудом. Обращаю внимание на трудные темы для данного класса и отдельного ученика, и именно им уделяю большое внимание как на уроках дачи нового материала, так и на уроках повторения и закрепления. Данный мониторинг очень помогает мне в работе: позволяет делать выводы, анализировать, корректировать работу как свою, так и учащихся (приложение № 8). Применяю разнообразный дидактический материал: карточки (с заданиями обучающего, развивающего, контролирующего характера), перфокарты, схемы, опорные схемы-конспекты, таблицы, которые способствуют активизации внимания, мыслительной деятельности, высокой активности детей на уроке. Широко применяю тестовые задания на восстановление логической цепочки, выделение существенных признаков и т.д. (приложение № 9). За время работы систематизировала весь имеющийся дидактический материал. Завела необходимые папки: «Подготовка к ЕГЭ», «Олимпиады по русскому языку», «Внеклассная работа по русскому языку и литературе», «Развивающее обучение», «Эстетическое воспитание», «Концептуальные схемы анализа текста» и др. Они помогают при подготовке к уроку, ими пользуются и учащиеся для выполнения практических и творческих заданий. Например, при подготовке к научно-практической конференции, я почерпнула огромный материал из папки «Развивающее обучение». Уделяю внимание наглядным стендовым пособиям. Их достоинства: наглядность, помощь в систематизации знаний, экономия времени на уроке, возможность выполнения индивидуальных задач большим количеством учеников, многовариантность применения. В основном это таблицы и некоторые схемы, которые всегда перед глазами в необходимую минуту. Постепенно данный материал зрительно запоминается, что способствует прочному усвоению знаний. Много времени отвожу работе в кабинете. Составлен перспективный план работы кабинета, в котором отражены следующие направления: организационная, учебно-методическая, внеклассная работа, работа со слабыми учащимися, с консультантами, ремонт кабинета. Оформила вместе с учащимися стенды «Литературный календарь», «Готовимся к экзаменам», «Это интересно», «Наше творчество» (приложение № 10). Веду большую внеклассную работу по предмету, что позволяет ребятам самовыражаться, развивать и применять творческие навыки. Ежегодно провожу предметную неделю, интеллектуальные игры в рамках школьного, интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?», очные и заочные викторины. Являюсь руководителем предметного кружка «В мире русского языка», который обогащает дополнительными знаниями учащихся о русском языке. Среди тем программы: «Иноязычные слова русского языка», «Откуда пришло письмо?», «Лингвистические задачи». Систематически провожу школьные олимпиады по русскому языку (приложение № 11), ребята принимают участие и в районных олимпиадах, участвуют в районных и областных конкурсах. Технология, по которой я работаю, дает возможность получать высокие результаты учебно-воспитательного процесса. Показателями эффективности своей работы считаю: - ежегодно учащиеся 9 и 11 классов выбирают в качестве экзамена по выбору русский язык; - участие в районных и областных конкурсах (например, участие в областном конкурсе сочинений по истории родного края, в конкурсе творческих работ к 60-летию Победы, в областных и районных конкурсах «Дуновение вдохновения», «Созвездие», «Если бы я был начальником ГИБДД»); - хорошую оценку получили научно-исследовательские работы ребят на научно-практической конференции в 2002 г., 2003 году (работы награждены ценным призом и дипломами лауреатов, грамотой за участие на областном уровне); -демонстрируют высокие результаты на интеллектуальных состязаниях, становятся победителями школьных олимпиад по русскому языку, принимают участие в районных олимпиадах; - многие выпускники сдают вступительные экзамены по русскому языку на положительную оценку; - подтверждают свои знания по русскому языку на сдаче ЕГЭ. В эпоху модернизации процесса образования осознаю необходимость совершенствования своей деятельности через самообразование: с опытом работы выступала на районных пед.чтениях и заняла 2 место, в 2004 году прошла курсы повышения квалификации при НИПКи ПРО, курсы по программе INTEL (2004 г.). Я считаю, что моя технология способствует реализации основной цели преподавания русского языка в школе - обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью, созданию условий для интеллектуального, эмоционального, духовно - нравственного развития ребенка, его подготовки к деятельному участию в общественной жизни страны и своей собственной. |
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка I. Методы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения русскому языку 7 | Работа в малых группах как одна из форм организации познавательной... | ||
Доклад на рмо учителей математики на тему «Привитие устойчивого интереса к математике через развитие и применение творческих способностей учащихся к активизации и управлению... | Доклад на рмо учителей математики на тему «Привитие устойчивого интереса к математике через развитие и применение творческих способностей учащихся к активизации и управлению... | ||
Урок по русскому языку. Тема: «Придаточные обстоятельственные» Оборудование: учебники «Русский язык. Практика», «Русский язык. Теория», тетради, презентация, тесты | Рабочая программа. Русский язык 9 класс Пояснительная записка Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программы по русскому языку к учебному комплексу 5-9 классов... | ||
Программа по русскому языку к учебникам для 5 9 классов (авторы программы... Русский язык. 7 класс. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др. Русский язык. М.: Просвещение, 2012 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развивающие: развитие и поддержка внимания учащихся через смену учебной деятельности; развитие речи учащихся через организацию диалогического... | ||
Рабочая программа по русскому языку для VII класса составлена с использованием... Рабочей программы по русскому языку для основной школы (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской,... | Формирование образно-эмоциональной стороны речи учащихся первого... Цель: научить различать стили литературного языка, развивать устную и письменную речь учащихся, воспитать любовь и уважение к русскому... | ||
Занятие 3 Формы организации познавательной деятельности учащихся Цель занятия: познакомиться с продуктивными формами организации познавательной деятельности учащихся, приёмами работы с текстом | Занятие 3 Формы организации познавательной деятельности учащихся Цель занятия: познакомиться с продуктивными формами организации познавательной деятельности учащихся, приёмами работы с текстом | ||
Тема проекта группы Организация проектной деятельности учащихся с целью повышения познавательного интереса к русскому языку, русской литературе, русской... | Конспект урока по русскому языку 3Б класс Учебник «Русский язык» Русский язык. Дидактический материал. 3 класс, Канакина В. П., Горецкий В. Г русский язык. 3 кл. Рабочая тетр для нач шк, слайд –... | ||
Программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного... Федерального государственного стандарта основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику Русский... | Рабочая программа курса «Русский язык» для 9аб классов на 2012-2013... Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов Л. А тростенцовой,... |