Рабочая программа. Русский язык 9 класс Пояснительная записка





Скачать 143.68 Kb.
НазваниеРабочая программа. Русский язык 9 класс Пояснительная записка
Дата публикации04.11.2014
Размер143.68 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лопатинская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа.

Русский язык 9 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта общего образования (2004г), Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программы по русскому языку к учебному комплексу 5-9 классов (Программы общеобразовательных учреждений, русский язык 5-9 классы. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский).

Задачи преподавания русского языка.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи.

Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся:

  • языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, развития языкового и эстетического идеала;

  • коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения;

  • лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Программа содержит:

  • отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д.;

  • речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;

  • сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

Структура:

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Материал школьного курса русского языка по классам полагается следующим образом: в 5, 6 и 7 классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография. Систематический курс синтаксиса является предметом изучения в 8 и 9 классах. Однако первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводится уже в 5 классе. Это позволяет организовать рабту над синтаксическими, пунктуационными и речевыми навыками учащихся и подготовить их к изучению систематического курса в 8-9 классах.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа.

Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам.

В каждом классе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Эти уроки дают учителю большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению. Знания, полученные на этих уроках, обобщаются и систематизируются в разделе «Общие сведения о языке», которым заканчиваеся школьный курс русского языка в 9 классе.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и конце года в каждом классе выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1-4 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.

В программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени, указанного для данного класса. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

В конце программы каждого класса в специальном разделе перечислены основные умения и навыки, которые формируются в процессе изучения сведений о языке и речи.

Средства обучения.

  • учебно-наглядные пособия;

  • экранные и звуковые средства;

  • настенные таблицы;

  • демонстрационные карточки;

  • раздаточный изобразительный материал;

  • мультимедийные презентации;

  • репродукции картин;

  • справочная литература, словари.

Использование наряду с уроками такие формы занятий, как семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые требуют более активного самостоятельного изучения материала. Для успешной работы указанных форм занятий учитель должен приобщить учащихся и к разнообразной научно-популярной литературе по русскому языку и лингвистике в целом. Все это способствует повышению интереса к русскому языку у ребят и более качественному его преподаванию.

Метапредметные связи:

Наиболее тесные и органические связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. При обучении русскому языку широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста, а также отдельные типы речи. Связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ.

Одинаковые лингвистические понятия имеют место в курсе изучаемых иностранных языков. Близкие понятия содержатся в курсе литературы, изобразительного искусства; на уроках истории учащиеся знакомятся с архаизмами, историзмами, заимствованными словами, широко вводят их в речь; при изучении географии – с вопросами народонаселения и языковыми группами; на уроках биологии – с вопросами мышления и речи; при занятиях музыкой – со звуком, тембром, интонацией.

Метапредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание школьниками изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по русскому языку.

После изучения русского языка за курс 9 класса учащиеся должны знать/понимать:

  • изученные основные сведения о языке;

  • определения основных языковых явлений;

  • речеведческие понятия;

  • пунктуационные правила;

  • обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

уметь

  • производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

  • составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

  • определять стиль и тип речи;

  • соблюдать все основные нормы литературного языка.

По пунктуации

  • находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами;

  • находить и исправлять пунктуационные ошибки;

  • производить пунктуационный разбор предложения.

По орфографии

  • находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор;

  • правильно писать слова с изученными орфограммами;

  • находить и исправлять орфографические ошибки;

  • производить орфографический разбор слов;

  • правильно писать изученные в 5-9 классах слова с непроверяемыми орфограммами

По связной речи

  • определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи;

  • подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику;

  • составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи);

  • писать сочинения публицистического характера;

  • писать заявление, автобиографию;

  • совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте;

  • свободно и грамотно говорить на заданные темы;

  • соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.

В программе предусмотрены задания ориентированные на подготовку к сдаче единого государственного экзамена.

Учебно-тематический план по разделам



Название раздела

Кол-во часов

1

Повторение пройденного в 5-8 классах

8

2

Сложное предложение. Культура речи

51

3

Общие сведения о языке

3

4

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи

6

Из них:

Контрольных диктантов: 5 часов

Развитие речи: 8 часов

Содержание обучения (68ч)

Международное значение русского языка. (1ч)

Раздел 1. Повторение пройденного в 5-8 классах.(7ч)

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Раздел 2. Сложное предложение. Культура речи.(54ч)

2.1. Сложные предложения.(1ч)

Союзные сложные предложения.(6ч)

Сложносочиненные предложения.(5ч)

  1. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания.

  2. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

  3. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения.(24ч)

  1. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений. Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

  2. Умение использовать в речи сложноподчиненные и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

  3. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему. Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения.(8ч)

  1. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

  2. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

  3. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи.(7ч)

  1. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

  2. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

  3. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Раздел 3. Общие сведения о языке.(3ч)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

Раздел 4. Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи.(6ч)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи. Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы. Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику). Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему. Конспект и тезисный план литературно-критической стаьи.

Список литературы

  1. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. Москва Изд. «Просвещение»2006,38с.

  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: универсальное пособие. – М.: ВАКО, 2006. – 224 с. (В помощь школьному учителю).

  3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе : кн. Для учителя/ Г.А. Богданова. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2006. – 171 с.

  4. Русский язык. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе / [Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, С.И. Львова, Т.Н. Роговик]. – М.: Просвещение, 2010. – 175 с. – (Государственная итоговая аттестация).

Средства обучения

Электронные образовательные ресурсы

  1. CD диск «Фраза».

  2. Тренажер по орфографии.

  3. Тренажер по пунктуации.

Таблицы

  1. Стили речи.

  2. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

  3. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

  4. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

  5. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

  6. Пунктуация в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью.


Рассмотрено Утверждено

На заседании творческой группы Педагогическим советом

№________ от _____________ МОУ «Лопатинская средняя

Руководитель______________ общеобразовательная школа»

Протокол № ____ от _____

Директор ________ /АнтипинаЛ.А./

ФИО автора : Панина Юлия Анатольевна

Рецензенты:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рецензия. Содержание программы рассмотрено на заседании творческой группы учителей, дата ___________, одобрено,

Рекомендована к реализации в МОУ «Лопатинская средняя общеобразовательная школа

Стартовый контрольный диктант по теме

«Повторение изученного в VIII классе »

Приближение ночи

Летний день угасает, и в засыпающем лесу воцаряется гулкая тишина. Вершины сосен-гигантов еще алеют нежным отблеском догоревшей зари, однако внизу становится темно. Аромат смолистых ветвей, острый и сухой, слабеет, зато сильнее чувствуется сквозь него приторный запах дыма, расстилающегося по земле от дальнего лесного пожара. Неслышно и быстро опускается на землю ночь. С заходом солнца примолкли птицы.

Совсем стемнело. Глаз, привыкший к постепенному переходу от света к темноте, различает вокруг неясные силуэты деревьев. Ни звука, ни шороха не раздается в лесу, а в воздухе чувствуется удивительный травяной запах, плывущий с полей.

Всюду: и направо, и налево от тропинки – простирается невысокий путаный кустарник, и вокруг него, цепляясь за ветки, колеблясь и вытягиваясь, бродят разорванные клочья тумана, неясные, белые.

Странный звук неожиданно разносится по лесу. Он протяжен, низок и, кажется, выходит из-под земли. (133 слова)

Промежуточный контрольный диктант по теме «Пунктуация в бессоюзном сложном предложении»

В Подмосковье есть у меня заветное место – лесная поляна вдали от дорог.

Особенно хорошо здесь ранней осенью. На рябину прилетают кормиться дрозды, в сухих листьях ежевики шуршат ежи, и самое главное – осенью сюда приходят лоси. Я не сразу догадался, почему под вечер почти всегда вижу тут двух-трех лосей. Однажды все прояснилось: они приходили пожевать яблоки. Поляна упирается в заполненный рыжим бурьяном брошенный сад. Неизвестно, кто и когда забыл посаженный сад. Деревья в нем выродились, и плоды дают только растущие от корней ветки. Охотников до нестерпимо кислых яблок в лесу, кажется, не было, но однажды, присев на краю сада, я услышал: яблоки похрустывали на чьих-то зубах. Я приподнялся и увидел: один лось, задирая голову, мягкой губой захватывал яблоки, другой собирал яблоки, лежащие на земле.

Такие картины память наша хранит как лекарство на случай душевной усталости. Сколько раз после трудового дня я приходил в себя и, успокоенный, засыпал, стоило только закрыть глаза и вспомнить рябины со снующими в них дроздами, запах грибов и двух лосей, жующих кислые яблоки…(165 слов)

Итоговый контрольный диктант

Сильный ветер шумел в вершинах островов, и вместе с шумом деревьев доносилось беспокойное кряканье озябших уток. Уже в течение двух часов плот несло по быстрине, и не видно было ни берегов, ни неба. Подняв воротник кожаной куртки, Аня сидела на ящиках и, сжимаясь от холода, смотрела в темноту, где давно исчезли огоньки города.

Только позавчера, после пересадки с поезда на самолет внутренней линии, она прибыла в сибирский этот городок, старинный, купеческий, с современными громкоговорителями на улицах, усыпанных пожелтевшей хвоей, и, в один день получив назначение, не найдя в себе смелости расспросить о новом месте, плыла теперь в геологическую партию с совершенно незнакомыми людьми. Ей было неспокойно, как было и в продолжение полуторачасового полета на потряхивающем самолете, и не проходило ощущение странного сна, который должен вот-вот оборваться. Однако все было реальным: растаяли в непроницаемой тьме желтые искорки фонарей, она сидела на ящиках, и от порывов ветра в конце плота разгорался огонек чьей-то трубки; поскрипывало равномерно весло; черным пятном проявлялась человеческая фигура. (160 слов)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа. Русский язык 9 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа «Русский язык. 9 класс»
Рабочая программа «Русский язык. 9 класс» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Рабочая программа. Русский язык 9 класс Пояснительная записка iconРабочая программа. Русский язык 10 класс. Пояснительная записка
Л. М. Рыбченкова, Н. А. Николина. «Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. Сборник. 10-11 классы». М.,«Просвещение»,...
Рабочая программа. Русский язык 9 класс Пояснительная записка iconРабочая программа учебного предмета Русский язык 9 класс Пояснительная записка
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ мо РФ №1089 от 05. 03. 04.)
Рабочая программа. Русский язык 9 класс Пояснительная записка iconУчебник «Русский язык» 2 класс (Авторы: Иванов С. В., Евдокимова...
Русский язык 2 класс(наглядное пособие для интерактивных досок с текстовым заанием)
Рабочая программа. Русский язык 9 класс Пояснительная записка iconКонспект урока по русскому языку 3Б класс Учебник «Русский язык»
Русский язык. Дидактический материал. 3 класс, Канакина В. П., Горецкий В. Г русский язык. 3 кл. Рабочая тетр для нач шк, слайд –...
Рабочая программа. Русский язык 9 класс Пояснительная записка iconРабочая программа учебного предмета Русский язык 9 класс Пояснительная записка
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Рабочая программа. Русский язык 9 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 класс рабочая программа по русскому языку...
РФ. Обучение ведётся по учебнику: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова «Русский язык. 5 класс» М., 2013 г./ Научный...
Рабочая программа. Русский язык 9 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса (М. Т. Баранов,...
М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н,М. Шанского (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 класс/ Сост. Л. И. Рыбченкова....
Рабочая программа. Русский язык 9 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа «Русский язык 10-11 класс»
Составлена из расчета 4 часа в неделю (расширенный профильный уровень). Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень...
Рабочая программа. Русский язык 9 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка примерная рабочая программа составлена на основе...
А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой «Русский язык. 10 – 11 класс», закона Белгородской области от 06. 2009 года №82 «О внесении изменений...
Рабочая программа. Русский язык 9 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка Предмет «Русский язык»
«Русский язык» в средней школе – это предмет, максимально приближенный к потребностям выпускника. Он отражает жизненные ориентиры...
Рабочая программа. Русский язык 9 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка. Русский язык. 4 класс рабочая программа по...
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,...
Рабочая программа. Русский язык 9 класс Пояснительная записка iconРабочие программы 1 класс Русский язык Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по русскому языку для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа. Русский язык 9 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Требования госта впо...
«Филология». Магистерская программа «Русский язык», уровень подготовки – магистр (очная форма обучения)
Рабочая программа. Русский язык 9 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Требования госта впо...
«Филология». Магистерская программа «Русский язык», уровень подготовки – магистр (очная форма обучения)
Рабочая программа. Русский язык 9 класс Пояснительная записка iconРабочая программа «Английский язык» 5 класс Пояснительная записка рабочая программа
Примерной программы основного общего образования по английскому языку. Английский язык. –М. Просвещение, 2011. Авторы: Кузнецов А....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск